Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Философский волюнтаризм- это учение, которое утверждает волю в качестве принципа бытия.
А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление». Воля человека представлена в разнообразных формах. Рационализм в лице Канта, с его практическим разумом, Гегель, с его практической идеей (воля и поведение человека).
Культура Древних Греции и Рима.
Движущей силой в мире является воля к власти. Этот принцип противопоставлен принципу воли к истине, воле к добру или любви (христианство). Принципу борьбе за существование (Дарвин). Воле к вере - принцип прагматизма (Джемс).
Воля к власти - не есть бытие, не становление, а пафос- самый элементарный факт из которого уже возникает становление и действие.
Для Ницше власть понимается и как собственная жизнь, и как господство, распространение влияния в пространстве. Имеющий цель стремиться к власти.
Формы проявления власти.
ВОЛЯ к ВЛАСТИ |
||
Неживая природа |
Общество |
Живая природа |
|
Повсюду наблюдаются человеческие стада, повышается количество повинующихся и снижается количество повелевающих. В среднем каждому человеку присуще стремление к повиновению. Оно передается по наследству биологически. Упущена из внимания картина общественного разделения труда. На её основе возникают социальные группы. |
|
|
|
Структура ВОЛИ к ВЛАСТИ.
3 компонента:
Антропология.
Сократ, Августин, философы эпохи Возрождения, Кант.
Ницше рассматривает человека в определенной цепи: животноечеловексверхчеловек.
Человек- существо переходное. Он мост между животным и сверхчеловеком. Человек- стрела, направленная к сверхчеловеку. Самопреодоление человека. В человеке есть твореное и творец.
Ницше отходит от религии и социальных философий. Горький, Луначарский были учениками Ницше. Его позиция философская, атеистическая, идеалистическая.
Человек (маленький) Сверхчеловек
- маленький- массовый редкий(аристократ)
Психологические признаки:
Культура сверхчеловека не подвластна человеку.
- обычные люди - великие исторические личности: Македонский, Цезарь, Наполеон.
Раса сверхчеловека: прообраз- аристократические слои всех обществ. Напротив, для марксизма, лучшие люди- рабочие.
Переход страдания и самоиспытания. Для того чтобы стать сверхчеловеком, необходимо:
Ницше был одинок, не имел Родины, ломает старые ценности, не был жестоким, был благородным.
В 19 веке в Европе утверждаются капиталистические отношения, ценность которых выгода, польза. Ницше разоблачает лицемерие буржуазной и религиозной морали, дает образец, по которому нужно жить.
Относится к аксеологии.
Имморализм философско-этическое течение, которое утверждает равенство добра и зла, и приоритет законов природы перед законами общества.
Имеет начало в Древней Греции.
Переоценка этических ценностей сточки зрения учения об онтологии. Этика религиозная и буржуазная. Ницше называет мораль продуктом дегенерации общества, так как традиционная мораль препятствует полному проявлению воли к власти.
Ницше поставил задачей отбросить религиозную и нравственную.
3 инстинкта:
Ницше отбрасывает сострадание, линию гуманизма, подавляющую волю к власти. «Пусть погибнут слабые и уродливые- первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть.» Страдание необходимо, оно укрепляет, возвышает человека. Суровость, насилие, опасность утверждают приоритет страдания.
Ницше отвергает любовь к ближнему. Противопоставляет ее любви к дальнему. Дальнее- отдаленные блага, люди, любовь к высшим ценностям. Вводит критерий воли к власти: любовь к ближнему делает человека мягким.
Проблема природы зла. Зло это результат борьбы 2-х видов воли к власти:
« Воля к власти у проигрывающих в открытой борьбе подавляется, вытесняется, становится бессознательной и меняет свои формы.» Подавленная воля к власти проявляется как зло.
Ницше утверждал: «Мир- болезнь, а лекарством от этой болезни является война».
Война дает обществу встряску:
На войне разрушаются материальные ценности:
По жизни Ницше не был имморалистом и сам это осознавал. Ницше не мог нарушить слово.
Город Фраабург, Вена.
Фрейд с детства имел отдельную комнату. В 5 лет отец подарил ему красивую книгу, с указанием: «читая, можешь рвать ее на части». С тех пор Фрейд начал коллекционировать книги.
Любил кататься на коньках, читал монографии, обнаружил у себя литературный дар.
В 17 лет поступает на медицинский факультет венского университета. Его никогда не увлекала медицина. Читал только монографии. Учился на три года больше, чем все.
После окончания хотел пойти в науку, но выбрал практику. Медицинский факультет давал только теоретические знания и Фрейд посвятил себя освоению хирургии, дерматологии, офтальмоталогии, нервным болезням.
В практике Фрейд был первооткрывателем, например, он открыл анестезирующее действие кокаина.
1885- проходит стажировку во Франции, у Шарка знакомится с методом гипноза. Начинает задумываться над новым методом лечения методом свободных ассоциаций пациент обязан говорить откровенно, врач приходит к определенному выводу.
1895 Фрейд и Брейер издают книгу «Исследования по истерии», в которой изложены концепции психоанализа, термин которого появиться во Франции.
1896 Фрейд выступил с докладом «Этиология истерии» перед врачами Вены: «Все это похоже на сказку», сказали они. После этого Фрейд не выступал 8 лет.
Основные положения:
1900 «Толкование сновидений»- библия психоанализа. Продолжается изоляция. Его приглашают в США для чтения лекций по психоанализу.
1911 создается международное психоаналитическое общество
1933 В Германии к власти приходят нацисты, сжигают книги Фрейда.
1938 Германия оккупирует Австрию. Фрейд лишается паспорта, конфискуется библиотека. Четыре его сестры гибнут в концлагере. Фрейду помогли бежать в Англию к родственникам.
и. Попросил врача ввести смертельную дозу морфина.
5. Возникновение психоанализа.
Психоанализ- это учение и метод психотерапии, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.
Фрейдизм- философское учение, применяющее психоанализ для изучения явлений творчества, культуры, общества.
Неофрейдизм направление современной философии и психологии, которое соединяет психоанализ с социологией, этнографией. Делает акцент на объективном, а не индивидуальном, бессознательном.
Для объяснения судьбы человека необходимо знать его раннее детство.
Три инстанции: Оно Я Сверх- Я
Два механизма:
Эрос - инстинкты самосохранения, либидо, роста, собирание жизненных единиц частиц живого. Эрос интегрирует живое в единую систему.
Тонатос направлен на деструкцию, разрушение, приведение организма к простейшим состояниям. Садосадизм, мазохизм.
Изначальное влечение стремиться к осуществлению и достижению удовольствия, но наталкивается на запреты и вытесняется в «ОНО». Вытеснение процесс изгнания из сознательной области в бессознательную неприемлемых мыслей, идей, желаний. Но они не исчезают, а остаются в «ОНО» и вызывают в человеке чувства тревоги, страха, пытаясь снова прорваться в сферу сознания.
Брейер лечил истерии с помощью гипноза.
Симптомы: - неловкие поступки;
Сновидение королевский путь бессознательного.
Сон осуществление запретных желаний. Сновидение символика Эроса и Тонатоса. (Если сниться дом.)
Механизмы защиты «Я».
Бессознательное в социальных процессах.
В поведении человека происходит бессознательная мотивация выбором.
Инстанции диктуют человеку выбор.
ОНО- искусство, соцсфера;
Я- технология, наука, экономика;
Сверх Я совесть, религия, право.
Типология человека.
5. Антропоцентризм.
Человек- неповторимое, самоценное, самодостаточное существо.
Сократ, Августин, Экзистенциализм (его возникновение связано с мировыми конфликтами):
Кьеркегор(1813- 1855)- родился в Копенгагене. Был болезненным мальчиком, с искривленным позвоночником и ногами. После окончания гимназии отец направил его на теологический факультет. В 24 года он встречает Регину Ольсен. Творческое затворничество. Написал 15 томов книг, 14 томов переписки. 1843 год «Или- или».
Антропология Кьеркегора.
Выражал несогласие с рациональной философией: философия должно помогать человеку, предметом философии должен быть человек.
Человек находиться в вечном становлении. Единство тела, души и духа индивидуальное, неповторимое. Ведущую роль играют страсти, чувства человека. Рационализм теряет человека человек перестает быть индивидуальным. Предназначение человека становление самого себя.
Метафизический страх страх потерять самого себя.
Смысл человеческой жизни 3 стадии:
Мартин Хайдеггер(1889- 1976)
Относится ко второй волне экзистенциализма. Родился в небогатой семье. Активно занимался спортом, читал книги. От природы был наделен аналитическим складом ума. Поступил в католическую школу.
В 1909 году поступает на теологический факультет. 1910-11 прерывает занятия- церковь прекратила финансирование. Он почувствовал себя зависимым, маленьким человеком, это ощущение сопровождает его в течении всей жизни. Церковь восстановила финансирование. 1927 «Бытие и время» - отражение экз проблем (заброшенность, забота, неподлинность и подлинность бытия, смерть, вина, тоска). Философия Хайдеггера носила трагический характер. Ему не сразу удается получить звание профессора. 30 е работает в Университете (Германия). 1933 выбран ректором, вступил в партию, до 1945 поддерживает нацистские идеи. Ушел с поста ректора. Комиссия по делам преподавателей лишила его прав. За него вступились Ясперс, Сартр, католики (церковь). Отношение: обвинителей ректорство при нацизме грех; адвокатов заслуги в области философии выше, чем год ректорства; присяжных не является великим философом.
После войны Хайдеггер выступает с лекциями: проблема метафизики, искусства, творчества, техники, мышления. Тексты специфичны, сложны. Является родоначальником герменевтики наука, ориентированная на истолкование, интерпретацию текстов политических, поэтических, религиозных. Идеи аналитической философии. Ученики Сартр, Мейрсил. Отношение к нему после смерти сложное.
Философия Хайдеггера.
ЧеловекМир
Соотношение человека и мира не симметричны, мир бесконечен, сложен, изменяется и развивается. У человека имеется стремление к миру, притяжение. Человек существо ограниченное, конечное. Что такое мир? Что такое я в этом мире? Вопрошание философствование (экзистирование). Человек, вопрошая, выходит за рамки бытия. Каждый человек философ. Мир имеет две стороны: 1. Бытие; 2. Сущее- часть мира, которая освоена человеком (наукой и техникой). Раскол мира вносит трагичность, драматичность в судьбу человека. Человек должен быть целостным. Восстановить целостность мира может философия, а не наука и техника, большую пользу приносит искусство- сестра философии. Наука служанка философии.
Антропология.
Хайдеггер полемизирует с Марксом, с теми, кто сводит человека к биологии. Вводит термин Дазайн тут бытие.
Выделяет в человеке: - бытие в мире прошлое, заброшенность человека в мир;
Две эпохи: 1. До НТР (до 20 века)- вещь служит человеку давно, переживает его, на веши накладываются человеческие эмоции;
2. Научно- техническая эпоха вещи живут недолго, имеет место массовое производство вещей, эмоциональная аура исчезает, реклама, рынок заставляют менять вещи, они усредняются, становятся стандартными, безличными. Наряду со стандартизацией вещей идет стандартизация людей, это проникает даже в человеческие отношения man безличное, человек теряет свою индивидуальность. Народ должен обратиться к истоком народного языка. Язык средство общения, дом бытия. Внутри вещей (интер)- вещи - внутри вещей, между вещами. Хайдеггер призывает к возвращению к земледельческому труду, выступает за целостность, неповторимость человека, гуманизм.
ТЕОЦЕНТРИЗМ.
Утверждает доминирование в человеке божественного начала
В. Соловьев (1853- 1900)
Родился в Москве, в дворянской семье. Его отец занимал оппозиционное положение постоянно дискутировал с Карамзиным. Мать из семейства Григория Сковороды. Старший брат Всеволод писатель, романист. Младший Михаил переводчик. Религиозная семья.
Характерно мнительность, экзальтированность, склонность к пророческим снам. Раздавал деньги нищим, читал жития святых и пытается брать с них пример. Закончил гимназию с золотой медалью. Увлекался материализмом. Выбросил из комнаты все иконы. Поступил в Московский университет на физико- математический факультет. Перешел на историко- филологический. В 21 год становиться магистром. 27 лет доктор, он не получил должность профессора.
1877 год выступает с лекцией «3 силы», говорил о социализме, нелицеприятно отозвался о российской интеллигенции. «Русская интеллигенция продолжает носить образ обезьяны». С 1880 года не имеет постоянного места работы. Ему было присуще утопическое сознание гражданина, надеялся на справедливое отношение царя к народу. Обратился с письмом к Николаю 2 о переустройстве России: стержнем духовности является православие, оно может господствует в силу духовного притяжения, убеждал царя отменить «тройное кольцо принуждения»- уголовные законы, административные меры, цензура. Предупреждает царя об опасности инакомыслия, отступления от нравственного закона. Основа общества духовная жизнь. Общество, во главе которого стоят первосвященник, царь и пророк. Социализм и капитализм видят в человеке работника. Соловьев был универсальной личностью: пытался соединить православие и католицизм, материализм и идеализм. Носил бороду, не следил за модой, одевался небрежно. Не любил поэзию, искусство, театр.
С 1917 года запрещен, как ретроград и мракобес.
«Смысл жизни»
«Жизненная драма Платона»
«Оправдание добра»
«Чтение о богочеловечестве»
Онтология Соловьева
Учение о всеединстве.
Бог Человек Мир
Воля- нравственная деятельность- объективное
Разум познание- объективная истина
Чувства - творчество объективная красота
Истина, красота, благо Бог, как нечто абсолютное, включающее 3 начала.
Онтология учение о всеединстве.
Строение человека.
От мира материальное начало;
От Бога божественное начало;
От человека собственно человеческое (свободное «Я»);
Соловьев признает за человеком самостоятельность. Предназначение человека связано с тем, что мир отрекся от Бога вследствие действия коллективной души. Мир стал материальным, грубым, возникла потребность просветления мира. Внести ценности в мир задача каждого человека. Бытие человека драматично и трагично. Человек имеет 2 особенности: желание бессмертия и нравственного самосовершенствования. Человек смертное, греховное существо. Соловьев считает, что трагичность и драматичность человека связаны с его содержимым.
Богочеловек- это бог, принявший человеческую натуру, лицо индивидуальное.
Человекобог человечество, воспринявшее человеческие ценности, коллективное богочеловечество.
Николай Бердяев (1874 - 1948)
Родился в Киеве, в дворянской семье, поступил в Киевский университет на естественный факультет. Затем переходит на юридический. Участвовал в работе марксистских кружков. Меняет мировоззрение возвращается из Вологды идеалистом религиозного толка.
В 1922 году Ленин посадил около 300 интеллигентов на пароход и отправил их за границу. В городе Кламар живет до конца жизни. 1947 степень доктора Кембриджа. Как философ- персоналистический экзистенциалист, главный предмет философии- личность человека.
Философия свободы: «Я первый философ, который в основание своей философии положил свободу.»
3 типа свободы:
Бытие, сущее Субъект объект познания
Объективация: отчужденность общение в симпатии и любви.
Безличность персонализация.
Господство, необходимость переход в царство свободы
Приспособление к массивности мира преобладание творчества над приспособлением
Все это (справа) среда идеального мира
Объективация противоположное духовного в человеке.
Это не подлинный мир, подлинный душа.
Предназначение человека.
Бог покинул мир, мир остался материальным. Просветить мир может только художник, с помощью творчества. Внесение ценностей: любовь, красота они присутствуют в человеке. Художник берет творческое начало от свободы, дар от Бога. Общество можно изменить с помощью творческих людей.
Аксеология учение о ценностях то в мире, что соответствует потребностям, интересам, целям человека.
Этические ценности.
Мораль совесть принципов, нормализующая, регулирующая отношения между людьми, в которых человек самоценное существо.
Профессиональная этика совокупность этических форм, регулирующая отношения между людьми в рамках определенной деятельности.
Этикет установленный порядок поведения и форм обхождения для определенных обстоятельств.
Соотношение морали и нравственности.
Мораль царство должного, императивного. Требуют от человека определенного поведения. Не противоречива, противоречит жизни.
Нравственность царство сущего (царство реального, моральных норм).
Гессиод первый моралист(7 до н.э.). «Труды и дни». Выдвинул моральный идеал -труд и справедливсть. Впервые сформулировал золотое правило нравственности: «Зло на себя замышляет тот, кто зло на другого замыслил». В жизни наблюдается расхождение морали и нравственности.
Структура нравственности:
«Капитал боится отсутствия прибыли, как природа боится пустоты» . Капитал не постоянен и должен быть в движении и обновлении. Противоречия возникают между профессиональной этикой и профессиональной целесообразностью.
Отношение к предметному миру человека:
Нравственный поступок осуществление человеком моральных, этических норм, правил, принципов.
Нравственный выбор выбор между добром и злом; должным и сущим, между злом большим и маленьким этот выбор всегда добровольный (если выбор производиться под давлением, то ответственность снимается), выбор бескорыстный (человек не рассчитывает на пользу), добродетель сама по себе награда.
Нравственный выбор не исключает риска для выбирающего. В области науки:
Стратегии поведения ученых в условиях тоталитаризма:
16. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ. (ФИЛ. ПРАВА ИЛИ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА)
Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время работал дом учителем. В 1801 г зашитил докторскую и стал проф Иенского ун. Первым выдающимся трудом Г явл ео “феноменология духа” (1806) В 1818 г Г был приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.
На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диал принцип : сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания.
Фил взгляды Г. проникнути идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составяет принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена как цепь диалект переходов.
Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Посколльку же объективной основой его явл абс дух, а целью - самопознание этого абс духа, постольку позание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последей ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противор методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником дальнейшего развития.
19. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛ МАРКСИЗМА. ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ.
Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.
1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них зависит.
2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд - форма деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у чел его “родовую” жизнь. Род челов. живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство: ”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для раб труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел сущность.
4.Подневольный труд порождает отчежд между людьми. Раб чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.
Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел становится отчужденным?
Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств - основа экон жизни. На частнособственической экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как таковой. “Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону”. Жизнь людей в усл отчуждения калечит их, делает “частичными индивидами” или неразвитыми, недочелов существами. “Чатсная собств сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предет явл нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания”.
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчеждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.
Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. по освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой сущност 4.гармонизации отношений между людбми.
Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел такжк преобразуется. Вместо отчежденного недочеловека появляется чеовек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.
Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.