НЕДОРОСЛЬ ЕГЭ также см
Работа добавлена на сайт samzan.net:
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН (1745 1792). «НЕДОРОСЛЬ» (ЕГЭ) (также см. копию из книги «Литература. Схемы. Таблицы» и читай Крутецкую)
- Фонвизин горячо любил Россию, служил ее интересам и народу.
- Считал крепостничество и неограниченную власть одних над другими огромным злом.
- Писал стихи, басни, талантливый сатирик и драматург, переводчик.
- В произведениях высмеивал жестокость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.
- Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера, и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине. Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Панным. В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». «Рассуждение…» содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.
- Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 начало 1783 гг.) Фонвизина. Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачевщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления. Екатерина узнала о планах «мирного переворота», задуманного Паниным и его единомышленниками, и не забыла потом об этом. «Вот уж и господин Фонвизин учит меня царствовать», по преданию, воскликнула государыня. Явных репрессий не последовало, но путь «Недоросля» на сцену был долгим и трудным, а пятитомное собрание сочинений Фонвизину запретили печатать.
«НЕДОРОСЛЬ»
1778 замысел «Недоросля».
24 сентября 1782 постановка, большой успех.
Вершина творчества Фонвизина и отечественной драматургии 18 в.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ: изначально «недоросль» молодой дворянин, который еще не получил достаточного образования, не имел свидетельства об образовании, и, таким образом, не мог быть допущен на службу (в военную или в канцелярию). Еще при Петре и императрице Анне Иоановне установили порядок, при котором каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан являться в специальную контору Сената, где ему предстояло сказать, сколько ему лет, чему он научился, кто его предки, сколько крепостных душ имеют его родители. Через пять лет мальчик вновь являлся туда же, но должен был уже уметь читать и писать. После этого его либо отправляли на государственную или военную службу, либо разрешили остаться дома, но тогда родители обязаны были обучить его иностранному языку, арифметике, географии, закону Божьему. В 15 лет юноша являлся «для проверки» опять .
Комедия «Фонвизина» повлияла на изменение значения слова. Сейчас под «недорослем» мы понимаем молодого необразованного, ленивого, грубого человека, такого, который еще «не дорос» до того, чтобы быть настоящим человеком.
Проблематика произведения:
- Проблема воспитания (заявлена в названии)
- Проблема крепостного права, которое уродует и дворян, и крестьян («барство равно рабство») Проблема воспитания => Проблема крепостного права и его растлевающего влияния и на народ и на дворян.
- Проблема государственной власти
«Недоросль» первая социально-политическая комедия на русской сцене. Когда говорим о проблематике, можно отталкиваться от определиня «социально-политическая» (то есть проблемы сословий («социально»), состояния общества и проблемы власти («политическая»).
18 век появилась пословица «Простота хуже воровства».
ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ: между невежеством и Просвещением.
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
«Недоросль» новаторское произведение, считается, что он написан в творческом методе, который называют просветительским реализмом (сочетает черты русского классицизма и реализма).
Соответствие классицизму («старое»):
- Сохраняются признаки «низкого» жанра: высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, алчность, необразованность, которая требует немедленного исправления.
- Проблема воспитания центральная в идеях просвещения, является основной и в Недоросле. Подчеркнута в названии.
- Язык произведения зависит от конкретности изображаемой действительности: ср. речь Простаковой (грубая в обращении к слугам («мошенник», «скот»); заботливая в разговоре с сыном («друг мой сердечный») и положительных героев (книжный, правильный язык у Стародума, Софьи, Правдина, Милона). Речь делит героев на положительных и отрицательных а это одно из главных правил классицизма.
- Три единства (действие длится один день, имение Простаковой.
- Говорящие имена и фамилии (Простакова «Простота хуже воровства», Скотинин животное начало, Митрофан «подобный матери», Софья мудрость, Стародум приверженность к идеалам старых Петровских времен)
Новаторство:
- Фонвизин не только ставит проблему воспитания, но и показывает, как обстоятельства влияют на формирование характера личности (влияние среды на человека основа реализма)
- «Недоросль» - произведение многотемное, а в классицизме действие развивается в связи с решением только одной проблемы.
- Введены герои из крепостных (Еремеевна, Тришка) выход за рамки классицизма.
- Широкий охват действительности: например, через фамилию «Стародум» посыл к временам Петра. Монологи, направленные на воспитание власть имущих, в том числе императрицы, расширяют рамки изображаемой действительности.
- Нова попытка дать краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них: злобная крепостница Простакова в финале несчастная мать, отвергнутая сыном.
«Недоросль» первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ. Обучению дворян, недостойных быть дворянами, и выяснению причин, уродующих человеческую личность, и посвящена пьеса «Недоросль».