Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
30 . Общественное сознание . Формы общественного сознания .
Общественное сознание - совокупность идей , теорий , взглядов , представлений , чувств , верований , эмоций людей , настроений , в которых отражается природа , материальная жизнь общества и вся система общественных отношений . Общественное сознание - совокупность идей , теорий , взглядов , представлений , чувств , верований , эмоций людей , настроений , в которых отражается природа , материальная жизнь общества и вся система общественных отношений . Это разнообразие зависит от двух основных факторов: - во-первых , от объекта , т.е. от сложности общественного бытия. Каждая сторона общественного бытия отражается какой-либо формой общественного сознания , - во-вторых , от способа отображения . Как это понимать ? Люди нуждаются глубже и всесторонне познать мир . Один и тот же объект люди пытаются познать с разных сторон , с разных точек зрения , то есть по- разному подходят к его рассмотрению. Например , отношения между людьми можно рассматривать и в моральном , и в юридическом , и в политическом аспектах .
31 . Суть диалектики . Характер и значение диалектики .
Понятие диалектики в истории философии использовалось в разных значениях . Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений , способ ведения беседы отсюда и название - от греч . диалего - веду беседу , полемику. По Гегелю диалектика - это своеобразный и единственно правильный метод познания . Возникла диалектика в древнегреческой культуре с самого начатую приобрела высокого интеллектуального рейтинга , так как искусство полемики , доказательства , убеждения требует от собеседников большого мастерства , подготовки. Античные диалектики Зенон , Гераклит считали , что мир непрерывно движется , меняется , но они не понимали сути развития как возникновение нового необратимого . У философов разных времен и эпох - от античных до классиков немецкой философии было очень много справедливых догадок о диалектике . Но диалектика в ее концептуальной форме возникла в культуре позже. В виде стройной теоретической системы она впервые была представлена в учении Гегеля , хотя и в субъективно - идеалистической форме. Именно как система диалектика представляет собой единство принципов , законов и категорий . Кроме этого следует различать два вида диалектики - объективную , которая существует и действует в самих вещах , и субъективную , которая существует в человеческом мышлении , как отражение объективной диалектики . Поэтому диалектика выполняет две основные функции - мировоззренческую все меняется и движется и методологическую , то есть учит , как мы должны подходить к познанию мира рассматривать все с точки зрения движения , изменения , прыжков - в отличие от метафизики , которая рассматривал все постоянным , неизменным. Инертным .
Переход от количественных изменений в новых качественных происходит благодаря прыжкам. Прыжки различают по : - характером , - масштабностью , - содержанием , - формой их проявления и др. . Характер скачка обусловливается спецификой развития предмета . По масштабу прыжки могут быть длинными и короткими , включать целые эпохи и незначительные исторические отрезки . По содержанию - это переход в середине предмета , переход одного качественного состояния предмета к другому. По форме проявления прыжки могут быть быстрыми типа взрыва и медленными . Основное содержание этого закона заключается в том , что переход от одного качества предмета к другому осуществляется не стихийно , а закономерно в пределах своей меры. Определив такую меру , можно предсказать характер скачка , его тип и соответственно отреагировать на него . Закон единства и борьбы противоположностей - один из основных законов диалектики , который определяет внутренний источник движения и развития в природе , обществе и познании . Причины движения и развития кроются во внутренних противоречиях , присущих процессам и явлениям объективной действительности - борьбе противоположностей . Каждый предмет , явление , процесс является противоречивым единством противоположностей , взаимно переходят друг в друга , находятся в состоянии единства и борьбы
32. Законы диалектики как законы объективного мира .
Диалектика количественных и качественных изменений
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм формообразования нового , еще не существующего . Однако , говоря о специфике указанного закона , нам не обойти вопрос о его связи с другими законами . Следовательно, встает вопрос о диалектике самих законов . Целостность процесса развития выражается в взаимопревращение законов , каждый из которых , в свою очередь , конкретизирует содержание другого . Например , процесс «раздвоение единого » является становлением и развитием самоотрицания предмета , которое представляет собой процесс количественных изменений , поскольку он осуществляется в рамках данного качества . Вместе с тем это - и процесс формообразования определенности противоположностей в составе целого , и количественной определенности их отношения в нем .
Единство и противоположность законов диалектики обеспечивает понимание системности развития внутришньорозчленованои целостности . Это понимание предопределяет необходимость вывода законов диалектики одного из другого . Вывод одного закона с другой является раскрытием их внутреннего необходимой связи как способа обоснования их друг другом и в целом их самообоснования .
Противоречия бытия и познания
Закон единства и борьбы противоположностей занимает в материалистической диалектике особое место как закон , отражающий источник развития .
Отражая объективный источник развития , определяя путь его познания , рассматриваемый закон ориентирует на деятельность , направленную на теоретическое и практическое решение проблем. Учитывая мировоззренческое , методологическое и практическое значение закона единства и борьбы противоположностей , философы считают «ядром» диалектики .
Глубокое осмысление мировоззренчески - методологической функции закона единства и борьбы противоположностей возможно только на основе проникновения в его объективное содержание , отображаемый категории « диалектическое противоречие ».
Насыщенность современного мира противоречиями находит свое непосредственное выражение в том , что термин « противоречие » все больше проникает в нашу повседневную общения , язык , становится категорией массового сознания. Буквально слово « противоречие » означает « говорить вопреки» , высказывать противоположные реченному рассуждения , мысли , точки зрения. Включение полемических страстей , дискуссий , проявляя плюрализм мнений , в конце концов заканчивается возникновением противоположных позиций . По противоречием раскрывается противостояние , но уже не в сфере мысли или ее выражение в языке , а за ними . Понятно , что нам хорошо знакома противоречие между словом и делом . Но и это противоречие указывает на более глубинную противоречие - противоречие самого дела , или предмета , о котором идет речь.
Отрицание отрицания . Цикличность и поступательность изменений
Сначала выясним содержание категории отрицания , который прежде выступает как единство противоположностей : сохранение и преодоления .
Категория отрицания возникает общей и необходимой формой последующей деятельности , формой духовного освоения будущего , его практического воплощения в действительность. Поэтому естественно , что способ отрицания определяется в каждом конкретном случае как общей , так и особой природой процесса . «... Для каждого вида предметов , как и для каждого вида представлений и понятий , - писал Ф. Энгельс , - существует свой особый вид отрицания , такого именно отрицания , что при этом получается развитие».
Образ нового исторического мира является результатом теоретического анализа объективного процесса возражения. С позиций категории отрицания новое мышление раздваивает современный исторический мир на его положительное содержание, которое должно быть развит , и на то , что должно преодолеваться .
Как единство противоположных моментов (сохранение и преодоления ) диалектическое отрицание не просто разделяет определенные этапы в развитии , но и создает между ними последовательная связь . Есть , категория отрицания в диалектике служит для определения генетической связи между этапами развития тог » или иного процесса , историчности между ними.
Материалистическая диалектика доказывает понимание отрицания до самоотрицания как закономерного результата развития внутреннего противоречия , в отличие от чисто внешнего отрицания , как результата столкновения внутренне не связанных между собой явлений . Будучи внешним , подобное отрицание ликвидирует условия для развития явления , которое подлежит подобного рода отрицанию .