Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
596
597
РАЗДЕЛ V. ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
Глава 16. История семейной политики в России
рый явился следствием не столько социально-экономических трудностей (поскольку эти годы не были самыми неурожайными), сколько результатом сталинской коллективизации.
В тяжелейших экономических условиях существования миллионов сельских семей власть продолжала придерживаться тактики сверхэксплуатации крестьянства. Государство, полностью монополизировавшее рынок, сознательно занижало цены на сельскохозяйственную продукцию и взвинчивало цены на промтовары, потребляемые в деревне, что в условиях отсутствия рыночных отношений, массового голода и обнищания вынуждало крестьян платить своего рода «сверхналог», обеспечивающий привлечение дополнительных средств для индустриализации. Так, по расчетам специалистов, в СССР в 19311933 гг. (в период массового голода и действия системы карточного снабжения населения) в среднем централизованное городское снабжение населения продовольствием (в год на душу населения) превосходило сельское (включая целевые поставки): по муке в 1218 раз, крупе в 1328 раз, рыбе в 1014 раз, сахару в 812 раз, вино-водочным изделиям в 2,53 раза, растительному маслу в 34,5 раз, чаю в 1,5 раза.
Карточное нормированное снабжение, как и вся распределительная политика государства, были полностью ориентированы на достижение целей индустриализации посредством приоритетного снабжения лиц, занятых в промышленном производстве.
На подобной основе развивалась и система социального обеспечения. Поэтому на подавляющее большинство крестьян не распространялись социальные пособия и льготы. У крестьян не было пенсий, ежегодных отпусков, выплат во время болезни, отпусков по беременности и родам и т.д. Социальное обеспечение касалось и основном рабочих и служащих, хотя и для них оно было, как правило, чисто номинальным. Например, в 1940 г. в народном хозяйстве были заняты 34 млн. рабочих и служащих, а пенсии по старости (размер которых был просто мизерным) получали только 200 > человек.
Ускоренная индустриализация и антигуманная политика власти в совокупности привели к обострению противоречий в общем и усилению ряда негативных социально-демографических процессов, таких, как увеличение разводов и фактических браков, внебрачной рождаемости и абортов и т.д. Даже по весьма «приглаженным» данным, встречающимся в исследованиях 1930-х гг., процент матерей, живущих в фактических брачных отношениях, был достаточно высок и составлял 14,4 в 1932 г. и 14,7 в 1937 г.
Власть, достаточно долго игнорировавшая негативные тенденции семейных изменений, уже с середины 1930-х гг. начала предпринимать решительные действия по их нейтрализации. Эти действия осуществлялись в соответствии с курсом на укрепление семьи (предполагавшим еще большую ее зависимость от государства) и реализовывались посредством строжайшей регламентации всех сфер жизнедеятельности семьи и ужесточения норм и санкций брачно-семейного законодательства. В течение двух десятилетий, в условиях все усиливающейся реакции, были законодательно преобразованы и строго регламентированы все основы семьеобразующих отношений родительства-супружества-родства.
В июне 1936 г. было принято постановление СНК и ЦИК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских ясель и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Согласно официальной точке зрения, постановление было направлено на охрану материнства и детства, на защиту семейных интересов в соответствии с курсом на «укрепление семьи». Но оно носило репрессивный характер выражавшийся в запрещении абортов, введении санкций при разводе и уголовного наказания за аборты и неплатежи алиментов. Подобные меры обосновывались идеологически. В связи с провозглашением в Конституции 1936 г. построения основ социализма в СССР и широко проводившейся в то время пропагандой достижений социализма и всего «советского» как самого передового и прогрессивного, считалось, что советская семья это одно из завоеваний социализма и поэтому у нее нет никаких объективных причин для дестабилизации и сокращения репродуктивной деятельности.
Запрещение абортов обосновывалось и другими причинами: рост абортов требовал дополнительных инвестиций в здравоохранение, необходимых для удовлетворения растущего спроса и повышения качества медицинского обслуживания. По мнению власти, подобные траты были нецелесообразны и запрещение абортов позволяло снять проблему новых ассигнований. Кроме того, запрет на аборты рассматривался в качестве меры, способной нейтрализовать наметившуюся тенденцию к сокращению рождаемости. Однако эта цель не была достигнута, а запретительные меры привели к возрождению практики подпольных абортов, спровоцировавших в качестве последствий ухудшение здоровья женщин, рост женского вторичного бесплодия и смертности.