У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Она проникла в различные философские области знаний

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.2.2025

11

Человек – предмет философского анализа 

Антропоориентированность философского знания:

не есть очередная проблема,

идея человека – стержень философского контекста в целом.

Она проникла в различные философские области знаний.

Первичность антропологии в генезисе философии. Чтобы начать познавать окружающий мир (гносеология), строить его онтологическую картину (онтологию), оценивать (аксеология), человек прежде всего должен был обосновать свою собственную отдельность от окружающей действительности, заглянуть в себя и затем уже с позиций самосознания проецировать собственную сущность на реальный мир.

Философия должна ответь на вопрос: «Что есть человек?» – именно она.

Специфика ответа на этот вопрос:

указать сущность человека

философию интересуют отличия человека от других сущностей, а сколько он есть сам по себе

Философское значение всегда трансцендентно, следовательно человек в природе должен предстать как абстрактная идея человека. Рефлексия (наблюдение) над человеком – саморефлексия.

Философское понимание стирает резкую грань между миром и человеком, создавая картину мира в человеке и человека в мире.

Человек в его отношении к миру:

объективистская концепция:

мир объективен, не зависит в своем существовании и качествах от желаний субъектов и человеческих способов видения.

Гегель, Маркс

Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и показывает мир таким, как он есть.

субъективизм:

мир, общий для всех живущих, заменяется на множество «миров».

Я сам себе вселенная

Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «Я». Следовательно, трудно сказать, есть ли что либо объективное.

огромное пространство между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска:

что в мире от нас и что от самого мира?

Что есть от субъективности и что от объективности?

Что зависит от человека и что нет?

философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том, возможно ли вообще его постижение и как именно возможно? Т.е. можем ли мы получать объективные знания о мире или все они субъективные?

Два подхода:

никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может.

Возможно взаимопонимание между людьми, следовательно, можно формулировать единые общезначимые представления.

Мир – сплав субъективного и объективного.

Различные определения модели человека:

единого как абсолютно верного нет и, вероятно, не будет. (Многие философы пытаются ответить.)

Чаще всего ссылаются на отличающую характеристику на его разум

Конец 19-го – начало 20-го веков – философия жизни. Человек – абсолютизирование иррационального начала.

В то же время, философская антропология:

Отец-Шиллер: человек в отличие от всего остального наделен духовной жизнью, что дает ему «внутри себя бытие»

Плеснер:

его собственное бытие скрыто от него

может создавать собственные рефлексивные формы сознания – наука, искусство, философия, религия …

формулирует свой внутренний мир.

Самая очевидная специфика – приспособленность человека к жизни с помощью создания им второй природы.

Однако, перечисление отличительных черт не решает проблемы определения, ибо всегда будет оставаться вопрос: не поискать ли еще какую характеристику?

Чтобы снять эти вопросы, надо с самого начала задать основание, критерии, по которым все характеристики будут назначаться. В качестве такого основания предполагается считать то обстоятельство, что человека нельзя подвести под более широкое родовое понятие (под род живущего). Субъективность выводит человека из природы.

Модель философского объяснения человека.

Экзистенциализм. В центре его внимания практически одна большая проблема – проблема отдельного человека. Человек рассматривается вне связи с внешним, социальным миром.

Марксизм. Человек – уникальный феномен. Он одновременно и природное и общественное существо. Способ бытия человека – его предметная деятельность. Исходные качества человека, как субъекта, открываются в практике.

2.9 Биологическое и социальное в человеке

1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков

а) Анотомические особенности как биологического вида:

Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности

Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции

Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях

Большой мозг и сложная нервная система

Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка

Длительная зависимость детей от родителей

Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков (животное, обезъяна-люди, гомениды, современный человек)

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг и прямая походка)

2. С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.

3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.

4. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке

Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей

5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

Концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими (натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)

Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм)

Человек: свобода и ответственность

Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю чел рода, персонификации. Это и есть личность.

Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть целостная система, диалектического взаим качеств общих, типических (общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни чел.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.

Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц норм.

Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность.Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.

Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность в жизнь общ. Соц осущ в филогенезе (формирование родовых св-в и качеств человечества) и онтогенезе (форм конкретной личности). Лич --- всегда в процессе формирования, застывшая лч есть деградация.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Одновременно с формир личности складывается и характер личности - психолог стержень человека. "Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность" - Гегель.

Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов. Если же характер чел разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство.

Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерж. в ней сознательно-волевое начало.

Ч-к как индивиду альность выраж.себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности

можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства

нередко приводят к тому, что чел, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравств личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей "не-личности", т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл "Я".Личностные качества обусловлены не только внешним, но и внутренним, духовным содержанием.Личность есть категория религ-духовная, индивид натуралистически-биологическая.

Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Изоляция --- страшное наказание. Еще страшнее есть навязывание чужой воли.Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Аналогично не личность, лишенный рассудка или разума. Они не могут нести ответственность за свои действия. свобода и ответственность есть неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности, субъекту кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств предполагает с 1 стороны осознание должного, а с др - возм своб выбора путей его реализации. Свобода есть специфически человеческий способ бытия: "Мера свободы входит в понятие человека". Мера своб как творческого самовоплощения чел определ уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степ познания и овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы явл мерой общ прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди располаг в своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью своей своб, выражающейся в свободе выбора из совокупности возм, предоставляемых ей обществом. Но свобода для одного есть несвобода для другого (диктатура). Свобода есть относительное понятие.

Новая этич проблема соотношения свободы и ответственности личности. В техногенной цивилизации человек может сделать больше, чем он имеет прав. Лозунг свободы "Не мешайте действовать!" восходит к эпохе бурж рев. Это критика разных феод регламентаций. Развитие капитализма сопровождается требованиями разл свобод. Св стала основной ценностью. Экзист, Сартр: мы приговорены к свободе, человек всегда имеет возможность выбора и пытается переложить ответственность на других.

1979 г Ионас указание на относительный характер свободы как ценности. Два типа ответственности. Классическая, ответственность за последствия. Должен предусмотреть резты, а это возможно, если он действ свободно и самостоят. Отвечать приходится перед судом, людьми,

богом, что ставит личность в положение обвиняемого. Этика конструктивности, он как бы конструирует свои действия.

Неклассическая. Невозможность предусмотреть последствия. Ответственен не изначально за неудачи действий в рамках оргструктуры, а за порученное дело, за успех последнего. Ответственность теперь связана не с абс свободой, но с нормами и функциями демократического общ. Это понятие идет параллельно развитию свободного общ.Она насыщена проблемами, в частности, групповая ответственность и степень отв каждого.

Человек, индивид, индивидуальность, личность.

Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы: Отдельное живое существо, особь, отдельный человек - в отличие отколлектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление индивида и общества образуют исходный пункт различных концепций индивидуализма).

Индивидуальность - неповторимая своеобразие какого либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную еденичность (Индивида) в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (Темперамента, характера и т.п.).

Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:

Устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.

Понятие личности, употребляемое в этом значении, нужно отличать от понятия индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица.

Проблемы личности в философии - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы граници его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора. И именно этот выбор конституирует его как личность.

В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности: ее биологические и социальные детерминанты, степени свободы личности по отношению к природе, обществу и самой себе.

Отправная точка в социологических исследованиях личности - неиндивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет.

Социология личности имеет разные уровни исследования:

Изменения социального типа личности и степени ее свободы в зависимости от характера общественного строя;

Соотношения автономных факторов социализации личности в разных социальных системах;

Личность в организации;

Потребности, мотивы и цинностные ориентации личности.

Человек - есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобоетенного.

Человек кристализует в себе все, что накопленно человечеством в течении веков.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Осознание человека себя как такового всегда опосредованно его отношениями к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индтвидуальность. И вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигаент самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления как субъекта исторического процесса.

Человек в историко-культурном контексте.

«Философия и история развиваются по отдельности» - эта разделенность была преодолена только в 18-м веке (становление исторического сознания). Ставились вопросы о направленности и смысле исторического процесса, предназначении и роли человека в этом процессе, как исторический процесс отражается в этом процессе.

«Философия - история» - термин введен Гегелем. Человек историчен как природное и социальное существо, только благодаря этому история становится подлинно человеческой.

Во имя чего совершается исторический процесс, т.е. смысл, цель исторического процесса? Цель ставит человек и в соответсвии с ней он определяет смысл. История продукт деяетльности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы.

Кто делает историю? Ответ:

народ

роль личности: каждая личность, создающая материальные блага, или духовные ценности, играет определенную роль.

выдающиеся личности: политические и государственные деятели, ученые, деятели литературы и искусства.

Что есть выдающаяся личность?

Гегель:

великие люди появляются, когда созревают необходимые условия для принятия решительных действий, имеющих всемирное историческое значение.

вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный момент обществу и делают это.

появление великих людей необходимо и неизбежно - они спасают мир.

не все довольны их деятелдьностью, следовательно, критика, но Гегель считал, что это не уместно

Чернышевский:

выдающаяся личность должна исходить из общих интересов,

должен быть честнмы, добрым и т.п.

Ясперс: та личность «которая чувствует ответсвенность за свободу».

Вывод: существуют различные ответы на вопрос о том, кого считать выдающейся личностью.

историческая необходимость,

учет общественных интересов,

реализация свободы.

Эти точки зрения не проитиворечивы, если их рассматривать в конкретной исторической ситуации.

Выдающиеся личности не рождаются, необходимы:

исключительные обстоятельства, которые возникают на крутых поворотах истории и оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие.

личностные качества.

социальн-политическое положение.

состояние цивилизованности народа.

Культ личнсоти:

Это обожествление человека, слепая вера в его сверхестественные способности и так как связано с личностным доверием и преданностью лидеру, но лидер положителен.

Культ личности в различные эпохи истории

Первобытные:

выдумывали сверхестественные силы

культ явлений природы, растений, животных

культ вождей - хранителей обычаев и традиций.

Возникновение человечества: - человечетсво сосредотачивает в своих руках огромную власть, его деятелность приобретает как бы сверхестественный характер. Следователно, поклонение лидерам как богам. (Александр Македонский требовал, чтобы его обожествляли).

Феодальный строй: - религиозная окраска, монархическая форма правления, следовательно культовая окраска укрепляется. Считается, что люди находятся на вершине власти, творят историю. Это из-за:

а) заимстования религиозного представления о культе правителей и господства култового сознания.

Б) абсолютизация личности в истории.

В) рассматривание истории как дискретного процесса.

Капиталистический строй:

наносится сильный удар по культовому сознанию,

необходимость максимальной эффективности производства => абсолютный культ товара.

культ личности только случаен, в переломные моменты (война), когда люди не уверены в завтрашнем дне.

Социализм:

культ неизбежно возникает, если переход к нему происходит при неразвитости общественных отношений, правовых отношений, т.д.

слепо верят вождям, так как сами не могут разобраться в действительности.

Вывод: культ личности возник исторически в тех социальных системах, где были не развиты общественные отношения, где право не приобрело универсальный характер и где самосознание народа имело низкий уровень. Культа личности в стабильном высокоразвитом обществе нет, но и достигнуть этой стабильности фактически невозможно. Корни культового сознания заключаются в том, что окружающий мир человека, социальный и природный сложен и противеречив. Человек сталкивется с трудностями, следовательно ищет помощи. Так как человек познает мир всегда, культовое сознание также будет существовать всегда.

Роль самосознания в историческом процессе

самосознание личности - осознание субъектом своих интересов, идеалов, свего места в истории общества.

самосознание народа - осознание народом своего места и роли в истории.

1) и 2) тесно связаны и вляют друг на друга.

Историчекое сознание тесно связано с самосознанием народа. Это омысление народом своего положения во времени, связи настоящего с прошедшим и будущим.

Историческое сознание - неотъемлемая часть всех форм общественного сознания.

3 уровня исторического сознания:

непосредственная встреча с историей.

определенная система знаний о прошлом.

теоретическое осмысление исторического прошлого.

Исторически: на низших уровнях равзития самосознания не наблюдалось.

Русская и западная традиции в осмыслении человека

Наряду с общим для различных культур и эпох неизменным в различное время пониманием человека существует и серьезная специфика, определяющая разные воззрения на сущность человека, его формирование, его личностные характеристики.

Эта специфика обусловленна воздействием конкретных исторических, демографических, геополитических, духовных и т.д. условий. Все эти воздействия формируют народ, этнос, нацию.

Запад:

Человек- как отдельное «Я»; выделение из общества, осознание этой отделенности; формирование своего лица среди таких -же «Я».

Этому способствовало:

Экономические отношения: формирование института частной собственности, активное развитие товарно-денежных отношений.

Политические отношения: Раннее распространение в европе римского права для отдельно существующих «Я» (Была необходлимая правовая регуляция).

Отдельное и отделенное существование человека, закрепленное в праве. Следовательно, институт демократии.

Все способствовало заданию априорной традиции:

Идеал предприимчивого делового человека со знанием выбранной профессии.

Первейшая необходимость: деловой успех, богатство, материальное благополучие.

Все рационализированно: отношения к обществу, к природе, к другому человеку.

Неслучайно, что в европе зарождается наука.

Россия:

Акцент на духовность, духовность как сущность бытия человека. Душа - основное явление и понятие, которое исследуется русскими мыслителями.

Способствовало православие, человек утвержден в существовании Бога, его сущность- богочеловечна, он - сын божий.

Это сложилось под влияним конкретных экологических условий.

Человек реализовывал себя в сопричастности к другим, в совместности с ними.

Человек не противопоставлял себя природе, а наоборот хотел приобщиться к Богу, природе; человек - живущий под знаком вечности и совершенствующий себя в божественном приобщении.

Развитие:

Европа: развитие как прогресс: совершенствование материального производства, его технической оснащенности, накопление материальных благ и обеспечение материального благополучия.

Россия - Мыслители 19 века: совершенствование души человека, православие.

Свобода:

З.: Свобода «Я» - как отделенность от общества.

Р.: Сопричастность. Эквивалент свободы- воля, основанная не в рамках законности: открытое общение, бунты.

В России: Соборность как личностная характеристика. «Мы не сумма отдельных «Я», но их внутреннее единство. Человек приобщен ко всей вселенной.

Вывод: Черты понимания человека.

Россия

Запад

Трансцендентность

Экзистенциальность

Теоцентризм

Антропоцентризм

Универсальность

Атомарность

Воля

Свобода

Личность: Общая характеристика и типология. Свобода и ответственность.

В настоящее время существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.

 Первая коцепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность человека.

Сущностная концепция является более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъективного позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выражающейся в постоянной коректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности.

Личночть есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с обществеными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

 Одновременно с формированием личности складывается и характер личности - психологический стержень человека. “Только в характере индивидум приобретает свою постоянную определенность” - Гегель.

 Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным хаактером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социальнозначимых идеалов.  Если же характер человека разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”.

Таким образом, личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого человека проявляется уже на биологическом уровне. Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связана не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. Что же представляет собой личностная уникальность?  В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями среды в которой она выращивается. Наследственные особенности, условия среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт - все это вместе и формирует социально психологическую уникальность личности. Но индивидуальность не есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней.

Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяженими жизни человека.

 Необходимость и свобода.

“Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.” Вопрос об отношениях свободы и необходимости  извечен.

Люди обладают значительной свободй в определении целей своей деятельности, средств для достижения этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

См вопрос 36 о свободе и необходимости.

. Антропологическая парадигма в философии. История

антропологических учений. Проблема человека в современной философии.}

Ч-к - это индивид.  Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его

функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и

предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ.

отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2)

Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4)

Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц.

качеств.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определ.

смысла жизни. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого

себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном

осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и

заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в

пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал,

что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Акв.

считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной

лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в себе

чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные

формы. Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила

человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет

ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная

духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют.

Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно

стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного

основания.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.На основе мифологического понимания мира.

Индия --- нравственность человека, пути освобождения его от мира

объектов и страстей. Путь самосовершенствования души  и тела,

достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения

души-атмана в мировой душе, универсальном принципе мира-брахмане.

Концепция круговорота жизни -сансара и закон воздаяния -карма.

Бесконечная цепь перерождений и совершенствования души, если

достоин, то воплощаешься в священнослужителя -брахмана,

представителя власти-кшатрия, земледельца, торговца или

ремесленника - вайшья. Если неправедный образ жизни -- низшая

каста-шудра (непосредственные производители и зависимое население)

или в животного. Человек мыслится как часть мировой души со

стремлением к свободе.

 Китай. Конфуций. нравственное поведение.Человек наделен небом

 этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным

 законом - дао и совершенствовать эти качества. Цель --- достижение

 идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция --

 человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не

 пожелаешь себе. принцип сыновней почтительности и уважение к

родителям. Лао-цзы. Принцип дао--- надо просто ему следовать. Мудрый

правитель руководствуетяс принципом недеяния, одинаково относится ко

всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти.

Восточной фил свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному

и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира

человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек

сам является своим спасителем и богом. Он связан с

трансцендентальным бытием и миром.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Человек есть органическая часть космоса, он есть его

образ, микрокосм и микротеос.Даже боги есть просто реальные действ

лица.

СОФИСТЫ. Мера всех вещей человек, три момента :1) их релятивизм и

субъективизм в понимании блага, добродетели, справедливости; 2)

вводят человека в бытие как главное действующее лицо; 3) процесс

познания наполняют экзистенциальным смыслом и обосновываю экз

характер истины.

СОКРАТ. Основной интерес представляет внутренний мир человека, его

добродетели. Принцип этического рационализма, добродетель есть

знание, тот, кто познал добро и зло, не будет поступать дурно. Задача

состоит в том, чтобы стремиться к нравственному совершенствованию на

основе познания истины. это прежде всего познание себя, своей

нравственной сущности и ее реализации.  Его смерть ради утверждения

справедливости --- апофеоз его нравственной деятельности.

ДЕМОКРИТ. Человек состоит из атомов, из атомов же состоит и душа

человека. Со смертью тела исчезает и душа. При этом цель жизни ---

счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму.

Счастье--- радостное расположение духа, причем важное его условие

есть мера, соблюсти которую помогает разум. Мужественный человек

сильнее своих страстей.

ПЛАТОН. Антропологический дуализм души и тела. Душа делает человека

человеком, а тело --- враждебная ей материя. От качества души зависит

и общая характеристика чел, его предназначение и соц статус. на 1

месте --- душа фил, наиболее мудрая и восприимчивая к знанию, что

является главным в сущности чел и отличает его от животных, на

последнем месте --- душа тирана. В единстве и противоположности духа

и тела и состоит трагизм человеческого сущ, позднее в русской рел фил.

АРИСТОТЕЛЬ. Чел рассматривается как существо природное, социальное и

государственное. Тот, кто не способен вступать в общение или, считая

себя сущ-вом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не

составляет элемент государства, становясь либо животным, либо

божеством. Отлич признаки чел -- его социальность и разумность. Чел

есть единство души и тела. Добродетельная жизнь человека имеет

проявление в деятельности, это единственная возможность самореализации

личности. Иначе добрые качества вообще не могут быть замечены.

Признает приоритет социального целого над индивидуумом. При этом

выступает за экономический индивидуализм(частная собственность) и

этический индивидуализм (следует любить больше всех самого себя), что

не исключает идей самопожертвования. Разумный эгоизм.

ЭПИКУР.На первом плане утрата смысла жизни, экзист ценности.

Интеллектуально-терапевтическая роль философии в излечении

души.Исходный пункт --- индивид, а социум есть лишь средство для

удовлетворения потребностей отдельного чел, его желаний и благ.

В Др Г человек в большей степени открыт миру и занимает  активную

позицию по отношению к общ и его изменению.ТИпичный способ

мышления --- экстравертивная ориентация. Принцип рационализма.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ. Человек есть часть порядка,

установленного богом. Он есть его образ и подобие. Внутренне

раздвоен в рез грехопадения, есть единство божественной и чел природы,

причем каждый имеет возможность приобщения к бож благодати и стать

сверхчеловеком.В социальном плане чел есть ничтожество и винтик , его

задача приобщиться к богу и найти спасение. Драма чел жизни ---

грехопадение -искупление.  Три составл внутреннего мира

разум-сердце-воля.

РЕНЕССАНС. чел есть автономное сущ, ставит его на землю, единство души

и тела, что и есть его преимущ перед другими созданиями. Изначально в

нем заложено стремление к добру, Вера в безграничные силы человека и

его возможности. Свобода воли и выбора, свобода творчества, причем

каждый волен либо возвыситься, либо упасть до животного состояния.

ГОББС. Господство частного интереса. Человек по природе сущ не

общественное, человек человеку волк, война всех против всех есть

естественное состояние общ. Вся жизнь есть соревнование с конкурентами.

ПАСКАЛЬ -- величие и достоинство человека в его способности мыслить.

ДЕКАРТ. Мышление есть единственно достоверное доказательство чел

существования, антропологический дуализм души и тела, две

разнокачественные субстанции. Тело есть своего рода машина,  а

сознание --- его руль.Тело простирается, душа мыслит. Механистический

взгляд получил большое распространение.

ФРАНЦ ПРОСВЕЩЕНИЕ. Ламетри

"человек-машина". При этом рассмотрение человека как продукт природы,

абс детерминированного, он не может даже в мыслях выйти из природы.

Не признавали свободу воли из принципа мех детерминизма. Человек по

природе изначально добр и не греховен.

КАНТ. Антропологический дуализм, нравственно-природный. Человек

принадлежит с одной стороны, миру природной необходимости, с другой,

нравственной свободе и абс ценностям. Как часть чувственного мира явл,

он подчинен строгой необх, как носитель духовности --- свободен.

человек есть законодатель своей теоретической и практической

деятельности.Исходный принцип поведения чел --- нравственный

категорический императив, всякая личность должна быть самоцелью и

самодостаточностью. Человек по природе зол, но обладает зачатками добра.

Цель воспитания состоит в том, чтобы добрые задатки одержали верх над

злом, у всех есть чувство вины. Человек со спокойной совестью не

может быть моральным.  ПРоблема сознательного и бессознательного.

ГЕГЕЛЬ. Рационализм, чел есть выражение познающего абс духа, отличие

от друг сущ --- его разумность. Личность начинается с осознавания

себя как сущ бесконечного, всеобщего и свободного.

ФЕЙЕРБАХ. Самоценность и значимость живого, эмпирического чел. Часть

природы, чувственно-природное сущ.Против идеалистического понимания

чел как дуализма души и тела. Но его чел изолирован от соц связей.

Основное --- отношение между Я и ТЫ, особенно между муж и жен.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Материалистического учение рев демократов и

религиозная фил. Белинский --- судьба индивидуума имеет

первостепенное значение, важнее судеб мира. Достижение свободы и

независимости личности связывает  с соц преобразованиями. Критика кап

и религии, утопич соц. Герцен --- идея русского соц как освобождение

мужика. Его антропология рационалистична: чел вышел из животного сна

благодаря разуму.  Чем больше соответствия  между разумом и

действительностью, тем более чел свободен. Формирование личности

состоит в ее взаимодействии со средой.  Чернышевский ---

природно-монистическая сущность человека. Вводит социальные аспекты

сущ чел, связывает проблему чел и ее решение  с соц преобразованием общ.

Натуралистическая трактовка духовной жизнедеятельности.По его мнению,

фил должна видеть в чел то, что и медицина, физиология, химия.

Разница между сознанием чел и жив носит количественный характер.

Достоевский.  Человек, его предназначение и судьба, Что есть свобода

чел? Он в глубине содержит два начала --- бога и дьявола, добра и

зла. Проявляются они, когда чел на свободе. Соловьев. Человек

совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к

одной великой противоположности между безусловным и условным, абс и

вечной сущностью и преходящим явлением. Чел есть и божество, и

ничтожество. Бердяев. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он

сущ-во природное и ограниченное.Ч-к ---  пересечение высшего и

низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория

духовно-религиозная, индивид --- натуралистически- биологическая,

часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку,

единение с Богом.  Весь трагизм состоит  в столкновении конечного и

бесконечного, временного и вечного, от несоответствия чел как дух сущ

и чел как природного сущ. В русской рел фил сущность состоит в том,

чтобы соед чел богом, причем у Ницше -человекобог, у русск --

богочеловек.  Сугубо гуманистич характер.

МАРКС. Основное в понятии чел --- трудовая деятельность. Общ сознание

определяет  сознание чел, а общ детерминирует свойства чел.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. Ницше. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органич, биологическим, либо истолковывается в

культурно-историческом плане. В фил жизни на перв план выдвигаются

внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция.

Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник

человеческого поведения.

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ. Обеспокоен подлинностью индивидуального чел

существования. Ищет свободу как от природного, так и от других

безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного

идеализма, сциентизма, материализма. На первый план выдвигается не

просто чувства, а процесс чувствования, переживания,

вместо кратковременных чувств --- долговременные.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГУССЕРЛЯ. Пытается преодолеть замкнутость личности,

поэтому переживание считает интенсиональным, изначально направленным

на внешний мир. Человек не просто сущ, а сущ в мире.  сознание чел

Кассирер понимал как манифестацию чел в языке, труде , религии.

Человек --- сущ, которое создает символы самого себя, культуру.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИ. Продолжатели Гуссерля. Ставится задача наоснове частных наук о человеке, биология, психология, социология,

воссоздать целостное понятие о чел.

Итог в современном понимании

1. Человек и уникален, и универсален. Человек -- венец природы,

которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и

универсален, ему ничего не чуждо -- ни космос, ни грубые инстинкты, ни

утонченная, возвышенная деятельность.

2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского

и экстерналистского. Дух мир человека --- это его внутренняя

доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в

игре, труде, худ творчестве. В итоге он оказывается сущ социальным,

общественным.

3. Человек есть единство , но он еще состоит и из частей. Человек

биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный,

этический --- все это объединено в каждой конкретной личности.

4. Человек --- существо историческое, и в качестве такового он

стремится энергично внедрится в будущее. Чел обеспокоен своим будущим,

ибо его везде ожидают кризисы, он и есть сущво кризисное.

5. Человеку не избежать бремени ответственности пред самим собой.

Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических

подходов и идеалов, равно как и в их обновлении.

Современные проблемы человека. Человек в современном обществе. Наряду

с вечными проблемами типа смысла жизни, формирования личности, роли

сознательного и бессознательного в поведении человека, соотношение

биологического и социального встают принципиально новые.

Это ускорение темпа жизни и информатизации общ. Готов ли человек к столь

мощному изменению условий существования. Большая скученность,

множество информации, высокий темп жизни. Может ли мозг

человека адаптироваться в этих условиях? Проблема переэксплуатации

интеллекта. Есть ли ему предел? Реализации возможностей интеллекта,

наращивание и качественное улучшение системы образования.

Нравственные проблемы пред человеком как понимание сущности и времени

смерти и рождения. Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда

можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии

как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для

этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная

проблема -- когда можно говорить о жизни нового человеческого сущва?

проблема борьбы со СПИДом, наркоманией,  алкоголем и возникающая при

этом проблема милосердия. Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему --- если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?

Создалось общество потребления, общ массовой культуры. Хорошо это или

плохо? Исследование этого феномена чел сознания. Проблема чел ценностей и их изменения в процессе развития. Гуманизация ценностей, существуют ли общечеловеческие ценности? Проблема расизма,  апартеида, геноцида, сионизма и связанные с этим теории расовой дискриминации.

Биологическое и социальное в человеке

1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков

а) Анотомические особенности как биологического вида:

Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности

Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции

Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях

Большой мозг и сложная нервная система

Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка

Длительная зависимость детей от родителей

Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков (животное, обезъяна-люди, гомениды, современный человек)

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг и прямая походка)

2. С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.

3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.

4. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке

Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей

5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

Концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими (натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)

Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм)

Человек как биопсихосоциальное существо. Проблема соотношения биологического, социального и психического

 Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биологическим, психическим и социальным. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т. д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным? Любой категорический ответ был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологическому измерению (точнее, физиологическому), но содержание его, его конкретная наполненность - это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем такое, в котором социальное, опосредствуясь эмоционально-интелектуально-волевой сферой, выступает как психическое.

 Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы "спустимся" на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека как личности. Организм и личность - две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.

 "Первая предпосылка всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, - телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе". Когда же мы рассматриваем социальную природу человека или говорим о человеке как о личности, мы отвлекаемся не от биологического компонента вообще, а только от антропологических особенностей его, от изучения его телесной организации и некоторых элементарных психических процессов и свойств (например, простейших инстинктов) в их сугубо естественнонаучной специфике.

 Мы отвлекаемся, например, от естественнонаучного смысла химических реакций, протекающих в функционирующем живом организме, - это задача специальных наук. При рассмотрении личности человека имеют в виду такие ее свойства, которые могут быть описаны в социальных или социально-психологических терминах, где психологическое берется в его социальной обусловленности и наполненности. И телесная организация человека, рассматриваемая уже не с абстрактно-научной стороны, а как материальный субстрат личности, безусловно, не может не влиять на психологические особенности человека. Телесная организация человека, его биология рассматриваются поэтому уже как особый вид материальной действительности, имеющий тесную связь с социальным понятием личности человека.

 Переход от "телесности" как объекта естественных наук к "телесности" как субстрату социально-психологических свойств человека осуществляется только на личностном уровне его изучения. Измерение человека с двух сторон - биологической и социальной - имеет в философии отношение именно к его личности. Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Это, разумеется, не исключает, что в разных познавательных и практических целях акценты на биологическое или социально-психологическое в человеке могут несколько смещаться в ту или другую сторону. Но в итоговом осмыслении непременно должно осуществиться совмещение этих сторон человека. Можно и нужно исследовать, например, то, как проявляется природная, биологическая сущность общественно развитого человека или, напротив, социально-психологическая сущность природного начала в человеке, но само понятие человека, его личности и в том и в другом исследовании должно основываться на понятии единства социального, биологического и психического. Иначе рассмотрение покинет область собственно человеческой сферы и примкнет либо к естественнонаучным и биологическим исследованиям, имеющим свою частную научную цель, либо к культурологии, отвлекающейся от непосредственно действующего человека.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА

Разрушение природной среды, оскудение привычного ландшафта, распространение новейших пандемий, грозящих опустошить Землю, ядерные производства - все это рождает ощущение беззащитности человечества, возможности его гибели. Исследовательская мысль все глубже проникает в загадки живой, одухотворенной материи. Перспективы генетической инженерии, трансплантация органов, клонирование клеток - все это разрушает традиционное представление о неизменной биологической природе человека. Болезненную остроту приобрели психологические проблемы. Разрушение традиционных форм и норм жизни, изменение окружающей обстановки,  новые  виртуальные  элементы  реальности и т.д. приводит к утрате людьми представлений о собственной идентичности устойчивости своего внутреннего мира и специфически человеческих черт.

Эволюция человека основывается на том, что он утратил свою первоначальную родину - природу. Он никогда уже не сможет туда вернуться. У него теперь только один путь: покинуть свою естественную родину и искать новую, которую он сам себе создаст, в которой он превратит окружающий мир в мир.

Философское понимание человека никогда не станет однозначным потому, что единый ответ на этот вопрос исключается предельной противоречивостью нашего бытия.

Высший акт самоутверждения личности заключается в жертвенности,  в том,  чтобы принять страдание и смерть,  но не изменить своему человеческому призванию. Наше бытие и становится в высшей степени человеческим именно тогда, когда мы начинаем понимать, что "Я", личностное начало является чем-то большим, чем собственная жизнь. Таков парадокс: человек обретает себя как личность, только теряя себя как биологическую  особь.

Антропология - учение о природе и сущности чел-ка. Центральная проблема - что есть чел-к. Термин “философская антропология” ввел Кант, как раздел фил-и, интерес кот. прикован к проблеме автономности чел-ка. Занимается выработкой идеи чел-ка на основе знаний, накопленных в разных науках о чел-ке. Современная западная фил.антропология пытается выявить основы и сферы человеческого бытия, индивидуальности и уникальности человеч. личности, ее творческих возможностей, смысл существования.

Происхождение человека. Труд, общение, речь как основные факторы антропосоциогенезиса.

В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:

1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.

б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек.

в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.

2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка  “дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мрового разума..

3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.

появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле - слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения . Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.




1. Агроэкологическая группировка земель для обоснования адаптивноландшафтного земледелия АО Лузинское Омского района Омской области
2. 4 Возникновение рынка корпоративных ценных бумаг рынка акций в России В конце 80х годов в Советском С
3. Тема 7. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
4. правовой статус Косова Одностороннее провозглашение независимости Косова 17 февраля 2008 года вызвало н
5. Автоматизированная система отдела рекламы на радио
6. П Іващенко АКТараканов А
7. 05.2007 N 65ФЗ соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики развития мат
8. Учебное пособие- Учет основных средств
9. Концепция первичных и вторичных качеств и простых и сложных идей у Дж
10. На тему- Биополимеры и их структурные компоненты