Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«ДОБРЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Как развить технику чтения
нот с листа
Исполнитель: Горбунова Галина Васильевна
Преподаватель первой квалификационной категории
Добрянка 2010
С психологической точки зрения развитый навык чтения с листа представляет собой сложную высокооргамированную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики.
Есть две предварительные методики условия свободной игры по нотам. Это уверенные знания «языка нот» системы нотных обозначений и ускоренное чтение. Ускоренному восприятию нотной картины способствует высокоразвитое, доведенное до автоматизма умение мгновенно распознавать наиболее распределенные ритмо-интонационные комплексы, типичные мелодические и гармонические обороты: гаммы, арпеджио, аккорды, проследования аккордов и т.п.
На следующем более высоком уровне находится умение быстро анализировать и синтезировать музыкальный текст, определяя его структурно-смысловую логику.
Основная методическая проблема заключается в постепенном укрупнении единицы восприятия нотного текста. Структурное чтение ставит перед пианистом более сложные задачи, чем скажем перед скрипачом, виолончелистом. Так фортепианная т кань многослойна, многомерна и требует осмысления по нескольким мнении ям одновременно. Такой навык возникает после направленного педагогического воздействия или длительного самовоспитания.
Проблему структурного чтения делим на 2 относительно самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтам и вертикали.
Вертикаль:
Предпосылкой структурного восприятия горизонтами является умение быстро определять синтаксического строения текста, в нотном тексте нет знаков членения, но есть признаки:
В педагогической практики есть упражнение «фотографирование» (ученик в момент исполнения одной фразы читает и запоминает следующую. Фразы исполняются как бы наизусть).
В процессе этого упражнения постепенно увеличивается скорость и объем фрагментов.
Быстрота и точность двигательной реакции на нотную картину определяется 2 факторами: уверенная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на клавиатуре.
Приемы:
1)разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз исполнителя при помощи специальной планки или ткани клавиатурой,
2) исполнение выученной наизусть пьесы с закрытыми глазами или в темноте.
«Чтобы овладеть техникой чтения с листа, необходимо в начале разграничить функции глаза, и рук … они должны быть возможно более независимыми друг от друга, взгляд следует направлять только на нотный текст, пальцы должны управлять клавишами вслепую. Тогда глазам не придется нести двойную нагрузку читать ноты и отыскивать клавиши» - писал Кайльман. Его советы:
Позже слепым методом прорабатывать интервалы и аккорды.
В нашей практике:
Необходимо создать условия для аккомодизации зрения, постепенно увеличивать его объем. Сначала читать текст в нижней части нотной страницы (видны смутные очертания рук, затем более четкие). Описанный метод дает отличные результаты при обучении чтению детей, которые несвободно читают из-за плохой ориентации рук.
Второе условие аппликатурная техника, то есть доведены до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации. Как отмечает Баринбойле: «плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что учащиеся не представляют себе, как расставить пальцы в нотном тексте и играть первыми «повернувшимися пальцами». Поэтому «типичная аппликатура» основных фортепианных технических приемов форм гамм, арпеджио, аккордов должна войти в плоть и кровь учащегося. Аппликатура основных фортепианных технических форм должна быть усвоена настолько прочно и глубоко, чтобы встретить в музыкальном произведении ту или иную техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой занимали нужную позицию.
Аппликатурные упражнения дают наибольший результат, если они сочетаются с работой по освоению клавиатуры «слепым» методом.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы (интервалы, аккорды). Здесь важно воспитать навыки быстрого зрительно-слухового опознания интервала и аккорда с помощью карточек. Не следует задерживаться на простейших, как можно раньше вводить уменьшенные, ув.35, септаккорды, ненормативные строения.
Значительную роль в чтении с листа играет способность предвосхищать развертывание музыкального материала. А это зависит от «начитанности» музыканта и от сложности нотного текста.
По мере расширения исполнительского опыта в сознании музыканта происходит обобщение типичных связей и отношений элементов музыкальной речи.
Развитие слуховых произведений представлений постоянно опережает обучение чтению нот: новые для ученика элементы ритма, лада, мелодики и т.п. осваиваются сперва слухом и только потом в нотной записи. Причем знаки ритма и высоты изучаются раздельно.
Первым осознается ритм. Для закрепления первых зрительно-слуховых связей вводятся звуковые символы, ритмослоги. Применение ритмослогов снимает необходимость в арифметическом исчислении. Двигательная реакция на ритмический рисунок развивается с помощью упражнений, состоящих в воспроизведении остинатных ритмических фигур по нотной записи.
Звуковысотный элемент записи вводится сразу же в форме предстоящих интонационных оборотов, состоящих из 2-х, 3-х звуков.
Расширение звукоряда и одновременное освоение нотного стажа может осуществляться различными путями, которые отвечает нескольким методическим условиям. Наиболее существенное как можно раньше ввести в текст специфические элементы фортепианной фактуры используя 2 нотных стана и предусматривая равномерное участие обеих рук.
Параллельно с развитием слуховых представлений воспитывается свободная двигательная ориентировка рук на клавиатуре (слепым методом) и аппликатурная техника.
Ученик осваивает нотную графику как правило в процессе активного музицирования: пения, подбора по слуху, транспонирования, импровизации, сочинения и записи осмысленных ритмоинтонационных фигур.
Очень полезно на всех этапах обучения широко использовать ансамблевые формы музицирования. Такая игра приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые еще не доступны ему в сложном исполнении, дисциплинируют его волю, помогает острее ощутить метроритмические развертывания музыки.
Серьезное внимание надо уделять артикуляционным, динамическим, алогическим и другим характеристикам текста, имеющим непосредственное отношение к выразительности и осмысленности исполнения. Уже первые аппликатурные упражнения выполняются с различной артикуляцией в разных регистрах. Выполнение артикуляционных заданий развивает «чувство штриха» характера произнесения и тем самым способствует отработке разнообразных приемов звуковлечения.
Эффективность занятий во многом зависит от того, удается ли педагогу вызвать у учащегося живой интерес к игре по нотам. Результатом этих занятий должна являться воспитанная потребность познать новое, постоянно музицировать, знакомиться с музыкальной литературой.
Подбор и расположение нотного материала должны подчиняться двухсторонней задаче: обеспечить достаточную начитанность музыканта в разных стилях фортепианной музыки и с другой стороны развить, воспитать внимание к всевозможным неожиданностям в музыкальном тексте. Эти два фактора в конечном счете и определяю искусство чтения нот с листа.
Список использованных литературных источников
PAGE \* MERGEFORMAT 7