Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему- Основные этапы развития философской мысли на Беларуси

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет физической культуры»

Институт туризма

Управляемая самостоятельная работа

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Основные этапы развития философской мысли на Беларуси»

                                                                                                Подготовил

                                                                                               Студент 2 курса 423 группы

                                                                                                Корбан Павел

Минск, 2013 г.

Основные этапы развития философской мысли на Беларуси

Одной из исторических предпосылок возникновения философии является отделение умственного труда от физического. Поэтому как особый вид умственной деятельности философия появляется только в развитых классовых обществах. Произошло это в VII-VI вв. до н.э. почти одновременно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае на довольно высокой ступени их цивилизационного развития. В этих регионах к тому времени уже сложились государственные образования, а в Древней Греции сформировались и зачатки науки как системы рационалистического знания.

С начала зарождения философия стремилась к объяснению мира естественными причинами. Это постепенно сужало сферу господствовавшей в тот период мифологии (от греч. mythos - миф: пересказ, предание, слово) - мировоззрения, основывавшегося на образно-чувственных, синкретических представлениях о явлениях природы и общественной жизни, а также на их всеобщем обожествлении, одушевлении и религии (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрения, основывавшегося на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. в ту или иную разновидность сверхъестественного.

Что касается белорусов, то мы - народ молодой не только по сравнению с греками, индусами и китайцами, но и с другими народами. Наши предки - кривичи, дреговичи, радимичи - вступили в эпоху государственности только в IX-X вв.

Мировоззрение древних славян в догосударственную эпоху составляло цельную систему, основанную на языческих верованиях - мифах, культе и нравственном кодексе поведения. Византийский писатель Прокопий Кесарийский, живший в VI в., так описывает их мировоззрение: «Они считают, что только один бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, схваченным или болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания».

К последней четверти X в. в Киевской Руси складывается целая система богов и мифологических образов, которым поклонялись наши предки. Например, мужским божествам: Велесу (Волосу) - покровителю скотоводства и богатства, Сварогу, Сварожичу, Дажбогу и Хорсу - божествам огня и солнца, Стрибогу - богу ветров, Роду - покровителю семьи и дома; женским: Ладе и Леле - покровительницам брака и веселья, Мокоши - богине женского рукоделия. Главным же божеством, как указывают и археологические, и письменные источники, считался Перун - громовержец, бог воинской славы. Недаром киевский князь Владимир своей религиозной реформой сделал его главным богом.

Кроме этих «главных богов» для славянской мифологии характерен целый ряд других божеств. Купала, главный персонаж праздника летнего солнцестояния, и Купальница - древние Перун и богиня Зоря. По сохранившемуся до наших дней у болгар поверию, солнце (Перун) сбивается в эти летние дни со своего пути, а богиня Зоря приходит ему на помощь, она не только ведет Перуна по небесной дороге, но и каждое утро умывает его росою. День Зори-Купальницы и сегодня посвящается собиранию трав, имеющих, по народной молве, особую целебную силу. Из собираемых в канун Купалы трав особенным уважением пользуется в народе купаленка (желтоголов) и иван-да-марья. С последней связано стародавнее белорусское предание о купавшихся под дождем Перуне-громовнике и Зоре:

Иван-да-Марья

На горе купалыся;

Дзе Иван купався -

Берег колыхався,

Дзе Марья купалась -

Трава расцилалась...

Кроме целебных трав в ночь на Ивана Купалу белорусское народное поверие советует искать цветок, который принесет счастье - «папараць-кветку». Лето охраняла богиня «Цёця» - дородная красавица, убранная в яркие наряды, с венком из колосьев на голове и с яблоками-грушами в руках. За ней на землю приходил трехглазый «Жицень» (осень) - мужчина с всклокоченной бородою и косматой головой. Функция Жиценя состояла в том, чтобы проверить, убран ли урожай. Если же он замечал неубранное поле, то жди на следующий год на этом поле неурожай. Ходит он по полям до тех пор, пока не встретит «Зюзю» (бога зимы).

Таким образом, мировоззрение славян в дохристианскую эпоху представляло собой сочетание обыденных знаний, получаемых в результате повседневной практической деятельности, с религиозно-мифологическими, фантастическими понятиями о причинах и силах, определяющих жизнь природы и общества. Древний язычник видел мир как единый живой космос, выделял в нем добрые и злые силы, верил в различные магические действия, гадания и жертвоприношения.

Мы знаем, что в Древней Греции философии предшествовали мифология и религия. Можно допустить, что если бы древнерусскому языческому мировоззрению история предоставила длительный период развития в изоляции от других культур и религий, то его эволюция, может быть, и привела бы, как в Греции, к философии. Однако в силу известных культурно-исторических причин Киевская Русь со своеобразным мифологическим сознанием и религией вступила в контакт с более развитыми религиями и, что называется, «готовой философией». Поэтому процесс возникновения философской мысли в Киевской Руси начался не с мифологическо-языческого мировоззрения, а с появления на Руси христианства. И хотя языческая мифология не исчезла, на формирование философии она влияния не оказала. Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые квалифицируют языческую мифологию наших предков как «народную философию». Перевод с древнерусского Д.С. Лихачева.

С крещением Киевской Руси в 988 г. (Полоцка - в 992) в мировоззрении восточных славян происходят изменения. После установившихся контактов с Византией из нее привозят много литературы, преимущественно богословско-философского характера. Появляется (пусть и небольшой) слой образованных людей, которые знакомятся с византийской ученостью, философией.

Огромную роль в культурно-политическом и духовном развитии в Беларуси в то время играют Полоцкое, Смоленское, Туровское и Пинское княжества, которые в конце IX - начале X века становятся центрами распространения христианства. Таким образом, начальный период становления философской мысли на древ-небелорусских землях корнями уходит в глубокую старину и тесно взаимосвязан с принятием христианства. [1. Стр. 6]

Естественно, что становление философской мысли на древнебелорусских землях тесно соприкасается с византийским хри-стианским богословием и философией, которое усвоили образованные и просвещенные люди того времени или, как их тогда называли, «книжники» и «философы». Известно, что ученики, окончившие Высшую Магнаврскую школу в Византии, получали право преподавания и звание «философ», которые было равнозначным званию учителя.

В сочинениях видных представителей византийской патристики Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста возникло, а затем и оформилось выделение христианской философии (q которой они пишут как о нашей философии), и светской, языческой (читай - античной) философии (внешней, не нашей философии). Из этого обстоятельства следовало, что звания философа, премудрого книжника, великого учителя удостаивались не просто грамотные люди, а только те, которые умели вести разговор и писать «по тонку» (изящным языком), могли истолковать «темные слова» (трудные для понимания места из Библии).

Эта древнерусская богословско-философская экзегетика, а именно так можно обозначить данный тип отечественной средневековой философской рефлексии, совпадала содержательно с европейской философской культурой Раннего Средневековья, являлась изначальной формой ее философствования. Отсюда вытекает главный для той эпохи - аскетическо-духовный смысл философии, в соответствии с которым формируется образ философа-монаха, а само слово «философия» всегда пишется с эпитетом «духовная», т.е. монашеская духовная жизнь. Поэтому Нил Синайский, живший на рубеже IV-V вв., называл монашеский образ жизни духовной философией и считал обязанностью каждого христианина философствовать во Христе.

Таким образом, сам факт принятия христианства означал выбор не только основных моделей отношения к философии, но и выбор моделей философствования, получивших распространение в христианстве вообще, и в византийском христианстве в особенности.

В богословско-философских рассуждениях отечественных просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч-аллегорий, повествований и молитв они излагают сложные богословско-философские понятия добра и зла, свободы и смирения, духовного и материального смысла жизни человека и смысла вселенской истории, раскрывают причины и цели существования мира. Поэтому не только приобщение народа к книжному слову, а наставление его на христианский путь преодоления личностного зла и духовно-нравственного совершенствования - таков главный лейтмотив их трудов.

Онтология. В своем учении о бытии Климент Смолятич в целом не отходит от средневекового мировоззрения, т.е. понимает мир как результат творения Всевышнего; упорядоченную иерархию живого и неживого, природы и человека - как совершенство.

Креационизм (от лат. creatio - сотворение, религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего) Климента Смолятича тесно взаимосвязан с провиденциализмом (от лат. providentia - провидение, религиозное учение, объясняющее ход исторических событий волей провидения (Бога). В мире не только «все устраивается, поддерживается и преуспевает силой Божьей..,» но и «...ничто не презренно у Господа: все видит его бессонное око, все наблюдает, при всем стоит..., он премудро управляет нами и устраивает наше спасение и каждому повелевает так, как хочет».

Таким образом, онтология Климента Смолятича основывается на креационизме и провиденциализме. Бог не только создал этот совершенный мир, утверждает автор, но и управляет им. С учением о бытии тесно взаимосвязаны его гносеологические воззрения.

Гносеология. Вера и разум. Можно ли познать этот божественный мир? На поставленный вопрос старался ответить каждый средневековый философ. Смолятич считал, что имеет право на тщательное вникание в Священное Писание: «...Изложил я шестнадцать рассказов удивительных и похвалы достойных, которые не даются в церковном чтении из-за величия мысли и глубины, за сокровенный смысл и глубокий». Отводя большую роль разуму в обосновании веры, Смолятич значительно рационализирует теологию, а иногда и выходит за ее рамки.

Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси Рационализация теологии ярко проявляется уже в методе аллегорического (от греч. allegoria - иносказание) толкования Библии, которым пользовался Смолятич. Метод аллегорий заключался в том, что библейские сюжеты, по мнению Смолятича, надо понимать не дословно. Истина Библии не находится на поверхности. Читая ее, надо исходить не из буквального понимания, а суметь постичь скрытый тайный смысл. Раскрыть его можно только с помощью аллегорий-сравнений, иносказательно, т.е. с помощью разума. Поэтому постижение истины зависит от человека, его ума, способностей к рассуждению.

Однако это не западноевропейская рационализация христианской веры. Свою задачу Смолятич видит в другом - оправдании самого разума. Христос открыл тайны только апостолам, простым же людям рассказал о них в притчах. Познать Бога они могут только через тварный мир. Познавая же тварный мир, природу, человек познает Бога.

Посмотри, пишет Смолятич Фоме, на гребцов корабельных: они, прежде чем узнать о погоде, испытывают силу ветра. Также и астрологи предсказывают события. Не приличествует ли и нам, признавая величие Бога, обращать ум свой на рассмотрение дел его. Признавая роль чувств в познании, Смолятич решающую роль отводит разуму. Чувства являются опорой души, а ум - руководителем. В разуме человеческая душа обретает своё земное бытие и устремляется к познанию мудрости Бога, сокрытой в твари.

Климент Смолятич приводит пример, как морской ехион (фантастическое морское животное, описанное в «Шестодневе» Иоанна Экзарха) предсказывает бурю: «Не ехион морской останавливает шествие корабля, в котором спит «тревечерний странник». Но ехион, малое и невзрачное морское животное, часто наставляет плавающих в том, когда бывает буря, а когда - спокойная погода. И когда он наперед узнает о предстоящем волнении ветра, то, взлезши на твердый камень, сильно качается так, что и волны морские его не могут сбросить. А когда увидят это предзнаменование корабельщики, то и догадываются, что будет буря.

Никакой не астролог и не халдей, наблюдающий для предсказания погоды за восходом небесных звезд, научил этого ехиона. Но тот, кто Господь морей и ветров, он дал этому невзрачному животному истинное понимание своей великой премудрости»

Таким образом, познание, начинаясь с известной ступени, получает свое завершение в разуме. Подобная диалектическая трактовка процесса познания, синтезировавшая языческий сенсуализм (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) и созерцательное богословие, являлось серьезным философским достижением и открывала путь будущей науке.

Человек и его история. В «Послании Фоме» Климент Смолятич отстаивает право человека на активную мирскую жизнь, которой не чужды ни вечный поиск истины, ни простые человеческие слабости. На одно из главных обвинений, выдвинутых против него Фомой, - ^стремление к славе, он смело отвечает: «Богатство презрели многие, славу - никто». Это открытый протест против византийско-христианской установки смиренномудрия и заявка на свободомыслие.

Смолятич выступает как представитель христианской идеологии нестяжательства, противник незаконного богатства. Он против тех, кто присоединяет дом к дому, села к селам, закабаляет крестьян, приобретает борти и пожни. У самого Смолятича, как пишет он, только четыре локтя земли на могилу. Идеал Климента Смолятича - не аскетический монах (аскеза - образ жизни, основанный на всевозможных суровых ограничениях в еде и питье, строгом распорядке дня, большая часть которого посвящалась непрестанной молитве), а образованный, деятельный человек, который знает «20 и 4 словес» грамоты (греческий алфавит), Альфу и Биту (высший курс греческой грамматики, который преподавался в византийских учебных заведениях).

Средневековый богослов-философ неминуемо должен был решать проблему свободы человека. Казалось бы, поскольку человек живет в этом наисовершеннейшем мире, где все так разумно сконструировано и в котором все предопределено, нет места свободе.

С середины XIII в. на древнебелорусских землях начинается формирование нового государства - Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского (далее - ВКЛ). К концу XV в. - это уже одно из могущественных государств Европы во всех отношениях: политико-военном, экономическом, культурном. Рост городов, получение ими магдебургского права способствовали быстрому экономическому и культурному развитию страны.

Вследствие тесной интеграции с Европой Великое княжество Литовское проходит те же, что и европейские страны, культурно-исторические этапы - Возрождение (от франц. Renaissance -Возрождение или Ренессанс; эпоха перехода от феодализма к капитализму и становления раннебуржуазной культуры в Европе. Возрождение ориентировалось на идеалы античной культуры, гуманизм и свободомыслие), Реформацию (от лат. reformatio - преобразование, исправление); в широком смысле - это социально-политическое и религиозное движение XVI-XVII вв. против монополии католической церкви и ее учения (применительно к ВКЛ и против православия), охватившее ряд европейских стран, в узком - это пересмотр основных догматов католической церкви, который привел к образованию нового направления христианства -протестантизма (от лат. protestants - публично доказывающий).

Зарождение новых общественно-политических отношений, распространение книжного дела и рост образованности людей постепенно освобождали общественную мысль от господства средневековой догматической схоластики. В соответствии с духом времени центром исследований становился человек.

В эпоху Возрождения и Реформации в Европе творили Н. Коперник, Дж. Бруно, Н. Кузанский, В. Парацельс, Пико дел-ла Мирандола, М. Фичино, П. Помпонацци, Э. Роттердамский, X. Вивес, Ф. Рабле, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Н. Макиавелли, Т. Мюнцер, М. Лютер, Т. Мор и другие известные писатели, философы, художники и ученые.

Философия возрожденческого антропоцентризма (в отличие от религиозного - с его идеей греховности человека и возможностью ее преодоления только с помощью Бога) рассматривает человеческую жизнь как самоценность, утверждает право человека на достойную земную жизнь и его постоянное нравственно-интеллектуальное совершенствование.

Наряду с этим отечественные мыслители решали также проблемы отношения человека к религии и церкви, веротерпимости, войны и мира, индивидуальной свободы и ответственности, общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых форм регуляции общественных отношений.

Несмотря на общее сходство с западным гуманизмом, в отечественном можно выделить следующие специфические черты.

Первой особенностью отечественной философии Возрождения является то, что, в отличие от западноевропейской, здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы.

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

Человек должен служить общему благу - таков основной лейтмотив отечественных мыслителей.

Вторая заключается в доминировании идеи права как одного из основных институтов государственного управления.

Третьей является тесная связь белорусской гуманистической философии с идеями и практикой Реформации. Идеи Возрождения находили свое утверждение в реформационном движении в Беларуси. Постоянный прилив молодежи из ВКЛ сначала в Краковский , а затем и другие европейские университеты,в которых широко пропагандировались гуманистические идеи, постепенно установил тесную интеллектуальную и духовную связь отечественной общественной мысли с европейским Ренессансом и Реформацией.

Краков в первой половине XVI в. превратился в очаг распространения реформационного движения как в Польше, так и в ВКЛ. Еще более усилилась Реформация в ВКЛ в период правления Сигизмунда, когда престарелый король царствовал, а правила его молодая жена - королева Бона, двор которой стал своеобразным идейным и организационным центром для протестантов всей Европы.

Белорусский Ренессанс не был чем-то однородным как в отношении к предшествующей философии, так и во взглядах на социально-политическое устройство общества. Здесь были свои левые и правые, радикалы и центристы.

Отечественную гуманистическую мысль в зависимости от ее отношения к культурно-философскому наследию (в основном к античной и средневековой философии), предлагаемых путей общественных преобразований и религиозно-теологической традиции, можно разделить на три направления:

) гуманистическое - наиболее видные представители - Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан и Лев Сапега;

) умеренное реформационно-гуманистическое, представленное Сымоном Будным, Фаустом Социным, Василием Тяпинским;

) радикальное реформационно-гуманистическое, представленное Петром из Гонендза, Якубом изКалиновкии Мартином Чаховицом.

образование, исправление); в широком смысле - это социально-политическое и религиозное движение XVI-XVII вв. против монополии католической церкви и ее учения (применительно к ВКЛ и против православия), охватившее ряд европейских стран, в узком - это пересмотр основных догматов католической церкви, который привел к образованию нового направления христианства -протестантизма (от лат. protestants - публично доказывающий).

Зарождение новых общественно-политических отношений, распространение книжного дела и рост образованности людей постепенно освобождали общественную мысль от господства средневековой догматической схоластики. В соответствии с духом времени центром исследований становился человек.

В эпоху Возрождения и Реформации в Европе творили Н. Коперник, Дж. Бруно, Н. Кузанский, В. Парацельс, Пико дел-ла Мирандола, М. Фичино, П. Помпонацци, Э. Роттердамский, X; Вивес, Ф. Рабле, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Н. Макиавелли, Т. Мюнцер, М. Лютер, Т. Мор и другие известные писатели, философы, художники и ученые.

Философия возрожденческого антропоцентризма (в отличие от религиозного - с его идеей греховности человека и возможностью ее преодоления только с помощью Бога) рассматривает человеческую жизнь как самоценность, утверждает право человека на достойную земную жизнь и его постоянное нравственно-интеллектуальное совершенствование.

Наряду с этим отечественные мыслители решали также проблемы отношения человека к религии и церкви, веротерпимости, войны и мира, индивидуальной свободы и ответственности, общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых форм регуляции общественных отношений.

Несмотря на общее сходство с западным гуманизмом, в отечественном можно выделить следующие специфические черты.

Первой особенностью отечественной философии Возрождения является то, что, в отличие от западноевропейской, здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы.




1. Лабораторная работа 7
2. Проблеми вивчення історії української журналістики
3.  Мы принимаем клиентов в меховой студии по предварительной договоренности
4. Статья- Типологический и аллегорический методы толкования Священного Писания
5. Henry The Cop nd the nthem On his bench in Mdison Squre Sopy moved unesily
6. Ивушка г Туапсе муниципального образования Туапсинский район Конспект итогового занят
7. Контрольная работа- Организации торгово-технологического процесса в магазине
8. реферату- Особливості державного стимулювання продажу продукціїРозділ- Маркетинг Особливості державного
9. Специальная лексика в романе И Ефремова Час Быка
10. Возлюби болезнь свою
11. Проектирование гостиницы
12. культура- обработка и уход возделывание выделка умственное и нравственное образование
13. ВВЕДЕНИЕ Самый древний искусственный строительный материал ~ глиняный кирпич и в настоящее время не пот.html
14. Теория бухгалтерского учета 1
15. Социальноэкономическое совершенствование республики Башкортостан1
16. а как субъекты гражданских правоотношений.
17. Реквием для Мечты Эта книга посвящена с любовью Бобби который нашел единственный фунт Чистой веры в
18. Могу ли Я действительно улучшить свою самодисциплину всего за десять дней
19. Структурная схема МК Организация памяти и регистров МК Ассемблер Система команд МК х51
20. Хождение за три моря особенно заключительные слова Милостию Божиею преидох же три моря