Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 3
Владимир Соловьев 1853-1900
1. Жизнь и сочинения. В. Соловьёв родился в Москве в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. Дед Соловьева, горячо веривший в Бога, был священником, добрым человеком и подлинным христианином. Однажды он подвел восьмилетнего Володю к алтарю и в искренней молитве благословил его на служение Всевышнему. По совету своего отца семилетний Владимир начал чтение житий святых. Религиозное чувство Соловьева было очень сильным. Еще мальчиком он совершал аскетические поступки. Мать часто находила его спящим без одеяла в зимнее время, этим Соловьев хотел победить плоть. В детстве проявилась у Соловьева и склонность к поэзии. Он наизусть знал много песен и стихотворений русских поэтов, интересовался народным творчеством. Он любил бывать в среде крестьян, кучеров и странников. В Соловьеве было сильно развито мистическое отношение к природе. Он называл по имени даже не одухотворенные предметы, так, например, своему ранцу он дал имя «Григорий», а карандаш называл «Андреем». Уже юный Соловьев видел вещие сны и видения. Одно видение связано со всей жизнью Соловьева и оказало огромное влияние на его философские взгляды. Оно являлось десятилетнему мальчику дважды и было вызвано первой любовью. Подавленный равнодушием любимого существа, охваченный ревностью, мальчик стоял под церковными сводами. Шло богослужение. Внезапно все исчезло. В стихотворении «Три свидания», написанном перед своей смертью, он так описывает это неземное видение:
Алтарь открыт... Но где ж священник, дьякон?
И где толпа молящихся людей?
Страстей поток, бесследно вдруг иссяк он.
Лазурь кругом, лазурь в душе моей.
Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой
Кивнула мне и скрылася в туман.
Тринадцатилетний Соловьев пережил религиозный кризис. Кризис начался в 1866 г. и окончился в 1871 г. Соловьев выбросил в сад иконы и стал страстным последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Писарева. Социализм и даже коммунизм стали его социальными идеалами. Соловьев преодолел эту упрощенную философию благодаря чтению Спинозы, после чего он обратился к Шопенгауэру, Шеллингу и Гегелю. Одновременно в период жизни с 1869 по 1873 Соловьев изучал естественные науки, историю и филологию в Московском университете. После окончания университета Соловьев в течение года учился в Московской духовной академии. Первой значительной работой Соловьева была магистерская диссертация «Кризис западной философии (против позитивистов)», которую он защищал в 1874 г. Во вступительном слове перед защитой диссертации Соловьев заявил, что неверие в Бога опустошает душу человека и доводит его до самоубийства.
Для изучения индийской, гностической и средневековой философии Соловьев побывал в Лондоне, где работал в Британском музее, здесь во второй раз ему явилась София. В то время как он размышлял над видением и страстно желал его повторения, внутренний голос сказал ему: «В Египте будь!». Прервав работу в Лондоне, Соловьев спешит в Египет. Приехав в Каир, он остановился в одном из отелей. Однажды вечером Соловьев был на пути к Фивам, он отправился туда пешком в европейском платье (цилиндре и пальто) и без провизии. В пустыне, в 12 милях от города, Соловьев повстречал бедуинов. Сначала кочевники испугались, приняв его за дьявола. Оправившись от испуга, они, по-видимому, ограбили странника и скрылись. Была ночь. Выли шакалы. Соловьев ничком лежал на земле. В стихотворении «Три свидания» он рассказывает о случившемся на рассвете:
Что есть, что было, что грядет вовеки
Все обнял тут один недвижный взор...
Синеют подо мной моря и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.
Все видел я, и все одно лишь было, -
Один лишь образ женской красоты...
Вернувшись из путешествия, Соловьев уже знал в целом свою философскую доктрину, существует доказательства того, что он обучался Сокровенной Мудрости в одном из тайных монастырей Египта.
В 1880 г. в Петербургском университете Соловьев защитил диссертацию «Критика отвлеченных начал (против позитивистов)» и получил степень доктора философских наук. В первый период своего творчества философ работал над утверждением основных идей, которые должны лечь в основу целостного знания или теософии. Он писал: «Только в одной сфере - свободной теософии и создания целостного знания - отдельный человек является настоящим субъектом и деятелем, и здесь личное осознание идеи есть уже начало ее осуществления. Трудиться в этой сфере становится, таким образом, обязанностью для всякого, кто осознал цель человеческого развития. Поэтому и я, пришедши к такому сознанию, предпринял в меру своих сил и способностей, систематическое изложение тех идей, которые, по моему убеждению, должны лечь в основу цельного знания». Его основные идеи сформулированы в работах «Философские начала цельного знания» и «Чтения о Богочеловечестве»
До осени 1881 г. он преподавал в Московском и Петербургском университетах и на Высших женских курсах. В марте 1881 г., после убийства Александра-2, Соловьев прочитал в Петербурге публичную лекцию, закончившуюся призывом к царю не приговаривать убийц к смертной казни. Сказанное Соловьевым поставило его в неудобное положение по отношению к официальным сферам. Он счел необходимым подать в отставку и оставить службу в Ученом комитете при министерстве народного просвещения. Министр, принимая его отставку, заявил: «Я этого не требовал». В январе 1882 Соловьев возобновил чтения по философии в Петербургском Университете и на Высших женских курсах, но через месяц уехал из Петербурга и окончательно оставил профессорскую деятельность.
Во второй период своего творчества (после 1882 года) от научной и преподавательской деятельности он обратился к общественно-публицистической. Соловьев возлагал надежды на преобразование человечества посредством теократии, через создание справедливого государства и справедливого общественного порядка, которые осуществят христианские идеи. Соловьев особенно интересовался проблемой воссоединения церквей. По приглашению епископа Штроссмейера, выдающегося служителя римско-католической церкви, он посетил Загреб в Хорватии и там опубликовал свою книгу «История и будущность теократии». В 1889 г. Соловьев снова посетил Штроссмейера и опубликовал в Париже книгу «Россия и вселенская Церковь». В этой книге Соловьев с похвалой отзывается о римско-католической церкви и указывает, что именно она сумела воссоздать всемирную надгосударственную организацию. Католики полагали, что Соловьев отошел от православия и примкнул к римско-католической церкви. В действительности он был убежден, что западная и восточная церкви, несмотря на внешний разрыв, тесно связаны нерушимыми мистическими узами. Было время, когда Соловьев рассматривал католическую церковь как носительницу традиций антихриста. По словам князя Евгения Трубецкого, отношение Соловьева к римско-католической церкви изменил пророческий сон, который последний видел за год до коронации Александра-3. Соловьеву снилось, будто он едет в карете по Москве; ясно запомнились названия улиц и дом, перед которым остановился экипаж. В вестибюле Соловьев встретил католического прелата и, не задумываясь, попросил благословения. Последний, казалось, не решался, ибо не знал, можно ли благословить схизматика. Указание Соловьева на чисто внешнее разделение церквей и сохранение мистического единства устранило нерешительность прелата: благословение было дано. Сон Соловьева сбылся через год, когда на коронации Александра-3 присутствовал папский представитель. Соловев испросил благословение и получил его. То, что случилось, совпало до мелочей со сновидением. Соловьев узнал улицы, по которым он ехал, дом, в который он вошел, и католического прелата, давшего ему благословение после нескольких мгновении нерешительности.
В третий период творчества, который начался с 1890, Соловьев снова возвращается к философии. Он занимается популяризацией философских идей, пишет статьи для энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Основные работы Соловьева этого периода: «Смысл любви» и сочинение по этике «Оправдание добра». За два года до смерти Соловьев задумал напечатать ряд важных работ. В письме Соловьева говорится: «В журнале я опубликовал первую главу своей метафизики и надеюсь закончить писание этой книги через пятнадцать месяцев. Помимо этого, я погружен в чтение Платона и думаю заняться переводом его сочинений. По окончании работы над моей метафизикой, Платоном и эстетикой я всецело отдамся работе над Библией». Однако этим планам не суждено было осуществиться. Соловьев успел перевести на русский язык лишь несколько диалогов Платона, предпослав им свои предисловия, и написать несколько глав, посвященных проблемам гносеологии, они озаглавлены «Теоретическая философия». Кроме этого, Соловьев написал большую работу «Три разговора». Она посвящена проблемам зла.
Подробная биография Соловьева все еще является делом будущего. Такая биография необходима, ибо Соловьев был великим философом. Она будет ценной, потому что он был исключительной личностью и несомненно, находился в соприкосновении с высшим миром. Друг Соловьева Евгений Трубецкой пишет: «Он был до такой степени близорук, что не видел того, что все видели. Прищурившись из-под густых бровей, он с трудом разглядывал близлежащие предметы. Зато, когда взор его устремлялся вдаль, он, казалось, проникал за доступную внешним чувствам поверхность вещей и видел что-то запредельное, что для всех оставалось скрытым. Его глаза светились какими-то внутренними лучами и глядели прямо в душу. Не будучи аскетом, он имел вид изможденный и представлял собой какие-то живые мощи. Густые локоны, спускавшиеся до плеч, делали его похожим на икону. Характерно, что его часто принимали за духовное лицо: его встречали возгласом: «Как, вы здесь, батюшка!» Маленькие дети, хватая его за полы шубы, восклицали: «Боженька, боженька!» С этой наружностью аскета резко контрастировал его звучный, громкий голос: он поражал своей неизвестно откуда шедшей, мистической силой и глубиной».
Изнуренный вид Соловьева говорил о его крайне беспорядочном образе жизни. Он не был женат и не имел постоянного жилья. У него не было никакого режима для сна, работы, питания. Будучи постоянно в разъездах, Соловьев жил то в какой-либо гостинице в Петербурге, то в имении своих друзей, то где-либо в пансионе на берегах озер Иматры или Саймы в Финляндии. «Своим духовным обликом он напоминал тот созданный бродячей Русью тип странника, который ищет высшего Иерусалима, а потому проводит жизнь в хождении по всему необъятному простору земли, чтит и посещает все святыни, но не останавливается надолго ни в какой здешней обители». Соловьеву не посчастливилось в семейной жизни. Восемнадцатилетним юношей он влюбился в свою кузину Екатерину Романову. В течение нескольких лет они считались помолвленными, однако в 1875 г. Романова ему отказала. Отвечая на вопрос, был ли он влюблен и если да, то сколько раз, Соловьев записал в альбом Т. Сухотиной: «Серьезно - один, вообще - 27 раз».
Не раз Соловьев собирался постричься в монахи. В 1886 г., посетив Троицко-Сергиевскую лавру, он писал: «Архимандрит и монахи очень за мною ухаживают, желая, чтобы я пошел в монахи, но я много подумаю, прежде чем на это решиться». Через год Соловьев писал архимандриту Антонию: «Если бы не то положение, о котором Вы писали, я имел бы теперь большую склонность пойти в монахи. Но пока это невозможно. Я вовсе не сторонник безусловной свободы, но полагаю, что между такою свободою и безусловной неволею должно быть нечто среднее, именно свобода, обусловленная искренним подчинением тому, что свято и законно. Эта свобода, мне кажется, не противоречит и специально монашескому обету послушания, когда дело касается всецерковных интересов. А, между тем, допустят ли у нас такую свободу, не потребуют ли подчинения всему без разбора, свято ли оно и законно, или нет?»
К материальной стороне жизни и деньгам Соловьев относился крайне пренебрежительно. Заработанные деньги он раздавал, не задумываясь, всем, кто у него просил. Если не было достаточно денег, то Соловьев раздавал свои вещи. «Помню, как однажды глубокой осенью, - рассказывает Трубецкой, - в Москве я застал его страдающим от холода. Весь гардероб его в то время состоял из легкой пиджачной пары и из еще более легкой серой крылатки: только что перед тем, не имея денег, он отдал какому-то просителю все суконное и вообще теплое, что у него было, он рассчитывал, что к зиме успеет заработать себе на шубу». Великодушие Соловьева не обходило животных и птиц. Они, казалось, чувствовали его любовь ко всему живущему. В Петербурге Соловьев часто останавливался в одной из гостиниц. Едва он успевал туда приехать, как к окну его комнаты уже слеталась стая голубей.
У него были близкие друзья и знакомые из всех слоев народа. Глубина мысли, широта интересов, огромная эрудиция и особенно остроумие, столь характерные для Соловьева, влекли к нему людей всех классов. «Пиры с ним, - рассказывает Трубецкой, - были воистину Платоновыми пирами: он испытывал подъем духа, который передавался другим. Кто из его друзей не помнит этих вдохновенных бесед, этого моря чарующего и заразительного веселья!» Соловьев любил дружеские беседы за рюмкой вина. «Вино,- часто говорил он Трубецкому, - прекрасный реактив. В нем обнаруживается весь человек: кто скот, тот в вине станет совершенной скотиной, а кто человек, тот станет выше человека». В предисловии к «Письмам Соловьева» его друг Э.Л. Радлов писал, что ему была свойственна «детская веселость». Письма и стихи Соловьева содержат множество каламбуров, шуток и насмешливых замечаний по своему адресу и адресу друзей.
Сны Соловьев считал окном в другой мир; в них он был во власти пророческих или странных видений и часто беседовал с усопшими. Даже во время пробуждения Соловьев нередко чувствовал происходящее вдалеке. В письме к Стасюлевичу он писал: «В четверг страстной недели, около восьми часов вечера, во время обеда с вами, я испытал без всякой на то причины острый приступ меланхолии, о котором тотчас же рассказал вам (Стасюлевичу и его жене). Я высказал убеждение, что в этот момент произошло несчастье с кем-либо из моих близких. Так и было. Представьте, что действительно около восьми часов вечера случился удар с другом моего детства Лопатиным». Племянник Соловьева рассказывает, что после 1885 года Соловьёв стал сомневаться в возможности воссоединения церквей и, казалось, утратил интерес к проблемам церкви. В этот период, по его словам, светлые видения юности Соловьева (София) и его зрелых лет (отшельник) сменились частыми видениями дьявола, являвшегося в разных образах. Об этом рассказывал ему сам Соловьев. Мысли о первопричине зла, так искусно изложенные в «Трех разговорах», очевидно, не давали Соловьеву покоя и делали его особенно восприимчивым к любому проявлению зла.
Рассеялся туман; и ясно видит око,
Как труден горный путь, и как еще далеко,
Далеко все, что грезилося мне.
И до полуночи неробкими шагами
Все буду я идти к желанным берегам,
Туда, где на горе, под новыми звездами
Весь пламенеющий победными огнями
Меня дождется мой заветный храм.
2. Теософия как синтез науки, религии и философии. В основе науки лежит чувственно - рассудочное познание мира, с помощью которого мы познаем мир явлений. Однако эмпиризм, который утверждает, что наше познание ограничивается только данными чувственного опыта и внешних явлений является односторонней теорией, отвлеченной философией. Соловьев полагал, что ни одно внешнее явление не может существовать и быть познано вне его необходимых отношений к другим явлениям и тому, кому является. Эти отношения могут быть познаны только посредством абстрактного мышления, выходящего за границы чувственного опыта. Разум лежит в основе философии, однако рационализм, утверждающий, что только с помощью абстрактного мышления мы можем постичь Истину, является односторонним, ибо мы познаем Основы только в их общем значении. Только мистическое познание может дать нам конкретно-духовное постижение мира, всеобщая форма знания при этом не теряет свой смысл, но наполняется духовным опытом. Мистическое познание мира («живое знание») лежит в основе искусства и религии, проявляется в интуициях гениальных творцов и в откровениях религиозных подвижников. Таким образом, истинное знание является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи; а наука, философия, религия и искусство необходимые части целостного знания.
3. Учение о Боге-Творце и Софии. Теософское учение, основанное на этих началах, стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока с интеллектуальными достижениями Запада. Теософия есть философия Всеединства, утверждающая Бога как Абсолютную Первореальность и единство всех существ в духе. Объективное значение знания, его логическая необходимость и связь, возможны только в том случае, если Бог как Абсолютное Начало придаст миру характер завершенной органической системы. Бог как Абсолютное Первоначало выше действительного содержания и реальной формы, Он свободен от всяких определений и всякого существования, так как определенное существование всегда относительно. Свободное от всяких определений и проявлений, он есть Ничто, содержащее в себе все в потенции. Далее Соловьев утверждает и существование «второго Абсолютного», периодической вечности, первичной Материи, лежащей в основе множественности форм.
Бог-творец в рациональной философии мыслится прежде всего как Логос или Космический Разум, но Соловьев размышляет о Боге как Любви: «Бог осуществляет Благо через Истину в Красоте». Творец проявляется в трех лицах, которым соответствуют три абсолютные ценности Благо, Истина, Красота. Все три ценности есть лишь различные виды Любви. «Благо есть единение всех, то есть любовь как желаемое». «Истина есть любовь, единство всего, но уже как объективно представляемое: это есть единство идеальное». «Наконец, красота есть та же любовь, но как проявленная или ощутимая: это есть единство реальное». Св. Троица есть достигнутый идеал на основе совершенной любви. Св. Сергий Радонежский посвятил церковь в своем монастыре Св. Троице, для того чтобы созерцающие истину божественного триединства монахи имели возможность сделать все, что было в их силах, для воплощения этой истины в жизнь.
Бог есть Любовь как в сфере Троицы, так и в отношении к миру. Стремление Творца к творению является актом любви. Более того, божественная любовь неотделима от всех положительных проявлений космического существования. Множественность творений может достигнуть полноты бытия только благодаря слиянию в одно целое, в один живой универсальный организм. Разумный смысл сохраняется даже в мире, отпавшем от Бога, поскольку всем существам свойственно интуитивное стремление к всеобъемлющему единству. Это стремление обусловлено существованием универсальной Жизни, Мировой Душой, которая объединяет все души. Таким образом, даже в состоянии отделения от Бога мир множественности есть единый организм. Этот организм не отличается совершенством. Вначале его части удерживаются вместе посредством внешнего закона, и только в результате медленного исторического процесса они постепенно составляют «новое положительное объединение этих элементов в форме абсолютного организма или внутреннего всеединства». Разум, Логос, есть вечный духовный центр космического организма, София его Душа.
Суть исторического процесса состоит в развитии человека до Богочеловека и в становлении Богочеловечества, единого совершенного социального организма, построенного на любви, творчестве и согласии. Ради ускорения этого процесса божественный Логос, любовь которого никогда не оставляет мир, снисходит в поток событий и воплощается в личность Иисуса Христа. Таким образом божественный Логос «из центра вечности делается центром истории». Этот акт любви, следствием которого является совершенный союз Бога и человека, не может быть простым возвратом к изначальному единству с Богом, которое характерно для человека в период безгрешности. После грехопадения нужно стремиться к новому единству. Оно может быть достигнуто лишь посредством свободной деятельности и борьбы как со стороны Бога, так и человека. Принимая ограниченное человеческое сознание, божественное начало снисходит на землю, жертвует собой во имя человечества. София в историческом процессе предстает как Богиня, носительница Любви, Мудрости и Красоты, она Матерь Мира, божественная Жена и помощница Христа.
4. Учение о любви. Целью эволюции человека является развитие до Богочеловека, а целью мировой истории является достижение царства Божия на Земле. Построение совершенного общества должно совершиться через испытание человечества, для чего требуется новый процесс развития мира, крестившегося, но еще не облекшегося во Христе. Кроме милости и сверхъестественной божественной помощи, в процессе совершенствования человека поддерживают три первичных атрибута человеческой природы: стыд, жалость и благоговение. Человек стыдится своей животности и проявляет половой стыд. Чувство жалости и сочувствия проявляется человеком ко всем живым существам, обнаруживая солидарность с ними. Солидарность является непременным условием общественной жизни. Чувство благоговения выражает специфическое отношение человека к высшим началам и является «индивидуально-психическим корнем религии». Эти три чувства (стыд, жалость и благоговение) выражают специфическое отношение человека к тому, что он считает ниже себя, равным себе и выше себя. В основе этих трех чувств, нравов лежит стремление человека к цельности своего бытия, которая нарушается разделением на два пола, дроблением человечества на множество враждующих и эгоистических существ, а также отчуждением от абсолютного центра вселенной, от Бога.
Соловьев высказал ряд о значении любви между женщиной и мужчиной, любви полов. Так, например, значение половой любви он видел не в увеличении человеческого рода, ибо человек и без этого может добыть себе бессмертие. Свою мысль Соловьев подкреплял фактом внеполового размножения в растительном и животном царствах. Соловьев считал, что деторождение есть «процесс вымещения одного поколения другим... Потомки живут за счет предков, живут их смертью...». Нравственное зло содержится «в самом плотском акте, через который мы утверждаем собственным согласием темный путь природы, постыдный для нас своею слепотою, безжалостный к отходящему поколению и нечестивый потому, что это поколение - наши отцы». Но и в этом зле есть элемент добра, ибо дети, возможно, «будут не то, что мы, будут лучше нас...». Наши потомки, возможно, достигнут такого уровня совершенства, при котором уже не будет необходимости в увеличении человеческого рода, ибо само бессмертие обеспечит сохранение его. Значение любви для человека состоит не только в деторождении. Половая любовь носит характер индивидуальной любви двух существ противоположных полов, существ, которые равны друг другу как существа, но обладают совершенно различными свойствами и дополняют друг друга.
Любовь начинается с лицезрения «идеального образа» любимого существа и в дальнейшем развивается в «такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создавало бы из них одну абсолютную идеальную личность». «Осуществить это единство или создать истинного человека как свободное единство мужского и женского начал, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, это и есть собственная ближайшая задача любви». Смысл человеческой любви вообще - есть спасение индивидуальности от эгоизма. Эгоизм заключается в том, что, «приписывая себе, по справедливости, безусловное значение, человек несправедливо отказывает другим в этом значении». Однако человек может понять свою потенциальную абсолютность, «лишь снимая в своем сознании и жизни ту внутреннюю грань, которая отделяет его от другого», т.е. освобождая себя от эгоизма. «Есть только одна сила, которая может изнутри, в корне, подорвать эгоизм, и действительно его подрывает, именно любовь, и главным образом любовь полов». Говоря о половой любви и ее действительном значении, Соловьев имеет в виду не «физиологическое соединение», которое приводит к деторождению и не может «воссоздать цельность человеческого существа», а «соединение в Боге», т.е. «духовную любовь», обращающую любящих друг друга мужчину и женщину в одного «цельного человека», способного одержать «победу над смертью». Истинная духовность такого человека, восстановившего свое единство, является в то же время «перерождением, спасением, воскресением».
5. Русская идея. По мнению Соловьева, духовная культура и свободная теократия должны быть созданы на основе органического соединения положительных элементов духовной культуры Востока и Запада. Первый шаг в этом направлении должен заключаться в воссоединении восточной и западной церквей. Восточная церковь обладает богатствами мистического созерцания. Западная церковь установила наднациональную духовную власть, независимую от государства. Основой вселенской теократии является союз государства и церкви, опирающийся на нравственную власть последней.
Развитием человеческого общества управляют «три коренные силы». Первая центростремительная сила стремится подчинить человечество одному верховному началу, устранить все многообразие частных форм и подавить, свободу личной жизни. «Один господин и мертвая масса рабов» - вот результат исключительного утверждения первой силы. Вторая центробежная сила отрицает значение общих единых начал, крайним выражением второй силы были бы «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи». Третья сила «дает положительное содержание двум первым, освобождает их от их исключительности, примиряет единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов, созидает, таким образом, целость общечеловеческого организма и дает ему внутреннюю тихую жизнь».
«Третья сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только Откровением высшего божественного мира, и те люди, тот народ, через который эта сила имеет проявиться, должен быть только посредником между человечеством и тем миром, должен быть свободным, сознательным оружием последнего. Такой народ не должен иметь никакой специальной ограниченной задачи, он не призван работать над формами и элементами человеческого существования, а только сообщить живую душу, дать жизнь и целость разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с вечным божественным началом. Такой народ не нуждается ни в каких особенных преимуществах, ни в каких специальных силах и внешних дарованиях, ибо он действует не от себя, осуществляет не свое. От народа - носителя третьей божественной силы требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности, возвышение над узкими специальными интересами, требуется, чтобы он не утверждал себя с исключительной энергией в какой-нибудь частной низшей сфере деятельности и знания, требуется равнодушие ко всей этой жизни с ее мелкими интересами, всецелая вера в положительную действительность высшего мира и покорное к нему отношение. А эти свойства, несомненно, принадлежат племенному характеру Славянства, в особенности же национальному характеру русского народа».
Соловьев надеялся, что именно славянские страны, и в частности Россия, первыми заложат фундамент свободной теократии, это свое утверждение Соловьев подкрепляет следующими, не менее вескими аргументами. «Внешний образ раба, в котором находится наш народ, жалкое положение России в экономическом и других отношениях не только не может служить возражением против ее призвания, но скорее подтверждает его. Ибо та высшая сила, которую русский народ должен провести в человечество, есть сила не от мира сего, и внешнее богатство и порядок относительно ее не имеют никакого значения. Великое историческое призвание России, от которого только получает значение и ее ближайшая задача, есть призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Действительно, идеалы русского народа носят религиозный характер и находят свое выражение в идее «Святой Руси». Еще реформы Петра Великого доказали способности русского народа к сочетанию восточной и западной культур.
6. Против национализма и религиозного фанатизма. Божественное Откровение, по мнению Соловьева, не есть нечто раз навсегда данное и законченное в прошлом евреями и христианскими церквами. Откровение продолжает существовать и развивается, ибо Бог учит человечество постепенным восприятием открывающейся истине. «Само Божество всегда остается тем, что оно есть - Любовью; но лишь духовно-совершеннолетних может Бог ввести в совершенный совет Своей любви; а не духовное младенчество. Он необходимо действует как и сила и власть, на духовное отрочество - как закон и авторитет». Закон, не позволяющий поклоняться идолам, часто нарушается человеком, который даже и не подозревает того, что он поклоняется не Богу, а твари, или даже некоторому материальному объекту или некоторой системе идей. Для некоторых людей вера в догмат уподобляется вере в идола. Такая вера обычно сочетается с сектантским тщеславием - одним из аспектов утонченного эгоизма. Соловьев определяет это искажение христианства как чудовищное учение, которое утверждает, что единственный путь к спасению состоит в вере в догмат, что без этой веры невозможно спасение. Подмена любви к Богу и ближнему буквой догматического учения обусловливает жестокости, несправедливые и религиозные гонения. Православие патриотов-фанатиков из «Московских ведомостей», предложивших законы о неправославном населении России, он назвал «сфинксом с женским лицом и звериными когтями». Развивая свое христианское миропонимание, Соловьев настаивал на необходимости создания цельной культуры, цельности политической и общественной жизни на основе начал христианства, «...никакая святость не может быть только личной, что она непременно есть любовь к другим, а в условиях земной действительности эта любовь есть главным образом сострадание... Но в последнее время развелись у нас моралисты», которые «прямо провозглашают, что русский народный идеал требует личной святости, а не общественной справедливости. Личная святость тут, конечно, только для отвода глаз, а все дело в том, чтобы как-нибудь отделаться от общественной справедливости».
Соловьев был вынужден с горечью признать тот факт, что все прогрессивные реформы прошедших столетий - запрещение пыток и истязаний, прекращение преследовании религиозных сект и еретиков, ликвидация крепостного права - были проведены в основном неверующими. «Дух Христов действует через неверующих в Него, будут неправы даже со своей догматической точки зрения. Если Дух Христов может действовать через неверующего священнослужителя в церковном таинстве, почему же он не может действовать в истории через неверующего деятеля, особенно когда верующие изгоняют его? Дух дышит, где хочет».
В своей замечательной книге «Три разговора», дополненной рассказом об Антихристе, «последний акт исторической трагедии» он называет эпохой религиозных обманщиков, периодом, когда имя Христа будет присвоено человечеству такими силами, которые по своей деятельности чужды и даже враждебны Христу и его делу. Он изображает социальную организацию этого периода в виде мировой империи с гениальным мыслителем во главе. Он будет социальным реформатором общества, аскетом и филантропом. Но истинным мотивом его деятельности будет тщеславие, а не любовь. Он соблазнит человечество идеалом общественного строя, обильно обеспечивающего каждому процветание. Лишь немногие останутся верными христианскому идеалу преодоления земной ограниченности ради Царства Божьего. Они уйдут в пустыни, осуществят союз церквей и будут ждать второго пришествия Иисуса Христа.
В своей жизни и философском творчестве Соловьев был смелым поборником абсолютного добра, он резко осуждал всякую попытку оправдать эгоизм, какими бы благовидными целями тот ни прикрывался. Он критиковал эгоизм в национальной жизни за его притворное служение народным интересам, а в религиозной жизни - за его утверждение, что только одна вера может привести к спасению. Подобные утверждения Соловьев считал проявлениями сектантского тщеславия. Его критические выступления вызывали ожесточенные споры, неудивительно, что у Соловьева было много врагов в литературных кругах. Эти люди, ослепленные ненавистью, распространяли о нем клеветнические измышления и нелепости, кто знает, не они ли довели русского гения до болезни и преждевременной смерти!?