Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

АРКАДА ДП 4500

Работа добавлена на сайт samzan.net:


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики строительства

ДИПЛОМНый проект

Расчет сметы реставрационо-восстановительных работ памятника архитектуры на примере строительной организации ООО «АРКАДА»

ДП 45.00.00.000.ПЗ

Работу выполнил студент Миронович Д.А. гр. 3-ЭС-V

                                          Подпись  _____________ Дата 10.06.2013

Дипломник Миронович Д.А.

допускается к защите

Зав. кафедрой: д.э.н., проф. Асаул В. В.

Руководитель: старший преподаватель Алешина Ю.В.

2013


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...…………... …………………………………………………..........5

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЦИПОВ                        СОВРЕМЕННОЕЙ РЕСТАВРАЦИИ…………………………………………...7

    1.1  Формирование современной реставрации …………………..................7

1.2  Основы современных понятий……..………………………..……...….18

  1.    Виды реставрационных работ……………………..………………...…27

            ГЛАВА 2. Деятельность и организационно-управленческая          структура строительной организации ООО «Аркада»……………………….30

      2.1 Деятельность строительной организации ООО «Аркада»…………..30

      2.2 Составление сметной документации…………………………….……36

ГЛАВА 3. Расчёт сметы и повышение прибыли организации………..45

  3.1 Расчёт сметы на реставрационный ремонт интерьеров объекта культурного наследия федерального значения "Дом И.В.Пашкова (дом Департамента уделов)", находящийся по адресу: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д.37-39……………………………………………………..….45

      3.2 Повышение прибыли организации …...………………………………51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...54

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..56

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Все народы свято берегут и охраняют свои архитектурные памятники. С течением веков, однако, памятники стареют и разрушаются, поэтому их подвергают реставрации.

Общей целью всякой реставрации является выявление и утверждение культурно - исторической роли и значения произведений архитектуры, а также выявление их художественных достоинств.

Сложность, большое общественное значение задач, стоящих перед реставратором, а также необходимость во всех случаях строгого научного обоснования проводимых работ заставляют предъявлять к реставратору, автору проекта реставрации и научному руководителю реставрационных работ очень высокие требования. Опыт реставрационных работ в различных странах показывает, что автором проекта реставрации, научным руководителем реставрационных работ обычно бывает выдающийся специалист - ученый, работающий в области изучения истории архитектуры и искусства данной страны и по возможности той эпохи, к которой принадлежит реставрируемый памятник архитектуры. Нередко на особенно значительных архитектурных памятниках научное и художественное руководство реставрационными работами осуществляет избранный научной и художественной общественностью страны коллектив ученых, архитекторов и художников.

Общественная оценка достоинств и значения памятников архитектуры, следовательно, и отношение общества к ним постоянно менялись вместе с изменением экономического и политического строя общества, вместе с изменением и развитием культуры народа, его художественных вкусов. В силу этого в отдельные периоды развития общества находились отдельные лица, а иногда прослойки и даже классы, которые недостаточно учитывали значение памятников архитектуры и прямо или косвенно содействовали их быстрому обветшанию, а иногда и прямому разрушению, как это было, например, с античными постройками, сознательно уничтожавшимися в средние века, иногда для того, чтобы просто использовать их материал.

Таким образом, памятники архитектуры повреждаются и разрушаются не только временем, но часто и недостаточно культурными, недостаточно сознательными представителями самого народа, как это было, например, в начале XIX века и в 1867 г., когда жители города Коломны требовали разобрать городскую крепость.

Прежде всего это зависело от оценки художественных и исторических особенностей архитектурных памятников.

Все вышесказанное и обуславливает актуальность данной работы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЦИПОВ                        СОВРЕМЕННОЕЙ РЕСТАВРАЦИИ

1.1 Формирование современной реставрации

Архитектурные сооружения во все времена были предметом забот. Их поддерживали, чинили, иногда восстанавливали. Это диктовалось в первую очередь утилитарными требованиями: ведь они были созданы в свое время для какой-то определенной функции, и, пока эта функция соответствовала потребностям общества, нужны были и сами здания. Подчас на первое место выдвигалась сторона не утилитарная: так обстояло с сакральной ценностью культовых зданий, с репрезентативной или мемориальной ценностью некоторых специально возведенных сооружений (арки, колонны). Однако подобное отношение к архитектурным сооружениям не было оценкой их как памятников архитектуры, т. е. как носителей специфической ценности, свидетелей культуры и искусства прошлого. Это в определенной мере связано с тем, что культуре ранних периодов, включая античность, в целом не было свойственно ощущение историчности, поступательного общественного развития, а историзм мировоззрения средневековья был весьма специфичен и ограничен областью эсхатологии, т. е. учения о развитии мира в чисто религиозном понимании от сотворения человека и его грехопадения до ожидаемого конца света.

Только отдельные явления, связанные с особой исторической ситуацией, выходят за рамки этих общих положений. Так, например, известен эдикт одного из позднеримских императоров Майориана (457—461 гг.), запрещающий повреждение монументальных построек Рима как воплотивших его славу и красоту. Этот эдикт находится в несомненной связи с политикой Майориана, пытавшегося (хотя и безуспешно) возродить силу и авторитет императорской власти, противостоять натиску варваров. Архитектура Рима периода расцвета была для него символом былого величия империи, имевшим в тот момент очевидную политическую окраску.

В соответствии с таким отношением к древним зданиям деятельность архитекторов при их восстановлении или приспособлении к изменившимся потребностям не имела своей целью сохранение или раскрытие особенностей их прежней архитектуры. Осуществлявшие их появление мастера, как правило, опирались на эстетические представления и строительный опыт своего времени. Иногда ради композиционного единства подвергали изменениям сохраняемые части старого здания. Но чаще всего обветшавшее здание попросту ломали и возводили на его месте новое. Части старых зданий нередко рассматривались как материал для создания нового архитектурного произведения. Уже в позднеантичный период не только колонны, но и другие элементы убранства, включая скульптурные горельефы, переносили с одного сооружения на другое. Так же поступали мастера раннего средневековья, используя детали античных зданий при строительстве новых церквей или модифицируя языческие постройки для христианских храмов. Позднее готические мастера перестраивали романские постройки или же добавляли к ним новые части в характере архитектуры своего времени. Столь же свободно подходили к своим задачам зодчие Возрождения и барокко, довершая или переделывая здания предшествовавших столетий. Примером могут служить работы Леона Баттиста Альберти — завершение фасада церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и перестройка храма Малатесты в Римини. Только в редких случаях стремление к художественному единству здания выливалось в отход от стиля своей эпохи и обращение к характеру архитектуры ранее начатой постройки. Так, в частности, обстояло дело при строительстве заложенной еще в 1390 г. церкви Сан Петронио в Болонье, завершавшейся в XVI в. в готических формах. Известно, однако, что это решение было продиктовано волей консервативно настроенных заказчиков и мало отражает точку зрения участвовавших в проектировании архитекторов, среди которых были такие известные мастера, как Виньола и Палладио (проект Палладио, основанный на обычных для него художественных принципах, был отвергнут).

Характерное для нашего времени отношение к архитектурным произведениям прошлого как к памятникам, признание за ними какой-то особой значимости начало формироваться в позднесредневековый период с развитием движения гуманизма. Основное содержание гуманизма — стремление к свободному и всестороннему развитию человеческой личности за счет освобождения от теократических догм, накладываемых средневековым мировоззрением. Эмансипация личности осуществлялась путем обращения к античной культуре, в которой гуманисты видели реальное воплощение своих идеалов.

С XV в. в сферу интересов гуманистов входят скульптура и архитектура. Классические ордерные формы на несколько столетий становятся основным художественным языком европейского зодчества. Поэтому естественно, что

античные здания или их части, уцелевшие к этому времени, делаются объектом изучения. Их зарисовывают, обмеряют, пытаются воспроизвести их формы в новых сооружениях. И все же представление о необходимости сохранения их как памятников древности созревает очень медленно. Не только в XV в., но вплоть до XVII ст. в широких масштабах происходит уничтожение античных построек. Один из наиболее ярких примеров — использование знаменитого амфитеатра Флавиев — Колизея — в качестве каменоломни при строительстве многих сооружений Рима, в том числе палаццо Венеция, палаццо Канчеллерия, собора Петра. Разрушение Колизея было окончательно приостановлено лишь в XVIII ст.

Интерес к произведениям античного искусства распространяется не только на архитектурные сооружения, но также (и даже в первую очередь) на скульптуру, монеты и другие художественные предметы. Они не только служат образцами для развития нового искусства, их начинают собирать, создаются первые художественные коллекции. Естественно, что эти коллекции, в отличие от древних зданий, бережно сохраняются. Но в основе этого сохранения все еще лежит скорее забота о личной собственности, чем сознание общественной ценности древних произведений.

Не только концепция памятника как охраняемого сооружения, но и концепция реставрации в этот период еще не сложились. Сведений о работах по поддержанию античных построек в XV—XVII вв. имеется немного, да и, судя по содержанию этих работ, они не всегда были продиктованы заботой о сохранении зданий как образца древней архитектуры. В этом смысле очень характерна история Пантеона. Преобразованный еще в 609 г. в христианскую церковь, он не только не подвергся разрушению, как это было с другими античными храмами, но и постоянно поддерживался.

Решительная перемена отношения к архитектурным сооружениям античности произошла в XVIII ст. Одной из важных предпосылок такого изменения было широкое развитие естественных наук, обусловившее попытки перенесения принципов научной систематизации на другие области знания, в том числе на историю и, в частности, на историю искусств. До этого античные постройки изучались художниками и архитекторами лишь как материал для решения собственных художественных задач. Отныне произведения древнего искусства и архитектуры воспринимаются как объекты, имеющие не только эстетический, но и познавательный интерес, обладающие своего рода самодовлеющей исторической ценностью. Сложившаяся в этот период концепция памятника уже во многом близка к современной.

Такое новое отношение к архитектуре античности реализовалось прежде всего в проведении планомерных исследований. В 1738 г. были начаты раскопки засыпанного в 79 г. н. э. при извержении Везувия античного города Геркуланума, в 1748 г.— погибших тогда же Помпей. Раскопки, растянувшиеся на многие десятилетия, вначале были предприняты с целью поисков отдельных произведений искусства, в порядке своего рода кладоискательства, но впоследствии все более и более приобретали систематический и научный характер. С конца XVIII в. начались также раскопки Римского форума. В результате этих работ не только чрезвычайно расширились рамки познаний об изобразительном искусстве и архитектуре античного мира, но и было привлечено всеобщее внимание к судьбе самих памятников.

В XVIII в. впервые возникает четкое представление о необходимости сохранения памятников архитектуры, причем поначалу оно распространяется по преимуществу на античные сооружения. Изменение отношения к древним сооружениям способствует появлению первых реставраций, осознанных как особый, специфический вид деятельности. Характерно, что объектом реставрации становятся не только используемые здания, но и античные руины. Таким образом, проведение работ не обусловливается никакими привходящими требованиями, а только ценностью памятников как таковых. К первым десятилетиям XIX в. относится реставрация Колизея (архит. Рафаэль Стерн).

Развитие представлений о реставрации в середине и второй половине XIX в. опиралось прежде всего на практику реставрации не античных сооружений, а памятников средневековья. Интерес к ним начал проявляться значительно позднее, чем интерес к античным сооружениям. В период Возрождения и в последующее время средневековая архитектура рассматривалась как лишенная порядка и смысла, в полном смысле слова варварская, принесенная завоевавшими Европу полудикими племенами («готическая»— от названия племени готов). Враждебное отношение к искусству средневековья было особенно характерно для стран Южной Европы. На севере (например, в Англии) черты готики удерживались значительно дольше, нередко сливаясь с народной строительной традицией, противостоящей официальному аристократическому искусству, использовавшему классические формы.

Впервые общественный интерес к средневековью с его памятниками отчетливо обозначился в начале XVIII в.

в Англии. Первой сферой его проявления была художественная литература (особенно поэзия), под влиянием которой формы готического искусства стали входить в моду. Так, с 1740-х годов в парках наряду с искусственными классическими руинами начали появляться и готические. В 1742 г. вышла книга Бетти Лэнгли под характерным названием: «Готическая архитектура, улучшенная в правилах и пропорциях». Одним из наиболее горячих проповедников готического искусства был писатель Хорас Уолпол. В своих «Анекдотах об английской живописи» (1762—1771) он посвятил главу средневековым архитекторам, отстаивая преимущества готики по сравнению с классической архитектурой. Особенно большой отзвук имела осуществленная им перестройка своей виллы Строубери Хилл в готическом вкусе. Она способствовала широкому распространению готических форм в английской архитектуре и прикладном искусстве. Готические формы воспринимались в этот период преимущественно как декоративная система, основанная на принципах живописности. Воспроизводились в основном образцы поздней «пламенеющей» готики.

Во второй половине XVIII в. своеобразная интерпретация готических форм распространилась из Англии на другие страны Северной и Восточной Европы, в частности на Россию и Германию. Во Францию всеобщее увеличение готикой пришло несколько позднее, в 1820-е годы. Важнейшее значение для пробуждения широкого интереса к памятникам средневековья имело развитие романтизма в европейской литературе и искусстве конца XVIII — первой половины XIX в. Свойственные романтизму апелляция к воображению в противовес классицистической апелляции к разуму, интерес к полузабытому, привлекавшему своей таинственностью, прошлому, а также ко всему национально своеобразному как нельзя более способствовали осознанию ценности собственного неклассического художественного наследия, которое в отличие от наследия классического воспринималось как самобытное, органически вытекающее из национальных основ. В определенном смысле средневековье стало для романтизма тем же, что античность для Возрождения.

Очень важным стимулом для изменения подхода к реставрации памятников зодчества стали коренные изменения в архитектуре, имевшие место в конце XIX и особенно в первые десятилетия XX в. Архитектурное творчество, основанное на использовании стилей прошедших эпох, уступило место поискам совершенно новых художественных форм, соответствующих социальным требованиям и техническому уровню своей эпохи. Уже архитектура модерна была в этом отношении огромным сдвигом, поскольку ее художественная система включала помимо других моментов ориентацию на поиски новых форм. Тем самым перестала существовать органическая близость архитектурного творчества и реставрации, свойственная как периоду классицизма, так и позднейшей эклектике. Этот фактор приобрел еще большее значение со становлением новой рационалистической архитектуры, развивающей идеи конструктивизма и функционализма и принципиально не приемлющей стилизацию в любом ее виде. Так, в хартии, принятой VI конгрессом MCA, проходившим в Афинах в 1933 г., и подготовленной Jle Корбюзье совместно с д’Обиньи, наряду с признанием необходимости сохранения ценного архитектурного наследия, провозглашается, что «использование под предлогом эстетических требований старинных стилей в новых постройках, сооружаемых в исторических зонах, имеет гибельные последствия. Сохранение такой практики или введение подобных начинаний нетерпимо в любой форме»1. Если до этого проектирование новых сооружений и реставрацию объединяло применение стилей прошлого, то теперь общим для них стал принципиальный отказ от попыток воспроизводить старые стили.

Для средневековой России характерен тот же тип отношения к постройкам прошедших эпох, что и для Западной Европы соответствующего периода. Старые здания сохраняли, пока они удовлетворяли потребностям жизни, перестраивали, иногда восстанавливали. Особо характерный пример такого восстановления — работы по возобновлению Георгиевского храма в Юрьеве-Польском, проведенные в 1471 г. под руководством Василия Дмитриевича Ермолина. В глазах современников это было именно восстановление: по словам летописи, Ермолин «собрал всиизнова и поставил, как и прежде». В действительности, однако, ермолинский храм оказался очень далеким от здания XIII в., отличавшегося не только исключительным богатством фасадной резьбы, но, как полагают исследователи, и необычной системой завершения. Разобрав поврежденную кладку верхних частей церкви, Ермолин доложил стены и свел своды более низкими, чем это было прежде, увенчав постройку очень приземистым барабаном. Старые резные блоки, составлявшие в здании XIII в. сложную и тщательно продуманную композицию, были собраны в случайном порядке, а сверху дополнены новыми блоками уже без резьбы. Таким образом, была решена задача восстановления Георгиевского храма как здания, пригодного для совершения богослужения, но не как архитектурного произведения, наделенного индивидуальными художественными чертами. Ермолинский Георгиевский собор — это не восстановленный памятник XIII в., а новое здание, в которое включены сохранившиеся части более древнего сооружения.

Особенности исторического развития России, которая не была вовлечена в культурное течение Возрождения, привели к тому, что интерес к памятникам прошлого начал проявляться в ней значительно позднее, чем в других европейских странах. Черты гуманизма и развития светского мировоззрения вполне четко обозначились в начале XVIII в. с приобщением России к западно-европейской культуре. Интерес к прошлому поначалу принял форму коллекционирования предметов древности и лишь понемногу распространился на старинные постройки. Ряд указов Петра I, относящихся к 1718—1722 гг., говорит о необходимости собирания разного рода старинных и «куриозных» вещей, древних документов, летописей, старых книг, о запрещении переплавлять найденные в могильниках золотые изделия. В Петербурге по распоряжению Петра была организована "Кунсткамера“, ставшая первым в России музеем, объединившим как исторические редкости, так и всевозможные иные раритеты. Подобного рода распоряжения характерны и для последующих десятилетий.

В 1759 г. канцелярия Академии наук затребовала от Синода для исправления Российского атласа сведения о всех церквах, а также планы и исторические описания монастырей. Примечательно, что речь при этом шла не о классических древностях, которых в России не было, а о памятниках средневековья, которые как раз в этот же период начали привлекать к себе внимание и в других европейских странах.  Древние сооружения начали интересовать историков раньше, чем архитекторов. Профессиональная архитектура России на протяжении XVIII в. развивалась в основном по пути освоения классических форм. Средневековые постройки во множестве перестраивались согласно изменившимся вкусам, заменялись новыми. Наиболее крупной перепланировке должен был подвергнуться Московский Кремль в соответствии с грандиозным проектом Баженова. При подготовке к строительству нового баженовского дворца были разобраны три береговые башни Кремля с соответствующими участками стен, многие другие сооружения. В «Кратком рассуждении о Кремлевском строении» Баженов следующим образом определил свою задачу: «обновить вид сего древностью обветшавшего и нестройного града». Нестройным представлялся архитектору-классику средневековый город. Некоторые новые черты содержала торжественная речь, произнесенная Баженовым при закладке Кремлевского дворца в 1773 г. В ней воздавалась хвала отдельным старым русским постройкам, среди которых названы главным образом сооружения «нарышкинского барокко». Очевидно, уже в этот период происходило переосмысление отношения к архитектуре допетровского времени, носившее тогда еще чисто теоретический характер и не выливавшееся в представление о необходимости сохранения древних памятников.

К концу XIX в. постепенно созревали представления о необходимости большей строгости при проведении реставрации. В частности, возникло новое отношение к позднейшим наслоениям древнего памятника, за которыми, во всяком случае теоретически, стали признавать собственную историческую и художественную ценность. Стали углубляться исследования реставрируемых памятников, повышаться требования к достоверности. Для 1890-х годов показательны работы, еще сохраняющие многие черты стилистической реставрации, но уже базирующиеся на серьезном археологическом изучении памятника. Такой характер носила реставрация княжеской палаты конца XV в. в Угличе, достоверная в пределах основного объема здания, но сопровождавшаяся неоправданно большими перелицовками древних стен и пристройкой произвольно добавленного и малоудачного по архитектуре крыльца, выдержанного якобы в русских формах (архит. Н. В. Султанов). Ближе к археологической реставрации, но также не лишена домыслов работа по частичному восстановлению крепостных стен и башен в Коломне, возглавлявшаяся выдающимся историком русской архитектуры А. М. Павлиновым.

Незыблемость основных принципов археологической реставрации была подтверждена решением II Международного конгресса архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам, состоявшегося в 1964 г. в Венеции. Это решение получило название Венецианской хартии.

Венецианская хартия ставит на первое место консервацию памятников, ограничивая область реставрации: «реставрация должна производиться в исключительных случаях». Мотивировка реставрации — требования сохранности памятника, а также стремление подчеркнуть его эстетическую или историческую ценность. Методы такого выявления ценности строго ограничены. Прежде всего необходима безусловная документированность: «реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза». При этом следует сохранять наслоения разных эпох, «поскольку единство стиля не является конечной задачей реставрации». Возможно удаление лишь не имеющих ценности наслоений, если этим раскроется нечто ценное в композиции самого памятника.

Венецианская хартия в значительной степени, чем более ранние документы, уделяет внимание вопросам градостроительной роли памятников и окружающей их среды. Это новое отношение отражено в официальном названии документа: «Международная хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест» (не вполне адекватный перевод английского «monuments and sites», более явно подчеркивающего градостроительный аспект понимания памятника). В тексте говорится о том, что городские и сельские комплексы также должны рассматриваться как памятники архитектуры. Они «должны быть окружены особой опекой». Более широкое представление о том, чем является памятник архитектуры, отражено и в положении, что «это понятие охватывает не только выдающиеся памятники, но и более скромные, приобретающие со временем значительную культурную ценность».

Таким образом, общая современная тенденция в области реставрационной методики — подтверждение принципов археологической реставрации с одновременным признанием возможности гибкого подхода, основанного на более широкой трактовке памятника.

1.2 Основы современных понятий.

В разных европейских странах для обозначения того, что мы называем памятником архитектуры, применяются термины «памятник», «исторический памятник», «архитектурный памятник». В первых декретах Советской власти применялся термин «памятники старины и искусства», а в настоящее время понятие памятника архитектуры включено в более широкое понятие памятников истории и культуры. Эти термины прежде всего отражают двоякую ценность сооружений, относимых нами к разряду памятников,— историческую и художественную. Чтобы представить себе всю полноту значения памятников для современного человека, такого разделения еще недостаточно, поскольку каждая из этих двух основных сторон ценности памятников далеко не элементарна, представляя весьма сложное сочетание различных аспектов.

Так, историческая ценность проявляется не только в  познавательном   пла -

не, но и в плане эмоциональном. То, что данная постройка — свидетель событий либо очень отдаленных, либо значительных для истории и культуры данной местности, страны или человечества в целом, придает ей особое значение в глазах современников. Эта сторона ценности старых сооружений отражена в признании Законом СССР об охране и использовании памятников истории и культуры особой категории памятников — так называемых «памятников истории». К «памятникам истории» могут относиться сооружения, не имеющие архитектурно-художественной ценности и представляющие интерес только как напоминание об определенных исторических событиях или лицах. Однако эта особая ценность не менее часто распространяется и на художественно ценные здания, внесенные в государственные списки под рубрикой «памятников архитектуры». Так, например, Успенский собор Московского Кремля, построенный Аристотелем Фьораванти в период сложения русского национального государства, является не только выдающимся памятником зодчества, но и важнейшим памятником становления русской государственности. Ансамбль Царского Села неразрывно связан с именами Пушкина и многих других деятелей русской культуры и ценен для современных людей этой памятью не меньше, чем высокими художественный достоинствами. Особую категорию представляют сооружения, возведенные в память определенного события (триумфальные арки, обелиски, храмы- памятники и т. п.)В познавательном плане историческая ценность памятника выражается прежде всего в том, что он служит носителем информации о прошлом, т. е. историческим источником. Эта информация обладает многосторонностью и проявляется в весьма различных сферах, что позволяет рассматривать памятник как специфический и комплексный исторический источник. С точки зрения историков, первостепенный интерес представляет прямое свидетельство памятников о социальной структуре общества. Так, в огромном масштабе южнорусских храмов X—IX вв., возвышавшихся среди мелкой деревянной и деревоземляной застройки, ярко проявились существенные черты социального уклада Киевской Руси.

Реставра́ция (лат. restavratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства. Реставрация в архитектуре и искусстве, укрепление и восстановление разрушенных, повреждённых или искажённых памятников истории и культуры (архитектурных сооружений, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и пр.) с целью сохранить их историческое и художественное значение (как частный случай - с целью вернуть первоначальный облик). Реставрация является составной частью охраны памятников истории и культуры и имеет важное значение для общей истории и истории искусства. Проводимые при реставрации исследования нередко коренным образом меняют сложившиеся концепции исторического развития.

Закон об охране и использовании памятников истории и культуры различает три вида работ, которые должны производиться по памятникам: реставрация, консервация и ремонт. Данное разделение имеет, прежде всего, юридическое значение. Для трех названных категорий приняты несколько различный порядок рассмотрения и состав проектной документации. Вместе с тем это разделение довольно приблизительное и не претендует на детальное разграничение встречающихся на практике бесконечно разнообразных случаев. Отнесение к той или иной категории производится по преобладающему характеру работ.

Для всех видов работ закон устанавливает некоторые общие требования. Они могут выполняться только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем. Контроль не ограничивается согласованием необходимой проектной документации, но осуществляется на всем протяжении работ. Реставрация, консервация и ремонт памятников должны проводиться также под наблюдением специалистов-реставраторов. Решение вопроса о проведении тех или иных работ на памятнике невозможно без предварительного его изучения. Глубина и объем исследования могут быть при этом различны и зависят от цели и характера предполагаемых работ, от того, насколько при их проведении может оказаться затронута основная структура памятника. Исследование, как правило, не завершается предварительной фазой, но продолжается на всей стадии ведения работ, поскольку только по ходу их осуществления происходит наиболее полное раскрытие памятника.

Консервация и ремонт имеют между собой много общего, поскольку в обоих случаях основной целью становится сохранение памятника архитектуры в дошедшем до нашего времени виде, с позднейшими историческими напластованиями и утратой некоторых первоначальных частей.

Ремонт памятника — это периодически проводимые работы по его поддержанию, осуществляемые обычными строительными методами. При этом, как правило, основная структура памятника затрагивается в минимальной степени. Главные виды ремонтных работ — смена и окраска кровель, восполнение утрат штукатурки, возобновление покраски стен и т. д. Предварительное изучение памятника в этом случае необходимо для выявления ценных элементов, подлежащих особо бережному сохранению. Известно немало случаев, когда при ремонте, проведенном без учета значения здания как памятника архитектуры, оказались утраченными профилировка штукатурных тяг, остатки лепнины и другие детали, столь же важные в художественном отношении. Кроме того, художественные элементы могут сохраняться на памятнике и неявно, как, например, старые стенописи, скрытые под слоями покрасок или штукатуркой, и их легко уничтожить при неосторожном ведении работ. В ходе ремонта при смене кровли, удалении отстающей штукатурки и т. п. возможны неожиданные находки, дающие новую важную информацию о памятнике. Оценить значение найденного, зафиксировать его, во время принять меры по сохранению может лишь квалифицированный специалист, поэтому без его надзора ремонт производиться не должен. Хотя ремонт и ставит своей целью приведение памятника в порядок без изменения его существующих форм, но все же нередко оказывается целесообразным осуществить при ремонте в строго ограниченных масштабах некоторые меры чисто реставрационного порядка: фрагментарно раскрыть старые остатки, восстановить отдельные утраченные элементы. Все сказанное указывает на важные принципиальные отличия ремонта памятников архитектуры от ремонта других сооружений.

Под консервацией понимают работы по сохранению памятника, требующие принятия специальных мер, не входящих в обычную ремонтную практику. Необходимость в ее проведении возникает тогда, когда памятник по каким- либо причинам оказывается в неудовлетворительном состоянии. Различают два типа консервации. Один из них — мероприятия по временной защите зданий, которым угрожает быстрое разрушение: установка подпорок, устройство навесов и т. п. Особенно широко практиковалась консервация этого типа в послевоенные годы, как результат массовых повреждений памятников в ходе Великой Отечественной войны. Впоследствии законсервированные таким образом памятники были включены в более широкий комплекс реставрационных работ. Другой тип консервации включает сложные работы по укреплению и защите памятников, разрушаемых под влиянием длительно действующих факторов, среди них укрепление оснований и фундаментов, усиление основных несущих конструкций, установка связей, воспринимающих усилия распора, устранение деформаций, мероприятия по борьбе с влажностью, организация обеспечивающего сохранность температурно - влажностного режима, структурное укрепление старых материалов памятника, обессоливание кладки, биологическая защита и т. п. Все эти средства укрепления и сохранения памятника могут быть также охарактеризованы как инженерная реставрация. Их осуществление требует проведения порой очень сложных специализированных исследований, и выполняться они должны под соответствующим инженерным и технологическим надзором. При всем том консервацию нельзя рассматривать как только инженерную задачу. Объектом ее является архитектурное произведение, причем зачастую произведение со сложной строительной историей, и особенности памятника как такого произведения во многом определяют направленность консервационных работ. В памятнике далеко не все равноценно, и не все в равной мере подлежит заботам о сохранении как его неотъемлемая часть. Консервация часто включает в себя отдельные элементы реставрации, хотя бы потому, что восстановление старых конструкций, включение их в работу остается одним из наиболее действенных методов укрепления памятника. Консервация должна предусматривать возможность последующего раскрытия памятника, выявления ценных в художественном отношении элементов. Поэтому консервации должны предшествовать не только инженерно-технологические, но и очень серьезные архитектурные исследования. Архитектору-реставратору принадлежит основная координирующая роль как при выработке программы консервации, так и при ее практическом проведении.

Введение новых конструкций, часто необходимое при консервации, не должно искажать облик памятника, если только речь не идет о временных мерах. Поэтому обычно рекомендуется использовать скрытые конструкции. Бережному сохранению подлежат уникальные старые конструкции, представляющие особый интерес благодаря своей древности, своей редкости, своему совершенству.

С точки зрения соблюдения выработанных теорией принципов проведения работ на памятниках культуры, консервация отличается наибольшей строгостью. Поэтому ее следует рассматривать как основной вид работ, в особенности для наиболее ценных, древних, уникальных памятников, таких, например, как сооружения античности или раннего средневековья, где требование максимального сохранения подлинности выступает с особой силой. Консервацией, по современным понятиям, должны ограничиваться работы по элементам памятника, носящим отпечаток индивидуального творчества мастера-исполнителя (так, например, скульптурное убранство фасадов Дмитриевского собора во Владимире, частично замененное и дополненное при реставрации XIX в., при современных работах подвергалось уже только профилактическому укреплению).

Специфический вид консервационных работ представляет собой консервация руин. В данном случае под руинами подразумеваются не всякие сооружения, имеющие большие разрушения, а такие, которые дошли до новейшего времени уже в разрушенном виде и в таком виде осознаны как памятники. Постройки, еще недавно существовавшие в целом виде и разрушенные уже в наше время, исторически еще не осознанные как руины, принято рассматривать как определенное исключение, о чем говорилось выше. Значительную часть памятников-руин (в этом смысле) составляют остатки древних построек, вскрытые археологическими раскопками. Венецианская хартия призывает отказаться для таких памятников от восстановления утраченного, ограничившись консервационными мерами и минимальными дополнениями кладки, необходимыми для укрепления (например, предохранительное покрытие стен по периметру) . Руинированное сооружение обычно не имеет законченной архитектурной композиции, причем именно фрагментарность и живописность придают ему специфическую эмоциональную выразительность. Эти качества руин при работах по их укреплению должны быть, безусловно, сохранены. Однако часто при этом ощущается необходимость подчеркнуть признаки былой упорядоченности архитектурного сооружения. Эта задача решается двояким способом. Один из них — анастилоз, установка на место подлинных фрагментов, сохранившихся до настоящего времени, но перемещенных при разрушении памятника со своего первоначального места в сооружении. Правомерность анастилоза признана всеми теоретиками реставрации. Дополнение новой кладки при анастилозе должно быть минимальным, строго ограниченным потребностью удержания на месте подлинных деталей. Кроме того, этим же целям может служить использование элементов благоустройства, при помощи которых чаще всего выявляют план здания. Утраченные участки стен, места столбов и колонн обозначаются до известной степени условно рисунком замощения, установкой на место отдельных деталей или просто блоков камня. Эти приемы широко практикуются при экспозиции раскопок античных сооружений.

Реставрация — наиболее сложный, комплексный вид проводящихся на памятниках работ. Ее основная цель — продление жизни памятника. Она обычно включает в себя элементы и ремонта, и консервации. Но наряду с этим, важным компонентом реставрации становится также изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, что позволяет яснее подчеркнуть его общественную ценность и тем самым способствовать созданию условий для его длительной жизни.

Случаи реставрации столь же различны, как различны и сами памятники. Однако для подавляющего большинства реставраций характерны отсутствие стремления к стилистическому единству, признание ценности многих из позднейших наслоений, ограничение восстановления элементами, форма которых может быть безупречно документирована. Реставрация такого типа, отвечающая современным теоретическим взглядам и, в частности, положениям Венецианской хартии, получила название фрагментарной. Она принципиально противопоставлена целостной реставрации, направленной на полное восстановление первоначального облика памятника либо облика, сложившегося к некоторому предполагаемому периоду его расцвета (так называемая реставрация «на оптимальную дату»). Фрагментарная реставрация представляет собой как бы частичное расширение сферы консервации, и между ними не всегда легко провести четкую границу.

Реставрация (в том числе и фрагментарная) состоит из двух операций: раскрытия памятника путем удаления поздних, искажающих его элементов и восстановления утраченных элементов.

Раскрытие возможно тогда, когда удаляемые части не представляют интереса ни с художественной, ни с исторической стороны либо представляют весьма ограниченный интерес, несовместимый с ценностью раскрываемого подлинника. Это должно быть признано при открытом коллегиальном обсуждении с участием авторитетных специалистов, и ни в коем случае решение об удалении наслоений не должно единолично приниматься автором проекта реставрации. При этом необходимо убедиться, что удаляемые части не таят в себе в скрытом виде ценных остатков, к какому бы времени они ни относились. Поэтому объектом исследования всегда должен быть весь памятник, а не только его части, признаваемые заведомо ценными.

Удаление поздних частей имеет смысл, когда оно позволяет раскрыть сохранившиеся архитектурные формы более древней части памятника или достаточные остатки таких форм. Если же подлинник бесследно утрачен, то в целом предпочтительнее сохранение более поздних пристроек, облицовок, штукатурок и т. п., подобно тому как при реставрации древней живописи принято сохранять позднейшие записи там, где авторский живописный слой утрачен.

Раскрытие недопустимо, если оно создает угрозу устойчивости здания или иным образом ухудшает условия его сохранения. Должна быть обеспечена сохранность раскрываемых деталей или поверхностей стен, учтена степень деструкции старых материалов, новый и часто более жесткий режим, которому окажется подвержен подлинник после раскрытия. Известно, например, что поспешное освобождение от обшивок срубов памятников русского деревянного зодчества при бесспорном художественном эффекте нередко приводило к резкому ускорению процесса разрушения древесины.

В простейших случаях реставрация может вообще свестись к одному раскрытию. Например, фрагментарное удаление штукатурки, произведенное на фасадах Софийского собора в Киеве, Спасо-Преображенского собора в Чернигове и некоторых других памятников архитектуры Киевской Руси.

В отличие от других областей строительства реставрационные технологии более консервативны, а применение новых материалов и конструкций допускается только в том случае, если это не вредит памятнику и не искажает его первоначальный вид. На памятниках архитектуры могут производиться такие виды работ: реставрация, консервация и ремонт. В последние годы к ним добавилась реституция - воссоздание разрушенных объектов с максимальным приближением к оригиналу.

Реставрация, наряду с элементами консервации и ремонта, предусматривает изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, а также исключение более поздних, малоценных архитектурно-планировочных наслоений, пристроек и надстроек. Реставрация может быть фрагментарной и целостной. При этом последняя отличается от фрагментарной реставрации не масштабом производимых работ, а целью - восстановлением памятника в его изначальном состоянии. В таком случае проблема ценности и сохранности более поздних наслоений решается иначе, чем при фрагментарной реставрации, и определяется, прежде всего, датировкой этих наслоений по отношению ко времени, на которое воссоздается памятник. Здесь можно усматривать некоторое сходство между целостной реставрацией, которая не всегда обладает исчерпывающей документацией, и в отдельных случаях предусматривает привлечение архитектурных аналогов, и реституцией, хотя реституция должна применяться в исключительных случаях, когда с утратой отдельного здания или комплекса нарушилась общая градостроительная ситуация.

1.3 Виды реставрационных работ

Все производимые на сегодняшний день реставрационные и консервационные работы могут быть разделены по видам на 37 основных разделов - от предпроектной стадии до реставрации монументальной живописи, которая состоит из 12 специальных разделов по конкретным видам работ. Стадии проведения реставрационных работ предшествует стадия археологических, научно-технических, инженерно-биологических и архитектурных исследований, с тем чтобы на момент начала реставрационных работ существовала исчерпывающая информация о памятнике, были выявлены археологические находки, обследовано состояние памятника, выявлены разрушающие факторы и разработаны методы  их устранения, а также необходимая проектная документация.
         Первой и основной задачей при реставрации памятников архитектуры является усиление оснований и фундаментов: перекладка существующих и подведение новых фундаментов, устройство обойм для усиления кладки фундаментов и уменьшения давления от здания на грунт основания, устройство рядом с уже существующими разнообразных по конструкции свайных фундаментов и усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями. При усилении оснований и фундаментов буроинъекционными сваями вначале производится укрепляющая цементация, когда усиливается кладка существующих фундаментов инъекциями в них цементного раствора (или раствора иного состава), а также заполняются раствором пустоты на контакте фундамент-грунт. Затем устраиваются буроинъекционные сваи, которые передают нагрузки от зданий на грунт основания и препятствуют возникновению неравномерной осадки. Именно этот метод показал себя как наиболее эффективный при реституции (воссоздании) объектов, первоначальные фундаменты которых частично или полностью утратили свою несущую способность.
         Важнейшие принципы современной научной реставрации,    провозглашенные международной Венецианской хартией, состоят в том, что «реставрация должна являться исключительной мерой.   Ее цель — сохранение и  выявление  эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении      подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза...».
         Все виды работ, проводимых на поврежденных произведениях скульптуры и пластики, принято называть одним общим термином — реставрация. Между тем это обобщающее понятие охватывает три по существу различных комплекса работ: консервацию, собственно реставрацию и реконструкцию.
         В практике реставрации эти виды работ могут сосуществовать как различные этапы единого процесса или же быть самостоятельными, с привлечением соответствующих каждому специфических способов и средств.
         Консервация
. Основная цель консервации — прекращение (приостановление) разрушительных процессов; выявление и стабилизация материальных остатков произведения скульптуры в том виде, в каком они дошли до наших дней, в их исторической доподлинности; придание им долговременной сохранности.
         В противовес художественно-восстановительной реставрации в процессе консервации определяется преимущественное значение химико-технологических видов работ, а именно: очистки, обессоливания, дезинфекции, укрепления, гидрофобизации. Одну из операций - соединение фрагментов разрушенного произведения — нередко относят к собственно реставрации. Для проведения таких работ необходимо специальное оборудование и помещение, а исполнитель должен быть соответствующим образом подготовлен к ведению лабораторных и технических операций
         Реставрацией
 (в узком значении этого термина) называются работы по ограниченному объемному (и живописному) восполнению относительно небольших утрат на скульптуре, сохранившейся в наиболее существенных, художественно важных ее частях.
        Допустимость восполнений, в каждом конкретном случае, должна быть методически обоснованной и убедительно подкрепленной вспомогательным материалом.Технология и материалы, используемые в реставрации, как правило, должны отличаться от авторских во избежание эффекта подделки.
         Реставрация включает следующие виды работ:
— выполнение и отделку объемных восполнений, мастиковок и грунтовок;
— различные способы фактурной, текстурной и цветовой имитации (для полихромной скульптуры, майолики, гипса и т. п.);
— тонировка, патинировка и различные виды металлизации;
— изготовление приспособлений для монтажного и конструктивного укрепления многочастных изделий, а также для возможного экспонирования.
        Профессиональные требования к исполнителю предусматривают, помимо обязательного владения техническими навыками в различных видах формовки, обработки и отделки восполненных частей, серьезную общехудожественную подготовку, эстетически развитый вкус и определенные знания в области
         Реконструкция — это совокупность работ по воссозданию полностью или в значительной мере утраченного произведения, выполняемых с различной степенью приближения к оригиналу, его аналогии или же гипотетическому прообразу. Следует различать научно-музейную и производственную реконструкции.
         Научно-музейная реконструкция, как правило, решает вспомогательные научно-методические или учебно-познавательные задачи (вкупе с хранительскими и экспозиционными), категорически отвергая полную имитацию подлинника. Главной задачей такой реконструкции является максимальное выявление оригинальных сохранившихся частей при условии явной опознаваемости привнесенных дополнений. Это достигается условной, намеренно упрощенной трактовкой доделок: введением инородных материалов, ослаблением выразительности применяемых декоративных средств, отказом от детализации и т. д.
          Производственная реконструкция подразумевает воспроизведение сильно поврежденного или полностью утраченного оригинала с использованием идентичных скульптурных материалов и технических приемов, применяемых при изготовлении скульптурного оригинала (как, например, при серийном изготовлении однотипных элементов для восстановления предметов интерьера и архитектурно-декоративного убранства: лепнины, маскаронов, кариатид, ваз, мраморных и изразцовых каминов, панно, фонтанов и т. п.). Для этого вида реконструкции характерно воссоздание относительно крупных по объему и художественной значимости частей либо произведения в целом.
          Строго говоря, производственную реконструкцию неправомерно причислять непосредственно к сфере реставрационной деятельности, так как она претендует на «вторичное творчество» и ставит целью полную подмену утраченного или руинированного памятника за счет максимального использования идентичных скульптурных материалов, нередко при этом игнорируя сохранившиеся подлинные фрагменты. В подобных случаях уместнее говорить не столько о реконструкции конкретного предмета искусства, сколько о вольном копировании, сопряженном с более или менее успешной попыткой воспроизведения утраченной старой техники, забытого ремесла, секретов технологии и т. д.
          Что же касается вспомогательного материала, т. е. аналогий, используемых для реконструкций обоих типов, он представлен в одних случаях косвенными, гипотетическими аналогиями, в других — полностью адекватными образцами (в случае изготовления копий-реконструкций).

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АРКАДА»

2.1 Деятельность строительной организации ООО «Аркада».

Строительная компания ООО «Аркада» начала свою деятельность не так давно в 2005 году, объединив в коллективе профессиональных специалистов в области реставрации, строительства, реконструкции и проектирования. Компания в основном работает с государственными заказчиками и в большинство из объектов являются памятниками культурного наследия.

  Но не смотря на совсем небольшой срок своей деятельности компания добилась многих положительных результатов: имеет множество объектов по Санкт-Петербургу и Лен. Области, хорошую репутацию среди государственных заказчиков, тесно сотрудничает с КГИОП Администрации Санкт-Петербург и СПб ГБУ «Стройкомплект».

ООО «Аркада» предоставляет следующие услуги:

Примерный состав работ

I. Научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы

1.Архитектурные исследования.

2.Архитектурно-археологические исследования в целях реставрации памятников истории и культуры.

3.Инженерно-геологические изыскания для памятников истории и культуры.

4.Инженерно-техническое обследование конструкций памятников истории и культуры.

5.Технологические изыскания и исследования для памятников истории и культуры.

6.Разработка проектной документации по реставрации произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства.

7.Разработка проектной документации по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры):

7.1.  объекты промышленного и гражданского зодчества;

7.2.  здания и сооружения религиозного назначения;

7.3.  сооружения фортификационного назначения;

7.4.  малые архитектурные формы;

7.5. приспособление памятников истории и культуры для современного использования;

8.Разработка проектов инженерного укрепления, консервации и защиты объектов культурного наследия (памятников истории и культуры):

8.1.  каменные, деревянные, металлические конструкции и детали;

8.2.  фундаменты и грунты оснований;

8.3.  специальные разделы проекта (разработка отдельных методик и технологий по консервации памятников истории и культуры).

9. Проектирование инженерных систем и оборудования.

II. Производственные работы *

( в соответствии  с Единым тарифно-квалификационным справочником. Выпуск 61)

10. Реставрация декоративно-художественных покрасок.

10.1. реставрация и воссоздание окрасок фасадов и интерьеров.

11. Реставрация декоративных штукатурок и лепных изделий.

11.1. реставрация и воссоздание штукатурной отделки и окрасок;

11.2. реставрация и воссоздание архитектурно-лепного декора;

11.3. реставрация и воссоздание облицовки из искусственного мрамора;

12. Реставрация кровельных покрытий.

12.1. ремонт, реставрация и воссоздание кровель;

13. Реставрация металлических конструкций.

13.1. ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций;

13.2. ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.

14. Реставрация памятников деревянного зодчества.

14.1. ремонт, реставрация и воссоздание деревянных конструкций и деталей;

14.2. реставрация и воссоздание резьбы по дереву;

14.3. биологическая, химическая и прочие виды защиты объектов культурного наследия.

15. Реставрация памятников каменного зодчества.

15.1. укрепление ограждающих конструкций и распорных систем;

15.2. ремонт, реставрация, воссоздание, укрепление оснований и фундаментов;

15.3  гидроизоляция фундаментов и ограждающих конструкций;

15.4. антикоррозийная, химическая и прочие виды защиты объектов наследия.

15.5. ремонт, реставрация, воссоздание, укрепление кладок, конструкций и деталей из естественного камня;

15.6. ремонт, реставрация и воссоздание кирпичных кладок.

16. Реставрация произведений из дерева.

16.1. реставрация мебели;

16.2. реставрация и воссоздание паркетных полов;

16.3. реставрация и воссоздание резьбы по дереву;

17. Реставрация тканей, гобеленов и ковров.

17.1. реставрация и  воссоздание тканей;

17.2. реставрация и воссоздание гобеленов;

17.3. реставрация и воссоздание ковров.

18. Реставрация художественных изделий и декоративных предметов.

18.1. реставрация и воссоздание осветительных приборов;

18.2. реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов;

- художественное литье;

- чеканные, выколотные и давильные работы;

- художественная обработка гальваническим способом;

18.3. реставрация и воссоздание позолоты всех видов;        

18.4. реставрация и воссоздание керамического декора;

18.5. реставрация и воссоздание мозаики;

18.6. реставрация и воссоздание янтарного набора,

18.7. реставрация и воссоздание графики.

19. Реставрация и воссоздание живописи.

19.1. реставрация и воссоздание монументальной живописи;

19.2.  реставрация и воссоздание станковой живописи.

20. Реставрация и воссоздание скульптуры.

21. Реставрация и воссоздание произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства.

22. Ремонт и реставрация инженерных систем и  оборудования памятников истории и культуры:

22.1.отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция, кондиционирование;

22.2. системы электрообеспечения

Сотрудники фирмы имеют большой опыт архивных изысканий, подбора иконографического материала, натурных и инженерных обследований, составления методик реставрации, проектирования и проведения комплексной реставрации памятников культурного наследия России. Высокий творческий потенциал коллектива специалистов и развитие различных реставрационных направлений выводят нашу компанию на уровень многопрофильной реставрационной фирмы с глубокими традициями и современным высокотехнологичным подходом к реставрационным процессам.

При всей сложности и многопрофильности производимых работ, сдача объектов производится качественно и в надлежащие сроки, с последующим содействием заказчику в рамках ввода объекта в эксплуатацию и выполнением гарантийных обязательств.

Компания ООО «Аркада»  имеет Лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) №№ РОК 00768. А в  соответствии  с  пп.  15  п.  2  ст.  149  Налогового  кодекса Российской  Федерации  (далее  - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную    стоимость    освобождаются    ремонтно-реставрационные, консервационные    и   восстановительные   работы,   выполняемые   при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством (за исключением  археологических  и  земляных  работ  в  зоне расположения памятников  истории  и  культуры;  строительных  работ  по воссозданию полностью   утраченных   памятников   истории  и  культуры;  работ  по производству    реставрационных,    консервационных    конструкций   и материалов ; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).

Рис.1  Организационная структура

2.2 Составление сметной документации

Для определения цены (составления сметной документации) на строительную продукцию необходимы соответствующая методическая документация и сметно-нормативная база. Каждая нормативная база разрабатывается в зафиксированном на определенную дату уровне цен. На текущий момент существует четыре уровня цен.

Рис 2. Базисные уровни

Т.о. сметная стоимость, рассчитанная в сметных документах с применением любой сметно-нормативной базы, так же будет в зафиксированном уровне цен (на 01.01.1984, на 01.01.1991, на 01.01.1998 и т.д.).

Базисный уровень стоимости – уровень стоимости, определенный на основе сметных цен, зафиксированный на определенную дату.

Сметная стоимость строительства (ремонта) - это сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является исходной основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные) работы и т.п. Исходя из сметной стоимости определяется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов.

Сметная стоимость строительства в соответствие с технологической структурой и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций подразделяется по следующим элементам:

Стоимость строительных работ

Стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ)

Затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели, инвентаря

Прочие затраты.

Виды сметных нормативов:

Сметные нормативы (нормативно-информационная база) подразделяется на следующие виды:

государственные федеральные сметные нормативы (ГФСН);

территориальные сметные нормативы (ТСН);

фирменные сметные нормативы (ФСН);

производственно-отраслевые сметные нормативы (ПОСН).

Все сметные нормативы подразделены на:

1. Элементные:

элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов, эксплуатацию строительных машин и другие;

элементные сметные нормы и расценки на виды работ.

2. Укрупненные:

сметные нормативы, выраженные в процентах (в том числе нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, а также укрупненные нормативы сметной прибыли, норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, затрат на строительство временных зданий и сооружений, налогов и других начислений, устанавливаемых соответствующими нормативными и законодательными актами);

укрупненные сметные нормативы и показатели (в том числе укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР), сборники показателей стоимости на виды работ (ПВР), укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства, сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ), сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ) и др.

В состав сметных нормативов включены следующие показатели:

затраты труда рабочих строителей, чел-час;

заработная плата рабочих строителей, руб.;

затраты труда машинистов, чел-час;

заработная плата машинистов, руб.;

нормы затрат машинного времени основных и вспомогательных строительных машин, маш-час;

нормы расхода основных материалов, изделий и конструкций в физических единицах и стоимостных измерителях;

нормы расходы прочих вспомогательных материалов на единицу измерения.

          Строительная организация выиграла тендер на реставрационный ремонт интерьеров объекта культурного наследия  федерального значения «Дом И.В. Пашкова (дом департамента уделов)» находящийся по адресу:

Г. Санкт-Петербург, Литейный проспект, д. 37-39.

При составлении данной сметы мы использовали базисно-индексный (индексный) метод определения стоимости строительства, который основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне, т.е. стоимость работ и затрат в базисном уровне цен умножается на индексы (коэффициенты пересчета).

Возможны несколько вариантов назначения коэффициентов пересчета:

  •  На смету в целом. В этом случае после составления сметы и суммирования прямых затрат по всем расценкам сумма прямых затрат умножается на коэффициент пересчета.
  •  На отдельные разделы сметы. Если смета состоит из нескольких разделов (например, "Кладка стен", "Монтаж электрооборудования", "Внутренняя отделка"), то возможно применение различных коэффициентов пересчета к каждому из разделов сметы.
  •  К каждой расценке. Прямые затраты к каждой из расценок сметы считаются сразу с учетом коэффициента пересчета.
  •  К элементам расценки (к элементам прямых затрат). Коэффициенты пересчета применяется отдельно к каждой из составляющих расценки - к ЗП, ЭММ и М, с последующим суммированием составляющих для определения прямых затрат.

В общем, данный метод можно описать формулой:

Ст.у. = Сб.у. * Ин,                                                                                            (1)

где

Ст.у. – сметная стоимость в текущем уровне цен;

Сб.у. – сметная стоимость в базовом уровне цен;

Ин – индекс удорожания.

ГЛАВА 3. Расчёт сметы и повышение прибыли организации ресурсным методом.

3.1 Расчёт сметы на реставрационный ремонт интерьеров объекта культурного наследия федерального значения "Дом И.В.Пашкова (дом Департамента уделов)", находящийся по адресу: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д.37-39.

№1 Лепные работы.

  •  Удаление многослойных масляно- лаковых покрасок методом отпаривания, категория сложности: IV

- Общая стоимость ВСЕГО = Количество (Объём) * (Стоимость на ед. Всего * Индекс заработной платы)

Общая стоимость ВСЕГО = 56,2 * 2 352,08 = 132 187 руб.

- Общая стоимость основной заработной платы = Количество (Объём) * Стоимость на ед. основной заработной платы платы

Общая стоимость основной заработной платы  = 56,2 * 2 332,08  =           = 131 063 руб.

- Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО = Затраты труда рабочих, чел.-ч. не занят. Обсл. Машин На единицу * Количество (Объём)

Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО  = 56,2 * 147,6 =                              =  8 295 чел./ч.

  •  Догипсовка архитектурно-лепных деталей IV категории сложности: до 20%

- Общая стоимость ВСЕГО = Количество (Объём) * (Стоимость на ед. Всего * Индекс заработной платы)

Общая стоимость ВСЕГО =  203,3 * 349,6=  71073 руб.

- Общая стоимость основной заработной платы = Количество (Объём) * Стоимость на ед. основной заработной платы платы

Общая стоимость основной заработной платы  =  203,3 * 348,86 =                 =   70 923  руб.

- Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО = Затраты труда рабочих, чел.-ч. не занят. Обсл. Машин На единицу * Количество (Объём)

Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО  = 203,3 * 22,08 =                              =  4 489 чел./ч

  •  Химическое укрепление гипсов

- Общая стоимость ВСЕГО = Количество (Объём) * (Стоимость на ед. Всего * Индекс заработной платы)

Общая стоимость ВСЕГО =  156,57 * 74,58 = 11 677 руб.

- Общая стоимость основной заработной платы = Количество (Объём) * Стоимость на ед. основной заработной платы платы

Общая стоимость основной заработной платы  = 156,57 * 74,58 =             =11 677  руб.

- Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО = Затраты труда рабочих, чел.-ч. не занят. Обсл. Машин На единицу * Количество (Объём)

Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО  = 156,57 * 5,5 =                              =  861 чел./ч.

  •  Реставрация архитектурно-лепного декора путем отливки недостающих фрагментов по подлинным деталям, приведенным в модель, при размере фрагментов: 6-12 см2

- Общая стоимость ВСЕГО = Количество (Объём) * (Стоимость на ед. Всего * Индекс заработной платы)

Общая стоимость ВСЕГО = 1 192 * 23,81 = 28 381 руб.

- Общая стоимость основной заработной платы = Количество (Объём) * Стоимость на ед. основной заработной платы платы

Общая стоимость основной заработной платы  = 1 192 * 16,59 =                   = 19 775 руб.

- Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО = Затраты труда рабочих, чел.-ч. не занят. Обсл. Машин На единицу * Количество (Объём)

Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО  = 1 192 * 1,05=                              = 1 252 чел./ч.

  •  Реставрация лепного декора с прорезкой рельефа потерявшего четкость, после расчисток от многочисленных покрасок клеевых и известковых: орнаментованная поверхность простой и средней сложности

- Общая стоимость ВСЕГО = Количество (Объём) * (Стоимость на ед. Всего * Индекс заработной платы)

Общая стоимость ВСЕГО = 30,73* 228,52 = 7 022 руб.

- Общая стоимость основной заработной платы = Количество (Объём) * Стоимость на ед. основной заработной платы платы

Общая стоимость основной заработной платы  = 30,73 * 226,07 =                   = 6 947 руб.

- Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО = Затраты труда рабочих, чел.-ч. не занят. Обсл. Машин На единицу * Количество (Объём)

Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО  = 30,73  * 15,4=                              = 473 чел./ч.

  •  Реставрация лепного декора с прорезкой рельефа потерявшего четкость, после расчисток от многочисленных покрасок клеевых и известковых: сложная орнаментованная поверхность

- Общая стоимость ВСЕГО = Количество (Объём) * (Стоимость на ед. Всего * Индекс заработной платы)

Общая стоимость ВСЕГО = 59,18* 419,12= 24 804 руб.

- Общая стоимость основной заработной платы = Количество (Объём) * Стоимость на ед. основной заработной платы платы

Общая стоимость основной заработной платы  = 59,18* 415,44 =                   = 24 586 руб.

- Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО = Затраты труда рабочих, чел.-ч. не занят. Обсл. Машин На единицу * Количество (Объём)

Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО  = 59,18 * 28,3=                              = 1 675 чел./ч.

  •  Установка цветков средней сложности: до 200 мм

- Общая стоимость ВСЕГО = Количество (Объём) * (Стоимость на ед. Всего * Индекс заработной платы)

Общая стоимость ВСЕГО = 43 * 7,44 = 320  руб.

- Общая стоимость основной заработной платы = Количество (Объём) * Стоимость на ед. основной заработной платы платы

Общая стоимость основной заработной платы  = 43  * 7,32 =                           = 315 руб.

- Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО = Затраты труда рабочих, чел.-ч. не занят. Обсл. Машин На единицу * Количество (Объём)

Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО  = 43 * 0,54 =                              = 23 чел./ч.

  •  Монтаж на потолки лепных композиций из отдельных элементов лепного декора площадью элемента: до 0,5 м2

- Общая стоимость ВСЕГО = Количество (Объём) * (Стоимость на ед. Всего * Индекс заработной платы)

Общая стоимость ВСЕГО = 2 393,269 * 14,45 = 34 583  руб.

- Общая стоимость основной заработной платы = Количество (Объём) * Стоимость на ед. основной заработной платы платы

Общая стоимость основной заработной платы  = 2 393,269  * 13,67 =                           = 32 716 руб.

- Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО = Затраты труда рабочих, чел.-ч. не занят. Обсл. Машин На единицу * Количество (Объём)

Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО  = 2 393,269 * 1,05 =                              = 2 513 чел./ч.

ИТОГО:

Общая стоимость основной заработной платы=131 063+70 923+11 677 +  + 19 775 + 6 947 + 24 586 + 315+ 32 716 = 298 002 рублей.

Учитывая коэффициент на стесненные условия работы 26,5 %

Общая стоимость основной заработной платы с учётом коэффициента  =                   =  298 002 + (298 002 *26,5 /100) = 376 973 рублей.

Общая стоимость ВСЕГО =  132 187 + 71073  + 11 677 + 28 381 + 7 022 + 24 804 + 320  + 34 583  =  338 822  рублей.

Учитывая коэффициент на стесненные условия работы 20 %

Общая стоимость ВСЕГО с учётом коэффициента  = 417 793 рублей.

  •  Отливка лепных композиций, категория сложности: IV

- Общая стоимость ВСЕГО = Количество (Объём) * (Стоимость на ед. Всего * Индекс заработной платы)

Общая стоимость ВСЕГО = 2 393,269 * 6,224 = 14 898 руб.

- Общая стоимость основной  заработной платы = Количество (Объём) * Стоимость на ед. основной заработной платы платы

Общая стоимость основной заработной платы  = 2 393,269  * 6,004 =                           = 14 369 руб.

- Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО = Затраты труда рабочих, чел.-ч. не занят. Обсл. Машин На единицу * Количество (Объём)

Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО  = 2 393,269 * 0,38 =                              = 909  чел./ч.

  •  Отливка гипсовых цветков средней сложности- диаметром до 200 мм

- Общая стоимость ВСЕГО = Количество (Объём) * (Стоимость на ед. Всего * Индекс заработной платы)

Общая стоимость ВСЕГО = 43 * 11,88 = 511 руб.

- Общая стоимость основной заработной платы = Количество (Объём) * Стоимость на ед. основной заработной платы платы

Общая стоимость основной заработной платы  = 43 * 3,3 =                           = 142 руб.

- Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО = Затраты труда рабочих, чел.-ч. не занят. Обсл. Машин На единицу * Количество (Объём)

Затраты труда рабочих, чел.-ч. обсл. Машин ВСЕГО  = 43 * 0,28 =                              = 12 чел./ч.

ИТОГО по смете:

Общая стоимость  ВСЕГО = 417 793 +  511 + 14 898= 433 202 рублей.

Общая стоимость основной заработной платы = 376 973 + 142 + 14 369 =              = 391 484 рублей.

  •  4.20. Реставрация и воссоздание архитектурно-лепного декора (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)

Зарплата = 391 484 * 11,484 = 4 495 802 рублей,

Где 11,484 это индекс на заработную плату.

Для того чтобы рассчитать материалы:

Общая стоимость  ВСЕГО - Общая стоимость основной заработной платы

433 202 рублей - 391 484 рублей  = 41 718 рублей

Материалы =  41 718 * 3,641 = 151 895 рублей,

Где 3,641 это индекс на материалы.

Итого: 4 495 802 рублей + 151 895 рублей = 4 647 697 рублей.

  •  Реставрация и воссоздание архитектурного лепного декора (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)

Накладные расходы = 391 484 * 11,484 * 0,95 =  4 271 012 рублей.

Сметная прибыль = (391484+0)*11,484*0,53 = 2 382 775 рублей.

Итого: 4 271 012 + 2 382 775 + 4 495 802 + 151 895 = 11 301 484 рублей

На временные здания и сооружения идёт 1,53 %,

11 301 484 рублей * 1,53 % = 172 913 рублей.

Итого : 11 301 484 рублей + 172 913 рублей = 11 474 397 рублей.

Так как это реставрационный ремонт объекта культурного наследия, то НДС берётся только на материалы, которые составляют 151 895 рублей, т.е.

НДС = 151 895 рублей * 0,18% = 27 341 рублей

Итого с учётом НДС = 11 474 397 рублей + 27 341 рублей = 11 501 738 рублей.

3.2 Повышение прибыли организации.


Для того чтобы получить больше прибыли организация представляет стандартные цены на материалы, на которую заказчик согласен, а в свою очередь отдел снабжения занимается мониторингом  цен на рынке строительной продукции.

В данной смете используются следующие материалы:

  •  Грунтовка "Sylitоl Коnzеntrаt"  41,7 рублей за литр;
  •  Проволока  латунная 74 рубля за кг;
  •  Гвозди латунные 89,54 рублей за кг;
  •  При выполнении догипсовки архитектурно-лепных деталей IV категории сложности: до 20% используется гипс для лепных работ  0,74 рубля за м² развернутой поверхности;
  •  При выполнении реставрации архитектурно-лепного декора путем отливки недостающих фрагментов по подлинным деталям, приведенным в модель, при размере фрагментов: 6-12 см2 используются;
  •  Гипс для лепных работ  0,78 рубля за 1 фрагмент
  •  Глина скульптурная 4,232 рубля  за 1 фрагмент
  •  Желатин технический 2 рубля за 1 фрагмент
  •  При выполнении реставрации лепного декора с прорезкой рельефа потерявшего четкость, после расчисток от многочисленных покрасок клеевых и известковых: орнаментованная поверхность простой и средней сложности, используются
  •  Гипс для лепных работ  0,74 рубля за м² развернутой поверхности
  •  Глина скульптурная 1,71 рубля  за м² развернутой поверхности
  •  Реставрация лепного декора с прорезкой рельефа потерявшего четкость, после расчисток от многочисленных покрасок клеевых и известковых: сложная орнаментованная поверхность
  •  Гипс для лепных работ  0,75 рубля за м² развернутой поверхности
  •  Глина скульптурная 1,71 рубля  за м² развернутой поверхности
  •  Желатин технический 1,22 рубля за м² развернутой поверхности

И т.д.

Стоимость материалов составляет 41 718 рублей

С учетом индекса на материалы 3,641

Итого стоимость по материалам составляет = 41 718 * 3,641 = 151 895 рублей.

Отдел снабжения после мониторинга нашёл те же материалы за более низкую цену, чем представлены в смете, а именно:

  •  Грунтовка "Sylitоl Коnzеntrаt"  20,7 рублей за литр магазин «МалерПроф»;
  •  Проволока  латунная 35 рублей за кг  магазин «Петроснаб ТД»
  •  Гвозди латунные 40 рублей за кг магазин «Петрович»
  •  При выполнении догипсовки архитектурно-лепных деталей IV категории сложности: до 20% используется гипс для лепных работ  0,35 рубля за м² развернутой поверхности;

Магазин «FINE ART Соляной»

  •  При выполнении реставрации архитектурно-лепного декора путем отливки недостающих фрагментов по подлинным деталям, приведенным в модель, при размере фрагментов: 6-12 см2 используются;
  •  Гипс для лепных работ  0,38 рубля за 1 фрагмент
  •  Глина скульптурная 3,232 рубля  за 1 фрагмент
  •  Желатин технический 1,05 рубля за 1 фрагмент

Магазин «FINE ART Соляной»

  •  При выполнении реставрации лепного декора с прорезкой рельефа потерявшего четкость, после расчисток от многочисленных покрасок клеевых и известковых: орнаментованная поверхность простой и средней сложности, используются
  •  Гипс для лепных работ  0,35 рубля за м² развернутой поверхности
  •  Глина скульптурная 1,3 рубля  за м² развернутой поверхности

Магазин «FINE ART Соляной»

  •  Реставрация лепного декора с прорезкой рельефа потерявшего четкость, после расчисток от многочисленных покрасок клеевых и известковых: сложная орнаментованная поверхность
  •  Гипс для лепных работ  0,35 рубля за м² развернутой поверхности
  •  Глина скульптурная 1,3 рублей  за м² развернутой поверхности
  •  Желатин технический 0,7 рублей за м² развернутой поверхности

Магазин «FINE ART Соляной»

И т.д.

Стоимость материалов составляет 20 619 рублей

С учетом индекса на материалы 3,641

Итого стоимость по материалам составляет = 20 619 * 3,641 = 75 074 рублей

    

За счёт качественной работы отдела снабжения компания получила прибыль, а именно:

    Р = 151 895 рублей – 75 074 рублей = 76 821  рублей,

где Р -  прибыль.

Второй вариант получения прибыли с данного объекта для строительной компании ООО «Аркада» - это передача объекта другой организации, ООО « Новый город» по договору субподряда, которая в свою очередь готова выполнить реставрационный ремонт за 10 200 000 рублей. То  есть  ООО  «Аркада»  получает  1 000 738 рублей прибыли (11 501 738 рублей – 10 501 000 рублей =  = 1 000 738 рублей) при этом, не выполняя никаких работ, и может использовать эти ресурсы для участия в следующих конкурсах, торгах и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема сохранения культурного наследия имеет комплексный характер. Да, она покоится на сложных экономических процессах, но не сводится только к ним. Огромную роль здесь играет политика, право, мораль, решимость сохранить поистине бесценное культурное наследие, доставшееся нам, освоить его и передать нашим детям в преумноженном, обновленном, облагороженном долгом, патриотизмом, заботой о будущем, виде.

История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков – в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа.

В данной работе рассматривался реставрационный ремонт объекта культурного наследия. Строительная организация ООО «Аркада» выиграла тендер на реставрационный ремонт интерьеров объекта культурного наследия федерального значения "Дом И.В.Пашкова (дом Департамента уделов)" на сумму 11 501 738 рублей. Прибыль организации составляет 2 382 775 рублей.

Стоимость материалов по данной смете составляет 151 895 рублей.

За счет качественной работы отдела снабжения компании ООО «Аркада», которые в свою очередь нашли те же самые материалы, применяемые в данной смете за более низкую цену, а именно стоимость за материалы  составляет 75 074  рублей, то есть прибыль компании  составила 76 821  рублей. Таким образом прибыль организации составляет 2 459 596 рублей.

Или компания может уступить объект другой организации, ООО «Новый город» и получить 1 000 738 рублей.

Я считаю, что для компании целесообразно было бы выбрать первый вариант, так как деньги от заказчика компания получает только после приемки выполненных работ. То есть компания получит свою прибыль в определенный срок, независимо сама она выполняет данный вид работ или же субподрядчик выполняет их. А так как компания не теряет времени, а тем более не имеет параллельного объекта, я считаю, что нужно выбрать первый вариант.  

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Реставрация памятников архитектуры: С.С. Подъяпольский, Г.Б.Бессонов, Л.А. Беляев, Т.М. Постникова, М.: Стройиздат, 1998 г.
  2.  Письмо министерства финансов № 03-07-07/01 от 11 января 2008 г.
  3.  http://art-con.ru/libraries
  4.  «Реставрация памятников архитектуры: Е.В. Михайловский, М.: Стройиздат, 1971 г.
  5.  Сборник № 12 ФСН-2001  «РЕСТАВРАЦИЯ И ВОССОЗДАНИЕ
    АРХИТЕКТУРНО-ЛЕПНОГО ДЕКОРА»
  6.  Сборник № 12 ТЕР-2001 «Реставрация и воссоздание
    архитектурно-лепного декора»
  7.  Полякова МЛ. Охрана культурного наследия России. – М.: Союз, 2005, С. 107.
  8.  Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. – 2002. – №1. – С. 38. 39,51,52.
  9.  Консервация и реставрация памятников и исторических зданий: Пер. с франц. Н.И. Суходрев и Ж.С. Розенбаума. — М.: Стройиздат, 1978,       319 с.
  10.   Методика и практика сохранения памятников архитектуры. — М.: Стройиздат, 1974.
  11.  Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособ./Под ред. С.С. Подъяпольского. - М.:Стройиздат, 2000 (улучшенное переиздание 1988 г.);

   12.Федоров В.В. Реконструкция и реставрация зданий. - М.: ИНФРА-М,    2003. - 208 с.

   13.Девятаева Г.В. Технология реконструкции и модернизации зданий. - М.: ИНФРА-М,2005.-480с.


  




1. Создание образа усадебного Ансамбля Москвы- ПетровскоРазумовская усадьба
2. Курсовая работа- Анализ применения различных видов рекламы в зависимости от жизненного цикла товара
3. Лабораторная работа 6 Анализ таблиц сопряженности кросстабулирование Задача 1
4. Сравнительный анализ Silentium! Ф. Тютчева и Silentium О. Мандельштама
5. у роботодавця; у працівника; у службі зайнятості де зареєстровано трудовий договір; в місцевих органах де.
6. Планирование и организация рекламных кампаний
7. Общее строение органа глаза
8. Чужая речь и способы ее передачи
9. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу Основы без
10. Роль внеклассных воспитательных мероприятий в нравственном развитии личности
11. Азербайджанская вышивка
12. тема менеджмента качества
13. Тема 1тест 5 б
14. . Постренальной причиной нарушения функции почек является2 аденома простаты нарушения сис
15.  Дано- стоимость аналога 1500 тыс
16. Проблемы малого бизнеса
17. Литература - Отоларингология (экспертные заключения при заболеваниях
18. Лекция 3 НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ Взаимодействие народной педагогики нар
19. тематического курса лицея при ДонНУ Денисенко Екатериной Карл Маркс 5 мая 1818 Трир 14 марта 1883
20. а является обязанностью и работодателя и работника