Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

задание С21 где необходимо привести пример иллюстрирующий грамматические явления

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Роль грамматических явлений (подготовка к заданию С2.1)

Данный материал пригодится при написании той части сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание С2.1), где необходимо привести пример, иллюстрирующий грамматические явления.

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

помогают перечислить действия героев;

позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;

конкретизируют признак предмета.

2. ОБРАЩЕНИЕ

называет собеседника, того, к кому  (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.

выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...

раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...

3. ВВОДНЫЕ СЛОВА

выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.

указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.   Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.

указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.

указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.  

используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.

4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.

помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;

помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  

помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.

помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

поясняют или уточняют нарицательное существительное;

помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.

6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

выражают добавочное действие к основному;

помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;

помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.

помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.

помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.

помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.

помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.

помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.

7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;

помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.

8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...

9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...

помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.

10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.

ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.

ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...

11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.

СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.

СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть.

СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...

СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.

12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.

помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части:  Наконец мы дождались: позвонил папа.

помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части:  Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

помогают автору противопоставить два события:  Лето припасает - зима поедает.

помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части:  Кончил дело - гуляй смело.

помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер - пожнёшь бурю.

помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части:  Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.

помогают автору передать быструю смену событий:  Раздался выстрел - зверь упал.

помогают автору сравнить события:   Скажет слово - соловей поёт.

Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2)

Статья содержит не только перечень лексических явлений, но и информацию о роли этих явлений в речи. Данный материал можно использовать при аргументации своих рассуждений в задании С2.

АНТОНИМЫ:

позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,

помогают высказать мысль с большей точностью,

делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

помогают избежать однообразия изложения,

разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,

позволяют всесторонне охарактеризовать образ,

помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,

позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,

позволяют тонко и красочно описывать явления,

способствуют точности и ясности высказывания,

дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,

делают речь яркой и убедительной,

служат для передачи торжественности момента,

служат для воссоздания исторической обстановки,

служат средством речевой характеристики персонажа,

используются для создания комического эффекта, иронии;

помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,

подчёркивают достоверность сказанного,

служат названиями реалий прошлых лет.

ДИАЛЕКТИЗМЫ:

помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

служат для обозначения предметов, признаков, действий.

СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

используется писателями как языковая основа произведения,

употребляется в любых условиях общения,

служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

создаёт стилистическую окраску слова,

одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);

используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,

служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,

служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,

служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,

помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,  

служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,

служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

усиливают выразительность, образность языка произведения;

придают художественную, поэтическую яркость речи;

обогащают содержание высказывания;

выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

создают живое представление о предмете;

оценивают предмет или явление;

вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

  

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,

характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

средство передачи монотонности и однообразия действий,

повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,

средство выражения многократности или длительности действия.

Лексические явления. Стилистические фигуры (подготовка к заданию С2.1)

Данный теоретический материал поможет в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

  

Напомню формулировку задания С2.1 в демоверсии-2012:

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова

известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о

чём думают люди, а грамматика – как они думают».  

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Эта статья посвящена таким лексическим явлениям, как стилистические фигуры.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, "практического" употребления.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ усиливают выразительность и изобразительность текста.

СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ являются:

градация

антитеза

оксюморон

лексический повтор

анафора

эпифора

повтор-подхват, повтор-стык

ГРАДАЦИЯ - основа градации - синонимы. Это расположение ряда слов по степени нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения. Например: Что-то неуловимо восточное было в его лице, на седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

Значение: предельно точно и выразительно передаётся мысль автора.

АНТИТЕЗА - основа антитезы - антонимы. эта стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т.п. Например: Смерть и бессмертное, Жизнь и погибель И деве и сердцу ничто. (Лермонтов)

Значение: выражают экспрессию, отражают философские вопросы жизни и смерти.

ОКСЮМОРОН - стилистическая фигура, в которой наблюдается необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми именами существительными сочетания противоположных по смыслу слов. Например: Живой труп. (Толстой) Ненавидящая любовь. (Шолохов) Мёртвые души. (Гоголь)

Значение: подчёркивают противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме. Создаёт эмоциональное впечатление.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повтор одного и того же слова, словосочетания. Например: Она была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга. (Толстой)

Значение: выделяет ключевое понятие.

Читаем отдельную статью: "Роль лексического повтора в книжной речи".

АНАФОРА - стилистическая фигура, в которой повторение слова или группы слов происходит в начале смежных строк (единоначатие).

Например: Не напрасно дули ветры,

                Не напрасно шла гроза. (Есенин)

Значение: средство создания поэтического подтекста.

ЭПИФОРА -  стилистическая фигура, в которой повторение слов или словосочетаний происходит в конце строки (единоокончание).

Например: Милый друг, и в этом тихом доме

                Лихорадка бьёт меня.

                Не найти мне места в тихом доме

                Возле мирного огня. (Блок)

Значение: эмоциональное воздействие на читателя, выделение ключевого понятия.

ПОВТОР-ПОДХВАТ, ПОВТОР-СТЫК - стилистическая фигура, при которой второе полустишие каждой нечётной строки повторяется как первое полустишие последующей чётной.

Например:  Я мечтою ловил уходящие тени,

                 Уходящие тени погасшего дня.

                 Я на башню всходил, и дрожали ступени,

                 И дрожали ступени под ногой у меня. (Бальмонт)

Значение: повторы несут иллюстративную функцию: создаётся впечатление тяжёлого переступания со ступеньки на ступеньку башенной лестницы. Тема движения, преодоления.

Источник: Е.В.Бузина "Анализ средств художественной выразительности в тестовых заданиях ЕГЭ" Омск 2004

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Универсальные лексические категории и лексика активного и пассивного запаса.

Тропы

Лексические явления. Универсальные лексические категории, лексика активного и пассивного запаса (подготовка к заданию С2.1)

Для выполнения задания С2.1 необходимо знать лексические явления русского языка, а также уметь находить их в тексте.

Напомню формулировку задания С2.1 в КИМах-2012:

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова

известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о

чём думают люди, а грамматика – как они думают».  

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Лексика русского языка очень богата и многообразна.

В данной статье речь пойдёт об универсальных лексических категориях и лексике активного и пассивного запаса.

Вы узнаете не только определения лексических понятий, но и их значение в речи.

Каждое определение сопровождается примерами.

ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - смысл слова.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

1. ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе.  

Значение: придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. Например: Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.

2. СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.

Значение: свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.

3. АНТОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например, рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.

Значение: делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста.

4. ПАРОНИМЫ - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. Например: отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы).

ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА

4. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА - слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная. Например, весна, вода, земля, ночь.

Значение: обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.

5. ДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Например: кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг.

Значение: вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.

6. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, которые испопьзуются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки. Например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика);  окно - свободное время между уроками в речи учителя.  

Значение: используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.

7. ЖАРГОНИЗМЫ - слова, ограниченные в своём употреблении определённой   социальной или возрастной средой. Например, выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон.

Значение: жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

8. АРГО - диалект определённой социальной группы людей (первоначально воровской язык - "феня"), создаваемый с целью языкового обособления (аргонизмы употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов). Например: балерина - отмычка; кипиш - беспорядок, шу; шухер - опасность; малина - притон.

Значение: используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания особого колорита.

9.ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА - слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Например: кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно).

Значение: служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего.

10. АРХАИЗМЫ - устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Например: младой - молодой, злато - золото; око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть.

Значение: служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.

11. ИСТОРИЗМЫ - слова, служившие названием исчезнувших предметов. понятий, явлений. Например: тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах.

Значение: служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

12.НЕОЛОГИЗМЫ - новые слова, возникающие в языке. Например: видеотелефон, аэробус, Интернет.

Значение: служат для обозначения тех новых понятий. которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

13. ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например: грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, комфорт (из английского).

Значение: источник пополнения словаря.

14. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием духовной культуры.

Особенности:

а) сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО, ЕРЕ. Например: нрав - норов, врата - ворота, злато - золото, брег - берег, плен - полон.

б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж. Например: вождь, одежда, нужда.

г) суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ. Например: действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий.

д) приставки ИЗ, ИС, НИЗ. Например: изыди, низвергнуть.

Значение: воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок.

15. ТРАДИЦИОННО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник - славянизмы. Например: брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница.

Значение: в прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация.

16. НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - слова, характерные для устной народной поэзии. Например: детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка.

Значение: создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера.

17. РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. Например: газировка (газированная вода), белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка).

Значение: в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.

18. ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА - слова. выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. Например: башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).

Значение: средство речевой характеристики героев.

19. КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. Например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо).

Значение: средство речевой характеристики героев, явлений.

20. ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. Например: катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол.

Значение: служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка.

21. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Например: работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса.

Значение: придают речи яркость и выразительность.

22. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. Например: Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито.

Значение: как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры.

23. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики). Например: слова с положительной окраской - доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской - выскочка, брехня.

Значение: использование эмоционально-экспрессивной лексики связано со специфическим заданием, определённой стилистической направленностью текста.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Тропы

Стилистические фигуры

Грамматические явления. Синтаксические средства художественной изобразительности (ГИА 2012)

В статье содержится теоретический материал, который можно использовать при подготовке к заданию С2.1 экзаменационного теста.

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ - заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. Например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре - Гоголь)

Значение: повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Например: Что ты тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот?.. От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь?

Значение: Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - подчёркнутое обращение к кому-нибудь или к чему-нибудь.

Например: Цветы, любовь, деревня, праздность,

                Поля! Я предан вам душой.

Значение: призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усиливать выразительность речи.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например: В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут.

Значение: может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.

АНАФОРА - построение  слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие).

Например: Только в мире и есть, что тенистый

                Дремлющих клёнов шатёр.

                Только в мире и есть, что лучистый

                Детски задумчивый взор.

Значение: усиливает выразительность речи, логическое выделение.

ЭПИФОРА - повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Например: Отчего прослыл я шарлатаном?

                Отчего прослыл я скандалистом?

                Прояснилась омуть а сердце мглистом.

                Оттого прослыл я шарлатаном,

                Оттого прослыл я скандалистом.

Значение: усиление интонаций, оттенков звучащей речи.

ИНВЕРСИЯ -  изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. Например: ...где глаз людей обрывается куцый. (Маяковский) Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (Пушкин)

Значение: усиливает выразительность фразы, придаёт ей новый выразительный оттенок.

ЭЛЛИПСИС - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Например: Мы сёла - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (Жуковский)

Значение: придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.

УМОЛЧАНИЕ - фигура, предоставляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Например: Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

                Тысячелетней рабской нищеты.

                Но этот крест, но этот ковшик белый...

                Смиренные, родимые черты! (Бунин)

Значение: пробуждает глубокие мысли и чувства, придаёт речи экспрессивность и эмоциональность. Часто используется в прямой речи.

  

СМЕЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ - конец предложения даётся в ином синтаксическом плане.

Например: Но те, которым в дружной встрече

                Я строфы первые читал...

                Иных уж нет, а те далече...

Значение: передаёт прерывистость речи, волнение говорящего.

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - фразы не умещаются в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь.

Например: Есть у каждого города возраст и голос,

                Есть одежда своя и особенно запах.

                И лицо. И не сразу понятная гордость.

Значение: придаёт выразительность, отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - деление предложения на слова. Например: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Значение: словоударная система, которая предполагает логическое ударение на каждое слово с целью его выразительности.

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон), БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) - могут употребляться в близком контексте, придают большую выразительность речи и тексту.

Например: Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.

Значение: многосоюзие способствует интонационному и логическому подчёркиванию выделяемых предметов; бессоюзие придаёт стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений.

ГРАДАЦИЯ - расположение слов, словосочетаний либо частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего. Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особый, самобытный, ни с чем не сходный вид.

Значение: придаёт речи нарастающую интонацию и эмоциональную напряжённость.

Лексические явления. Тропы (подготовка к заданию С2.1)

Данная статья адресована тем 9-классникам, которые из двух предложенных заданий - С2.1 и С2.2 - остановили свой выбор на сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, то есть на задании С2.1.

Пост содержит теоретический материал, который поможет сориентироваться в подборе примеров из предложенного текста, иллюстрирующих лексические явления языка.

Напомню, что к лексическим явлениям относятся не только тропы, о которых пойдёт речь в этой статье, но и стилистические фигуры, а также универсальные лексические категории  и лексика активного и пассивного запаса.

ТРОПЫ - обобщённое название стилистических приёмов, состоящих в употреблении слова в переносном значении.

К основным тропам относятся:

метафора

метонимия

ирония

гипербола

А к их разновидностям:

олицетворение

синекдоха

литота

Значение тропов: с их помощью достигается особая изобразительность и образность.

МЕТАФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Например: Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу).

Значение: повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Например: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (метонимия "все флаги" заменяет многословное выражение "корабли всех стран под различными флагами")

Значение: приём краткой выразительной речи, экономия лексических средств.

ИРОНИЯ (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Например: Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.

Значение: создание комического эффекта.

ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. Например: ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.

Значение: на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Например: Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.

Значение: повышает эмоциональную выразительность текста.

СИНЕКДОХА (обобщение) - частный случай метонимии, обозначение целого через его часть. Например: Швед, русский колет, рубит, режет.

Значение: придаёт речи краткость и выразительность, усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

ЛИТОТА (простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Значение: одновременное употребление литоты и гиперболы резко и сильно подчёркивает создаваемый образ. Стилистический приём двойного отрицания. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действие. Например: На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн.

Значение: Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.

АНТОНОМАСИЯ (переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного, вид метонимии. Например: в русском языке закрепилось использование в переносном значении слов Донкихот, донжуан, ловелас и др.

Значение: этот троп часто используется в публицистике. В его основе – переосмысление имён исторических деятелей, писателей, литературных героев. В художественной литературе используется как средство образной речи.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты (в баснях, загадках). Выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе. Например: в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – Зайца, хитрость – Лисы. Аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень»  может означать «наступила старость».

Значение: широко используется в эзоповом языке – манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру. С помощью аллегории иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.

ПЕРИФРАЗА  или ПЕРИФРАЗ (описательное выражение) – стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением. Например: Лев – царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (вместо «осень»).

Значение: подчёркиваются существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ – образные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл. Например: Дождь – символ печали и слёз. Кукушка – символ одинокой тоскующей женщины. Берёза – символ России.

Значение: придаёт слову новый, глубинный смысл.

_____________________________________________________________________

«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

Лев Васильевич Успенский

Тест 2

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Лев Васильевич Успенский

Тест 3

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Константин Александрович Федин

Тест 4

«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Александр Афанасьевич Потебня

Тест 5

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Тест 6

«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».

Литературная энциклопедия

Тест 7

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Константин Георгиевич Паустовский

Тест 8

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».

Борис Николаевич Головин

Тест 9

«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Лев Васильевич Успенский

Тест 10

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

Иван Александрович Гончаров

Тест 11

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

А. А. Зеленецкий

Тест 12

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

Маргарита Николаевна Кожина

Тест 13

«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».

Ираида Ивановна Постникова

Тест 14

«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».

Александр Александрович Реформатский

Тест 15

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

Александр Александрович Реформатский

Тест 16

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».

Светлана Ивановна Львова

Тест 17

«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».

Н. Шамфор

Тест 18

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

Александр Иванович Горшков

Тест 19

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

Борис Викторович Шергин

Тест 20

«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

Ираида Ивановна Постникова

Тест 21

«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

Георг фон Габеленц

Тест 22

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Тест 23

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Е. В. Джанджакова

Тест 24

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

Георгий Яковлевич Солганик

Тест 25

«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».

Николай Гаврилович Чернышевский

Тест 26

«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Илья Наумович Горелов

Тест 27

«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».

Михаил Васильевич Исаковский

Тест 28

«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».

Михаил Викторович Панов

Тест 29

«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».

Лев Николаевич Толстой

Тест 30

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Георгий Владимирович Степанов

Тест 31

«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».

Поль Рикёр

Тест 32

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Из учебника русского языка

Тест 33

«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 34

«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».

Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 35

«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Владимир Галактионович Короленко

Тест 36

«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Нина Сергеевна Валгина

ОБРАЗЦЫ

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

                                       Сочинение-рассуждение

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Д.С. Лихачёва.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 1

Прочитав выдержку из небольшого рассказа С.Сергеевой о несчастной Жульке, потерявшей хозяина, я сначала даже не понял, как согласуется данное повествование с заданием раскрыть смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

С первого взгляда – никак! Однако при более глубоком размышлении, представив себя на месте несчастного животного, не понимающего человеческой речи, но чувствующего на уровне природного инстинкта угрозу или доброту, я смог сформулировать появившиеся мысли.

Из уст бабульки с «неожиданно звучным голосом» мы с Мариной узнаем, что «щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами» три месяца тому назад потеряло единственного в своей жизни хозяина (Иван Матвеевич умер) . Но никому из соседей не пришло в голову приютить обездоленное животное, да хоть той же бабульке. А вот «молодая женщина», впервые увидевшая маленькую собачку, тут же ее покормила «докторской» колбасой, оставшееся после обеда. Более того, приобрела в ветеринарном

магазине «шампунь, расческу, витамины, лекарства и другие мелочи». Привела Жульку к себе в дом со словами: «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся». И хотя от первого прикосновения новой хозяйки собачка вздрогнула, почему-то есть полная уверенность в том, что им вдвоем будет очень хорошо! Ведь не случайно Марина этой ночью спала особенно чутко, «прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре». А Жульке наконец возможно снились, «просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

Отсутствие комментария и речевое оформление «преамбулы» к последующему рассуждению свидетельствуют о том, что учащийся не смог проникнуть в смысл высказывания Д.С. Лихачёва. Рассуждения экзаменуемого не могут квалифицироваться как иллюстрация исходного тезиса. Аргументы отсутствуют. Рассуждения учащегося не содержат комментариев речи персонажей текста.

Сочинение 2

Не секрет, что манера общаться, а также используемые слова позволяют судить о характере человека. Когда человек приводит бездомную собаку к себе домой и говорит, «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся», по таким словам можно судить о доброте и искренности, желании помочь ближнему. Чувствуется, что в этот момент одинокая женщина обрела себе друга, о котором будет заботиться, кормить, ухаживать, разделять с питомцем все радости и невзгоды.

По словам пожилой женщины, обращенным к молодой незнакомке «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) осталась на улице», можно судить о том, что бабульке было жаль оставшуюся без хозяина собачку, но помочь ей не было возможности. Она понимала, что привыкшая к домашней жизни собачка не сможет выжить на улице, и потому всячески старалась помочь осиротевшему бездомному существу обрести нового хозяина.

        

Учащийся прокомментировал слова Д.С. Лихачёва, трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Но приведен только один аргумент. Во втором абзаце сочинения комментарий фразы из текста: «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) осталась на улице» не соответствует процитированному фрагменту.

Сочинение 3

    

Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к

тому, как он говорит», – утверждал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Действительно, в речи

отражается душа человека, все его мысли и чувства.

Марину до глубины души тронули слова незнакомой пожилой женщины, которая рассказала историю глубокой привязанности друг к другу человека и собаки. Эта женщина смогла подобрать именно те слова, идущие из глубины ее доброго сердца, которые растревожили привычный мир Марины и заставили ее совершить человечный поступок.

Бабушка не может остаться равнодушной и к судьбе собачонки, оставшейся без хозяина. И в коротком рассказе о взаимоотношениях хозяина и собачки она сумела выделить главную особенность отношения Ивана Матвеевича к своей питомице – восприятие спасенного щенка как существа, нуждающегося в заботе и ласке не меньше, чем человек: «как младенца, из бутылочки выкормил». И сама бабушка говорит о собачке как о существе, нуждающемся в заботе: чаще называет ее не привычной для маленьких собачонок кличкой: «Жулька», а ласково и уважительно: «Жуля».

Автор дает возможность высказаться персонажу всего в двух репликах, но и этого достаточно, чтобы в глазах читателя «бабулька» стала сердечной пожилой женщиной, которая высоко ценит способность любить и быть преданным, внимательно и уважительно относится и к людям, и к животным.

И о другом персонаже, проявившем участие к судьбе собачки, мы получаем  представление и по поступкам, и по речи. Марина разговаривает с собачкой, как с человеком, обращается к ней, как к много пережившему собеседнику, задает ей вопросы, рассказывает о себе.

Да, очень важно уметь прислушиваться и к тому, что говорит собеседник, и к тому, как он говорит, ведь речь человека – это зеркало, в котором отражается его внутренний мир.

Трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Роль речевой характеристики в понимании характера персонажей текста доказана верно с двумя отобранными для иллюстрации примерами.

Сочинение 4

       

Как говорит человек? Что понимать под вопросом «как»? Что можно сказать о человеке по его речи?

В тексте говорят двое: бабулька, каких можно встретить в наших дворах и молодая женщина. Речь старушки простая, но наполнена жалостью: «Плохо стало без Ивана Матвеича … Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого». Речь женщины короткая: «Вот колбаса, вот булочка. Ешь. Ты любишь сдобные булочки?» Они по-разному говорят, по-разному думают, но очень схожи в сострадании к обездоленной собачке.

Тут слышится голос еще одного человека. Это автор этого рассказа. С какой болью он описывает собачку: «Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами». И с какой радостной надеждой описывает ее, уже обретшую свой дом: «Что ей снилось? … просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога».

Итак, мы услышали трех людей: простую старушку, образованную женщину и писателя. Что в их речи раскрыло для нас их моральный облик, их характер? Все. Как говорят эти люди, как они относятся друг к другу и собачке. Все передала их речь – жалость и любовь ко всем несчастным животным, лишенным крова и поддержки со стороны человека. И мы друзья, мы соратники этим людям, в их чувствах и добрых делах.

Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено (см. последний абзац). Очень интересное сочинение с точки зрения приведенных примеров. Ученик характеризирует речь еще одного человека – автора текста. Таким образом, в сочинении приведено 3 аргумента.

 Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

         Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

          Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

         Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.  (204 слов)




1. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ НАПИСАНИЮ Самостоятельная работа является неотъемлемо
2. ТЕМА 2 Задача 1 Нижче перелічено компоненти валового внутрішнього продукту Багатії за певний рік млрд грн-
3. і Квітки темноблакитні одиночні
4. Рецензия на повесть ВП Астафьева Пастух и пастушка
5. на тему- ldquo;Индикация ОВ и ядов в различных средах
6. тема ~ особый политический институт связанный с организацией выборов политических деятелей со способом про
7. I. Сочиненія императрицы Екатерины II
8. міститься в опії
9. Особенности проведения документальной проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль
10. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора економічних наук
11. Реферат- Склеивание
12. Предпринимательство в России на примере Читинской области
13. Тема Педагогические взгляды и деятельность И
14. Это следует постоянно иметь в виду когда хотят понять религиозные движения и их развитие.1
15. на тему- ldquo;Беладона
16. Реферат по психологии- Выполнил
17. Оценка персонала. Мотивация и стимулирование персонала
18. Менеджмент специализация
19. задание 2 Расчет энтальпий продуктов сгорания и коэффициента избытка воздуха в газовом тракте З
20. Конституционные идеи в Украине периода гетмана П Скоропадского