Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Общественная мысль и политические течения в конце 18201850-х
гг.
Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации
различного рода кружков и тайных обществ. В 18201830-е гг . ядро этих организаций составляли студенты
Московского университета. Кружок братьев Критских в Московском университете (1827 г .) разделял
программу декабристов; кружок Н. П. Сунгурова (18301831 гг .) выступал за революционный переворот; в
кружках В. Г. Белинского (1829 г .), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (18311834 гг .), Н. В. Станкевича (1833
1837 гг .) изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию.
На рубеже 18301840-х гг . центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты, вокруг
которых группировались представители основных направлений общественно-политической мысли. На
страницах журналов обсуждались важнейшие вопросы истории, экономики, литературы и философии.
Заметным явлением русской общественной жизни был журнал «Московский телеграф», издававшийся в
1825 1834 гг . Н. А. Полевым. В журнале печатались разнообразные статьи по юриспруденции, музыке,
истории. В 18291833 гг . Н. А. Полевой опубликовал «Историю русского народа» в шести томах. Автор,
рассматривая различные аспекты
народного быта и фольклора, стремился проследить народное начало в истории России.
Другим популярным журналом 1830-х гг. был московский журнал «Телескоп», издававшийся
профессором Московского университета Н. И. Надеждиным. Одно время сотрудником журнала был В. Г.
Белинский. В журнале публиковались статьи философского содержания, пропагандировались взгляды
немецких философов-идеалистов. Издатель и постоянные авторы журнала не скрывали своего критического
отношения к теории официальной народности С. С. Уварова.
В 1836 г . «Телескоп» напечатал «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева (в молодости входил в
декабристский «Союз благоденствия», был другом А. С. Пушкина). П. Я. Чаадаев крайне пессимистически
оценивал прошлое, настоящее и будущее России. «Прошлое ее бесполезно, настоящее тщетно, а будущего
никакого у нее нет», писал он. За эту публикацию журнал был закрыт, Н. И. Надеждин был выслан из
Москвы, а П. Я. Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим.
Изложение в печати взглядов П. Я. Чаадаева ускорило процесс формирования двух идейных течений
славянофилов и западников. Славянофилы отстаивали самобытность исторического развития России,
которая, по их мнению, заключалась в существовании общины и огромной нравственной роли православной
церкви. Они выступали против крепостного права, бюрократизма, за применение наемного труда в сельском
хозяйстве и промышленности, свободу выражения общественного мнения. Славянофилы предлагали
возродить государственный институт Московской Руси Земский собор. В значительной степени их
политические взгляды отражала формула: «Сила власти царю, сила мнения народу». Они
идеализировали допетровскую Русь, отрицательно оценивали реформы Петра I, полагая, что они нарушили
самобытный ход развития русского общества. Славянофилы были сторонниками монархии. Наиболее
яркими представителями этого течения являлись А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков.
Западники отстаивали европейский путь развития. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере
государственного устройства они склонялись к конституционной монархии и рассматривали в качестве
образца для России парламентскую Англию и Францию. Западники отрицательно относились к крепостному
праву, высказывались за преобразования во всех сферах общественной жизни. К западникам принадлежали
Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин.
Споры между западниками и славянофилами главным образом касались различных подходов к оценкам
прошлого и будущего России. По мысли Н. А. Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том,
«должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской
Руси».
Не следует противопоставлять эти два течения друг другу и разводить их по разные стороны баррикад. «Да,
мы (западники. Авт.) были противниками их (славянофилов. Авт.), писал А. И. Герцен, но
очень странными. У нас была одна любовь (к России. Авт.), но не одинаковая... И мы, как Янус или как
двуглавый орел, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно».
Литературная полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению
либерального и революционно-демократического течений. Одним из лидеров первого был профессор
всеобщей истории Московского университета Т. Н. Грановский. Он критиковал крепостнический характер
николаевского режима, выступал за реформы общественно-политической жизни. Революционно-
демократическое течение было представлено В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, а также
петрашевцами членами кружка М. В. Буташевича-Петрашевского, который возник в 1845 г . в Петербурге.
Среди участников кружка были М. Е. Салтыков, А. Н. Плещеев, Ф. М. Достоевский.
За время существования кружка (18451849 гг .) его цели и задачи менялись: от знакомства с теориями
западноевропейских социалистов-утопистов до их пропаганды в самой широкой социальной среде.
Петрашевцы были сторонниками отмены крепостного права, ликвидации монархии, введения
демократических свобод. Некоторые участники кружка выступали за революционный путь преобразований.
Достаточно широко в среде петрашевцев были представлены идеи утопического социализма. В апреле 1849
г . кружок был разгромлен полицией, к следствию было привлечено 123 человека.
В 1840-х гг . XIX в. своеобразными центрами общественной жизни были журналы «Отечественные
записки» и «Современник». В «Отечественных записках» отдел критики возглавлял В. Г. Белинский,
который способствовал становлению и развитию демократического направления в деятельности журнала.
На страницах журнала печатались статьи в духе идей материализма и утопического социализма, а также
произведения А. И. Герцена, Т. Н. Грановского, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова.
После того как в «Современник» перешел В. Г. Белинский (1846 г.), влияние журнала в
демократической среде русского общества значительно возросло. Благодаря авторитету В. Г. Белинского с
журналом сотрудничали лучшие представители литературных и научных кругов. В. Г. Белинский очень
много сделал для пропаганды творчества Н. В. Гоголя. Особое место в публикациях журнала занимали
антикрепостнические статьи, а также популяризация идей утопического социализма.
Идеологическими и литературными оппонентами «Отечественных записок» и «Современника» выступали
журнал «Московитянин» (издатели: историк М. Н. Погодин и филолог С. П. Шевырев) и газета «Северная
пчела» (издатели: журналисты Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч). Они отстаивали и развивали основные
положения теории официальной народности. Историк М. Н. Погодин, сын крепостного крестьянина,
утверждал, что в России сложилась особая форма политического устройства, основу которого составляли
«единение царя и народа» и постоянная забота «власти о благе народа». В своих работах он указы
указывал на отсутствие внутренней борьбы («сословной вражды») на всех этапах исторического развития
русского общества. На основании этого заключения М. Н. Погодин сформулировал положение о
невозможности революции в России.
Общественно-политические течения в русском обществе оказали определенное влияние на становление
национальных настроений в обществе. Так, в начале 1846 г . в Киеве было создано тайное украинское
общество Кирилло-Мефодиевское братство, названное так по имени создателей славянской письменности
Кирилла и Мефодия. Учредителями общества были профессор Киевского университета историк Н. И.
Костомаров, писатель П. А. Кулиш, поэт Т. Г. Шевченко. Участники братства выступали против крепостного
права, сословных привилегий, а также за национальное и социальное освобождение Украины и образование
славянской демократической Федерации со столицей в Киеве. Федерацию должны были образовать Россия,
Украина, Польша, Чехия, Сербия, Болгария. Законодательную власть осуществлял двухпалатный сейм,
исполнительную президент. Реализовать свою программу члены братства предполагали мирным путем. В
марте 1847 г . по доносу провокатора начались аресты членов общества. Жестокое наказание понес Т. Г.
Шевченко, сосланный в солдаты с запрещением писать и рисовать.
Взгляды русских мыслителей и общественных деятелей 3050-х гг . XIX в. не следует ограничивать
узкими рамками каких-либо теоретических схем. М. В. Петрашевский, А. И. Герцен и В. Г. Белинский
приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революции в Европе (1848
1849 гг .) привело А. И. Герцена к мысли об особом пути России к социализму, так как в русском народе
прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины. Таким образом, западник А. И.
Герцен сближается со славянофилами. В 1853 г . в Лондоне он основал «Вольную русскую типографию». Ее
издания альманах «Полярная звезда» и газета «Колокол» стали первыми представителями бесцензурной
русской прессы.
Социально-политические и философские воззрения представителей общественных течений отражали их
попытки найти решения основных проблем российской действительности. Н. А. Бердяев, подметив
последнюю особенность русской общественной жизни, связывал ее становление с политическими реалиями
николаевской эпохи, препятствующими «непосредственному социальному делу».