У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

начале 1993 года о том.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 15.1.2025

Корея. Страсти вокруг ядерной программы. 8

Причиной обострения кризиса послужили заявления США, сделанные в 1992 -начале 1993 года о том. что в ядерном комплексе в районе города Йонбсн провинции Пхёнан-Пукто функционируют новый ядерный реактор, установка для производства топлива и существует хранилище отработанных материалов, не учтенных Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и, следовательно, неподконтрольных ему. По мнению американских специалистов, на этих объектах можно получать обогащенный плутоний, необходимый для производства ядерного оружия.

США удалось добиться от КНДР разрешения на осуществление Международным агентством по атомной энергии инспекции указанных объектов, после проведения которой оно в мае 1992 года сделало вывод о несоответствии представленной северокорейскои стороной информации о своей ядерной деятельности данным, полученным в ходе проверок. По мнению экспертов МАГАТЭ, в йон-бёнском Центре ядерных исследо^-ваний. точнее, в Радиохимической лаборатории Центра, были "разработаны и апробированы возможности обогащения отработанного топлива. что необходимо для регенерации урана и получения плутония в целях использования его в реакторах на быстрых нейтронах". В ответ представители Пхеньяна заявили, что ядерная программа КНДР преследует исключительно мирные цели и что все ядерные

При подготовке статьи использованы информационные материалы и документы серверов ООН (WWW. UN. ORG) ii МАГАТЭ (WWW. IAEA. OR. AT), полученные через всемирную компьютерную сеть Интернет.

34

В. ШИН

Так называемый ядерный кризис на Корейском полуострове, формально начавшийся 12 марта 1993 года после заявления КНДР о намерении прекратить выполнение обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), имеет длительную предысторию.

объекты открыты для инспекций МАГАТЭ в соответствии с обязательствами по соглашению о гарантиях ядерной безопасности, участником которого является Северная Корея.

РАМОЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

25 февраля 1993 года Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию о принудительном проведении "специальной инспекции" объектов ядерной деятельности КНДР, если она в течение месяца не урегулирует все возникшие проблемы. Представитель КНДР в МАГАТЭ назвал резолюцию "несправедливой", но выразил готовность прояснить все вопросы посредством "диалога и переговоров" в рамках МАГАТЭ.

Однако по инициативе США вопрос был вынесен на обсуждение в Совет Безопасности ООН, который после длительной дискуссии 11 мая 1993 года принял резолюцию, содержащую призыв к КНДР пересмотреть свое решение о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Принятие относительно "мягкого" по отношению к КНДР варианта резолюции (что стало возможным лишь при активном содействии Китая) позволило начать не-

легкий, многоэтапный процесс переговоров, результатом которых стало подписание 21 октября 1994 года в Женеве "Основного соглашения между КНДР и США", известного также как рамочное соглашение. Документ закрепляет следующие положения:

1. Стороны договорились сотрудничать друг с другом в деле замены двух реакторов с графитовыми замедлителями и связанных с ними сооружений на атомных электростанциях КНДР легководными реакторами, конструктивно исключающими возможность получения оружейного плутония. США обязались предпринять меры по поставке в КНДР до 2003 года легководных реакторов общей мощностью в 2000 мегаватт и компенсировать ущерб от неполучения Северной Кореей электроэнергии в результате замораживания реакторов с графитовыми замедлителями и связанных с ними сооружений до завершения строительства АЭС с легководным реактором № 1. Альтернативным   энергоносителем был избран мазут. США согласились оказать содействие в организации ежегодных поставок мазута и КНДР в объеме 500 тысяч тонн (первая партия топлива в 50 тысяч тонн поступила в КНДР в середине января 1995 года). По мере получения от США гарантий на поставку легководных реакторов и альтернативных энергоносителей КНДР выражала готовность заморозить и, в конце концов, демонтировать реакторы с графитовыми замедлителями и связанные с ними сооружения. При этом КНДР согласилась сотрудничать с МАГАТЭ (1 ноября 1994 года она объявила о прекращении работы двух реакторов с графитовыми замедлителями).

2. Стороны договорились идти к полной нормализации политических и экономических отношений.

3. США и КНДР согласились прилагать совместные усилия для обеспечения безъядерного статуса, мира и безопасности на Корейском полуострове.   Вашингтон  дал Пхеньяну официальную гарантию неприменения против него ядерного оружия и прекращения угроз его применения. КНДР обязалась последовательно принимать меры с целью выполнения совместной декларации Севера и Юга о безъядерном статусе Корейского полуострова, а также возобновления межкорейского диалога в соответствии с духом достигнутого соглашения.

4. Стороны согласились совместно действовать в интересах укрепления международной системы нераспространения ядерного оружия. КНДР приняла решение остаться в числе стран-участниц ДНЯО и разрешила МАГАТЭ осуществлять контроль за выполнением соглашения о гарантиях по этому договору. Было решено также возобновить инспекции незаконсервированных объектов по обоюдному согласию КНДР и МАГАТЭ.

Как показал дальнейший ход событий, достигнутое соглашение, пусть и с трудом, но в целом претворяется в жизнь. При этом наблюдатели подчеркивают искреннее стремление КНДР выполнять свои обязательства (сотрудничество с американскими специалистами в консервации существующих ядерных объектов в Йонбёне; приостановка строительства новых объектов; использование получаемого мазута в народнохозяйственных, а не в военных целях и т.д.), что подтверждается южнокорейскими исследователями.

Заключение этого соглашения создало условия для прямых контактов представителей двух стран с целью обсуждения широкого круга вопросов, в том числе связанных с возможным официальным признанием друг друга.

ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ ЛЕГКОВОДНЫЕ РЕАКТОРЫ

Будучи двусторонним по форме, рамочное соглашение, по своей сути, являлось многосторонним договором, рассчитанным на девять лет и направленным на обеспечение КНДР безопасной ядерной энергией. Вашингтон инициировал создание Организации по развитию энергетики Кореи (КЕДО) - широкой международной организации,

призванной финансировать выполнение положений рамочного соглашения. КЕДО была официально учреждена в Нью-Йорке 10 марта 1995 года тремя странами - США, Южной Кореей и Японией в присутствии представителей более 20 стран, в том числе Австралии, Франции, ФРГ и России. В тот же день ее членами стали Австралия, Новая Зеландия и Канада.

Соглашение о создании КЕДО предусматривало предоставление КНДР "двух стандартных реакторов южнокорейского образца". Их выбор обосновывался тем, что Сеул обладал нужными, достаточно эффективными и безопасными технологиями и, главное, соглашался взять на себя большую часть расходов по поставке реакторов. Общая сумма проекта была первоначально определена приблизительно в 4,5 миллиарда долларов. По предварительной устной договоренности Республика Корея (РК) согласилась предоставить 60 процентов этой суммы (что составило примерно 5,5 процента ее бюджета в 1995 году или около трех миллиардов долларов), на долю Японии пришлось 30 процентов, США - 10 процентов.

Но против поставок южнокорейских реакторов категорически выступила КНДР, заявившая, что "никогда не примет подачку от Южной Кореи", которая до сих пор рассматривается как ее основной противник. В то же время она дала понять,что согласится на поставку легководных реакторов российского или германского производства. При этом Пхеньян заявил, что, если до оговоренного соглашением срока -21 апреля 1995 года - не будет заключен контракт на поставку устраивающих его реакторов, то он приступит к расконсервации своих реакторов с графитовыми замедлителями.

На многонедельных переговорах представителей КНДР и США по вопросам поставки легководных реакторов, проходивших в Берлине в марте и апреле 1995 года, не удалось найти приемлемое решение. США предупредили, что в случае продолжения Пхеньяном своей линии, они будут настаивать на принятии международных санкций против него и повторно поднимут этот вопрос в Совете Безопасности ООН.

В этих условиях рамочное соглашение было поставлено под угрозу срыва. В создавшейся ситуации правительство Японии приняло 13 марта 1995 года решение об участии в строительстве легководных

реакторов для КНДР. Прежде Япония исходила из того, что ее роль в проекте ограничится лишь финансовым спонсорством.

Тем временем делегация КНДР, участвовавшая в работе международной конференции по нераспространению ядерного оружия, состоявшейся в апреле-мае 1995 года, заявила, что она не присоединится к решению о продлении ДНЯО на новый срок, если страны "ядерной пятерки" не обязуются прекратить совершенствование своего ядерного оружия с последующей полной его ликвидацией. Накануне же окончания работы конференции делегация КНДР демонстративно покинула ее.

Необходимый компромисс был найден в результате еще одного раунда переговоров, проходивших в Куала-Лумпуре с 19 мая по 12 июня 1995 года. США и КНДР договорились о следующем:

1. КЕДО под покровительством США полностью обеспечит финансовую поддержку проекта и предоставит необходимые легководные реакторы.

2. Реакторы будут представлять из себя "два герметизированных легководных реактора с двухконтурной системой охлаждения, мощностью не менее 1000 мегаватт каждый".

3. Реакторы, поставляемые КЕДО, обязательно должны быть "усовершенствованной серийной версией американского образца, изготовленной с соблюдением оригинальной технологии".

4. Все вопросы, касающиеся осуществления проекта строительства легководных реакторов, должны решаться КНДР и КЕДО, а не КНДР и США.

5. КЕДО вправе назначать основных подрядчиков для выполнения работ, связанных с реализацией проекта.

Соглашение также устанавливало, что комиссия по внешнеэкономическим вопросам, действуя в качестве полномочного представителя правительства КНДР, и КЕДО в самый кратчайший срок заключат соглашение о поставках сопутствующих средств для воплощения в жизнь проекта "под ключ". В дополнение к соглашению исполнительный комитет КЕДО объявил 12 июня о том, что он выбрал для поставки в КНДР южнокорейские серийные легководные реакторы моделей "Ыльчин-З" и "Ыльчин-4" и что фирмы РК будут основными подрядчиками и исполнителями работ. Таким образом, КНДР получила требуемые реакторы, хоть и из-

35

готовленные в Южной Корее, но не имеющие свидетельствующей об этом внешней маркировки. Сеул обеспечил себе центральные позиции в осуществлении всего проекта и больше рычагов в своих отношениях с участниками проекта, и прежде всего, с КНДР.

При этом глава делегации КНДР на переговорах Ким Гю Гван заявил: "Мы придаем значение тому, где были произведены оригинальные разработки реакторов, а не тому, где они были собраны. Для нас не имеет значения, кто будет основным подрядчиком в выполнении проекта, потому что эту проблему должны будут решить США в рамках своего участия в КЕДО"

Тем не менее южнокорейская сторона, облеченная полномочиями, предоставленными КЕДО (в марте 1996 года эта организация назначила своим основным подрядчиком в осуществлении проекта Электроэнергетическую корпорацию Южной Кореи (КЕПКО), получила право на сооружение реакторов, а также на заключение коммерческих договоров с субподрядчиками. Межкорейский диалог получил свое развитие в новой плоскости.

Под эгидой КЕДО в рамках осуществления проекта на протяжении периода с августа 1995 по июль 1996 года КНДР посетило несколько технических делегаций, в состав которых входили от четырех (в первой делегации) до 17 южнокорейских экспертов.

15 декабря 1995 года в Нью-Йорке представители КНДР и КЕДО подписали соглашение о поставках в КНДР легководных реакторов. Оно состояло из 18 статей и четырех приложений, охватывающих широкий круг вопросов.

В соответствии с соглашением КЕДО пошла на удовлетворение части дополнительных требований КНДР, помимо прочего включавших сооружение порта, испытательных сооружений, а также автомобильной дороги к комплексу реакторов в Синпхо (провинция Южный Хамтён). Пхеньян отказался от своих требований возведения энергопередающей и энергораспределительной систем, а также фабрики по выработке топлива, которую КНДР согласилась построить собственными силами в обмен на содействие КЕДО в получении иностранных целевых займов. Общая стоимость проекта увеличилась почтя на 50 процентов и достигла суммы в шесть миллиардов долларов. Очевидно, данную сумму со-

чли в Пхеньяне достаточной в качестве "отступных" за использование южнокорейских реакторов "Ыльчин".

Примечательно, что в соглашении содержатся финансовые условия сделки: КНДР обязывается оплатить строительство двух реакторов в течение 20 лет после ввода их в эксплуатацию в виде равных льготных взносов. Оплата может быть произведена в валюте, валютных эквивалентах или в натуральном виде.

Выполнение соглашения предполагало заключение еще как минимум 15 протоколов, направленных на правовое обеспечение поставок реакторов, регламентацию вопросов перемещения персонала, транспортировки оборудования и материалов, соблюдения их безопасности и сохранности. Переговоры по этим вопросам начались в апреле 1996 года.

ВЕХИ НА ПУТИ К ЦЕЛИ

Приведем хронологию событий, свидетельствующих о продвижении сторон по пути решения так называемого ядерного кризиса и реализации проекта по строительству легководных реакторов.

14 июня 1996 года представители КЕДО и КНДР подписали протоколы по транспортному сообщению и связи, в соответствии с которыми создается базовая инфраструктура для полномасштабного сотрудничества и обменов между КНДР и РК.

II июля 1996 года в Нью-Йорке подписан протокол, определяющий юридический статус, привилегии, иммунитет и консульскую защиту задействованного в осуществлении проекта иностранного персонала КЕДО.

8 января 1997 года в Нью-Йорке подписаны протоколы о приемке места будущего строительства и об обслуживании, позволяющие начать подготовительные работы нулевого цикла. Это стало возможным только после того, как МИД КНДР официально выразил глубокое сожаление по поводу инцидента с подводной лодкой в сентябре 1996 года, когда правительство Республики Корея выступило с резким протестом в связи с незаконным проникновением в ее территориальные воды северокорейской субмарины.

4 июля 1997 года введена в действие линия связи между Сеулом и Синпхо в Северной Корее. К началу августа 1997 года в районе строительства находилось около 70 спе-

циалистов - граждан Южной Кореи. Позднее ожидалось увеличение их числа в несколько раз.

28 июля 1997 года в Синпхо официально открыт офис КЕДО - Организации по развитию электроэнергетики Кореи, что означало начало работы по осуществлению проекта.

В функции офиса входит выполнение оперативной связи между северокорейской стороной и секретариатом КЕДО в Нью-Йорке и его членами - Южной Кореей, США и Японией. Офис также наделен консульскими полномочиями для обслуживания иностранных рабочих, занятых в строительстве объекта. преимущественно южнокорейских граждан. Официальное открытие офиса совпало по времени с отправкой первого транспорта с оборудованием из южнокорейского порта Масан. Две баржи, груженные 9000 тонн оборудования и техники, а также сопутствующих грузов, отбыли 28 июля.

9 августа 1997 года в Синпхо состоялась официальная церемония закладки фундамента реакторов.

Таким образом, можно констатировать, что так называемый ядерный кризис практически завершен. Попытка силового решения проблемы окончилась неудачей. Вопросы "ядерных изысканий" в КНДР, в том виде, как они были поставлены МАГАТЭ, очевидно, отсутствуют. Четко осознанной реальностью для всех участников конфликта вне зависимости от их устремлений стало существование двух независимых и достаточно жизнестойких государств на Корейском полуострове. В ходе конфликта все стороны пришли к компромиссному решению, в конечном счете продемонстрировав искреннее желание сохранить существующую систему гарантий ядерной безопасности.

Диалог Пхеньяна с МАГАТЭ перешел в русло рабочих отношений, определенных существующими обязательствами КНДР, вытекающими из ее членства в ДНЯО и обусловленными соглашением о гарантиях.

Строительство легководных реакторов в КНДР становится одним из основных вопросов ее взаимоотношений с США и РК и, очевидно, с вводом их в строй в ближайшее время будет связан прогресс в американо-северокорейских отношениях и межкорейском диалоге.

36




1. реферату- АРАТТАРозділ- Історія Всесвітня АРАТТА ldquo;Країна землеробівrdquo; Аратта сформувалась в VI тисячо
2. статья выписка конспект глубоко повлиявшие на его жизненный выбор на серьезный решительный шаг идти по жи
3. Введение. Современные философы и исследователи науки часто рассматривают междисциплинарные науки как од
4. экономика часто используется для характеристики общественного производства.html
5. то снять чтото расстегнуть
6. Классный руководитель в современной школе
7. 2012 на первую пару опоздал
8. процессуальным законодательством не регламентируется и о возможности ее применения не упоминается
9. на тему Рациональное питание и его влияние на общее состояние здоровья человека Выполнил студе
10. . Особенности развития детей воспитывающихся вне семьи 1
11. Государственная собственность
12. Московский транспорт в дометрополитеновскую эру и строительство первой очереди
13. Титульный лист бизнесплана.html
14. ХУЫМ~Т~ДЖЫ Л~Г [0.
15. Тема 4. Сознанием самосознание.html
16. Реклама и коммуникации как обеспечивающая стратегия территориального маркетинга
17. На полу не должно быть ни единого пятнышка на стульях ~ ни пылинки а кровати должны быть заправлены без ед
18. тема задач по изучению информационных систем и баз данных- Понятие и типы информационных систем
19.  Сигнали служать для забезпечення безпеки руху а також для чіткої організації руху поїздів і маневрової роб
20. Работа с базами данны