Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Исследование слухомоторных координаций1 а Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных от.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Для диагностики очаговых поражений коры головного мозга большое значение имеет исследование слухо-моторных координации, иначе говоря, тех простейших по своему характеру двигательных актов, которые афферентируются со слуха. К этой группе относятся две серии проб, одна из которых направлена на исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений и музыкальных мелодий, а другая — на исследование восприятия и воспроизведения ритмических структур. Остановимся на обеих сериях проб отдельно.

а) Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений

Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений и музыкальных мелодий не должны выходить за пределы простых проб; относительно более сложные задания могут предъявляться лишь тем больным, у которых имеется достаточно высокая степень музыкального развития.

Исследование должно начинаться с простых проб, при которых больному предлагается оценить высоту двух пропеваемых (или даваемых с помощью аудиометра или любого музыкального инструмента) звуков, причем относительная разница этих звуков должна быть достаточно велика.

Специальным вариантом пробы, позволяющей оценить возможность различия комплекса звуковых отношений, может быть опыт, при котором обе группы звуков делаются условными сигналами для какой-либо двигательной реакции (на один звук – поднимать  правую, а в ответ на другой – левую руку; или же соответственно в ответ на первую группу поднимать руку, а в ответ на вторую — воздерживаться от движения).

Тщательный анализ того, как происходит формирование такой реакции, насколько быстро она становится прочной, как легко она переделывается, и при каких условиях возникают ошибки, может дать ценный материал для суждения о процессах звукового анализа и синтеза, которые, как известно, могут резко нарушаться при поражении височных систем.

Однако, оценка полученных дефектов как следствия нарушений в работе слухового анализатора может быть обоснованной лишь в тех случаях, когда аналогичные пробы со зрительными сигналами обнаруживают относительную сохранность формирования, упрочения и переделки условных реакций.

На нарушение корковых отделов слухового анализатора могут указывать ошибки в выполнении опыта со сравнением групп, состоящих из двух или трех последовательных тонов, причем когда одна группа отличается от другой обратной, но симметричной последовательностью.

Значительно более разнообразные формы нарушений могут обнаруживаться при пробах с воспроизведением звуковысотных отношений и музыкальных мелодий. Для этой цели больному предлагают прослушать ряд тонов, а затем воспроизвести их путем пропевания.  В более сложных пробах больному предлагают повторять знакомую мелодию вслед за исследующим или воспроизвести ее по памяти.

Нарушение голосового воспроизведения предъявленных тонов может иметь в своей основе как нарушения звукового анализа и синтеза в результате поражения височных отделов мозга, так и дефекты, связанные с патологией двигательного акта пропевания. В случаях сензорной амузии, возникающей в результате поражений коры височной области, эти нарушения могут выступать особенно отчетливо.

Совершенно иной характер носят нарушения звуко-моторных координаций  при поражениях различных частей двигательного анализатора.

В случаях двусторонних поражений передних отделов сенсомоторной зоны (как левого, так и правого полушария), может существенно нарушаться сам акт фонации. Плавное пропевание одного звука становится невозможным, оно заменяется толчкообразными, немодулированными голосовыми импульсами.

В случаях поражения нижних отделов премоторной зоны значительно нарушается процесс переключения с воспроизведения одного звука на другой, возникают двигательные персеверации, проявляющиеся в акте пропевания столь же отчетливо, как и в речевых артикуляциях.

Наконец, при нарушениях кинестетической основы фонации, которые могут иметь место при обширных поражениях постцентральной коры с явлениями кинестетической апраксий, близкие по типу расстройства могут возникать и в воспроизведении звуковысотных отношений, составляя основу явлений моторной амузии.

б) Исследование восприятия и воспроизведения ритмических структур

Другую сторону представляет исследование восприятия и воспроизведение ритмических структур, которое может иметь очень большое значение для топической диагностики поражений мозга.

Выполнение (отстукивание) ритмов по слуховому образцу является комплексной деятельностью, имеющей своеобразный состав. Оно предполагает, прежде всего, слуховой анализ предложенной ритмической структуры и неизбежно страдает каждый раз, когда возможность слухового анализа ограничена. Однако оно предполагает и перешифровку воспринятой слуховой структуры на серию последовательных движений. Если при сохранном слуховом анализе последовательная организация простейших двигательных актов будет  нарушена, выполнение этой пробы также пострадает, хотя это нарушение будет протекать в других формах.

Проба на выполнение ритмов обычно начинается с анализа того, в какой степени больной может воспринимать и оценивать подаваемые ему группы звуковых сигналов. Для этой цели предъявляют группы ритмических ударов, следующих друг за другом с интервалом 0,5—1,5 секунды; эти удары предлагают сначала в виде одиночных пачекпо 2 и по 3 удара, затем в виде серий таких же пачек. Больному предлагается указать, сколько ударов включает каждая группа, а при более сложных пробах — проанализировать ритмическую структуру каждой группы, указав, из каких ударов (сильных или слабых) она состоит.

В целях сенсибилизации опыта ритмические группы могут предъявляться либо в быстром темпе (в пределах 1 —1, 5 секунды), что затрудняет их слуховой анализ, или в медленном темпе (с интервалами в 1,5— 2  секунды между отдельными ударами), что заставляет синтезировать звуковые следы. В последнем случае для исключения просчитывания или артикуляторного анализа опыт проводят при зажатом между зубами языке.

Больные с поражением коры височной доли (как левой, так в некоторых случаях и правой) могут испытывать при этой пробе большие затруднения. Иногда достаточно предъявить ритмическую структуру в чуть ускоренном темпе или исключить вспомогательное пересчитывание, чтобы больной оказался не в состоянии ее оценить, заявляя, что стуки предъявляются ему слишком быстро, что он не может успеть за ними, либо переоценивает количество ударов, входящих в ритмическую группу.

Не меньшие затруднения возникают у этих больных, когда данная ритмическая группа повторяется много раз. Больной нередко заявляет, что ударов было слишком много и что он не в состоянии усвоить тот ритм, в  котором они даются.

Известно, что при поражении лобных долей мозга оценка ритмических структур может существенно нарушаться.

После того как установлена достаточная сохранность слухового восприятия ритмов, можно перейти к исследованию двигательного выполнения ритмических групп. Для того чтобы анализ этого выполнения приобрел нужную четкость, опыт можно разделить на две части: сначала больной должен воспроизводить ритмы на слух; затем ему предлагают выполнять ритмы по соответствующей словесной инструкции.

Как и в предшествующих пробах, требуемые ритмы могут предлагаться в разном темпе и состоять из групп разной сложности. В качестве приемов, компенсирующих затруднения, возникающие при выполнении ритмов, могут быть введены зрительные или кинестетические опоры (предъявление больному подсобных зрительных схем требуемых ритмов или разрешение постукивать по разным местам планшета), а также артикуляторный анализ (просчитывание) предложенного ритма. В целях усложнения пробы ритм предлагают в быстром темпе, в задачу включают переделку ранее упроченного ритма, а артикуляторный анализ (проговаривание) заданного ритма исключают.

Серия А. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Серия Б. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции I) Ударяйте по два раза, 2) Ударяйте по три раза, 3) Ударяйтепо два раза, 4) Ударяйте два раза сильно и три раза слабо, 5) Ударяйте три раза слабо и два раза сильно, 6) Ударяйте по два (по три) раза.

Серия. В. Ударяйте в том же порядке, как в сериях А и Б, но каждый раз помогайте себе речью, диктуя: раз — два! или раз — два —три! и т. д.

Такой порядок проведения опыта позволяет выявить, при каких условиях больной испытывает особенно значительные затруднения и лежат ли в основе этих трудностей дефекты наглядного слухового анализа, недостатки регулирующей роли словесной инструкции или двигательные дефекты в узком смысле этого слова. С другой стороны, переключение с выполнения одной ритмической структуры на другую является прекрасной пробой на подвижность нервных процессов, обнаруживая признаки их патологической инертности, если они имеются.

Больные с поражением височных отделов мозга, как правило, испытывают заметные затруднения в воспроизведении ритмов по слуховому образцу. Нередко они не выстукивают правильное число раз, сливают отдельные пачки в один аморфный ряд или же ударяют хаотично, не выделяя отдельные, четко повторяющиеся ритмические группы.

Совершенно иной характер имеет нарушение выполнения ритмов при поражениях премоторной области.

Характерное для этих поражений нарушение системы высших автоматизмов делает невозможным выполнение плавных кинетических мелодий (возникают лишние удары, ошибочность которых больной хорошо оценивает, но затормозить которые часто оказывается не в силах).

Иногда переход от одной ритмической группы к другой оказывается затрудненным, и больной продолжает отстукивать один ритм  и в том случае, когда ему нужно перейти на новый ритм.

Характерно, что разница между выполнением ритмов по слуховому образцу и по словесной инструкции у больных с поражением премоторных отделов мозговой коры не отмечается.

Своеобразные особенности представляет выполнение ритмов у больных с поражениями лобных отделов мозга. Выполнение ритмов по словесной инструкции оказывается у них не лучше (как это бывает у больных с поражением височных отделов мозга), а значительно хуже, чем выполнение ритмов по наглядному слуховому образцу. Больные этой группы легко теряют обозначенный в инструкции ритм, или удерживают его на протяжении очень короткого времени, легко поддаются влиянию инертности раз возникших импульсов и с очень большим трудом переключаются с одного, ранее выполнявшегося ритма, на другой, новый ритм.

Характерной чертой этих больных является тот факт, что сличение требуемого и воспроизводимого ритма обычно не происходит, ошибка не осознается больным. Нередко больной с лобным синдромом, отстукав ритм по два, продолжает его и тогда, когда ему предлагается отстукивать по три раза.

Такая тенденция к персеверации раз возникшего стереотипа с отсутствием коррекции ошибок нередко продолжает проявляться и при выполнении ритмов по наглядному слуховому образцу. Все это показывает, что

Основной дефект при выполнении ритмов у больных с лобным синдромом связан с нарушением избирательного характера двигательного акта и регулирующего влияния вызывающей его инструкции.

У больных с поражением лобно-височных отделов мозговой коры могут иметь место трудности, характерные для обеих разобранных выше групп больных, поэтому нарушение выполнения слухо-моторных ритмов может принимать у них наиболее выраженные формы.




1. Розвиток пізнавального інтересу молодших школярів у процесі вивчення курсу Я і Україна в 3-4 класах
2. Тема данной практики Профессиональный психологический отбор персонала в организацию
3. . Молекулалы~кинетикалы~ теория.
4. тема фізичного виховання у народній педагогіці та її розвиток у спадщині видатних українських педагогів мин.html
5. е систем в которых необходимо учитывать уравнения сохранения энергии
6. аудит деген т~інікке ~р т~рлі аны~тамарлар берілген
7. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Глава 1.
8. Тема- Механизм функционирования рынка и его инфраструктура
9. Клуб Сократ отчёт о деятельности клуба за 2013 год Руководитель клуба Сократ Негодина
10. Введение Следуя статье 25 Декларации прав человека современное правовое государство должно гарантировать
11. Курсовая работа- Организационные меры обеспечения безопасности труда
12. Партнерство во имя мира- 27 мая 1992; B 17 мая 1992; C 20 мая 1994; D 17 мая 1994; E 27 мая 1994
13. ТЕМА- Весна Весна И все ей рады
14. токсин недостаточно обоснованно распространяют на небелковые токсичные вещества природного происхождени
15. Понятие ресурсных ограничений в экономике Материальное прво ~ основа жизни человеческого общества
16. Особенности эколого-геохимического районирования ландшафтов городской территории
17. Курсовая работа- Учет и распределение между заказами косвенных затрат
18. Прагни завжди перемагати скоріше самого себе ніж долю і змінювати скоріше свої бажання ніж порядок у світ
19. Философия эпохи Возрождения
20. единства и взаимодействия противоположностей или закон противоречия якобы определяющий источник развития