Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
22 вопрос Cредняя (зрелая) схоластика (XIII в.: Альберт Великий, Дунс Скот, Фома Аквинский, Роджер Бэкон и др.). В этот период предпринимается попытка отделить философию от теологии (возрождается концепция "двойственной истины", идущая от арабской философии, суть которой заключалась в том, чтобы не смешивать философию и религию, считать их обеих самостоятельными, самоценными формами знания; разными путями, ведущими к истине). В схоластике эта проблема решалась все-таки в пользу религии, философии вменялась подчиненная роль, роль "служанки богословия". Философия должна была с помощью разума обосновывать и подкреплять веру. Поэтому философы данного периода много занимались доказательством бытия бога, обоснованием истинности и ценности именно христианской религии (работы Фомы Аквинского: "Сумма против язычников", "Сумма теологий" и др.).. Поздняя схоластика (XIV-XV вв.) завершает схоластическое знание и подготавливает переход к эпохе Возрождения и Реформации католицизма. Этот период характеризуется усилением рационализма, подвижками в развитии научного мышления, появлением недогматических мировоззренческих доктрин ("Божественная комедия" Данте.С XIV века в качестве главенствующей философии католицизма оформляется учение Фомы (Томаса) Аквинского, оно получает название томизма и отождествляется с ортодоксальной схоластикой. В период Возрождения, названного эпохой гуманизма, схоластика перестает быть единственной и авторитетной формой духовной жизни. Начиная с XV-XVI вв. она постепенно все более и более оттесняется на периферию культуры того времени и среди свободомыслия Просвещения (XVIII в.) получает отрицательный смысл: рассудочное, бессодержательное, догматическое умствование, бесплодное занятие, игра в слова и умозаключения, содержание которых остается непонятным и поэтому неусвоенным. И в этом отрицательном смысле данный термин часто употребляется в современной лексике, не соотносясь при этом с его историко-философским содержание Учение Ф. Аквинского как представителя реализма. Наиболее известный схоласт, наиболее радикальный представитель реализма - Фома (Томас) Аквинский (1225-1274), учение которого было канонизировано (1879) как истинно католическая философия (и психология) и получило название "томизм", а сам Ф. Аквинский был причислен к лику святых (1323). Фома Аквинский отстаивал одну истину - религиозную, нисходящую свыше, и считал, что разум должен служить вере, быть подчиненным ей. Он доказывал бессмертие души, говорил о зависимости человека от Божьей милости, о личной ответственности перед Всевышним. Душа рассматривается им как посредник между материальным миром и Творцом. Сознание и самосознание абсолютизируются, и психика человека противопоставляется всем другим формам жизнедеятельности, определяется как самостоятельная сущность, пребывающая в надтелесном мире. Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе. «Истина - дитя времени» и «знание - сила» - эти изречения принадлежат Роджеру Бэкону - схоласту XIII в. Он уже предвестник позднего этапа схоластики и ее скорого заката. Постепенно исчерпываются возможности той исходной парадигмы, на которой она строится, т.е. оппозиции «знание (понимание) - вера». Четко обозначаются две возможности ее решения. Первая констатирует: «понимаю, чтобы верить»; вторая строит вывод в обратном порядке: «верю, чтобы понимать». Однако обнаруживается и третий вариант, состоящий в разведении между собой и проведении разграничительной линии между верой и знанием. Выясняется, что знание не теряет своей ценности, будучи выведенным из-под контроля веры. |
|||||
|