Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Основные категории буддийской философии

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Вопрос 1. Основные категории буддийской философии.

Вопрос 2. Периодизация философии античности.

  1.  По смене основных проблем
  2.  Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ.
  3.  Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу).

    Представители: Школа софистов, Сократ.
  4.  Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем.

    Представители: Платон, Аристотель.
  5.  Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья.

    Представители: школы Эпикура, скептиков, стоиков.
  6.  Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии.
  7.  Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

  1.  Хронологическая периодизация
  2.  Ранняя классика (Архаика).
  3.  VIIIVII вв. до н. э. — предфилософская традиция.
    Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты.

    Представители: Гомер, Гесиод, Орфей.
  4.  VIIV вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия.
    Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук.

Представители: Основные школы -
 Милетская – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

 Пифагорейцы – Пифагор, Алекмеон Кротонский, Архит

 Гераклитская – Гераклит, Кратил

 Софистская – Горгий, Протагор, Антифон, Фрасимах, Калликл

  1.  Классика
  2.  VIV вв. до н. э. — Сократ и сократики.
    Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники.

    Представители: Сократ, Платон, Ксенократ.
  3.  IVIII вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики.
    Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики.

    Представители: Аристотель, Теофраст, Эвдем Родосский, Стратон, Аристоксен, Дикеарх, Клеарх.
  4.  Эллинская философия.

    IV
    I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников).

Представители: Основные школы -
 Эпикуреизм: Эпикур.
 Стоики: Зенон Китийский, Клеанф, Тимон.
 Средняя и Новая Академия: Аркесилай, Лакид из Кирены, Эвандр из Фокины.

  1.  Римская и позднеантичная философия
  2.  I в. до н. э.—V в. н. э.
    Римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине
    I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ.

    Представители: Основные школы -
     Эклектизм: Цицерон
     Римский эпикуреизм: Каций, Лукреций
     Поздняя Стоя: Музоний, Руф Гай, Сенека, Эпиктет, Марк   Аврелий
  3.  I в. до н. э.—V в. н. э.
    Греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства.



    Представители: Основные школы -
     Неопифагореизм: Аполлоний Тианский
     Средний и поздний платонизм: Плутарх,Клеанф,Цельс
     Скептицизм: Фаворин,Секст Эмпирик
     Перипатетики: Александр Афродисийский,Фемистий
     Неоплатонизм: Аммоний Саккас,Плотин,Кастриций
     Христианская философия: Климент Александрийский,Ориген,Августин Блаженный,Боэций


Вопрос 3. Антропологический поворот.

  1.  Отказ от исследования природы, а обращение внимания на душу человека и поведение человека в обществе.
  2.  Школа Сократа: стремление отыскать истину. Ради истины Сократ принимает смерть (469 – 399 гг. до н.э.). Сократические школы: киники (циники), киринаики (от местности), мегарики.
  3.  Методы Сократа (методы моевтики):
  4.   Метод иронии.
  5.   Метод диалектики (искусство постановки вопроса - для обнаружении многозначности проблем.
  6.   Метод индукции (от частного к общему)

Сократ открыто спорит с софистами – нельзя релятивизировать истину. В основе поиска истины для Сократа лежат морально-этические аспекты. Поэтому он не исследует природу - Если человек знает, что такое добро, то он никогда не поступит плохо. Рационализация морали (далек от даосизма и близок к Конфуцию). Нет заранее испорченных людей, их просто нужно просвещать.

  1.  Школа Софистов: Главный метод – метод эристики (искусство ведения спора). Цель – достижение победы в споре любой ценой. Софист – мудрец (учитель).
    Два поколения: старшее (Протагор, Горгий, Гиппий) и младшее (Алкедан, Фраземах, Критий).
  2.  Софисты брали деньги за обучение. Скептическое отношение к религии. Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих интересов и целей.


Вопрос 4. Учение Платона о идеях.

  1.  Суть философской концепции Платона состоит в том, что первоосновой мира является не материальная, а идеальная сущность – «идея». Согласно этому учению, мир вещей, воспринимаемых посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет прочного, совершенного и истинного.
  2.  Платон отделил созерцаемое чувствами от созерцаемого умом, перенес «умопостигаемые» предметы в какую-то «занебесную», по его обственному выражению, область. В результате этого термин «идея», который первоначально обозначал лишь созерцаемую умом форму или причинучувственных вещей, стал обозначать бытие идеальное, нечувственное и даже сверхчувственное. Гипотеза постигаемых умом форм, или идей, стала учением философского идеализма.

Вопрос 11. Методология Р. Декарта.

  1.  Методология – учение о том, как достичь объективной истины. ‘methodos’ = ‘meta’ + ‘hodos’ = следование + путь.
  2.  Эпоха Ренессанса – абсолютизирован механический подход к Природе, как единственно верный. Декарт – родоначальник рационализма.
  3.  Единственно верный метод – математика: интуитивная истина (аксиомы) -> дедуктивный путь -> достоверная истина.
  4.  Проявить максимум сомнений, кроме факта существования. ‘Я мыслю -> я существую’. Вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и чётко = истинны. Сомнения - ради истины -> это методические сомнения.

Вопрос 12. Основные проблемы философии эпохи просвещения.

  1.  16-18 век, Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц.
  2.  В центре внимания – теория познания, методы истинного знания для всех наук.
  3.  Полное отделение науки (нет синтеза наука/вера, разум/религия!). Никаких авторитетов, кроме разума.
  4.  Наука – важнейшее занятие человечества.
  5.  Разделение на эмипризм(чувственный опыт) и рационализм(дедуктивное знание, ум).
  6.  Идея чистого разума, т.е. свобода от 'идолов': идолы рода (наследственные), пещеры (приобретенные), рынка (из-за использования устной речи), театра (подчинение авторитетам).

Вопрос 13. Ключевые идеи 'Критики чистого разума' Канта.

  1.  Кр. Чист. Разума – отвечает на: 'что я могу знать'. Коперник. Переворот – сместил акцент на наблюдателя (нас).
  2.  Переход от ествественной к трансцендентальной установке (тр. – то, что относится к сознанию, как в таковому). Основания и границы допустимого ищут в позновательных способностях, а не в вещах.
  3.  Понятие об аналитических (пояснительные – об одном понятии!) и синтетических суждениях (расширение, о неск. Понятиях). Примеры:

Аналитические

Синтетические

Апостор. (из опыта)

Не существуют

Некоторые тела тяжелы

Априорные (вне опыта)

У квадрата 4 стороны

Геометрические и др. теоремы

  1.  Понятие чувствености = восприятие души. Без ч. Не дан ни один предмет. Рассудок = способность объединять многообразие, данное в созерцании = способность мыслить. Разум = способность создавать единство правил рассудка, посредством принципов.
  2.  Разделение явлений по категориям: количество, качество, отношение, модальность (по 3 подкат. В каждой).
  3.  Принципы = транс. идеи – Душа (абсолютное единство субъекта), Мира (абс. Единства явлений), Бога (единство всех предметов вообще).

Вопрос  14. Этика И. Канта.

  1.  Этика Канта = Этика долга. Этика автономна, априорна, не зависит от моральных принципов поведения.
  2.  Категорический императив (правило, содержащее объективное принуждение к поступку), т.е. принципы морали.
    'Поступай только согласно той максиме(=принципу), руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом'.
  3.  Кат. Императив Канта <> 'поступай с другим так, как желаешь, чтобы поступали с тобой'.
  4.  Моральный поступок – исходя из требований морали, долга, не должен совершаться в ожидании какой-либо выгоды. Требование честности.
  5.  Легальный поступок – в общем случае не все легальные (т.е. подчин. Законам, кодексам гос-ва) поступки – моральны.

Вопрос 15. Основные разделы философии Г.Гегеля.

  1.  Деление философии на 3 части: логика, философия природы (физика), философия духа (этика). Но логика здесь = философская теология.
  2.  Логика мышления = диалектика (наука о развитии) = логика действительности. Три стадии развития концепции – утверждение (тезис), отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез). Только посредством внутренней борьбы, противоречий, идея может двигаться вперёд.
  3.  В основе всего – абсолютный дух. Самораскрытие духа в пространстве = природа. Во времени = история.
  4.  Попытки опровержения рационализма Канта (Гегель не боялся противоречий, Кант их отвергал).

    Философия тождества: если разум тождественно = действительности, а разум развивается диалектически -> мир подчиняется диакл. Логике. Мир развивается благодоря противоречиям.

Вопрос 16. Философия марксизма: исторический и диалектический материализм.

  1.  Исторический материализм — теории развития общества.
  2.  Основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание.
  3.  Базис - совокупность производственных отношений, которые составляют экономическую структуру общества. Из базиса -> надстройка -  совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем.
  4.  Этапы развития.
  5.  Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм): низкий уровень развития, общественная собственость.
  6.  Рабовладельчество: Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.
  7.  Феодализм: ыделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Монархический тип правления и сословная социальная структура.
  8.  Капитализм: Всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих, не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Обычно демократия и экономическое принуждение к труду.
  9.  Коммунизм: не существовало на практике,общественная собственность (не государственная), частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует.«Каждый по способностям, каждому по потребностям!» Товарно-денежные отношения отмирают. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления.
  10.   Диалектический материализм - философская основа марксизма.
    Идеи: материя – единственная основа мира, мышление – неотъемлимое свойство матрии, движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.

Вопрос 17. Фридрих Ницше: критика христианской морали, идея "смерти бога", понятие сверхчеловека.  

  1.  Ницше почувствовал, что люди исповедуют христианство, называют себя христианами, а сам дух христианства улетучивается.
  2.  Если христианство право, то каждый христианин стремился бы стать священником, апостолом или отшельником, но поскольку этого нет, то "повседневный христианин" — довольно "жалкая фигура".

    Христианство для Ницше — прежде всего, мораль.

    Человек сам создал мораль как кодекс особых требований -> он "поклоняется части самого себя". Люди из Евангелия извлекли утилитарную мораль.

    Представление Ницше о христианстве в "Так говорил Заратустра".
  3.  Идея "Бог умер" констатирует факт всеобщего охлаждения к христианству. Для Ницше всякая философия религиозна, а христианство
    для него представляют, прежде всего, Сократ и Кант, их морализм.
  4.  Если человек смертен, то любить его в наличном состоянии невозможно. Если человеческая культура способна развиваться, а человек произошел от обезьяны, то цель человека — "сверхчеловек", цель истории -"сверхчеловек". Для этого и необходимо отказаться от христианства и обрести свободу. По Ницше, "смерть Бога" означает возвращение человеку свободы и возможность рождения "сверхчеловека".

Вопрос 18. Русский религиозно-философский Ренессанс к.19-н.20.

  1.  С. Л. Франк :«русская философия...является именно мировоззренческой теорией"
  2.  Основные направления:
  3.  Философия истории.
  4.  Анализ всеохватывающих сил Логоса.
  5.  Христианское основание социальной философии.
  6.  Свобода творчества и свобода духа.
  7.  Основные представители:
  8.  Л.Н. Толстой.
     Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни, чем и занимается в первую очередь любая религия.
     Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства.
    Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы, то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей.
  9.  В. С. Соловьев.
     Критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений как эмпиризм и рационализм.
     Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства.
     Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной.
     До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести ее человек, в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту).
     Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.
     Рассматривая вопросы «общества и человека», он говорит, что личность и общество в целом - суть одно и то же, отличие лишь в масштабе.
     Юридические законы этого обеспечить не в состоянии, они способны ограничить лишь самые явные проявления зла, в то время как для существования общества постоянное проявление со стороны всех его членов добра.

Вопрос 19. Экзистенциальная философия: основные представители, ключевые идеи.

  1.  Одним из первых термин «экзистенциальная философия» ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени», а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора.
    Термин экзистенциализм использует в названии своей работы
    Жан-Поль Сартр где экзистенциализм разделен на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Мартин Хайдеггер).
  2.    Бессилие объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности -> экзистенциальная философия.
     Единство объекта и субъекта(не разделяем мир на две сферы — объективную и субъективную). Это единство воплощено в
    экзистенции
  3.    Чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами» -> человек - строящий себя «проект».
  4.    Экзистенциалисты рассматривают чувство страха, как возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны.
     Страх отличается от боязни тем, что не имеет источника. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни.
     Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование.

Вопрос 20. Особенности философии постмодернизма.

  1.  Сближение не с наукой, а с искусством.
  2.  Философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление».
  3.  Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…».
  4.  Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается позитивно. «Вечные ценности» ... препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос или хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей.
  5.  В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.
  6.  Представители:  Жан-Франсуа Лиотар, Жана Бодрийара, Жиля Делеза, Жана Дерриду, Феликса Гваттари.




1. Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ
2. Методические подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования
3. Формирование информационной культуры педагога проектно - рефлексивный подход
4. Туризм и сервис
5. ВАРИАНТ 4 Понятие подотчетные лица
6. Государственный долг РФ- проблемы и перспективы
7. Тема. Потоковая многозадачность Часть I Вариант выбирается следующим образом- получить остаток от делен
8. Ребёнок становится полноправным гражданином своей страны жителем планеты Земля
9. Work Thus they differ in their bility to serve mnkind s well s in their behvior
10. водоворот0 ~ создание fb2 Ego Валентин Крижевич Остров на дне океана Боюсь что над нами не будет таинств
11. Природные и географические факторы в истории России
12. Контрольная работа- Бухгалтерский учет в системе управления предприятием
13. 1; ГФКумарина [введение раздел I гл
14. О государственном суверенитете ТССР 1990 г
15. Права человека и международное гуманитарное право Страна- Китай
16. Физическая культура раннего христианства
17. А Радугина ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ Gudemus igitur Juvenes dum sumus Post jucundm juventutem Post molestm senectutem Nos hbebit h
18. на тему- НОРМЫ ПРАВА И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Исполнитель- студент очной формы обучения группы 5703 КАЗАЗА
19. Угри
20. Оршанский государственный медицинский колледж