У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематическое осмысление его результатов зародившееся еще в предыдущую эпоху стали в Новое время могучей ду

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Европейскую философию Нового времени XVIIXVIII веков принято называть классической. В это время были созданы оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации, стремлением к приобретению научного статуса.

Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали в Новое время могучей духовной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.

Еще одним фактором, определявшим направленность философских учений этого периода, стал процесс активизации социальной жизни в европейских странах, вызванный усиливающейся борьбой против сословно-феодальной государственности и церкви. Этот процесс сопровождался секуляризацией общественной жизни, и передовая философия, заинтересованная в независимости научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля, вырабатывала свое отношение к религии. Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования.

Для более детальной характеристики целесообразно рассматривать философию Нового времени не в целом, а по временным этапам, выделение которых способствует более четкому усвоению ее особенностей.

1. ФИЛОСОФИЯ XVII ВЕКА

Это век развития экспериментального математического естествознания, которое постепенно завоевывает приоритетное

238

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

место в интеллектуальной жизни. Объясняется это тем, что наука, отвечая на запросы и требования, порожденные восходящим капиталистическим производством, давая реальные и действительные знания о природе, приобретает все более практическую значимость и большую ценность. Обращение философии к науке как определяющему социальному феномену, вызывает определенную переориентацию интенций теоретического мировоззрения. На первый план выдвигается гносеология и методология исследования природы.

XVII век нередко называют эпохой ранних буржуазных революций. Нидерландская и английская революции, осуществлявшиеся в религиозном идеологическом оформлении, весьма активизировали общественную жизнь и в определенной мере способствовали освобождению философии от теологии. Независимость от религии в период повсеместно узаконенного религиозного сознания, естественно, не могла быть полной и кардинальной. В философии XVII века это выражалось в том, что передовые мыслители использовали в своих интересах концепцию «двух истин» и становились на позицию деизма.

В настоящем разделе публикуются тексты Ф.Бэкона, Р.Декарта, Т.Гоббса, Д.Локка, Б. Спинозы и Г.Лейбница. Их общая особенность выражалась в одинаковом весьма критическом отношении к средневековому духовному наследству, а именно в пересмотре роли и назначения философии, в отрицании суеверия и негативном отношении к схоластизированному дедуктивному умозаключению. Философия выступает за практическую значимость своих концепций, жизненное их применение, за реальное влияние на человеческие судьбы.

Проблемы, решаемые перечисленными мыслителями, можно свести к следующим.

Первая заключается в разработке нового метода познания. Постановка и решение ее связаны с именами Бэкона и Декарта, предложившими и обосновавшими соответственно гносеологический эмпиризм и рационализм. Бэкон, рассматривая опытно-экспериментальное исследование как единственно возможное, разработал экспериментально-индуктивный метод познания.

Декарт сформулировал основные идеи рационалистической дедукции, которая постепенно начала распространяться в разных сферах научного познания.

Вторая проблема касалась онтологического статуса бытия. Философию XVII века продолжали интересовать и онтологические вопросы, находившиеся в центре внимания предшествующей филосо-

239

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

фии, проблема бытия находит здесь свое выражение главным образом в истолковании субстанции.

У Декарта вводятся две субстанции материальная и духовная. У Локка материальная субстанция играет роль подпорки, лежащей под воспринимаемыми людьми качествами вещей. Существование духовной субстанции — проблематично. Спиноза дал развернутое учение, трактующее субстанцию как causa sui (причина самой себя).

Третья проблема — проблема социальной жизни. Философия XVII века сознательно защищает гуманистические идеалы и ценности, особое внимание уделяя при этом анализу принципов разума и свободы. Конкретное выражение данные принципы получили в концепции «свободной необходимости» Спинозы, в попытках Гоббса и Локка рационального (в отличие от религиозного) объяснения происхождения общества и государства, в абстрактно-теоретическом понимании сущности человека.

2. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Данный раздел включает в себя избранные тексты Дж.Беркли, Д.Юма, А.Вольтера и П.Гольбаха. Это мыслители XVIII века — века Просвещения. Но идеология Просвещения и особенно форма ее выражения значительно отличались в Англии от французского образца. Если Франция была накануне революции, то Англия переживала все ее противоречивые последствия. Соответственно и философия в этих странах, выдвигала и решала различные проблемы.

В Англии с именем Беркли связано появление нового философского направления — субъективного идеализма. В центре внимания английской философской мысли оказались проблемы сенсуализма и номинализма. Односторонность этих течений, положенных в основании предшествующим философским материализмом, вызвали к жизни другие подходы, что нашло отражение в работах Беркли и Юма. Философскому анализу были подвергнуты теории первичных и вторичных качеств и проблема субстанции. Впервые Юмом было дано развернутое обоснование скептицизма и агностицизма.

Французская философия выдвинула проблемы иного рода. Один из идеологов Просвещения — Вольтер остановился на деистической форме либерального религиозного сознания (Вольтер был масоном — членом парижской ложи Девяти сестер), одновременно активно пропагандируя современные ему научные взгляды и научное мировоззрение.

240

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

С именем Гольбаха, главы французских материалистов XVIII века, связано построение системы материалистического миропонимания. В этой системе нашли решение вопросы, касающиеся понимания материи как субстанции, движения «как способа существования материи» (Гольбах), детерминизма и материалистического сенсуализма.

3. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая философия — высшее достижение западной буржуазной рациональной философии Нового времени. Она является непосредственным продолжением философии Просвещения, по-новому решая ее проблемы и выдвигая ряд новых. В данном разделе публикуются тексты И.Канта, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л. Фейербаха.

Немецкая классическая философия сформировалась под влиянием процесса ломки общественных отношений. Данное обстоятельство, связанное с особенностями положения Германии конца XVIII начала XIX веков как феодально-раздробленной страны, привело к тому, что революционные общественные изменения в теории немецкой философии получили спекулятивную, умозрительную форму выражения. Эту особенность необходимо учитывать при чтении опубликованных избранных текстов, имея в виду частую неадекватность содержания форме изложения.

Определяющей чертой немецкой классической философии (точнее немецкого идеализма) является выдвижение проблемы диалектического тождества мышления и бытия, с позиции которого исследуются отношения субъекта и объекта, теоретические формы мышления, философские категории.

Суммарно наиболее оригинальные и существенные новации, разработанные немецкой классической философией, можно свести к следующим:

создание системы диалектики, достигшей своей завершенности в работах Гегеля;

обоснование активности мышления (активность субъективного и объективного разума);

значительно расширено исследование психики человека и признание существенной роли бессознательных неуправляемых интеллектуальных процессов;

введение принципа историзма (Гегель) в исследование социально-культурной сферы;

16 Хрестоматия по истории -

философии, ч  1

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

разработка и использование понятия идеала при интерпретации общественной жизни и искусства;

появление новой формы материализма, а именно антропологического материализма и выявление психологических и гносеологических корней религии.

Публикация текстов подготовлена по кн.: 1

  1.  Антология мировой философии. В 4 т. М., 1970. Т. 2. '
  2.  Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. '
  3.  Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1977—1978.
  4.  Вольтер. Философские сочинения. М., 1988.      • '
  5.  Гегель. Сочинения. В 14 т. М.-Л., 1929—1959. •'

Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1974-1977.

  1.  Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. М., 1989 -1991.
  2.  Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М., 1989. Т. 1.
  3.  Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963—1966.

  1.  Лейбниц Г. Сочинения. В 4т. М., 1982. Т. 1.
  2.  Локк Дж. Сочинения. В 3 т. М., 1985—1988. '
  3.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1—50. М., 1966.
  4.  Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т.
М., 1955.

  1.  Фихте. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о
    подлинной сущности новейшей истории. М., 1937.
  2.  Фихте. Назначение человека. СПб., 1906.
  3.  Фихте. Избранные сочинения. М., 1916. Т. 1.
  4.  Фихте. Основные черты современной эпохи. СПб., 1906.
  5.  Фихте. О назначении ученого. М., 1935. '
  6.  Шеллинг Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1987. Т. 1.
  7.  Юм Д. Сочинения. В 2 т. М., 1966.




1. Реферат- Россия как среда
2. тематический курс Выполнила студентка 3го курса заочного отделения юридич
3. Казначейські та міжбанківські операції 10 Готівкові кошти 100 Банкноти та монети 1001 А Банкноти т
4. За~тану маманды~ы Рим ы~ы п~ні бойынша 2009 ж
5. предприятиями жилищнокоммунального хозяйства промышленности и транспорта
6. Тема- Русская философия- основные направления особенности развития Задание-
7. Курсовая работа- Женщина, как руководитель, особенности стиля управления персоналом
8. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ ~1
9. 13-30 Регистрация участников Время Спортивный зал А Спорт
10. тема виявлення і використання резервів підвищення продуктивності праці здійснювана на основі комплексної о.
11. Тематика курсовых работ Стратегия организации и кадровая политика
12. Словообразовательные гнезда танцевально-музыкальных неологизмов рубежа XX-XXI веков
13. Контрольна робота з дисципліни
14. лекция медицинских рефератов историй болезни литературы обучающих программ тестов
15. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТДИПЛОМНЫХ РАБОТ Специальности
16. А сума коштів яку людина несхильна до ризику готова заплатити щоб уникнути ризику; Б випадкове зменшенн
17. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук1
18. She is keen on reding. Prents re responsible for their children.html
19. Лабораторная работа 15
20. 1001 1002 1003 1004 [shuffle] Точка находится 100в пространстве октанта 100на плоскос