Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лабораторная работа № 1
Среда программирования Delphi
Цель работы: изучить главные части рабочей среды программирования и основные части программы, созданной в Delphi; научиться использовать компоненты библиотеки VCL в windows-приложении; познакомиться с компонентами классов TButton и TLabel.
Структура среды программирования Delphi
Среда программирования Delphi состоит из нескольких отдельно расположенных окон. К этому стилю, называемому Single Document Interface (SDI), относятся еще такие приложения, как Paint, калькулятор, Notepad, таблица символов и др. Стиль MDI (Multiple Document Interface) определяет особый способ управления нескольких дочерних окон внутри одного большого окна (Microsoft Word, Microsoft Excel и др.).
Основные составные части среды программирования
Переключение между Дизайнером Форм и Окном Редактора Исходного Текста (далее Редактор) осуществляется клавишей F12 или мышью. На рисунке 1 показан внешний вид Дизайнера Форм и окна Редактора.
Рис 1. Дизайнер форм и окна редактора.
Дизайнер Форм первоначально состоит из одного пустого окна, которое заполняется всевозможными объектами, выбранными на Палитре Компонентов. Для использования Палитры Компонентов просто первый раз щелкните мышкой на один из объектов, и потом второй раз - на Дизайнере Форм. Выбранный объект появится на проектируемом окне и им можно манипулировать с помощью мыши.
Рис. 2. Палитра компонентов.
Палитра Компонентов использует постраничную группировку объектов. Внизу Палитры находится набор закладок - Standard, Additional, Dialogs и т.д. Если щелкнуть мышью на одну из закладок, то можно перейти на следующую страницу Палитры Компонентов. Принцип разбиения на страницы широко используется в среде программирования Delphi и его легко можно использовать в своей программе. (На странице Win32 есть компоненты для организации страниц с закладками сверху и снизу - TabControl, PageControl).
Слева от Дизайнера Форм обычно располагается Инспектор Объектов. Информация в Инспекторе Объектов меняется в зависимости от объекта, выбранного на форме. Каждый компонент является настоящим объектом и можно менять его параметры вид и поведение с помощью Инспектора Объектов.
Инспектор Объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения данного компонента. Первая страница - это список свойств, вторая - список событий. Вы можете использовать закладки внизу Инспектора Объектов для переключения между страницами свойств и событий.
Страница событий связана с Редактором; если дважды щелкнуть мышкой на правую сторону какого-нибудь пункта, то соответствующий данному событию код автоматически запишется в Редактор, сам Редактор немедленно получит фокус, и Вы имеете возможность добавить код обработчика данного события.
Последняя важная часть среды Delphi - Справочник (on-line help). Для доступа к этому инструменту нужно просто выбрать в системном меню пункт Help и затем Contents. Справочник является контекстно-зависимым; при нажатии клавиши F1, Вы получите подсказку, соответствующую текущей ситуации. Например, находясь в Инспекторе Объектов, выберите какое-нибудь свойство и нажмите F1 - Вы получите справку о назначении данного свойства. Если в любой момент работы в среде Delphi возникает неясность или затруднение - жмите F1 и необходимая информация появится на экране.
Задание для обучения.
Изучим Инспектор Объектов, используемый для изменения характеристик любого объекта, помещенного на форму, и для изменения свойств самой формы.
над ними. Например, передвигать по форме. Затем попробуйте выбрать пункт меню Edit | Size и установить оба поля Ширину(Width) и Высоту(Height) в Grow to Largest, как показано на
рисунке. Теперь оба объекта стали одинакового размера.
значение Center (см. рисунок).
Поскольку Вы выбрали сразу два компонента, то содержимое Инспектора Объектов изменится - он будет показывать только те поля, которые являются общими для объектов. Это означает то, что изменения в свойствах повлияют не на один, а на все выбранные объекты.
Выберите, например, шрифт New Times Roman и установите какой-нибудь очень большой размер, например 72. Затем измените цвет фонта с помощью ComboBoxа в нижнем правом углу окна диалога. Когда Вы нажмете кнопку OK, Вы увидите, что вид текста в объекте TMemo радикально изменился.
В завершение дважды щелкните на свойство Items объекта ListBox. Появится диалог, в котором Вы можете ввести строки для отображения в ListBox. Напечатайте несколько слов, по одному на каждой строке, и нажмите кнопку OK. Текст отобразится в ListBox'е.
Сохранение программы
Первый шаг - создать поддиректорию для программы. Лучше всего создать директорию, где будут храниться все Ваши программы и в ней - создать поддиректорию для данной конкретной программы. Например, Вы можете создать директорию MYCODE и внутри нее - вторую директорию TIPS1, которая содержала бы программу, над которой Вы только что работали.
После создания поддиректории для хранения Вашей программы нужно выбрать пункт меню File | Save Project. Сохранить нужно будет два файла. Первый - модуль (unit), над которым Вы работали, второй - главный файл проекта, который "владеет" Вашей программой. Сохраните модуль под именем Main.PAS и проект под именем Tips1.DPR. (Любой файл с расширением PAS и словом “unit” в начале является модулем.)
Z-упорядочивание
Еще несколько возможностей Инспектора Объектов и Дизайнера Форм.
Создайте новый проект. Поместите на форму объект TMemo, а затем TEdit так, чтобы он наполовину перекрывал TMemo, как показано на рис.13. Теперь выберите пункт меню Edit | Send to Back, что приведет к перемещению TEdit вглубь формы, за объект TMemo. Это называется изменением Z-порядка компонент. Буква Z используется потому, что обычно математики обозначают третье измерение буквой Z. Так, X и Y используются для обозначения ширины и высоты, и Z используется для обозначения глубины.
Если Вы “потеряли” на форме какой-то объект, то найти его можно в списке Comboboxа, который находится в верхней части Инспектора Объектов.
TButton и завершение программы
Поместите кнопку TButton в нижнюю часть формы. Теперь растяните Инспектор Объектов так, чтобы свойства Name и Caption были видны одновременно на экране. Теперь измените имя кнопки на Terminate. Заметьте, что заголовок (Caption) поменялся в тот же момент. Такое двойное изменение наблюдается только если ранее не изменялось свойство Caption.
Текст, который Вы видите на поверхности кнопки - это содержимое свойства Caption, свойство Name служит для внутренних ссылок, Вы будете использовать его при написании кода программы. Если Вы откроете сейчас окно Редактора, то увидите следующий фрагмент кода:
TForm1 = class(TForm)
Edit1: TEdit;
Memo1: TMemo;
Terminate: TButton;
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
В этом фрагменте кнопка TButton называется Terminate из-за того, что Вы присвоили это название свойству Name. Заметьте, что TMemo имеет имя, которое присваивается по умолчанию.
Перейдите на форму и дважды щелкните мышкой на объект TButton. Вы сразу попадете в окно Редактора, в котором увидите фрагмент кода вроде этого:
procedure TForm1.TerminateClick(Sender: TObject);
begin
end;
Данный код был создан автоматически и будет выполняться всякий раз, когда во время работы программы пользователь нажмет кнопку Terminate. Таким образом, Вы создали обработчик события одиночного нажатия на кнопку. Вдобавок, Вы можете видеть, что определение класса в начале файла теперь включает ссылку на метод TerminateClick:
TForm1 = class(TForm)
Edit1: TEdit;
Memo1: TMemo;
Terminate: TButton;
procedure TerminateClick(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
Изначально Вы смотрите на кнопку на форме. Вы делаете двойной щелчок на эту кнопку, и соответствующий фрагмент кода автоматически заносится в Редактор.
Теперь самое время написать строчку кода. Это очень простой код, состоящий из одного слова Close:
procedure TForm1.TerminateClick(Sender: TObject);
begin
Close;
end;
Когда этот код исполняется, то главная форма (значит и все приложение) закрывается. Для проверки кода запустите программу и нажмите кнопку Terminate. Если все сделано правильно, программа закроется и Вы вернетесь в режим дизайна.
Задания на разработку:
1. Создайте приложение, которое завершает работу при нажатии на кнопку (см. описание выше).
2. Создайте приложение, в котором при нажатии на кнопку выводится информация на форму.
1. Поместите на форму кнопку TButton и компонент TLabel (страница Standard Палитры Компонентов).
2. Задайте новые уникальные имена этим объектам.
3. Создайте обработчик события одиночного нажатия на кнопку.
4. В Редакторе кода в процедуре обработки события задайте
Имя_объекта_TLabel.Caption :='Hello World!'
5. Сохраните проект с уникальным именем в отдельной папке и запустите приложение.
Таким образом, при нажатии на кнопку на форме выведется надпись 'Hello World!'.
3. Создайте приложение, в котором при нажатии на кнопку изменяются размеры и положение данной кнопки на форме.
4. Создайте приложение, в котором по нажатии на кнопки показывается и скрывается объекты TMemo и TEdit.
Контрольные вопросы