Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Ответы по философии

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 15.5.2024

1. В чем состоит отличие знания от мнения?

Античная мысль отвечала на вопрос о том, что такое знание, сравнивая его с мнением. Считалось, что мнение строится на чувстве, поэтому оно касается единичных предметов и характеризуется изменчивостью и относительностью. В отличие от мнения, в знании схватываются не единичные, а общие свойства, в силу чего знание обладает всеобщим характером и неизменностью.

2. Что такое эмпиризм? Назовите представителей.

Эмпири́зм, эмпирицизм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему Противостоит рационализму.Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

3. Что такое рационализм? Назовите представителей.

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др.

4. В чем суть разногласия между эмпиризмом и рационализмом?

      Однако основная противоположность между эмпиризмом и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: некоторые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Главный пункт разногласия в том, что эмпиризм выводят всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность эмпиризма состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления. Эти недостатки были преодолены марксистской философией благодаря рассмотрению всех вопросов теории познания с позиций диалектики, практики (Познание, Теория и практика. Созерцательность).

 5. Что такое скептицизм и агностицизм? Назовите представителей

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. филос. учение, утверждающее непознаваемость мира.Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.

Агностицизм возник в конце XIX века, как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.представители Кант и Юм.

Скептицизм в философии - это направление, последователи которого, , выражают сомнения в существовании достоверного знания. При умеренной же его форме скептики ограничивается лишь познанием фактов и проявляет сдержанность в отношении всех гипотез и теорий. Для них философия, в том числе и та, которой они следуют, это нечто вроде наукообразной поэзии, но никак не науки в чистом виде. Именно с этим связано знаменитое утверждение: «Философия – это не наука!»

История скептицизма представляет собой убыль, истощение постепенного характера. Зародилось это направление в Древней Греции, в средние века играло совсем незначительную роль, а заново возродилось в эпоху реформации (во времена восстановления греческой философии), когда скептицизм переродился в более мягкие формы новой философии, такие как субъективизм и позитивизм.

представители Основателем греческой школы скептиков считается Пиррон, который, согласно некоторым мнениям, вообще учился в Индии. Кроме того, античный скептицизм в качестве ответной реакции на метафизический догматизм представлен такими философами как Аркесилай (средняя академия) и так называемыми «поздними» скептиками Агриппой, Секстом Эмпириком, Энесидемом. Важнейшими представителями скептицизма Средневевековья и Нового времени являются Д. Юм и М. Монтель.

     

11. Почему физиолог Мюллер считал, что ощущения не являются образами внешних предметов? В чем разница между символом и образом?

Во второй половине 19 века физиолог Мюллер выступил против наивного реализма; он изучал физиологию органов чувств. Мюллер утверждает: содержание ощущений обусловлено не св-вами внешнего мира, а св-вами органов чувств. Например: для получения ощущения света глаз должен получить энергию извне. А что явилось источником этой энергии ? это не важно. Это может быть механич удар по глазу и т.д.      Мюллер делает вывод: наши ощущения не яв-ся образами вещей, т.к. образ предполагает сходство.

 Близкой к точке зрения Мюллера яв-ся позиция Гельмгольца. Он называл ощущения символами, знаками. Символ может не иметь никакого сходства с вещью, что он обозначает. Если нет сходства, то как мы можем знать о св-вах вещей?

 Трудность в объяснении ощущений приводит философов к разделению св-в вещей на первичные и вторичные качества. 1 качества – протяженность, фигура, плотность. Наши ощущения 1 качеств имеют сходства с соответств св-вами вещей.

 Наши ощущения света, запаха, вкуса не имеют сходства со св-вами вещи.

12.  Каковы два основных подхода по вопросу и связи знания и реальности? В чем состоит различие между ними?

 С точки зрения материалистической теории познании, мир познаваем, потому что объекты внешнего мира отражаются, копир-ся в нашем сознании.

 Материалистов критикуют за наивный рализм.

 Наивный реализм – убеждение в том. Что мир именно таков, каким мы его воспринимаем. Как правило, наши представления о мире явл-ся копиями изображений мира. Между тем наука говорит о том, что запах розы это всего лишь молекула опред. вв. Звуки, цвета - это волновые процессы.  Можно ли назвать запах копией молекул? А звук копией колебаний волны?

 2 трактовки (противоположные) теории познания:

1- процесс отражения. Формирование сознания копии реального объекта

2-процесс конструирования реальности

 Дальнейшее развитие материализма привело к признанию того, что чел-к отражает мир никак зеркало, т.е. познание – есть акт творческий процесс. Термин отражение - неудачный, он не передает суть процесса воспр-я, репризентации объекта в сознании субъекта.

 Даже самое простое ощущение яв-ся результатом многих внутр преобразований исход инф-ции, к-ые поступают в органы чувств. Поэтому ощущения не яв-ся простыми копиями, отпечатками внешней проблемы. Содержание ощущений зависит и от внеш объекта, и от субъекта.

Это двойственность не мешает чел-ку относительно верно судить о мире. Дело в том, что в процессе эволюции органы чувств сфор-сь таким образом, чтобы обеспечить орг-м, если не абсол копией. То дост-но достоверным образом внешн мира. Отражая мир чел-к способен перераб-ть поступающ инф-цию, выделять что-то, системат-ть, обобщать, выдумывать.

13. Как связаны чувственное и рациональное в познании?

Чувст и рац познание не разделены во времени, они переплетаются между собой. Мы воспринимаем мир осмысленно. Наше восприятие встроено в понимание. Хотя проекции этого контура на сетчатке глаза остается постоянной(рис на доске), в зав-ти от того, какое значение предает этому изобр наше сознание.

 Чел-к видт и слышит не только глазом, но и разумом. Понимание, осмысление восприятия связано с нашими знаниями, понятиями. Мышление напр-т воспр-е, заст-т замечать одно и игнорировать другое. Диапазон наших органов чувств ограничен. Значит ли это, что сущ-т ест пределы человеч познания. Чел-к способен выйти за пределы того, что он не видит, не слышит. Почему? Потому что:

1. сущ-т связь между видимым и невидимым.

2. благодаря разуму, чел-к способен предположить сущ-ние не воспр-х факторов

Развитие челов познания происходит не путем соверш-я орг-в чувств, а путем развития его мышленя.

14. Каковы формы чувственного познания и в чем их особенности?

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

 К формам чувственного познания относят:

 Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

 Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

 Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

15. Каковы формы рационального познания и их особенности?

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

 К формам рационального познания относят:

 Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

 Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

 Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

16.    Как связаны между собой язык и мышление?

Мышление и язык  неразрывно связанные между собой явления – первое как высшая форма отражения действительности, а второе – как материальная форма осуществления мыслительной деятельности. Посредством языка мысли отдельные людей превращаются из их личного достояния в общественное достояние, в духовное богатство всего общества. Человек может выражать свои мысли многими способами (мимикой, жестами, поступками, музыкальными звуками, рисунками и красками, чертежами, формулами и т.д.), однако универсальным средством выражения мысли является язык. Посредством языка происходит переход от восприятия к понятиям, осуществляется формирование обобщенной мысли, протекает процесс оперирования понятиями. Без обобщающей роли языка человек не мог бы приобрести способность обозревать бесконечное многообразие отдельных вещей окружающего мира. "

17. В чем состоит отличие между чувственным образом и понятием?

Понятие - это отражение существенных, необходимых, закономерных связей явлений и процессов внешнего мира. Понятие это логически рациональная форма восприятия внешнего мира, а не чувственная. Образ не обязан согласовываться с внешним миром, образ это результат воображения. Понятие, в отличие от образа, обязано согласовываться с действительностью и системой понятий. Должно согласовываться с логикой нашей мысли. Понятие это единица мысли. 
18.     Как формируются понятия?

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.она как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной,обобщенной форме на основании их существенных признаков. Формирование понятий — это переход от единичных вещей и явлений, данных в чувственном опыте, к обобщению этого опыта в понятиях, фиксирующих существенные признаки этих вещей и явлений. Вещи даны в ощущениях и восприятиях, понятиями же оперирует мышление; вещи чувственны, а понятия представляют собой нечувственные сущности, доступные лишь разуму.

19.    Что такое истина согласно классической концепции? С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины?

Классическая концепция истины  согласно ей  «Истина - это соответствие знаний действительности». Ее сущность исходит из признания познаваемости объективного мира, его отражении в системе знаний. Такой смысл предполагает, что истина является посредником в сферах материального и духовного миров, который корреспондирует их образ в знание. Первыми творцами этой концепции истины стали Платон и Аристотель. Формулировка Платона: «… тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет»

Эта концепция столкнулась с целым рядом проблем:

а) Проблема природы, познаваемой реальности. Человек в своем познании непосредственно имеет дело не с объективным миром «самим по себе», а в том его виде как он (мир) чувственно воспринимается и концептуально осмысливается

б) Проблема характера. Соответствие мыслей реальности. Классическая концепция истины рассматривает это соответствие как простое копирование реальности мыслями.

в) Проблема критерия истины. Если человек непосредственно контактирует не с миром «в себе», а чувственно – воспринятым и концептуализированным миром, то спрашивается: каким образом он может проверить, соответствуют ли его утверждения действительности

20.    Что такое истина и каков ее критерий согласно когерентной теории истины?

Когерентная теория истины  Когерентность как понятие означает самосогласованность, непротиворечивость знаний. Следовательно, когерентная концепция истины исходит не из идеи соответствия знаний действительности, а из соответствия (согласованности) знаний со своими внутренними элементами. Исторически выделяют две версии этой концепции истины:

Первая версия своими истоками уходит еще в философию элейской школы (Парменид, Зенон) Философы данной школы неявным образом подразумевали, что истина должна рассматриваться через соответствие знаний действительности. Только установление этого соответствия невозможно, по их мнению, чувственным способом.

Вторая версия когерентной концепции истины формируется в работах И. Канта, а окончательно складывается в работах представителей неопозитивизма (Р. Карнап, О. Нейрат и т.д.). Неопозитивисты полагали, что лишь метафизика может пытаться сравнивать предложения с реальным миром (выражать соответствие знаний действительности).

21. Что такое истина и каков ее критерий согласно прагматической теории?
 Истина есть практически полезное знание. Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

Основоположник: Джеймс

22. Что такое истина и каков ее критерий согласно конвенциональной теории?
Истина есть соглашение т.е. истинным является то знание, с которым согласны большинство людей. Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.  

Теория была предложена Анри Пуанкаре
23.    Что такое истина и каков ее критерий согласно марксисткой теории?

Истина –есть соответствие знания действительности. Знание может соответствовать действительности с разной степенью полноты.
В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины

24.    Что такое догматизм и релятивизм?
Догмати́зм — способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.

Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), так же свойственна боязнь самостоятельности, постоянное стремление подкрепить свои рассуждения ссылками на авторитет и традицию. В философии под догматизмом обычно понимается не столько характеристика той или иной системы взглядов, сколько отношение к ней, состоящее в неприятии какой бы то ни было критики, в стремлении любой ценой сохранить в неизменном виде основные положения и выводы этой системы. Философский догматизм возникает из наивной веры обыденного здравого смысла в то, что человеческое познание, используя самые простые, не требующие специальной подготовки средства (простое чувственное восприятие и элементарную логику бытового языка), способно обеспечить постижение истины и дать окончательное решение важнейших и глубочайших проблем, стоящих перед человеком. 

Релятивизм — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. 

Релятивизм (лат. относительный) - идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. 

25.    В чем ограниченность практики как критерия истины?
ограниченность заключается в том, что практика постоянно совершенствуется .

Относительность практики как критерия истины так же заключается в том, что, будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии до конца, полностью доказать или опровергнуть все наша знания. Практика способна осуществить это только в процессе своего дальнейшего развития. Таким образом, относительность практики как критерия истины соответствует относительной истине, характеру знаний, которыми человечество располагает на данном этапе своего исторического развития.

26. В чем состоит рациональное зерно конвенциональной теории истины?
Конвенционали́зм
  — философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными.   Пример: «вода закипает при 100°C» при стандартном давлении. Количество градусов, при котором вода закипает, принято за 100.

Рациональное зерно конвенциональной теории истины состоит в том, что положения, принятые в конвенции непротиворечивы и соответствуют данным наблюдения. Эти положения не противоречат сложившейся системе знаний.Но это не означает, что эти понятия являются абсолютной истиной.

27.    В чем состоит рациональное зерно когерентной теории истины?

КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ  — концепция, сводящая проблему истинности к критерию самосогласованности, непротиворечивости.  Предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы.

Рациональное зерно когерентной теории истины состоит в том, что некоторое утверждение, принимаемое теорией, согласовано с признанной системой знания и не идёт вразрез с ней. Тем самым когерентная теория истины поддерживает незыблемость уже сложившейся системы знаний.  Однако всегда следует помнить о том, что утверждение, противоречащее признанной системе знания, может оказаться истинным и получить однажды признание научного сообщества. 

28.    Что такое наука? Что отличает научное знание от других форм познания?

НАУКА— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. 

Научное знание:

--является результатом постижения действительности

--опирается на когнитвность человеческой деятельности

--более достоверно

29.    В чем отличие эмпирического и теоретического уровней научного познания?
1
)Эмпирическое познание основано на практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом.

 2)Использование разных методов исследования(эмпиричский - опыт, теоретический - мышление)

3)Различные результаты: в эмпирическом - факты и эмпирические обобщения, в теоретическом - законы и теории.

30.    В чем различие между данными наблюдений и фактами?
        Данные наблюдения
- это непосредственные чувственные восприятия исследователя, которые он фиксирует в форме протоколов наблюдения.

        Факты - это достоверное, объективное знание; это такое описание явлений и связей между ними, где устранены все субъективные наслоения.

31. Что означает выражение "факты теоретически нагружены"?

Факты всегда «теоретически нагружены» (в их формировании принимают участие другие теории)и обретают смысл только в рамках определенной интерпретативной структуры, которая задается теориями, парадигмами, исследовательскими программами, исследовательскими традициями и т. п.

32. В чем отличие эмпирического обобщения от теоретического закона?

Эмпирический закон является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятное знание. Теоретический закон –всегда достоверное знание. Различия м/у эмпир и теор уровнями познания:

  1.  Эмпирическое познание основано на практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теор  взаимоотношения нет, изучается не реальный объект, а его идеальная модель
  2.  Используются разные методы исследования
  3.  По результатам: эмпир- факты и эмпир обобщения, теор –законы и теории

33. Что такое теория и каковы ее функции?

теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. К числуосновных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

3. Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

 34. В чем состоит принцип простоты?

принцип простоты — эвристический принцип, обобщающий опыт познания, согласно которому при прочих равных условиях предпочтительна наиболее простая познавательная конструкция (теориягипотезанаучно-исследовательская программа и т. п.). Принцип простоты допускает различные интерпретации. Исторически первичной (восходящей к античности и Средним векам) можно считать метафизическую интерпретацию: объективный мир разумен (рационален) в своей основе, простота является непременным атрибутом рациональности, следовательно, истинное знание о мире и путь к нему характеризуются простотой.

35. В чем состоит  отличие между универсальным и статистическим законами? В каких случаях для объяснения прибегают к использованию статистических законов?

Если некоторая регулярность наблюдается во все времена и во всех местах без исключения, тогда она выступает в форме универсального закона. Пример из повседневной жизни: «Всякий лед- холодный». Это суждение утверждает, что любой кусок льда - в любом месте во вселенной, в любое время, в прошлом, настоящем и будущем - является (был или будет) холодным. Не все законы науки являются универсальными. Вместо того чтобы утверждать, что регулярность встречается во всех случаях, некоторые законы утверждают, что она встречается только в определенном проценте случаев. Если этот процент указывается или если каким-либо иным образом делается количественное утверждение насчет отношения одного события к другому, то такое утверждение называют "статистическим законом». Например, «зрелые яблоки - обычно красные» или «приблизительно половина детей, рождающихся в каждом году, - мальчики». Оба типа законов - универсальные и статистические -   необходимы в науке.

36.Почему нельзя прийти к теоретическим законам путем обобщения эмпирических законов?

Качественное отличие теоретических законов заключается в том, что они используют теоретические термины, в то время как эмпирические законы включают лишь термины наблюдения. Ответ на вопросы о том, как могут быть получены теоретические законы, Карнап считает «одной из основных проблем методологии науки». Процесс их создания ему видится следующим образом. Теоретические законы являются, более общими, чем эмпирические. Но нельзя прийти к теоретическим законам, если просто взять обобщить эмпирические законы. Теоретические законы отличаются от эмпирических тем, что содержат термины другого рода. Мы наблюдаем камни, и деревья, замечаем разные регулярности и описываем их с помощью эмпирических законов. Но независимо от того, как долго мы наблюдаем вещи, мы никогда не достигнем пункта, когда мы увидим молекулу. Термин «молекула» никогда не возникнет как результат наблюдений. По этой причине никакое количество обобщений из наблюдений не может дать теории молекулярных процессов.

37.Что называют философскими основаниями науки и какую роль они играют в научном познании?

Философские основания науки - связующее звено между философским и научным знанием. Они не относятся напрямую ни к науке, ни к философии, так как по своей природе, они скорее являются неким пограничным знанием. Философские основания науки образуют идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представление научной картины мира. Кроме того, философские основания науки обеспечивают включение научного знания в культуру. Функции философских оснований науки

Любая новая идея для того, чтобы стать либо частью картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования (в этом заключается одна из функций философских оснований науки). Эвристическая функция - другая функция философских оснований науки. Она активно применяется при построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности.

38. Опишите общелогические методы познания: анализ и синтез, обобщение и абстрагирование,  аналогия)

 1)Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части, синтез – их объединение в единое органическое целое, результатом чего является совершенно новое образование; 2) Абстрагирование –  процесс мысленного отвлечения  от  ряда  свойств и  отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователясвойств (прежде всего существенных, общих); 3) Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; 4) Идеализация – мыслительная процедура образования абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в действительности («точка», «идеальный газ»  и т.п.), которые представляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа и построения теоретических  представлений  о  них; 5) Синтез— это метод научного познания, представляющий собой мысленное соединение составных сторон, элементов, свойств, связей исследуемого объекта, расчлененных в результате анализа, и изучение этого объекта как единого целого. 6) Аналогия — это такой метод научного исследования, с помощью которого от сходства объектов данного класса в одних признаках делают вывод об их сходстве в других признаках. Суть аналогии можно выразить с помощью формулы:
А имеет признаки aecd. В имеет признаки авс
Следовательно, В, по-видимому, имеет признак d.

7) Системный подход – совокупность методологических требований, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. 8) Вероятностно-статистические методы – основаны на учете действия множества случайных факторов, которые  характеризуются устойчивой  частотой.  Это  позволяет  вскрыть  необходимость  (закон),  которая  «пробивается»  через  совокупное  действие  множества случайностей.

39. Опишите методы аналогии и моделирования

Моделирование  –  метод  исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента  действительности. Формы моделирования: предметное, (физическое) и знаковое (математическое,  компьютерное)

Аналогия — это такой метод научного исследования, с помощью которого от сходства объектов данного класса в одних признаках делают вывод об их сходстве в других признаках. Суть аналогии можно выразить с помощью формулы:
А имеет признаки aecd. В имеет признаки авс
Следовательно, В, по-видимому, имеет признак d.

40. Опишите методы дедукции и индукции?

 Индукция (лат. inductio – наведение) – логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

    В индукции данные опыта «наводят» на общее, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. Выделяют следующие виды индуктивных обобщений:

    А) Индукция популярная, когда регулярно повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей изучаемого множества (класса) и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключения, переносятся на всех представителей изучаемого множества (класса), включая и неисследованные его части.

    Б) Индукция неполная, в которой делается вывод о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на том основании, что Р принадлежит некоторым представителям этого множества. Например, «некоторые металлы имеют свойство электропроводности», значит, «все металлы электропроводны».

    В) Индукция полная, в которой делается заключение о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство Р.

Дедукция (лат. dedactio – выведение), это: а) переход в процессе познания от общего к единичному (частному); выведение единичного из общего;  б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям (заключениям).

Дедукция, как один из приемов научного познания, тесно связан с индукцией, это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли.

41. В чем состоит ограниченность индукции как метода познания?

Индукция состоит в исследовании каждого случая, входящего в класс явлений, по поводу которого делаются выводы. Подобная возможность представляется редко, поскольку отдельных случаев множество. В связи с этим, индукция обычно применяется на основе изучения типичных случаев, что позволяет экономить средства и время. Но индукция на основе ограниченного объема данных не приводит к универсальным, или широко применимым, принципиальным заключениям.

42. В чем состоит подводящая модель научного объяснения? Можно ли ее считать универсальной?

К.Г. Гемпель опубликовал сравнительно небольшую статью "Функция общих законов в истории", в которой предложил логическую модель процедуры научного объяснения и привел аргументы в пользу ее универсальной пригодности для любых наук - и естественных (физики), и гуманитарных (истории). Эта модель, получившая название "дедуктивно-номологической", может быть описана следующим образом.
"Пусть E будет событием, имеющим место и нуждающимся в объяснении. Почему произошло E? Чтобы ответить на этот вопрос, мы указываем на некоторые другие события или положения дел E1, ... , Em и на одно или несколько общих суждений или законов L1, ... , Ln, таких, что из этих законов и того факта, что имеют место (существуют) другие события (положения дел), логически следует E".
Гемпель утверждал, что, во-первых, мы можем рассматривать множество событий как причину данного события только в том случае, если можно указать общие законы, связывающие "причины" и "следствие" указанным выше способом, во-вторых, эти законы должны носить эмпирический характер, то есть допускать опытную проверку, и, в-третьих, использование именно эмпирических законов в структуре объяснения отличает подлинное объяснение от псевдообъяснения, такого, как, например, "объяснение достижений определенного человека посредством его "исторической миссии", "предопределенной судьбы" или сходных понятий". Главной функцией дедуктивно-номологической модели является объяснение появления определенных событий. Поэтому она также — уже вторично — объясняет, почему их следует ожидать. Этих событий можно ожидать, потому что они должны произойти.В гемпелевской (дедуктивно-номологической) модели объяснения не используются понятия причины и следствия. Модель охватывает более широкую область, подобластью которой считаются каузальные объяснения.

43. В чем видит Карнап недостаток объяснения регенерации, данного Г. Дришем?

Для научного объяснения недостаточно вводить просто новые факторы, давая им новые имена. Вы должны также ссылаться на законы. Дриш не обращается к законам. Он не определяет, чем энтелехия дуба отличается от энтелехии козла или жирафа. Он не классифицирует свои энтелехии. Он просто классифицирует орга низмы и говорит, что каждый организм имеет свою собствен ную энтелехию... Поскольку понятие энтелехии не дает нам нового закона, оно не объясняет больше, чем уже известные универсальные законы. По крайней мере, оно не помогает нам делать новые предсказания. По этим причинам мы не можем сказать, что оно увеличи вает наши научные знания. Сначала может показаться, что поня тие энтелехии что-то добавляет к нашему научному объяснению, но когда мы исследуем его глубже, мы увидим его пустоту. Она есть псевдообъяснение.

  1.  В чем состоит отличие эксперимента от наблюдения? Почему эксперимент используется не во всех областях науки?

Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение. Основные требования к научному наблюдению следующие: 1) однозначность цели, замысла; 2) системность в методах наблюдения; 3) объективность; 4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента. Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться. В некоторых областях его не так легко использовать, как в физике. В астрономии, например, мы не можем сообщить планете толчок в некотором другом направлении и посмотреть, что с ней случится. Астрономические объекты вне пределов досягаемости. Мы можем только наблюдать и описывать их. Иногда астрономы могут в лаборатории создавать условия, подобные, скажем, условиям на поверхности Солнца или Луны, а затем наблюдать, что случится при этих условиях. Но в действительности это есть не астрономический, а физический эксперимент, который имеет лишь некоторое отношение к астрономическому познанию.
Совершенно другие причины препятствуют ученым в области общественных наук производить эксперименты с большими группами людей. Эти ученые производят эксперименты с группами, но обычно это малые группы людей. Если мы хотим узнать, как реагируют люди, когда они не в состоянии получить воду, мы можем взять двух или трех человек, установить им диету без жидкости и наблюдать их реакцию. Но это не покажет нам, как будут реагировать большие общины, когда будет отключено водоснабжение. Было бы интересным экспериментом — отключить водоснабжение, например, Нью-Йорка. Станут ли люди неистовствовать или сделаются апатичными? Попытаются ли они организовать революцию против городского управления? Конечно, никакой ученый в области общественных наук не будет планировать постановку такого эксперимента, потому что он знает, что общество не позволит ему этого. Люди не разрешат ученым играть их насущными нуждами.. В общественных науках ученые ограничиваются в общем тем, что они могут узнать из истории и из экспериментов с индивидами и малыми группами.
Экспериментальный метод особенно плодотворен в тех областях, где существуют количественные понятия, которые могут быть точно измерены.

45.Опишите аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный метод.

Аксиоматический метод, способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения (суждения) — аксиомы, или постулаты, из которых все остальные утверждения этой науки (теоремы) должны выводиться чисто логическим путём, посредствомдоказательств. Назначение А. м. состоит в ограничении произвола при принятии научных суждений в качестве истин данной теории. Построение науки на основе А. м. обычно называется дедуктивным. Все понятия дедуктивной теории (кроме фиксированного числа первоначальных) вводятся посредствомопределений, выражающих (или разъясняющих) их через ранее введённые понятия. В той или иной мере дедуктивные доказательства, характерные для А. м., применяются во многих науках. Но, несмотря на попытки систематического применения А. м. к изложению философии (Б. Спиноза), социологии (Дж. Вико), политической экономии (К. Родбертус-Ягецов), биологии (Дж. Вуджер) и др. наук, главной областью его приложения до сих пор остаются математика и символическая логика, а также некоторые разделы физики (механика, термодинамика, электродинамика и др.).

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД— метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и др. посылок, истинностное значение которых неизвестно. Поскольку в дедуктивном рассуждении значение истинности переносится на заключение, а посылками служат гипотезы, то и заключение гипотетико-дедуктивного рассуждения имеет лишь вероятностный характер. Соответственно типу посылок гипотетико-дедуктивные рассуждения разделяются на две основные группы: 1) рассуждения, посылками которых являются гипотезы и эмпирические обобщения, истинность которых еще нужно установить; 2) выводы из таких посылок, которые заведомо ложны или ложность которых может быть установлена. Выдвигая некоторое предположение в качестве посылки, можно из него дедуцировать следствия, противоречащие хорошо известным фактам или истинным утверждениям. Таким путем в ходе дискуссии можно убедить оппонента в ложности его предположений. Примером является метод приведения к абсурду. 
В научном познании Г.-д.м. получил широкое распространение и развитие в 17—18 вв., когда были достигнуты значительные успехи в области изучения механического движения земных и небесных тел. Первые попытки применения Г.-д.м. были сделаны в механике, в частности в исследованиях Г. Галилея. Теория механики, изложенная в «Математических началах натуральной философии» И. Ньютона, представляет собой гипотетико-дедуктивную систему, посылками которой служат основные законы движения. Успех Г.-д.м. в области механики и влияние идей Ньютона обусловили широкое распространение этого метода в области точного естествознания. 
46.Что такое верифицикация и какое значение ей придавали логические позитивисты?
ВЕРИФИКАЦИЯ (лат. verus-истинный и facere — делать) — один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез, теорий) путем сопоставления их содержания с содержанием полученных в результате опыта эмпирических данных. Термин «В.» введен представителями неопозитивизма Витгенштейном и Шликом и был истолкован ими как принцип верифицируемости — универсальный метод определения осмысленности научных утвержденый. В соответствии с этим принципом лишь те научные высказывания объявлялись осмысленными (и, следовательно, способными быть истинными или ложными), к-рые следуют из чувственных данных или из наблюдаемых утверждений физического языка, т. е. высказываний о физических экспериментах и измерениях. Последовательное проведение этого принципа, однако, приводило к тому, что научные высказывания универсального характера, к числу к-рых относятся законы науки, оказывались бессмысленными, т. к. подобные законы не могут быть логически выведены из конечного множества предложений, полученных в наблюдении. Все последующие модификации принципа верифицируемости, предложенные в 30—50-х гг. 20 в. (Айером, Карнапом и др.), также не привели к решению проблемы осмысленности научных утверждений прежде всего потому, что исходили из субъективно-идеалистического понимания природы научного познания и противопоставляли язык наблюдения теоретическому языку, теоретическому знанию. В противовес В.Поппер выдвинул в качестве методологического принципа фальсификацию (опровержение) как способ подтверждения истинности гипотез и теорий путем их возможного опровержения эмпирическими данными. Согласно Попперу, в научное знание включаются как проверенные, подтвержденные гипотезы лишь такие утверждения, к-рые могут успешно выдержать попытки их фальсификации

47.Что такое фальсификация и какова ее роль в науке?

Фальсификация - (от лат. falsus — ложный, facio - делаю)  -процедура, устанавливающая ложность теории или гипотезы в результате эмпирической проверки. Понятие фальсификации является фундаментальным в методологической концепции К. Поппера, который обосновал важность этой процедуры для развития науки.  По мысли Поппера, подтверждение теории еще не говорит о ее научности. Подтвердить опытом можно все что угодно, в частности, астрология подтверждается многими эмпирическими свидетельствами. Испытание теории или гипотезы должно заключаться не в отыскании подтверждающих ее данных, а в настойчивых попытках опровергнуть ее. Согласно критерию фальсифицируемости, «т.е. по крайней мере асимметричной, или односторонней, разрешимости», высказывания или системы высказываний имеют эмпирическое содержание «только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, т.е. подвергать... проверкам, результатом которых может быть их опровержение». Логическая асимметрия между верификаций и Ф. оказывается у Поппера не только основой его концепции «эмпирического значения», но и ключом к проблемам индукции и демаркации.: наука, и только она, критично и систематически использует принцип фальсификации для жесткой и бескомпромиссной проверки создаваемых теорий. 

 48.Какой критерий демаркации науки и не-науки предложил К. Поппер?

Поппер пришел к выводу, что нетрудно получить верификации, эмпирические подтверждения почти любой умело скроенной теории. Но подлинно научные теории должны выдерживать более серьезную проверку. Они должны допускать рискованные предсказания, т.е. из них должны выводиться такие факты и следствия, которые, если они не наблюдаются в действительности, могли бы опровергнуть теорию. Верифицируемость, которую выдвигали члены Венского кружка, нельзя считать, по Попперу, критерием научности. Критерием демаркации науки и не-науки является фальсифицируемость - принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке. Если теория построена так, что ее невозможно опровергнуть, то она стоит вне науки. Именно неопровержимость марксизма, психоанализа, астрологии, связанная с расплывчатостью их понятий и умением их сторонников истолковывать любые факты как подтверждающие их взгляды, делает эти учения ненаучными.

 Настоящая же наука не должна бояться опровержений: рациональная критика и постоянная коррекция фактами является сутью научного познания. Опираясь на эти идеи, Поппер предложил весьма динамичную концепцию научного знания как непрерывного потока предположений (гипотез) и их опровержений. Развитие науки он уподобил дарвиновской схеме биологической эволюции. Постоянно выдвигаемые новые гипотезы и теории должны проходить строгую селекцию в процессе рациональной критики и попыток опровержения, что соответствует механизму естественного отбора в биологическом мире. Выживать должны только "сильнейшие теории", но и они не могут рассматриваться как абсолютные истины. Все человеческое знание имеет предположительный характер, в любом его фрагменте можно усомниться, и любые положения должны быть открыты для критики.

49.Почему подтверждения теорий Фрейда и Адлера Поппер считает подозрительными?

Согласно Фрейду, первый человек страдает от подавления (скажем,
Эдипова) комплекса, в то время как второй достиг сублимации. Согласно Адлеру,
первый человек страдает от чувства неполноценности (которое вызывает у него
необходимость доказать самому себе, что он способен отважиться на преступление),
то же самое происходит и со вторым (у которого возникает потребность доказать
самому себе, что он способен спасти ребенка). Итак, я не смог бы придумать
никакой формы человеческого поведения, которую нельзя было бы объяснить на
основе каждой из этих теорий. И как раз этот факт — что они со всем справлялись и всегда находили подтверждение — в глазах их приверженцев является наиболее сильным аргументом в пользу этих теорий. Однако у меня зародилось подозрение относительно того, а не является ли это выражением не силы, а наоборот, слабости этих теорий?

50.В чем отличие между наукой, лженаукой и паранаукой?

В основе науки лежит бескорыстная жажда познания, которая изначально присуща человеческой природе. Неприменным условием занятием науки является образование, но перед тем как заниматься наукой, т.е. удовлетворять жажду познания, необходимо освоить материал добытый ранее и овладеть научным методом познания. Занятие нормальной наукой предполагает критическое мышление – это значит не только генерировать идеи, но и отбрасывать их, если обнаружится несоответствие реальности. Неприменным условием развития науки является свобода научного поиска. Свобода научного поиска эксплуатируется лженаукой, как условие ее существования. В отличие от лженауки, которой движет следующие факторы: Жажда наживы Жажда известности (славы) Жажда самоутверждения Невежество Карьеризм Жажда познания, но не подкрепленная критическим мышлением Все это перечисленное в нормальной науки не имеет места. Лженаука – опасное общественное явление. Так как: Расходуются средства, предназначенные для развития наука Приводит к техногенным, экономическим, экологическим катастрофам Способствует интеллектуальному вырождению общество Завладевает умами политиков, толкая их к глупым, вредным и опасным управленческим решениям Завладевает умами молодежи Лженаука, обретая официальную силу, устраняет альтернативные точки зрения. Для этого используется административный ресурс.
Паранаука- это знания, которое стремится принять научную форму, но утверждает, что паранаука имеет преимуществу перед наукой.Во-первых, паранука изучает другие формы реальности. Объектом является другая онтолгия (наука о бытие). Во-вторых, паранаука утверждает, что существуют способы познания этих фундаментальных глубоких связей. В третьих. Паранаука- это когда познанные знания можно использовать в интересах человека.




1. тема налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога
2. Теоретико-правовой анализ института соучастия в преступлении
3. Другой взгляд Норвежская сценкатрио называлась Там
4. Защита территории от опасных природных процессов.html
5. Алкей
6. .Понятие уголовной ответственности ее основания.
7. Тема заняття- Юридична відповідальність Зміст заняття - Визначення підстав для притягнення до юридичної ві
8. ТЕМА 1 Налоговый учет его назначение 2
9. Настройка рабочего стола в Windows
10. Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стан
11. функции и множества смешанных стратегий игрока А
12. УТВЕРЖДАЮ Председатель Правления Региональной общественной организации Новосибирская областная феде
13. Синдром системной воспалительной реакции
14. штатная структура мотопехотного батальона армии ФРГ Мотопехотный батальон рис.html
15. На тему- Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века Студента гр
16. Контрольная работа должна быть выполнена в следующей последовательности- 1.
17. ... ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО Пореч 2010 год
18. который будет сочетать в себе динамизм и настойчивость соединение расчетливости и страсти
19. Основна частина доходів формується за рахунок оплати банківських послуг у вигляді процентів комісій інш
20. варианты организации бухгалтерской службы на предприятии причем в зависимости от периодически проходящих о