Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
История литературы
(европейская литература Средних веков и Возрождения,
древнерусская литература)
Направление подготовки Педагогическое образование
Профиль подготовки Культурологическое образование
(Бакалаврская программа)
Омск, 2012
ст.преподаватель Горюцкая Наталья Владимировна /____________
(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)
канд. филол. наук, доцент Подкорытова Татьяна Ивановна/____________
(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2011 года и рассмотрена на заседании кафедры культурологии
« » августа 2012 г. Протокол №
(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии филологического факультета
«___» ___________________ 2012 г. Протокол № __
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 2
Трудоемкость: 3 зачетные единицы
Количество аудиторных часов: 54
Из них: лекций 20
практических занятий 34
Количество внеаудиторных часов 54
Форма промежуточной аттестации: зачет
Дисциплина История литературы (европейская литература Средних веков и Возрождения, древнерусская литература) является продолжением общего курса «Истории литературы», включенного в вариативную часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению педагогическое (культурологическое) образование. Содержание дисциплины приведено в соответствие с читаемыми в этом же семестре курсами «Истории культуры» и «Истории религий», освещающими те же культурные эпохи. Единый блок дисциплин позволяет дать более полное и целостное представление о своеобразии изучаемых типов культур, показать междисциплинарные связи и отношения в науках о культуре.
Цель курса: способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра, дать оптимальный для преподавательской и культурно-просветительской деятельности объем знаний по истории литературы указанных эпох и культурных ареалов, осветить национальную специфику становления и развития литератур христианской ойкумены, показать место и значение литературы в контексте культуры в целом, глубину ее культуротворческого потенциала и духовного воздействия.
Задачи курса:
Ожидаемые результаты:
Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:
Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
генезис и основные этапы развития европейской и русской литературы на протяжении средних веков и эпохи Возрождения; место и роль литературы в системе христианской культуры, ее связь с другими культурными формами сознания и практиками; историко-культурные причины и механизмы, лежащие в основе литературной эволюции.
систему жанров, характерных для литературы изучаемого периода, специфику образного языка литературы, стиль эпохи и авторские стили;
литературные шедевры средневековой и ренессансной Европы и Древней Руси;
авторитетные литературоведческие труды, общепризнанные интерпретации литературных памятников Средневековья и Ренессанса; методологические особенности и инструментарий современных исследований истории литературы.
уметь:
логически аргументировать освоенное знание, устанавливать системные связи внутри дисциплины, выявлять в литературном тексте общекультурный смысл;
производить отбор важнейших литературных памятников, необходимых для освещения специфики культуры;
анализировать и интерпретировать произведения литературы с учетом специфики их языка;
квалифицированно раскрывать содержание исследовательских трудов по истории литературы, понимать их обусловленность историческим и социальным контекстом, критически воспринимать и осмыслять теории и практики изучения литературы.
владеть:
источниками, каналами, методами сбора, анализа, обобщения теоретической и эмпирической информации по истории литературы;
категориально-понятийным аппаратом дисциплины;
навыками полемики и диалога; способностью ясно излагать освоенное знание.
Бакалавры приобретут:
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Отбор содержания продиктован не количественным объемом сведений, а степенью основополагающей значимости, показательности памятника литературы для освещения специфики произведшей его культуры.
Учебный материал организован с учетом хронологии литературного процесса, своеобразия национальных литературных школ и их эволюции. Общую структуру дисциплины составляет система обзорных и монографических тем, позволяющих дать как общее представление о литературной эпохе, так и видение ее сквозь призму единичного произведения.
Междисциплинарные связи
История европейской и русской литературы Средневековья и Возрождения увязана в один блок с дисциплинами «История культуры и искусства Византии, средневековой и ренессансной Европы, Древней Руси» и «История религий», читаемых в этом же семестре и включающих в себя материал тех же эпох. Помимо данных историко-культурных связей, в круг внимания дисциплины попадает также отдельная проблематика теоретико-культурных и теоретико-методологических дисциплин таких, как «Методы изучения культуры» «Теория культуры», «Философия культуры», «Этнокультурная антропология», «Лингвистика и семиотика», «Социология культуры». В свою очередь, конкретный материал, составляющий содержание «Истории литературы», может послужить историко-культурной базой, необходимой для теоретических обобщений и концепций.
Образовательные технологии
Изучение «Истории литературы» допускает самый широкий спектр видов и форм учебных занятий и способов освоения материала. Формы лекций обзоры, тезаурусный анализ, диалог, демонстрация различных интерпретационных техник. Семинарские занятия предполагают как изучение авторитетных научных трудов, так и самостоятельные наблюдения над текстом и осмысление проблемных вопросов. Систематическое чтение специальной литературы проверяется в форме как устных опросов, так и письменных контрольных работ (домашних и аудиторных). Широко практикуется составление сравнительно-исторических таблиц, тезаурусных парадигм, тестов, проверяющих знание содержания литературных произведений. На семинарских занятиях студенты приобретают навыки сравнительного анализа, систематизации и культурологического обобщения многообразного художественного материала, учатся читать образный язык литературы.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Текущая аттестация проводится по принципу рейтинговой системы посредством накопления оценки за выполнение семинарских заданий, конспектирование, за активное участие в лекционных диалогах, за самостоятельную работу (домашние и аудиторные контрольные работы, тесты, проверяющие знание содержания литературных произведений, владение литературоведческой терминологией). Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра в соответствии с видом профессиональной деятельности.
Промежуточная аттестация качества усвоения знаний
Изучение курса завершается зачетом, который выставляется при условии накопления более половины баллов 100 балльной рейтинговой системы. При несоблюдении этого условия студент сдает зачет индивидуально по вопросам, обобщающим содержание всего курса.
В процессе зачета, как и во время текущей аттестации, проверяются следующие компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-14, ОПК-3, ПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК 12, ПК-13, ПК-14, ПК-15.
Тематический план дисциплины
№ |
Раздел (модуль) дисциплины |
Всего часов (в трудоемкости) |
Аудиторные |
Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации |
||
Лекции |
Семинарские (практические) занятия |
Лабораторные |
||||
1. |
Раздел 1. Литература европейского средневековья. |
36 |
6 |
12 |
18 |
|
Тема 1. Специфика средневековой литературной ситуации: латинская книжная традиция и развитие национальных литератур. Европейский средневековый эпос: два этапа развития. |
8 |
2 |
2 |
4 |
||
Тема 2. Культ Прекрасной Дамы и куртуазная поэзия европейского Средневековья. |
6 |
2 |
4 |
|||
Тема 3. Средневековый рыцарский роман: дихотомия сюжета и система персонажей. |
6 |
2 |
2 |
2 |
||
Тема 4. Литература Предвозрождения и раннее творчество Данте («Новая жизнь» и трактат «Пир»). |
6 |
2 |
4 |
|||
Тема 5. “Божественная Комедия” Данте. Готическая архитектоника и религиозно-художественная философия поэмы. |
10 |
2 |
4 |
4 |
||
2. |
Раздел 2. Литература Ренессанса. |
20 |
4 |
6 |
10 |
|
Тема 1. От Средневековья к Ренессансу. Ф. Петрарка - первый ученый-гуманист. «Канцоньере» Петрарки. |
4 |
2 |
2 |
|||
Тема 2. Дж. Боккаччо «Декамерон». Специфика жанра. Ренессансный человек в изображении Боккаччо. |
4 |
2 |
2 |
|||
Тема 3. Артистический индивидуализм ренессансного человека и роман Л. Ариосто «Неистовый Орландо» |
4 |
2 |
2 |
|||
Тема 4. Фр. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” и карнавальная культура Средневековья и Ренессанса. |
8 |
2 |
2 |
4 |
||
3. |
Раздел 3. Древнерусская литература |
56 |
10 |
16 |
28 |
|
Тема 1. Введение. Мифы о славянской грамоте и генезис древнерусской литературы. |
4 |
2 |
2 |
|||
Тема 2. Красноречие Древней Руси: виды и жанры. Поэтика проповеди. |
4 |
2 |
2 |
|||
Тема 3. Древнерусское летописание. Повесть временных лет: история формирования, ансамблевый сплав жанров, основы христологии |
10 |
2 |
2 |
6 |
||
Тема 4. «Слово о полку Игореве»: история в художественном видении поэта. |
8 |
2 |
2 |
.4 |
||
Тема 5. Древнерусская агиография. Жанр жития и житийная икона |
8 |
2 |
2 |
4 |
||
Тема 6. Апокалиптический пафос литературы XIII века. Рязанский цикл повестей: осмысление национальной трагедии как искупительной жертвы |
2 |
2 |
2 |
|||
Тема 7. Литература эпохи Предвозрождения. Куликовский цикл повестей |
4 |
2 |
2 |
|||
Тема 8. Идеи и символы централизованной Московии. Повесть о Петре и Февронии: религиозно-художественная аллегорика текста |
4 |
2 |
2 |
|||
Тема 9. Смеховая культура и литература Древней Руси |
4 |
2 |
2 |
|||
Тема 10. Русский религиозный раскол и литература «бунташного века». Житие протопопа Аввакума. |
4 |
2 |
2 |
|||
ИТОГО |
108 |
20 |
34 |
- |
54 |
Основное содержание (по разделам, темам, модулям, с указанием основной и дополнительной литературы)
Раздел 1. Литература европейского средневековья.
Тема 1. Специфика средневековой литературной ситуации: латинская книжная традиция и развитие национальных литератур. Европейский средневековый эпос: два этапа развития.
Введение. Основные параметры средневековой картины мира: дуализм, христианский персонализм, эсхатологизм. Первые века христианства: литература средневековой патристики (Тертуллиан, Августин, Кассиодор). Переходный характер эпохи Средневековья. Одновременное существование латинской литературы и возникновение «молодых» литератур.
“Темные века”. Каролингское возрождение и деятельность “Академии”. Эпоха Оттона I и начало записей народных эпических сказаний. Первая стадия становления эпоса: эпос разложения эпохи родового строя и его мифопоэтические особенности (“Беовульф”, “Старшая Эдда”и «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона). Вторая стадия развития эпоса: эпос феодальной эпохи и его идейно-художественные особенности (“Песнь о Сиде”, “Песнь о Роланде”, “Песнь о Нибелунгах”). Общие черты героического эпоса зрелого Средневековья.
Тема 2. Культ Прекрасной Дамы и куртуазная поэзия европейского Средневековья.
Средневековое рыцарство. Социально-политические предпосылки развития рыцарской культуры и ее значение. Становление придворного этикета и культа Прекрасной Дамы в культуре Средневековья. Понятие куртуазии и кодекс куртуазности. Придворные законодательницы эстетических вкусов и этических норм. Средневековый Амор и куртуазная лирика. Поэзия вагантов. Роль Прованса. Поэзия трубадуров: источники, тематика, жанровая система. Христианско-мистический эрос и поэтический язык трубадуров. “Дальняя любовь” как мистерия любви. Биографии трубадуров. Французские труверы и немецкие мейстерзингеры.
Тема 3. Средневековый рыцарский роман: дихотомия сюжета и система персонажей.
Возникновение рыцарского романа и его связь с хроникой Гальфрида из Монмута. Дихотомическая структура рыцарского романа: сказочный и собственно романный уровни сюжета (социально-половая инициация героя и воспитание чувств). Начало “романной” традиции в европейской литературе: “Тристан и Изольда” как любовно-психологический роман. Средневековая специфика изображения внутреннего мира героев и их любовных переживаний. Новизна проблематики романа и особенности художественного повествования. Роман воспитания Вальфрама фон Эшенбаха “Парцифаль” Путь героя как сословно-рыцарская и религиозная инициация. Христианская символика и мистика в романе.
“Смерть Артура” как первое ретроспективное изображение средневекового рыцарства. Синтез специфических черт рыцарских романов в «Смерти Артура». Объективность чистого действия в романе, эпическая событийность, равнодушие к развернутым экспликациям состояния героев, тождество героя своему поступку. Тема героического слияния рыцаря со своей судьбой. Сказочно-мифологические мотивы в романе. “Смерть Артура” как “панихида” по средневековому рыцарству.
Тема 4. Литература Предвозрождения и раннее творчество Данте («Новая жизнь» и трактат «Пир»).
Данте Алигьери - поэт рубежа двух эпох. Биография и мировоззрение Данте. “Новый сладостный стиль» средневековой поэзии и поэтическая школа Гвидо Кавальканти. Сборник сонетов и канцон Данте «Новая жизнь» как единый лирический роман. Биографическая основа и христианско-космологический характер любви в “Новой Жизни”. Композиционные особенности лирического романа и система образов (Амор, Беатриче и автор). Христианская символика «Новой жизни». “Пир” Данте и античная традиция. Морально-аллегорический характер дантовского трактата и круг его основных тем.
Тема 5. “Божественная Комедия” Данте. Готическая архитектоника и религиозно-художественная философия поэмы.
История создания, античные и средневековые философские истоки «Божественной комедии». Специфика жанра и готическая архитектоника поэмы. Символико-аллегорический характер “священной поэмы”, ее визионерское содержание. Три сферы потустороннего мира как метафоры состояния человеческой души. “Божественная Комедия” как “дантеида”. Самосознание поэта в поэме. Принципиальное отличие странствий Данте по загробному миру от жанра средневековых “хожений”. Предстояние человека перед Богом в “Комедии” и особенности ее хронотопа.
Литература к первому разделу
Раздел 2. Литература Ренессанса.
Тема 1. От Средневековья к Ренессансу. Ф. Петрарка - первый ученый-гуманист. «Канцоньере» Петрарки.
Гуманистическое мировоззрение Петрарки: осознание противоречивости собственного внутреннего мира, разлада чувств с разумом (философский трактат «Моя тайна»). «Канцоньере» Петрарки как гимн чувственно-возвышенной любви. Связь со средневековой поэзией и новые черты ренессансной культуры. Выразительная изысканность стиля Петрарки. Лирический портрет Лауры. Образы Лауры у Петрарки и Беатриче у Данте. Изобразительная параллель героине Петрарки Мадонны сиенского художника Симоне Мартини.
Тема 2. Дж. Боккаччо «Декамерон». Специфика жанра. Ренессансный человек в изображении Боккаччо.
Джованни Боккаччо и его роль в развитии ренессансного гуманизма. Связь с народной городской культурой позднего Средневековья. Средневековый сборник “Новеллино” и «Декамерон» Боккаччо. Источники книги Боккаччо, его композиция, тематика новелл. Обновление жанра новеллы в творчестве писателя. Средневековый гипотаксис и ренессансный паратаксис в повествовании Боккаччо. Судьба и случай в художественном мире “Декамерона”. Образ ренессансного человека в «Декамероне».
Тема 3. Артистический индивидуализм ренессансного человека и роман Л. Ариосто «Неистовый Орландо».
Актуализация античной философии природы в эпоху Возрождения. Ренессансная картина мира и ее особенности: антропоцентризм, агонистичность, секуляризация, культ фортуны. Артистический индивидуализм ренессансного человека, раскованность инстинктивных сил, воля и самоутверждение. Мир романа Ариосто «Неистовый Орландо» как царство случая, игра как принцип построения сюжета. Пафос романа освоение земли как единственного «дома» ренессансного человека. Ирония как связующее начало романной действительности.
Тема 4. “Гаргантюа и Пантагрюэль” Фр. Рабле и карнавальная культура Средневековья и Ренессанса.
Гуманистическая культура во Франции. Интерес к классической древности, традиции итальянских гуманистов и национальное своеобразие французского Ренессанса. Зрелое Возрождение и Франсуа Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: источники произведения, замысел и структура книги. Средневековая и ренессансная карнавальная культура: шутовские мистерии, праздники дураков, феномен parodiae sacrae. Традиция “Менипповых сатир” в эпопее Рабле. Синтетический характер книги как пародии на отжившие средневековые жанры. Ренессансно-символический характер призыва Оракула Волшебной бутылки. М.М. Бахтин о «гротескном реализме» Рабле: актуализация материально-телесного начала жизни; «амбивалентность», «универсальность праздничного смеха», «гротескный образ тела».
Литература ко второму разделу
Раздел 3. Древнерусская литература.
Тема 1. Введение. Мифы о славянской грамоте и генезис древнерусской литературы
Крещение Руси и славянская азбука. Первоучители славян. Мифы о словенах как народе Слова, о богоданности грамоты («Проглас к святому Евангелию» Константина Философа, «О письменах» черноризца Храбра, «Сказание о русской грамоте»). Устные и письменные источники древнерусской литературы. Болгария как посредница между византийской и древнерусской словесностью. Становление системы жанров. Монументальный историзм жанров-ансамблей, принцип «собирания мудрости» в основе формирования книги. Семантика “писания” и “чтения” в языческой славянской культуре. Семиотика “письма” и “книги” в культуре Византии и Древней Руси.
Тема 2. Красноречие Древней Руси: виды и жанры. Поэтика проповеди.
Христианский культ “школы”, христиане - “дети”, “ученики” единого Учителя. Виды и жанры христианской проповеди. Дидактические поучения Феодосия Печерского (вопросы веры и нравов). Торжественное красноречие: религиозно-философское содержание “Слова о Законе и Благодати” Илариона, аллегорические оппозиции “Слова...”; обоснование религиозно-духовной независимости Руси. Поэтика проповеди (композиционная структура речей, приемы экзегетики: этимология имен, синкризис, типология, аллегория) в текстах Кирилла Туровского («Слово об артосе», «Притча о человеческой душе»).“Поучение” Владимира Мономаха: христианизация политики; динамика эпохи, отраженная в автобиографии: «походы» и «ловы» князя.
Тема 3. Древнерусское летописание. Повесть временных лет.
Эсхатологический историзм христианства и древнерусское летописание. Летопись как свод различных источников письменных и устных. Формирование Повести временных лет (концепции А.А.Шахматова, Д.С.Лихачева и др.). Композиционная логика ПВЛ: «библейское» введение; предыстория и история славянских племен как их рассеяние и собирание; события и лица, отвечающие провиденциальному ходу времени и препятствующие ему. Соотнесение истории Руси с сакральной историей, утверждение телеологического принципа национального существования. Летопись и эпос: характер пространства, времени, специфика эпического героя и персонажей летописи. Летопись как жанр-ансамбль, образ исторического лица в разных жанровых ракурсах (хроника, эпос, агиография). Эволюция представлений о «культурном герое» времени: эпический герой (Олег, Святослав) князь-просветитель (Владимир Святославич, Ярослав Мудрый) инок-монах (Антоний Печерский, Феодосий Печерский).
Тема 4. «Слово о полку Игореве»: История сквозь призму художественного видения поэта
Эпоха “Слова о полку Игореве”: активность половецкой Степи и ослабление авторитета Киева как государственного и духовного Центра. Поход Игоря Святославича в «Слове» как метонимия социально-исторической ситуации в целом (Д.С.Лихачев). Споры об Авторе. Жанр “Слова” (песнь и повесть) и художественная манера двух певцов - Бояна и Автора, «волхва» и «историка». Переход от жанровых канонов к стилевому выражению идеи: преобразование языческой мифопоэтики в художественную метафорику, парадигматическая вертикаль композиционной структуры (принцип лирики). Развенчание эпической цели Игорева похода, архетипическая основа сюжета демиургический поединок-брак (жажда «овладения» Степью). Концепция «изнаночного» времени, система лейтмотивов и образов, составляющих «изнанку» бытия. Художественное видение истории (не сверхреальность должного, а реальность данного; реальный смысл времени - стагнация национального бытия, утрата онтологической перспективы (пути и цели), опасность возврата в доисторическое «рассеянное» существования («плен» как идентификация со Степью).
Тема 5. Древнерусская агиография. Жанр жития и житийная икона.
Структура и семиотика жанра жития. Понятия «святости» и «жития» (кенозис условие святости, блаженность состояние святости, житие пребывание на границе времени и вечности), «агиография» - письменное свидетельство о святом, подобное евангельской «вести». Житие и икона: изображение персонажа в его духовном совершенстве и образцовом бытии. Специфика житийной иконы. Историко-культурная обусловленность типа святых: страстотерпцы Борис и Глеб как строительная жертва в основании христианского космоса Руси («Сказание о Борисе и Глебе»); преподобный Феодосий Печерский - образец «иноческой» духовности, дуально противопоставленной языческой системе ценностей (мотив «борьбы с матерью» в “Житии Феодосия Печерского”); благоверный князь Александр Невский святой воин, защитник отечества и веры («Житие Александра Невского»); преподобный Сергий Радонежский воплощение нового духовного Начала (синтез всех идеальных потенций Предвозрождения, гармония созерцания и делания). Киево-Печерский патерик, назначение и структура жанра, семиотическая логика сюжетной основы: рост монастыря от “пещеры” до “лавры”. Киево-Печерская лавра духовный Центр Киевской Руси, «врата» в «Царствие небесное».
Тема 6. Апокалиптический пафос литературы XIII века. Рязанский цикл повестей: осмысление национальной трагедии как искупительной жертвы
Летописные источники о междоусобицах и нашествии («Повесть о битве на Липице, «Рассказ о преступлении рязанских князей», «Повесть о битве на Калке, и о семидесяти богатырях», «Легенда о граде Китеже»), апокалиптическое восприятие татар как “неведомых народов”, нашествия как “возмездия”. Рязанский цикл повестей о татаро-монгольском нашествии: “Повесть о Николе Заразском”, “Повесть о разорении Рязани Батыем”, “Похвала роду рязанских князей”. Семиотическая логика цикла: “перемещение иконы” (= предназначенность жертвы) - “гибель Рязани” - житийная “похвала рязанским князьям”(святым мученикам за веру). Диссонанс данного и должного, факта (лояльность татар к вере и церкви) и смысла (агиографическая идеализация гибели Рязани как «коллективной жертвы», ср. раннехристианский вариант коллективной жертвы - «сорок савостийских мучеников» в мозаическом комплексе Софии Киевской). Эпический пафос эпизода о Евпатии Коловрате свидетельство поздней вставки.
“Слово о погибели Русской земли” и “Шестоднев” Иоанна Экзарха Болгарского (концепция Д.С.Лихачева).
Тема 7. Литература эпохи Предвозрождения. Куликовский цикл повестей.
Социально-духовные изменения в культуре Руси конца XIV XV веков, процессы, близкие европейскому Возрождению. Христианский ренессанс и реставрация ценностей Киевской эпохи. Второе южнославянское влияние (Болгария, Сербия). Идея нового начала (государственности и духовности) в основе сюжета «Жития Сергия Радонежского». Рост личностного самосознания и экспрессивно-эмоциональный стиль эпохи. Лирическая и агиографическая функции стиля «плетения словес». Семиотика «пения» и «писания» как «плетения», ее мифологические истоки и христианское переосмысление. «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого: космизирующая, цивилизаторская роль христианского просветителя.
Памятники Куликовского цикла. Главное историческое событие эпохи в разных жанровых ракурсах (летописная повесть, поэма «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича»). «Задонщина» - лироэпическая интерпретация Куликовской битвы. Функция заимствованной формы: перевернутость знаковой системы «Задонщины» по отношению к «Слову о полку Игореве», «изнаночный» мир «Слова» и «лицевой» мир «Задонщины»: Куликовская битва как реванш за поражение на Каяле и Калке. Историософский смысл Куликовской битвы в «Сказании о Мамаевом побоище»: Русь между Западом и Востоком (не победа, не поражение). Теократическая идея «Жития» Дмитрия Донского (Куликовская битва условие священного царства) свидетельство позднего происхождения памятника. Апокалиптические мотивы жития Дм. Донского. Трагедийный пафос цикла в целом.
Тема 8. Идеи и символы централизованной Московии. Повесть о Петре и Февронии Муромских: религиозно-художественная аллегорика текста.
Централизация и регламентация социальной и культурной жизни в XVI веке. Сакрализация царской власти, становление самодержавной идеологии. Теория «Москва Третий Рим» («Послания» монаха Филофея). Миф о «шапке Мономаха» («Послание о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы, «Сказание о князьях владимирских»). Стиль идеализирующего биографизма в литературе XVI века.
Переписывание истории, упорядочивание религиозной идеологии, агиографии, бытовой этики: «Степенная книга», «Стоглав», «Великие Четьи-Минеи», «Домострой». Ветхозаветный дух московского православия: вера в форме нормированного Закона. Полемическая публицистика конца ХV и XVI вв. Иосифляне и нестяжатели: распад олицетворенного в Сергии Радонежском синтеза созерцательной и деятельной форм святости. Полемика кирилловских старцев с Иосифом Волоцким. Послания Иоанна Грозного: литературное скоморошество царя. Переписка Грозного с Андреем Курбским: различие политических позиций и литературных стилей. Тексты Иоанна Грозного первый на Руси пример прямого индивидуально-авторского слова (прерогатива царя единственно свободного в государстве человека). Повесть о Петре и Февронии Муромских: религиозно-художественная аллегорика текста.
Тема 9. Русский религиозный раскол и литература «бунташного века»
Государственный, династический и религиозный кризис в XVII веке. Феномен «самозванства». «Словесная война». Демократизация литературных сюжетов и стилей. Открытие «частного» человека. «Повесть об Улиании Осорьиной»: обытовление жанра жития, святость без пострижения, подвиг благочестия в миру. Объективированный психологизм литературы, экстериоризация внутреннего мира: герой «одет» в добродетели, отчуждение пороков как «двойников» («двойник» - объективированный внутренний человек в его чувственном аспекте, сфера желаний). «Раздвоенность» человека условие актуализации темы судьбы. Древнерусские представления о судьбе в контексте фольклорных и книжных традиций: основные семиотически значимые компоненты сюжета «Повести о Савве Грудцыне» и «Повести о Горе Злосчастии». Феномен юродства. Смеховая культура Древней Руси (общественная сатира 17 века и ее литературные жанры). Московское барокко. Восточнославянские Афины Киево-Могилевская академия: начало европейского просвещения на Руси. Конфронтация веры и культуры, духа и интеллекта, традиционной святости и новой учености. Кружок Симеона Полоцкого. Поэтическая энциклопедия Полоцкого «Вертоград многоцветный»: жанр книги-сада, словесные «зрелища», вещь как «гиероглифик» истины.
Феномен старообрядчества. Пустозерский литературный центр. «Житие протопопа Аввакума»: элементы житийной схемы и отступления от нее. Житие и биография. Протопоп Аввакум религиозный старовер и литературный новатор. «Житие» стилистическое самовыражение личности.
Литература к третьему разделу
а) основная:
Источники. Издания древнерусских текстов.
Учебники, хрестоматии, справочная литература
Научная литература
б) дополнительная:
Основные понятия (тезаурус)
Раздел 1-2.
Двоеверие. Стадии становления героического эпоса Средневековья. Хтонические силы в эпосе. Трубадуры. Жанры лирики трубадуров: серенада, альба, девиналь. Дальняя любовь. Ангелизация Прекрасной Дамы. Ваганты. Рыцарский роман. Инициация как латентный сюжет рыцарского романа. Аллегореза. Дантеида. Новая Жизнь. Кодекс рыцарской чести. Терцина. Числовой символизм. Вертикаль христианской картины мира. Теоцентризм. Секуляризация. Карнавал. Праздник дураков. Инверсия. Смеховая культура. Универсальный человек. Мир как «перпетуум-мобиле». Антропоцентризм. Горизонталь ренессансной картины мира. Фортуна. Рыцарская поэма. Мениппея. Пародия. Трагическое. Трагедия. Сонет. Канцона. Поэты-метафизики. Святой Грааль.
Раздел 3.
Трансплантация литературы, монументальный историзм, патристика, жанры-ансамбли, летописный свод, патерик, четьи-минеи, прологи, шестодневы, физиологи, агиография, апокриф, эсхатология, телеология, провиденциальность, литературный этикет, дидактическое и эпидиктическое красноречие, поучение, слово (как жанр), экзегетика, аллегория, типология, синкризис, плетение словес, вторичный монументализм, юродство, скоморошество, идеализирующий биографизм, секуляризация, parodia sacra, экстериоризованный психологизм, старообрядчество, барокко, канон и стиль, книга-сад.
Организация самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов (репродуктивная и продуктивная) организуется с помощью подробно разработанной системы вопросов и заданий, направленных на освоение научной литературы и на развитие самостоятельного мышления и включенных в планы практических занятий. Подведение итогов изучения отдельных разделов дисциплины предполагает самостоятельное повторение изученного материала с использованием лекций и специальной литературы и проводится в форме контрольных работ (домашних и аудиторных). Самостоятельная работа студентов стимулируется помесячным графиком выполнения и оценки полученных заданий.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
а) основная литература:
1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение/ М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А.Смирнов. - 5-е изд., испр. и доп. - М., 2000.
2. Стадникова Г. В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XVII в.: учеб. для вузов. М., 2009.
б) дополнительная литература:
1. Даркевич В. П. Народная культура Средневековья в литературе и искусстве IX-XVI в. М., 2004.
2. Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. Выпуск 71 (3-4) / ред. П. Ю. Уваров. М., 2010.
4. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М, 2006. URL: www.lihachev.ru
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.
http://www.sigla.ru - полнотекстовые книги из Открытой русской электронной библиотеки OREL,
полнотекстовые учебники из Открытой русской электронной библиотеки OREL,
полные тексты учебников МГУ.
http://www.i-u.ru/biblio/ библиотека учебной и научной литературы.
www.gumer.info большая коллекция авторитетных научных источников по истории культуры и литературы.
www/feb-web.ru фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.philology.ru/literature3.htm - большая коллекция работ известных русских и зарубежных ученых по истории мировой литературы
lib.pushkinskijdom.ru научная библиотека Пушкинского Дома.
www.lihachev.ru издания работ Д.С. Лихачева