Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема даосизм восходит к трудам Лэцзы ок

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

7. ДАОСИЗМ

     Даосизм возник в Древнем Китае в IV-IIIвв. до н.э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в «Каноне о пути и добродетели» («Дао-дэцзине»), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, и в трактате «Чжуан-цзы», отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (IV-IIIвв. до н.э.). Как целостная система даосизм восходит к трудам «Лэ-цзы» (ок. IV-IIIвв. до н.э.) и «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.).

Философские воззрения

        Главная категория даосизма дао - своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао — это «изначальная пневма», проявляется лишь через силу дэ (добродетель). Задача подвижника — познать дао, встать на путь «естественности», под которой имеется в виду «гармония мира» -  слияние человека с природой.

     Другим важным понятием даосизма выступает «недеяние» — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.

      По «Чжуан-цзы», жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой «пневме». Бессмертие достигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т.п.

      Отшельники-даосы уединялись на лоне природы и стремились слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и в минимальном варианте долголетия предусматривало, во-первых, «питание духа». Человек рассматривается даосами как обиталище многочисленных духов, скопление божественных сил. Этой системе телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел и определяли срок жизни человека, призывали блюсти заповеди, быть добродетельными. Во-вторых, условием долголетия является «питание тела» —соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов —питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир.

     Философские настроения древнего даосизма стали фундаментом религиозного учения даосов в Средние века как части синкретического комплекса «трех учений», наряду с конфуцианством и буддизмом. Видными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун (IVв.), Ван Сюаньлань (VIIв.), Ли Цюань (VIIIв.), Тянь Цяо (Тянь Цзиншэн) (Xв.), Чжан Бодуань (XIв.). Конфуциански образованная интеллектуальная элита проявляла интерес к философии даосизма, особо привлекал древний культ простоты и естественности: в слиянии с природой обреталась свобода творчества. Внимание к даосизму особенно усилилось после падения династии Хань, когда конфуцианство, как официальная религия, исчерпало свои возможности. Даосизм воспринял некоторые черты философии и культа буддизма в процессе адаптации последнего к китайской почве: буддейские понятия и философские концепции переводились в привычных для китайцев даосских терминах. Даосизм воздействовал на развитие неоконфуцианства.

Эволюция верований и институтов

   Даосизм оккультный, связанный с магией и физиогаомистикой, привлекал широкие народные массы и часто был объектом нападок со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-эгалитаристских традиций. Даосские воззрения становились идейной базой тайных-обществ («Путь Великого равенства», «Учение Белого лотоса» и др.) и знаменем крестьянских выступлений (например, восстаний «Желтых повязок» в 184г.

    Разработав учение о Западном рае, месте обитания богини Сиванму — нерожденной Матери, прародительницы всех людей, даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости. Популярность этих идей усиливалась и тем, что их сторонники были врачевателями, гадателями, предсказателями.

  Даосская религия восприняла древние анимистичеекие верования, культ Неба и культ святых мудрецов. Выйдя из недр народных верований, даосизм Средневековья был неразрывно связан со всеми аспектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Небеса, уготованные для праведников. В Средние века учение о бессмертии обернулось культом долголетия, а доктрина дао как источника жизни — культом многодетности, богатства и т.п.

    Ярким выражением синкретизма стал даосский пантеон, включавший в свою иерархию божеств легендарных правителей, мифических героев и мудрецов, видных представителей конфуцианства, различных исторических деятелей. Наибольшей популярностью пользовались поборники справедливости и правого дела — восьмерка бессмертных мудрецов, наделенных чертами людей и волшебников.

     Во IIв. возникает институциализированное направление «Путь небесных наставников». Первый его глава — Чжан Даолин (I-II в.) якобы получил откровение от Лао-цзы и право быть его наместником на земле. Его титул «Небесного учителя» передается в роду Чжан по наследству, вплоть до настоящего времени. В IVв. возникали даосские школы «Высшей чистоты» и «Духовной драгоценности». Они уделяли значительное внимание приемам медитативного созерцания.

     С IV-VIвв. многие положения даосского учения подверглись пересмотру и все более пользовались официальным признанием. Стала создаваться обширная иерархически построенная организация. Был выработан даосский канон. В VII-VIIIвв. возник институт монашества и монастыри. В VIIвв. на севере Китая появляется много школ, и одна из них — «Учение совершенной истины» — сохранилась до наших дней.

     Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную религию. Они разработали по буддийскому образцу заповеди, составили список заслуг и проступков добропорядочных подданных. Самые суровые кары полагались за государственную измену и бунт. Танский дом вел свое происхождение от официального обожествленного Лао-цзы.

     Даосизм оказал сильное влияние на культуру, на традиционные формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии, в традиционной медицине, как в теории, так и на практике: в иглотерапии, фармакологии. Даосские сочинения сохранили рецепты лекарств, описание свойств металлов и минералов.

    В наше время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов. Религиозные синкретические группы, практикующие и даосизм, подверглись в КНР разгрому в 1960-х годах, а с начала 80-х активно восстанавливают свое влияние почти повсеместно, и особенно на периферии. Активно действующие храмы божеств китайского пантеона обслуживают шаманы-медиумы, гомеопаты, предсказатели судьбы, хироманты, физиогномисты. Даосские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч верующих.




1. Акушерська справа Лікувальна справа
2. не от мира сего Они часто стремятся доказать всем подряд что они такие же как и все
3. 092010 1030 г
4. Jesermeister Многие вероятно думали что продать произведенные в Германии бальзамы буйным обитателям америка
5. Одновременное существование человека и динозавра
6. Тема ’5 Наименование темы Управление финансами в условиях.html
7. Культура Древней Месопотамии
8. Рациональное природопользование и аспекты его предпочтения
9. Бухгалтерський облік (загальна теорія) Конспект лекцій
10. тема караванных торговых путей соединявших со 2 в
11. Основные подходы к пониманию развития общества Философ Рене Декарт
12. Железнодорожные пути на мостах
13. Властивості і якості особистості
14. 1Возникновение потенциала действия Установить в правильном порядке 1Раздражен
15. Владимир Соловьев в Москве
16. Статья- Виды китов. Справка
17. Причини кровотеч- А
18. Ходові системи лісових гусеничних машин і сільськогосподарських тракторів
19. по полочкам. И тем не менее мы можем многое узнать о нём с помощью чисел.
20. Тема Міжнародні та державні норми в галузі охорони праці2 години