Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематическое единство сборника Миргород Гоголь называл

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Вопрос 22

Идейно-тематическое единство сборника «Миргород»

Гоголь называл "Миргород" продолжением "Вечеров". Эта авторская характеристика не отменяет нового качества гоголевского романтизма. В исследовательской литературе неоднократно указывалось, что наиболее, тесные связи с "Вечерами" обнаруживаются в "Вие". В последний раз в своем творчестве Гоголь обращается к жанру сказочной фантастической повести. В "Вие" царит та же атмосфера творческой свободы, что и в "Вечерах", развертывается захватывающе-чудесная история Хомы Брута. На основе народного сказания Гоголь создает романтический мир, причудливо смешивает действительное и фантастическое. В то же время близость жанровой формы еще более четко обнаруживает новое в гоголевском романтизме.

Исследователями неоднократно отмечались большая конкретность и правдивость изображения бурсы в "Вие", быта и нравов сотниковой дворни. Гоголь дает почти фотографически точное описание хутора и панского дома. Однако реальность фона, комизм бытовых ситуаций и характеров вплетены в общую фантастическую канву повести. Свидетельствуя о нарастании внутри романтического творчества Гоголя реалистической струи, они в то же время усиливают таинственность истории Хомы и панночки-ведьмы, романтическую "жуть" ночных событий в церкви. В отличие от "Вечеров", "Вий" лишен ощущения единства и целостности действительности. Обостренная контрастность видения жизни приводит к характерному романтическому двоемирию. Движение повести основано на переходах от дневного - ясного и обычного мира к ночному - таинственному, исполненному одновременно ужаса и очарования. Выдержанные в тоне грубоватого юмора сцены на кухне и дворницкой контрастируют со страшными ночными приключениями Хомы. Столкновение противоречий в "Вие" доведено до трагизма, причем в отличие даже от такой повести «Вечеров» как "Страшная месть", зло в "Вие" остается, если не торжествующим, то безнаказанным.

Еще И. Анненский в статье "О формах фантастического у Гоголя" отметил, что "основной психологический мотив этого рассказа - страх". Постепенное нагнетание атмосферы тоски и страха сближает "Вий" с мироощущением, характерным для позднего романтизма. В "Вечерах" чувство безграничного ужаса испытывал глазным образом колдун, великий преступник и убийца ("Страшная месть"), т.е. там тема страха была связана с темой справедливого возмездия. В "Вие" страх побеждает и в конце концов убивает невозмутимого философа Хому Брута, человека беспечного и "веселого нрава".

Новые идейно-эмоциональные установки приводят к значительному изменению характера пейзажа в "Вие". С "Вечерами" перекликается, главным образом, описание фантастической ночи, когда философ совершает свою скачку с ведьмой на спине. В дальнейшем пейзаж становится, с одной стороны, более объективным и описательным, а с другой - усиливается его психологическая и в какой-то мере символическая роль. Пейзаж усадьбы сотника основан на многозначительном контрасте: мрачная и страшная круть горы, у подножия которой живет сотник со своей дочерью-ведьмой, и открывающаяся вдали веселая, мирная долина с селениями. Гора отделяет Хому от привычного мира, отрезает путь к спасению. "При взгляде на нее снизу она казалась еще круче, и на высокой верхушке ее торчали кое-где неправильные стебли тощего бурьяна и чернели на светлом небе. Обнаженный глинистый вид ее навевал какое-то уныние...". Бегство же в прекрасную долину, означающее для Хомы освобождение от злых, колдовских сип, ("Эх, славное место!.. Вот тут бы жить, ловить рыбу в Днепре и в прудах, охотиться...") невозможно. Кульминация страха также достигается во многом благодаря пейзажу: "Ночь была адская. Волки выли вдали целою стаей. И самый лай. собачий был как-то страшен. Кажется, как будто что-то другое воет: это не волк, - сказал Дорош" (II, 216).

Углубление трагичности мировосприятия Гоголя приводит к появлению темы зла, скрывающегося в образе красоты, к теме злой. разрушающей красоты. Этой темы еще не было в "Вечерах". Там зло всегда было отвратительным, отталкивающе-уродливым (колдун в "Страшной мести", ведьма в "Вечере накануне Ивана Купала"). В "Вечерах" отразились раннеромантические идеи об облагораживающей, нравственно-преобразующей силе красоты, а также народные представления о ее "доброй" природе. В образе панночки-ведьмы в "Вие" Гоголь соединяет, казалось бы, несоединяемое: поразительную, совершенную красоту и зло: "... перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте... Чело прекрасное, нежное как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови -- ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста-рубины, готовые усмехнуться... Но в них же, в тех самых чертах, он видел что-то страшно-пронзительное" (II, 199).

Описание красоты панночки проникнуто болезненно-тревожным и тоскливым чувством. "Сверкающая" красота становится страшной. Гармонически прекрасные черты заключают в себе какую-то чудовищную дисгармонию, раскрываемую сравнением, печатавшимся в прижизненных изданиях Гоголя: "Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню похоронную". Как известно, в советских изданиях конец фразы восстановлен по автографу, где в переживания Хомы Брута, смотрящего на умершую, врывался социальный мотив: "... как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе". Ю.В. Манн оправданно считает, что образ "похоронной песни" глубоко раскрывает сложность гоголевского мироощущения. В то же время и фраза автографа чрезвычайно важна и симптоматична. Образ злой, демонической красоты проявляется в творчестве Гоголя как ощущение разрушения гармонии жизни. Но, как уже указывалось, понятие гармонии и красоты для Гоголя (как и для прогрессивных романтиков) приобретало очень широкий, поистине универсальный смысл. Оно необходимо включало утверждение гармонии человеческих отношений, гармонии общественной. Поэтому образ "угнетенного народа" рядом с образом демонической красоты в автографе появился закономерно. В романтически и фантастически решенной теме зла в "Вие" Начинает угадываться, проступать социальная тема.

«Миргород» как будто основан на тех же структурных принципах, что и "Вечера". Он также организован единой поэтической мыслью, но теперь это уже идея "разъединения". Контрастность изображения в "Миргороде" утрачивает свой "сочетающий смысл". "Строение" второго сборника Гоголя также является важным свидетельством углубляющейся трагичности мировосприятия писателя. Принцип контраста теперь призван не только раскрыть красоту идеала, но и выразить идею его несовместимости с действительностью.

Идейно-тематическое единство "Миргорода", очевидно, заключает несколько сквозных мотивов, контрастных внутри себя и по отношению друг к другу. Так, если в первой части сборника в качестве доминанты звучит мотив человеческих связей, то во второй - ненависти и мести. Тем самым "Миргород" оказывается своеобразно, порой почти парадоксально связанным с темой страстей, интересовавшей многих писателей ХVIII века и получившей новое развитие у романтиков. В России была хорошо известна книга Ж. де Сталь "О влиянии страстей на счастье отдельных людей и народов", она оказала определенное влияние на русскую эстетическую и художественную мысль. Идеями французской писательницы глубоко интересовался Пушкин особенно в период работы над "Маленькими трагедиями". Поэтому в художественном сознании Гоголя тема страстей могла возникнуть и через посредство Пушкина - известно, какое огромное значение Пушкин имел для Гоголя. Первая часть гоголевского сборника изображает "положительные", высокие страсти: любовь к другому человеку, любовь к Родине и священную ненависть к ее угнетателям, патриотическое чувство, двигающее судьбой целой нации. Вторая часть является отрицанием первой и раскрывает картину вражды, т.е. тоже страсти, но жестокой и разрушительной. Неукротимая, "бешеная" ненависть воплощена в "Вие" в образе мертвой панночки-ведьмы: "Она была страшна. Она ударила зубами в зубы и открыла мертвые глаза свои. Но, не видя ничего, с бешенством - что выразило ее задрожавшее лицо - обратилась в другую сторону /.../ Глухо стала ворчать она и начала выговаривать мертвыми устами страшные слова; хрипло всхлипывали они, как клокотанье кипящей смолы". (II, 208 - 210). В "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" историей вражды двух бывших приятелей тоже, (но уже в комедийном, гротескном плане) движут страсти: "Он (Иван Иванович) бросил на Ивана Никифоровича взгляд - и какой взгляд! Если бы этому взгляду придана была власть исполнительная, то он обратил бы в прах Ивана Никифоровича... И этот человек, образец кротости, ... выбежал в ужасном бешенстве. Такие сильные бури производят страсти!" (II, 274).

В свою очередь каждая из этих тем основана на внутреннем контрасте. Общность и единение целой нации, благородные узы товарищества, большие яркие страсти в историческом прошлом ("Тарас Бульба") противопоставлены раздробленности современной жизни, где глубокая взаимная привязанность старичков Товстогубов, во-первых, является чувством "уединенным", сосредоточенным на себе, только личным и, во-вторых, выступает в "низменном буколическом" выражении, как "антистрасть". Во второй части "Миргорода" тема вражды и мести получает трагическое и тем самым в чем-то "высокое" выражение в "Вие", ибо в фантастическом мире этой повести человека преследуют злые демонические силы, и оказывается предельно сниженной, даже шаржированной в "Повести о том..." Раскрывая ничтожество современной действительности, в которой люди, поистине, не умеют даже ненавидеть, доводя до гротеска тему "мелкой страсти", последняя повесть подводит итог всему циклу.

В "Миргороде" получает глубокое выражение не только сфера действительности (отрицание), но свое дальнейшее развитие и сфера идеала (утверждение). Художественный мир "Миргорода" имеет два резко обозначенных полюса, которыми являются "Тарас Бульба" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Помимо своей соотнесенности с общей мыслью цикла, эти два произведения раскрывают важные стороны творческого метода раннего Гоголя.

В "Тарасе Бульбе" в качестве положительного начала выступает история украинского народа, его героическая, национально-освободительная борьба. Появление "Тараса Бульбы" в системе "Миргорода" так же, как сам настойчивый интерес Гоголя к исторической науке и исследования в этой области (незаконченные исторические романы, преподавательская деятельность, статьи на исторические темы) генетически связаны с достижениями романтического историзма, обогатившего мировое искусство идеей развития, подвижности жизни и выдвинувшего (в трудах французских историков) народ в качестве субъекта, действенной силы исторического процесса. Будучи близкими к ряду важных положений просветительской мысли, исторические воззрения Гоголя в своем общем пафосе восходили к идеям ранних романтиков, в целом же развивались в том направлении, которое характерно для прогрессивной французской романтической историографии с ее ярко выраженными демократическими тенденциями.




1. 3. Проектная линия отдельных участков дороги характеризуется продольным уклоном i между двумя точками т.html
2. Виховати людину успішно можна тільки відповідними методами що за привабливістю приховують саме виховання і.html
3. на тему Риски и возможности открываемые глобализацией для российской экономики Выполнила студентка
4.  Какое максимальное количество велосипедистов может двигаться в одной группе по проезжей части дороги 1
5. Франківської області центр Калуського району адміністративний центр Калуської районної ради.
6. Так надо и Я хочу Социальное окружение
7. Тематический план по курсу Отечественная история
8. Отношение к рекламе
9. Уровень жизни и бедности
10. Лекция 12 Способы преобразования энергии электронного потока основанные на взаимодействии с твердыми те
11. естествознание и наука
12. Основы статистики 1
13. Пояснительная записка к курсовой работе по курсу- Микропроцессорные системы Моделировани
14. Проблема человека в истории философии
15.  20 г. .
16. Bristo
17. Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов воздействующих на стано.
18. Понятие загрязнения Классификация загрязняющих веществ
19. тема производства господствующим классом становится 6ypj жуазия
20. первых пропала подруга Соня а вовторых ее завербовал полковник службы госбезопасности