Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте православии состояла в необходимости формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так как в силу свойственного ей многобожия не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской власти. Процесс принятия новой религии был длительным и противоречивым. Он начался попыткой князя Владимира создать единый языческий пантеон. Главным же стало крещение окружения князя и Киева по православному чину в 988 г. Крещение народа наиболее активно осуществлялось в 988998 гг. В отличие от городского населения крестьяне еще долго не принимали новую веру, причем особенно серьезным было сопротивление в северных районах страны (Новгород и др.).
Объективно введение христианства способствовало укреплению политического единства древнерусских земель, окончательной ликвидации племенной обособленности. Православие оказало значительное культурное влияние на общество: более широкое распространение получила письменность, появились школы, началось систематическое летописание.
Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны.
и становление государственной структуры с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания Они обнаружены при раскопках в 9 древнерусских городах (основная масса в Новгороде, где естественные условия способствовали их лучшей сохранности).
В XI нач. XII в. на Руси распространяется большое количество переводных сочинений как религиозного, так и светского содержания. В это же время происходит становление оригинальной литературы, самым ранним памятником которой является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, написанное в сер. XI в. Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод к. XI в. В нач. XII в. в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы «Повесть временных лет». В «Повести» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее как часть истории всемирной. Автор (возможно, монах Нестор) использовал ряд переводных источников, а также отечественные летописи и устные легенды.
В XI в. развиваются каменное храмовое строительство, церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества сер. XI в. соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове.