Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

2009 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


25

VIII. 24.11.2009

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ЭТНОГЕНЕЗ. УЧЕНИЕ Л.ГУМИЛЕВА

1.1. Этнос

1.1.1. Динамическое состояние этнической системы

1.1.2. Пассионарность

1.1.3. Пассионарный толчок

1.2. Фазы этногенеза:

1.2.1. Фаза подъема

1.2.2. Акматическая фаза

1.2.3. Фаза надлома

1.2.4. Фаза инерции

1.2.5. Фаза обскурации

1.2.6. Фаза регенерации

2. УЧЕНИЕ ОГЮСТА КОНТА

2.1. Классификация наук

2.2. Стадии развития общества

2.2.1. Теологическая

2.2.2. Метафизическая

2.2.3. Научная

2.3. Общество третьей стадии

2.4. Первая социально-научная концепция

2.4.1. Социальная статика

2.4.2. Социальная динамика

2.5. Государство и право

2.6. Четыре силы в социократии:

2.7. Методология

3. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820—1903)

3.1. Социологические взгляды

3.1.1. Труды по социологии

3.1.2. Общество как продукт мировой эволюции

3.1.3. Общество как организм

3.2. Концепция социальных институтов

3.2 1. Домашние институты.

3.2.2. Обрядовые (церемониальные)

3.2.3. Политические.

3.2.4. Церковные.

3.2.5. Профессиональные.

3.2.6. Промышленные

3.3. Типы обществ

3.3.1. Военный тип

3.3.2. Промышленный тип 

3.3.3. Наихудший тип 

4. КАРЛ МАРКС. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

4.1.Основные категории исторического материализма:

4.2. Важнейшие принципы исторического материализма:

4.3. Способ производства

4.4. Общественно-экономическая формация

4.4.1. Базис

4.4.2. Надстройка

4.4.3. Дифференциация общества

4.5. Закон соответствия производственных отношений производительным силам

4.6. Этапы развития общества

4.6.1. Первобытно-общинный строй

4.6.2.Рабовладение

4.6.3. Феодализм

4.6.4. Капитализм

4.6.5. Коммунизм


ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

Человеку в отчужденном обществе остается только мечтать о том, чтобы стать личностью. Индивид — это существо, пытающееся вырваться за пределы узкой сферы самореализации, в которой, как в тюремной клетке, замыкает его общество. Чем талантливей он, тем острее его конфликт с обществом и его институтами; с распределением социальных ролей; с навязыванием ему норм, образцов поведения, ритуалов...

В условиях, когда общество предстает как враждебное индивиду, порабощающее его начало, противостояние разрешается только там, где полюса меняются на противоположные. То есть там, где сам индивид начинает диктовать обществу свою волю, свои вкусы, свои правила взаимоотношений. До сих пор сохранилась терминология войны. Молодой талантливый человек отправляется из родительского дома «завоевывать», покорять столицу... Стихийный бунт индивида против слепого подчинения внешнему диктату общества проявляется в форме своеобразной экспансии на внешний социальный мир, распространения своего господства на как можно большую часть того, что расположено за пределами его кожного покрова. Человек «простирает» себя:

— на соплеменников (статус главы рода, вождя племени, царька, политического лидера... словом, начальника «вообще»),

— на членов своей семьи и домочадцев (исключительные права pater familias),

— на иноплеменника (эндогенное рабство, колониальный захват, формы расизма, шовинизма),

— на вещный мир, создаваемый ими («священная и неприкосновенная» частная собственность, а также все формы преступлений против нее).

Масштаб личности, степень свободы, мера успеха определяется только одним — мерой господства человека над другими людьми и создаваемыми ими ценностями.

Но в действительности установление господства не ведет к победе. Уже хотя бы потому, что успеха достигают только немногие (при этом успех не всегда заслужен). Поэтому остальные обречены на поражение. Но остальные — это и есть человек «вообще», поэтому поражение, в конечном счете, терпит именно человек.

Парадокс заключается в том, что такая парадигма освобождения ни в коем случае не предполагает устранение внешнего диктата социума и раскрепощения человека. Напротив, диктат обязан оставаться, — но только для всех остальных. Цель отчужденного человека состоит прежде всего в том, чтобы выделиться из общего ряда, поэтому если, рядом с ним, свободными станут все, это будет его поражением.

Поэтому подлинное освобождение личности от подчинения обществу и гармоническое всестороннее ее развитие не может осуществиться в форме установления господства над ним.  Становление действительно свободной личности невозможно без преобразования самого общества. Развитие человека и развитие общества — это разные стороны одной медали. Поэтому понять одно без другого нельзя.


1. УЧЕНИЕ Л.Н.ГУМИЛЕВА ОБ ЭТНОСАХ

В конечном счете все начинается с этноса. Именно этнос формирует общество.  Поэтому отправным пунктом социологических учений должен быть именно он.

1.1. Этнос

Этнос — это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется:

— ощущением комплиментарности, т.е. подсознательной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов. Проще говоря, деление на «своих» и «чужих»,

— Стереотипом поведения.

Каждый этнос в той или иной степени внутренне неоднороден: внутри него выделяются субэтносы, которые могут возникать и распадаться, причем ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос.

Стереотип поведения служит фундаментом этнической традиции, включающей в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, имеющие в каждом этносе неповторимые особенности.

Сформулированная Л.Н.Гумилевым1 концепция этноса отличается от существовавших ранее представлений. Гумилев рассматривает этнос как природную общность, несводимую ни к каким другим типам объединения людей. Этим он решительно порывает с традицией, рассматривающей этнос как чисто социальное явление, которое подчиняется исключительно законам общественного развития.

В то же время неверно и отождествление этноса с биологической популяцией: феномен этноса лежит в поведенческой сфере, хотя с каждым этносом связана популяция, изолированность которой обеспечивается эндогамией. Скрещивание внутри данной популяции регулируется этнической традицией и не является в силу этого полностью свободным.

1.1.1. Динамическое состояние этнической системы

Динамическое состояние этнической системы противоположно статическому состоянию, или этническому гомеостазу. Оно характеризуется следующими чертами:

а) стремлением к расширению территории;

б) изменчивостью стереотипа поведения (каждое последующее поколение в той или иной степени не походит на предыдущее, так называемый «конфликт отцов и детей»);

в) преобразованием ландшафтной среды, приспособлением ее к своим нуждам;

г) сменой общественных императивов поведения;

д) созданием социально-политических институтов;

е) активным усвоением чужих идей и пропагандой своих;

ж) наличием линейного отсчета времени от какого-либо реального или мифического события.

Динамическое состояние этнической системы порождается наличием в ней активных особей — пассионариев, появившихся в результате пассионарного толчка и устраняемых из популяции естественным отбором.

1.1.2. Пассионарность

Пассионарность — это активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто — иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко — как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь. В целом пассионарии характеризуются значительным доминированием социальных (прежде всего — потребности в лидерстве) и идеальных потребностей над биологическими (витальными), хотя последние могут быть ярко выражены. В соотношении потребностей развития и сохранения резко преобладают потребности развития.2

1.1.3. Пассионарный толчок

Это микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем. Наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка 200—400 км и длинной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте. Вывод о существовании таких микромутаций был сделан Л.Н.Гумилевым на основе выявленной им исторической закономерности, согласно которой новые суперэтносы возникают одновременно и по одной линии, вытянутой по поверхности Земли на многие тысячи километров через любые ландшафтные препятствия (например, толчок I в. н.э.:

готы — славяне — даки — христиане — иудеи — абиссинцы (аксумиты),

или толчок VI в.н.э.:

арабы (мусульмане) — раджпуты — боты (Южный Тибет) — табгачи — средневековые китайцы — корейцы (Силла) — японцы (Ямато)).

Очевидно, что на таких гигантских по размаху и геодезически правильных полосах не могла начинаться одновременно «классовая борьба» или происходить мгновенное распространение генетического признака из одной точки (наличие такого препятствия, как Тибет, исключало в VI в. всякое быстрое взаимодействие между людьми). При этом Л.Н.Гумилевым было установлено, что в период непосредственно после II тысячелетия. до н.э. во всех затронутых им регионах происходил быстрый рост активности новых этнических образований (а также их численности), изменялись стереотипы поведения, возникали новые идеологические и религиозные течения. Единственной гипотезой, объясняющей удивительную синхронность этих явлений в различных частях света, стало учение Л.Н.Гумилева о пассионарных толчках как генетических микромутациях. Закономерно встал вопрос о происхождении мутагенного фактора, порождающего эти толчки. Из всех предположений после их подробного анализа было выбрано одно: толчки имеют космическое происхождение (излучение из космоса), так как никакими земными причинами не удается объяснить их линейную форму и огромную протяженность на поверхности Земли.3

Этнос в своем развитии проходит несколько фаз.

1.2. Фазы этногенеза 

Фаза этногенеза — это имеющая временные рамки стадия его развития. Фаза этногенеза характеризуется:

а) направлением изменения и уровнем активности этнической системы в целом (миграционной, демографической, хозяйственной, идейно-политической, военной, природопреобразовательной);

б) количеством пассионариев и уровнем пассионарности (эти уровни колеблются от обычного стремления к благоустройству до жертвенности), а также количеством и ролью субпассионариев;

в) единым для данной фазы императивом поведения;

г) степенью внутренней сложности системы, которая характеризуется динамикой количества подсистем (субэтносов);

д) направлением изменения и уровнем резистентности (способностью сопротивляться внешним воздействиям: вторжениям иноземцев, экологическим катастрофам и т.д.).

1.2.1. Фаза подъема

Этап интенсивного роста пассионарного напряжения в этнической системе вследствие пассионарного толчка, приведшего к появлению этой системы. Характеризуется энергичной экспансией вновь возникшего этноса, резким ростом всех видов его активности, демографическим взрывом, быстрым повышением числа подсистем этнической системы. В Фазе подъема формируются новые социальные институты.

Этой фазе свойственно пассеистическое (от франц. passé — прошлое), пристрастие к прошлому, любование им при внешне безразличном, а на деле враждебном отношении к настоящему, к прогрессу; консерватизм отношение к времени. Здесь пассионарная личность стремится стать героем, господствует императив героического поведения.

В фазе подъема подвергается жесткой регламентации поведение членов коллектива, брачные отношения, использование ландшафта. Однако благодаря формирующемуся новому стереотипу поведения все ограничения воспринимаются людьми не как тягостная обуза, а как необходимое условие достойного образа жизни. Фаза подъема начинается с инкубационного периода, сначала скрытого, а затем явного. Окружающие этносы воспринимают фазу подъема как образование общности крайне активных людей, отстаивающих непривычные идеалы и завоевывающих себе место под солнцем, часто за счет соседей.

1.2.2. Акматическая

Этап, в котором пассионарное напряжение достигает наивысших уровней. Для него характерен избыток пассионарности. Численность пассионариев приближается к 1 %.

Наступает после фазы подъема. Этническая система в данной фазе характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом подсистем (субэтносов), предельной частотой событий этнической истории. Жертвенные пассионарии встречаются и в фазе подъема, но в акматической фазе у них появляется новый настрой — стремление к максимальному утверждению себя как личности, а не только к победе своего этнического коллектива в целом. Это означает, что в акматической фазе начинает меняться ощущение времени — появляются актуалисты. Все это определяет общественный императив — «будь самим собой». Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто приводит этнос в состояние, именуемое пассионарным перегревом. При пассионарном перегреве избыточная энергия, которая в фазе подъема тратилась на бурный рост и экспансию, начинает погашаться на внутренние конфликты.

1.2.3. Фаза надлома

Фаза резкого снижения пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающегося расколом этнического поля, ростом числа субпассионариев, острыми конфликтами внутри этнической системы. Все это приводит к существенному снижению резистентности системы в целом и повышению вероятности ее распада и гибели в результате смещения (негативного этнического контакта и действия антисистем). Таким образом, можно констатировать, что надлом — очень характерный этап в любом этногенезе, наступающий приблизительно через 600 лет после его начала. Его можно рассматривать как «возрастную болезнь» этнической системы.

1.2.4. Фаза инерции

Этап, на котором наступает некоторое повышение и затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. Характеризуется укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, активным преобразованием вмещающего ландшафта.

Господствует общественный императив «Будь таким, как я», что означает ориентацию на общепринятый эталон для подражания (часто это обобщенный образ, отклонение от которого осуждается общественным мнением, — подобно образу «джентльмена» в XVII-XIX веках в Англии, иногда же этот императив выливается в обожествление правителя, преклонение перед которым — пусть даже чисто внешнее — обязательное условие вхождения индивида в систему). Переход к инерционной фазе обычно выглядит как успокоение и начало созидательной деятельности после катаклизмов фазы надлома.

Соответственно, господствующим в инерционной фазе становится характерный вид «золотой посредственности» — законопослушный, работоспособный человек. Это означает доминирование в этносе людей гармоничных и с низкими степенями пассионарности. Однако в силу наличия мощного централизованного руководства, усмиряющего внутренние конфликты, этнос производит грандиозную работу, что бывает полезно для культуры, но губительно для природы.

Примеры инерционной фазы: Рим эпохи принципата (от Августа до Коммода, при котором уже началось вползание в обскурацию). В Западной Европе Фаза инерции началась в XVII в. и продолжается по сей день. Она ознаменовалась созданием сильных национальных государств, колониальной экспансией, зарождением и торжеством капитализма, интенсивным развитием техники, крайне сильным и губительным воздействием на природную среду. Изменился психологический облик типичного жителя Запад: на смену рыцарям акматической фазы, непримиримым борцам за обновление Церкви эпохи надлома пришли расчетливые бизнесмены, исполнительные чиновники, трудолюбивые обыватели. В эту же эпоху в Европе родилась «религия прогресса», постулирующая, что западная цивилизация есть осевая линия развития человечества, которое неуклонно восходит от низшего к высшему.

1.2.5. Фаза обскурации

Этап, на котором пассионарное напряжение убывает до уровня ниже гомеостатического за счет значительного увеличения числа субпассионариев. Этнос существует за счет материальных ценностей и навыков, накопленных в предыдущей фазе.

Расплодившиеся субпассионарии делают невозможной любую конструктивную деятельность, требуя только одного — удовлетворения своих ненасытных потребностей. Начинает господствовать императив «Будь таким, как мы» — то есть осуждается (а при возможности — уничтожается) любой человек, сохранивший чувство долга, трудолюбие и совесть. Собственный императив субпассионариев — «День, да мой», что отражает их полную неспособность к прогнозу.

В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Наступает депопуляция, численность населения к концу фазы обскурации значительно сокращается; частично этот процесс тормозится за счет притока представителей окраинных и чужих этносов, которые зачастую начинают доминировать в общественной жизни. Этническая система утрачивает резистентность и может стать легкой добычей более пассионарных соседей. Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или ее переходу в состояние этнического гомеостаза, причем гомеостаза может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса, сохранившаяся в «кровавом мраке» эпохи обскурации.

Примеры: В Древнем Риме фаза обскурации началась в конце II в. н.э. и закончилась гибелью Западной Римской империи: в Византии обскурация охватила суперэтнос в период правления династии Ангелов и привела к падению Константинополя в 1204 г. (и окончательной гибели в 1453 г.).

1.2.6. Фаза регенерации

Фаза возможного восстановления этнической системы после фазы обскурации за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности.

Иногда под термином «регенерация» понимается любое восстановление этнических структур после внутренних катаклизмов и вторжений извне.


2. УЧЕНИЕ ОГЮСТА КОНТА (1798-1857

Огюст Конт (1798-1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830-42), «Система позитивной политики» (т. 1-4, 1851-54)

Социология начинается с Огюста Конта. Его считают родоначальником этой науки. Конт считал жизнь общества естественным и объективно закономерным процессом. Наука об обществе, по его мнению, венчает классификационную пирамиду естественных наук, следуя за математикой, астрономией, физикой, химией и биологией. Но при этом он не уставал повторять, что человеческое общество — это прежде всего общность духа.

Конт о началах социологии

«Идеи управляют и переворачивают мир ... весь социальный механизм покоится в конце концов на мнениях». Органическое единство человечества или его части гарантируется «всеобщим согласием», зиждущемся прежде всего на связях морально-эмоционального характера. Социальные институты являются гарантами согласия. Таково прежде всего государство, главная задача которого — предупреждать «фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах».

Основным содержанием процесса развития общества является прогресс форм человеческого познания мира, или, как говорил Конт, прогресс человеческого разума. Таких форм три (знаменитый контовский закон трех стадий):

— теологическая,

— метафизическая и

— научная.

Их можно считать определяющими в общественном развитии, ибо, изменяясь сами по себе, они заставляют изменяться все прочие стороны общественной жизни. Каждому этапу развития разума соответствуют определенные формы хозяйства, политики, общественной организации.

2.1. Классификация наук

Общественное развитие и прогресс обусловливаются в первую очередь развитием знания. Прогресс не может быть ни объяснен, ни тем более обеспечен отдельными науками. Каждая из них, имеет свой специальный предмет, и потому не в состоянии решить общую задачу.

Разрешить ее в состоянии только такая система знаний, которая соединила бы в себе с всеобъемлющий характер теологии и метафизики со строгостью и достоверностью точной науки. Самым ценным видом знания является позитивное, т.е. достоверное, точное, полезное. Классическая философия, напротив, являет пример неточного, недостоверного, бесполезного.

Позитивное знание. Позитивизм

Любые положения, которые не поддаются точному сопоставлению с фактами, являются «тщетными и бесплодными» и должны быть отброшены. В этой связи постановка вопросов о сущности вещей, первопричинах явлений, что характерно для «теологии» и «метафизики», «безусловно недопустима и бессмысленна». Конт отвергал материализм и идеализм, теизм и атеизм, фатализм и волюнтаризм, эмпиризм и мистицизм, словом, всё, неподдающееся строгой верификации. Выступил за радикальное отделение науки от «теологии и метафизики» и последовательную эмансипацию от них всех сфер общества.

В общественных науках, по его убеждению, необходимо отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Поэтому задачей позитивной философии он считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и точных выводов строго научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит.

«Почему?» и «Как?»

Это тоже дань позитивизму. Дело в том, что еще Галилей изменил парадигму науки. До него физика отвечала именно на вопрос: «почему?». Он же во главу угла поставил вопрос: «как?». Отсюда ответ на вопрос: «почему?» — это признак научной отсталости.

Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма.

Система знаний, опирающихся на строгие факты и безупречную методологию, должна сформировать положительную философию. Каждая наука в своей частной области объясняет неопределенное множество наблюдаемых фактов, сводя их к известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности. Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между самими науками.

Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук.

Конт располагает все области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук:

— математика,

— астрономия,

— физика,

— химия,

— биология и

— социология.

Позднее к этому списку была добавлена этика, под которой Конт имел в виду скорее социальную психологию в современном ее понимании.

Французский теоретик предпринял попытку классифицировать науки для обоснования места и значимости социологии в их общем ряду. Все науки, по его мнению, составляют непрерывную шеренгу, в которой прогрессивно уменьшающейся общности и абстрактности соответствует прогрессивно возрастающая сложность и конкретность. Из предложенной иерархии следует, что развитие конкретных наук невозможно без предыдущего изучения положений, установленных более абстрактными науками. Социология появляется в арсенале человеческого знания, когда другие его сферы уже достаточно развиты. Создание всеобъемлющей системы наук было необходимо основателю социологии для изложения «позитивной философии», то есть того, что есть наукой в науках, и отделение ее от метафизики и религии. Социология завершала приход позитивной стадии развития человеческого познания, победу над схоластикой и мистицизмом прошлого.

2.2. Стадии развития общества

Конт сделал вывод, что есть некий великий закон, согласно которому, познавательная деятельность человека (а вместе с нею и развитие всего человеческого общества) проходит три стадии:

2.2.1. Теологическая [с древности до 1300 г.]

Это необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; господствует вера в сверхестественное — только оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.

Теологическую стадию, охватывающую древнюю историю и раннее средневековье, Конт, в свою очередь, делил на три периода:

— фетишизм,

— политеизм и

— монотеизм.

В период фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов (позже соответствующую раннюю форму религиозности стали именовать анимизмом). При политеизме жизнью наделялись «фиктивные существа» (например, греческие и римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее. Эпоха монотеизма — это христианская эпоха. Единобожие изменило все: образ мира, мораль, нравы и обычаи, хозяйство и политические учреждения.

2.2.2. Метафизическая [1300-1800 гг.] 

Здесь теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами», в числе которых — «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и т. д. На этой же стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.

2.2.3. Научная [XIX в.]

На этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.

2.3. Общество третьей стадии

Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества – строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Основной закон социологии Конта – «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции излишни, они вроде патологии, в нём царит солидарность различных групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся сохранить материальное и духовное благоденствие.

2.4. Первая социально-научная концепция

в представлении Конта общество – это органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью поддержания общего порядка.

Конт поставил перед собой задачу раскрыть законы социального существования в его организованных формах и процессах развития. «Всеобщее благополучие», которое ученый положил в центр своего понимания общества – это последствие присущих человеку врожденных психологических черт, которые подталкивают его к общественной жизни. Эти черты сводятся к двум склонностям людей:

— быть в обществе себе подобных

— делать вместе с другими добро другим.

В человеке, учит Конт, действуют два инстинкта:

— эгоистический (индивидуалистический),

— социальный (альтруистический).

В борьбе их друг с другом победил социальный, и это реализовалось в наиболее распространенных формах социальной общности, таких как семья и трудовая кооперация

В социальном анализе Конт выделил два направления:

1) изучение социального порядка – социальную статику;

2) изучение социальных процессов и изменений – социальную динамику.

2.4.1. Социальная статика

Социальная статика – это раздел позитивной науки об обществе, который имеет своим предметом условия стабильного существования общества, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты – семью, религию, государство. Словом, здесь исследуются предпосылки существования и законы функционирования общественной системы.

Законы социальной статики:

— дифференциация власти,

— централизация власти,

— развитие общей морали.

Эти законы стали фундаментом его видения социального порядка.

Социальная статика имеет дело

— во-первых, с «естественными» условиями существования любого общественного строя,

— во-вторых, с присущими любому обществу институтами, разделением труда, коопераций.

Она же изучает взаимосвязь экономической, политической, культурной жизни; изучает законы порядка.

2.4.2. Социальная динамика

Социальная динамика – это теория исторического развития, которая базируется на вере в прогресс. Она изучает законы прогресса, смены эволюционных стадий.

Конт обосновывал органическую связь социального порядка и прогресса.

В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.

2.5. Государство и право

Назначение государства – «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества.

Социальный порядок

«Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса и обратно, прогресс является необходимой целью порядка».4 

Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).

2.6. Четыре силы в социократии:

носители концентрированной силы – патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление обществом.

священники-позитивисты; в их ведении – образование, воспитание, исправление преступников.

рассеянная сила – пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.

женщины – олицетворение нравственности, воплощение чувства.

Во взаимодействии этих сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.

2.7. Методология

Конт был одним из мыслителей, кто уделял большое внимание методологическим проблемам. В ответ на вопрос: как выделять, систематизировать и использовать факты социальной жизни? Он предложил несколько исследовательских принципов, сформулированных в четырех методах новой науки:

— наблюдение,

— эксперимент,

— сравнение,

— исторический анализ.

Метод наблюдения — это основной метод  социологии. Опираясь на объективные данные, она будет избавляться от ненаучных спекуляций. В то же время, Огюст Конт подчеркивал, что подбор эмпирического материала должен направляться теорией, иначе социолог получит просто нагромождение случайных, изолированных фактов, которые сами по себе мало что скажут. В отсутствии позитивной теории Конт видел основную преграду становления новой науки.

Экспериментальный метод заключается в том, что наблюдение процессов изменений осуществляется с учетом специально созданных для исследования условий.

Сравнительный метод заключается в сопоставлении подобных или отличных, прошлых или возможных элементов различных общественных форм для выяснения фундаментальных черт социального мир, сравнения жизнедеятельности разных народов для выведения общих законов их существования. При этом важно пользоваться этим методом в пределах определенной теории развития человеческого общества.  

Исторические методы основываются на сравнении последовательно сменяющихся этапов развития человечества. Конт считал, что эти методы – наиболее специфичны для социологии. Сопоставление современного состояния с прошлым – этот своеобразный вариант сравнительного метода в широком историческом контексте – дает возможность выявить закономерности социальной динамики, систему общих законов общественного развития.

Конт — прежде всего консерватор.

За два месяца до своей смерти он писал: «С юности я всегда отдавал предпочтение правительству, а не оппозиции». Конт отвергал идеалы Французской революции и считал «верховенство народа мистификацией во имя репрессий, а равенство – недостойной ложью». Даже Наполеона III он воспринимал как опасного деятеля левой ориентации.

Рисуя будущее общество, Конт полагал, что свобода мысли столь же бесполезна для граждан его «позитивистской диктатуры», сколь она бесполезна для астронома или физика, занимающегося регистрацией научных данных.

Власть должна принадлежать ученым и философам-позитивистам, а фундаментальной реальностью и ценностью общественной жизни должно быть человечество, а не индивид с его эгоистическими интересами.

Высшей формой морали являются любовь к человечеству и служение ему; на место Бога позитивизм ставит «Высшее Существо». Конт предлагал заменить традиционную религию – религией человечества, со своими святыми, храмами, обрядами и т.п. Гражданин контовской утопии должен видеть «достоинство в подчинении, счастье в послушании и свободу в самопожертвовании».


3. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820—1903)

Спенсер — современник Маркса. Основные труды по социологии появились позднее «Капитала». Но и теоретический уровень работ, и тяготение к наследию прошлой эпохи (механистически понятый эволюционизм, соединенное с традиционной для Англии склонностью к позитивизму) позволяют отнести его к предшественникам великого немецкого мыслителя.

(Spencer) — один из величайших английских мыслителей. Спенсер родился в 1820 г. в Дерби. Его отец был учителем. Влияние его на сына было благотворно в том отношении, что он с ранних лет пробуждал в ребенке самодеятельность и независимость мысли. Предполагалось, что сын пойдет по стопам отца и сделается педагогом. И действительно, когда по окончании среднего образования, возник вопрос о выборе профессии, Герберт по желанию отца поступает на место учителя (в 1837) и обнаруживает дарование педагога, но вскоре представляется случай занять место более подходящее к его наклонностям. В Спенсере интерес к математике и естествознанию преобладал над интересом к гуманитарным наукам — каковы история и филология в том виде фактических несистематизированных данных, в каком они преподавались в то время в английских школах. Наряду с синтетическим складом ума у Спенсара замечаются дарования практика и техника: он рано овладел методами точных наук, и потому, когда вскоре после начала его педагогической карьеры ему представилось место инженера при постройке Лондон-Бирмингамской железной дороги, он оставил учительскую карьеру и сделался инженером — чертил карты, набрасывал планы, изобрел особенный инструмент для измерения скоростей локомотивов — «велосиметр» и т. п. Эта черта — технический и практический склад ума Спенсера — отличает его от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма Огюстом Контом, который тоже никогда не проходил университетского курса гуманитарных наук.

3.1. Социологические взгляды

3.1.1. Труды по социологии

Первый труд по социологии, «Социальная статика», был выпущен в свет еще в самом начале его литературной деятельности (1850); к тому же времени относятся его эссе «О социальном организме» и «О прогрессе, его законе и причинах».

В 1876 г. первому тому своих «Оснований социологии», Спенсер предпослал в виде отдельного сочинения книжку «Об изучении социологии».

Что касается самой социологии, то, начав издание ее в 1876 г., Спенсер окончил свою работу только двадцать лет спустя, т. е. в 1896 г.

Кроме того, им была предпринята, но не доведена до конца, «Описательная социология», представляющая собой собрание систематизированного материала.

3.1.2. Общество как продукт мировой эволюции

Согласно Спенсеру, социальная эволюция есть только часть эволюции мировой. Спенсер различал развитие:

— неорганическое,

— органическое,

— надорганическое (super-organic), которое и есть развитие социальное.

Общество есть продукт надорганической эволюции. Отыскивая общий закон всякой эволюции, Спенсер, в конце концов, взял его из биологии, усвоив формулу Бэра, по которой «всякое органическое развитие состоит в переходе из состояния однородности в состояние разнородности». Отсюда его понимание социальной (надорганической) эволюции, как эволюции чисто органической. Но общество, по мнению Спенсера, не только развивается по формуле организма, но и само есть организм. Именно в силу постоянных отношений, существующих между частями общества, оно есть особенный индивидуальный предмет, который притом представляет целый ряд аналогий не с неорганическими, а именно с органическими агрегатами (непрерывный рост, увеличение сложности строения с увеличением в размерах и пр., и пр.).

3.1.3. Общество как организм

Общество — это агрегат (совокупность) индивидов, характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.

Общество состоит из трех относительно автономных частей:

— поддерживающей (производство необходимых продуктов),

— дистрибутивной (разделение благ на основе разделения труда) и

— регулятивной (организация частей на основе их подчинения целому).

История подхода

Сравнение государства с животным организмом — по преимуществу с человеком — начинается еще в античности.

Уже Платон в основание своей политической философии кладет уподобление государства индивиду: государство, говорит он, тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. Учение Платона о государстве заключается ни в чем ином, как в антропоморфическом перенесении психологии и этики с индивида на государство.

У Аристотеля точно так же встречается сравнение государства (множества) с одним человеком — многоногим, многоруким, имеющим множество чувств.

Средние века. Писатель XII столетия Солсбери, ссылаясь на Плутарха, характеризует государство как организм, подобный человеческому телу. Духовенство, по его мнению, является душой государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, т. е. государя.

Сравнение государства с телом является общим местом политической литературы XIV и XV вв.

В новое время органические аналогии встречаются у Гоббса, Спинозы, Руссо, Ламетри и многих других. Гоббс, например, проводит всестороннюю параллель между государством и человеком: государство «питается»; в «организме» его, подобно крови, циркулируют деньги; государственные власти являются органами государства, колонии — его детьми. Чтобы выразить идею непреодолимой силы, присущей государству, Гоббс называет его именем библейского чудовища — Левиафаном.5 Древность органических аналогий, таким образом, несомненна.

Организм — механизм

Вместе с теми нужно отметить, что до конца XVIII века господствовало чисто механическое миросозерцание, которое отождествляло организм с механизмом. Самое слово: «орган» у греков и римлян означало не что иное, как орудие, искусственно приспособленное для той или иной человеческой цели. Аристотель называет орган, в указанном смысле слова, бездушным рабом, и, наоборот, раба — одушевленным органом. Отсюда само собою явствует, что для Аристотеля, как и для писателей XVII в., организм и механизм — одно и тоже. Левиафан Гоббса — не что иное, как огромная машина. Крайний материалист, Гоббс не видел никакого различия между животным и автоматом.

Во Введении в свой труд он пишет: «…великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по-латыни — Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа; должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу; salus populi, безопасность народа,— его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир — здоровье; смута — болезнь, и гражданская война — смерть. Наконец, договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены части политического тела, похожи на то «fiat», или «сотворим человека», которое было произнесено Богом при акте творения».6 

Ламетри так прямо и называет свой труд «Человек-машина».7 Правда, в этой работе утверждалось, что человек «настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить о ней ясную идею, а следовательно, дать точное определение»,8 но эта оговорка в сущности ничего не меняла, ибо даже бесконечная сложность по тем временам представлялась лишь как временное препятствие.

Только в XIX столетии между организмом и механизмом проводится разграничительная линия.

3.2. Концепция социальных институтов

Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или «общественных договоров» как ответ на рост численности популяции. Согласно общему закону, прирост массы всегда влечет за собой усложнение структуры и дифференциацию функций.

3.2 1. Домашние институты.

Семья, брак, проблемы воспитания.

Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания; воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

3.2.2. Обрядовые (церемониальные).

Эти институты призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д. Они возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.

3.2.3. Политические.

Их появление Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества.

Классы возникли как следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первобытные труппы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и крестьян. Война способствовала росту имущественного неравенства, потребовала создания политических институтов, т. е. центральных органов власти, армии, полиции, суда и т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление института собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, которые выполняет любая политическая организация, порождает сходство социального устройства различных обществ.

Война и труд — те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивает и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становятся общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. Спенсер был сторонником ограничения роли государства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы.

Между тем замечено, что потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество. Поэтому появление политических институтов связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами;

3.2.4. Церковные.

Храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.

Функции духовенства, по мнению Спенсера, восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали те же войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

3.2.5. Профессиональные.

Гильдии, цеха, профессиональные союзы. Они призваны консолидировать группы людей по профессиональным занятиям.

3.2.6. Промышленные.

Их назначение состоит в том, чтобы поддерживать производственную структуру общества. Значение общественного производства, возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

Профессиональные и промышленные возникают на основе разделения труда.

3.3. Типы обществ

3.3.1. Военный тип

Военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за выживание или агрессии. Классическим примером такого общества Спенсер считал Спарту. Для военного общества характерны:

— доминирование коллективных целей над индивидуальными,

— жесткая организация и система принуждения,

— иерархическая структура управления,

— господство военной касты,

— наследование власти,

— высокий уровень сплоченности, дисциплины,

— религиозность сознания и др.

По существу именно эти черты свойственны фазе подъема, о которой впоследствии будет говорить Л.Н.Гумилев.

Военные институты распространяют влияние на все сферы общественной жизни, поощряют воспитание патриотизма, лояльности, конформизма, готовности к самопожертвованию. Военизированные общества создают эффективно функционирующую систему, которая, однако, мало приспособлена к социальным изменениям. Такие общества консервативны, и в этом главная причина гибели могущественных милитаристских государств и империй.

3.3.2. Промышленный тип 

Общество может позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда оно превращается в промышленно развитое государство. Это государство, где развивается промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.


4. КАРЛ МАРКС. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Маркс вводит новый круг понятий, характеризующих развитие общества, а также обосновывает новые принципы его устройства и его изучения.

4.1.Основные категории исторического материализма:

— общественное бытие,

— общественное сознание,

— производительные силы,

— производственные отношения,

— базис,

— надстройка,

— способ производства,

— общественно-экономическая формация,

— социальная революция.

4.2. Важнейшие принципы исторического материализма:

— признание первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию при активной роли последнего в общественной жизни (общественное бытие определяет общественное сознание);

— выделение из всей совокупности общественных отношений производственных (т.е. отношений по поводу производства, распределения, обмена, потребления); производственные отношения — это силовой каркас экономической структуры общества, определяющий, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающий объективную основу для их анализа;

— исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций;

— идея о том, что история делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях общественного производства их жизни.

Ленин об историческом материализме

Разработка и применение этих принципов привели к преодолению главных недостатков предшествующих исторических и социологических теорий: идеализма в понимании истории и игнорирования творческой роли народных масс в истории, позволили поставить на место абстрактных философско-исторических схем научную теорию общественного развития.

«Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, — на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса».

Исторический материализм составляет теоретико-методологическую основу научного обществознания — исторической науки, политэкономии, правоведения, теории искусства и т. д. Он отвергает как идеалистический отрыв общества от природы, так и их натуралистическое отождествление. Специфика общества выражается прежде всего в общественных отношениях, образующих данную социальную систему, и в созданной человеком культуре. Характер этой системы в конечном счёте определяется степенью господства над природой, материально закрепленной в средствах труда, в производительных силах. Производство, т. е. функционирование и развитие производительных сил, есть фундаментальная основа существования человеческого общества.

Вместе с тем исторический материализм принципиально отличается от вульгарного экономического материализма, рассматривающего экономику в качестве единственной активной силы в истории. Исторический материализм требует учитывать относительную самостоятельность и специфику различных общественных явлений. Зависимость духовной жизни от материальной, надстройки от базиса, всей социальной системы от способа производства отнюдь не является односторонней. Исторический материализм обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества, в решении назревших социальных проблем. История есть результат сложного взаимодействия различных общественных явлений, социальных сил. Но способ материального производства всегда является основой взаимодействия всех сторон общественной жизни, и в конечном счёте, определяет характер общества и общее направление исторического процесса.

4.3. Способ производства.

Маркс о способе производства

В Предисловии к первой редакции «Капитала» Маркс дает краткое определение этой категории:

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»9

4.4. Общественно-экономическая формация.

Отличие от категории «способ производства» только в том, что в нее входит надстройка. Т.е. то есть политические, юридические, идеологические институты общества.

Понятие общественно-экономической формации позволяет выделить то общее, что имеется в порядках разных стран, находящихся на одинаковой ступени исторического развития, и тем самым применить в историческом исследовании общенаучный критерий повторяемости, подойти к познанию объективных законов развития общества. Каждая общественно-экономическая формация представляет собой своеобразный «социальный организм», специфика которого определяется, в первую очередь, материальными производственными отношениями, составляющими базис формации.

4.4.1. Базис

Базис образует как бы «экономический скелет» социального организма, а его «плоть и кровь» составляет возникающая на основе данного базиса надстройка.

Базис — это материальное производство, которое есть сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, неизбежно возникающих в связи с производством). Базис — основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве почти во всех формациях выделяются два «основных», антагонистических класса — трудящиеся-производители и собственники средств производства.

4.4.2. Надстройка

Надстройка — это совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, т. е. вторичных, отношений; связанных с ними организаций и учреждений (государство, суд, церковь и т. д.); различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества.

Надстройка вторична, она зависит от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества. Базис и надстройка с достаточной определённостью и полнотой характеризуют особенность каждой формации, её качественное отличие от других формаций.

Помимо базиса и надстройки, категория общественно-экономической формации охватывает и ряд других общественных явлений, необходимых для функционирования данной формации, для жизни «социального организма». Каждая формация связана с определёнными производительными силами; никакое общество не может существовать без такого средства общения, как язык; в современных обществах всё большую роль играет наука и т. п.

4.4.3. Дифференциация общества

Кроме того, каждая формация связана с определёнными типами дифференциации на социальные группы (классы, социальные слои) и общности (семья, народность, нация и др.). Эти образования находятся в различных отношениях к базису и надстройке, перекрещиваются с ними, но не могут быть отнесены ни к базису, ни к надстройке. Исторический материализм, таким образом, рассматривает каждую общественно-экономическую формацию как сложную социальную систему, все элементы которой органически связаны между собой, а конституирующим элементом этой системы в конечном счёте выступает способ производства материальных благ.

С помощью категории общественно-экономической формации исторический материализм неразрывно связывает анализ структуры общества с изучением процесса его развития. Трактовка исторического процесса как диалектики развития и смены общественно-экономических формаций ставит изучение истории на конкретную почву. Анализ и сопоставление различных формационных структур позволяют выделить некоторые общие зависимости и закономерности общественной жизни, понять исторический процесс в его целостности.

4.5. Закон соответствия производственных отношений производительным силам

Общесоциологическим законом, определяющим историческую необходимость перехода от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, и позволяющим понять сущность исторического прогресса, является открытый К. Марксом закон соответствия производственных отношений производительным силам. Производительные силы определяют производственные отношения. Соответствие производственных отношений производительным силам необходимо для нормального функционирования и развития производительных сил. Однако, развиваясь в рамках данных производственных отношений, производительные силы на известной ступени своего развития приходят с ними в противоречие.

В такие моменты и происходит смена общественно-экономической формации, то есть смена устаревшей надстройки на новую. В зависимости от того, насколько гладко проходит это изменение, оно может быть как эволюционным, так и революционным. В последнем случае движущей силой революции становятся те силы общества, которые наиболее не удовлетворены текущим состоянием надстройки и наиболее заинтересованы в ее изменении.

Маркс о соответствии производительных сил производственным отношениям.

«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, … с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение».10

4.6. Этапы развития общества

Развитие общества проходит следующие этапы:

4.6.1. Первобытно-общинный строй.

Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, Продукт труда принадлежит общине и подлежит распределению.

4.6.2.Рабовладение.

Возникает частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

4.6.3. Феодализм.

В обществе выделяются классы феодалов, собственников земли, и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

4.6.4. Капитализм.

Частная собственность на средства производства достигает высшей стадии своего развития. Это значит, полностью концентрируется в руках капиталистов. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

4.6.5. Коммунизм.

Теоретическое идеальное устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение. При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом, реализуется принцип: «От каждого — по способности, каждому — по потребности». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления.

В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм, при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого — по способности, каждому — по труду».

1 Л. Н. Гумилев. Этносфера: история людей и история природы, М.: Экопрос, 1993, стр. 493-542.

2 Симонов П.В. Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984.

3 Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этносфера и космос. — В кн.: Космическая антропоэкология: техника и методы исследований. Материалы Второго Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии. Л., 1984.

4 Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1899. С. 44

5 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991

6 Т. Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского.

7 Ламетри Жюльен Офре, Сочинения, М.: АН СССР, “Мысль”, 1976

8 Ламетри Жюльен Офре, Сочинения, М.: АН СССР, “Мысль”, 1976, с. 196.

9 Маркс К. К критике политической экономии. Соч.,2 изд., т. 13, с. 6—7

10 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие




1. Кофорт Пластик 32
2. тематическая категория живых организмов тело которых состоит из многих клеток большая часть которых кр
3. Судебно-автороведческая экспертиза
4. Речевая манипуляция в переговорах
5. Биосфера как область взаимодействия общества и природы
6. Контрольная работа- Условия труда на предприятиях общественного питания
7. ЗАДАНИЕ N 1 Миропонимание мировосприятие мироотношение в своей совокупности образуют концепцию теор.html
8. і Объективті- ~стіртін тыныс ПЖ~ 96 со~~ы-мин~т А~~70-50 с
9. Основы системы мотивации персонала
10. Реферат- Контрольная работа по рынку ценных бумаг
11. ТЕМАТИЧНОЇ МОДЕЛІ МЕХАНООБРОБКИ 2
12. Если мы признаем что ктото выражает взгляды саляф но выражает их далеко не так каковы они на самом деле ест
13. Статья- Слабости интуитивного мышления
14. Особливості фінансування бюджетних установ та організацій в Україні
15. лекція доц. Арутюнян І.
16. Надежда п. Айхал РСЯ Гапотченко Алла Фёдоровна ~педагог дополнительного образования Образован.
17. Defending niml rights University of Illinois Press Urbn nd Chicgo 179 p
18. полазника Під впливом польського населення серед українців Поділля поширилась традиція дарувати подарунк
19. Контрольная работа по дисциплине транспортировка в цепях поставок Выполнил
20. Травести