Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
13. Предмет философии по Локку и его метод.
ЛОКК Джон (1632 1704) английский просветитель, философ, основоположник материалистического сенсуализма, первый в философии нов. времени систематически разрабатывавший теорию познания как спец. область философии. ЛОККидеолог т. н. «славной революции» 1688 классового компромисса крупной буржуазии и части земельной аристократии. Род. в Рингтоне в семье судейского чиновника. В 1652 поступил в Оксфордский университет, где по окончании недолго занимался преподаванием. В 1667 стал домашним врачом и воспитателем, а затем секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери). Вместе с ним подвергался гонениям при реставрации Бежав в последний в Голландию (1683).. Здесь он закончил свой главный философский труд «Опыт о человеческом разуме»
Углубляя материалистический сенсуализм Ф. Бэкона, ЛОКК развил учение о происхождении знания. Большое влияние на Локка оказали через Ф. Бернье идеи Гассенди. Подвергнув критике теорию врожденных ЛОКК, придерживаясь положения о том, что нет ничего в чего не было бы в чувствах, пришел к заключению: «на опыте основывается все наше сознание.» Сознание новорожденного это «пустое помещение», «чистая доска» (Tabula rasa), и только опыт, состоящий прежде всего, из ощущений, наполняет его знанием. В педагогике эти идеи привели ЛОККА к признанию определяющего влияния среды на воспитание «Некоторые мысли о воспитании», в этике к установленной связи добра и удовольствия. Эти идеи имели огромное значение для развития обществ, мысли 18-19 вв. Опыт, по ЛОККУ, состоит из идей, под которыми понимал всякий объект познания, предстоящий: чувств, впечатления, представления, понятия, акты воображения, интеллектуальные, эмоциональные и волевые акты души, а также иногда чувств. качества в самих объектах. В качестве особого внутреннего опыта ЛОКК выделил. рефлексию, представляющую собой «...наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления...». Рефлексия, по ЛОККУ, вторична и возникает на основе чувственного опыта. Такое понимание рефлексии способствовало преодолению дуализма Декарта, развитию эмпирической психологии, изучению деятельности субъекта в процессе познания и установлению специфики рационального познания. Компромисс с идеализмом в толковании рефлексии возник в философии ЛОККА лишь при разделении результатов деятельности и рефлексии, будто бы помимо внешнего опыта порождающей идеи, времени, числа. Эта непоследовательность сенсуализма ЛОККА выражала неспособность понять диалектику перехода от чувственного познания к рациональному. Проблема мира и бога. Источник внешнего опыта ЛОКК видел в объективном мире: «... простые идеи выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас...». Материалистическое учение природе изложено ЛОККОМ в «Опыте» и «Элементах естественной философии». Оно сложилось под влиянием атомистики Эпикура, Гассенди и Р. Бойля, а также механики Ньютона. Пытаясь объяснить относит. устойчивость сочетаний идей внешнего опыта, ЛОКК приходит к предположению о некоей связующей их субстанции материи, но, будучи метафизиком, понимал ее как «плотную субстанцию», являющуюся подпорою устойчивых качеств предметов внешнего мира. В понимании пространства ЛОКК колебался между свойственной Ньютону его абсолютизацией и пониманием его как несамостоятельного условия движения. О факте наличия объективного мира с очевидностью свидетельствуют ощущения; убеждение в этом делало ЛОККА противником идеалистической интерпретации сенсуализма.
Как метафизик, ЛОКК считал атомы пассивными, Поэтому для объяснения движения он, как и Ньютон, признавая существование бога, отводил ему роль источника движения и сознания. Вслед за Гоббсом, утверждавшим существование «мыслящих тел», ЛОКК допускал, что материя способна к мышлению. В полемике со Стиллингфлитом, епископом Вустерским (Ворчестерским), обвинявшим ЛОККА в безбожии, ЛОКК повторил аргумент Иоанна Дунса Скота о том, что отрицание способности материи к мышлению означало бы ограничение могущества бога. В сочинении «Разумность христианства» ЛОКК отстаивал «естественную религию», близкую к деизму и отличавшуюся от него допущением божеств, откровения и некоторых тезисов христианской догматики. ЛОКК сторонник отделения церкви от государства и веротерпимости, которую он не распространял, однако, на католиков и атеистов («Четыре письма о веротерпимости», 1685 1704, ЛОКК был противником подчинения знания откровению и утверждал, что «вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных предписаний разума». Идею бога ЛОКК характеризовал как неясную и спутанную.
Учение об идеях, абстракциях и истине. Простые чувственные идеи ЛОКК разделял на:
Впрочем, в вопросе об отношении первичных и вторичных качеств ЛОКК не занял все же вполне четкой позиции: заявляя, что вторичные качества мнимы, «...вовсе не имеют сходства с вещами, в других случаях он признавал, что между ними и силами тел есть реальная сообразность, а иногда допускал, что они «подобны» свойствам вещей. Учение ЛОККА о первичных и вторичных качествах приводило его к противоречию между признанием качеств, многообразия мира и стремлением свести его многообразие к первичным качествам. Колебания ЛОККА использовал Беркли, полностью субъективировавший не только вторичные, но и первичные качества, устранив тем самым на почве идеализма всякое различие между ними.
Проводя различие между видами знания по степени достоверности, ЛОКК считал исходным, первым чувственное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти «интуитивным». Давая знание единичных свойств вещей, оно приближается к знанию более общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. (вероятное знание). Второй вид знания демонстративное, т. е. знание через умозаключения, среди которых ЛОКК, невысоко оценивая познавательное значение силлогистики и критикуя ее употребление в схоластике, выделял умозаключения через сравнения и вообще отношения идей. Третий (высший) вид знания интуитивное знание, т.е. непосредственное восприятие разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. В учении об интуиции на ЛОККА оказал влияние Декарт, однако, понимание ЛОККОМ интуиции свободно от картезианской концепции врожденных идей. Еще до умозаключений, по мнению ЛОККА, активность ума проявляется в образовании сложных идей посредством невольного или же активного комбинирования простых идей тремя способами.
Первый способ заключается в суммировании простых идей, благодаря чему получаются собственно сложные идеи субстанций (в данном случае под субстанциями понимаются единичные самостоятельные объекты, например, «человек»), а также идеи модусов (т. е. признаков и действий субстанций) простых (образуемых соединением однородных простых идей, напр. «пятнадцать») и смешанных (эти модусы образуются через аналогичное соединение разнородных идей, например, «красота»).
Второй способ состоит в сравнении идей, благодаря чему получаются идеи отношений («причина», «отцовство» и др.).
Третий способ есть обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной группы; в результате возникают общие идеи, например, «человек вообще», «живое существо». Разграничение между первым и третьим способами по характеру полученных результатов у ЛОККА недостаточно ясно и оправдано. Учение ЛОККА о деятельности рассудка сложилось отчасти под влиянием Гоббса. Положенный в основу его принцип комбинирования соответствовал практике научного исследования 1718 вв., в котором преобладали собирание, регистрация и упорядочение (классификация) фактов, а на первом плане среди наук выступала механика. Примененный Ф. Бэконом в учении о «формах», этот принцип был использован ЛОККОМ в теории познания для анализа деятельности мышления.
Вопрос о реальности общего ЛОКК решал в плане концептуализма: «... деление вещей на виды и обозначение их по ним есть работа разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями...» Концептуализм ЛОККА был направлен против реализма схоластиков и кембриджских платоников, приводившего к злоупотреблению словами. ЛОКК выдвинул понятие о семантике как общей теории знаков и их роли в познании.
Теория образования сложных и отвлеченных идей ЛОККА была механистической и не учитывала различия между существ, и несущественными признаками вещей. Сам же ЛОКК замечал недостаточности своего метода обобщения и абстрагирования, что проявилось в проводимом им различении между реальными и номинальными сущностями вещей. Номинальные сущности это общие идеи родов вещей, получаемые через отвлечения и соединения чувств, идей и фиксируемые в воспринятых человеком внешних свойств вещей, а потому оказывается более или менее поверхностным: «... наши границы для видов не вполне сообразуются с природными». Для постижения истинной, реальной сущности вещи необходимо при помощи рациональных средств познать структуру тел.
Не проводя отчетливой грани между философией и специальными науками, ЛОКК определял философию как «истинное познание вещей». Истину ЛОКК понимал как соответствие идей объектам и связей между идеями связям между объектами. «Наше познание... реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с доказательностью вещей». Иногда ЛОКК сбивался на идеалистическое понимание истины, считая познание восприятием «... соответствия, либо несоответствия и несовместимости наших... идей». Те же тенденции к интроспекционизму проявились у ЛОККА в принятии интуиции. Понимание ЛОККОМ истины как соотношения идеи переносило центр тяжести вопроса на отношения между идеями и противоречило его же утверждению о том, что идеи первичных качеств истинны и что, следовательно, элементы знания (идеи) сами могут быть знанием.
Этические, педагогические. и социологические взгляды. В этике ЛОККА перекрещиваются две тенденции: главная из них состоит в отождествлении добра с длительным удовольствием (здоровье, добрая слава и т. п.) и пользой человека (она повлияла на формирование французских просветителей 18 в.), вторая, побочная, в определении добра через добровольное подчинение людьми их поступков божественным и гражданским законам, а также общественному мнению своей страны. Противоречие между данными точками зрения ЛОККА пытался преодолеть, указывая, что законы природы суть именно ветвь божеств, закона, дедуктивно из него выводимые. Развитое ЛОККОМ понимание человеческой природы, согласно которой возможны взаимопомощь ощущений, эмоций и разума в определении верного пути жизни, оказал воздействие на концепции Вольтера, Гельвеция и других французских просветителей. В английской же философии оно было разрушено Юмом, утверждавшим неустранимый разлад между разумом, неспособным якобы быть путеводителем людей в практической жизни, и их повседневными инстинктами и привычками, подчиняющими себе мышление и не ведущими ни к знанию, ни к моральным идеалам.
Целью педагогики ЛОККА было формирование крепкого телом и духом благовоспитанного джентльмена, стремящегося к приобретению знаний, практически полезных для предпринимательской и торговой деятельности. Воспитание должно быть строго индивидуальным, учитывать естественные склонности и способности. Наиболее прогрессивными педагогическими идеями ЛОККА были тезисы о решающем влиянии среды на воспитание и образование и о значении наглядности в обучении.
В социологических взглядах ЛОККА получила отражение его идея политического компромисса буржуазии с дворянством ЛОКК был одним из родоначальников английского буржуазного либерализма. В «Двух трактатах об управлении государством» им была в ходе критики феодально-патриархальной концепции Р. Филмера, развита теория парламентарно-монархического конституционного государства, направленная как против легитимистов, так и против демократов-республиканцев. ЛОКК, сторонник отделения законодательной власти (парламент) от власти исполнительной (с включением судебной и военной) и «федеративной», внешних сношений (министры и король). Теория разделения властей отражала практически сложившееся между буржуазией и обуржуазившимися дворянами. Эту политическую концепцию ЛОКК пытался обосновать социологически: по его мнению, общественный договор создал правительственную власть, обязанную охранять «естественные права» людей: личную и свободу и частную собственность. В отличие от Гоббса ЛОКК считал, что правительство обязано само подчиняться законам, в противном случае нация возвращает себе право суверена, т. е. право насильственно расторгнуть договор с данным правительством и образовать новое, которому и передается вновь суверенитет. ЛОКК полагал, что в условиях Англии такой случай только что произошел и в повторении не нуждается. Взгляды ЛОККА сыграли большую роль в последующей философии, хотя в силу противоречивости их использование было двойственным. С одной стороны, его идеи разрабатывали Толанд, Пристли, французские материалисты усилили его идею рефлексии и понятие бога. Идеи, высказанные ЛОККОМ в 33 гл. кн. II «Опыта...», положили начало разработке ассоциативной психологии (Юм, Пристли, Гартли). Локковская теория воспитания оказала влияние на этическое и социологическое учение Гельвеция, а затем и на концепции утопического социализма начала 19 в. и передовые педагогические идеи 1819 вв. Витгенштейн преобразовал учение ЛОККА об обобщении, выдвинув так называемую концепцию «семейных сходств» между чувственными данными, зависящих от конвенционально установленных способов употребления слов.
Предмет философии по Локку. Его метод.
ЛОКК Джон (16321704) - англ. философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирич. теорию познания и идейно-политич. доктрину либерализма. Род. в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем преподавал; занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондонское королев. об-во. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (графа Шефтсбери) видного обществ. деятеля времён Реставрации, Л. приобщается к активной политич. жизни. Вслед за Шефт-сбери, спасаясь от преследования англ. пр-ва, в 16 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королём Англии возвратился в 1689 на родину.
Понимание Локком предмета философии можно уяснить только в связи с предшествующей философской традицией в Англии и на континенте и со все усиливающейся социальной и гносеологической ролью опытно-экспериментального познания. Неприятие традиционного схоластического авторитаризма, отказ от присущей схоластике умозрительности, стремление к приобретению практически эффективных знаний порождали у наиболее активных философов все углублявшийся интерес к идеям сенсуализма и эмпиризма. Бэкон, Гоббс, Гассенди, продолжив соответствующую линию ренессансных философов, были здесь непосредственными предшественниками Локка, который довел линию сенсуализма до наивысшего се выражения и трансформировал ее в доктрину эмпиризма, принципиально противопоставив ее позиции рационализма.
Главная особенность философской доктрины Локка смещение ее проблематики прежде всего в сторону гносеологии. Нарастание гносеологической проблематики одна из закономерностей историко-философского процесса. Огромный прогресс личностного сознания в условиях еще более зрелого буржуазного общества в Англии выразилось в философии Локка в выдвижении гносеологии на первый план.
Одна из важнейших заслуг Локка в гносеологизации философии состоит в том, что он больше, чем другие философы-новаторы, указал на необходимость сужения и специализации знания как на важнейшую предпосылку его эффективности. Отвергая схоластическое «всезнание», в действительности оказывающееся псевдознанием, автор трактата «Об управлении разумом» решительно заявил, что «никто не обязан знать все». В первую очередь, указал он ранее, в своем «Опыте о человеческом разумении», надо «знать не все, а то, что важно для нашего поведения». Практическая задача, следовательно, важнее собственно теоретической. Выше мы видели, что Галилей противопоставлял экстенсивному знанию интенсивное и видел в этом противопоставлении путь к повышению достоверности последнего. Но у Галилея такая достоверность означала главным образом математизацию знания, у Локка же его постоянную ориентацию на опыт. В начале своего главного труда Локк подчеркнул сложность поставленной им гносеологической задачи, ибо «разумение, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные веши, не воспринимая само себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его собственным объектом». Отсюда дальнейшая конкретизация этой общей гносеологической программы, а именно «исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания вместе с основаниями и степенями веры, мнений и согласия». Сужение познавательной задачи, ее максимальное приближение к интересам человека исходит из убеждения, что «знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности». Бэконовский лозунг «знание сила», повернутый в сторону природы, теперь направляется в глубины человека. Так обосновывает Локк гносеологическую установку своей философии.
В центре философии Л. теория познания, развитая в традиции англ. эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластич. философии. На взгляды Л. оказали также влияния идеи П. Гассенди, Р. Бойля, Т. Сиденхема и И. Нью тона. Гл. соч. «Опыт о человеч. разуме» (1690), над к-рым Л. работал около 20 лет. Согласно Л., не существует врождённых идей и принципов ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею бога, а всё человеч. знание проистекает из опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (реф-лексии). В основе знания лежат простые идеи, напр. возбуждаемые в уме различными качествами тел первичными, с к-рыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с к-рыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Л. определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собств. существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент.
Выступая против религ. фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религ. свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости. В соч. «Разумность христианства» («The reasonableness of Christianity», 1695) Л. в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. близка деизму, однако он считает, что, поскольку человеч. разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении и приобщении к божеств. опыту «через его дух».
Социально-политич. концепция Л. содержится в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690). Низбежность государственной власти Л. Рисует с позиций теории естественного права и «общественного договора». В отличии от абсолютистской теории государства Гоббса, правительству, согласно Л., передается только часть естественных прав ради эффективной защиты всех остальных свободы слова, веры и прежде всего собственности.