Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
РЕФЕРАТ
Ганс Гольбейн
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. Ганс Гольбейн - жизненный и творческий путь
3. Творчество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Ганс Гольбейн Младший - живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и является самым знаменитым представителем этой фамилии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D0%BD>.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца - Ганса Гольбейна Старшего <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D0%BD,_%D0%93%D0%B0%D0%BD%D1%81_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B9>. Испытал на себе влияние Ганса Буркмайра.
Предметом нашего исследования является творчество Ганса Гольбейна, называемого Младший.
Задачи, которые необходимо рассмотреть в ходе работы:
рассмотреть биографию Ганса Гольбейна,
проанализировать этапы становления творчества великого художника,
рассмотреть и охарактеризовать основные его работы.
1. Ганс Гольбейн - жизненный и творческий путь
1-й базельский период (1515-1525)
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D0%BD,_%D0%90%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%83%D1%81> переселился в Базель <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C> (Швейцария), где братьям два года пришлось работать в мастерской Х. Хербстера.
В начале века Базель вырос в город с достаточно высоко развитой культурой. Ганс Гольбейн очень быстро нашел себе занятие по душе. Он начал заниматься портретированием и декорированием книг.
Уже в ранних работах талант и художественный метод Ганса Гольбейна проявляется в полной мере.
Жизнь в этом городе способствовала знакомству Ганса Гольбейна со многими гуманистами и учёными этого периода. В их числе оказался и Эразм Роттердамский <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC_%D0%A0%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>, по чьей просьбе иллюстрировал его работу - «Похвала глупости» издания 1514 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1514> г., используя при этом свои 82 рисунка. Гольбейном иллюстрировались и другие книги, принималось участие в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD>. Как последователь своего отца, он создавал витражи и писал портреты.
Можно предположить, что в это время материальное положение Гольбейна было, скорее всего, не самым лучшим. Об этом свидетельствует написанная им вывеска школьного учителя в Базеле, что выступает доказательством данного предположения и гласит о том, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же, 1516 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1516> г., им написан портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера. В следующем году - фрески на внутренних и наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BD>. По возвращении своем осенью 1519 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1519> г. в Базель, ему пришлось много работать над декорированием внешних фасадов, делая из скромных частных домов великолепные дворцы, что украшены колоннами и фигурами.
Важнейшим произведением базельского периода Гольбейна стали:
портрет юриста Бонифация Амербаха;
10 картин страстей Господних;
фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов;
Мадонна со святыми для г. Золотурна;
знаменитая Мадонна семейства Мейер.
Эти и другие его произведения будут рассмотрены нами ниже.
К этому же времени можно отнести портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9B%D0%B0%D0%B8%D1%81%D0%B0&action=edit&redlink=1> и Венеры <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0_(%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)> (1526 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1526>), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.
Ганс Гольбейн Младший был известен своим современникам не только как талантливый живописец, но и как мастер художественного декорирования. Время сохранило маленький столик, крышка которого украшена работой Гольбейна 1515 г. На ее поверхности художник изобразил шуточные бытовые сцены и картины-аллегории.
Среди более поздних работ по декорированию особенный интерес представляют фрески в доме бургомистра города Люцерна Якоба Гернштейна, выполненные в период с 1517 по 1518 г., а также роспись большой комнаты ратуши в Базеле, работа над которой была завершена в 1530 г. К сожалению, эти произведения великого мастера не сохранились. До наших дней дошли лишь эскизы и рисунки, по которым можно судить о характере произведения и оценить мастерство художника. На фресках размещены многофигурные композиции на мифологические темы, в которые гармонично были вплетены сцены, повествующие о современных живописцу событиях. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей.
С 1520 по 1522 г. Гольбейн Младший работает над созданием фресок, украсивших дом известного в то время ювелира Бальтазара Ангельрота. Жилище золотых дел мастера получило впоследствии название «Дом танца», так как его стены были украшены картинами с изображением танцующих крестьян. К этому времени относятся и фрески для дома Бонифация Амербаха, жившего в Базеле.
Сохранились рисунки Гольбейна, выполненные тушью и акварелью и предназначенные для украшения витражей. Среди прочих особенно выделяется лист с изображением двух единорогов, а также набросок св. Елизаветы Венгерской.
Находясь в Базеле, художник работает не только как декоратор. В это время им был создан ряд полотен на религиозно-христианскую тему, принесших живописцу всемирную славу. Среди них такие произведения, как «Мертвый Христос» (1521) и «Мадонна бургомистра Мейера» (1526).
В композиции «Мертвый Христос» образ главного героя несколько переосмысливается автором. Христос Гольбейна - не небесное существо. Со всей реалистичностью изображено на картине странно изогнутое в предсмертных конвульсиях мертвое тело человека, остановившийся взгляд его остекленевших глаз. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Живописец предстает перед зрителем, прежде всего художником-реалистом, стремящимся правдиво и убедительно передать явления действительности.
Картина «Мадонна бургомистра Мейера» построена по всем правилам и традициям искусства Возрождения: та же симметрия в размещении фигур; акцент на образе Марии, держащей на руках младенца Христа; плавные драпировки одежды героев; пастельные тона, мягко переходящие один в другой. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение - размещение фигур заказчиков полотна. Эти образы являют собой отдельное произведение - мастерски выполненный с натуры портрет членов знаменитой семьи.
В период с 1526 по 1528 г. Гольбейн совершил путешествие по Англии. В стране туманов и дождей художник знакомится с Томасом Мором, который вводит знаменитого живописца в круг английской интеллигенции. Находясь в Лондоне, Гольбейн создает несколько произведений, среди которых особый интерес вызывает портреты. В их числе - большая, так и оставшаяся незавершенной картина, изображающая семью Томаса Мора, а также портреты самого Мора и немецкого астронома Кратцера.
В 1526 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1526> г. Гольбейн оставил Базель, так как по причине Реформации ему стало трудно искать заработки. В Англии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%8F> его радушно встретил Томас Мор <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80,_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81>, которому Эразм написал рекомендательное письмо. Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он все время своего пребывания там был вынужден писать исключительно портреты. К этому периоду относятся следующие произведения: портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др.
По возвращении в Базель в 1528 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1528> г. Гольбейном были окончены фрески в зале ратуши (1530 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1530>, сцены из Ветхого Завета) и написано несколько портретов.
В 1532 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1532> г. из-за религиозных смут и победы в Швейцарии иконоборческой партии, Гольбейн был вынужден снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где он продолжал свою работу и выполнил многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1533> г. в Лондон <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD> им была устроена по поручению ганзейских купцов уличная декорация, изображавшая Парнас <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%81>, а в их цеховом зале были написаны апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Уффици во Флоренции <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F>), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».
Тут он становится придворным живописцем короля Генриха VIII <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85_VIII_(%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B8)>.
Последние годы жизни мастер посвящает созданию портретов. Среди них особое место занимает ряд портретов, изображающих немецких купцов, с которыми общался живописец в первый период своего пребывания в Лондоне.
Так, до наших дней сохранился портрет знаменитого в то время немецкого купца Георга Гисце, написанный почти сразу же по приезде в столицу туманного Альбиона, в 1532 г. Художник пишет здесь молодого человека, удачливого торговца, поместив его в привычную обстановку лондонской конторы. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения.
Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. Предметы, окружающие главного героя, переданы реалистично и детально: на картине подробно выписана каждая ниточка полотна, покрывающего стол, каждый лепесток цветов, стоящих в красивой стеклянной вазе.
Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны «Портрет французских посланников» (1533), «Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена» (1533), «Портрет Шарля Моретта» (1534-1535).
Последний явился вершиной творчества мастера в жанре портрета. Зритель видит перед собой представителя высших аристократических кругов. Вот почему художник поместил его в богато обставленную комнату и облачил в дорогие одежды. Для раскрытия образа Гольбейн использует сочные, яркие краски: насыщенно-зеленый фон картины, черный костюм и белоснежная рубашка героя.
С 1535 г. в творчестве знаменитого художника намечается кризис. Связано это с тем, что Гольбейн поступает на службу к английскому королю Генриху VIII и становится придворным живописцем. Его талант с этого времени оказывается полностью подчиненным капризам и желаниям знати. Поздние его произведения отличаются излишней детализацией мелких элементов и тщательностью исполнения. С другой стороны, главные образы (в сравнении с созданными ранее) менее выразительны и индивидуальны. Наиболее показательными для данного периода творчества художника являются такие работы, как:
«Портрет королевы Джен Сеймур» (1536),
«Портрет Христины Датской» (1538),
«Портрет Эдуарда, принца Уэльского» (1538-1539),
«Портрет Генриха VIII» (1539-1540).
Более совершенными, во всей полноте раскрывающими талант художника произведениями являются графические портреты Гольбейна, в которых он предстает истинным мастером изобразительного искусства.
Ганс Гольбейн Младший скончался в Лондоне осенью 1543 г.
Работа для Тюдоровского двора
Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85_VIII_(%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B8)>, королевы Джейн Сеймур <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%83%D1%80>, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т.д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85_VIII_(%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B8)> интересовался с матримониальной целью. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F>, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Вторая принцесса, Кристина Датская <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F>, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1543> г. он умер от чумы, что в то время свирепствовала в Лондоне.
2. Зеркало души
Ганс Гольбейн является универсальным художником, работавшим во многих жанрах, но славу принесли ему портреты, отличающиеся удивительной, почти фотографической, точностью и глубоким психологизмом.
Гольбейн в своих произведениях донес до нас дыхание некогда бушевавшей жизни. Реалии английского двора в годы правления Генриха VIII Гольбейн запечатлел в серии блистательных портретов.
Живые, изобилующие точными деталями, эти работы не только рассказывают потомкам о тогдашних церемониях и привычках, но и погружают зрителя в терпкую атмосферу, полную интриг и борьбы за место под солнцем.
Однако, английская серия портретов составляет лишь часть наследия Гольбейна. Помимо портретов, художником писались религиозные картины, создавались настенные росписи, т. ж он занимался книжной иллюстрации, не чурался прикладного искусства.
Гольбейн, как уже говорилось выше, вырос в художественной среде, став продолжателем династии живописцев.
Можно утверждать, что утвердившиеся в ту эпоху традиции живописного изображения им были усвоены на генетическом уровне. При этом очевидно, что его он всем существом своим принадлежал эпохе Возрождения.
Фигуры на его полотнах выглядят гораздо реальнее и "живее", чем в работах отца, они располагаются в трехмерном пространстве, построенном по законам перспективы, а сами образы отличаются точностью психологических характеристик. Религиозные полотна Гольбейна Младшего демонстрируют огромный интерес к физической реальности и почти пренебрежение по отношению к традиционным для средневекового искусства мистическим и символическим элементам.
В ряде произведений Гольбейна отчетливо слышно эхо идей, разработанных итальянскими ренессансными художниками, - это касается композиционных решений, характера линии, распределения светотени и пр. Вместе с тем эти органически усвоенные влияния переплелись с самобытными достижениями живописи Северного Возрождения - к ним относятся стремление к предельно реалистическому изображению и потрясающая точность в передаче деталей.
Легко представить, какое впечатление произвела на англичан великолепная портретная живопись Гольбейна.
В Англии, куда, в конце концов, как уже упоминалось выше, перебрался на жительство художник, в то время не было ни национальной школы изобразительного искусства, ни даровитых живописцев.
Любопытный факт: сравнивая работу Гольбейна с портретом, выполненным местным мастером, один англичанин назвал последний "сентиментальной дрянью". Высоко ценил талант своего придворного художника и Генрих VIII, о чем свидетельствует дошедший до нас анекдот того времени. История повествует о том, как некий лорд, спущенный во время ссоры Гольбейном с лестницы, пожаловался королю на художника и пригрозил убить своего обидчика. На это Генрих VIII иронично ответил: "Я запрещаю вам покушаться на жизнь этого человека. Знаете, чем вы отличаетесь от него? Я могу взять семерых крестьян и сделать из них лордов, ничем не отличающихся от вас. Но из семи лордов я никогда не смогу сделать одного Гольбейна".
Сохранился лишь один оригинальный портрет Генриха VIII из нескольких написанных художником. Самым удачным среди них считался вошедший в настенную роспись дворца Уайтхолл, на котором король был изображен со своей третьей женой, Джейн Сеймур, - фреска погибла в 1698 году во время пожара, но к тому времени с нее успели сделать две уменьшенные в два раза копии. Они-то и дают нам представление об оригинале. Кроме того, существует фрагмент полноразмерного этюда к этой фреске. Фронтальная поза изображенного на нем в полный рост короля придает его облику величественность. Взгляд Генриха VIII при этом буквально пронизывает зрителя насквозь, живо напоминая свидетельства современников о чувстве "смущения и собственного ничтожества", охватывавшего всякого, кто разглядывал эту роспись.
Другие, принадлежащие кисти Гольбейна, портреты Генриха VIII также известны нам в копиях. Лучшие из них действительно выполнены великим живописцем. Полагают, что в Лондоне Гольбейн имел учеников, однако их имена остались нам неизвестными - поэтому авторство указанных копий невозможно установить.
О технике Гольбейна мы можем судить исключительно по его работам - письменных "объяснений" своего метода он не оставил.
Совершенно очевидно, что Гольбейн часто делал очень подробные подготовительные рисунки к своим картинам, после чего переносил контуры на холст, используя для этого различные механические приемы. Так, работая над фресками во дворце Уайтхолл, он действовал следующим образом: контур прислоненного к стене или холсту рисунка прокалывался иглой, после чего получившиеся отверстия набивались угольной пылью. Такие отверстия можно рассмотреть на уцелевшем фрагменте картона для дворцовой настенной росписи и на подготовительном рисунке к знаменитому портрету Томаса Мора.
Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги. Он брал лист, покрытый с одной стороны углем, и, поместив его между предварительным рисунком и холстом, переводил контур.
На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились любопытные надписи, относящиеся преимущественно к костюму: "белый атлас", "лиловый бархат" и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои, среди которых было много очень занятых людей, не находили времени долго позировать ему. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Художнику, прибывшему в Брюссель писать портрет предполагаемой невесты Генриха VIII, отвели на встречу с ней лишь три часа. Сделанных за это время этюдов хватило Гольбейну для того, чтобы представить позже королю великолепный портрет, хранящийся ныне в лондонской Национальной галерее.
Гольбейну пытались подражать, но ни одному из подражателей не удалось хотя бы "повторить" манеру мастера, его необыкновенно тонкий мазок и изысканность композиционных решений. Непревзойденный Гольбейн так и остался в веках единственным и неповторимым.
3. Творчество
Этот двойной портрет кисти Гольбейна является выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. По некоторым сведениям, именно Сельв посоветовал своему товарищу заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя, изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей. С множеством деталей картины, выписанных художником предельно реалистически, контрастно сопоставлен странный предмет, размещенный на переднем плане полотна. Он формирует символический ряд этого произведения, оказываясь - по детальном рассмотрении - искаженным в перспективе человеческим черепом.
Год создания этого шедевра - 1533-й.
Эта картина интересна не только фигурами послов, но и натюрмортом, занимающим центральную часть картины. Можно даже утверждать, что этот натюрморт играет "центральную" роль в композиции, связывая двух разведенных по бокам полотна мужчин и одновременно оттеняя индивидуальность каждого из них. Композиционное разнообразие достигается за счет тонких различий в позе стоящих, их одежде и манере держаться.
Чудовищно искаженный череп, помещенный на передний план, делает композицию треугольной и более динамичной, причем динамика подчеркивается геометрическими узорами ковра.
Об этом черепе в XX веке написано немало - собственно, именно он и сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфортного бытия, единственной реальности видимого нами мира и одновременно нависающей над всем этим смерти, обессмысливающей существование человека, оказалось необыкновенно близко мироощущению человека XX века. Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения - при "прямом" взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания. Но при "особом" (подразумевается - правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома, иллюзии.
Такой подход к шедевру Гольбейна делает картину пронзительной аллегорией "суеты сует".
Предметы, являющиеся своеобразным фоном многих портретов Гольбейна, часто выбираются им с целью максимально полно охарактеризовать изображенного человека или, в другом варианте, задать сложную символическую музыку произведения. Но, пожалуй, ни в одной работе эти предметы не сгущаются так "концентрированно", как это происходит в представленном шедевре. Обилие разнообразных вещей говорит о широте интересов стоящих перед нами людей - даны очевидные указания на музыку, математику, геометрию, астрономию, есть, помимо этого, и знаки не столь очевидные. На нижней полке этажерки мы видим глобус, учебник математики, лютню, футляр с флейтами и сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме "Спаси, Господи, души наши".
Лютня здесь выступает не только музыкальным инструментом, но и - если не забывать того, что ее струны традиционно символизировали смерть, - вполне определенным символом, перекликающимся с искаженным черепом, написанным на переднем плане. Эта связь упрочивается и перекличкой в "технической" сфере - и то, и другое призвано показать великолепное знание законов перспективы, которым отличался Гольбейн. Если изображение в правильной перспективе лютни - с ее сложной формой и изогнутым под прямым углом грифом - представляет собой сложнейшую техническую задачу, то изображение в искаженной перспективе черепа - задача ничуть не проще.
Свое искусное владение перспективой Голъбейн вновь демонстрирует (и опять же используя для этого лютню) в "Портрете неизвестного с нотной тетрадью и лютней".
Работая над "Портретом Николаса Кратцера", Голъбейн эксплуатировал свой обычный прием - характеристику человека (в данном, случае - придворного астронома) посредством окружающих его вещей.
Портреты базельского бургомистра Якоба Мейера и его жены Доротеи (на след. стр.), созданные Голъбейном в 1516 году. Стилистика этих работ напрямую отсылает зрителя к итальянской живописи эпохи Возрождения.
Этот знаменитый алтарный образ был написан Гольбейном по заказу бывшего базельского бургомистра Якоба Мейера. Данный тип алтарного образа известен в Германии как "Schutzmantelbild" ("Мадонна с покровом") - связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. В Англии такие алтарные образы называют "Virgin of Mercury" ("Мадонна-Вестница") или "Virgin of Pity" ("Мадонна Сострадающая"). В европейском искусстве XIII-XIV веков художники довольно часто живописали этот сюжет, но величественная работа Гольбейна явно выделяется на общем фоне. Слева на картине изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями, уже умершими ко времени ее создания. Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Рентгеновские исследования зафиксировали несколько серьезных поправок и "переписок" - ученые предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника в Базель из Лондона в 1528 году.
Этот портрет можно смело назвать одной из вершин в творчестве Гольбейна. Великий гуманист Томас Мор (1478-1535) был ярчайшим представителем своей эпохи. Юрист, ученый, государственный деятель, он создал знаменитую "Утопию" (1516), описав в ней идеальное, на его взгляд, устройство общества. "Утопия" в короткое время стала, говоря сегодняшним языком, европейским бестселлером и выдержала массу изданий (в том числе базелъское издание 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии.
В 1535 году его обезглавили (и это еще явило милость короля, так как по первоначальному приговору Мора должны были пытать страшными пытками и четвертовать). Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.
Это один из первых портретов, созданных Гольбейном после его окончательного переезда в Англию в 1532 году. Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно "перегрузил" пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского "Стального двора" - местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии; все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), "разбросанные" художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Первоначально Гисце сидел анфас, а левый и правый стеллажи располагались симметрично относительно друг друга. Похоже, именно эта правильная симметрия, в конце концов, не устроила художника, и он, безжалостно разрушив ее, существенно оживил свое произведение.
Сохранилось около дюжины, религиозных полотен Гольбейна. Большая их часть относится к раннему периоду его творчества, и несут явный отпечаток учебы у отца художника, Ганса Гольбейна Старшего, вместе с тем более зрелая религиозная живопись Гольбейна обнаруживает сильнейшее влияние итальянской живописи эпохи Возрождения - ярким примером тому служит гольбейновская "Тайная вечеря", почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Размеры портретных миниатюр позволяли рассматривать их, держа в руке, или, украсив драгоценными камнями и прикрепив к цепочке, носить на шее. Как правило, на них изображали близких людей. Если проводить аналогию, то их можно сравнить с сегодняшними семейными фотографиями, которые часто носят в бумажнике. До нас дошло более десятка портретных миниатюр, выполненных Гольбейном по приезде в Англию, - в качестве примеров приводим портреты миссис Пембертон и Анны Клевской, четвертой жены Генриха VIII. В Англии к тому времени уже существовала традиция подобных изображений, заложенная фламандцем Лукасом Хорнеболтом, - он также служил при дворе Генриха VIII и, возможно, посвятил Гольбейна в технические тонкости работы, в этом жанре. Однако, как писал в начале XVIII века голландский художник Карел ван Мандер, "Гольбейн настолько превосходил Лукаса в рисунке, композиции и мастерстве, что его миниатюры затмили работы фламандца - подобно тому, как Солнце затмевает Луну". В сущности, в своих миниатюрах Голъбейн исповедовал всю ту же концепцию глубокого психологизма, что была характерна и для его "полноценных" портретов.
Книжной иллюстрацией Голъбейн увлекся в Базеле, бывшем в его времена одним из крупнейших в Европе центров книгопечатания. Всего художник создал более 400 рисунков, по которым впоследствии были вырезаны деревянные клише для гравюр. Среди его иллюстраций - титульные листы книг, виньетки и пр. Голъбейн проиллюстрировал Новый завет - гравюра "Звезда, падающая в бездну" является примером этой работы. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия "Пляски Смерти", включающая в себя 41 гравюру. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Серия создавалась Голъбейном в 1520-е годы, но в полном виде вышла из печати только в 1538 году, в Лионе.
Серия "Пляски Смерти" пользовалась огромным успехом, выходила с подписями на разных языках и долгое время входила в список самых громких европейских бестселлеров.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. После своего переезда в Англию в 1532 году художник вообще крайне редко работал в иных жанрах, почти исключительно перейдя на создание портретов. Чаще ему позировали мужчины - примерами этого рода работ являются "Портрет Боса ван Стенвийка" и "Портрет лорда Кромвеля". Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты - например, "Леди с белкой и скворцом", ок. 1526-28. Нередко Голъбейн дополнял портреты элементами натюрморта, подчеркивающими особенности характера модели. Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который "оживлен" лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины.
Гольбейном создан целый ряд величественных фресок в Базеле, Люцерне и Лондоне, но все они не дожили до наших дней. Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Впрочем, сохранившиеся предварительные рисунки и уменьшенные копии позволяют получить достаточно адекватное представление о фресках Гольбейна. Между 1517 и 1519 годами Гольбейн помогал своему отцу, принявшему заказ на оформление дома главы магистрата Люцерна. Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов, - на них, как хорошо видно по этому рисунку Гольбейна, изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. В Базеле Гольбейн расписал стены зала заседаний в ратуше, с помощью религиозных и аллегорических сюжетов проиллюстрировав идею правосудия. Самой знаменитой настенной росписью художника считалась фреска в лондонском дворце Уайтхолл - с изображением короля Генриха VIII и его семьи. К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году.
Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна. Молодой художник и великий гуманист встретились в Базеле и вскоре подружились; Гольбейн написал несколько портретов Эразма. На этом портрете Гольбейн изобразил Эразма за привычным ему занятием - ученый с головой ушел в чтение.
В 1533-1535 гг. Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе; представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как "Моретт" - по еще одной фамилии героя) - один из них. Изображенный на полотне дипломат смотрит на зрителя спокойно и гордо; в его уверенной позе, изысканно-сдержанном стиле костюма сквозит подлинный аристократизм. Живые черные глаза Моретта оттеняет благородная проседь в бороде, а белизна рукавов рубашки эффектно контрастирует с чёрным атласом камзола. Этот портрет - зримое выражение спокойного, отточенного, уравновешенного мастерства и той объективной манеры, что прославила Гольбейна.
Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. Природа щедро одарила Генриха, наделив отличными способностями к языкам, наукам и особенно к музыке. Король играл на трех инструментах, поражал красивым голосом и писал инструментальные пьесы - до нас дошло около 30 его сочинений. 38-летнее правление Генриха VIII запомнилось многими событиями, но, прежде всего, тем, что у короля за это время сменилось шесть жен, причем двух из них обезглавили по его личному приказу. Представленный "Портрет Генриха VIII" - единственный сохранившийся из всех портретов короля, созданных Гольбейном. Украшения, шитье и пуговицы на портрете сделаны из настоящего золота, а фон написан драгоценным по тем временам синим пигментом - ультрамарином.
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, умерла третья жена Генриха VIII, Джейн Сеймур. Король тут же занялся поисками новой невесты. В конце концов, он женился (в 1540 году) на Анне Клевской, но перед этим рассмотрел еще восемь кандидатур, среди которых оказалась и Христина Датская. Христина была дочерью датского короля Христиана II и племянницей Карла V, императора Священной Римской империи.
Мёртвый Христос в гробу
Ганс Гольбейн Младший создавал картину «Мертвый Христос в гробу», возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. Юноша Ипполит в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» называет эту картину странной. Сам писатель увидел ее в Базеле в 1867 году - в ту пору, когда, измученный болезнью и кредиторами, он через два месяца после свадьбы с молодой женой буквально бежал из России. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф.М. Достоевского с «Писем русского путешественника». Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине: «...с большим примечанием и удовольствием смотрел я... на картины славного Гольбейна, базельского уроженца и друга Эразмова. Спаситель - и на кресте, и снятый с креста - по обычаю всегда изображался в покое и величии телесной красоты, как бы ни тронутой смертными мучениями, не подверженной разрушительным законам разложения. Гольбейновский Христос перенес неимоверные страдания: израненный, иссеченный ударами стражников, в синяках и кровоподтеках - следах побиения камнями, в ссадинах от падения под тяжестью креста. Глаза его полуоткрыты, но и это, может быть, самое ужасное - в них мертвая остекленелость; губы судорожно застыли, словно в оборвавшемся на полуфразе стоне: «Господи! Отец мой, зачем ты оставил меня...».
Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Ф.М. Достоевского неизгладимое впечатление. Он будто окаменел перед жутким откровением образа, в глазах - смятение и страх.
Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений - «Мертвый Христос в гробу» - в 1521 году. Все в этой картине вызывает недоумение: странный формат, назначение картины, трактовка образа Христа. Кроме того, ученые до сих пор не пришли к окончательному и однозначному выводу, действительно ли это произведение - одна из сохранившихся частей утраченного алтаря. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид? Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. Перед нами самостоятельное произведение - редкая и старинная форма картины «Мертвый Христос в гробу», восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией.
Изображение мертвого Христа, лежащего на погребальном столе, знали и немецкая, и итальянская традиции.
Он изобразил не просто мертвого Христа, он написал Христа одинокого в своей смерти - нет рядом ни учеников его, ни родных.
Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Страшны закатившиеся зрачки приоткрытых глаз, страшен оскал рта, вокруг ран появились синие пятна, а конечности стали чернеть. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. Мертвее мертвого лежал перед зрителем человек со всей своей устрашающей угловатостью наготы. Христа Гольбейн рисовал с утопленника, ему безжалостно придал он страшную величественность. Связанный с Христом евангельский сюжет Гольбейн низводит до скрупулезной анатомии мертвого тела, что даже говорит о некотором безбожии самого художника. Перед нами смерть в самом неприглядном виде: сведенное судорогой лицо, застывшие и потерявшие блек глаза, всклокоченные волосы, вздыбленные ребра, провалившийся живот.
Но в скрупулезном изображении мертвой плоти есть своя экспрессивная сила и свой эстетический подход к теме. Форма картины, подогнанная под размеры фигуры, придает образу монументальное величие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера - в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D1%80%D0%B5%D1%80>.
Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки.
Композиции, созданные Гольбейном, носят скорее дидактический, наставительный характер и прославляют высокую мораль.
Талантливый немецкий живописец внес неоценимый вклад в развитие живописи Германии. Его творчество оказало огромное влияние на становление и развитие портретного жанра не только на родине художника, но и в других странах Западной Европы.
особенность творчество художник гольбейн
ЛИТЕРАТУРА
1. Бенсьюзан С.Л. Гольбейн / С. Бенсюзан; пер. Е. Боратынской. - М.: Ю.И. Лепковский, 1910. (Художественная библиотека).
. Пахомова В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего / В.А. Пахомова. - Л.: Искусство, 1989. Библиогр.
. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии XV и первой половины XVI века / М.Я. Либман. - М.: Искусство, 1972.
. Гольбейн Г. мл. Пляска смерти / вступ. ст. А. Могилевского. - М.: Ритм, 1923.