Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ ПРИ СОТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА Проблема сот

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Кузмичкина Светлана Евгеньевна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Курганинска,

учитель технологии,

тел: 8-918-159-17-70

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ ПРИ СОТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА

Проблема сотворчества в педагогике  в технологическом ключе рассматривается как проблема условия организации личностно-равноправности субъектов педагогического взаимодействия в процессе обучения. В качестве возможного решения методико-педагогического инструментария образовательной деятельности является  конструкторско-технологическая.

В результате практического и научно - теоретического исследования установлено, что педагог профессионально лидирует в качестве организатора учебного действия, что регламентирует его собственно творческую личностную активность параметрами профессиональной организации. Его признаки: ученик - субъект обучения, но объект приложения профессиональных знаний, умений, навыков, закрывающих прямой выход в технологию конструирования изделий.

При изучении конструкционных и декоративных возможностей текстильных материалов используются основные принципы художественного конструирования. В качестве объектов труда предлагаются только такие, которые позволяют формировать у учеников представления о наиболее целесообразной, гармоничной и образно выразительной форме изделия.

Процесс создания одежды включает в себя несколько этапов, важнейшие из которых - экскизирование и моделирование. Самый трудный и решающий период в работе над новой моделью - выполнение эскизов. В эскизе отображается художественный замысел автора. Каждая идея варьируется художником - модельером в различных эскизах несколько раз - то в форме и покрое, то в цвете и деталях. В первоначальном эскизе (его еще называют фор - эскиз) определяется образ модели, ее общее цветовое решение. Дальнейшая работа над эскизом заключается в совершенствовании модели: определяется функциональность костюма, материалы, аксессуары - головной убор, сумка и др. При этом определенные свойства материалов могут внести коррективы и в первоначальный эскиз

Окончательный вариант модели готовится к исполнению в материале. Выполняется рабочий (технический) эскиз, в котором уточняются силуэт, пропорции костюма, определяются конструкция, направление вытачек, расположение деталей - карманов, клапанов  и т.д.

Моделирование одежды - это воплощение творческой идеи модельера в материале. Существуют различные способы моделирования, которые определяются свойствами материала, требованиями моды, промышленным или индивидуальным способом производства. В современном моделировании активно используются формообразование костюма от целого лоскута ткани, на основе прямолинейного и криволинейного кроя, посредством разверток.

Формообразование от лоскута ткани - самый древний способ, особенность которого заключается в том, что материал не кроится и не сшивается. Например, древнегреческий костюм - образец одежды, созданной из целого куска ткани прямоугольной формы, обернутой вокруг фигуры и скрепленной в некоторых местах. В современной одежде этот способ применяется при использовании платков и шалей как самостоятельных элементов костюма. Это может быть шаль, накинутая на плечи, или платок, задрапированный и завязанный на бедрах.

Одним из  старейших способов формообразования одежды является прямоугольный крой. Простой и удобный, он применялся преимущественно в народном костюме. Этот способ экономичен и почти безотходен. Русские крестьянки шили одежду из жесткого домотканого полотна (шерсть, лен), которое плохо драпировалось, что определило прямолинейную геометрическую форму костюма. В настоящее время прямой силуэт по-прежнему активно используется.

Формообразование при помощи криволинейного кроя возникло примерно в X в. и в дальнейшем успешно развивалось. Появилась одежда, с одной  стороны, подчеркивающая  строение человеческого тела, с другой – значительно отличающаяся от него. Это единственный способ, применяемый в чистом виде современными художниками-модельерами.

Формообразование посредством разверток применяется при создании одежды из жестких материалов без  использования влажно - тепловой обработки (мех, кожа, пленка и др.). Одежда при этом выкраивается из модулей, имеющих  определенные геометрические формы.

В настоящее время для создания индивидуального костюма широко используется формообразование муляжным способом с помощью наколки на манекен или фигуру человека без раскроя. При этом модельер приспосабливает материал к фигуре, закладывая драпировку, вытачки, образуя фалды и определяя место горловины, проймы и т.д., мелом  отмечает линии швов. Затем муляж раскалывается, переводится на бумагу для дальнейшей работы. Таким образом, муляжный способ моделирования одежды – это своеобразная лепка формы костюма из ткани на фигуре человека или на манекене.

Муляжный способ позволяет сэкономить время на расчеты, изготовление чертежей и выкроек. Кроме того, он способствует развитию фантазии модельера по созданию самых неожиданных форм. Вместе с тем муляжный способ требует особенно тщательного подбора ткани. В зависимости от модели ткань должна обладать такими свойствами, как легкость, мягкость, хорошая драпируемость, способность сохранять форму (например, ткани из синтетических волокон).

При муляжном способе формообразования важно в первую очередь определить, как располагаются массы ткани в различных направлениях, и сочетать это с функцией костюма.

Облегание по фигуре в немалой степени зависит от расположения долевой нити, текстильных волокон. Падение ткани в фалды или складки комбинируется от выпуклых  участков фигуры, излишки же, западающие во впадины, забираются в швы и вытачки. Складки и фалды направлены вертикально, драпировки - по вертикали, горизонтали, диагонали, под любым углом.

С развитием науки и промышленности создаются новые ткани и швейные материалы, следовательно, будут совершенствоваться и приемы их технологической обработки, новые способы  формообразования одежды.

Во время прохождения темы по конструированию одежды не следует  спешить с детальным  объяснением отдельных ее вопросов. Здесь есть широкие возможности для использования сотворчества учителя и учащихся. Это обусловлено, во-первых, тем, что десятиклассники уже подготовлены к творческому взаимодействию и проблемному обучению - имеют достаточный объем знаний по швейному делу и владеют основными приемами творческого мышления, во-вторых, материал темы достаточно актуален. К примеру, определять виды одежды учащиеся могут с незначительной помощью учителя. Более сложными являются задания по выделению признаков для ее классификации. Учитель может назвать одежду, предназначенную для разных сезонов и попросить классифицировать ее по одному из признаков. Определение критериев классификации является проблемным заданием.

Для активизации умственной деятельности учащихся можно задать им такой вопрос: что общего у праздничного и повседневного платья и чем они отличаются?  Причем,  во время ответов необходимо  ориентировать их не на простое перечисление общих и отличительных особенностей, внешних элементов платья, а на выделение их конструктивных, принципиальных черт, определение стиля, композиции и т.д.

В ходе беседы школьники должны понять, что платья разного назначения раскраиваются с помощью основной выкройки соответствующего размера. Они могут существенно отличаться тканью, отделкой, фасоном и т.п. Для наглядного подтверждения высказанной мысли следует использовать плакат, на котором показано, как может изменяться композиционное решение одной и той же модели.

Предположим, что художник - модельер пересмотрел свой замысел и решил включить в композицию дополнение из деталей, которое можно снимать. Платье снова становится праздничным.

Цвет платья также связан с его  назначение. Если, например, композицию светлого праздничного платья полностью перенести на темную ткань, то его можно использовать как повседневное

Целесообразно в этой связи предложить учащимся внести собственные элементы в оформление изображенного на рисунке платья, подобрав для него вид и цвет ткани. При  этом они должны осознать, что для повседневного платья берут самые разнообразные, но  недорогие ткани. Это обуславливается тем, что такие наряды должны быть простыми по форме, удобными и практичными. Для выходной одежды нужны модные и красивые ткани.

Вид ткани и ее цвет определяют в зависимости не только от назначения платья, но и от сезона (летнее, зимнее, осенне-весеннее). Скажем, для летнего платья используют легкие светлые ткани, для зимнего - более темные и теплые. Учащимся следует продемонстрировать  образцы разных тканей и предложить  выяснить возможность их использования для пошива платья того или иного назначения.

Следует отметить, что платье определенного фасона можно выполнить не из всякой ткани. Возникает вопрос: почему платье определенного фасона нельзя изготовить из любой ткани? Выяснение его способствует осознанию учащимися взаимосвязи между фасонами платья и видами тканей. Рекомендуется взять несколько разных фасонов платья и предложить аргументирование подобрать к ним ткани. Конкретность, определенность побуждают учащихся к творческой деятельности.

Определяя виды одежды, выбирая фасоны и ткани для пошива, желательно пользоваться плакатами, на которых нет поясняющих надписей. Такая наглядность дает возможность создать ряд проблемных ситуаций. Например, во время обсуждения этого материала учителя используют плакат с рисунками. Сначала спрашивается, по какому признаку классифицирована одежда на рисунках. Проанализировав все их, ученики делают вывод, что на плакатах одежда разделена на группы по назначению: домашняя, рабочая, спортивная. Далее учащиеся выясняют особенности одежды каждого вида.

Когда рассматриваются эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, учитель может остановиться на их важности.

Для сознательного усвоения этих знаний учащиеся в поисковом диалоге устанавливают с учителем, какие требования предъявляются к современной одежде и чем они обусловлены? Влияет ли конструкция изделия на его гигиеничность? Ответ на этот вопрос школьники находят самостоятельно. 6 ходе поиска они выясняют ряд важных аспектов моделирования одежды.

Каждой исторической эпохе, народу соответствует свой художественный стиль, основные черты которого отражаются в архитектуре, одежде, предметах быта и т.д. Чтобы активизировать творческую деятельность учащихся, следует показать им рисунки моделей одежды различных эпох и решить несколько проблемных задач: найти у моделей общие элементы, оценить гигиенические, эстетические и эксплуатационные качества одежды, сравнить   их и выделить общее направление в изменениях и др.

Для пошива одежды большое значение имеет учет особенностей строения человека. Правильно оценив недочеты телосложения, можно в определенной степени скрыть их выбором фасона платья или его отдельных элементов, использованием иллюзорности восприятия и т.д. Каждый из конкретных случаев выступает как творческое задание. Так, с ребятами можно решить задачи на определение сутулых и перегибистых фигур, установить общее правило их отклонения от нормальной, разработать способы их маскировки. После обсуждения каждого из недостатков учитель демонстрирует рисунок с правильно подобранным фасоном платья.

Фасоны одежды определяются модой и часто меняются. Поэтому прежде чем шить платье, нужно внимательно ознакомиться с их особенностями. Отсутствие у учащихся опыта в выборе фасона часто приводит к искажению моды. Задача учителя в сотворчестве с учащимися - выработать сознательный подход к выбору фасона. Нужно подобрать ряд проблемных ситуаций, заданий, которые раскрыли бы как положительные, так и отрицательные стороны того или иного элемента.

Недостаточно развитое у школьников пространственное воображение не дает им возможности умело выбрать тот или иной фасон платья по рисунку. Поэтому необходимо подобрать соответствующие проблемные задания и коллективно выполнить их. Например, можно взять несколько рисунков, на которых изображены платья с некоторыми недочетами (или отсутствием каких-то элементов), и поставить перед учащимися задание определить их и ликвидировать (восстановить).

При моделировании  одежды для более точного и конкретного представления силуэта его сближают теми  или иными геометрическими фигурами. Так, силуэт, основные  линии которого  параллельны, сравнивают с прямоугольником. Если же они расходятся, то с трапецией.

Ученикам нужно дать возможность определить силуэты нескольких фасонов платья. Для этого следует показать рисунки нескольких их них разного фасона и сформулировать задание: «Определите, какая  геометрическая фигура соответствует данному фасону платья». Подобные задания очень полезны, поскольку учащиеся приобретают умение воспринимать изделие в целом.

Линии платья имеют важную особенность: в зависимости от размещения на поверхности объемной формы они вызывают те  или иные эмоции. Так, горизонтальная линия создает эмоцию покоя, вертикальная – стремление вверх, ломаная - оживленного движения. Одного знания для практического применения этих сведений недостаточно. Необходимо сформировать и соответствующие ощущения, чему способствует решение творческих задач.

Особое внимание следует обратить на умелое использование иллюзорного восприятия. К примеру, несколько проблемных заданий этого типа. Отрезок, на концах которого расположены углы с направленными внутрь вершинами, кажется длиннее, чем равный ему, но ограниченный углами с вершинами наружу.

Возникает вопрос: как эту иллюзию использовать во время конструирования изделия для «исправления»  недостатка фигуры? Если нужно зрительно расширить плечи и сузить талию, можно срез горловины на спинке платья сделать глубоким и в виде треугольника, повернутого острым углом вниз. Если острый угол лежит посередине талии, а расходящиеся лучи - на линии груди, то последняя зрительно расширяется, а талия делается уже. С  помощью такого же треугольника можно достичь обратного эффекта.

Два одинаковых прямоугольника, один из которых заполнен вертикальными линиями, а другой  - горизонтальными, кажутся неодинаковыми: первый выглядит более высоким и узким. Если линий немного, и они расположены на большом расстоянии друг от друга, эта иллюзия исчезает и возникает обратное впечатление. Как использовать ее для «исправления» недостатков фигуры? Оказывается, что частые вертикальные полосы, независимо от того, образованы ли они складками, отделкой или рисунком ткани, зрительно расширяют фигуру и делают ее ниже. Редкие же вертикальные полосы зрительно уменьшают фигуру по ширине и увеличивают в высоту. Противоположный эффект в первом и втором случаях достигается применением частых и редких поперечных линий. Эта иллюзия используется в тех случаях, когда нужно уменьшить или увеличить рост, длину спины, рук, ширину плеч, объем бедер и т.д.

Заполненное пространство иллюзорно воспринимается большим, чем незаполненное, поэтому в той части фигуры, которую нежелательно увеличивать, лучше избегать сосредоточения линий и отделок. Нужно, чтобы к этому выводу учащиеся пришли самостоятельно на основе анализа предложенного учителем рисунка.

Не менее важную роль в одежде играет использование  иллюзий контраста. Поэтому, разрабатывая творческие  задания  с ее  использованием во время конструирования одежды, необходимо учитывать, что учащиеся должны осознать, скажем, следующее: тонкая и  высокая шея при большом вырезе горловины воспринимается еще более тонкой и т.п. Контрастные элементы могут подчеркнуть, выделить элементы фигуры. И наоборот, если мы хотим сделать менее заметными ее недостатки, нужно избегать контрастов. Кроме того, можно создать несколько ситуаций, в которых учащимся придется исправлять недостатки путем внесения в модель соответствующих линий.

Для художественного оформления платья большое значение имеет цвет ткани. Определенной цветовой гаммой можно подчеркнуть ту или иную особенность человека или, наоборот, нейтрализовать ее. Ознакомив учеников с хроматическим кругом цветов, целесообразно выполнить несколько проблемных заданий: из цветной бумаги выбрать два-три родственных цвета, два контрастных, установить, какое иллюзорное впечатление создает ткань черного и желтого цветов.

На внешний вид платья большое влияние оказывает отделка. Можно создать ряд проблемных ситуаций: например, показать образцы изделий, изготовленных с нарушениями пропорции элементов  отделки, и предложить учащимся найти их.

Лучшему запоминанию и усвоению материала, связанного со снятием мерок, способствуют проблемные задания, в которых требуется найти основные соотношения   между мерками. К ним можно отнести следующие задания: установить соотношение между длиной от линии втачивания воротника до пола и длиной до талии; найти расчетную формулу для определения ширины спины по мерке обхвата груди, установить соотношение высоты плеч и обхвата груди.

Перед снятием мерок рукава нужно обратить внимание учащихся на то, что чертеж рукава строится с помощью сетки. Форма ее для всех размеров рукава постоянна, изменяются только размеры в соответствии с величиной лифа. Вот здесь и возникает проблема: как определить размер сетки рукава? При ее решении учитель направляет деятельность школьников на установление связи между длиной линии оката рукава и линии проймы переда и спинки лифа платья, между глубиной проймы и высотой оката рукава. Учащиеся должны установить связь между размерами соответствующих частей рукава и полу обхватом груди. Потом необходимо определить линию низа рукава. Возникает проблемная ситуация, между какими точками фигуры снимается мерка длины рукава?

Ученики могут ответить на этот вопрос самостоятельно на основе логических рассуждений. Важно, чтобы в  процессе решения учебных проблем учащиеся поняли, что снятие мерок - не механическое измерение расстояний между определенными точками, а творческий процесс. Тут надо "видеть" конечный результат - фасон, стиль, композицию будущего платья.

При построении чертежа в масштабе учитель обращается к ученикам: "Не допустили ли мы ошибки, выполняя чертеж рукава? Ведь в нем не учтена толщина руки".  Действительно,  ширина рукава определялась по формуле, в которую входят размер полуобхвата груди, а толщина рук у разных людей различна. Как быть? Возникает проблемная ситуация.

Из практики учащиеся знают, что существуют разные фасоны рукавов, и первыми называют те, которые модны сейчас. Чтобы более детально ознакомить учеников с фасонами рукавов, учитель показывает  им  рисунки и на основе проблемных вопросов устанавливает, когда какой рукав использовать предпочтительнее. Например: с каким рукавом можно  пошить  крепдешиновое платье? Какие рукава лучше использовать для платья спортивного кроя? Какой рукав скрадывает толщину верхней части руки?

Учащиеся сразу интересуются: как разработать тот или иной фасон рукава? Можно поручить им, найти ответ на него самостоятельно. Следует только дать общие советы, скажем, такие: моделировать по основной выкройке рукава, не выбирать сложных для него фасонов, а начинать с короткого рукава, равномерно расширяющегося книзу. Безусловно, во время самостоятельной работы у них будет много проб и ошибок, но они смогут установить, общее правило - для моделирования рукавов используется основной его чертеж.

Воротник  -  конструктивная часть и украшение платья. Во  время выбора фасона воротника и его изготовления возникают вопросы,  какой  его фасон соответствует стилю платья и индивидуальным особенностям заказчика? Какие мерки нужно снять, чтобы построить выкройку воротника? Как разместить рисунок ткани? Сколько  пуговиц взять  для  застежки?  Какой вид петель использовать? И т.п.

Задание на определение способа раскладки ткани для раскроя также всегда имеет проблемный характер. В результате учащиеся должны понять, что широкую ткань для раскроя нужно раскладывать, согнув  вдвое  по  ширине лицевой  стороной внутрь, а узкую - на всю ширину в  два слоя лицевой стороной внутрь. Выбирая способ раскладки ткани, необходимо учесть рисунок и  направление ворса. Долевая нить должна проходить посередине основных деталей.

Задание определить направление долевой нити является проблемным, поскольку каждый материал имеет свои особенности. Конфликтный характер носит ситуация, когда все известные учащимся методы определения долевой нити не дают возможности обнаружить, где в данной ткани основа, а где уток. В процессе раскладки выкройки на ткани возникает ряд учебных проблем.

Таким образом, во время изучения темы по конструированию одежды есть широкие возможности для использования сотворчества учителя и учащихся, решая   проблемные ситуации. Это обусловлено, во-первых, тем, что старшеклассники уже подготовлены к творческому взаимодействию и проблемному обучению - имеют достаточный объем знаний по швейному делу и владеют основными приемами творческого мышления; во-вторых, материал темы достаточно актуален.

Эффективное развитие творческих способностей школьников в технологическом обучении обеспечивают, выявленные следующие педагогические условия: включение диалоговых технологий в процессе обучения конструированию изделий из ткани; введение системы конструкторско-технологических заданий и задач и их выполнение в сотворческой деятельности педагога и ученика с последующим переходом к выполнению творческих проектов. В результате сотворчества в разработке и выполнении проектов учащиеся приобретают следующие умения: интеллектуальные, организационные, коммуникативные, бесконфликтного общения, контролирующие, графические, конструкторско-технологические, формируются положительные  потребности и интересы. Все это способствует самоопределению, самореализации, позволяет подойти к осознанному выбору профессии.

Выявлены закономерности образовательной деятельности в конструкторско-технологическом сотворчестве педагога и ученика:

синтез репродуктивного и продуктивного подходов к учебному технологическому содержанию, осуществленный на базе применения разработанной технологии образования, обеспечивает информационную «разгрузку» и целостность процессов познания за счет свертывания учебной информации в образ;

смена предметной и организационной доминанты в технологическом обучении на доминанту конструкторско-сотворческой деятельности при разработке проекта раздвигает границы познания и общения, формируя технологическую культуру и целостное мышление, выбора и интерес к жизнедеятельности;

выявлен устойчивый рост творческого потенциала участников конструкторско-технологической сотворческой деятельности как следствие опоры на потребность человека в творчестве в ее преобразовании в способность к профессиональному творчеству.

Включение учащихся в разработку творческих проектов обеспечивает развитие у них творческих способностей и самостоятельности. В этом я убедилась в процессе работы. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что методика организации творческой работы учащихся в сотворчестве с учителем многовариантна. Тип ее определяется целью обучения, достижение которой обеспечивается в процессе технологического обучения, реализуясь в ходе практических занятий при выполнении учащимися творческих проектов.

Развитие творческих способностей школьников представляет собой как процесс и результат обучения, который достигается при использовании диалоговых методов обучения в процессе конструирования изделий, активизирует познавательную деятельность, интенсифицирует процесс развитию творческих способностей у школьников в трудовом обучении.

Список использованных Интернет-ресурсов

http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5993




1. Ижевская государственная сельскохозяйственная академия ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ
2. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Дніпропетров
3. ходатайство с просьбой принять студентов на практику Не менее чем за 2 недели до начала прохожден
4. Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации
5. Бром1
6. . молекулярный; 2
7. голландская программа переподготовки специалистов в области маркетинга ВИБЕ ВОЛЬДХЕКГенеральный дире
8. Биография Эдгара Берроуза
9.  Цели и задачи 1
10. тематику Співдиректор Англійського банку голова багатьох урядових комісій і автор проекту створення Міжна
11. Тема. Текст. Развитие представлений о тексте его теме основной мысли Цель обобщать и систематизировать
12. Славянские традиции оздоровления Научно ~ исследовательская лаборатория Славянские традиции оздоровл
13. 07w X 1941h cm Floss Used for Full Stitches- Symbol
14. 70 нагрузки промышленных предприятий
15. двигательного аппарата слуха зрения
16. О техническом регулировании
17. заляпали обширные серые каменные стены замка
18. Организация учетной работы предприятия.html
19. реферату- Господарство України в ХІХ на поч
20. Аспекты экологического подхода к теории и практике физической культуры и спорта