У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Арабский Восток Феодальный общественно ~ экономический строй начал развиваться в странах Арабског

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

  1. Экономическая идеология Корана.

Арабский Восток

Феодальный общественно – экономический строй начал развиваться в странах Арабского Востока с VII в. Земля обращалась в феодальную собственность, крестьянство жестоко эксплуатировалось и закреплялось за феодалами. Рост классовых противоречий приводил к выступлениям крестьянства против феодального гнета, а внутриклассовые противоречия порождали политическую и идейную борьбу между передовыми и отсталыми группами внутри господствующего класса.

На Аравийском полуострове в начале VII в. возросшие социально – классовые противоречия привели к образованию арабского государства, религиозно – политической идеологией которого был ислам, отражавший интересы феодальной знати и торговцев.

Основатель новой религии и государства Мухаммед стремился привлечь на свою сторону родовую аристократию и богачей, но в то же время он и его последователи, желая расположить к себе бедноту, выступили против богатства, ростовщичества, лихоимства. Священная книга мусульман – Коран требует, чтобы верующие не были жадны к наживе и не стремились к чрезмерному обогащению.

Вместе с тем Коран пытается обосновать божественным предопределением общественное неравенство, наличие в обществе богатых и бедных, господствующих и подчиненных.

«Мы, - вещает Коран от имени бога, - … возвышаем одних над другими в степенях, так что одни из них держат других подвластными себе невольниками». Существующий общественный и политический строй, по Корану установлен Богом, чтобы на Земле был порядок. В Коране говорится: «Если бы Богу не удерживать одних людей другими, то Земля расстроилась бы».

Всемерно защищая частную собственность, Коран устанавливает жестокие наказания за всякие покушения на неё.

Коран учит бедняков: «Не засматривайся очами твоими на те блага, которыми мы наделяем некоторые семейства».

Угнетенные массы должны проявлять покорность и смирение, чтобы получить за это вознаграждение в загробной жизни. Непокорных же ждет вечное наказание. Как известно, ислам признает Коран не только священной книгой, но и основой законодательства. Ислам защищает эксплуататорское феодальное общество с присущим ему угнетением народных масс как незыблемое божественное установление.

В Коране нормируется торговля и предписывается, чтобы мусульмане соблюдали в ней определенные правила. Прибыль в торговле Коран признает нормальным явлением и отличает ее от ростовщического процента, который объявляется порождением сатаны. Ростовщичество является делом богопротивным, высокие проценты запрещаются.

Идеологии народных масс, подымавшихся на освободительную борьбу против арабского халифата, носила религиозную окраску, но использовала религиозные представления о равенстве и справедливости не в отношении загробной жизни, а в отношении жизни на Земле.

Внутри ислама возникали секты, выражавшие в той или иной мере интересы угнетенных масс и являвшиеся идеологической основой возникавших под религиозной оболочкой антифеодальных движений крестьян и угнетенной городской бедноты народов Арабского Востока.

Наряду с религиозными сектами феодальную идеологию ислама критиковали в этот период передовые мыслители Арабского Востока.

Чрезмерно большое влияние оказали на развитие всей общественной мысли Арабского Востока произведения крупнейшего сирийского прогрессивного мыслителя и поэта Аль-Маарри (973 – 1057).

- против религиозного мировоззрения, которое ставило задачу прикрыть и защитить феодальную эксплуатацию масс;

- критиковал феодальный общественный и государственный строй, при котором у власти стоят богатые, приобретшие свое богатство за счет угнетенных и обездоленных;

- воспевал труд народных масс и протестовал против их угнетения, признавал всех людей равными, независимо от общественного положения и национальности.

Арабская общественная мысль испытывала на себе влияние общественной мысли античного мира, особенно произведений греческих мыслителей Платона и Аристотеля.

Арабский историк Ибн-Халдун (1332 – 1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения.

Исходя из того, что у людей имеются потребности, которые удовлетворяются различными продуктами труда, Ибн-Халдун развивает свое учение о производстве продуктов и их обмене.

- богатство создается трудом, и продукты ремесла обмениваются на другие продукты в соответствии с затратами труда. «Всё или большая часть того, что человек приобретает и из чего извлекает прибыль, равноценно стоимости труда». В земле Судана, по словам Ибн-Халдуна, имеется много золота, но страна остается бедной, так как благосостояние народа зависит не от наличия золота, а от трудолюбия населения.

- разделение труда. Труд в промышленности и торговле позволяет получать прибыль. Что касается сельского хозяйства, то при кочевом скотоводстве и при оседлом земледелии в этой отрасли создается лишь такое количество труда, которое необходимо для удовлетворения занятых в ней лиц. Только в городах, где имеется обилие рабочих рук и широко применяется разделение труда, есть условия для получения излишков сверх затраченного на производство.

- за освобождение торговцев от налогов и за развитие внешней торговли.

- драгоценные металлы не создают богатства, но имеют устойчивую стоимость, поэтому представляют удобную форму хранения уже созданных богатств, в качестве сокровищ. Пытаясь выяснить закономерности исторического процесса, Ибн-Халдун исходил из решающего значения географических факторов. Такая исходная позиция привела его к ошибочному заключению о повторяемости истории, которая будто бы развивается циклически.

Ибн-Халдун объяснял политическое господство кочевников в странах Азии в XI – XV веках тем, что будто бы в странах теплого климата кочевое скотоводство более соответствует требованиям географической среды, чем земледелие.


      1. Экономические представления арабов до образования халифата. Коран.
      В Аравии переход к феодальным производственным отношениям и создание единого государства совпали с возникновением новой единобожной религии — ислама. Глава первого общеарабского государства Мухаммед носил сан пророка, осуществляя и светскую и духовную власть.

Экономическую мысль арабов в период возникновения раннефеодального государства отразили Коран  и жизнеописания Мухаммеда. Коран (на русский язык переводится как «чтение») содержит проповеди Мухаммеда, его высказывания по тем или иным вопросам в период 610—632 гг. Эти высказывания записывались его сподвижниками и после его смерти были сведены воедино. Самые ранние сохранившиеся списки Корана относятся к рубежу VII — VIII вв. 

Упоминая богатых  и бедных, Мухаммед  обращается к проблемам имущественного положения и неравенства, пытается дать объяснение неравенству. Однако главная мысль — божественное происхождение имущественного и социального неравенства. Именно Аллах якобы дал «преимущество одним пред другими в жизненном уделе. Но те, которым дано преимущество, не вернут своей доли тем, кем овладела их рука, чтобы они оказались в этом равными». В Коране противопоставлены раб и богач. Отношения между богатыми и бедными определяются их имущественным положением. Богатые берут в услужение бедных, и это зависимое положение бедняков тоже предопределено богом. Признается святость самой зависимости одних от других во избежание социальных конфликтов. Мухаммед призывал к повиновению всех власть имущих: «Повинуйтесь  Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». 

В Коране земля принадлежит богу и не каждый может рассчитывать на ее получение или же сохранение за собой земельной собственности. Но Коран утверждает принцип неприкосновенности частной собственности, подчеркивая недопустимость присваивать чужое имущество, входить в чужие дома «с задней стороны» или входить без разрешения. Ворам следовало отсекать руки «в воздаяние за то, что они приобрели». Хотя Мухаммед осуждает скупых, любящих богатство, золото, серебро, тем не менее проявляет большую заботу о сохранении богатства, выступает против расточительства, излишней траты средств, призывает к бережливости. Правоверным рекомендуется не поедать «достояний меж собой попусту» и не отдавать его судьям, ибо «съесть часть достояния людей преступно», но давать родственнику «должное ему», и бедняку, и путнику. 

Все верующие обязаны были тратить часть своего имущества «на пути божьем», уплачивая очистительную милостыню (в Коране это своего рода единое обложение всех принявших ислам, благотворительность, возведенная в степень обще религиозного и общегосударственного обязательства). Обязательная милостыня в условиях Аравийского полуострова - общегосударственный налог, который вводился впервые для всех районов, населенных и оседлыми и кочевыми племенами. И хотя в Коране неоднократно подчеркивалось, что милостыня предназначается только бедным, сиротам, путникам, на практике на благотворительные цели выделялась лишь 1/5 поступавших средств. Благотворительность, объявленная общегосударственной политикой, маскировала принудительный характер обложения, была направлена на смягчение социальных противоречий. В связи с этим большой интерес представляет отношение Корана к рабам. Милостыня предназначена не только для бедных, нищих, но и на выкуп рабов, в помощь должникам. Основным источником пополнения числа рабов были пленные, но они подлежали освобождению после окончания войны за выкуп или без выкупа. Отпуск рабов на волю объявлялся богоугодным делом, признаком благочестия. Первоначально военная добыча переходила в руки Мухаммеда, ибо «добыча принадлежит Аллаху и посланнику». Однако в дальнейшем, еще при жизни Мухаммеда, 4/5 ее стали делить между участниками похода. 

 В Коране часто упоминаются торговые сделки по наличному или безналичному расчету. Коран требует:

- При ведении торговых операций строгого соблюдения мер и весов, сопровождая это ссылкой на Аллаха и на авторитет пророков, которые проповедовали еще до Мухаммеда;

- от мусульман точности при оплате долгов, определяет процедуру заключения сделки и записи долгового обязательства;

- В случае тяжелой болезни каждый мусульманин, если он имеет какое-либо имущество, обязан составить завещание. 
- Мухаммед всячески устрашал ростовщиков воздаянием от Аллаха, запрещение брать высокий процент приписывал Аллаху.
  Экономическая политика Мухаммеда была направлена на обеспечение постоянных доходов государства и подчинение всех жителей Аравийского полуострова независимо от вероисповедания. В случае, когда христиане или иудеи принимали ислам, они получали покровительство и освобождались от поголовного обложения, а если отказывались от ислама, то должны были платить поголовную подать. - было изъятие земли из военной добычи. Земли захваченных областей не подлежали разделу среди участников похода;

- установлены налоги с торговли и ремесла, а также с поголовья скота;

- Мухаммед жаловал земли своим приближенным или любому человеку в расчете на его будущие заслуги перед государством. Владельцы земель могли продать, подарить или передать по наследству свои земли. Однако обязательными условиями владения были обеспечение обработки участков и уплата государственного поземельного налога. 
      2. Экономические концепции времен Арабского халифата. 

   Законоведы обращались к хадисам — преданиям о поступках и высказываниях Мухаммеда, чтобы его именем освящать свои действия или толкования. Собирание и толкование хадисов стало важным элементом развития как права, так и экономических концепций. Мусульманское право «шари'ат» (от слова «шар»— закон) сложилось на основе трех источников: Корана, хадисов и обычного права. 
      Главной в мусульманском праве была проблема собственности. Признание и декларирование божественного происхождения богатства и бедности не могло удовлетворить конкретные запросы социальной практики. Труд - источник и основа собственности, как и продукты земли. «Земля принадлежит всякому, кто оживит ее». Немусульманин должен получить предварительное разрешение верховной власти на оживление мертвой земли. Право первого владения принадлежит тому, кто огородил пустующую мертвую землю. Однако он теряет свое право, если в течение трех лет не приступил к работам по оживлению. В таком случае власти могут отобрать землю, передав ее другому лицу с условием ее обработки.
      Мусульманское право детально разработало правила обложения земель. Земли делились по видам налогообложения на: ушурные (земли арабов) и хараджные (всех не арабов, независимо от того, приняли они ислам или нет). С ушурных земель взимали 1/10, а с хараджных — от 1/3 до 1/2 урожая. Поголовной податью облагались все немусульмане — свободные мужчины. Женщины, дети и рабы не подлежали обложению. При раскладке подушной подати власти делили всех на 3 категории: богатых, со средним достатком и бедных. 
      В халифате примерно с IX в. возникло землевладение мусульманских благотворительных учреждений, мечетей, религиозных школ и т. д.— вакфы. Каждый мусульманин мог передать часть своих земель или другого имущества мечетям и учредить вакф. В окончательном варианте вакфы стали неотчуждаемыми и свободными от государственного налога. 
      Рабы занимали важное место в социальной структуре халифата.  Из рабов составляли крупные войсковые соединения, их труд иногда использовали при строительстве оросительных систем, добыче полезных ископаемых. Рабы выполняли работы по домашнему хозяйству у богатых людей. Сотни и тысячи невольников и невольниц обслуживали халифов, эмиров и знать. Это были слуги, певцы, танцовщики, конюшие и т. д. Дети рабыни, признанные отцом, могли наследовать отцу и занимать высокие посты. Мусульманскими законоведами была разработана целая система вольноотпущенничества и прав вольноотпущенников. 
      Мусульманское право признавало у товаров потребительную стоимость и торговлю считало полезным занятием. Золото и серебро универсальный показатель ценности товаров. Не только золото и серебро в любом виде, но и все, что способно поддерживать жизнь, может служить платой за определенный предмет. Законоведы отличали акт простого обмена от акта купли-продажи. При обмене обе стороны признавались равными в своих правах и обязательствах, а при купле-продаже участники сделки функционально различались: личная оценка играет меньшую роль. Сама продаваемая вещь должна быть известна покупателю и быть полезной. При купле-продаже оба участника сделки оказывают друг другу взаимную услугу. Не подлежат продаже личные права человека (право преимущественной покупки, право на получение вознаграждения, пенсии и наследства). 
      Мусульманские законоведы признавали разницу между стоимостью товара и объявленной ценой. Было подробно разработано право преимущественной покупки недвижимого имущества, заключения договоров о залогах, оформления торговых товариществ, основанных на доверии, и компаний. Объединения купцов для ведения крупных торговых операций были широко распространены во всем мусульманском мире. При заключении крупных сделок прибегали к чекам и векселям. Безналичная торговля была выгодна всем участникам сделки. По чекам можно было получать наличные деньги по всей территории халифата.
     Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари (731—798). Приверженец ханифитской юридической школы. В 782 г. Абу Юсуф был назначен на должность кади (судьи) в Багдаде и первым получил титул верховного кади. Абу Юсуф написал несколько сочинений, однако до нашего времени сохранилась единственная книга «Китаб аль-Харадж» («Книга о подати»), которую он составил по желанию халифа Харуна ар-Рашида. Основная цель - дать халифу практическое руководство при решении различных вопросов, связанных с экономической политикой. Он оправдывал переход государства к новой системе налогообложения, отличной от времен завоеваний. 
 Абу Юсуф выделял категории

- бедных земледельцев, живущих своим трудом;

- слабых издольщиков, «тех, кто занят трудом своими руками», имея в виду ремесленников, которые не имели ни учеников, ни подмастерьев, ни наемных работников.

Пастбищная земля, ранее находившаяся в общинной собственности, в связи с обработкой и превращением ее в пахотную землю теряла признаки коллективной собственности и переходила в частную собственность. 
     Абу Юсуф уделил большое внимание системам обложения и сбора налогов. Необходимо соблюдать меру в налогообложении подданных. Чтобы «не налагали на них выше их платежеспособности» и не наказывали за неуплату налога. Абу Юсуф считал невыгодным прибегать к откупу налога и говорил, что потери в налоге от таких сделок велики, ибо откупщик, имея в контракте сумму, превосходящую сумму хараджа, притесняет плательщиков, требуя от них того, чего они не обязаны платить. Абу Юсуф проявлял большую заботу о доходах государства и своевременном поступлении налогов, о назначении сборщиками налогов сведущих, порядочных, богобоязненных и справедливых людей. 
    Абу Юсуф заявлял, что все формы издольной аренды «дозволены и законны». Он считал продажу излишков воды для орошения или для других целей недопустимой, ссылаясь при этом на хадис, согласно которому Мухаммед запретил продажу воды. Никто не имеет права отказывать кому-либо пользоваться источником воды для питья или для водопоя скота. Зато большая река принадлежит всем мусульманам. 
      Абу Юсуф отразил представления своего времени о ценах и ценообразовании, ссылаясь на мнение халифа Омара ибн Абу аль-Азиза, согласно которому «в этом деле от нас ничего не зависит, цены - дело Аллаха»". Абу Юсуф учитывал соотношение расходов на добычу золота, серебра, железа и свинца и считал, что если расходы превосходят стоимость добытых металлов, то с них государство не должно брать пятую часть. Основная забота автора -  исправное поступление налогов и сохранение платежеспособности податного населения. Фактически он выступал против чрезмерного фискального грабежа. Халиф, по мнению Абу Юсуфа, должен быть верен заключенным договорам и заботиться, чтобы в государстве все земли, пригодные к обработке, были переданы владельцам для обеспечения соответствующих налогов. Когда речь идет о фонде земель, принадлежащих казне, Абу Юсуф высказывает мысль о тождестве земель и денег, ибо земля - «то же самое, что и деньги», раз имам имеет право одаривать тем и другим. 
      Абу Юсуф выступал как выразитель интересов тех слоев господствующего класса, которые были заинтересованы в сильной центральной власти. Он призывал халифа создать такие условия в государстве, чтобы в казну поступали твердые и, заранее предусмотренные суммы, и в то же время сохранялась платежеспособность податного населения. Однако в условиях усиления феодальной эксплуатации многие рекомендации Абу Юсуфа были обречены на неудачу. 
      В Арабском халифате трудящиеся вели постоянную борьбу против эксплуататоров, против имущественного неравенства. Еще при жизни Мухаммеда были случаи убийства сборщиков налогов и отказа от уплаты податей. После смерти Мухаммеда по Аравии прокатилась волна восстаний в племенах. Идеологическим лозунгом их был отказ от ислама, так как участникам восстаний казалось, что это автоматически освобождало их от необходимости платить налоги. Надежды народных масс в последующий период находили отражение в учениях различных течений, сект и в ересях. Наибольшее влияние в первые века приобрели идеи хариджитов, требовавших правового и социального равенства всех мусульман независимо от их этнической принадлежности. Халифом мог стать только избранник бога и народа, даже раб-негр. 
      На идеологию народных масс большое влияние оказал суфизм, возникший в VII—VIII вв. и превратившийся впоследствии в одно из крупнейших мистико-религиозных течений. Суфии осуждали богатство и роскошь власть имущих, призывали к добровольной бедности, которая якобы приближает человека к богу. Идеология умеренного суфизма, который в XII в. был признан «правоверным», наиболее полно разработана в трудах аль-Газали в учении о бедности. Если у суфия есть все самое необходимое, он должен заниматься честным трудом, а не нищенствовать. Газали отдавал предпочтение ремеслу перед другими занятиями. Если же у суфия нет самого необходимого, он должен собирать милостыню только на один день. По мнению Газали, принимать подаяние недозволено от ростовщиков, сборщиков налогов и т.д.
     В середине VIII в. против официального ислама выступила шиитская секта исмаилитов, в учении которых народные массы привлекали лозунги социального равенства и отрицания правомерности власти халифов. Исмаилиты проповедовали идею пришествия махди (мессии), который утвердит царство справедливости на земле. В VIII - X вв. произошло разделение исмаилитов на две ветви: собственно исмаилитов и карматов. В IX — X вв. проходили крупные восстания под лозунгами карматов. Повстанцы требовали социального и имущественного равенства. Главным лицом в обществе они признавали свободного крестьянина-общинника. В начале X в. бахрейнские карматы образовали свое государство с центром в Лахсе и обложили данью многие области халифата. Первоначально крестьяне и ремесленники были освобождены от налогов, а несостоятельные получали займы от государства. Однако карматы не устранили эксплуатации чужого труда. Общинникам раздавали рабов, и их свободная община была основана на рабском труде. Слабым местом в идеологии и в практической политике карматов было признание свободы и равенства только за своими приверженцами, сохранение эксплуатации рабов, фанатическая нетерпимость в отношении всех, кто не воспринимал их учения. Государство карматов просуществовало до конца XI в. Идеология карматизма сохранялась еще несколько веков. 
      Среди народных движений средневековья особое место занимает восстание чернокожих рабов — зинджей (869— 883). Об их идеологии известно, что они испытали влияние прежних освободительных движений. Вождь зинджей объявил себя халифом, чеканил монеты со своим именем, и его имя упоминалось в пятничной молитве. Повстанцы верили в справедливого халифа. Наиболее слабым местом идеологии и социальной практики зинджей было то, что они не отменили рабства. 
      3. Социально-экономические воззрения Ибн Хальдуна 
        Арабский мыслитель Ибн Хальдун (Абу За-ид Абд ар-Рахман ибн Мухаммед аль-Хадрами) (1332—1406) родился в Тунисе, происходил из знатного рода. В 1382 г. он покинул Магриб, уехав в Египет, где в течение 20 лет принимал активное участие в научной и политической жизни, пытался бороться с коррупцией судебного аппарата, но безуспешно. Выступал против тех феодальных слоев, политика которых вела к общему упадку экономики, к застою общественной жизни. 
     Значение трудов Ибн Хальдуна - основу исторического процесса составляет не деятельность пророков и царей а развитие человеческого общества. Речь должна идти «о дикости, о цивилизованном состоянии», «о том, что приобретают люди своими трудами и стараниями», «о различных видах превосходства, которого одни люди достигают над другими». Общественная жизнь - совместная производительная деятельность. Основной направляющей силой в истории человечества - материальная необходимость. Признаки (свойства), отделившие людей от животных заключаются в общественной жизни, основой которой является склонность людей к объединению и совместное удовлетворение своих потребностей. «Человек отделился от остальных животных благодаря своим особенностям, среди которых отметим науки и ремесла».
      Ибн Хальдун выдвинул свою периодизацию истории. Человеческое общество в своем развитии прошло три «состояния»: 1) дикость; 2) жизнь в сельской местности, «ибо она предшествует всему остальному»; 3) стадия, начавшаяся с возникновения городов. Формирование городов Ибн Хальдун ставил в прямую связь с развитием производства, когда люди стали добывать жизненных благ больше, чем им необходимо, и до высшей степени совершенствовать ремесла и искусства. Основным критерием он считал присутствие в нем различных ремесел, которые удовлетворяют растущие потребности людей, в том числе и в предметах роскоши . Жизнеспособность городов Ибн Хальдун тесно связывал с наличием вблизи них сельского населения и переселением его в города 
      По мнению Ибн Хальдуна, «различия в образе жизни людей зависят только от различия способа добывания ими жизненных средств», а «нравы складываются под влиянием тех условий, кои окружают человека». Ссылаясь на известное изречение Аристотеля «человек по природе есть существо общественное», Ибн Хальдун обосновывал свой тезис о необходимости объединения людей, выводя ее из производственных нужд в добывании средств к жизни. Вся общественная - совместная производительная деятельность людей. Значение объединенного труда не ограничивается простой взаимопомощью, он дает большую массу совместного продукта. В учении Ибн Хальдуна имеется мысль о разграничении необходимого и прибавочного продукта, необходимого и прибавочного труда. По его мнению, «если жители какого-то города или области распределяют весь свой труд соразмерно своим насущным потребностям, то им достаточно небольшой части этого труда, остальная часть труда является избыточной... Благодаря этому они достигают известного богатства». 
     Главным источником доходов и богатства - человеческий труд, ибо «всякий доход равноценен стоимости затраченного человеческого труда». Особое внимание Ибн Хальдун уделил сложному труду, связанному с операциями различных видов, подчеркивая, что, «если не было бы труда, не было бы и предмета». Развитие ремесел, искусств и науки он непосредственно связывал с ростом производительности труда. Однако, «когда труд жителей города превышает по количеству труд, необходимый для произведения средств к жизни, они, эти жители, обращают свой взор на то, что выходит за пределы забот о средствах к жизни и что присуще исключительно человеку, а это — науки и искусства».
      Ибн Хальдун близко подошел к проблеме эксплуатации, когда писал, что знатные и богатые пользуются плодами чужого труда. Ведь знатному человеку люди помогают «своим трудом во всем, в чем он нуждается», а «стоимость всех произведений труда составляет его доход, ибо труд, который обычно оплачивается, люди исполняют для него, не получая взамен чего-либо равноценного этому труду».
      Ибн Хальдуну было известно простое товарное производство, и он оставил         интересные мысли о товаре, роли рынка, ценообразовании и т. д. Он придавал большое значение биографическому фактору в жизни городов, в росте производительности труда, в совершенствовании ремесел и в ценообразовании. Ибн Хальдун высказывал чрезвычайно интересную мысль о зависимости цены на съестные припасы от массы товара, вынесенной на рьнок утверждая, что «если бы люди их не заготовляли впрок, опасаясь бедствий, кои могут наступить, то они продавались бы ниже своей цены и обменивались бы неравноценно…». Автор указывает, что «иногда в цену средств питания включается еще стоимость налогов и поборов, кои взыскиваются в пользу правителя на рынках и у городских ворот или взыскиваются сборщиками налогов». Всякого рода «незаконные поборы также способствуют дороговизне, ибо все торговцы включают в цену своих товаров все, что они расходуют, в том числе и расходы на средства своего существования, так что поборы входят в стоимость и цену товаров». 
      Колебания цен на любой товар по мысли Ибн Хальдуна, зависели от спроса и предложения. От низких цен терпят убыток те, кто занимается продажей дешевых товаров. Однако «из всех товаров хлеб есть тот товар, на который желательна низкая цена, ибо потребность в нем всеобщая». Такая цена на хлеб «везде способствует улучшению жизни». Развитие и совершенствование ремесла зависит от спроса на ремесленные изделия. Рынок - стимулятор производительности труда и совершенствования ремесленного производства, ремесло - товар, «который имеет сбыт на рынке и предлагается для купли». 
      Ибн Хальдун высоко ценил труд и целенаправленную деятельность человека. Общество было коллективом производителей материальных ценностей. Вce потребительные стоимости создаются человеческим трудом.

      Важное значение имеют мысли Ибн Хальдуна о стоимости товара. В основе торговли, акта купли-продажи, должен лежать принцип равноценного обмена, когда приравниваются равновеликие количества затраченного труда.
      Большая историческая заслуга Ибн Хальдуна: выдвинул понятие стоимости, опередив всех мыслителей древности своего времени. Для него все «большая часть того, что человек накопляет и из чего извлекает непосредственную пользу, равноценно стоимости человеческого труда». Все, что человек «приобретает в виде богатства - если это изделия ремесла,— равноценно стоимости вложенного в него труда», а «стоимость дохода определяется закаченным трудом, местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий, и необходимостью его для людей». Приравнивание товаров - форма приравнивания труда. Однако он не установил разницу между стоимостью и ценой. Стоимость товара - стоимость сырого материала, средств труда, стоимость труда производителей промежуточных товаров. Некоторые ремесла «включают в себя труд других ремесел; так, плотничество использует изделия из дерева, ткачество — пряжу, труда в обоих этих ремеслах больше, и его стоимость выше. Если предметы создаются не ремесленным трудом, то в их стоимость необходимо включать стоимость труда, благодаря затрате которого они были изготовлены, ибо, если не было бы труда, не было бы и предмета». Однако Ибн Хальдун не смог раскрыть механизма одновременного создания новой стоимости и включения в нее уже существующей стоимости, созданной трудом других людей. 
    Торговля - естественный способ добывания средств к жизни. «Товарами могут быть рабы, хлеб, животные, орудия или ткани. Прибыли человек добивается или, накопляя товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их в другую страну, где эти товары в большем спросе, чем в той стране, где он их купил». Против спекулятивной торговли, гневно осуждает спекуляцию хлебом, так как на положение нуждающихся высокие хлебные цены оказывают пагубное влияние. 

    Деньги - основа доходов, накоплений и сокровищ, выступают и как мера стоимости. Ибн Хальдун борется за обращение в государстве полноценных денег и обличает алхимиков, которые пытались искусственным путем получить золото. Он обнаруживал не только фальшивомонетчиков, но выступал и против правителей, которые неоднократно официально снижали содержание золота и серебра в монетах.       
      4. Арабская экономическая мысль XVI -  первой половины XVII в. 

   При оценке положения арабских стран в XVI—XVII вв. необходимо иметь в виду, что в этот период произошли коренные изменения в соотношении сил на складывавшемся мировом рынке. До этого времени европейское купечество практически не выезжало за пределы своего континента. С развитием европейских городов, с расширением товарно-денежных отношений в европейских странах возникла необходимость непосредственной торговли с Востоком, открытия его рынков, поисков новых путей в Азию в обход венецианской и арабо-турецкой монополии. Открытие европейцами нового пути в Индию и на Дальний Восток, новых источников драгоценных металлов нанесло серьезный удар торговле, положило начало колониальному порабощению стран Востока. Ближайшим следствием открытия пути вокруг Африки был экономический упадок средиземноморского региона. 
      В Османской империи имела место недооценка значения и возможных последствий европейской экспансии. Эта недооценка была в известной степени обусловлена военными успехами и расширением территориальных захватов Порты. Официальная экономическая концепция в Османской империи была основана на признании преобладающего значения земледелия в экономике. Ремесло и торговля - объекты налогообложения. Поступления дани и налогов с обширных владений заслонили важнейшую задачу, возникшую в связи с новой расстановкой сил,— принять охранительные меры по отношению к ремеслу и торговле перед лицом европейской экспансии. 
      «Революция цен» в Европе оказала также отрицательное влияние на экономическое состояние Османской империи. Ее последствиями были подорожание продовольствия, обесценение местной монеты, увеличение налогообложения податного населения, ухудшение в целом экономического положения империи. 
      В этих условиях развертывается деятельность крупного арабского мыслителя Абд ал-Ваххаба аш-Ша'рани (или Ша'равии) (1493—1565). Абд ал-Ваххаб изучал право и богословие, занимался у самых выдающихся правоведов своего времени, вступил на путь суфиев. В 1551 г. был учрежден вакф в пользу нового медресе, куда был приглашен Ша'рани. Доходами вакуфных земель мог пользоваться сам Ша'рани и его потомство. Тем не менее Ша'рани отличался большой скромностью в пище и в одежде. При медресе жили его последователи, к нему стекались толпы нищих и калек, которых он одевал и кормил. 
      Недоброжелатели из богословских кругов обвиняли Ша'рани во введении новшеств, которые не согласуются с Кораном и Сунной. Однако Абд ал-Ваххабу Ша'рани удалось отвергнуть эти обвинения. Помимо проповеднической деятельности он занимался научно-литературным творчеством. Он написал свыше 70 сочинений, часть которых не сохранилась. 
    Он обличал тех богословов, которые пользовались своим влиянием для получения доходных должностей или совмещения нескольких должностей не только в разных мечетях, но и в разных городах. Против незаконных поборов, которыми правители облагали земледельцев, ремесленников, купцов; против установления круговой поруки в деревне; против грабительской политики в отношении крестьян, когда помимо налогов они вынуждены правительственным агентам-чиновникам отдавать все: молоко, сало, птицу, скот. И «дело доходит до того, что им приходится продавать даже пряжу своих жен». Ша'рани рисует неприглядную картину жизни и в городах. «Купцы по три дня и более сидят без почина и с трудом добывают пропитание себе и своим семьям. Обремененные всякими обязательствами по уплате внаем торгового помещения и поборами в пользу должностных лиц, они в большинстве случаев живут за счет своего основного капитала». 
      Ша'рани видит всю пагубность налоговой политики властей, которые доводят до нищеты сельское население и лишают государство главного источника доходов. «Ведь известно, что именно села являются источником средств для существования городов и все, что привозится в города, идет из деревень». 
    Нужно с должным почтением относиться ко всяким представителям власти, так как власть имеет божественное происхождение.
    Ремесленников и земледельцев ставит выше лицемерных и корыстолюбивых шейхов. Однако при всех своих симпатиях к угнетенным и обездоленным аш-Ша'рани косвенно выступает за неприкосновенность частной собственности, чужого имущества, в то же время считая грехом, если кто-либо желает улучшить свое экономическое положение. 
      Аш-Ша'рани проповедовал необходимость каждому человеку заниматься земледелием, ремеслом или торговлей, вместо того чтобы просить подаяние от богатых и знатных или домогаться доходных должностей. Лучше заниматься ремеслом, чем науками, даже религиозными, если человек не в состоянии построить свою жизнь в соответствии с принципами, почерпнутыми из этих наук. Всех своих последователей аш-Ша'рани призывал заняться каким-либо трудом, чтобы иметь собственный честный заработок, чтобы не находиться ни от кого в материальной зависимости. Честный труд предписывался всем без исключения, включая и суфиев. Примером может служить жизнь самого аш-Ша'рани. Дед его — благочестивый шейх — был земледельцем, его учитель имел лавку на базаре и торговал самолично. Абд ал-Ваххаб сам занимался ремеслом, жена его пряла, он ткал. По его мнению, истинный аскетизм заключается не в том, чтобы руки человека были свободны от мирских благ, а в том, чтобы сердце к ним не привязывалось.
      Несомненная заслуга аш-Ша'рани - состояние культурной жизни он связывал с условиями экономического развития страны. В условиях тяжелого экономического гнета, злоупотреблений и низведения крестьян и ремесленников до нищенского уровня не могут в полной мере развиваться науки и литература. Ша'рани в своих сочинениях сравнивает положение в Египте при турецком господстве с предшествующим временем и подчеркивает, что именно османское завоевание положило конец благополучию и открыло двери всякому злу. Ремесленников облагают такими налогами, которые превосходят доходы от ремесла, с крестьян взимают непомерные подати. С любой собственности, с домов, с земель могут взыскать налоги за год вперед, и в конце концов человек бывает вынужден воскликнуть: «Как счастлив тот, у кого нет никакого имущества!»

    При всей своей враждебности к угнетению, при своей симпатии и любви к угнетенным аш-Ша'рани все же остается на позициях пассивного протеста, советуя массам терпеть притеснения в надежде на царство небесное. 
     Экономическая мысль в арабском мире в средние века достигла высокого уровня развития. Многие экономические воззрения нашли отражение в религиозной литературе, и прежде всего в Коране, одной из основных экономических идей которого является обоснование права частной собственности. Идеология народных масс также часто принимала религиозную форму — различных ересей и сект. На религиозной почве оставался и выступавший против угнетения народа Абд ал-Ваххаб. Вершиной экономической мысли в средневековом арабском мире стали труды Ибн Хальдуна, сумевшего освободиться от религиозных догм и подняться до понимания роли труда в создании стоимости. 
      
Ислам определяет не только духовную сторону жизни правоверных, но и материальную. В Коране и хадисах, в обширной средневековой мусульманской литературе встречаются многочисленные упоминания (нередко целые разделы или трактаты), касающиеся регламентации экономической жизни мусульманского общества. Совокупность этих воззрений обозначается термином «социально-экономическая доктрина»; ее изначальным источником во всех случаях являются Коран и сунна, а порядок ее реализации в практике хозяйственной деятельности нормативно закреплен в шариате.

I.Исламская экономика: концепции и реальность

Право владения. 

Согласно Корану, аллаху принадлежат все богатства. Человек - лишь заместитель бога, и поэтому его право на собственность ограничивается правом на использование ее Коран, 20 : 5. Имущество в исламском обществе выполняет социальную функцию. Оно должно использоваться в интересах общества и содействовать его благосостоянию. Даже если ислам допускает существование частной собственности, право владения носит ограниченный характер и имущество может быть конфисковано. Это положение действует в случае, если право владения или имущество используются неправильно, если имущество изымается из оборота и не выполняет своей социальной функции, если имеет место расточительство.

Таким образом, право на собственность не является абсолютным. Если использование имущества находится в противоречии с нормами Корана, то оно должно быть конфисковано или распределено среди нуждающихся. Если имущество управляется правильно, то права на него сохраняются. Допускается концентрация частной собственности, если имущество приобретается в соответствии с нормами Корана. Природные богатства принадлежат всему обществу, и государство обязано справедливо делить ресурсы и доходы между гражданами.

Проценты и прибыль.

Ислам занимает отрицательную позицию в отношении ссуды и долга. Поэтому каждому мусульманину не следует, по возможности, залезать в долги. Ссуду нужно брать только в случае крайней необходимости. Если ссуда все же необходима. Она должна быть беспроцентной и безвозмездной - «кадр хасан». Лицо, получившее ссуду, может, однако, добровольно выплатить сумму сверх размера ссуды, но это не ставится условием при заключении договора. Коран детально описывает, как должно формулироваться долговое обязательство в отношении срока, свидетелей и обязательств получателя ссуды Коран, 2 : 282. Интересы заимодавца хорошо защищены. Должник, например, не должен участвовать в священной войне без согласия заимодавца. Если он умирает как мученик. Он не будет прощен на небесах до тех пор, пока заимодавец не освободит его от долга.

Капитал рассматривается не как отдельный фактор производства, а скорее как часть «предприимчивости». Деньги сами по себе не являются ресурсами. А лишь символами товаров и факторов производства.

В исламе не проводится формального разграничения между процентами и ростовщичеством. Оба явления называются «риба» и находятся под запретом в Коране. Риба истолковывается по-разному. Коран запрещает ростовщичество, но не проценты. Проценты считаются законными, когда они берутся правительством для создания фонда накопления, финансирования торговли, наказания должников, если они не выполняют своих обязательств, и производительного финансирования. Индексирование как защита от инфляции также разрешается. Было бы несправедливо, если бы заимодавец получил обратно ту же самую сумму в условиях инфляции.

Консервативные мыслители отвергают любую форму заранее обусловленного увеличения первоначального размера ссуды. Это основывается на том, что ислам рассматривает все в жизни как подлежащее обесцениванию, только Аллах вечен. Поэтому не следует позволять капиталу возрастать, если его владелец не способствует росту капитала своей работой или если он лично не рискует. Согласно исламу, было бы не справедливо, если бы лицо, берущее ссуду, было бы вынуждено платить проценты независимо от того, принес ли капитал прибыль или нет, в то время как заимодавцу гарантировалась бы прибыль вне зависимости от личного вклада и степени напряженности работы.

Это строгое толкование получило распространение с развертыванием исламизации финансовой системы в мусульманских странах. Получение любой формы процентов подверглось осуждению.

Прибыль, в отличие от процентов, допускается. И владелец капитала, и подрядчик страдают, если появляются убытки. Так как существует риск убытка, владелец капитала должен следить за тем, как используется капитал.

Покупка и продажа в рассрочку представляют собой особый случай. И прибавка к первоначальной цене обычно разрешается. Это мотивируется тем, что прибавка связана с товаром, а не со ссудой. Одно из последствий отмены процентов - запрещение в странах с исламским законодательством финансовых институтов. Функционирующих по западному образцу, - например, банков и страховых обществ.

В исламской концепции банковского дела имеется недвусмысленное запрещение страхования от возможного финансового риска, поскольку это было бы попыткой предохраниться от событий будущего, которое, согласно исламу, находится во власти аллаха.

Распределение доходов и налоги

Государство не играет такую же центральную роль в исламе, как на Западе. Оно служит, прежде всего, средством распространения исламского учения и способствует обеспечению покорности и единению с волей Аллаха - «ат-таухид». Поэтому Коран не содержит большого числа законов и правил о том, как должно управляться государство.  Хотя в исламе нет формальной налоговой системы, вопрос об обязанностях богатых в отношении бедных занимает центральное место. В соответствии с исламским учением, Аллах создал богатство для распределения его среди верующих, использования его ими. Вместе с тем богатство не подлежит равномерному распределению, но каждый мусульманин имеет право получить часть богатства, чтобы достигнуть определенного уровня жизни - «нисаб». Эти обязательства и являются основанием для взимания налогов в исламском мире. Коран предписывает сбор закята, который рассматривается как обязанность богатых в отношении бедных. В Коране говорится о «джизья» - налоге как наказании для немусульман в исламских странах. Имеется и другая разновидность налога - «аль-харадж», который существовал до ислама и все еще сохраняется.

Закят не является налогом в строгом, европейском понимании этого термина, его скорее можно назвать религиозной обязанностью. Он - один из пяти «столпов» ислама и не считается бременем для верующего. Закят включает в себя милостыню. Закят должен передаваться нуждающимся. Богатство считается незаконным, если сосед испытывает нужду. Закят означает «очищать». Выплачивать закят - это очищаться от грехов. Поэтому, по мнению шиитов, должна быть указана точно цель закята. Он не должен идти на общественные нужды. Считается, что закят должен непосредственно передаваться от богатых к бедным.

Список использованной литературы

1. Л. Полонская, А. Ионова «Концепции «исламской экономики»: социальная сущность и политическая направленность» 2007 г.

2. Мировая экономика и международные отношения. 2006 г. № 3 с. 113-119.

3. Г.В. Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире»; 2004г.

4. ас-Садр М.Б. «Наша экономика»; Бейрут, 1999 г.

5. Коран.

6. Современный ислам: проблемы политики и идеологии, 2004 г.

7. Ближний Восток и современность. 2003 г. с.26.

8. Беккин Р.И. «Исламская экономика» 2008 г.

9. Материалы конференции глав государств и правительств мусульманских стран - членов ОИК.

10. Сюкийянен Л.Р. «Мусульманское право и регулирование права собственности в законодательстве стран Арабского Востока. - Правовое регулирование экономики».

11. А.А. Игнатенко «Ибн Халдун» .

12. См. гл. «Распределение доходов и налоги».

13. А. Мец «Мусульманский ренессанс».

14. Шарль Р. «Мусульманское право».

15. Керимов Г. «Шариат и его социальная сущность».




1. Реферат Гены и судьба (генетикофилософские аспекты)
2. Многофункциональный контроллер ВЗУ
3. Корреляционно-регрессионный анализ в системе маркетинговых исследований
4. Методы защиты от коррозии металлов и сплавов
5. Теоретичні питання з фінансів підприємств (екзамен)
6. Hieros священный и
7. тематикалы~ ~дістерін іздеумен ж~не зерттеумен ш~~ылданады
8. Курсовая работа- организация и планирование машиностроительного производства
9. осн. этапы становления ЕП Основные предпосылки- 1
10. Лечение ультразвуковым фонофорезом
11. Татьяна, достойная своего имени
12. Доклад- Облако Оорта
13. Реферат- Ответы к билетам по физкультуре 11 класс
14. Статистико-экономический анализ численности молодняка крупного рогатого скота
15. Планування собівартості продукції
16. Оценка осведомленности и понимания.
17. На тему Анализ кредитной политики коммерческого банка на примере ОАО Сбербанк России Студен
18. Атлантический белобокий дельфин
19. СТРОИТЕЛЬСТВО ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ Основные понятия допущения гипотезы в к
20. Тема Особливості застосування наочності та технічних засобів навчання на уроках математики у початковій шк