Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ
“Международный билль о правах человека.”
Авторизованный реферат по правоведению
Фамилия,имя,отчество студента :Кряквина Алла Геннадьевна
факультет педагогический, курс 1, студия 5.
Руководитель (преподаватель): _____________________________
Рецензент: _______________________________
МОСКВА 1996 г.
План работы:
1. Историччские предпосылки прав человека.
2. Особенности современной международной практики развития прав человека .
3.Определение и классификация конституционно-правового статуса человека и гражданина.
4. Решение проблем прав человека в России.
5. Права человека в системе общечеловеческих ценностей.
6.Заключение.Выводы.
1. Исторические предпосылки прав человека.
Основой современных демократических теорий о правах человека явились идеи, высказанные еще в XYII-XYIII веках такими философами-просветителями как Дж.Локк (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755),Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Ф.М.А.Вольтер (1694-1778), в частности идеяо том, что человек - высшая социальная ценность общества и государства. Он обладает естественными, неот'емлемыми правами (право нажизнь, право на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты:ни правительством, ни обществом.
Нам представляется необходимым назвать и более ранние правовые источники прав человека: Великую Хартию Вольностей 1215 г. (Англия), Петицию о праве 1628 г. (Англия), Habeas Corpus Act 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и другие документы. Хотя исследователи относят эти документы к разряду памятников истории, невозможно отрицать их важную роль в развитии демократии.
Современному человеку в конце XX века трудно представить себе, что первые шаги демократии воспринимались когда-то как социальная утопия, порой и как бунт против существовавшего строя, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события,очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом.
От буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, когда были предприняты первые попытки воплотить эти идеи в реальность, именно тогда на законодательном уровне были закреплены права и свободы, получившие дальнейшее развитие в XX веке. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав и свобод человека, а в Америке 26 сентября того же года - Билль о правах (поправка к Конституции США) .
Вплоть до гигантских потрясений XX века - первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи.
По нашему мнению, впервые наиболее четкое понимание прав человека было сформулировано в Американской Декларации 1776 г.:"... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью".
Однако признание обществом прав человека предполагало не только некий договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей ее от произвола. История человечества показала, что права человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию прав человека как важнейшей фундаментальной проблемы .
Такое изменение отношения к проблеме прав человека, как на международном уровне, так и внутри государств во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Об'единенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение прав человека и распространение идей
об этих правах .
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека . Трудно переоценить значение
этого документа.
Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод. Это положение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: "Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав."
Сегодня Всеобщая Декларация прав человека - это основной международный кодекс поведения в области прав человека. И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все международные договоры.
Более двадцати лет потребовалось для создания и принятия Гене-ральной Ассамблеей ООН Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах . Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму пакту был принят Фа-культативный протокол , предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц. Эти три документа вместе составляют Международный Билль прав человека.
Международные пакты о правах человека - это договоры, госу-
дарства - участники которых - то есть государства, которые офици-ально договорились и согласились придерживаться их положений, -
заключили их с тем, чтобы уважать, гарантировать и принимать меры
для полного осуществления широкого спектра прав.
Международное сотрудничество государств в области прав человека протекает в определенных формах: 1) в создании единых универсальных стандартов по поводу того, какие именно права и свободы человека должны уважаться и соблюдаться, 2) в принятии на себя государствами-участниками международных договоренностей - обязательств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка,3) в создании специального механизма контроля за соблюдением принятых государствами обязательств. Этот механизм включает в себя процедуру представления в различные органы и комитеты (например, в Экономический и Социальный Совет ООН, Комиссию по правам человека) докладов-отчетов государств-участников о проведении ими в жизнь положений соглашений. Представляется важным, что эти доклады рассматриваются на открытых заседаниях, доступных для общественности и прессы. Комиссия по правам человека рассматривает жалобы отдельных лиц о нарушении их прав государствами,в которых они проживают.
В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включают в себя около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся названный выше Международный Билль прав человека, а также принятые на его основе международно-правовые документы о самоопределении народов, о предупреждении дискриминации, геноцида, апартеида, рабства, о праве на гражданство, о праве на убежище, о правах беженцев, о свободе информации, о свободе ассоциаций, о браке и семье, правах детей и молодежи, о социальном прогрессе, обеспечении и развитии и т.д.
К эти актам относится также ряд договоренностей, касающихся
правового статуса отдельных категорий граждан: женщин, детей, инва-лидов, умственно отсталых лиц, беженцев, апатридов (лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу зако-
на этого государства) и др. Все они дополняют и конкретизируют ме- ханизмы выполнения международных соглашений.
2. Особенности современной международной практики развития прав человека.
Международные нормы и стандарты в области прав человека устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров прав человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными нормами. Международная защита прав человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой. Реальное обеспечение прав человека остается в основном внутренним делом каждого государства. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его внутренним законодательством.
Международные правовые документы имеют различную юридическую силу. Ряд договоренностей носит характер деклараций, а их положения являются лишь нормами, рекомендациями. Например, Всеобщая Декларация прав человека не создает обязательных норм поведения стран-участниц, в ней содержатся только 30 рекомендаций, но она оказывает большое влияние на отношения между государствами. И более того, многие ее статьи входят в современные Конституции различных государств,в том числе и в Конституцию Российской Федерации 1993 г.
Другие документы представляют собой международные договоры,
содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае
ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государст-
венной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства на международном форуме,его положения становятся обязательным для применения внутри страны.
Примерами таких договоров являются Международные Пакты об экономических, социальных, культурных, гражданских и политических правах: 1966 г., которые были ратифицированы СССР 18 сентября 1973 года, а вступили в силу в 1976 году. Претворение стандартов обоих Пактов является обязанностью всех государств, подписавших данные документы.
Следующим важнейшим шагом в истории развития международных отношений в области прав человека после создания ООН стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки,1975 г.) . Он выражает концепцию безопасности и прав человека, основанную на общепризнанных демократических началах и стандартах, и исходит из того, что от решения многих проблем в гуманитарной области прямо зависит налаживание цивилизованных и корректных международных отношений .
Важной вехой в деле укрепления и развития позитивных процессов в военно-политической, торгово-экономической, экологической, гуманитарной, правовой областях стал Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.) Документ принят согласием (консенсусом) 33 европейских государств, США и Канады, после двухлетней напряженной работы. Политические обязательства и договоренности по правам человека и основным свободам, содержащиеся в итоговом документе, дали новый импульс развитию процесса, начатого в Хельсинки.
Венская встреча ознаменовала собой принципиально новый этап в общеевропейском гуманитарном и правовом сотрудничестве, так как в настоящее время именно гуманитарное и правовое сотрудничество является одним из ключевых факторов укрепления безопасности в мире. Понятие безопасности в мире включает в себя не только военно-политическую, но и правовую, гражданскую, социальную, культурную защищенность личности . Проходящий в мире процесс сближения стран и интересов людей требует единства прав и ответственности, создания единого правового пространства.
Во время Венской встречи впервые официально вошел в лексикон термин "человеческое измерение". Это означало поворот хельсинского процесса в сторону человека, его интересов и забот, это сделало человека отправной точкой всех принимаемых договоренностей.
Под "человеческим измерением" понимается весь комплекс прав
человека: гражданских, политических, экономических, социальных и
др., а также контакты между людьми, сотрудничество в области инфор-
мации, культуры, образования .
Важнейшим достижением Венской встречи явилась договоренность государств-участников способствовать тому, чтобы все люди знали свои права и обязанности. С этой целью государства-участники обязались широко публиковать и делать доступными для населения все законы, административные правила и процедуры, поощрять обсуждения в школах и других учебных заведениях вопросы защиты прав человека и основных его свобод.
3.Определение и классификация конституционно-правового статуса человека и гражданина.
После 1989 года аналогичные встречи состоялись в Копенгагене
(1990г.) и в Москве (1991г.) .Эти встречи способствовали развитию международного сотрудничества в гуманитарной сфере.
Положения, зафиксированные в вышеуказанных документах, позво-ляют нам дать определение " прав человека" и назвать условную ее классификацию.
Концепция прав человека включает в себя два основных понятия.
Первое состоит в том, что неот'емлемые и неотчуждаемые права присущи человеку просто потому, что он человек. Это моральные права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко второму понятию концепции прав человека относятся юридические права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях. Основой подобных прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие суб'ектов права, тогда как основу первой группы прав составляет естественный порядок .
Один из известных юристов в области международного права Назаров В.Л. подчеркивает, что многообразие характеристик отдельных сторон прав человека если и возможно включить в одно общее определение, то, естественно, не посредством перечисления и сложения, но органического обобщенного об'единения их важнейших сущностных признаков.
В таком наиболее общем определении права человека представляются как признаваемые и охраняемые обществом, государством и Международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их об'единений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях ].
Наиболее распространенное, по нашему мнению, определение прав человека было дано в опубликованном ООН сборнике "Права человека.Вопросы и ответы". "В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.
Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неот'емлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой".
Любая квалиссификация прав человека относительна и далеко не полна. Права человека затрагивают различные стороны личной и общественной жизни человека, все они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Тем не менее классификация прав человека необходима. Она помогает нам лучше понять их.
Наиболее часто встречающаяся в исследованиях, в юридических и социологических пособиях и популярной литературе является классификация ООН, в которой выделены следующие группы прав человека:
1. Гражданские права
2. Политические права
3. Экономические права
4. Социальные права
5. Культурные права.
Ряд зарубежных, а также и российских авторов, в том числе и В.А.Корнилов, Л.И.Глухарева, В.А.Северухин выделяют еще одну категорию прав - естественные права, которыми человек наделяется в силу факта своего рождения на свет. Они неот'емлемы и неотчуждаемы, так как их нельзя отделить от человека без явной угрозы потерять в нем
члена общества. Естественные или элементарные права человек получи-
ли еще наименование священных прав в силу их чрезвычайной важности.
Никакие внешние силы, будь то монарх или государство, не могут произвести отчуждение. Естественными правами называют право на жизнь,здоровье, свободу, неприкосновенность, честь и репутацию .
Гражданские и политические права, которыми обладает человек нашли свое отражение в статьях 2-19 Всеобщей Декларации прав человека:
- право на жизнь, свободу и безопасность личности,
- право на свободу от рабства и подневольного состояния,
- право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или
унижающего его достоинство обращения и наказания,
- право на признание правосуб'ектности,
- право на равенство перед законом,
- право на эффективное восстановление в правах в случае
нарушения прав человека,
- право на свободу от произвольного ареста, задержания или
изгнания,
- право на гласное и с соблюдением всех требований справедли-
вости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом,
- право на презумпцию невиновности до тех пор, пока виновность
не будет установлена,
- право на запрещение осуждения за деяние, которое во время его
совершения не составляло преступления,
- право на свободу от произвольного вмешательства в личную и
семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосно-
венность жилища, или тайну корреспонденции,
- право на свободу передвижения и выбора места жительства, в
том числе право покидать любую страну и возвращаться в свою
страну,
- право на убежище в других странах,
- право на гражданство,
- право на вступление в брак и создание семьи,
- право на владение имуществом,
- право на свободу мысли, совести и религии,
- право на свободу убеждений и на свободное выражение их,
- право на свободу мирных собраний и ассоциаций,
- право на участие в управлении своей страной,
- право на равный доступ к государственной службе в своей
стране.
Следующие семь статей (с 22 по 28) затрагивают экономические, социальные и культурные права, в том числе:
- право на социальное обеспечение,
- право на труд и свободный выбор работы,
- право на равную оплату за равный труд,
- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение,
обеспечивающее достойное человека существование,
- право создавать профессиональные союзы,
- право на отдых и досуг,
- право на жизненный уровень, необходимый для поддержания
здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище, ме-
дицинский уход),
- право на социальное обеспечение на случай безработицы, бо-
лезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или ино-
го случая утраты средств к существованию по не зависящим от
человека обстоятельствам,
- право на защиту материнства и детства,
- право на образование, причем родители имеют право приоритета
в выборе вида образования для своих детей,
- право на участие в культурной жизни общества,
- право на защиту моральных и материальных интересов, являю-
щихся результатом научных, литературных или художественных
трудов автора .
Со времени принятия Всеобщей Декларации прав человека ООН ве-
дет кропотливую работу по согласованию целого ряда конвенций, про-
токолов и деклараций по правам человека. Эти документы подробно определяют экономические, социальные, культурные, политические и
гражданские права и создают систему их защиты.
Сегодня немногие оспаривают успехи, достигнутые в области четкого определения прав, однако несмотря на прогресс в решении этой проблемы, совершенно очевидно, что права человека повсеместно нару-
шаются, зачастую в широких масштабах .
Это обстоятельство является одной из основных причин, обусло-
вивших решение Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в Вене 14-25 июня 1993 года Всемирной Конференции по правам человека.
Главная цель Конференции - сделать защиту прав человека неот'емлемой частью социально-экономического развития во всем мире. Конференция была посвящена изучению прогресса, достигнутого со времени проведения в 1968 г. в Тегеране (Иран) первой Всемирной конференции. Она также рассмотрела возможности дальнейшего уточнения пяти выше названных категорий прав человека и пути совершенствования и укрепления существующих систем с целью поощрения и защиты прав человека на международном, региональном и национальном уровнях.
При этом на национальном уровне особое значение имеет разгра-ничение прав и свобод на "права человека" и "права гражданина".
Употребление применительно к человеку двух терминов - "чело-
век" и "гражданин" имеет свой особый смысл. Каждый человек как часть природы вправе иметь достойное существование. Поэтому ему должны принадлежать естественные или неот'емлемые права и свободы,такие как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и др. Все эти права относятся к так называемым личным правам и свободам человека и принадлежат ему независимо от гражданства.
Гражданин же является политической личностью, поэтому ему принадлежат такие политические права и свободы, как право участвовать в управлении государством, право доступа к государственной жизни и др.
Отсюда положение человека рассматривается с двух позиций:
а) существование его в гражданском обществе, когда он выступает носителем естественных прав и свобод. При этом под "гражданским обществом" понимается "совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, национальных и т.п."
б) существование в обществе, рассматриваемом с политической стороны, т.е. положение гражданина в государстве . С последним тесно связано существование правового государства,под которым обычно понимается демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом. Правовое государство обеспечивает соблюдение и охрану прав и свобод человека.
Каждый человек пользуется только теми правами и свободами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими, - которые предусмотрены в Конституции и законах его страны.
Впервые конституционный принцип закрепления основных прав и свобод человека был применен в Билле о правах США 1789 г., а также в Польской Конституции от 3 мая 1791 г. В наше время практически все Конституции содержат основной перечень прав и свобод, предоставляемых гражданам своей страны, а в ряде случаев иностранцам и лицам без гражданства.
Законодательство любого государства определяет правовое положение, об'ем прав и обязанностей всех без исключения лиц, находящихся на его территории: прежде всего граждан данного государства,а также иностранцев и апатридов. Как круг, так и характер их прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждой конкретной страны. Поэтому в государствах с различным социально-политическим строем по-разному определяются содержание прав человека, сущность и пределы основных свобод личности.
4. Решение проблем прав человека в России.
С учетом внутренних условий и возможностей решается проблема прав человека и в нашем государстве.
Новая Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства - главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Фе-дерация провозглашается правовым государством . В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству, о которых говорилось выше.
В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права человека. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (Ч.1 ст.17) .
Все права и свободы человека и гражданина об'являются непосредственно действующими (ст.18) [там же,с.9], т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их.
Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан.
Как определяет С.С.Алексеев в книге "Государство и право": "Правосознание - это отношение людей к праву ... Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем
позитивном праве (праве выраженном в законах - авт.), о том, на- сколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и
идеалам.
Правовая культура - это общее состояние законодательства, ра- боты суда, других правоохранительных органов, правосознание всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосудия, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализа- цию на практике, осуществление требования верховенства права.
Одним из показателей правовой культуры является правовая вос-
питанность каждого человека, т.е. ... стремление в любом деле ут- вердить правовые начала как высшие ценности цивилизации".
Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин "права человека" понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей.
В нашем государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно.
В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства.
Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан. Очевидно, что прежние подходы, связанные с воспитанием законопослушных членов общества, явно недостаточны для создания демократического правового государства.
Закрепление прав человека и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей.
Уважение и защита прав человека - это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества .
Знание своих прав и обязанностей, умение их активно отстаивать
и защищать, четкое представление о месте человека в государственной структуре, понимание взаимной ответственности личности и государст- ва, способность использовать имеющиеся государственные механизмы
для защиты своих законных прав и интересов - вот что в настоящее время должно быть включено в характеристику правовой культуры каждого человека. Правовое воспитание и правовая информированность населения призваны повысить компетентность граждан и должностных лиц,сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие ее жизнедеятельности.
Более детально в этой связи, по нашему мнению, следует остано-
виться на указанном в классификации прав человека праве на образование, а также рассмотреть принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребенка , так как уважение прав человека начинается,несомненно, с отношения общества к своим детям.
Половину населения мира сегодня составляют дети. Им предстоит продолжать созидание справедливого и гуманного социального мирового порядка. Демократическое общество заботится об обеспечении свобод,равенства для подрастающего поколения, создает условия, при которых дети смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в последующие годы.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) одинаково актуальна для народов всех регионов мира. В документе установлены общие нормы, учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств. И на основе этих общих для всех правовых норм каждое конкретное государство может выбирать свои собственные национальные средства для воплощения их в жизнь. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка.
Охватывая весь комплекс прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.
Конвенция состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода , нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений .
Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, вступи-
ла в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации документа тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляется Комитетом
ООН по правам человека.
Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с
многими другими действующими международными документами, в том числе и Декларацией прав ребенка 1959 г. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции (а есть и такие, которые впервые подняты в рамках международного документа), необходимо отметить обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (статья 22),защиту от сексуальной и других видов эксплуатации (статьи 34 и 36),наркоманию (статья 33), детскую преступность (статья 40), межгосударственную практику усыновления (статья 21),положение детей в вооруженных конфликтах (статья 38 и 39), потребности детей-инвалидов(ст. 23), а также дети меньшинств и коренных народов [8,с.99-112].
Особо следует остановиться, как нам представляется, на пробле- ме образования, также затронутой в Конвенции. Эта проблема стала предметом рассмотрения двух (27 и 28) важнейших статей документа, значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции "Образование для всех" (5-9 марта 1990 г., Джомтьен, Тайланд) .
Начальное образование должно быть одинаково обязательным,бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Подчеркивается необходимость создания равных образовательных возможностей для девочек и мальчиков.
Говоря о значении Конвенции о правах ребенка, необходимо подчеркнуть, что сила этого международного документа в его гибкости,способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные сферы жизни, Конвенция ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предполагающие свои пути решения общих для всех детей проблем.
В одном из своих выступлений Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали говорит о том,что "полное уважение достоинства человека означает не только избавление от пыток, но и избавление от голодной смерти. Оно означает свободу участия в голосовании так же, как и право на образование. Оно означает свободу убеждений так же, как и право на здоровье. Оно означает право пользоваться всеми правами без дискриминации. И для этого подлинного развития необходимы прочная база демократии и участие населения" .
Реализации этих целей должна способствовать упорная и кропотливая работа ООН, направленная на развитие демократии, ориентированная на защиту интересов народов. Надо отметить в этой связи, что в последнее время значительно возросла роль неправительственных организаций (МНПО),так или иначе занимающихся проблемами прав человека. Деятельность МНПО в области прав человека различна. Они контролируют соблюдение международных соглашений, оказывают помощь (финансовую, медицинскую, продовольственную) жертвам репрессий и их семьям, мобилизуют мировое общественное мнение в пользу повсеместного уважения прав человека, проводят семинары и конференции по правам человека.
Несомненно, вызывает оптимизм тот факт, что во многих странах в том числе и в Российской Федерации, предприняты серьезные усилия для создания более представительных политических систем,что средства массовой информации все в большей степени приобретают глобальный характер, увеличивая тем самым повсеместную осведомленность населения в вопросах прав человека .Все это открывает широкие перспективы и возможности для распространения идеи прав человека и в сфере воспитания на всех уровнях образовательных учреждений.
5. Права человека в системе общечеловеческих ценностей.
Одной из отличительных черт послевоенной эпохи явилась противоположная позиция стран Восточной Европы социалистической ориентации и Западных капиталистических государств. В 1980 году советский юрист С.Зивс был в вправе написать,что проблема прав человека играет значительную роль в борьбе двух идеологий: коммунистической и буржуазной .
В то время как Запад рассматривал проблему прав человека как
основополагающую и ей отводилось первостепенная роль в политике,
восточно-европейские государства концентрировали внимание на общих проблемах мира, разоружения и стабильности .
К тому же в рамках дискуссий по проблеме прав человека бывшие социалистические государства были склонны рассматривать права человека как благо, гарантированное государством, а не как индивидуальные права, которые в случае необходимости можно пред'явить государству. Предполагалось, что интересы социалистического государства и отдельной личности находятся в определенной гармонии и основной акцент делался на обязанности отдельной личности по отношению к социалистическому государству.
Среди прочих категорий прав человека эти страны часто делали акцент на экономические, социальные и культурные права, в противовес политическим и гражданским, а также особо подчеркивались коллективные права и устремления, такие как право людей на самоопределение, развитие и мир.
Наиболее ясно между этими двумя политическими системами прослеживались три группы противоречий:
- противопоставление экономических и социальных прав полити-ческим и гражданским;
- взаимоотношения между правами человека и государством;
- международный мониторинг и контроль за соблюдением нацио-
нальных прав человека .
Изменения, происходящие в странах Восточной Европы и в нашей стране, несомненно связаны с началом перестройки, осуществлением политических и экономических реформ. Первым шагом которых стало утверждение, что общечеловеческие ценности не подчиняются непосредственно классовым интересам и что они будут лежать в основе прогресса .Постепенно основной акцент переместился на политический плюрализм, правовое государство, утверждение гражданских и политических прав.
Признание верховенства общечеловеческих ценностей и интересов над всеми иными потребовало от отечественного обществознания, в том числе, конечно, философии, правоведения и педагогики очень серьезного переосмысления, а в ряде случаев прямого пересмотра позиций, мотивировок и суждений в части, например, наших представлений о международном праве, его примате при установлении целого ряда внутригосударственных правовых норм, а также об информированности населения о них .
Права человека, как право в целом, несмотря на их принадлежность к определенной социальной системе, восходят к категории важнейших общечеловеческих ценностей.
В специальный философский лексикон понятие ценности (именно понятие, а не просто случайно употребляемое, модное слово) вводится лишь в 60-х годах XIX столетия, когда за ним закрепляется вполне определенный смысл: это значимость чего-либо в отличие от существования об'екта или его качественных характеристик. Так определил понятие ценностей немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881).
История показывает, что во всякой культуре существует некое
согласие, своеобразный консенсус относительно того, что считать мо-
ральными, нравственными нормами. Этот этический консенсус может меняться или видоизменяться. Именно такое изменение переживает наше общество в настоящее время. В центре современного мировоззрения человек как высшая ценность и главное богатство общества. И главный вопрос сегодня заключается не только в том, какой человек нужен обществу, но и в том, какое общество нужно человеку, чтобы оно в полной мере соответствовало возможностям человека, его эстетическим и нравственным требованиям, комфортности, не наносило ущерб его достоинству, чести, чувству свободы и справедливости. Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации, данной эпохи важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его среда .
На протяжении всей своей истории человечество создавало целые своды законов для руководства социальным поведением людей, для наказания преступных действий и поощрения поступков, соответствующих правовым нормам.
Человеческие права обеспечивают каждому максимальную свободу его индивидуальности внутри собственного народа, защищают его жизнь и достоинство от всякого посягательства извне. По мнению известного мыслителя, протестантского теолога Альберта Швейцера (1875-1965), было бы неразумно пытаться отрицать связь, которая существует между правом и мировоззрением. Мировоззрение - зародыш всех идей и убеждений, которые определяют образ действий личности и общества.
Представляется важным, что права человека, в отличие от нравственности, не дает оценку интересам личности, а защищает, отстаивает и разграничивает эти интересы.
Нравственная обязанность может быть преподана только в качест-ве совета; юридические же обязанности предписываются человеку велением, "несоблюдение которого влечет за собой наказание".
Резкое разграничение права и нравственности приводит к тому,что право остается индифферентным к вопросам нравственности, разме-жевывая внешнюю свободу людей, совершенно не касаясь того, как они
воспользуются свободой: согласно нравственным требованиям или нет.
Нравственные воззрения и установки личности всегда более или
менее суб'ективны, но вместе с тем, они касаются самых интимных,
сокровенных сторон личной жизни человека. Именно поэтому это учение как реакция против чрезмерного стеснения личности, ее личной свободы государственным вмешательством, оказало важное значение в развитии права и нравственности.
Необходимо отыскать в праве такой элемент, который совсем не
связан с нравственностью, лишен этического значения. Это достигается через определение права как охранного или защищенного интереса.Таким образом, можно согласиться с В.Соловьевым в том, что право является нормой интересов, подлежащих охранению. Разграничение интересов не может не считаться с их нравственной оценкой, в то же время такое разграничение не может быть основано только на отрицании чужих интересов, воли, поступков, ибо естест- венное состояние людей - не находиться в обособленном состоянии.
В силу сказанного, право не ограничивает своих определений только одной внешней стороной человеческих действий, а всегда более или менее принимает во внимание и их внутренние стимулы .
Права человека представляет собой единый комплекс прав и обязанностей. А по своей сути права человека - это воплощение в специфической форме высоких идей справедливости, человеческой свободы и равенства, что предполагает, в свою очередь, демократию, милосердие, гуманность.
6.Заключение. Выводы.
Несмотря на то, что этап развития России сопряжен с глубоким
кризисом, охватившим, по сути, все сферы бытия: политическую, эко- номическую, духовно-нравственную, - тем не менее, даже в этих усло- виях необходимо изыскать способы и средства, чтобы защитить и обес- печить права каждого человека. Идея неотчуждаемости, неот'емлемости
прав человека выверена мировым опытом. Следовать ей - дело чести общества, строящего правовое государство.
Таким образом, анализ философской, социологической и исторической литературы позволяет сделать вывод о том, что если спроецировать аспект культуры на личность и на все социальные институты общества, то мы увидим, что культура права складывается из ценностей и норм как институционального, так и суб'ективного характера.
Между этими аспектами существует нераздельная взаимосвязь: культурные особенности общества (в том числе и образование) формируют нравственные, духовные, общечеловеческие ценности народа, которые,в свою очередь, адекватно влияют на институциональную культуру.
Список использованной литературы:
1.Журнал “Государство и право” 1994-1996гг.
2. Международная защита прав и свобод человека.Сборник документов.
М.1990г.
3. Юридический вестник. 1993г.№8.
4.Малько А.В. Право для человека:ограничение или стимул? Правоведение,1992,№5.
5. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.Вып.1 Москва,1910г.
6. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.- Спб.
7. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве.-М.1989г.
8. Конституция Российской Федерации.-М. 1993г.