Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Бжицких А.Н.
Горно-Алтайский государственный университет
филологический факультет
Человек и природа в романе Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»
Идеология Нового времени, провозгласившая главной ценностью человека, а его научно-технические открытия - необходимым условием социального прогресса, привела к доминированию материально-производственной сферы в жизни общества и потребительскому эгоцентризму.
Антропоцентрические тенденции и прагматизм западной культуры последних столетий упрочили дистанцию между человеком и природой, точнее, положение человека «над природой», что обусловило самоидентификацию представителя индустриальной и постиндустриальной формации исключительно как потребителя природных ресурсов. Следствием отчуждения человека от природы стало беспощадное манипулирование материей и энергией, нарушившее механизмы жизнеобеспечения планеты.
Антропоцентристские тенденции в культуре Средних веков, Возрождения, а затем механистическая картина мира Нового времени, отвергнув традиционное восприятие природы как воплощения единства биологических и духовных закономерностей бытия, обусловили утилитарную направленность развития наук о природе, предопределив общественное сознание в отношении природы как сырьевого источника. Кульминацией антропоцентризма явилась идеология общества потребления, утвердившаяся в индустриально развитых государствах в середине 50-х годов XX века.
В середине XX в. Додерер главной задачей романа счел «завоевание внешнего мира», и действительно этим занято искусство нашего столетия, следуя традиции реалистического, объективного познания. Очевидное тому подтверждение широчайшее распространение разного рода документальной, «фактографической» литературы. Однако и Додерер «субъективизировал» свое объективное повествование совершенно в духе XX в.
После великого модернизма первой половины XX в. пришел постмодернизм в широком понимании этого термина как общекультурной категории (помимо постмодернизма в узком и собственном значении слова). «Я вырос на Сартре и Камю», признавался американец Доктороу. «Начитавшихся» литературы экзистенциализма писателей ныне много, в разных вариантах ими создается жанр постэкзистенциалистской притчи, воссоединяющей конкретно-историческое с абстрактно-мифологическим, возрождающей некое неоромантическое мироощущение как прямую реакцию на реальность «атомного века».
В последние три десятилетия значительно возрос интерес к проблеме отношений человека и природы, с этим связана и актуальность изучения чувства природы в художественном тексте. Серьезный вклад в разработку понятая «чувство природы» внесли работы И.О. Шайтанова «Мыслящая муза («Открытие природы» в поэзии XVIII века»)». М.Н. Эпштейна «Природа, мир, тайник вселенной».
Архетипы единства человека и природы, содержащиеся в мифологии и фольклоре, несут в себе единые алгоритмы упорядоченного взаимодействия социума и природной среды, не осмысленные в полной мере и не оцененные к настоящему моменту современными исследователями.
Роман К. Маккалоу «Поющие в терновнике» написан в 1977 году. Романтическая сага о трех поколениях семьи австралийских тружеников, о людях, трудно ищущих свое счастье. Воспевающая чувства сильные и глубокие, любовь к родной земле, книга эта изобилует правдивыми и красочными деталями австралийского быта, картинами природы.
Роман Колин Маккалоу в своем роде уникален он появился в литературе в то время, когда в любовной прозе было в моде изображение брутальности, натуралистичных подробностей все то, что позднее снизило жанр любовного романа и сделало его добычей массовой литературы. На этом фоне произведение Маккалоу явно тяготеет к романтизму почти все герои безупречно красивы, характеры яркие и выдающиеся, образы запоминающиеся. Любовные отношения героев тоже выписаны в романтическом ключе с непреодолимыми препятствиями, и следовательно, исполненные трагичности, с наложенной печатью страдания, которое писательница понимает как меру платы за силу чувства.
Тем не менее, не смотря на общие тенденции развития мировой литературы, К. Маккалоу создает роман, принципиально отличающийся от романов эпохи конца XX века, она делает акцент на мироощущение и чувства персонажей, являющихся зеркальным отражением эпохи, но имеющих совершенно иной взгляд на исторические процессы и все происходящее.
Возвращаясь к теме «Человек и природа в романе «Поющие в терновнике», обратимся к рассмотрению каждого отдельного концепта, составляющего тему, а затем проследим, как обусловлена их взаимосвязь.
Итак, в романе каждый герой самодостаточная личность с определенным набором специфических черт характера. Так, например, образ Мэгги самый запоминающийся и яркий. Мы можем проследить становление образа с самого начала романа (перед нами четырехлетняя девочка, а в финале произведения - уже хоть и не старуха, но, по крайней мере, женщина пожилых лет). Таким образом, на глазах читателя происходит становление характера героини, развиваются ее отношений с любимым человеком, ее взросление, все движения ее души и даже ее физическое развитие благодаря умению Маккалоу детально прорабатывать структуру текста романа.
Ральф один из немногих героев в произведении, способный ощутить свое покаяние, принять его не как плату за совершенное, а как осознание своей греховности, своего несовершенства, своей ничтожности. Мэгги один из источников этого осознания, как говорит сам герой, она - «зеркало, в котором» ему «суждено видеть, что» он «обыкновенный смертный». Второй такой источник это близкий Ральф кардинал ди Контини-Верчезе, единственный, возможно, кроме Мэгги, кому удалось познать его душу, приблизиться, причаститься его тайн. Именно ему кается Ральф в своих грехах, как человек человеку, и как священник священнику. А третий такой источник это его сын Дэн. Он не делит с ним силу любви, как Мэгги, не проникает к нему в душу дружеской лаской, как Витторио, и, однако же, именно он показывает Ральфу всю тщету его устремлений быть идеальным пастырем, бесполезную трату сил и духа в погоне за несуществующими призраками.
Теперь перейдем к рассмотрению концепта «природа» в романе «Поющие в терновнике».
Чувство природы в женской литературе на данный момент практически не изучено, существуют лишь немногочисленные статьи, посвященные творчеству отдельных авторов. Однако обращение к этой теме является достаточно продуктивным с точки зрения осмысления женского мировосприятия. Чувство природы может быть по-разному реализовано в творчестве различных писательниц, но могут быть выделены некоторые общие тенденции.
Н.В. Воробьева прослеживает динамику развития женской прозы последних двух десятилетий XX века, акцентируя внимание на отношении критики и литературоведения к изучаемому явлению. Исследовательница приходит к выводу, что «женская проза - это историко-типологическое явление, которое периодически актуализируется в литературном процессе».
Природность мироощущения авторов-женщин выражается и в специфической художественной функции изображаемого времени года, очередность которых не обеспечивает линейной последовательности сюжета. Повествование оказывается «разорванным» многочисленными экскурсами в прошлое, а также сближением различных времен года в сравнениях.
Накопленные в науке знания по теории и истории вопроса о природе позволяют на современном этапе разграничить понятия «пейзаж» и «образ природы». Под пейзажем понимается «описание любого незамкнутого пространства внешнего мира» (ЛЭС). Это определение близко тому, что дает в учебнике по теории литературы В.Е. Хализев (пейзажи - «описания широких пространств»).
Существует и расширительное толкование термина «пейзаж». Впервые его сформулировал А.И. Белецкий, а из современных литературоведов к нему прибегает А.Б. Есин. А.И.Белецкий понимал под пейзажем всякое изображение живой природы. Среди всех форм присутствия природы в произведении самым показательным является пейзаж, именно «портреты» природы и их роль в тексте позволяют открыть авторское видение природы, поэтому основное внимание мы сосредоточим на анализе пейзажей, их стиля и особенностей сопряжения с изображением исторических событий и человека.
Чувство природы каждого писателя складывается из его личного опыта общения с природой, особенностей индивидуального восприятия, зависит от мировоззрения в целом, от основной направленности его творчества, от преобладающих в его эпоху общественных взглядов на природу, ведущих эстетических представлений и вкусов, от отношения к литературной традиции.
Рассмотрим образы природы, которые фигурируют в романе К Маккалоу «Поющие в терновнике».
«Было рано, начало восьмого, а утреннее солнце давно уже пригревало; только в самых тенистых местах на траве еще не высохла роса. На Уэхайн вела проселочная дорога, две глубокие колеи полосы темно-красной глины разделяла широкая лента ярко-зеленой травы. А по обе стороны в высокой траве цвели во множестве белые лилии, каллы и оранжевые настурции, и аккуратные дощатые заборы предупреждали, что посторонним сюда доступа нет». Данный отрывок из второй главы романа описание дороги, по которой шли Мегги и её братья в школу. Такие прилагательные, как высокая, глубокие, широкая свидетельствуют о том, что внутренний мир маленькой девочки воспринимает окружающую действительность, как нечто гиперболизированное по отношению к ней, совсем ещё юной девочке.
Лилия цветок, символизирующий возрождение, чистоту и невинность, издавна посвящался богиням-матерям или девственницам. Калла считается самым нежным и женственным оберегом красоты.
«Настал уже август и принес жестокие холода. Прошел ровно год с их приезда в Австралию, но эта зима оказалась много холоднее. Дождей нет, от морозного воздуха перехватывает дыхание. На вершинах Большого водораздела, встающего за триста миль к востоку, такой толстый слой снега, какого не видано многие годы… Мэгги увидела мать после долгой разлуки и словно страшная тяжесть ее придавила; быть может, то уходило детство, всколыхнулось предчувствие вот что значит быть женщиной…». Этими строками начинается шестая глава романа. Природа вместе в Мегги переживает её взросление, начинается переходный этап в жизни героини. Эпитеты «толстый слой снега», «жестокие холода», являются своего рода отражением душевного состояния героини.
«И снова вокруг все светло-коричневое и серебристое, и снова пыль, и во всем чудесная чистота и сдержанность, чего так не хватает Северному Квинсленду. Тут не растет без удержу буйная зелень и не спешит сгнить, уступая место новой поросли; тут в природе свершается неторопливый и неотвратимый круговорот, подобный движению созвездий. Кажется, еще больше развелось кенгуру. Стоят невысокие, ровные, аккуратные деревья вилга, округлые, почтенные и скромные, будто славные хозяюшки…». Наступает очередная стадия жизни Мегги зрелость. Холодные бесцветные пейзажи сменяются более спокойными, краски становятся теплыми, окружающая жизнь природы более размеренной. Автор сравнивает природу с самой Мегги «аккуратные деревья вилга, будто скромные хозяюшки».
«Мэгги положила телеграмму на стол, широко раскрытыми глазами она смотрела на море осенних роз за окном. Благоухание роз, жужжанье пчел среди роз. И еще гибискус, перечные деревья и призрачные эвкалипты, и по ним высоко вьется бугенвиллея. Как хорош сад, как полон жизни. Всегда бы смотреть, как пробиваются ростки, как все достигает расцвета, меняется, увядает… и появляются новые ростки, неустанно вершится тот же вечный круговорот». Неслучайно автор употребляет эпитет «осенние розы», это средство выразительности языка имеет ещё и идейный смысл смысл, связанный с обретением человеком зрелой мудрости, понимания жизни, причем понимания философского: нет ничего хорошего и плохого, есть только определенные факты, так или иначе влияющие на нашу жизнь. Всегда в жизни будет место для смены поколений, которые будут рождаться, расцветать, зреть и увядать такой круг формирует природа…
Таким образом, можно сделать вывод о том, что природа в романе «Поющие в терновнике» отражает мироощущение и состояние героев. Мы проследили лишь один аспект влияние природы на персонажей, в частности, на главную героиню Мегги. Природа является зеркалом, средством познания человека и его характера, посредством связи человека и природы в романе можно найти ответы на многие философские вопросы, связанные с сущностью бытия и с отражением этого бытия в литературе, в отдельном художественном произведении.
Список литературы
PAGE \* MERGEFORMAT 5