Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

экономическая формацияrdquo; ldquo;общественное бытиеrdquo; ldquo;общественное сознаниеrdquo; ldquo;базисrdquo; ldquo;над

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

(Г.В. Коротич)

  1.  Понятие общества. Натуралистический, идеалистический и материалистический подходы к пониманию общественного развития.
  2.  Понятие труда, способа производства, производительных сил и производственных отношений.
  3.  Категории “общественно-экономическая формация”, “общественное бытие”, “общественное сознание”, “базис”, “надстройка”. Развитие общества как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций.
  4.  Концепции локальных культур и цивилизаций.

1.  Общество - это высшая ступень в развитии материи, высшая форма движения материи. Оно возникает на основе биологической формы движения материи и качественно от нее отличается. Социальная форма движения материи включает в себя не только материальные, но и духовные процессы, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Общество возникает вместе с возникновением человека (социогенез это и антропогенез). Но общество - не арифметическая сумма людей. В этом смысле К.Маркс писал, что общество “не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу” [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч.1. С.214]. Общество - это целостная, сложная, постоянно развивающаяся система жизнедеятельности людей, которые связаны друг с другом и находятся в определенных отношениях. Объединившись, люди в своей деятельности достигают таких результатов, которые не доступны силам каждого в отдельности. Поэтому общество можно определить как объединение людей, целостность которого обеспечивается совокупностью их взаимоотношений и их совместной деятельностью по производству и воспроизводству условий, необходимых для человеческой жизни.

Можно выделить такие основные сферы общественной жизни:

  1.  материальная (экономическая) – охватывает процессы материального производства, по сути, это способ производства материальных благ,
  2.  политическая – это сфера совокупной деятельности индивидов, социальных слоев, групп, политических партий и различных социальных общностей, посредством которой происходит формирование, функционирование и развитие политической системы общества с целью организации и использования политической власти в интересах этих социальных слоев, групп и общностей, а также общества в целом,
  3.  социальная – это сфера деятельности различных относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих определенные функции, занимающих определенное положение в обществе и имеющих собственные потребности и интересы. [Малые социальные группы – семья, трудовой коллектив, большие – классовые, этнические, территориальные, общественно-политические… Социальные общности являются более «рыхлыми» в организационном отношении: конфессиональные общности, экологические, политические движения, спортивные объединения…],
  4.  духовная – область создания и освоения духовных ценностей.

Исследовать общество начали еще в глубокой древности. В трудах античных философов не было различия между государством и обществом. Проблема упорядочения общества у Платона рассматривается в работах “Государство” и “Законы”. Платон активно искал ответы на вопрос: как должна быть устроена жизнь людей, чтобы все были счастливы и чтобы всё было справедливо? Платон утверждал: государство возникает потому, что индивид не в состоянии удовлетворить даже свои основные потребности. Должно существовать разделение труда, которое, по Платону, основано на том, что люди от природы предназначены к выполнению определенного вида труда. Последнее обосновывается философом так: каждая душа, пока находится вне тела (напомню, что Платон придерживался идеи о переселении душ), видит в мире идей разное; отсюда и различие в профессиях, и иерархия социальных групп. В платоновском идеальном государстве будет три социальные группы: 1) правители-философы; 2) стратеги - воины, стражи безопасности государства; 3) производители: земледельцы и ремесленники, а кроме них о материальном благосостоянии общества заботятся купцы. Личные интересы в идеальном государстве подчинены общественным целям. Общей добродетелью для всех социальных групп является справедливость. Справедлив прежде всего тот, кто хорошо (или наилучшим образом) выполняет свое дело, кто является настоящим мастером и тем самым вносит свой вклад в общее благосостояние.

Аристотель считал, что человек естественным образом предназначен для жизни сообща; только так люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Людям как “существам политическим”, общественным, свойственно стремиться к совместной жизни, что реализуется через организацию в семьи и селения вплоть до завершающего момента - до объединения в государственное сообщество. Поэтому жизнь в государстве - естественная сущность человека. В обществе свободных людей Аристотель выделял три основных класса граждан: 1) очень богатые (накопившие свое богатство противоестественным путем); 2) очень бедные (свободные ремесленники и работающие за плату); 3) средний класс. Граждане государства, устроенного наилучшим образом, должны быть свободны от забот о “делах первой необходимости”, т.е. не заниматься физическим трудом - ни ремеслом, ни земледелием. Поэтому в идеальном государстве ремесленники и земледельцы не будут иметь гражданских прав, ибо эти неблагородные занятия “противны добродетели”, лишают философского досуга (а без него не стать добродетельным), кроме того, без свободного времени нельзя заниматься политикой. Аристотель считал, что нужно развивать, увеличивать, усиливать средний класс (слой), который должен стать опорой государства. Аристотель выступал против чрезмерного богатства, так как оно разрушает стабильность общества. Основная задача государства - предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности, удержание рабов в повиновении. Рабство - естественное состояние общества. Некоторые существа с самого рождения (от природы) предопределены к подчинению, а некоторые - к господству. Одному полезно быть рабом, а другому - господином. Раб - одушевленное имущество и орудие труда, как бы часть господина, и без него существовать не может.

В средние века начинают различать понятия “общество” и “государство”. Считалось, что в основе всемирной истории лежит план Бога, контролирующего историю. Человек и общество сотворены Богом. История человечества представлялась как история грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Завершится эта борьба победой Добра и утверждением Царства Божьего. Государство могло трактоваться как установленное Богом (прямо или опосредовано), как вызванная несовершенством человеческой жизни, грехами людей их временная организация. Государство одобряется лишь такое, которое живет в соответствии с Божественными заповедями.

В эпохи Возрождения, Новое время. Просвещение общество постепенно начинает восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы. Общество - это сложное сообщество людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом во имя совместной деятельности и безопасности (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др.). Человек – существо общественное. Государство - не продукт божественной воли, а творение сознательной деятельности людей. Основная цель государства - обеспечить стабильность общества, снизить остроту противоречия между социальными слоями. В эпоху Просвещения считалось, что просвещение и воспитание ведут людей к счастью, к построению справедливого общества, к установлению “царства разума”. Представитель французского Просвещения Ф.М.А. Вольтер представлял человека как существо общественное, общественность которого состоит в том, что он живет среди других общественных людей. Другой французский просветитель Ш.Л. де Монтескьё развитие человеческой истории понимал во многом как противоречивый процесс. Так, в обществе существует конфликт между частными и общими интересами. Одним из первых Монтескьё отметил опасность использования научно-технических достижений в военных целях.

В начале 19в. в философской мысли активно утверждается принцип историзма в понимании общества. Так, Г.-В.-Ф. Гегель считал, что история является “развитием духа во времени” (речь идет о мировом духе). Общество - ступень в самопознании и развертывании абсолютной идеи. Эта ступень непосредственно следует за ступенью порождения природы. Гегель вплотную подошел к исследованию вопроса об объективных закономерностях исторического процесса. Историю творят люди, но через их деятельность просматривается определенная объективная логика развития общества. Гегель считал, что развитие культуры неразрывно связано с трудовой деятельностью. Цель истории - развитие свободы гражданина.

О том, как понимали развитие общества в философии марксизма – далее.

Самостоятельно ознакомьтесь с теорией постиндустриального общества и с др. теориями развития общества, распространенными в 20 веке.

Вообще генезис общества (т.е. его возникновение и развитие) можно трактовать с различных позиций.

Представители натуралистического подхода рассматривают общество как продолжение закономерностей природы, как своеобразный природный феномен. В их концепциях мы встречаем рассмотрение влияния на тип общества космических процессов, географического положения, климата, расовых и генетических особенностей. Примеры – взгляды русского ученого А.Л. Чижевского (идея об исключительном влиянии на социальные процессы солнечной активности), взгляды социал-дарвинистов и др.

Для идеалистического понимания характерна абсолютизация роли духовного начала в различных его формах, которое рассматривается как определяющая, основная сила исторического процесса. Отчего возникают такие концепции? Прежде всего, из-за объективной сложности общественных процессов. Глядя на развитие общества, можно утверждать, что люди в своей деятельности воплощают в жизнь свои идеалы, стремления, интересы, мысли, т.е. духовное. Отсюда некоторые философы делают вывод, что именно духовное является основополагающей силой развития общества. Если придерживаться религиозной точки зрения, то выходит, что история развивается по божественному плану, т.е. в соответствии с волей Высшего Духовного Начала, сотворившего и мир, и человека, и давшего начало всему человеческому роду. Примером идеалистического подхода к рассмотрению развития общества могут служить и взгляды французских просветителей 18в. Во Франции в 18 в. наблюдался значительный рост авторитета научного знания и просвещения. Философы единодушно подчеркивали большое значение для жизни общества того, сколь просвещен и образован его правитель. Жан-Жак Руссо утверждал, что народы останутся “презренными” и “несчастными” до тех пор, пока “власть с одной стороны, а просвещенность и мудрость - с другой, не вступят в союз”. Дени Дидро так верил в могущество просвещения, что лично ездил в Россию к Екатерине II, почитая ее “просвещенной” правительницей, чтобы убедить ее отменить крепостничество, “отказаться властвовать по произволу”. У Д. Дидро было и экономическое обоснование: только лично свободные люди, обладающие собственностью на производимые ими продукты, могут успешно заниматься земледелием, промышленностью и торговлей. Клод Адриан Гельвеций считал, что воспитание - это единственный источник различия между людьми. Подчеркивая особенную роль воспитания, он замечал, что первейшими наставниками людей являются политические законы и политический строй. Поль Гольбах подчеркивал, что воспитание-главный источник пороков и добродетелей. Идеальное общество - Царство Разума и Справедливости - представлялось французским просветителям как общество свободы и равенства, где действуют мудрые законы, где личный интерес согласован с общественным, где все равны перед законом. Рассматривая вопрос о происхождении государства, Ж.-Ж. Руссо справедливо отмечал особенную для образования государства (оно приходит на смену естественному состоянию общества) роль возникающего на определенной стадии развития общества имущественного и социального неравенства вследствие развития разделения труда на земледелие и ремесло и развития цивилизации вообще (имеется ввиду использование орудий из железа, прежде всего). И Поль Гольбах писал, что причина общественных бед - это борьба богатых и бедных, так как каждый стремится воспользоваться трудом другого, да и богатство распределено неравномерно. Однако центральной идеей философов-просветителей была следующая: разум, прогресс в просвещении, воспитании, разумные реформы в законодательстве - вот главное средство совершенствования общества, главная движущая сила общественного развития, путь к счастью. Воспитание - это основное, хотя и не единственное, средство в разрешении противоречий между личностью и обществом.

Основоположниками материалистического подхода были К. Маркс и Ф. Энгельс, которые последовательно применили материалистический подход не только к исследованию природных процессов, но и к истолкованию законов и движущих сил развития общества. Предыдущий материализм был таковым лишь в области объяснения природы. В историческом процессе определяющим является производство и воспроизводство жизни людей, в основе чего лежит общественное производство, понимаемое и как изменение людьми внешней природы в процессе труда, и как развитие самого человека. Очевидным является то, что чтобы быть в состоянии заниматься духовной деятельностью и любой деятельностью вообще, людям необходимы определенные материальные условия: они должны иметь возможность питаться, одеваться, иметь жилище и т.д. Для того чтобы создать эти условия, необходимо трудиться. Развитие общества в целом и его духовной сферы в частности должно быть, в конечном счете, объяснено из особенностей, прежде всего, материального производства, материальных условий жизни людей в данную историческую эпоху. Однако К.Маркс и Ф.Энгельс не просто указали на то, что труд (понимаемый как материальное производство) и складывающиеся на его основе экономические отношения это та основа, без которой общество ни возникло бы, ни развивалось, но также представили процесс труда как единство материальных и духовных процессов. Их взгляды можно определить и так: определяющим в жизни общества является совокупность всех общественных отношений, в которые вступают люди в своей жизнедеятельности (прежде всего, конечно, производственных, но, кроме того, правовых, социально-классовых, нравственных, религиозных, эстетических и т.п.).

2. Общество - такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т.е. совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Общественное производство - сложный процесс, включающий воспроизводство самих людей, материальное производство и духовное производство (производство знаний, ценностей, идей и т.п.). Материалистический подход к пониманию развития общества позволил К.Марксу выявить в качестве основы материальное производство и преодолеть взгляд, согласно которому история предстает как процесс возникновения и смены идей, теорий, идеалов. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще, - писал К.Маркс [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.7].

Материальное производство иначе называют трудом, хотя труд можно понимать и шире, имея в виду духовный труд, иди духовное производство. Итак, труд, понимаемый как материальное производство, это систематическое, целесообразное изготовление и использование орудий труда в совместной деятельности людей. Можно высказаться иначе: труд - деятельность людей, посредством которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей и регулируют обмен веществ между собой и природой. Жизнедеятельность людей зависит, в конечном счете, от способа, каким они в каждую историческую эпоху производят и присваивают материальные блага, т.е. от способа производства. Исторические эпохи отличаются, прежде всего, способом производства материальных благ. Способ производства - это производительные силы, функционирующие в системе производственных отношений. 

Главной производительной силой являются люди с их знаниями и навыками к труду, т.е. подготовленные к процессу труда, причем всесторонне подготовленные, в том числе и научно. В 20 веке стали подчеркивать, что наука является важной производительной силой. К производительным силам относят также средства производства, которые делятся на предмет труда и средства труда. Предмет труда – это то, на что направлена деятельность человека: сырье, полуфабрикаты, земля… Средства труда – это, прежде всего, орудия труда (то, чем человек воздействует на предмет труда, или как выразился К.Маркс, “костная или мускульная сила производства”), далее, это средства хранения, транспортировки (“сосудистая система производства”) – тара, каналы, трубопроводы, дороги… В-третьих, к средствам труда относят материальные условия труда – здания, где осуществляется процесс труда, землю, на которой они стоят и т.п.

В процессе производства люди необходимо вступают в производственные отношения, объединяясь для совместной деятельности.

Многообразные общественные потребности способствуют возникновению многообразных отраслей общественного труда, которые должны быть связаны воедино и действовать согласованно, слаженно, как единый организм. Внутри каждой из отраслей существует:

а) разделение труда по видам работ;

б) организация труда (систематическое согласованное осуществление разных форм деятельности, их взаимосвязь, взаимодействие, упорядочение видов работ);

в) управление трудом (искусство организации, ведущее к повышению эффективности организации); это усиление организованности, упорядоченности процесса труда.

Это была внутренняя структура производственных отношений.

Внешняя структура производственных отношений:

а) отношения в сфере (или по поводу) производства (В их основе лежат отношения собственности. Собственность - исторически развивающаяся система общественных отношений по поводу присвоения (распределения) средств производства, рабочей силы, предметов потребления),

б) отношения в сфере обмена (обмениваться можно продуктами производства, средствами труда и т.п.),

в) отношения в сфере распределения (произведенных продуктов, людей по видам работ, орудий труда и т.д.),

г) отношения в сфере потребления (продуктов, сырья, средств производства и т.д.).

Производство можно рассматривать как потребление сырья, человеческих сил, средств производства. А потребление человеком произведенных продуктов труда - как воспроизводство своих рабочих и вообще человеческих сил. Потребление создает потребность в новом производстве, развитие производства стимулирует потребление. С ростом благ растут и потребности. Внутренняя и внешняя структуры производственных отношений связаны: разделение труда существует и в сфере производства, и в сфере обмена, и в сфере распределения, и в сфере потребления; организация труда существует и в сфере производства, и в сфере обмена и т.д. То же можно сказать об управлении трудом.

Эффективность производства зависит как от того что люди трудятся, используя средства труда, так и от того, что они трудятся совместно. В совместной деятельности возникает специфически общественная эффективность труда (достигается повышение эффективности по сравнению с трудом людей, не трудящихся совместно).

Производственные отношения и производительные силы взаимосвязаны. Сами производственные отношения - важнейшая производительная сила, так как производство не в состоянии существовать без них. К. Маркс открыл закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. На определенной ступени своего развития производительные силы, как наиболее динамично меняющаяся сторона способа производства, уходят вперед и перестают соответствовать производственным отношениям. Последние отстают, и из условий развития производительных сил превращаются в их оковы. Такое противоречие между производительными силами и производственными отношениями в рамках одного способа производства говорит о том, что начинают создаваться условия для социальной революции, которая, если для нее сложатся все условия и все ее предпосылки (не только экономические), разрешит это противоречие через появление нового способа производства с новыми производственными и отношениями и производительными силами.

Историю творят люди, которые преследуют свои цели, реализуют свою волю. Однако общественные законы носят объективный характер, так как не зависят от воли и сознания отдельных людей, хотя и проявляются в их практической деятельности. Общественные законы осуществляются как определенные преобладающие тенденции. Они определяют основную, определяющую линию развития общества, существенные связи и тенденции, общее направление исторического процесса. Это вероятностные законы, ибо всегда имеется веер возможностей.

3. Анализируя состояние общества в различных капиталистических странах, К.Маркс отметил общие, повторяющиеся черты в их экономическом базисе, и не только в нем. Он отнес их к некоторому единому общественному типу – общественно-экономической формации (далее - ОЭФ). ОЭФ - это качественно определенный, исторически-конкретный тип общества, который развивается и функционирует соответственно присущим ему объективным законам на основе конкретно-исторического способа производства. Иначе говоря, ОЭФ - это общество на определенной ступени своего развития (т.е. не общество “вообще”, а характеризующееся определенным способом производства, определенной совокупностью общественных отношений, определенными идеями, типом государства, семейно-бытовых отношений и т.п.). В результате исследований К.Маркса вся история человечества предстала как закономерный объективный процесс развития и смены ОЭФ.

Вообще, начало научной типизации исторического процесса положил Г. Гегель. Историю делают люди, но в ней осуществляется и некая объективная логика. Ступени истории, по Г. Гегелю, это этапы самопознания абсолютной идеи на стадии объективного духа.

С точки зрения формационного подхода в прошлом и будущем человечества можно выделить 5 формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Иногда выделяют еще и азиатский способ производства, который разными учеными трактуется по-разному. Его можно понимать как особую универсальную стадию в развитии общества, переживающего переход от доклассового состояния к классовому; или как стадию, необходимо возникающую в странах Востока, где земледелие основывается на искусственном орошении и где важные экономические функции возлагаются на деспотическое государство, выступающее надобщинным эксплуататором крестьян; или как своеобразное смешение рабовладельческого и феодального уклада хозяйства; или как разновидность феодализма.

Несмотря на то, что формационная теория представляет картину всемирной истории как линейно-поступательную, она не содержит утверждения, что все страны и все народы должны обязательно последовательно проходить все формации. Нет никакой предзаданности, неизбежности. Кроме того, разные страны по-разному выражают формационный тип. У различных формаций могут иметься сходные черты, формационная теория выражает сущность, объективную логику развертывания исторического процесса и если и является упрощением этого процесса, то в том смысле, в каком является упрощением любая схема или идеальная модель. Конечно же, явление богаче сущности. Если формационная теория и не учитывает, не отражает индивидуальность, субъективность в той мере, в какой этого бы хотелось современным ее критикам, то это не значит, что ее нужно отбросить вообще, как таковую. Ее следует творчески развивать далее.

В своей жизнедеятельности люди вступают в разноплановые отношения друг с другом под влиянием своих потребностей и интересов. Поэтому можно сказать, что отношения эти являются личностными. Но человек - существо общественное и всегда включен в определенную социальную группу (малую: трудовой коллектив, семья и большую: класс, сословие, народность или нация, территориальную и др.). Поэтому отношения между людьми являются и общественными отношениями. Существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, коллектива и т.п., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Это формирует человека как социальное существо, как личность.

Рассмотрим основные структурные элементы ОЭФ. К ним относятся “базис”, “надстройка”, “общественное бытие” и “общественное сознание”.

Базис - это экономическая структура общества на данной ступени его развития, иначе говоря, это совокупность производственных отношений. Иногда выделяют и технический базис, т.е. производительные силы как вещественную форму производственных отношений.

С понятием базиса связано понятие общественного бытия. Общественное бытие - это вся совокупность общественных отношений, возникающих в процессе производства и воспроизводства общественной и индивидуальной жизни человека. Иначе говоря, это общественные отношения, в рамках которых протекает реальный процесс жизни людей, или это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности людей. Общественное бытие включает как производственные отношения, так и внепроизводственные (или идеологические) отношения. К внепроизводственным отношениям, прежде всего, относят социально-классовые, правовые, религиозные, нравственные, эстетические отношения. Сегодня в эти отношения включают еще и экологические.

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни. К сфере общественного сознания относят еще и учреждения, организации, социальные институты, которые опосредствуют идеи (например, партии, профсоюзы, музеи, церкви и т.п.). Общественное сознание имеет сложную структуру. Его структурными элементами являются такие различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное, философское сознание, которые отличаются по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру своего развития, по степени своей зависимости от общественного бытия. Некоторые ученые добавляют еще такие формы как экономическое и экологическое сознание, но это вопрос дискуссионный. При анализе общественного сознания отвлекаются от всего индивидуального, исследуя взгляды и идеи, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Общество не есть простая сумма людей, аналогично и общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных личностей. Это особая идеально-объективная реальность, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью. Однако мир общественного сознания не есть мир платоновских идей. Он не существует совсем независимо от сознания отдельных людей. Общественное сознание существует через свою приобщенность к осознанию индивидов. Оно и создается в конечном счете сознанием этих индивидов, находящихся в системе общественных связей и отношений. Но всякий индивид участвует в процессе создания общественного сознания лишь частично и опосредованно, в зависимости, прежде всего, от своих способностей. Можно сказать, что индивидуальное сознание есть отражение общественного бытия отдельным человеком, через призму конкретных условий его жизни, его психологических и других особенностей. Многое определяется социальной значимостью духовной деятельности данного человека. И конечно, чтобы раскрыть свою человеческую сущность, чтобы научиться мыслить по-человечески, мы должны освоить духовную культуру, созданную до нас предыдущими поколениями. Политическое сознание - это отражение взаимоотношений классов, их места в системе государственной власти, отношений между государствами, нациями, основой которых являются (в конечном счете, конечно) экономические отношения в обществе. Правовое сознание - это совокупность правовых взглядов, теорий, которые являются знанием и оценкой правовых явлений. Мораль (нравственное сознание) - совокупность норм, правил и принципов поведения людей, выработанных обществом. Эстетическое сознание, или искусство, - это средство отражения и выражения жизни в форме художественного образа. Наука - это форма общественного сознания и сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

В структуре общественного сознания, кроме перечисленных выше форм, выделяют еще следующие уровни: обыденное и теоретическое сознание, общественную психологию и общественную идеологию. Обыденное сознание отличается эмоциональностью, стихийностью, практической направленностью, консерватизмом, догматизмом; возникает в процессе повседневной жизни людей и использует слухи как основной способ передачи информации. Обыденное сознание неспособно вскрыть сущность явлений, анализировать и обещать факты. Это житейские суждения о конкретных фактах и событиях общественной жизни. Основой (иногда пишут – выражением) обыденного сознания является, как правило, здравый смысл. Обыденное сознание и общественная психология связаны. Иногда пишут, что они находятся на одном уровне общественного сознания, иногда, что общественная психология - одна из форм обыденного сознания. Общественная психология - отражение непосредственных условий жизни людей в формах их эмоционально-волевой деятельности. Это совокупность чувств, настроений, эмоций, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества и для определенных социальных групп. Это чувственно-эмоциональный уровень общественного сознания. Теоретическое сознание отражает общественное бытие средствами научного познания. Оно нацелено на отражение внутренних связей и закономерностей общественного бытия. Общественная идеология (или просто идеология, так как она всегда носит общественный характер) - форма теоретического сознания, высший уровень общественного сознания, систематизированное, теоретически обоснованное духовное выражение интересов различных социальных групп. Иначе говоря, общественная идеология - это система теоретических взглядов, идей, теорий, принципов, которые отражают общественное бытие сквозь призму интересов, идеалов, целей различных социальных групп (классов, наций и т.п.). Это - рациональный уровень ОС.

Внепроизводственные отношения, существуя объективно, формируясь, в конечном счете, на основе материальных отношений, зависят от общественного сознания. Так, политические отношения складываются тогда, когда классы поднимаются до осознания своих классовых интересов.

И, наконец, понятие надстройки. Надстройка включает в себя общественное сознание, а также внепроизводственные отношения. Базис и надстройка всегда исторически конкретны. Базис, в конечном счете, определяет содержание и развитие надстройки. Надстройка соответствует базису, создает условия для его развития: может способствовать его развитию, а может и тормозить. Надстройка обладает относительной самостоятельностью. Господствующее положение в надстройке занимают идеи и учреждения экономически господствующего класса.

Общественное бытие людей, в конечном счете, определяет общественное сознание, т.е. является определяющим (первичным) по отношению к сознанию. Первичность общественного бытия нельзя понимать так: сначала возникает общественное бытие, а уже потом общественное сознание. Общественное сознание возникает одновременно и в единстве с общественным бытием. Сознание и осмысливает, отражает, оценивает общественное бытие, и стремится творчески его преобразовать через деятельность людей. Общественное сознание можно рассматривать даже как часть общественного бытия, т.е. как часть той реальности, которую оно отражает. Общественное сознание способно активно влиять на общественное бытие: может как способствовать его развитию, так и задерживать его.

4. Формационная концепция открывает нам линейно-поступательную картину всемирной истории: развитие общества предстает как закономерный (но не автоматический в смысле “все само собой пойдет раз закон”!) процесс развития и смены общественно-экономических формаций – от менее совершенной к более совершенной. Критерий совершенства – более развитый способ производства, а, стало быть, и более развитые, более свободные, более совершенные люди (так как они – важнейшая производительная сила), условия для их развития. Этой концепции противостоит другая - концепция локальных культур и цивилизаций. Сущность ее заключается в следующем: общих, одинаковых для всех народов и всей истории общественных закономерностей не существует, как не существует и линейной схемы истории. У человечества нет единой истории, единой общечеловеческой культуры. Характерным представителем такой позиции является О. Шпенглер (19-20 вв.). Хочу процитировать самого О.Шпенглера, его известнейшее произведение “Закат Европы”: “<…> у “человечества” нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, как нет цели и у вида бабочек или орхидей. “Человечество” - это зоологическое понятие или пустое слово. Достаточно устранить этот фантом из круга проблем исторических форм, и глазу тотчас же предстанет поразительное богатство действительных форм. <...> Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории <...>я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих каждая на своем материале - человечестве - собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, веления, чувствования, собственную смерть. <...> Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, ландшафты, как есть молодые и старые дубы и пинии, цветы, ветви и листья, но нет никакого стареющего “человечества”. У каждой культуры свои новые возможности выражения, которые появляются, созревают, увядают и никогда не повторяются. Есть многие, в глубочайшей сути своей совершенно друг от друга отличные пластики, живописи, математики, физики, каждая с ограниченной продолжительностью жизни, каждая в себе самой замкнутая, подобно тому как всякий вид растений имеет свои собственные цветки и плоды, собственный тип роста и увядания. Эти культуры, живые существа  высшего ранга, растут с возвышенной бесцельностью, как цветы в поле. <...> Я вижу во всемирной истории картину вечного образования и преобразования, чудесного становления и прохождения органических форм. Цеховой же историк видит их в подобии ленточного глиста, неустанно откладывающего эпоху за эпохой” [Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. - М.: Мысль, 1993. - С.151]. О. Шпенглер механически экстраполирует биологию на историю. Культуры - уникальные организмы, проходящие периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, подчиняясь своим особым принципам и устоям. История в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур, имеющих каждая свою “душу”. Общим является лишь сам внутренний цикл жизни культур: стадии рождения, расцвета, старения и гибели, а также то, что каждому культурному “организму” О. Шпенглер заранее “отмерил” определенный (около 1000 лет) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. О. Шпенглер насчитал всего 8 культур – “организмов”: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (“аполлоновская”), византийско-арабская (“магическая”), западноевропейская (“фаустовская”) и культура майя. Следует ожидать рождения русско-сибирской культуры. Взаимодействие между культурами отсутствует. О. Шпенглер использует биологическое понятие “гомология”, т.е. морфологическая эквивалентность. Он приводит пример гомологичности плавников рыб и конечностей позвоночных. Гомологичными у него оказываются античная пластика и западная инструментальная музыка, пирамиды и готические соборы, индийский буддизм и римский стоицизм... О. Шпенглер из гомологичности выводит новое свое понятие “одновременность”. “Я называю “одновременными” два исторических факта, которые выступают, каждый в своей культуре, в строго одинаковом - относительном - положении и, значит, имеют строго соответствующее значение.<...> Развитие античной и западной математики протекает в полной согласованности.<...> Одновременно протекает возникновение ионики и барокко. <...> Одновременными предстают во всех культурах Реформация, пуританизм, прежде всего поворот к цивилизации. В античности эта эпоха носит имена Филиппа и Александра, на Западе одновременное событие выступает в образе Революции и Наполеона. Одновременно строятся Александрия, Багдад и Вашингтон; одновременно возникает античная монета и наша двойная бухгалтерия, начальные формы тирании и фронда <...>” [С.271]. “Я надеюсь доказать, что все без исключения великие творения и формы религии, искусства, политики, общества, хозяйства, науки одновременно возникают, завершаются и угасают во всей совокупности культур; что внутренняя структура одной полностью соответствует всем другим; что в исторической картине любой из них нет ни одного имеющего глубокий физиогномический смысл явления, к которому нельзя было бы подыскать эквивалента во всех других, притом в строго знаменательной форме и на вполне определенном месте. Конечно, для понимания этой гомологии двух фактов требуется совсем иное и независимое от видимости переднего плана углубление, чем это до сих пор практиковалось среди историков, которым и в дурном сне не могло привидеться, что протестантизм находит свое отражение в дионисическом движении и что английский пуританизм на Западе соответствует исламу в арабском мире” [Там же].

О. Шпенглер увлекся анализом уникальности отдельных культур, отрицая существование единой общечеловеческой истории и культуры, общих закономерностей общественного процесса. Выходит, что когда культура подходит к стадии умирания, которую О.Шпенглер называет “цивилизация”, народам следует замереть в полном неведении и ожидании, так как спрогнозировать возникновение следующей культуры и ее общих характеристик нельзя. И совсем неясно, отчего и какая таинственная сила будет способствовать рождению новой культуры.

Под влиянием О. Шпенглера Арнолд Тойнби (к.19 - 20 вв.) тоже пытался переосмыслить общественное развитие как круговорот локальных цивилизаций. С его точки зрения всемирная история представляет собой совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Однако А. Тойнби попытался внести элемент развития в свою концепцию и вывести некоторые формальные “эмпирические законы” повторяемости общественного развития, позволяющие предвидеть главные события в обозримом будущем. Прогресс человечества, как считал ученый, связан с духовным совершенствованием, выражается в религиозной эволюции от примитивных верований через универсальные религии к единой синкретической религии будущего.




1. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук Харк
2. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 11 4
3. Основные понятия лесной фитоценологии и биогеоценологии
4.  Поняття предмет і джерела права соціального забезпечення Право на соціальне забезпечення одне з пр
5. Земля Київ Б загальні поняття ' відображають ознаки певної групи чи класу множини предметів;
6. Изменились и важнейшие торговые пути обуславливавшие развитие отдельных городов
7. Тема 8 Основні свободи внутрішнього ринку Європейського Союзу Поняття та елементи внутрішнього ринк
8. Определение понятий культура и цивилизация
9. Лабораторная работа 3 Тема- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИЙ В РАСЧЕТАХ MS EXCEL Цель занятия
10. Тема 7 Депозитарные расписки Тема 7
11. Лекция 2 Спортивный менеджмент 2
12. тема Арабского Халифата История ислама и мусульманского права начинается с возникновением Арабского Хал
13. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации Настоящие Мето
14. Характеристика свойств и строения древесины сосны
15. ВВЕДЕНИЕ 1 РАСЧЁТ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРЕКТНОГО ТЕПЛО
16.  Наявні фактори виробництва постійні як кількісно так і якісно; 2
17. Комплексное изучение коммерческого подкупа
18. Идея деления качеств вещи на первичные и вторичные- позиции материализма и субъективного идеализма
19. План маркетинга
20. Учение Ф Бэкона о человеческих заблуждениях