Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

МИФИ Волгодонский инженернотехнический институт ~ филиал НИЯУ МИФИ КРАТ

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Информатика. Информационные технологии»1 семестр

для студентов заочной формы обучения

по направлению (специальности) 080200.62 «Менеджмент»

сокращенная программа

Составитель:

Лифанская Л.И.

Волгодонск 2012


Содержание

[1] Иформатика – предмет и задачи

[1.1] Предмет дисциплины информатика

[2] Информация

[2.1] Общее понятие информации.

[2.2] Оценка количества информации

[3] Вычислительная техника

[3.1] Системы счисления

[3.2] Двоичная арифметика

[3.3] Компьютерное представление чисел

[4] Архитектура ЭВМ

[4.1] История развития вычислительной техники

[4.2] Понятие архитектуры и структуры ЭВМ

[4.3] Внешние устройства (ВУ).

[4.4] Внутренние устройства системного блока

[5] Технология работы с электронной таблицей

[5.1] Этапы технологии

[5.2] Проектирование электронной таблицы


  1.  Иформатика – предмет и задачи
    1.  Предмет дисциплины информатика

Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники. Причем основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в середине 70-х гг. послужило началом второй электронной революции. С этого времени элементной базой вычислительной машины становятся интегральные схемы и микропроцессоры, а область, связанная с созданием и использованием компьютеров, получила мощный импульс в своем развитии. Термин "информатика" приобретает новое дыхание  и используется не только для отображения достижений компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации.

В нашей стране подобная трактовка термина "информатика" утвердилась с момента принятия решения в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии наук СССР об организации     нового     отделения     информатики,     вычислительной     техники     и автоматизации. Информатика трактовалась как "комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования   основанных   на   ЭВМ   систем   переработки   информации,   их применения и воздействия на различные области социальной практики".

Информатика в таком понимании нацелена на разработку общих методологических принципов  построения  информационных  моделей.  Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т.п. с помощью информационных моделей.

Появление информатики как науки базируется на индустрии сбора, обработки, передачи, использования информации, на продуктах развития математики, физики, управления, техники, лингвистики, военной науки и других наук.

Информатика – фундаментальная научная и образовательная область, которая не может ограничиться рамками инженерных, пользовательских трактовок, рамками процедурного программирования, имея мощный формальный аппарат для глубокого изучения явлений и систем, их практической интерпретации, усиления междисциплинарных связей.

Информатика – это междисциплинарная, методологическая наука об информационных процессах, о моделях, об алгоритмах и алгоритмизации, о программах и программировании, об исполнителях алгоритмов и различных исполняющих системах об их использовании в обществе, в природе, в познании.

Можно отметить три основные ветви информатики: теоретическую, практическую и техническую. Отметим, что деление информатики как науки и человеческой деятельности на те или иные части зависит от целей, задач, ресурсов рассматриваемой проблемы и часто оно бывает условным.

Теоретическая информатика (brainware, "мозговое" обеспечение) изучает теоретические проблемы информационных сред.

Практическая, прикладная информатика (software, "гибкое", программное обеспечение) изучает практические проблемы информационных сред.

Техническая информатика (hardware, "тяжелое", аппаратное обеспечение) изучает технические проблемы информационных сред.

Пример. Задача построения математической модели прогноза кредитного риска банка – это задача теоретической информатики и экономики (естественно). Построение алгоритма прогноза по этой модели – задача теоретической информатики. Разработка компьютерной программы (комплекса программ) для прогноза риска – задача практической информатики.

Предметная область науки "информатика" – информационные системы ,модели, языки их описания, технологии их актуализации. Эти модели и системы применимы как в живых организмах, так и в технических устройствах, в различных институтах общества, в индивидуальном и общественном сознании.

Информатика, как и математика, является наукой для описания и исследования проблем других наук. Она помогает прокладывать и усиливать междисциплинарные связи, исследовать проблемы различных наук с помощью своих идей, методов, технологий.

В конце прошлого века возник так называемый информационный кризис, "информационный взрыв", который проявился в резком росте объема научно-технических публикаций. Возникли большие сложности восприятия, переработки информации, выделения нужной информации из общего потока и др. В этих условиях появилась необходимость в едином и доступном мировом информационном пространстве, в развитии методов и технологии информатики, в развитии информатики как методологии актуализации информации, в формировании базовых технологий и систем и пересмотре роли информатики в обществе, науке, технологии.

Мир, общество начали рассматриваться с информационных позиций. Это время лавинообразного увеличения объема информации в обществе, ускорения их применения на практике, повышения требований к актуальности, достоверности, устойчивости информации. XXI век можно считать веком "информационного сообщества", единого и доступного мирового информационного пространства (поля), которое будет постоянно улучшать как производительные силы и производственные отношения, так и человеческую личность, общество.

Процесс компьютеризации в информационном обществе обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастете спрос на знания. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации.

Специфика и значение информатики как отрасли производства состоят в том, что от нее во многом зависит рост производительности труда в других отраслях народного хозяйства. Более того, для нормального развития этих отраслей производительность труда в самой информатике должна возрастать более высокими темпами, так как в современном обществе информация все чаще выступает как предмет конечного потребления: людям необходима информация о событиях, происходящих в мире, о предметах и явлениях, относящихся к их профессиональной деятельности, о развитии науки и самого общества. Дальнейший рост производительности труда и уровня благосостояния возможен лишь на основе использования новых интеллектуальных средств и человеко-машинных интерфейсов, ориентированных на прием и обработку больших объемов мультимедийной информации (текст, графика, видеоизображение, звук, анимация). При отсутствии достаточных темпов увеличения производительности труда в информатике может произойти существенное замедление роста производительности труда во всем народном хозяйстве. В настоящее время около 50% всех рабочих мест в мире поддерживается средствами обработки информации. Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. В Европе можно выделить следующие основные научные направления в области информатики: разработка сетевой структуры, компьютерно-интегрированные производства, экономическая и медицинская информатика, информатика социального страхования и окружающей среды, профессиональные информационные системы.

Цель фундаментальных исследований в информатике - получение обобщенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.

Информатики как прикладная дисциплина занимается:

изучением   закономерностей   в   информационных   процессах   (накопление,
переработка, распространение);

созданием информационных моделей  коммуникаций в различных областях
человеческой деятельности;

разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и
выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла:  для этапов
проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

Главная   функция   информатики   заключается   в   разработке   методов   и   средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации. Задачи информатики состоят в следующем:

исследование информационных процессов любой природы;

разработка   информационной   техники   и   создание   новейшей   технологии
переработки   информации   на   базе   полученных   результатов   исследования
информационных процессов;

решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения
эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех
сферах общественной жизни.


  1.  Информация
    1.  Общее понятие информации.

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.

Саму информацию можно определить как набор сообщений об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности и не полноты знаний.

Сообщение в свою очередь является формой представления информации в виде речи, текста, изображения, графиков, таблиц, видеоизображения, звука и т. п.

В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, людьми и машинами, живой и не живой природой.

Данное определение не претендует на полноту и законченность, так как информация относится к наиболее фундаментальным понятиям таким, как материя, поле, энергия, которые лишь описываются и трактуются.

Часто кроме употребления термина информация используется  термин данные, которые существенно различаются.

Информация сообщения, которые реально, практически  используются. Информация может быть проанализирована, использована для решения какой-либо задачи. Данные – это сообщения, наблюдения которые не используются, а только хранятся. Если появляется возможность использовать их для уменьшения неполноты знаний о чем-либо, они превращаются в информацию.

Важным условием практического использования информации является ее своевременность и адекватность. Адекватность задает определенный уровень соответствия образа построенного  на основе полученной информации реальному объекту. Адекватность выражают в трех основных формах:

Синтаксическая адекватность – определяет сам процесс передачи ее скорость, точность, систему кодирования, наличие помех и т. п.

Семантическая адекватность – учитывает смысловое содержание передаваемой информации, соответствие образа объекта и его реального аналога.

Прагматическая адекватность – определяет соответствие полученной информации     той цели управления, которая на ее базе реализуется.

Чтобы лучше уяснить себе эти понятия давайте возьмем пример из жизни. Вы являетесь менеджером фирмы работающей на автомобильном рынке и получаете приглашение посетить выставку автомобильной техники. Данное приглашение содержит определенную информацию о месте, времени проведения выставке составе участников и т. д.Если приглашение получено после закрытия выставки то информация в нем для вас будет уже не своевременной, а значит бесполезной потому, что вы уже не сможете ей воспользоваться.  Для удовлетворения требованиям синтаксической адекватности бланк приглашения должен быть целым, изготовлен из плотной бумаги, шрифт легко читаемым и т. д. То есть здесь мы заботимся лишь о процессе передачи сообщения, но нас не заботит, что напечатано на бланке. Семантическая адекватность требует от нас уже, чтобы содержание сообщения в приглашении соответствовало действительности. Совпадали номера павильонов, имена участников, расписание мероприятий и т. п. Прагматическая адекватность определяется полезностью сведений в приглашении. Если, руководствуясь приглашением, вы быстро найдете нужный выставочный павильон, вовремя попадете на семинар и тем самым сэкономите свое время и нервы – значит  это полезная информация и требование прагматической адекватности выполнено.

Сообщение – форма информации.

Любые сообщения измеряются в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах, а кодируются, например, в компьютере, с помощью алфавита из нулей и единиц, записываются и реализуются в ЭВМ в битах.

Приведем основные соотношения между единицами измерения сообщений:

1 бит (binary digit – двоичная единица) = 0 или 1,

1 байт 8 битов,

1 килобайт (1К) = 213 бит=8192 бит=1024 байт,

1 мегабайт (1М) = 223 бит=,

1 гигабайт (1Г) = 233 бит,

1 терабайт (1Т) = 243 бит,

  1.  Оценка количества информации

Количество информации – число, адекватно характеризующее разнообразие (структурированность, определенность, выбор состояний и т.д.) в оцениваемой системе. Количество информации часто оценивается в битах, причем такая оценка может выражаться и в долях битов (так речь идет не об измерении или кодировании сообщений).

Синтаксическая мера информации.

Для определения количественных мер информации вводятся два параметра: количество информации I и объем данных Vд.

Объем данных Vд. в сообщении измеряется количеством символов (разрядов). Единица измерения зависит от системы счисления.

Количество информации I в сообщении об объекте, который может находиться в одном из равновероятных E состояний, определяют по формуле Хартли:

I=log2E

Из формулы видно, что чем неопределенней была ситуация до получения сообщения, то есть чем большее количество состояний мог принимать объект, тем большее количество информации несет данное сообщение.

Семантическая мера информации.

Служит для измерения смыслового содержания информации. Для этого используется тезаурусная мера, которая учитывает способность получателя сообщения его воспринять.

Тезаурусом называют совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.

Максимальное количество семантической информации Ic потребитель приобретает при согласовании ее смыслового содержания S со своим тезаурусом Sp , когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее не известные (отсутствующие в его тезаурусе) сведения.

Количество семантической информации в сообщении является относительным и зависит от подготовленности получателя. Одна и та же информация может иметь смысловое содержание для специалиста и быть абсолютно бесполезной для дилетанта.  

Прагматическая мера информации.

Эта мера определяет полезность информации для достижения пользователем поставленных целей. Применительно к экономической информации ее полезность можно определить ростом экономических показателей организации обусловленных ее использованием. Это может быть сокращение товарных запасов, увеличение скорости оборота средств, повышение качества принятия управленческих решений  и т. д.

Эффективность использования информации определяется показателями ее качества такими как:

Репрезентативность, определяет критерии  отбора  для адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение здесь имеют:

Правильность концепции, на базе которой формируются исходные понятия.

Обоснованность отбора данных признаков и связей отображаемого явления.

Содержательность, определяет отношение количества семантической информации в сообщении к общему объему данных.

Полнота требует, чтобы информация содержала минимально необходимый объем данных позволяющих принять правильное решение.

Доступность требует, чтобы информационное сообщение было предоставлено пользователю в максимально понятной для него форме, что достигается выполнением соответствующих процедур его получения и преобразования.

Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее оговоренного срока, который определяется исходя из условий решения поставленной задачи.

Точность определяет степень близости полученной информации к реальному состоянию объекта.

Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью.

Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменение исходных данных без нарушения необходимой точности.


  1.  Вычислительная техника
    1.  Системы счисления

Персональные компьютеры состоят из полупроводниковых интегральных микросхем различного уровня сложности, совместная работа которых обеспечивается, с одной стороны, согласованностью электрических и частотных характеристик (для работы устройств на «физическом» уровне), а с другой стороны, строгим соблюдением определенных логических правил (для выполнения устройствами задач «логического» уровня). Переключения и изменения состояния логических элементов зависит от уровня логических сигналов на входе, каковыми являются напряжения 0,36-0,5 В ("логический ноль") и 2,4…2,7 В ("логическая единица"). «Физический» уровень работы интегральных микросхем, составляющих персональный компьютер, предоставляет «логическому» уровню базис из двух состояний: «есть сигнал» - «нет сигнала». Логично принять присутствие сигнала за логическую единицу, а его отсутствие – за логический ноль. Именно этот факт и привел к широкому использованию двоичной системы счисления в вычислительной технике, в которой имеются только две цифры – {0 , 1}, т.е. основание p(2) = 2

Под системой счисления принято называть совокупность приемов обозначения (записи) чисел. Различают позиционные и непозиционные системы счисления.

Непозиционная система счисления – система счисления, в которой для обозначения чисел вводятся специальные знаки, количественное значение которых («вес» символа) всегда одинаково и не зависит от их места в записи числа. Самым известным примером непозиционной системы счисления является римская система счисления. В римской системе счисления для записи числа в качестве цифр используются буквы латинского алфавита.

I – 1

V – 5

X – 10

L – 50

C – 100

D – 500

M – 1000

Позиционной системой счисления называется система счисления, в которой значение каждой цифры в изображении числа зависит от ее положения в ряду других цифр, изображающих число.

Положение, занимаемой цифрой при письменном обозначении числа называется разрядом.

Наша, естественная система счисления – десятичная – является позиционной. Это значит, что в числе 1978, цифра «1» – обозначает одну тысячу. Эта цифра стоит в позиции третьего разряда. Цифра «9» – девять сотен, второй разряд. Цифра «7» – семь десятков, первый разряд. А «8» – восемь единиц, нулевой разряд. Распишем вышесказанное в виде математической формулы:

1978=1000 + 900 + 70 + 8 = 11000 + 9100 + 7-10 + 8 = 1103+9102+7 101+8 10°

Распишем подобным образом дробное число:

3019,7294 = 3103 +0102 +1101 +910° +710-1 +210-2 +910-3 +410-4.

Очевидно, что в десятичной системе счисления числа 10n, где n = (− ∞,+∞) - номер разряда,

играют ключевую роль в формировании записи числа. Эти числа называются базисом десятичной системы счисления. Число 10 для нашей десятичной системы счисления является ее основанием.

Многочленная форма:

Aq=anqn+an-1qn-i+an-2qn-2+... + a2q2+a1q + a0+a-1q-i+... + a-mq-m,     

где     q     -основание системы счисления.

Количество цифр, необходимых для записи числа, называется длиной числа. Чем меньше основание, тем длиннее запись числа.


10

2

8

16

0

0

0

0

1

1

1

1

2

10

2

2

3

11

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

16

10000

20

10

  1.  Двоичная арифметика

Двоичная система счисления является минимальной системой, в которой реализуется принцип позиционности в цифровой форме записи числа. В двоичной системе счисления значение каждой цифры по месту при переходе от любого данного разряда к следующему старшему разряду увеличивается вдвое.

Утверждение двоичной арифметики в качестве общепринятой основы при конструировании ЭВМ с программным управлением состоялось под влиянием работы А. Беркса, Х. Гольдстайна и Дж. фон Неймана над проектом первой ЭВМ с хранимой в памяти программой.

Арифметика двоичной системы счисления, как и всякой другой позиционной системы, основывается на использовании таблиц сложения и умножения цифр.

X

0

1

0

0

0

1

0

1

+

0

1

0

0

1

1

0

10

Сложение двух многозначных двоичных чисел проводится «столбиком». Выравниваем два числа по запятой, а затем складываем соответствующие разряды этих чисел. При сложении двух единиц в соответствующем разряде суммы записываем ноль и единицу переносим в соседний старший разряд. Например:

  1.  Компьютерное представление чисел

Для представления чисел в компьютере используется две формы:

с фиксированной запятой

с плавающей запятой

Первая форма применятся для целых чисел, которые могут быть как со знаком (+/-), так и без знака. Формат записи целых чисел без знака:

Однобайтовый формат записи числа 73.

27

26

25

24

23

22

21

20

Веса разрядов

1

0

0

0

1

1

1

0

7

6

5

4

3

2

1

0

Номера разрядов

Количество чисел, которое можно записать в одном байте – 28-1 = 255. Двухбайтовый формат:

215

214

213

212

211

210

29

28

27

26

25

24

23

22

21

20

Веса разрядов

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

0

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Номера разрядов

Количество чисел, которое можно записать в двух байтах – 216-1 = 65535.

При представлении целых числа со знаком старший (крайний слева) разряд отображает знак числа и называется знаковым, остальные разряды являются числовыми и образуют поле числа. Если число положительное, то знаковый разряд равен 0. Если отрицательное, то единице.

Пример записи числа со знаком:

А = 110112, В = -1011

Знак

26

25

24

23

22

21

20

Веса разрядов

0

0

0

1

1

0

1

1

7

6

5

4

3

2

1

0

Номера разрядов

Знак

26

25

24

23

22

21

20

Веса разрядов

1

0

0

0

1

0

1

1

7

6

5

4

3

2

1

0

Номера разрядов

Форма с плавающей запятой используется для представления вещественных чисел и соответствует экспоненциальной записи числа в математике. Например, 0,00256=2,5610-3=0,25610-2. Чтобы исключить неоднозначность записи значение мантиссы должно удовлетворять следующему неравенству 0,1 |М| 1.

Пример записи двоичного числа 0,11001012-10

Знак

числа

Знак

порядка

24

23

22

21

20

2-1

2-2

2-3

2-4

2-5

2-6

2-7

2-8

2-9

Веса разрядов

0

1

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

0

0

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Номера разрядов

Поле порядка

Поле мантиссы

Запись чисел с плавающей запятой позволяет записать большее количество чисел по сравнению с записью с фиксированной запятой. Однако устройства, которые реализуют вычисления с числами в этом представлении значительно сложнее и обладают меньшим быстродействием.


  1.  Архитектура ЭВМ
    1.  История развития вычислительной техники

Началом истории вычислительной техники можно считать разработку концепции вычислительной машины с гибкой системой программирования и запоминающим устройством. Чарльз Бэббидж (1792-1871) был основателем этой концепции, для ввода программ использовал перфокарты с отверстиями.

Возможность создания универсальной вычислительной машины обосновал английский математик Алан Матисон Тьюринг (1912-1954).

В 1943г. американец Говард Эйкен на основе электромеханических реле сконструировал вычислительную машину «Марк-1» на предприятии фирмы IBM.

В 1946г. была создана первая вычислительная машина на основе электронных ламп, предназначенная для баллистических расчетов. Для выполнения других задач машину необходимо было заново перестраивать.

В 1949 году был создан компьютер, в котором были воплощены принципы построения логической схемы вычислительной машины Джона фон Неймана. Так началось первое поколение компьютерной техники на основе электронных ламп.

В период развития компьютерной техники сменились следующие поколения ЭВМ:

1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементарная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

В 1948 г. были изобретены транзисторы, которые позволили существенно уменьшить размеры компьютера и снизить их стоимость. Если компьютер на лампах занимал целый зал, то первый мини-компьютер, выпущенный в 1965г был размером с холодильник.

2-е поколение (с конца 50-х гг.) Элементная база – полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристик. Для программирования используются алгоритмические языки.

В 1959 г. Роберт Нойс, впоследствии основатель фирмы Intel, предложил создать на одной пластине все транзисторы и соединения между ними. Так были созданы интегральные схемы, или чипы. В 1970г. конструкторы фирмы Intel создали интегральную схему, аналогичную центральному процессору большой ЭВМ. Этот микропроцессор был способен одновременно обрабатывать 4бита информации. 3-е поколение (начало 60-х гг.) Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

Развитее этой технологии позволило в 1975 г. выпустить первый коммерчески распространяемый компьютер «Альтаир 8800», еще не укомплектованный клавиатурой и монитором с оперативной памятью 56 байт. Этот персональный компьютер завоевал популярность благодаря тому, что Пол Ален и Билл Гейтс создали для него интерпретатор языка  Basic, что позволило упростить общение пользователя с компьютером. В 1979г. фирма IBM вышла на рынок персональных компьютеров. Фирма решила не создавать принципиально новый компьютер, а использовать блоки других фирм. Именно этот принцип открытой архитектуры, когда компьютер не является одним неразъемным устройством, а может изменять свою конфигурацию, и лег в основу архитектуры современных компьютеров. В качестве микропроцессора был использован 16-разрядный Intel-8088, а программное обеспечение было поручено разработать небольшой фирме Microsoft. В августе 1981 г. состоялась официальная презентация компьютера под названием IBM PC.

4-е поколение (с середины 70-х гг.) Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направление развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микро-ЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.) началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных технологий.

  1.  Понятие архитектуры и структуры ЭВМ

Архитектура компьютера обычно определяется совокупностью ее свойств, существенных для пользователя. Основное внимание при этом уделяется структуре и функциональным возможностям машины, которые можно разделить на основные и дополнительные.

Основные функции определяют назначение ЭВМ: обработка и хранение информации, обмен информацией с внешними объектами. Дополнительные функции повышают эффективность выполнения основных функций: обеспечивают эффективные режимы ее работы, диалог с пользователем, высокую надежность и др. Названные функции ЭВМ реализуются с помощью ее компонентов: аппаратных и программных средств.

Структура компьютера – это некоторая модель, устанавливающая состав, порядок и принципы взаимодействия входящих в нее компонентов.

Персональный компьютер – это настольная или переносная ЭВМ, удовлетворяющая требованиям общедоступности и универсальности применения.

Рассмотрим состав и назначение основных блоков ПК (рис. 4.2).

 

Рис. 4.2. Структурная схема персонального компьютера

Микропроцессор (МП). Это центральный блок ПК, предназначенный для управления работой всех блоков машины и для выполнения арифметических и логических операций над информацией.

В состав микропроцессора входят:

устройство управления (УУ) – формирует и подает во все блоки машины в нужные моменты времени определенные сигналы управления (управляющие импульсы), обусловленные спецификой выполняемой операции и результатами предыдущих операций; формирует адреса ячеек памяти, используемых выполняемой операцией, и передает эти адреса в соответствующие блоки ЭВМ; опорную последовательность импульсов устройство управления получает от генератора тактовых импульсов;

арифметико-логическое устройство (АЛУ) – предназначено для выполнения всех арифметических и логических операций над числовой и символьной информацией (в некоторых моделях ПК для ускорения выполнения операций к АЛУ подключается дополнительный математический сопроцессор);

микропроцессорная память (МПП) – служит для кратковременного хранения, записи и выдачи информации, непосредственно используемой в вычислениях в ближайшие такты работы машины. МПП строится на регистрах и используется для обеспечения высокого быстродействия машины, ибо основная память (ОП) не всегда обеспечивает скорость записи, поиска и считывания информации, необходимую для эффективной работы быстродействующего микропроцессора. Регистры – быстродействующие ячейки памяти различной длины (в отличие от ячеек ОП, имеющих стандартную длину 1 байт и более низкое быстродействие);

интерфейсная система микропроцессора – реализует сопряжение и связь с другими устройствами ПК; включает в себя внутренний интерфейс МП, буферные запоминающие регистры и схемы управления портами ввода-вывода (ПВВ) и системной шиной. Интерфейс ( interface ) – совокупность средств сопряжения и связи устройств компьютера, обеспечивающая их эффективное взаимодействие. Порт ввода-вывода (I/O – Input / Output port ) – аппаратура сопряжения, позволяющая подключить к микропроцессору другое устройство ПК.

Генератор тактовых импульсов. Он генерирует последовательность электрических импульсов; частота генерируемых импульсов определяет тактовую частоту машины.

Промежуток времени между соседними импульсами определяет время одного такта работы машины или просто такт работы машины.

Частота генератора тактовых импульсов является одной из основных характеристик персонального компьютера и во многом определяет скорость его работы, ибо каждая операция в машине выполняется за определенное количество тактов.

Системная шина. Это основная интерфейсная система компьютера, обеспечивающая сопряжение и связь всех его устройств между собой.

Системная шина включает в себя:

кодовую шину данных (КШД), содержащую провода и схемы сопряжения для параллельной передачи всех разрядов числового кода (машинного слова) операнда;

кодовую шину адреса (КША), включающую провода и схемы сопряжения для параллельной передачи всех разрядов кода адреса ячейки основной памяти или порта ввода-вывода внешнего устройства;

кодовую шину инструкций (КШИ), содержащую провода и схемы сопряжения для передачи инструкций (управляющих сигналов, импульсов) во все блоки машины;

шину питания, имеющую провода и схемы сопряжения для подключения блоков ПК к системе энергопитания.

Системная шина обеспечивает три направления передачи информации:

1) между микропроцессором и основной памятью;

2) между микропроцессором и портами ввода-вывода внешних устройств;

3) между основной памятью и портами ввода-вывода внешних устройств (в режиме прямого доступа к памяти).

Все блоки, а точнее их порты ввода-вывода, через соответствующие унифицированные разъемы (стыки) подключаются к шине единообразно: непосредственно или через контроллеры (адаптеры). Управление системной шиной осуществляется микропроцессором либо непосредственно, либо, что чаще, через дополнительную микросхему – контроллер шины, формирующий основные сигналы управления. Обмен информацией между внешними устройствами и системной шиной выполняется с использованием ASCII -кодов.

Основная память (ОП). Она предназначена для хранения и оперативного обмена информацией с прочими блоками машины. ОП содержит два вида запоминающих устройств: постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) и оперативное запоминающее устройство (ОЗУ).

ПЗУ служит для хранения неизменяемой (постоянной) программной и справочной информации, позволяет оперативно только считывать хранящуюся в нем информацию (изменить информацию в ПЗУ нельзя).

ОЗУ предназначено для оперативной записи, хранения и считывания информации (программ и данных), непосредственно участвующей в информационно-вычислительном процессе, выполняемом ПК в текущий период времени. Главными достоинствами оперативной памяти являются ее высокое быстродействие и возможность обращения к каждой ячейке памяти отдельно (прямой адресный доступ к ячейке). В качестве недостатка ОЗУ следует отметить невозможность сохранения информации в ней после выключения питания машины (энергозависимость).

Внешняя память. Она относится к внешним устройствам ПК и используется для долговременного хранения любой информации, которая может когда-либо потребоваться для решения задач. В частности, во внешней памяти хранится все программное обеспечение компьютера. Внешняя память содержит разнообразные виды запоминающих устройств, но наиболее распространенными, имеющимися практически на любом компьютере, являются накопители на жестких (НЖМД) и гибких (НГМД) магнитных дисках.

Назначение этих накопителей – хранение больших объемов информации, запись и выдача хранимой информации по запросу в оперативное запоминающее устройство. Различаются НЖМД и НГМД лишь конструктивно, объемами хранимой информации и временем поиска, записи и считывания информации.

В качестве устройств внешней памяти используются также запоминающие устройства на накопители на оптических дисках, DVD-дисках, flash-картах и т.д.

Источник питания. Это блок, содержащий системы автономного и сетевого энергопитания ПК.

Таймер. Это внутримашинные электронные часы, обеспечивающие при необходимости автоматический съем текущего момента времени (год, месяц, часы, минуты, секунды и доли секунд). Таймер подключается к автономному источнику питания – аккумулятору и при отключении машины от сети продолжает работать.

  1.  Внешние устройства (ВУ). 

Это важнейшая составная часть любого вычислительного комплекса. Достаточно сказать, что по стоимости ВУ иногда составляют 50 - 80% всего ПК. От состава и характеристик ВУ во многом зависят возможность и эффективность применения ПК в системах управления и в народном хозяйстве в целом.

ВУ ПК обеспечивают взаимодействие машины с окружающей средой: пользователями, объектами управления и другими ЭВМ. ВУ весьма разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков. Так, по назначению можно выделить следующие виды ВУ:

внешние запоминающие устройства (ВЗУ) или внешняя память ПК;

диалоговые средства пользователя;

устройства ввода информации;

устройства вывода информации;

средства связи и телекоммуникации.

Диалоговые средства пользователя включают в свой состав видеомониторы (дисплеи), реже пультовые пишущие машинки (принтеры с клавиатурой) и устройства речевого ввода-вывода информации.

Видеомонитор (дисплей) – устройство для отображения вводимой и выводимой из ПК информации. Характеризуется  размером по диагонали трубки, разрешающей способности, величиной зерна, максимальной частотой обновления кадров, по типу подключения.

Размер диагонали монитора задается в дюймах, при прочих равных условиях чем диагональ монитора больше тем лучше. Стандартные размеры трубки мониторов: 14”, 15”, 17”, 19”, 21” дюйм.

Изображение на мониторе формируется из мельчайших светящихся точек люминофора по принципу мозаики. Отдельный мозаичный элемент ( точка) называется пикселем от английского сокращения (pixel-picture element).

Разрешающая способность монитора определяется максимальным количеством пикселей, размещающихся по горизонтали и по вертикали на экране. Стандартные значения разрешающей способности монитора: 640х480, 800х600, 1024х768 и т.д.

Величина зерна определяет размер точки люминофора на экране, чем она меньше, тем четче и качественнее изображение. Стандартные значения 0,28;0,26 мм.

Частота обновления кадров монитора влияет на утомляемость оператора при работе с монитором. При значениях меньше 70 Гц изображение на экране слегка мерцает, что очень сильно утомляет зрение. Поэтому у современных мониторов этот параметр колеблется в пределах 70-100 Гц в зависимости от модели, установленного разрешения экрана и видео карты, установленной в компьютер.

Устройства речевого ввода-вывода относятся к быстроразвивающимся средствам мультимедиа. Устройства речевого ввода – это различные микрофонные акустические системы, "звуковые мыши", например, со сложным программным обеспечением, позволяющим распознавать произносимые человеком буквы и слова, идентифицировать их и закодировать.

Устройства речевого вывода – это различные синтезаторы звука, выполняющие преобразование цифровых кодов в буквы и слова, воспроизводимые через громкоговорители (динамики) или звуковые колонки, подсоединенные к компьютеру.

К устройствам ввода информации относятся:

клавиатура – устройство для ручного ввода числовой, текстовой и управляющей информации в ПК; относится к стандартным средствам персонального компьютера. Ее основные функции не нуждаются в поддержке специальными системными программами (драйверами). Необходимое программное обеспечение уже имеется в ПЗУ в составе BIOS, и потому компьютер реагирует на нажатие клавиш сразу после включения.

графические планшеты (диджитайзеры) – для ручного ввода графической информации, изображений путем перемещения по планшету специального указателя (пера); при перемещении пера автоматически выполняются считывание координат его местоположения и ввод этих координат в ПК;

сканеры (читающие автоматы) – для автоматического считывания с бумажных носителей и ввода в ПК машинописных текстов, графиков, рисунков, чертежей; в устройстве кодирования сканера в текстовом режиме считанные символы после сравнения с эталонными контурами специальными программами преобразуются в коды ASCII , а в графическом режиме считанные графики и чертежи преобразуются в последовательности двухмерных координат (см. подразд. 4.5);

манипуляторы (устройства указания): джойстик – рычаг, мышь, трекбол - шар в оправе, световое перо и др. – для ввода графической информации на экран дисплея путем управления движением курсора по экрану с последующим кодированием координат курсора и вводом их в ПК. Мышь, в отличие от клавиатуры, не является стандартным органом управления, и персональный компьютер не имеет специально выделенный для нее порт. Для мыши нет и программы в BIOS, для ее работы необходима установка специального драйвера. Драйвер устанавливается при первом включении мыши. Эта программа обеспечивает интерпретацию сигналов, передаваемых мышью через порт (какие перемещения курсора были выполнены, какие щелчки и в какой момент времени были сделаны).

сенсорные экраны – для ввода отдельных элементов изображения, программ или команд с полиэкрана дисплея в ПК.

К устройствам вывода информации относятся:

принтеры – печатающие устройства для регистрации информации на бумажный носитель

графопостроители (плоттеры) – для вывода графической информации (графиков, чертежей, рисунков) из ПК на бумажный носитель; плоттеры бывают векторные с вычерчиванием изображения с помощью пера и растровые: термографические, электростатические, струйные и лазерные. По конструкции плоттеры подразделяются на планшетные и барабанные. Основные характеристики всех плоттеров примерно одинаковые: скорость вычерчивания – 100 - 1000 мм/с, у лучших моделей возможны цветное изображение и передача полутонов; наибольшая разрешающая способность и четкость изображения у лазерных плоттеров, но они самые дорогие.

Устройства связи и телекоммуникации используются для связи с приборами и другими средствами автоматизации (согласователи интерфейсов, адаптеры, цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи и т.п.) и для подключения ПК к каналам связи, к другим ЭВМ и вычислительным сетям (сетевые интерфейсные платы, "стыки", мультиплексоры передачи данных, модемы).

В частности, показанный на рис. 4.2 сетевой адаптер является внешним интерфейсом ПК и служит для подключения его к каналу связи для обмена информацией с другими ЭВМ, для работы в составе вычислительной сети. В глобальных сетях функции сетевого адаптера выполняет модулятор-демодулятор (модем, см. гл. 7).

Многие из названных выше устройств относятся к условно выделенной группе – средствам мультимедиа.

Средства мультимедиа ( multimedia – многосредовость) – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и др.

К средствам мультимедиа относятся устройства речевого ввода и вывода информации; широко распространенные уже сейчас сканеры (поскольку они позволяют автоматически вводить в компьютер печатные тексты и рисунки); высококачественные видео- ( video -) и звуковые ( sound -) платы, платы видеозахвата ( videograbber ), снимающие изображение с видеомагнитофона или видеокамеры и вводящие его в ПК; высококачественные акустические и видеовоспроизводящие системы с усилителями, звуковыми колонками, большими видеоэкранами. Но, пожалуй, еще с большим основанием к средствам мультимедиа относят внешние запоминающие устройства большой емкости на оптических дисках, часто используемые для записи звуковой и видеоинформации.

  1.  Внутренние устройства системного блока

Конструктивно ПК выполнены в виде центрального системного блока, к которому через разъемы подключаются внешние устройства: дополнительные устройства памяти, клавиатура, дисплей, принтер и др.

Системный блок обычно включает в себя системную плату, блок питания, накопители на дисках, разъемы для дополнительных устройств и платы расширения с контроллерами – адаптерами внешних устройств.

По внешнему виду системные блоки различаются формой корпуса: горизонтальные (desktop) и вертикальные (tower). Кроме формы корпуса важен форм-фактор. От него зависят требования к размещаемым устройствам. Различают AT и ATX корпуса. Форм-фактор корпуса должен обязательно соответствовать материнской плате.

На системной плате (часто ее называют материнской платой – Mother Board ), как правило, размещаются :

микропроцессор;

генератор тактовых импульсов;

блоки (микросхемы) ОЗУ и ПЗУ;

адаптеры клавиатуры, НЖМД и НГМД;

контроллер прерываний;

таймер и др.

разъемы для подключения дополнительных устройств.

Жесткий диск. В качестве накопителей на жестких магнитных дисках (НЖМД) широкое распространение в ПК получили накопители типа "винчестер".

Термин винчестер возник из жаргонного названия первой модели жесткого диска емкостью 16 Кбайт ( IBM , 1973 г.), имевшего 30 дорожек по 30 секторов, что случайно совпало с калибром "30/30" известного охотничьего ружья "Винчестер".

Информация в НЖМД записывается на жёсткие (алюминиевые или стеклянные) пластины, покрытые слоем ферромагнитного материала, чаще всего двуокиси хрома. В некоторых НЖМД используется одна пластина, в других — несколько на одной оси. Считывающие головки в рабочем режиме не касаются поверхности пластин благодаря прослойке набегающего потока воздуха, образуемого у поверхности при быстром вращении. Расстояние между головкой и диском составляет несколько нанометров (в современных дисках 5-10 нм), а отсутствие механического контакта обеспечивает долгий срок службы устройства. При отсутствии вращения дисков, головки находятся у шпинделя или за пределами диска в безопасной зоне, где исключён их нештатный контакт с поверхностью дисков.

Емкость этих накопителей благодаря чрезвычайно плотной записи, получаемой в таких несъемных конструкциях, достигает нескольких тысяч мегабайт; быстродействие их также значительно более высокое, нежели у НГМД.

В современных винчестерах стал использоваться метод зонной записи. В этом случае все пространство диска делится на несколько зон, причем во внешних зонах секторов размещается больше данных, чем во внутренних. Это, в частности, позволило увеличить емкость жестких дисков примерно на 30%.

Для того чтобы получить на магнитном носителе структуру диска, включающую в себя дорожки и сектора, над ним должна быть выполнена процедура, называемая физическим, или низкоуровневым, форматированием ( physical , или low - level formatting ). В ходе выполнения этой процедуры контроллер записывает на носитель служебную информацию, которая определяет разметку цилиндров диска на сектора и нумерует их. Форматирование низкого уровня предусматривает и маркировку дефектных секторов для исключения обращения к ним в процессе эксплуатации диска.

Основные характеристики накопителей на жестких дисках: емкость, быстродействие и время безотказной работы. Емкость определяет максимальное количество информации, которое можно записать на жесткий диск. Среднее время доступа определяет фактическую производительность накопителя. Среднее время доступа составляет 7-9 мс. Средняя скорость передачи данных зависит от числа байт в секторе, число секторов в дорожке, скорости вращения. В среднем это 10-15Мбайт/сек. Время безотказной работы характеризует надежность устройства, обычно составляет 20000-500000 ч.

Видеокарта. С переходом к цветным мониторам и с увеличением их разрешения процессор перестал справляться с построением и обновлением изображения. Тогда и произошло выделение всех операций, связанных с управлением экраном в отдельный блок, получивший название видеоадаптер. Физически видеоадаптер выполнен в вид отдельной платы, которая вставляется в одни из слотов материнской платы.

Видеоадаптер — это электронная плата, которая обрабатывает видеоданные (текст и графику) и управляет работой дисплея. Содержит видеопамять, регистры ввода вывода и модуль BIOS. Посылает в дисплей сигналы управления яркостью лучей и сигналы развертки изображения.

Наиболее распространенный видеоадаптер на сегодняшний день — адаптер SVGA (Super Video Graphics Array — супервидеографический массив), который может отображать на экране дисплея 1280х1024 пикселей при 256 цветах и 1024х768 пикселей при 16 миллионах цветов.

С увеличением числа приложений, использующих сложную графику и видео, наряду с традиционными видеоадаптерами широко используются разнообразные устройства компьютерной обработки видеосигналов.

Графические акселераторы (ускорители) — специализированные графические сопроцессоры, увеличивающие эффективность видеосистемы. Их применение освобождает центральный процессор от большого объёма операций с видеоданными, так как акселераторы самостоятельно вычисляют, какие пиксели отображать на экране и каковы их цвета. Если раньше графические акселераторы не были встроены в видеокарту, то в современных компьютерах используются уже видеокарты не только со встроенными акселераторами, но и TV-тюнерами и другими дополнительными устройствами.

• Фрейм-грабберы, которые позволяют отображать на экране компьютера видеосигнал от видеомагнитофона, камеры, лазерного проигрывателя и т. п., с тем, чтобы захватить нужный кадр в память и впоследствии сохранить его в виде файла.

• TV-тюнеры — видеоплаты, превращающие компьютер в телевизор. TV-тюнер позволяет выбрать любую нужную телевизионную программу и отображать ее на экране в масштабируемом окне. Таким образом можно следить за ходом передачи, не прекращая работу.

Звуковая карта производит преобразование звука из аналоговой формы в цифровую. Для ввода звуковой информации используется микрофон, который подключается к входу звуковой карты. Звуковая карта имеет также возможность синтезировать звук (в ее памяти хранятся звуки различных музыкальных инструментов, которые она может воспроизводить).

Аудиоадаптер (Sound Blaster или звуковая плата) - это специальная электронная плата, которая позволяет записывать звук, воспроизводить его и создавать программными средствами с помощью микрофона, наушников, динамиков, встроенного синтезатора и другого оборудования.

Аудиоадаптер содержит в себе два преобразователя информации:

• аналого-цифровой, который преобразует непрерывные (то есть, аналоговые) звуковые сигналы (речь, музыку, шум) в цифровой двоичный код и записывает его на магнитный носитель;

• цифро-аналоговый, выполняющий обратное преобразование сохранённого в цифровом виде звука в аналоговый сигнал, который затем воспроизводится с помощью акустической системы, синтезатора звука или наушников.

Профессиональные звуковые платы позволяют выполнять сложную обработку звука, обеспечивают стереозвучание, имеют собственное ПЗУ с хранящимися в нём сотнями тембров звучаний различных музыкальных инструментов. Звуковые файлы обычно имеют очень большие размеры. Так, трёхминутный звуковой файл со стереозвучанием занимает примерно 30 Мбайт памяти. Поэтому платы Sound Blaster, помимо своих основных функций, обеспечивают автоматическое сжатие файлов. Область применения звуковых плат — компьютерные игры (на многих звуковых платах есть специальный Game-порт, к которому подключаются игровые манипуляторы), обучающие программные системы, рекламные презентации, "голосовая почта" (voice mail) между компьютерами, озвучивание различных процессов, происходящих в компьютерном оборудовании, таких, например, как отсутствие бумаги в принтере и т.п. Но главная, и часто используемая возможность современной звуковой карты - это способность воспроизводить аудио и видео-файлы, хранящиеся на компьютере.


  1.  Технология работы с электронной таблицей
    1.  Этапы технологии

Хотя работа в каждой электронной таблице имеет свои особенности, можно говорить о некоторой обобщенной (усредненной) технологии работы с ней. Схема такой технологии приведена на рис. 1.1.

Н а э т а п е 1 формируется структура таблицы. Структура включает: определение заголовка таблицы, названий строк и столбцов, а также ввод в ячейки таблицы исходных данных, формул и функций.

Н а э т а п е 2 производится работа с данными, которая состоит в исследовании сформированной таблицы. Такое исследование может быть связано с использованием определенных математических моделей (моделированием), методов одновременной работы с несколькими таблицами и методов работы с базами данных.

Например, на втором этапе может быть построена модель математического программирования для нахождения оптимального решения с помощью функции Поиск решения.

Иногда есть необходимость анализировать данные из нескольких таблиц. Для этого используют межтабличные связи  и сводные таблицы.

Иногда при работе с большими электронными таблицами требуется найти ту или иную строку (столбец) или отсортировать строки (столбцы) в нужном порядке. Для этого в электронной таблице предусмотрен ограниченный программный инструментарий СУБД, позволяющий манипулировать строками и столбцами как компонентами баз данных.

Э т а п 3 технологии позволяет в графическом виде представить результаты, полученные на первом и втором этапах, и наиболее ярко их интерпретировать. Так, основываясь на данных в таблицах могут быть построены диаграммы различных типов (гистограммы, круговые и другие).

Э т а п 4 обеспечивает вывод результирующих данных на печать. При этом результаты могут быть распечатаны в табличном виде или в виде графических диаграмм.

  1.  Проектирование электронной таблицы

Разработка любой электронной таблицы начинается с постановки цели. Создание электронной таблицы начинается с ввода названий столбцов и строк. Далее вводятся исходные данные.

Следующий этап проектирования таблицы - это ввод формул. Использование в формулах относительных и абсолютных адресов позволит копировать их в оставшиеся колонки. Абсолютный адрес для ячейки предполагает ее обязательное использование для всех расчетов в рамках данной электронной таблицы. Относительный адрес ячейки, содержащей объем продаж предыдущего года, дает возможность его подстройки при копировании формулы.

Полученные результаты в дальнейшем могут быть проанализированы и обработаны указанными выше методами.

Полученные результаты могут быть также представлены в графическом виде.

пользованием арифметических или других операций;

алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Информатика. Базовый курс [Текст]: учеб. Пособие для втузов / под ред. С.В. Симоновича.- 2-е изд. СПб.: Питер,2007. – 640 с.: ил. – (Учебник для вузов).

2. Степанов А.Н. Информатика [Текст]: учеб.для вузов / А.Н. Степанов. – 5-е изд. - СПб.:Питер,2007. – 765 с .ил. – (Учебник для вузов).

Дополнительная:

1.Симонович С.В. Общая информатика. Новое издание [Текст] / С.В. Симонович. – СПб. [и др]: Питер, 2008. – 428 с.:ил.

PAGE  6




1. ОТДЕЛЬНЫЙ ТЕАТР А
2. английски Добавляем 1 Скажи где он-она живет
3. Тема 1. Соціальноекономічний розвиток України у XVIII ст
4. МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ ГОРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ-
5. тема ее институты
6. Новодемократический конституционализм в Украине- проблемы становления и развития
7. Дипломная работа- Информационная безопасность Российской Федерации
8. панковского взрыва и неразберихи вызванной этим потрясением молодежные субкультуры опять встают перед в.html
9. экономическая сущность бюджета его значение в регулировании экономики России
10. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю
11. Апелляционное производство в системе пересмотра судебных актов Арбитражных судов
12. Пищевая аллергия у детей
13. Это были годы изучения Восточного Забайкалья
14. .1 Неверно что технология машиностроения рассматривает методы
15. мировоззрение шире понятия философия
16. Роль СМИ
17. Политическая система Франции
18. проявляется исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои дар говорить сообща
19. Тема 9 Загальні способи добування металів У вільному стані в природі зустрічаються тільки неактив
20. Преступление против личности