Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- активность человека, направленная или на преобразование внешнего мира (внешняя деятельность), или на самосозидание себя (внутренняя деятельность). Внешняя деятельность связана с созданием культурных артефактов и подчинением себе природных форм. Внутренняя деятельность основана на самосовершенствовании человеком своего внутреннего мира. Она является реализацией присущей человеку интенции внутрь (наряду с интенцией вовне, проявляющейся во внешней деятельности), которая относится к сфере внутреннего мира человека, непостижимого средствами научной или философской рациональности. Она является результатом личностного опыта человека, требует глубокого сосредоточенного усилия. Внутренняя деятельность является необходимым условием существования человека, ибо без нее теряются целостность и нравственное начало человека.
Деятельность специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратившись из материала в продукт деятельности.
Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности; неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
Особенности деятельности:
1) Общественный характер (любая деятельность носит общественный характер - даже когда ты кушаешь, ты кушаешь не как собачка - лицом в тарелку; не руками; а вилочкой и ложечкой - все это говорит об общественном характере твоей деятельности, ты интегрирован в общество и принимаешь его правила игры)
2) Преобразовательный характер - человеческая деятельность носит преобразовательный характер - человек (субъект, источник активности) берет предмет и помещает его в другую систему связей, ему не свойственную.
(Например, гуляешь по лесу, увидел пенек, тебе он понравился, ты его принес домой и поставил в качестве украшения. Ты сам пенек не перерабатывал, но все равно твоя деятельность преобразовательная - ты забрал пенек из леса (естественная для пенька система связей) и принес домой (поместил в систему связей, пеньку не свойственную)).
3) Предметный характер - предметный характер человеческой деятельности подразумевает способность человека взглянуть на предмет не с той стороны, с которой нас вынуждает природа, а в неком многообразии
- предметный характер деятельности подразумевает целостное отношение к предмету, отношение, учитывающее, что предмет обладает самостоятельным существованием по отношению к нам
(Пример: волк охотится на зайчика, для него зайчик - только добыча (мясо); человек охотится на зайчика - для него зайчик: а) мясо; б) просто няшка (даже жалко его); в) красивая теплая шкурка и др.).
4) Целеполагающий характер, но не только целесообразный
5) Условное деление на практическую и теоретическую
Деятельность реальная движущая сила как индивидуальной, так и общественной жизни и условие существования человека и общества. Вместе с тем деятельность как таковая не может считаться исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей, которые хотя в определенной мере и детерминируются деятельностью, но тем не менее и сами выступают в качестве ее рамок
В истории познания понятие деятельности играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого, объяснительного принципа, во-вторых, методологического основания ряда социальных наук, где деятельность человека становится предметом изучения.
В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельности утвердилось, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения деятельности как основания и принципа всей культуры. Первые шаги в этом направлении сделал Кант. В ранг всеобщего основания культуры деятельность впервые возвел Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не-Я»), ориентируясь при этом на этический идеал. Но поскольку Фихте ввел в качестве решающих критериев деятельности ряд внедеятельностных факторов (созерцание, совесть и др.), он тем самым подорвал единство своей концепции.
Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной деятельности и ее высшей форме рефлексии, т.е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию деятельности, в рамках которой центральное место занимает проясняющая и тационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры деятельности (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), дана характеристика социально-исторической обусловленности деятельности и ее форм.
Во многих направлениях послегегелевской философии концепция деятельности, развитая немецким классическим идеализмом, подвергается резкой критике; при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Так, Кьеркегор противопоставляет разумному началу в человеке волю, а деятельности, в которой он видит отрешенное от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и иррационалистическая линия (Шопенгауэр, Ницше, Э.Гартман и т.д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т.е. деятельности) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получает продолжение в экзистенциализме
Мир и человек
В мировоззрении вообще, а в философской его форме в особенности, всегда присутствуют направление сознания "вовне" - формирование той или иной картины мира, универсума - и, с другой стороны, его обращение "внутрь" - к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. "Полюсами", создающими "поле напряжения" философской мысли, выступают мир "внешний" по отношению к человеческому сознанию и мир "внутренний" - психологическая, субъективная, духовная жизнь. Различные соотношения этих "миров" пронизывают всю философию.
Возьмем, к примеру, характерные философские вопросы. Является ли сладость объективным свойством сахара или это лишь субъективное вкусовое ощущение человека? Все эти вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, мира и человека. И это общая черта философских размышлений.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые "узлы", "пункты напряжения" - мир и человек. Для философской мысли существенно не раздельное рассмотрение этих полюсов, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех размышлений. Различные проблемы философского мировоззрения, размещаясь в "силовом поле" между этими полюсами, "заряжены", направлены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.
Это подводит нас к выводу, что большая многоплановая проблема "мир - человек" (у нее много обличий: "субъект - объект", "материальное - духовное" и другие), по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему ее можно в определенном смысле назвать основным вопросом философии.