Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Техника графики

Работа добавлена на сайт samzan.net:


                          Рабочая программа дисциплины   «Техника графики».

Автор  составитель:

Барциц Рауф Чинчорович,  доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры  рисунка  ХГФ  МПГУ, заведующий кафедрой графического дизайна факультета Изобразительного искусства и Народных ремесел МГОУ

Рабочая программа дисциплины   «Техника графики»  составлена  в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина входит в  профессиональный цикл  вариативной части и является обязательной для изучения.

            

СОДЕРЖАНИЕ

1.Цели и задачи  дисциплины……………………………………………….4

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО    …………………………….6

3.Компетенции обучающегося,  формируемые в результате

освоения     дисциплины ……………………………………………………7

4. Структура и содержание дисциплины …………..……………………….9

5.Образовательные технологии ……………………………………………23

6. Оценочные средства для  текущего контроля успеваемости,

промежуточной       аттестации по итогам освоения дисциплины

и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………….........................24

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

    дисциплины ……………………………………………………………..32

8. Материально-техническое   обеспечение дисциплины ……………….37


1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Техника графики» являются: ознакомление студентов с концептуальными основами  художественной и печатной графики, формирование композиционно-графического  мировоззрения, изучение основ и особенностей создания произведения графики средствами и материалами техники графики, воспитание навыков художественной  дизайнерской  культуры. Техника графики является важным фактором в формировании композиционных творческих навыков средствами графики, основой развития художественно-образного мышления дизайнеров. Дисциплина способствует изучению стилистических особенностей восприятия и переосмысления графических знаков, изображений, их интерпретации и переработки в художественный образ средствами печатной графики. Изучение методических принципов  создания композиции в материалах и техниках печатной графики является основой формирования приемов и методов освоение композиционно-творческого восприятия окружающего нас мира.  Изучение учебной дисциплины «Техника графики» предполагает формирование представлений об исторических предпосылках возникновения и развития  искусства графики, представлений о техниках и материалах печатной графики-эстампа.

Цель дисциплины: ознакомление с основными разновидностями техники и материалов печатной графики-эстампа, с концептуальными основами, категориями графической композиции в технике графики, приемами создания композиции средствами техники графики, путями и формами воплощения изображения в разные специфические материалы печатной графики.  Это формирование мировоззрения дизайнера на основе изучения и осмысления графических техник и материалов, знание особенностей создания графической композиции на ту или иную тему с учетом специфики материалов и техник графики, формирование художественно-образных композиционных способностей. Также это исследование специфики  графического языка изображения с учетом особенностей стилизации и обобщения и  перевода в материалы  техники графики в процессе создания художественно-графического образа, с использованием современного опыта и творческого наследия прошлого, опыта художников-классиков в области техники графики.

Целью изучения дисциплины является: изучение основ проектирования художественного образа в графической композиции, что способствует выработке специфического графического языка изображения,  который представляет собой осознанный субъективный художественный образ, воплощенный в материалы техники графики. В результате композиционной деятельности определяющим становится  поиск образа средствами графического языка техники графики, которая дает целостное представление  о глобальных задачах проектирования в графическом дизайне. Также это изучение достижений техники графики и графического дизайна, ознакомление студентов с историей и развитием искусства графики, графического мышления в современном обществе, с основами теории и практики создания графических образов средствами печатной графики как современной комплексной фундаментальной науки  в художественном образовании.  Печатная  графика, в истории как основоположник печатных изданий,  предполагает освоение приемов и принципов творческого восприятия, преобразования, переосмысления явлений действительности, способствует развитию их собственных творческих способностей, углублению эстетического сознания и отношения. Изучение дисциплины способствует формированию  эстетического вкуса,  удовлетворение творческих  потребностей, которые  включают в себя  как процессы потребления (наслаждения) эстетических и художественных качеств искусства и действительности, так и созидание ее «по образу и подобию» на основе восприятия и впечатления, осмысления и интерпретации художественного образа. Композиционно-творческая деятельность студентов средствами техники графики способствует воспитанию навыков художественной культуры, изучению графики в историческом  контексте, но с практической направленностью с целью изучения  техник и технологии печатной графики. Практическая направленность, воспитание художественно-графической культуры композиционного мышления, получение системы профессиональных знаний в области техники графики, умение полученные знания использовать в учебно-творческом процессе на этапе создания и проектирования графического    образа есть основная цель дисциплины. Обучение технике графики  студентов способствует расширению диапазона и кругозора эстетического и художественного сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), а также формирует  опыт стилизации и обобщения художественного образа, способствует изучению и выбору графического языка изложения композиции.

Задачами дисциплины являются:

Изучение основных свойств  композиционно-графических законов  построения изображения, специфики стилизации, обобщения и переработки рисунка, согласно поставленной учебно-творческой задачи учебной дисциплиной  «Техника графики». Освоение методологических принципов, подходов к созданию графической композиции с использованием возможностей техник и материалов печатной графики-эстампа. Теоретическое и практическое исследование и освоение концепции поиска,  разработки художественного образа с учетом специфики переработки и интерпретации художественного образа, знание стилистических особенностей языка искусства печатной графики, возможности перевода в материал и техники графики, с целью получения оттиска -  есть основная задача данной дисциплины.

Изучение особенностей  представления  художественного образа в графике,  методах и принципах разработки эскиза и создания   графической композиции, перевод в материалы и техники графики, с учетом специфики графического языка  материалов техники графики  является основой взаимодействия человека с графическими  техниками. Формирование представлений об исторических направлениях и стилях искусства графики, ознакомление со средствами техники графики, специальной терминологией, изучение достижений  в современной книжной и печатной графике для студентов являются основополагающими. Выявление  специфики графического языка изображения в разных направлениях искусства графики,  одновременно технологическая связь,  изучение и обозначение специфических отличий в таких жанрах, как книжная графика, плакатная графика, печатная графика являются важными составляющими в печатной графике.  

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.

Учебная дисциплина «Техника графики» входит в  профессиональный цикл  вариативной части и является обязательной для изучения.  

Шифр  дисциплины с учебным планом  ООП ВПО  Б-3.В.ОД. 5. Профессиональный цикл, вариативной части, соотнесенные с общими целями ООП ВПО) ОК-6; ОК-8; ПК-2;ПК-4; ОК-7.

К «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося относятся навыки теоретической и практической работы  по учебным дисциплинам:  академический рисунок (ОК-6), академическая живопись (ОК-6), технический  рисунок (ОК-6), пропедевтика (ОК-1), цветоведение и колористика (ОК-6). Формируются «входные» знания, умения, опыт и компетенции, необходимые для успешного овладения дисциплиной «Техники графики».

Кроме того,  для успешного овладения дисциплиной «Техника графики» необходимо изучение таких дисциплин профессионального цикла, как:  философия (ОК-1), культурологи (ОК-1), основы педагогики (ОК-1), история искусств (ОК-1). Теоретические знания и практические умения и навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины, найдут применение при прохождении производственной (преддипломной ) практики.

Дисциплины, которые должны изучаться параллельно

с «Техникой графики»:

- «Русский язык и культура речи»;

- «Основы производственного мастерства»;

- «Проектирование»;

- «Формальная композиция»;

- «Орнаментальная композиция»;

- «Цветоведение и колористика».

Дисциплины, для которых освоение «Основы теории и методологии проектирования в графическом дизайне»  необходимо как предшествующее:

- «культурология»;

- «история дизайна, науки и техники»;

- «современное искусство»;

- «пропедевтика»;

- «проектирование»;

-  «академический рисунок»;

- «академическая живопись».

Дисциплина «Техника графики» используется при формировании содержания итоговой государственной аттестации.

В процессе обучения учебной дисциплине «Техника графики» дается понятие о графических средствах и материалах художественной и печатной графики и системе разработки и создания композиции в технике графики, об  использовании графических материалов печатной графики-эстампа, процессах и методиках графического проектирования художественного образа. Осуществляется учет комплекса функциональных условий и эргономических требований. Рассматривается влияние графического материала, конструкции и технологии печатной графики на содержание, на форму объекта проектирования. Рассматриваются этапы подготовки подготовительного материала, рабочих эскизов, анализа будущей графической композиции, осуществляется выработка дизайн - концепции, анализируются приемы стилизации художественных образов, стимулирования творческих решений. Студентам дается понятие о художественном образе в графической композиции,  знание о формах и методах, инструментах  выполнения композиции в технике печатной графики (гравюра, линогравюра, литография, монотипия и т.д.), формах эстетического контроля художественно-графических композиционных и дизайнерских решений, средствах преобразования и корректировки графического образа.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ  ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения дисциплины «Техника графики» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

ОК-6 - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-8 – осознавать социальную значимость своей будущей  профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

ПК-2 – владеет рисунком, умеет использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного  рисунка; навыками линейно- конструктивного   построения  основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой;  приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия);  основными правилами и принципами набора и верстки;

ПК-4 -  способен к конструированию предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн - проекту для его реализации, осуществлять основные экономические расчеты проекта (перечисление необходимых).

Таким образом, студент должен осознать предмет и объект учебно - творческой деятельности в области    графической композиции и  дизайна, способен применять методы и средства решения творческих задач  при проектировании и разработке художественного образа, объектов графического визуальной среды средствами техники графики. Кроме того, он должен уметь применять полученные знания в практической, педагогической и       научно-исследовательской деятельности.

В результате изучения профессиональной вариативной части цикла студент  должен:

знать:

-историю  возникновения, становления и развития искусства графики и  графического дизайна;

-теоретические основы создания  графической композиции средствами техники графики,  использование полученных результатов в графическом дизайне;

-принципы осуществления предпроектного анализа, особенности разработки графических эскизов  в дизайне;

-важнейших представителей искусства печатной графики, графического дизайна и рекламы в   индустриальном обществе и наиболее известные их произведений;

-особенности создания графических образов, различных типов объектов графического дизайна и рекламы средствами техники график;

-стилистические особенности графических изображений, графических композиции и их назначение в различные исторические эпохи и в разных странах;

- значение техники печатной графики в развитии технологии полиграфии;

- типологию композиционно-графических средств и их взаимодействие;

-виды техники графики и возможности использования в печатной рекламе и условия их развития в каждой исторической эпохе;

-концепцию создания графических художественных образов, знаков в конкретных проектных ситуациях средствами и материалами техники графики;

-виды печати,  техники графики, возможности использования в печатной рекламе и условия их развития в каждой исторической эпохе;

-концепцию создания графической композиции средствами и материалами техники печатной графики-эстампа;

-основы создания графической композиции в графическом дизайне средствами печатной графики;

- композиционную гармонию, генезис и семантику художественного образа;

-основы техники печатной и книжной графики, способы преобразования и стилизации графических образов, трансформации в материалы техники графики;

-основы теории и методологии проектирования и создания графического художественного образа, пути и формы перевода, воплощения в техники графики в графическом дизайне;

-принципы безопасности жизнедеятельности при работе  материалами и средствами техники графики и применять их в учебно-творческой работе.

уметь:

- выявлять принципы включения графических образов в дизайнерские технологии в процесс разработки, проектирования графических объектов, сознательно и грамотно  пользоваться законами стилизации в работе;

- использовать полученные теоретические знания для создания художественно-графического образа в дизайне с заданным национальным или историческим колоритом;

- ориентироваться в художественных приемах переработки рисунков  и уметь на практике пользоваться графическим языком стилизации изображения;

- решать основные  типы композиционных задач, проектировать  художественный образ  с учетом специфики материалов и техник печатной графики-эстампа;

- разрабатывать эскизы на заданную и свободную тему и вести типовое проектирование графической продукции и средств визуальной коммуникации  с учетом особенностей  материалов техники графики;

-проектировать художественные графические образы в производственной и общественной среде городского пространства средствами и материалами техники графики;

- применять полученные профессиональные компетенции для грамотной организации и осуществления процесса создания произведения искусства графики и графического дизайна;

- иметь профессиональное представление об основных видах и техниках, материалах  художественной, книжной  и печатной графики;

- профессионально ориентироваться  в  вопросах истории и теории печатной  графики, видах печати, средствах и материалах, применяемых   в таких областях, как искусство книги, графический дизайн торговой упаковки, рекламный плакат, станковые формы графики;

- понимать специфику организации и построения электронных учебных пособий по технике графики, ориентироваться в визуальном видеоматериале, репродукциях, слайд-шоу,  в возможностях и процессах создания композиции в технике графики.

владеть:

- знаниями об основных  этапах  развития мировой науки и техники в области художественной и печатной графики и дизайна;

- теоретическими знаниями концепции появления и развития западного и отечественного искусства печатной графики и  дизайна, иметь суждения о нём;

- практическими основами  выполнения графической композиции и методикой перевода и воплощения замыла в материал художественной и печатной графики;

- приемами решения поставленной учебно-творческой задачи по поиску художественно графического образа средствами  художественной и печатной графики;

- компьютерными технологиями, программным обеспечением дизайн- проектирования с  целью перевода и воплощения художественного замысла в материалы техники графики (гравюра, офорт, линогравюра, литография, монотипия и т.д.);

- приемами объемного и графического моделирования формы объекта и соответствующей организацией композиционного материала для передачи творческого художественного замысла средствами печатной графики;

- художественно-техническим редактированием, корректировкой графических образов в материалах техники графики;

-  владеть законами цветоведения и колористки, приемами выполнения композиции  с трех досок   с целью воплощения художественного замысла, проекта в материал трехцветной печатной графики.

  1.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Распределение часов по темам и видам учебной работы.

Наименование разделов (тем)

дисциплины

Бюджет учебного времени, часов

в том числе аудиторные занятия по формам обучения:

Очная

Очно-заочная

Зачетные    единицы

Всего

Лекции

Семинарск.,  практич,   лабораторн. занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарск.,  практич, лабораторн. занятия

Самостоятельная работа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Раздел I. Введение в тему: понятие и содержание учебной дисциплины  «Техника графики». Теоретические и методологические  особенности   учебно-творческой  деятельности  в современных условиях  на факультете   ИЗО и НР МГОУ.

Тема 1. Учебная дисциплина «Техника графики» как  основа искусства графики, общие сведения о видах и техниках печати, содержание и задачи учебно-творческого процесса художественной и печатной графики в современных условиях.

2

2

2

4

Тема 1.2 

Техника графики как

 вид изобразительного искусства,  выразительные графические средства изображения  и материалы  печатной графики,  особенности содержания понятия «графичность как художественное качеств».

4

2

4

Тема 1.3. Граттография - как метод осмысления графического языка, как  способ имитации техники «офорта»  (процарапывание), материалы художественной и печатной графики и выразительные свойства графики.  

2

4

Раздел II.  Краткая история эстампа, история возникновения и развития печатной графики, его связь с переломными моментами в истории человечества, с подъемом демократического движения в изобразительном искусстве.

Тема 2.1. Содержание понятий терминов «эстамп», «гравюра», выразительные средства художественной и печатной графики,  основные свойства графичности и причины ее возникновения.

2

2

2

2

4

Тема 2.2. Монотипия как вид графического приема, как простой прием получения оттиска, как манера для изучения основ одного из видов  плоской печати, специфические особенности получения эстампа путем оттиска с доски акварельными или масляными красками.

2

4

2

4

Тема 2.3. Инструменты, оборудование и приспособления техники печатной графики и их назначение: ручной офортный станок, печатный станок для линогравюры, офортный станок, печатный станок «Краузер»  для выполнения эстампа в технике литография, назначение штихелей, гравировальной иглы, резаков, резцов, катков для печати  и т.д.

2

2

2

2

4

Раздел III. Особенности графического языка глубокой печати, характеристика истории основных видов и подвидов глубокой печати, краткое описание технологических и художественных принципов техники глубокой печати в учебно-творческом процессе.  

Тема 3.1. Гравюра – сухая игла как вид глубокой печати и особенности метода копирования работ мастеров графики как способ осмысления учебно-творческих композиционных задач, приемов осмысления художественно-графического образа.

2

4

2

4

Тема 3.2.Вопросы практической учебно-творческой деятельности студентов, методическая последовательность подготовки к печати и способ получения оттиска с гравированной доски с графической композиции на заданную тему  с использованием техник глубокой печати, гравюры - сухая игла.

4

2

4

Тема 3.3. Специфика выполнения композиции в технике гравюры- сухая игла, офорта, экспериментально-поисковая работа, пробная печать в технике глубокой печати, способы перевода рисунка, свойства офсетной типографской краски и ее специфические особенности,  свойства других художественных материалов для гравирования. Гравюра - сухая игла, как техника живого и эмоционального, живописного графического языка печатной графики.

2

2

2

4

Раздел IV.  Высокая и плоская печать как вид печати в графике, особенности выполнения гравюры в технике литографии и шелкографии, роль печатных станков  для высокой и плоской печати, выразительные средства - линия, штрих, пятно и контрасты в плоской печати.

Тема 4.1. Линогравюра   как форма осмысления окружающего нас мира, как графический  язык, способствующий развитию творческих способностей студентов, специфика, экспериментально-поисковая работа по разработке эскизов будущей композиции.  

4

2

4

Тема 4.2. Ксилография как гравюра высокой печати, как профессиональный и трудоемкий  вид эстампа, ее отличительные особенности от техники линогравюры, краткий общий инструктаж по технике безопасности в мастерской графики.

2

2

2

4

Тема 4.3. Литография и шелкография - как виды плоской печати, специфика учебно-творческого процесса в печатной графике, отличительные черты и особенности выполнения графической композиции с использованием плоской печати.

2

2

4

Раздел V.  Общие вопросы из истории создания книги, художественного оформления и дизайна книги, роль книги в мировой культуре как средства передачи и сохранения информации и как вида искусства печатной графики.

Тема 5.1 Художественное оформление и иллюстрирование книги, книга для детей, специфика подготовки иллюстрации для газетно-журнальной и  печатной продукции.

4

2

4

Тема 5.2. Роль техники печатной графики в становлении и развитии книги и книжной полиграфии и основные принципы иллюстрирования книги средствами печатной графики, специфика  графического изображения элементов оформления, событий, сцен и действия.  

2

2

2

4

Тема 5.3.  Иллюстрирование книги как учебно-творческий процесс создания художественного образа на основе литературного источника, как способ развития творческих способностей студентов, методологические особенности создания иллюстрации  средствами  и материалами техники графики.

2

2

2

4

Итого:

4

144

36

36

16

56

Распределение часов по темам и видам учебной работы:

для студентов очной формы обучения -  практических занятий – 36 часов; самостоятельная работа – 36 часов; 2 зачетных единиц;  

для студентов очно-заочной формы обучения: практических занятий – 16; самостоятельных занятий- 56 часов; 2 зачетных единиц;  

Формой текущего контроля и промежуточной аттестации являются:

для студентов очной формы обучения - зачет с оценкой  в -7 семестре;

для студентов очно-заочной формы обучения - зачет с оценкой в -7 семестре.

Содержание дисциплины.

Раздел I. Введение в тему: понятие и содержание учебной дисциплины  «Техника графики». Теоретические и методологические  особенности   учебно-творческой  деятельности  в современных условиях  на факультете   ИЗО и НР МГОУ. Графическая композиция как составная часть учебной дисциплины «Техника графики». Композиция как диалектическое единство всех элементов формы и содержания произведения графики. Композиционно-пластическая структура произведения графики. Специфические особенности содержания понятия «композиция».

Тема 1. Учебная дисциплина «Техника графики» как  основа искусства графики. Основные исторические, теоретические и практические положения художественной и печатной графики. Общие сведения о видах и техниках печати, содержание и задачи учебно-творческого процесса в области художественной и печатной графики в современных условиях. Значение и возможности искусства графики в специальной подготовке  художников-дизайнеров. Графика как вид изобразительного искусства. Краткая история и характеристика понятия «графика». Основные сведения о видах и техниках графики как «искусстве черного и белого», «искусстве линии». Выразительные графические средства изображения  и материалы  техники художественной и печатной графики.

Тема 2. Техника графики как  вид изобразительного искусства. Краткая история и характеристика понятия «графика». Основные сведения о видах и техниках графики как «искусства черного и белого», «искусства линии». Выразительные графические средства изображения  и материалы  техники художественной и печатной графики. Специфические особенности содержания понятия языка графики. Методические основы понятия «графичность как художественное качество». Основные методологические принципы линейно-конструктивного, перспективного построения различных по форме бытовых предметов в пространстве в малом формате, с применением выразительных графических средств изображения-линии, штриха, пятна и.т.д.

Тема 3. Граттография - как метод осмысления графического языка, как  способ имитации техники «офорта»  (процарапывание), материалы художественной и печатной графики и выразительные свойства графики.   Специфические особенности содержания понятия языка техники графики. Методические основы понятия «графичность как художественное качество». Основные свойства графичности и причины ее возникновения. Общий инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами печатной графики-эстампа. Практическое осмысление языка графики, стилевое решение, использование  черного и белого как графического средства решения объемно-пространственных задач. Приобретение практических навыков выполнения графического изображения в технике «граттография» – процарапывание. Соблюдение принципа последовательного и поэтапного выполнения графического изображения.

Раздел 2. Краткая история эстампа, история возникновения и развития печатной графики, его связь с переломными моментами в истории человечества, с подъемом демократического движения в изобразительном искусстве. Техника графики - эстамп – как вид графики, виды его печати. Содержание понятия терминов «эстамп», «гравюра». Краткая история эстампа, история возникновения и развития печатной графики, его связь с переломными моментами в истории человечества, с подъемом демократического движения.  Общий инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами печатной графики-эстампа. Значение и возможности искусства графики в специальной подготовке  художников-дизайнеров. Монотипия – вид графического приема. Манеры и техники монотипии. Простой прием получения оттиска монотипии как манера для изучения основ вида плоской печати – монотипии. Специфические особенности получения эстампа путем оттиска с доски акварельными или масляными красками.

Тема 4.  Содержание понятия терминов «эстамп», «гравюра», выразительные средства художественной и печатной графики,  основные свойства графичности и причины ее возникновения.   Закономерности светотени в граттографии. Изучение методических основ  понятия «графичность как художественное качество». Основные свойства графичности и причины ее возникновения. Граттография - как метод осмысления графического языка, как  способ имитации техники. Особенности практического осмысления языка графики, стилевое решение, использование  черного и белого как графического средства решения объемно-пространственных задач. Приобретение практических навыков выполнения графического изображения в технике «граттография» – процарапывание. Соблюдение принципа последовательного и поэтапного выполнения графического изображения.

Тема 5. Монотипия как вид графического приема, как простой прием получения оттиска, как манера для изучения основ одного их видов  плоской печати, специфические особенности получения эстампа путем оттиска с доски акварельными или масляными красками. Материалом для перевода в манеру монотипии могут служить заранее подготовленные студентами рисунки, наброски и зарисовки с натуры и по памяти и представлению, практические работы по пленеру и т.д. Специфика практического осмысления языка техники «монотипия». Особенности стилевого решения выполнения графической композиции в технике монотипии. Линейный рисунок как основа черного и белого, как графическое средство решения объемно-пространственных и пластических художественно-образных задач. Приобретение практических навыков выполнения графического изображения в технике простой монотипии. Выполнение быстрых подвижных творчески эмоциональных графических рисунков.

Тема 6. Инструменты, оборудование и приспособления техники печатной графики и их назначение: ручной офортный станок, печатный станок для линогравюры, офортный станок, печатный станок «Краузер»  для выполнения эстампа в технике литография, назначение штихелей, гравировальной иглы, резаков, резцов, катков для печати  и т.д. Вопросы практической учебно-творческой деятельности студентов, методическая последовательность подготовки к печати доски с изображением, способ воплощения композиционного замысла в материал и получения оттиска с гравированной доски. Копирование работ мастеров графики в разных техниках и материалах как метод осмысления учебно-творческих композиционных приемов и задач. 

Гравюра – сухая игла как вид глубокой печати и его особенности.  Линогравюра  - как вид высокой печати. Задания на тему:  «Копирование образцов работ мастеров графики».  «Натюрморт», «Городской пейзаж», «Сельский пейзаж», «Интерьер» (по выбору  студента).  Поиск и выбор наиболее подходящего рисунка из работ мастеров графики, с целью выполнения копий рисунка в технике линогравюры - сухая игла. Специфические особенности линейного и стилевого решения выполнения копий известных мастеров графики. Изучения композиционных и технических приемов гравирования изображения на линолеуме и на органическом стекле. Линия, штрих и пятно как основные выразительные графические средства в технике печатной графики. Приобретение практических навыков выполнения графической композиции.

Раздел 3. Особенности графического языка глубокой печати, характеристика истории основных видов и подвидов глубокой печати, краткое описание технологических и художественных принципов техники глубокой печати в учебно-творческом процессе. Вопросы практической учебно-творческой деятельности студентов в процессе создания графической композиции на заданную тему  с использованием техники глубокой печати – «гравюра- сухая игла». Постановка и объяснение задания, определение задач при печати изображения с подготовленной к печати доски. Методическая последовательность подготовки и получения эстампа – оттиска с гравированной доски. Различные способы  гравирования – (выбирание,  вырезание ненужных, не подлежащих печати мест на поверхности доски), содержание понятия «рисование» штрихом. Общий инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами печатной графики-эстампа. Техника безопасности при печати на ручном офортном станке в мастерской графики.

Тема 7. Гравюра – сухая игла как вид глубокой печати и особенности метода копирования работ мастеров графики, как способ осмысления учебно-творческих композиционных задач, приемов осмысления художественно-графического образа. Инструменты, оборудование и приспособления техники печатной графики и их назначение: ручной офортный станок, печатный станок для линогравюры, офортный станок, печатный станок «Краузер»  для выполнения эстампа в технике литографии, назначение штихелей, гравировальной иглы, резаков, резцов, катков для печати  и т.д.  Высокая печать как вид графики.   Особенности высокой печати. Роль контрастов в технике линогравюры. Особенности видения мира художником-гравером: значение теней при рисовании обычными материалами, значение света в высокой гравюре – «рисование светом». Правильные приемы гравирования. Практическое осмысление высокой печати, языка линогравюры, стилевое и пластическое решение рисунка в линогравюре, использование  черного и белого как графического средства решения объемно-пространственных и пластических задач. Приобретение практических навыков выполнения графического изображения в технике линогравюры. Соблюдение принципа последовательного и поэтапного перевода и выполнения графического изображения в технике линогравюры. Эстетический и вкусовой аспект, а также композиционное содержание рисунка выбранной работы для копирования. Методические аспекты практической работы,  стилевое осмысление языка линогравюры, гравюры – сухая игла.

Тема 8.  Специфика выполнения композиции в технике гравюры - сухая игла, офорта, экспериментально-поисковая работа, пробная печать в технике глубокой печати, способы перевода рисунка, свойства офсетной типографской краски и ее специфические особенности,  свойства других художественных материалов для гравирования.

Способы перевода рисунка в материал, два варианта компоновки композиции: 1).«Композиция в раму» («Композиция  окно в мир»), воображаемое развития изображения за краями произведения; 2). Компоновка со свободными выходами» в поля, «превращение» белой бумаги  в пространство, «в воздух». Пробное гравирование рисунка на поверхности органического стекла, очистка доски от стружек, обрезка внешних лишних плоскостей, заключение изображение композиции «в раму», «в кадр». Изучение свойства офсетной типографской краски и ее специфические особенности, свойства других художественных материалов, используемых в печатной графике, в частности, в линогравюре и гравюре «сухая игла». Индивидуальная работа со студентами по разработке и подготовке эскизов будущей композиции в технике гравюры - сухая игла и офорт.  Перевод рисунка на плоскость доски

Тема 9. Специфика выполнения композиции в технике гравюры - сухая игла, офорта, экспериментально-поисковая работа, пробная печать в технике глубокой печати, способы перевода рисунка, свойства офсетной типографской краски и ее специфические особенности,  свойства других художественных материалов для гравирования. Гравюра - сухая игла как техника живого и эмоционального, живописного графического языка печатной графики. Техника офорта – травленый штрих как профессиональный и трудоемкий  вид эстампа.  Техника безопасности в учебно-творческом процессе при выполнении офорта. Краткий общий инструктаж по технике безопасности в мастерской графики. Выполнение эскиза «Пейзажа из окна института» в технике офорта (травленый штрих). Выдающиеся зарубежные мастера и отечественные мастера техники глубокой печати: А Полойло, А. Мантенья, М. Шонгауэр, А. Дюрер, Рембрандт, С Ушаков, А.Зубов, М. Махаев, Нивинский, Г. Захаров и др. Приобретение практических умений и навыков по выполнению эскизов пейзажа в размер офортной доски. Осмысление гравюры как творческой работы. Анализ структурно-композиционного содержания эскизов, композиционно-пластическая структура, тональная нагрузка и система контрастов, «темп», характер штриха и т.д. Выполнение графической композиции в технике офорта или гравюры - сухая игла, с соблюдением полного цикла поэтапной работы получения оттиска с подготовленной доски.

Раздел 4.  Высокая и плоская печать как вид печати в графике, особенности выполнения гравюры в технике литографии и шелкографии, роль печатных станков  для высокой и плоской печати, выразительные средства - линия, штрих, пятно и контрасты в плоской печати. Стилевое, композиционное и пластическое решение рисунка, графического эскиза в технике  литография и шелкография,  методологические  особенности использования  черного и белого как выразительных средств печатной графики,  методы графического решения объемно-пространственных и пластических задач. Приобретение практических умений и навыков выполнения графического изображения в технике литография и шелкография. Соблюдение принципа последовательного и поэтапного перевода эскиза композиционного замысла в материал печатной графики-эстампа. Специфические возможности и выразительные графические средства техники  литография и шелкография,  как  вида плоской печати.

Тема 10. Линогравюра  - как форма осмысления окружающего нас мира, как графический язык, способствующий развитию творческих способностей студентов, экспериментально-поисковая работа по разработке эскизов будущей композиции, пробная печать в технике высокой печати, способы перевода рисунка. Выразительные средства художественной и печатной графики в технике линогравюры и закономерности светотени в линогравюре. Изучение методических основ  понятия «графичность как художественное качество». Основные свойства графичности и причины ее возникновения. Обсуждение представленных пленэрных работ, рисунков с натуры и по памяти  для дальнейшей переработки в эскиз графической композиции. Сравнение их между собой.  Практическая работа и наглядный показ, и объяснение  основных технологических принципов печати на специальном станке. Подготовка бумаги для печати, определение нужного давления и пробная печать. Анализ и корректировка полученных оттисков.  

Тема 11. Ксилография как гравюра высокой печати, как профессиональный и трудоемкий  вид эстампа, отличительные особенности от техники линогравюры, краткий общий инструктаж по технике безопасности в мастерской графики. Гравирование как творческий процесс. Гравюра - сухая игла как техника живого и эмоционального, живописного графического языка печатной графики. Ее особенности - непринужденность, тонкость деталировки, «серебристость», небольшая тиражность. Основные компоненты и особенности подготовки и обработки доски из органического стекла, способы гравирования рисунка и необходимые материалы и инструменты. Оснащение процесса гравирования: гравировальные иглы, зеркало, масляная типографская краска, офортный печатный станок, емкость для размачивания бумаги - фотованна, бумага для печати. Получение оттиска  доски. Вспомогательные технические и бытовые материалы. Изучение вопросов практического осмысления языка гравюры – сухая игла. Специфические особенности линейного и стилевого решения выполнения копий известных мастеров графики, графической композиции в технике гравюры – сухая игла. Изучения композиционных и технических приемов гравирования изображения на органическом стекле. Линия и штрих как основные выразительные графические средства рисунка в технике «сухая игла».

Тема 12. Литография и шелкография - как виды плоской печати, специфика учебно-творческого процесса в печатной графике, отличительные черты и особенности выполнения графической композиции с использованием плоской печати.  Плоская печать как вид печатной графики и особенности выполнения гравюры с применением плоской  печати, роль печатного станка «Краузер». Выразительные графические средства,  значение и роль линии, штрихов, пятен и контрастов в технике плоской печати. Краткое описание технологических и художественных принципов получения оттиска-эстампа, художественные и графические материалы техники глубокой плоской печати. Практическое осмысление цикла печатной графики, приобретение практических умений и навыков работы с печатным станком. Изучение технических приемов корректировки полученного оттиска гравюры, пути и формы исправления ошибок, подготовка доски и печатного станка для продолжения печати тиража.

Раздел 5.  Общие вопросы из истории создания книги, художественного оформления и дизайна книги, роль книги в мировой культуре как средства передачи и сохранения информации и как вида искусства печатной графики. Специфика художественного оформления и иллюстрирования книги, книги для детей, специфика подготовки иллюстрации для газетно-журнальной и  печатной продукции.  Общие вопросы художественного оформления книги. Краткая история искусства книги. Значение книги в мировой культуре как средства передачи и сохранения информации и как вида искусства графики. Роль техники печатной графики в становлении и развитии книги и книжной полиграфии. Учебно-творческая работа по изучению структуры книги. Основные функции  авантитула, контртитула, назначение титульного листа и шмуцтитула,  рекомендации по их построению. Фронтиспис и его значение в раскрытии содержания книги. Ритмическая роль заставок концовок. Спусковая полоса. Полоса набора. Типы иллюстрации по занимаемому ими месту в развороте. Колонтитул, линейка, колонцифра, буквица.

 Тема 13. Художественное оформление и иллюстрирование книги, книга для детей, специфика подготовки иллюстрации для газетно-журнальной и  печатной продукции. Содержание учебно-творческого процесса по изучению краткой истории искусства шрифта, связанной с художественным оформлением книги для детей. Методологические принципы построения  обложки книги, титульного листа, роль художественного шрифта в детской книге. Различные типы титульного листа разворотов и основные формы и методы  их построения. Рекомендации по построению шрифтовой композиции титульного листа (по Я. Чихольду – в форме бокала).  Краткая история основных видов шрифтов: старой и новой антиквы, бруска, рукописных шрифтов. Основные принципы подбора художественного шрифта, графики в становлении и развития книги и книжной полиграфии. Изучение основных принципов иллюстрирования книги для детей - графическое изображение элементов оформления, событий, сцен и действий.  Выполнение набросков и зарисовок по выявлению главных действующих лиц, образов и сцен. Разработка графических эскизов  основных планируемых элементов, сцен и действий, взаимодействие  образов,  которые следует изобразить в процессе оформления книги.

Тема 14. Роль техники печатной графики в становлении и развитии книги и книжной полиграфии и основные принципы иллюстрирования книги средствами печатной графики, специфика  графического изображения элементов оформления, событий, сцен и действий.  Вопросы художественного оформления печатной продукции средствами техники графики. Общие вопросы создания книжной иллюстрации дизайна  книги. Краткая история искусства книги. Значение книги в мировой культуре как средства передачи и сохранения информации и как вида искусства графики. Роль техники печатной графики в становлении и развитии книги и книжной полиграфии. Различные типы титульного листа разворотов и основные формы и методы  их построения.

Тема 15. Иллюстрирование книги как учебно-творческий процесс создания художественного образа на основе литературного источника, как способ развития творческих способностей студентов, специфические особенности создания иллюстрации  средствами  и материалами техники графики. Методологические основы разработки художественного образа, организации и подбора графических иллюстрации, способы практического воплощения в материалы техники графики композиционного замысла, подбор соответствующего художественного шрифта. Определение основных композиционных листов, содержания и задач учебного задания по художественному оформлению обложки и титульного разворота,  листа.  Завершение по художественной организации книги с учетом пластического единства книжного разворота, обложки, титульного листа и иллюстрации. Осмысление специфических особенностей художественно-графических материалов и приемов выполнения оригиналов графических иллюстрации средствами печатной графики.  Определение содержания учебно-творческого задания по художественному оформлению книги.  

5. Образовательные технологии

В процессе изучения учебной дисциплины «Техники графики» используются традиционные и интерактивные образовательные технологии: лекции (лекция-визуализация, лекции- беседы), практические занятия в мастерской графики с обязательным показом слайд-шоу по теме,  демонстрация  на исторические и теоретические аспекты основ композиционной и проектной  деятельности с использованием мультимедиа. Учебные занятия реализуется через две основные формы учебной работы – аудиторная (учебно-творческая работа в мастерской графики) и самостоятельная работа студентов. Аудиторные занятия предполагают использование практических занятии и составляют следующие образовательные технологии:

- лекции, беседы, практические занятия по углублению теоретических знаний с демонстрацией презентаций соответствующего иллюстративного материала по теме в программе Microsof tPower Point;

- на практических занятиях обсуждаются темы учебно – творческого направления, вопросы практических занятии из программы,  даются упражнения по закреплению теоретических знаний и развитию навыков практического осмысления учебно-композиционных задач и  художественно - графического осмысления поставленных практических задач.  

В рамках учебных курсов предусмотрены - экскурсии в музеи, галереи, в выставочные залы на выставки печатной графики, встречи с ведущими художниками-графиками, художниками-дизайнерами, встречи с представителями российских и зарубежных вузов, специалистов в области художественной и печатной графики. Также предполагается  посещение   дома творчества печатной графики Союза Художников России на Челюскинском,  встречи с известными  преподавателями художественных факультетов, дизайн - студий, полиграфических компаний,  государственных и общественных организаций, мастер – классы по технике графики, с  экспертами и специалистами в области книжной и печатной графики-эстампа.

Предлагается основной перечень используемой в учебном процессе литературы, обозначенный  в учебной программе. Данная учебная литература достаточно свежая, однако в связи с давно обозначившейся тенденцией в современном обществе падения уровня академической подготовки,  старые учебники представляют, несомненно, огромный  и большой интерес.  Учебные пособия по искусству графики и дизайну не утрачивают своей актуальности по прошествии многих лет. Подбор учебных пособий ориентируют на теоретическую и практическую учебно-творческую работу в графическом дизайне средствами техники печатной графики. Отдельно подбирается литература по настольным издательским системам, программному обеспечению, проектированию, пропедевтике, техническому рисунку, специальному рисунку, типографике,  цветоведению и колористке,  графической композиции,  дизайну рекламы и рекламным технологиям.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Темы рефератов:

Список примерных тем рефератов, докладов к семинарам.

1. Графика античности и его особенности.

2. Структура и символика рукописной средневековой книги.

3.  Роль фольклора в книжной и рекламной графике Средних веков.

4. Рождение печатной графики и афиш Средневековья.

5. Книгопечатание, как фактор возникновения печатной графики.

6. Тиражная графика и революция в книжном искусстве.

7. Развитие европейской гравюры в 14-18 веках.

8. Исторические аспекты рождения европейской графики.

9. Графические и рекламные традиции в европейских странах 19 века.

10. Социальная и политическая сатира во французской графике 19 века.

11. Франция: родина искусства графики и  рекламы второй половины 19 века.

12. Стиль модерн в искусстве графики 19-20 веков.

13. Особенности графики русского авангарда

14. Графические идеи русского конструктивизма.

15. Футуризм в графическом дизайне.

16. Развитие русской, советской графики в СССР.

17. Политическая графика и  плакат первой трети 20 века.

18. Школы и направления искусства графики второй половины 20 века.

19. Европейская школа графики. Эстамп в Германии.

20. Французская печатная графика.

21. Искусство  граффити как вид графики в ХХ веке.

22. Американская  графика 20 века.

23. Современные жанры искусство  графики.

24.  Конструктивизм в графике и полиграфическом дизайне.

25.  Агитационно-массовая графика в искусстве графики.  

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля.

1. Художественной и печатной графики,  как вид изобразительного искусства.

2. Учебная  дисциплина «техника графики»  графика как вид учебно-творческой  деятельности студентов.

2. Современная  книжная графика в полиграфии и дизайнерской деятельности.

3.Содержания понятия графический язык и художественный образ в печатной графике.

4. Особенности развития отечественной печатной графики-эстампа в России.

5. Цели, задачи и средства искусство графики в рекламной деятельности.

6. Исторические аспекты книжной и рекламной графики в России ХХ века.

7.Методологическая концепция создания полиграфической продукции (учебники, учебное пособие, книга  для чтения, буклет, каталог).

8. Методические аспекты организации учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики.

9. Основы создания графической композиции, формы стимулирования учебно-творческих решений в композиции.

10. Характеристика понятий "Эстамп", "Гравюра" в условиях мастерской графики.

11.Значение и возможности искусства графики в художественно-эстетическом и нравственном воспитании.

12. Материалы и выразительные свойства языка печатной графики

графики - эстампа.

13. Основные виды и подвиды искусства графики. Эстамп и его виды печати.

14.Краткая характеристика понятия гравюра высокой печати. Линогравюра, ксилография.

15.Исторические  аспекты характеристики  понятия гравюра глубокой печати. 16. Техника гравюра сухая игла, специфические особенности техники офорт, травленый штрих.

17.Краткая характеристика понятия гравюра плоской печати. Техника литография и монотипия.

18.Исторические аспекты  возникновения и развития искусство иллюстрации  книги в графике.

19. Специфика работы над иллюстрациями, создание иллюстрации книги как способ развития творческих способностей студентов.

20. Техника безопасности при выполнении резцовой гравюры, офорта, линогравюра при использовании кислот и электрооборудования, правила пожарной безопасности.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения.

1. Графика как вид изобразительного искусства. Краткая история и характеристика понятия "графика".

2. Общие понятия графики, как искусства черного и белого, искусство линий, рисунок для печати.

3.Значение и возможности искусства графики в художественно-эстетическом и нравственном воспитании.

4. Материалы и выразительные свойства языка графики.

5. Манеры монотипии, его отличительные свойства и изобразительные средства.

6.Соблюдение техники безопасности во время  работы с инструментами, оборудованиями, ручным офортным станком, правила пожарной безопасности.

7. Выразительный язык и проблема отбора и способа воплощения творческого

8. Краткая история эстампа, связь развития печати с переломными моментами в истории человечества с подъемом демократического движения.

9. Композиция как диалектическое единство всех элементов формы и содержания произведения графического искусства.

10. Краткие сведения о видах, материалах художественной и печатной графики.

11. Роль контрастов в графической композиции, "пластика" контрастов.

12. Особенности работы с материалами  в технике граттография и монотипия.

13. Исторические аспекты развития искусства офорта, основные манеры,  отличительные свойства и изобразительные средства.

14. Травленый штрих в офорте, общие понятия. Виды и подвиды офорта, и их содержание, характеристика понятия "манера".

15. Резцовая гравюра, особенности выразительного языка и краткая история основных подвидов глубокой гравюры.

16.Сухая игла как один из подвидов резцовой гравюры. Краткая технологическая характеристика.

17. Техника безопасности при выполнении резцовой гравюры, офорта. Техника безопасности при использовании кислот и электрооборудования, правила пожарной безопасности.

18. Плоская печать как один из видов эстампа. Краткое описание ее технологических и художественных принципов

19. Композиционно-пластическая структура графического произведения.

20. Современное искусство графики, его основные виды.

21.Тиражная графика и реклама в Германии.

22. Развитие европейской гравюры в 14-18 в.в.

23. Структура и символика рукописной средневековой книги.

24. Роль фольклора в книжной и рекламной графике Средних веков.

25. Социальная и политическая сатира во французской графике Х1Х века.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Эстетическая природа графического искусства. Зависимость выразительного языка от художественно-образного мышления.

2. Понятия – условность в искусстве графики, мышление в материале.

3. Специфика отбора художественных и технических средств. Роль цвета в печатной графике.

4. Эстетическое и технологическое понятие цветного эстампа и его отличия от черно-белого оттиска.

5. Офорт как графическая техника глубокой печати, его отличительные особенности и выразительные средства.

6. Выразительные графические средства в  композиции, "пластика" контрастов. 7. Краткие сведения основных манер офорта, его отличительные свойства и изобразительные средства.

8. Некоторые аспекты из истории   развития  искусства офорта. Характеристика техники монотипия и понятия "манера".

9. Травленый штрих, общие понятия, подвиды офорта и их содержание.

10. Краткая история эстампа как вид изобразительного искусства, развития печати и полиграфии с переломными моментами в истории человечества.

11. Печатная графика в европейских странах 19 века, рождение европейской графики и  плаката.

12. Французская графика и графическая реклама  второй половины 19 века.

13. Стиль модерн в искусстве графике и графическом  дизайне рубежа Х1Х – ХХ веков.

14. Искусство художественной и печатной графики, социальная реклама рубежа Х1Х-ХХ веков.

15. «Русский стиль» в искусстве графике и графическом дизайне рубежа Х1Х-ХХвеков.

16.Графика русского авангарда  и графические идеи русского конструктивизма.

17.Политическая графика и плакат первой трети ХХ века, развитие  русской графики  и  киноплаката.

18. Советская школа искусства печатной графики и дизайна второй половины ХХ века.

19. Искусство печатной графики в Германии.А.Дюрер.

20. Французская  графика и графический дизайн 60-70 годов.

21.особенности японской  графики и  графического дизайна ХХ века.

22. История возникновения и развития  искусство граффити.

23. Современные жанры и направления  графики в России.  

24. Современная графика в образовательном пространстве, роль искусство графики в современных условиях подготовки бакалавров.

Экзаменационные вопросы.

1.Композиция как диалектическое единство всех элементов формы и содержания произведения графического искусства.

2. Композиционно-пластическая структура графического произведения.

3. Современное искусство графики, его основные виды.

4. Краткие сведения о видах художественной печати.

5.Графика как вид изобразительного искусства. Краткая история и характеристика понятия "графика".

6. Общие понятия графики, как искусства черного и белого, искусство линий, рисунок для печати.

7.Значение и возможности искусства графики в художественно-эстетическом и нравственном воспитании.

8. Материалы и выразительные свойства языка графики.

9. Манеры монотипии, его отличительные свойства и изобразительные средства.

10.Соблюдение техники безопасности во время  работы с инструментами, оборудованиями, ручным офортным станком, правила пожарной безопасности.

11. Характеристика понятий "Эстамп", "Гравюра".

12.Значение и возможности искусства графики в художественно-эстетическом и нравственном воспитании.

13. Материалы и выразительные свойства языка графики.

14. Основные виды графического искусства. Эстамп и его виды печати.

15.Краткая характеристика понятия гравюра высокой печати. Линогравюра, ксилография.

16. Выразительный язык и проблема отбора и способа воплощения творческого замысла   техники гравюра – сухая игла.

17. Эстетическая природа графического искусства. Зависимость выразительного языка от художественно-образного мышления.

18. Понятия – условность в искусстве графики, мышление в материале.

19. Специфика отбора художественных и технических средств. Роль цвета в графике.

20. Эстетическое и технологическое понятие цветного эстампа и его отличия от черно-белого оттиска.

21. Офорт как графическая техника глубокой печати, его отличительные особенности и выразительные средства.

22.  Роль контрастов в графической композиции, "пластика" контрастов. Граттография.

23. Краткие сведения основных манер офорта, его отличительные свойства и изобразительные средства.

24. Исторические аспекты  возникновения и развития искусства офорта. Характеристика понятия "манера", виды и подвиды офорта.

25. Общие понятия о технике «травленый штрих», направления в офорте и их содержание.

Требование к зачету.

Критерии оценивания знаний

При оценивании ответа студента учитывается:

Понимание и степень усвоения теории и практики курса.

Логика, структура и грамотность изложения учебного материала.

Использование примеров из литературы по данной проблеме.  

Умение анализировать и делать выводы.

Умение применения полученных в теории знаний к выполнению практической работы средствами техники графики.

Ответ оценивается на «Отлично»

Глубокое и прочное усвоение знаний программного материла (умение выделять главное, существенное).

Исчерпывающее, последовательное, грамотное и логически стройное изложение.

Правильность формулировки понятий и закономерностей по данной проблеме.

Использование примеров из литературы и практики.

Выполненное практическое задание в полном объеме  (композиция на заданную и свободную тему, аккуратность).

Умение аргументировано защищать свою авторскую позицию.

Ответ  оценивается на «Хорошо»

Достаточно полное знание программного материала.

Грамотное изложение материала по существу.

Отсутствие существенных неточностей в формулировке понятий.

Практическое задание без существенных замечаний.

Умение анализировать свою и чужую работу.

Ответ  оценивается на «Удовлетворительно»

Общие знания основного материала без усвоения некоторых существенных положений.

Формулировка основных понятий, но - с некоторой неточностью.

Существенные ошибки в композициях  практического задания.

Умение оценивать без должной аргументации свою и чужую работу.

Ответ  оценивается на «Неудовлетворительно»

Незнание значительной части программного материала.

Существенные ошибки в процессе изложения.

Выполнение практической части не полностью или в неудовлетворительном виде.

Полное неумение теоретически обосновать и защитить свою работу.

Методические рекомендации к практическим (семинарским)  занятиям, лабораторным работам, коллоквиумам, рефератам и т.п.

Семинарские занятия проходят по двум направлениям: теоретическому и практическому. Теоретическое направление связано с обсуждением устным сообщений, подготовленных студентами по определенным темам. Практическая работа студентов связана с выполнения набросков и зарисовок с натуры, по памяти и представлению, по визуализации и стилизации графических изображений, знаков, обсуждаемых на занятии тем рефератов. Это делает работу более эффективной и не позволяет теоретическим вопросам повисать без практического фундамента.

Методические рекомендации по осуществлению текущего, самостоятельного и итогового контроля.

Практический контроль осуществляется в ходе систематического изучения материала, предусмотренного учебной программой. Основной формой проверки является собеседования, зачётные практические работы, выполненные в технике графики, защита рефератов, выполнение и презентация  видеороликов на выбранную студентом тему.

Итоговый контроль осуществляется на зачете в соответствии с требованиями, сформулированными в данной рабочей программе дисциплины.

Контроль на очно-заочном отделении осуществляется на зачете, так как курс в основном лекционный и немного семинарских занятий. На зачете представляют и отчитываются результатами выполненных  заданий самостоятельной работы, куда входят рефераты, презентации слайд-шоу,  видеоролики  по обозначенной теме¸ также по выполненным практическим  работам, по результатам представленных теоретических и практических работ получают зачет.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение теоретическими знаниями и практическим опытом творческой и исследовательской работы, необходимой художнику-дизайнеру. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению учебно-творческих проблем профессионального и специального уровня. В работе используются как традиционные, так и современные формы самостоятельной работы:

- поиск в сети интернет материалов по разделам обучения изобразительному искусству, дизайну, виртуальных галерей и сайтов художников дизайнеров, с записью их на компакт-диск  с последующим использованием на аудиторных занятиях;

- посещение лекций и семинаров в библиотеках, подбор материалов для написания рефератов, подготовка и презентация видеоролика,  слайд шоу, сбор изобразительных аналогов по темам учебно-творческих теоретических и практических заданий;

-  посещение художественных выставок в выставочных залах,  музеях, галереях, выставочных павильонах; анализ тенденций развития современного изобразительного и дизайнерского искусства;

- участие в студенческих выставках, научных конференциях, публикация статей в сборниках научных трудов факультета.

Дополнительные материалы

(методические рекомендации по организации изучения дисциплины, образцы практических заданий из методического фонда кафедры графического дизайна и т.п.)

Практические работы

(на выбор студентов)

Практика 1.  Создание серии графических работ на тему «Копирование известных мастеров-классиков печатной графики».

 Практика 2. Создание серии графических листов на тему «Пейзажи Подмосковья».

Практика 3. Выполнение серии графических работ  на тему «Натюрморт»

Практика 4. Создание полиграфической продукции - настенный или настольный  календарь на следующий наступающий год с выполненными в технике графике программные практические задания  (студенческие творческие работы на выбранную тему).

 Терминологический минимум:

1. А.Дюрер.

2. Арт-деко.

3. Ар-нуво.

4. Абстракционизм Кандинского.

5. Антиква.

6. Брусковой шрифт.

7. Буквица.

8.  Глаголица.

9. Готический.

10. Гростеск шрифт.

11. Динамика.

12. Инициал.

13. Каллиграфия.

14. Канон.

15. Кириллица.

16. Книжная пропорция Чихольда.

17. Конструктивизм

18. Модерн.

19. 30. Обратная перспектива

20. Орнамент.

21. Оформительские шрифты.

22. Плакаты Мухи.

23. Полиграфия У.Морриса.

24. Пропорциональность.

25. Прямая перспектива.

7.  УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Разработанные учебно-методические пособия, монографии, каталоги:

1. Барциц Р.Ч. Альбом-каталог персональной  художественной  выставки авторской печатной графики – эстамп «РауфБарциц». [Текст] с.илл.; Каталог выставки . Союз Художников России. Московский Союз Художников. Москва.1993. 60 стр.;

2.Барциц Р.Ч. «Художественная графика. Введение  в методику преподавания». [Текст] с.илл.; Монография. «Прометей». МПГУ. Москва. 1999.207 стр. с илл. ISBN 5-7042-0945-9;

3. Барциц Р.Ч. «Художественная графика как специальная дисциплина в педагогических вузах. (Теория и практика). [Текст] с.илл.;Учебное пособие. «Прометей». МПГУ. Москва. 1999. 103 стр. с илл. ISBN 5-7042-0945-9;

4. Барциц Р.Ч. «Специальная и профессиональная подготовка художников-педагогов средствами печатной графики-эстампа». [Текст] Монография. «Прометей». МПГУ. Москва. 2003. ISBN 5-7042-1255-7;

5. Барциц Р.Ч. Актуальные проблемы профессиональной и специальной подготовки художников- дизайнеров в современных условиях. Вопросы теории и практики. [Текст] Монография.  МОСА. Москва. 2011.-262 с.:илл. ISBN 978-5-89774-182-2;

6. Барциц Р.Ч. «Графическая композиции. Техника печатной графики». (Теория и практика). [Текст] с.илл.; Учебное пособие. Факультет ИЗО и НР МГОУ. Москва.2013. 280 стр.; 210х297 см;

7. Барциц Р.Ч. «Техника графики». (Теория и практика). [Текст] с.илл.; Учебное пособие. Факультет ИЗО и НР МГОУ. Москва.2013. 218 стр.;210х297 см;

8. Барциц Р.Ч. «Композиция в эстампе. Линогравюра». (Теория и практика). [Текст] с.илл.; Учебное пособие. Факультет ИЗО и НР МГОУ. Москва. 2013. 112 стр.; 25 х18см;

9. Барциц Р.Ч. «Персональная художественная выставка». [Текст] с.илл.; Каталог выставки . Союз Художников России. Московский Союз Художников. Москва.2013. 50 стр.; 70х100см.

Список  рекомендуемой литературы.

Основная   литература:

1. Барциц  Р.Ч. Художественная графика как специальная дисциплина  в педагогических вузах. (Теория и практика). МПГУ. Москва. «Прометей». 1999-203 с.; 85с. с ил. ISSBN-5-7042-0945-9.

2. Барциц  Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания. МПГУ. Москва. «Прометей». 1999-207 с. ;180 с.ил. ISSBN 5-7042-0945-9.

3. Барциц  Р.Ч. Специальная и профессиональная подготовка художников – педагогов средствами художественной и печатной графики-эстампа. Теория и практика. МПГУ. Москва. «Прометей». 2003-318 с. ISSBN 5-7042-1255-7.

4. Барциц  Р.Ч. Актуальные проблемы профессиональной и специальной подготовки художников-дизайнеров в современных условиях. Вопросы теории и практики. МОСА. Москва. 2011-362 с. ISSBN 978-5-89774-183-2.

5. Барциц Р. Ч. Альбом – каталог произведений художественной и печатной графики. Союз Художников России. Москва. 2013-52 с.;52 с.ил.

6. Бесчастнов Н.П. Портретная графика. Учебное пособие для студентов–М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007-367 с.; 32 с. ил.- (Изобразительное искусство). ISSBN 978-5-691-01533-5.

7. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. Учебное пособие для студентов. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2008-301с.; 32 с. с. ил.- (Изобразительное искусство). ISSBN 978-5-691-01431-4.

8.Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. Учебное пособие для студентов–М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010-335 с.; 32 с. илл: ил.- (Изобразительное искусство). ISSBN 978-5-691-01702-5.

9. Гапиталл  А. Л. Работа  пером и тушью. Минск Попурри. 2001-256 с.:ил. ISSBN 985-438-682-1.

10.  Иорди Катафал и Клара Олива. Гравюра. Техники и приемы высокой печати. Серия «искусство и ремесло». Москва. Художественно - педагогическое издательство.  2010-245 с. с ил.

11.  Магия М.К.Эшера. Введение Лошер Ж.Л. Ташкент. Арт -Родник. 2000-196 с. с ил.www. taschent.com. ISSBN 978-5-9794-0025-9.

12. Леман И И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники. Москва. Центрполиграф. 2004- 220 с. с ил.

13.Якушев М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму. Учебное пособие. МГХПУ им. С.Г. Строганова.- М.:МГХПУ им С.Г. Строганова, 2009 -240с.: илл. ISSBN 978-5-87627-059-7.

14.Пахомова А.В., Брызгов Н.В. Колористика. Цветовая композиция. Практикум. Учебно-методическое пособие. МГХПУ им. С.Г. Строганова.- М.:МГХПУ им С.Г. Строганова, М.:Издательство В.Шевчук. 2011-229 с. с ил. ISSBN 978-5-942232-088-1.

Дополнительная литература:

1. Живая типографика [Текст] / Александра Королькова. - Изд. 4-е, испр. - Москва :IndexMarket, 2012. - 219, [4] с. : ил., цв. ил.; 23 см + [1] отд. л. цв. ил., сложенный в 8 стр. ISBN 978-5-9901107-8-6;

2. Курушин В. Д,  Графический дизайн и реклама,  ДМК Пресс-2012, 271 стр.,   ISBN: 978-5-94074-722-2;

3. Ландер, Анна Александровна. Самоучитель AdobeInDesign CS5 [Текст] / Анна Ландер. - Санкт-Петербург : БВХ-Петербург, 2011. - 384 с. : ил., табл.; 24 см + 1 CD-ROM. ISBN 978-5-9775-0611-3 : 1200;

4. Лесняк В., Графический дизайн (основы профессии), Индекс-Маркет-2011, 416 стр., ISBN: 978-5-9901107-4-8;

5. Типографика [Текст] : методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 070902.65 - "Графика" / М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. ун-т печати ; [сост. Д. В. Пономарев]. - Москва : МГУП, 2010. - 31, [3] с. : ил., цв. ил.; 20 см.;

Интернет-ресурсы:

Образовательные порталы:

- Российский образовательный портал: http://www.school.edu.ru;

- Все образование в Интернете http://all.edu.ru/;

-Сервер Центра информатизации Министерства общего и профессионального     образования Информика http://www.informika.ru/;

- Федерация Интернет образования (ФИО) – http://www.fio.ru.

 Виртуальные учебные курсы и сайты дистанционного образования:

- Дистанционное образование в Интернете http://www.lessons.ru/;

- Центр дистанционного образования http://www.eidos.ru/.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://rosdesign.com/Дизайн как стиль жизни

(история, теория, практика)

http://design-theory.ru/Теория дизайна.

Статьи. http://www.libfor.ru/readiuaapo.html 

Теория дизайна.

Искусство графики.

Терминологический словарь.

Авантитул (от фр. avant – перед и титул) – страница книги, предшествующая титульному листу, обычно на нем помещают название издательства и т.п.

Автолитография (от гр. аutos – сам, lithos – камень, grapho – пишу, рисую) – способ исполнения художественной литографии непосредственно самим художником на литографском камне, включая его травление и процесс печатания либо до травления. В этом случае обработка камня и пробная печать производятся мастером-полиграфистом (в отличие от литографии, в которой всю техническую работу выполняет мастер).

Автография (от гр. аutos – сам, grapho – пишу, рисую) – вид автолитографии, но художник рисует не на камне, а на предварительно подготовленной переводной бумаге, с которой затем изображение механически переводится на камень для печати.

Альграфия – вид плоской печати, близкая к литографии техника, при которой изображение наносится на цинковую или алюминиевую пластинку.

Гравюра (от франц. gravure - вырезать) – 1/печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесён рисунок. 2/ вид печатной графики

Граттаж (франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Произведения, выполненные в этой технике, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру

Грифонаж(франц. griffonnage, букв. - маранье, каракули) - ряд беглых набросков, наиболее распространен в рисунках пером, а также в офорте. Грифонаж встречаются нередко на полях рукописных книг и рукописей писателей и учёных

Книжная миниатюра - сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг - инициалы, заставки и т.п.

Иллюстрация (от лат. illustrare - прояснять) - изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.),

Инициал (от лат. initialis - начальный) в искусстве книги - укрупнённая заглавная (начальная) буква какого-либо раздела в тексте рукописной или печатной книги. В рукописных книгах инициалы (так называемые буквицы) богато расцвечивались сложными орнаментами, украшались изображениями человеческих фигур и животных, даже жанровыми сценками.

Оттенок - градация тона, нюанс. Разнообразие оттенков обогащает светотеневую моделировку в графике

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло выполненный. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры либо по памяти или воображению. Набросок  задуманной мастером композиции по характеру приближается к эскизу.

Резерваж (франц. reservage) - вид гравюры на металле. Рисунок, нанесённый специальными чернилами на «доску», покрывают кислотоупорным грунтом. При обработке водой чернила разбухают и приподнимают лежащий над ними грунт, обнажая металл для последующего травления. Рисунок напоминает набросок пером или кистью.

Светотень - одно из средств, определяющих выразительность художественного произведения, градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным, окружённым световоздушной средой. Градации светотени (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предметов, его фактуры и состояния атмосферы.

«Техника трех карандашей» - рисунок сангиной, итальянским карандашом и белым мелом.

Фотомонтаж - метод изготовления фотоснимка с двух или нескольких негативов, а также изображение, полученное этим методом и представляющее собой композицию (иногда с рисованными элементами) из нескольких фотографий или их фрагментов. Широко применяется при создании плакатов, рекламы, политических карикатур и т. д.

Шарж (франц. charge) - разновидность карикатуры, сатирическое или добродушно-юмористическое (т. н. дружеский шарж) изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства подчёркнуты и выделены наиболее характерные черты модели.

Штрих (нем. Strich) - одно из важнейших изобразительных средств в большинстве видов графики - черта, линия, выполняемая одним движением руки.

Штриховка - способ нанесения штриха, при котором линии в восприятии сливаются в сплошное тоновое пятно. Штриховка позволяет передать светотеневые градации, достичь впечатления объёмности формы.

Экслибрис (от лат. exlibris- из книг) - книжный знак, указывающий на принадлежность книги владельцу, помещённый обычно на внутренней стороне переплёта. Экслибрисы бывают гербовые (воспроизводящие герб владельца), вензелевые (орнаментально разработанные инициалы владельца), сюжетные (изображения пейзажей, архитектурных и прочих мотивов, эмблемы и т.п.).

Эстамп (франц. estampe, от итал. stampa - печать, оттиск), литографский или гравюрный отпечаток (обычно подписной авторский оттиск с печатной формы), являющийся станковым произведением художественной графики.

Шабер (нем. Schaber, от schaben-скоблить) - металлорежущий инструмент в виде металлического стержня с режущими кромками на конце. В графике употребляется для выравнивания зернистой металлической доски при гравировании в технике меццо-тинто, удаления заусениц ("барб"), образующихся при гравировании, и др.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по направлению 072500.62 – Дизайн, профиль подготовки графический дизайн,  квалификация  выпускника - Бакалавр,  для студентов очной и заочной формы обучения обеспечивается наличием специализированного  учебного помещения,  мастерской печатной графики, с обязательным наличием офортного станка для техники графики, учебно-методического фонда, включающего в себя:

- комплект учебно-методической документации (учебный план, программы дисциплин, учебно-методические пособия);

- библиотечный фонд и базу данных, по содержанию соответствующих перечню дисциплин основной образовательной программы;

- мультимедийные средства (проекторы, ноутбуки);

- наборы слайдов или кинофильмов;

-  наглядные аудио - видео - и мультимедийные материалы, используемые в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов;

- телевизор с жидкокристаллическим экраном диаметром 110 см.

Для проведения полноценных лекционных и практических занятий по данным дисциплинам  необходима мастерская печатной графики, с обязательным наличием офортного станка, а также аудитория в котором установлены следующие технические средства:

Компьютеры: системный блок Core i3 2100/P8H61/4 GB/500 Gb/ATX 400W/CR/Win 7ST; монитор Asus VW248TLB.

Internet.

Графические планшеты Wacom Cintiq 12WX – 12 шт.

Черно-белый принтер.

Цифровой фотоаппарат.

Цифровая видеокамера.

Колонки.

Микрофон.

Экран для демонстрации слайдов (Слайд-шоу).

Для обеспечения учебной дисциплины «Техника графики»,  учебного процесса и функционирования мастерской графики на факультете ИЗО и НР МГОУ

необходимы обеспечить следующими материалами и  инструментами:

1.Масляная офсетная краска для типографской печати. Черный цвет железных банках по 3 кг. – 5 банок.

2.Художественные масляные краски в тюбиках разных цветов. (темно-коричневый, темно-зеленый, темно-красный, желтый - по 20 тюбиков).

3. Художественные акварельные краски «Нева» - 10 упаковок.

4. Кисти разных размеров от №1 до №12 – 20 штук.

5. Художественные гуашевые краски 12 цветов -10 коробок.

6. Линолеум для линогравюры – 10 метров.

7. Резцы  в наборе для линогравюры в коробках – 10 упаковок.

8. Медные листы в рулоне  для офорта, сухой иглы и эмали - 10 листов.

9. Органическое стекло – 5 листов.

10. Гравировальные инструменты, иглы – 10 штук.

11. Фотовалики разных размеров для линогравюры – 3 штуки.

12.Льняное масло – 20 флаконов.

13. Растворитель, пиниен – 20 флаконов.

14. Керосин – 3 литра.

15. Бумага ватман  - 100 листов.

16. Бумага для печатной графики (эстампная) – 100 листов.

17. Клей ПВА – 10 штук.

18. Бумага «Альбом для черчения», формат А-3. – 20 пачек.

19. Бумага «Альбом для черчения», формат А-4.- 20 пачек.

20. Мелованная бумага для графики – 10 пачек.

21. Канцелярские товары  (карандаши разной твердой и мягкости, шариковые ручки, ластики, тушь, перья, стержни для перьев и т.  д.)

22. Ножницы для железа -2 экз.

23. Битумный лак – 3 литра.

24. Картон простой для печатной графики – 20 листов.

25. Пластмассовые папки для хранения работ методического фонда, форматом А-2 – 10 папок.

26. Тонированная бумага 50х70.

(разные цвета и тона,  пастельные тона, серые, бежевые тона), 100 листов.

27. Скотч – 10 штук.

28. Скотч малярный – 10 штук.

29. Вафельное полотенце – 20 шт.

30. Перчатки разовые 300 штук.

31. Перчатки резиновые – 50 штук.

32. Мыло хозяйственное- 20 штук.

33. Мыло туалетное – 20 штук.

34. Рабочие халаты разных размеров – 15 штук.

35. Пинцеты для работы с кислотой – 2 экз.

36. Угольные карандаши – 30 штук.

37. Соус – 5 коробок.

38. Пастель для работы с эскизами – 10 упаковок.

39. Черная тушь – 10 флак.

40. Карандаши – уголь, сепия – 20 штук.

41. Уголь прессованный – 10 коробок.

42. Кисти: Белка №11 – 10 штук.

43. Кисти Белка круглая №7 - 10 штук.

44. Кисти Щетина – 10 штук.

45. Тряпочный материал – 50 метров.

46. Напильники – малые и большие - 5 шт.

47. Ножовка – 2 шт.

48. Картон – 20 листов.

49. Бумага для графических работ – 10 папок.

50. Кисти, перья, тушь  для графических работ.

51. Фотованны  большие и малые форматом А-4, А-3- 5 экз.

52. Сапожные ножи, резаки – 5 шт.

53. Деревянные рамки форматом А-2, А-3 – 30 шт.




1. то единых универсальных обобщенных денег
2. 1] Анализ рынка сбыта продукции [1
3. Кислотність ґрунтів
4. Воспитательное значение игры
5. энциклопедист Аристотель исходя из наблюдений объяснял природу звука полагая что звучащее тело создает п.
6. Правовой нигилизм
7. 51 курсанта спеціальне звання Живчик Юлії Євгенівни прізвище ім~я та по батькові Керівник- викла
8. эн доцент Дарьялова В
9. Сущность и Разум
10. Реферат Кризис внимания
11. Количественная характеристика персонала
12. Работа строится на активной основе через целесообразную деятельность ученика сообразуясь с его личным и
13. Антична Греція побут звичаї одя
14. внутренних представления о браке оказывают решающее влияние на оценку своей семейной жизни ее успешности-
15. Неравновесные электрохимические процессы
16. Будущее России
17. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КАФЕДРА ФИН
18. реферату- Англійський романтизмРозділ- Література світова Англійський романтизм В Англії на відміну від
19. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
20. При оценке надо также использовать критерии относящиеся к задачам-~ по разработке продукции;~ организации