Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА
ЛЕКЦИЯ № 5
1. Общая характеристика немецкой литературы 17 века.
2. Ханс Яков Кристоф Гриммельсгаузен «Симплицио Симплициссимус».
3. Общая характеристика английской литературы 17 века.
4. Творчество Джона Мильтона.
1. Германское государство состояло из более чем 300 княжеств, что негативно сказывалось на экономике и культуре. Не было единой власти, единой системы торговли, единого центра и единого литературного языка. 30-летняя война с 1618-1648 г. междоусобная, все приглашали наемников (шведы, французы). Народ крайне обнищал. Культура в упадке. И последствия Германия будет изживать еще в 18 веке. Даже придворное искусство реагирует на 30-летнюю войну. Известны несколько репрезентативных портретов того времени на фоне пожара.
Немецкое барокко1 было мрачным, пессимистичным, в нем мало религиозности, но на 1-м месте стоял человек, который с честью все выносит. Трагизм. Появляется направление классицизм, но он был не так развит, как во Франции. Мартин Опиц главный теоретик немецкого классицизма. Стремился к выработке нормативов литературного языка, устанавливал поэтические нормы. В середине 17 века это не нашло признания, но чуть позже его работы были востребованы. В 18 в. пришли к мысли о необходимости выработки норм литературного языка. Существовало несколько кружков и обществ, борющихся за литературные нормы. «Плодоносящее общество» выработало литературное направление аристократического классицизма (стиль туманный, сложный, основанный на правилах и нормах). Классицизм не занимал таких позиций, как барокко.
Барокко низовое и аристократическое. Низовое было более обращено к жизни с ее проблемами и страданиями, наиболее ярко рассказывающее о 30-летней войне. Аристократическое устремлено к познанию философских проблем, более абстрактное, не допускающее в искусство безобразия и мерзости жизни. И в этом оно является типичным барокко.
Андреас Грифиус (1616-1664). Уроженец Силезии, рано потерял отца. Сам получил образование, знал 11 языков, ездил учиться в Италию и Нидерланды. Считался самым образованным человеком своего времени. Его творчество разнообразно. Поэт, драматург. Наиболее ярко события того времени отразились в поэзии, где он описывает страдания родной земли. Сонет «Слезы отчизны» (1636). Очень многие стихотворения наполнены гражданским содержанием, что не очень типично для барокко. С течением лет его творчество становится более абстрактным. Символичность в поэзии Грифиуса мир в его авторском сознании исполнен трагических противоречий, но от них он устремляется к высотам духа и т.о. находит опору. Это соотносится у него с живым сочувствием к народу. Создатель «Риторической трагедии» главное там в диалогах, а не в действии. Основывал свои трагедии на античной драматургии, обращался к опыту Возрождения.
2. Ханс Яков Кристоф Гриммельсгаузен «Симплицио Симплициссимус»
Авторство Гриммельсгаузена было обнаружено только в 18 веке. В нем совместились разные литературные направления, разные жанры, но это очень целостное произведение. Спорят, принадлежал ли он барокко или к реализму. Развитие реализма в 17 веке ученые вообще отрицают. Произведения Гриммельсгаузена пр-я низового барокко с реалистическими моментами. Гриммельсгаузен создает пародию на галантный роман. Много сомнений и споров о жанре романа. Это и роман-воспитание (пародия на «Парцифаль» Эшенбаха,1-й в европ. лит-ре), т.к. изображает этапы человеческого воспитания от рождения до смерти; но роман трудно счесть воспитательным, т.к. герой его не меняется в основе своей. Говорят, что это плутовской роман. Сходство с плутовским романом в биографии героя. Герой плутовского романа с движением произведения теряет человеческие качества. В «Симплицио» этого не происходит, он не теряет личность, а приобретает ее. Гриммельсгаузен отрывается от циничного реализма плутовского романа. Если герой плутовского романа совершает круги, то у Симплицио это витки. Можно назвать его и романом-путешествием. Но это не так. Т.е. роман состоит из разных жанров, которые укладываются в единую канву произведения.
Много отражения исторических событий. Ведется рассказ от лица простого деревенского парня о его приключениях. Но роман это не просто отражение истории бесхитростного простака. Есть вещи, которые он просто не мог видеть, Гриммельсгаузен не соблюдает топографию, хронологию. Персонажи истории совсем не похожи на свои реальные прототипы. Ни одно из крупных событий 30-летней войны не описаны, т.к. война всего лишь фон, на который опирается биография героя. Для Гриммельсгаузена историческая конкретность не важна, он отказывается от нее в пользу обобщающей оценки. Он дает историю, но обобщенную и символизированную. То, что Гр-н не собирался создавать исторический роман, показывает рисованная заставка к роману (феникс-сфинкс: существо, символ того, сто все в этом мире претерпевает какие-то испытания).
Сам образ Симплицио характерен для барокко. Земной человек и иллюстрация взглядов автора, и назидательный пример человеческой жизни вообще. Это фигура из народного календаря. Гр-н был одним из авторов народных календарей. Симплицио постоянно растет, меняется. Формирование его личности показано не изнутри, а путем накопления знаний о мире. Обобщенности фигуры Симплицио помогает фольклорная основа образа, символичность и аллегоризм. Две фигуры, с которыми Симплицио постоянно соприкасается: ландскнехт Оливье безнравственный тип, и Херцбургер набожный, нравственный человек. Симплицио то с одним, то с другим, т.е. жесткая барочная конструкция, но ее ломает сам Гр-н, Симплицио сам находит компромисс между положительным и отрицательным. Симплицио обычный человек, постоянно попадающий в необычные ситуации. Он природный реалист. В финале романа Гр-н выводит своего героя умудренным. Он отказывается с необитаемого острова вернуться в Европу. Плут стал отшельником. Аллегоричные моменты: особенно в последних книгах люциферово адское воинство, условная страна-утопия и т.п. В романе также иронически переосмыслена ученая литература (в 17 веке символом знания была начитанность).
3. Общая характеристика английской литературы 17 века
Английская история 17 века английская буржуазная революция. Жизнь Англии начала 17 века сильно отличается от жизни Англии конца 17 века. Начало расцвет монархии; конец буржуазная страна, казнь монарха, реставрация, изменение мировоззрения.
Наследники Елизаветы Иаков I и Карл I поддерживали феодальные порядки, что тормозило развитие, развитие буржуазии. Движущая сила революции буржуазия. Революция происходила под знаком религиозной войны, когда господствующей англиканской церкви был противопоставлен кальвинизм. Кальвинизм уравнивал верующих между собой, отменил пышные обряды, был более демократичен. Кальвинисты называли себя пуританами (purus чистый), т.е. символ борьбы за чистоту веры. Неслучайно буржуа были пуритане. Революция была направлена также и на то, чтобы дать большую свободу буржуазии.
Начало революции открытие Долгового Парламента 3 ноября 1640 г., где буржуазия высказывала свои требования и была поддержана народными массами. Вождь пуритан Оливер Кромвель. Захват власти, казнь короля Карла I (впервые принародно) в 1649 г. Через несколько месяцев Кромвель начинает захватническую войну с Ирландией. Энгельс: «Об Ирландии разбилась английская республика», т.о. происходит реставрация Стюартов, на престол восходит Карл II (60-е гг).
Таким образом, английская литература тесно связана с течением революции: трагический гуманизм начала 17 века (поздний Шекспир, Джон Донн), плюс революция и ее итоги. Борьба между искусством дворянским и народным порождает новое просветительское (Даниэль Дефо, Джонатан Свифт). 1620 (конец эпохи трагического гуманизма) 1690 (конец династии Стюартов, свержение Карла II). Три этапа:
1620 1640 созревание революционной ситуации, формирование барокко в рамках «метафизической школы».
1640 1660 -е революционная литература, расцвет публицистики (Джон Мильтон), предмет обсуждения вопросы религии, ведущее место прозаические и поэтические жанры с религиозно-философской тематикой.
1660-е 1680-е эпоха реставрации, осознание результатов революции. Мильтон пишет свои самые значительные произведения. Расцвет английской драматургии. Кромвель запретил в 40-е годы драматические представления, что прервало традицию возрожденческой драматургии. Но в эту эпоху театр опять разрешен, и молодые дворяне-авторы пьес в своих произведениях смеялись над пуританами, упивались жизнью и воспринимали жизнь как легкую игру. Жанр Комедии реставрации. Авторы: Эндрю Марвелл, Джон Драйден, Уильям Конгрив. Их произведения в основном любовные интриги, стечение случайностей, веселящиеся молодые дворяне. Напоминает комедии возрождения, но герои это бледны и мелки по сравнению с Возрождением, цель их жизни наслаждение, они носители множество пороков. Таким образом, драматурги этой эпохи, пытаясь воспеть веселую жизнь молодых дворян, на самом деле разоблачали их, их мелкие интересы.
Джон Донн (1572-1631). 1-я главная фигура английской литературы. На 8 лет моложе Шекспира, но представитель уже другого поколения. Его часто сравнивают с Гамлетом. Для Донна «мир, который вывихнул сустав», стал уже реальностью. Место прежней гармонии занимает хаос и поэт воспринимает это обострённо-трагически.
По рождению и воспитанию католик, переходил в зрелом возрасте в протестантство. В молодости: юрист, поэт, воин, моряк. Стихи начинает писать в 90-е гг. 16 века. В зрелости отказался от блестящей карьеры. В 1615 г. принимает сан, его позднейшее творчество посвящено религиозным проблемам. При жизни стих-я не публиковались за исключением двух поэм. В 1633 году выходит 1-е собрание его стихов. В 18-19 вв. был забыт, а в 20 веке его ставят наравне с Шекспиром.
Поэтические произведения делятся на три группы:
лирические стих-я о любви и элегии (ранний период)
сатиры и стихотворные послания
религиозно-философские поэмы и сонеты
В стихах о любви 90-х гг 16 в. герои замкнуты в мире своих романтических переживаний. В сборнике «Песни и сонеты» два действующих лица герой и его возлюбленная. Широкий спектр любовных переживаний: от неоплатонизма до поэтических вольностей («Алхимия любви»).
Кто глубже мог, чем я, любовь копнуть,
Пусть в ней пытает сокровенну суть;
А я не докопался
До жилы этой, как ни углублялся
В рудник Любви, - там клада нет отнюдь.
Сие - одно мошенство;
Как химик ищет в тигле совершенство,
Но счастлив, невзначай сыскав
Какой-нибудь слабительный состав,
Так все мечтают вечное блаженство
Сыскать в любви, но вместо пышных грез
Находят счастья с воробьиный нос.
Ужели впрямь платить необходимо
Всей жизнию своей - за тень от дыма?
За то, чем всякий шут
Сумеет насладиться в пять минут
Вслед за нехитрой брачной пантомимой?
Влюбленный кавалер,
Что славит (ангелов беря в пример)
Слиянье духа, а не плоти,
Должно быть, слышит по своей охоте
И в дудках свадебных - музыку сфер.
Нет, знавший женщин скажет без раздумий:
И лучшие из них мертвее мумий.
Любовь к реальной женщине. Но, в отличие от Шекспира, его лирический герой не является столь идеальным. У Донна много низких обликов и сравнений (из науки, географии и т.п.). «Представь, что смерть похожа на лакея» совмещает метафизику с яркими и живыми образами. Именно эта черта его творчества иногда не позволяет отнести его к поэзии барокко.
Толкование любви идеи неоплатонизма земная любовь есть лишь отрадение5 на земле божественной любви, два плана любви: земной и божественный. Из барочных мотивов хаотичность мира и запутанность человеческих чувств. 19-й сонет «Непостоянство постоянным стало».
Я весь - боренье: на беду мою,
Непостоянство - постоянным стало,
Не раз душа от веры отступала,
И клятву дав, я часто предаю.
То изменяю тем, кого люблю,
То вновь грешу, хоть каялся сначала,
То молится душа, то замолчала,
То - все, то - ничего, то жар терплю,
То хлад; вчера - взглянуть на небосвод
Не смел, сегодня - угождаю Богу,
А завтра задрожу пред карой строгой.
То набожность нахлынет, то уйдет,
Как в лихорадке - жар и приступ дрожи...
Все ж, лучшие из дней - дни страха божья!
Во второй период больше обращается к реальной жизни и создает свои сатирические произведения, где критика пуритан, ненавистных Донну. Поздние произведения религиозный экстаз. Это типично барочные стихотворения, где Донн выражает свои религиозные взгляды. Поздние сонеты написаны под влиянием учения монаха-иезуита Игнатия Лайова. Самые последние произведения религиозные гимны, в которых поэт казалось бы приобретает желанную гармонию, но эта гармония соседствует с отрешенностью от жизни.
Донн новатор в области стихотворной формы, внес в поэтический язык научные термины, просторечия, иронию. Его поэзия прежде всего обращена к интеллекту читателя, соответственно вызывает определенные трудности. Он стремится разбудить мысли читателя, которые в свою очередь воздействуют на его чувства, т.о. возникает интеллектуальная лирика. Его приемы начинают испытывать многие молодые поэты (позднее они поэты-метафизики). Во многом они обесценили достижения Донна, но и сделали интеллектуальную поэзию утвержденным фактом литературы. И все последующая поэзия 17 века так или иначе базируется на достижениях Джона Донна.
4. Творчество Джона Мильтона
Джон Мильтон относится ко 2 и 3-му этапу развития английской литературы. Один из главных публицистов эпохи революции. Статьи в поддержку пуритан были популярны. После реставрации Стюартов попал в опалу; создал глобальное произведение «Потерянный рай».
Мильтон пытался создать эпическую поэму, прославить английский народ еще в 30-е годы по образцу «Илиады» и «Одиссеи». Пытался написать «Артуриаду». В 40-е гг работа отложена, в середине 50-х Мильтон возвращается к своему замыслу. Создавал с 1658-1667. В поэме две сюжетных линии: история Адама и Евы, повторяет библейский сюжет; историческая борьба сатаны против Бога. В этой линии больше своеобразия и отличий от Библии.
Это произведение о судьбах человеческого рода и о современной истории Англии. Все образы имеют исторические параллели. В образе сатаны Мильтон хотел изобразить греховную аристократию, подобное толкование сатаны подтверждается тем, что его называют монархом. «Потерянный рай» пытался написать образ сатаны и светлый образ Бога и его ангелов. Читательские симпатии склонены к этому мятежнику. На 1-й план: бунт сатаны против любой диктатуры, даже если это диктатура Бога. Сатана превращается из совратителя в мятежника. В его образе отражен революционный прорыв английского народа. В отличие от бунтовщика сатаны, Бог, который дает людям жесткие правила, выглядит жестоким диктатором. «Поэзия Мильтона явно произведение его эпохи. Сам того не подозревая, он в лице своего гордого и мрачного сатаны написал апофеоз восстания против авторитета, хотя думал сделать совершенно другое». Белинский.
Образы многозначны. Образ толкуется и с позиции той эпохи и того религиозного сознания, и с позиций общечеловеческих. Картина Ада достойна Данте. Сатана узнает о райском Саде, где живут люди, и решает подчинить людей мятежному влиянию. Сатану возмущает безвинное незнание людей. Они просто так получили Рай, любовь, а у него есть одна жажда мести. Бог через Архангела предупреждает Адама и Еву и учит их послушанию. Но грехопадение происходит, Адам следует за Евой не потому, что соблазнен, а сознательно. Сцены чел-й истории преисполнены гордостью за чел-во, в будущем человечество загладит грех. Одна из последних сцен: Адам и Ева стоят. Впереди просторы Земли, сзади горит Рай. Но в этом нет пессимизма приобретена свобода. Мильтон выступает как диалектик. Говорит о грехопадении, а показывает другое. Люди переходят во взрослую жизнь.
Черты барочного произведения: нагроможденные описания, строение сюжета по архитектурному принципу. (Собор 17 века: башенки, окошки, лепка в большом храме). Рисует пространства мира: Ад, Рай, Эдем. Совершенные перемещения: это сделано кинематографично. Описание Эдема: крупный план, потом деревья, потом Адам и Ева. Мильтон, не конкретизируя внешность, указывает на их совершенство. Он это делает, т.к. был слеп. Мастерство проявляется в описании героев, подчеркиваются человеческие качества героев. Адам доблесть и детская мудрость. В нем борются рациональное и иррациональное. До момента грехопадения он не обретает целостности, в момент грехопадения он становится человеком в полном смысле слова. В Еве Мильтон подчеркивает гармоничность: внешнюю и внутреннюю. Показывает красоту Евы на фоне сада. Она выросла из природы. Адам любит ее за ее гармонию: возникает семейный союз.
В поэме 2 греха: Адам следует за Евой, сатана восстает против Бога. Но Адам грешит из-за любви, а сатана из зависти. Человек бросает вызов злу во имя любви и свободы. Мильтон воспевает человека в негероический момент это начало светлого пути. Главным героем должен был стать Адам, но рядом с сатаной он проигрывает. В беседах с ангелами Адам больше послушно внимает, чем говорит. Перед посланцами Бога Адам теряется и подчиняется.
Сатана титанический богоборец. Мильтон говорит о ненависти, гордыне, зависти, но рисует и другие чувства. Ему ведомо отчаяние и раскаяние. Завидует младенческому спокойствию людей, так как свое навсегда утратил. Душевные страдания заставляют ценить внутреннее спокойствие выше привилегий княжества в Аду. Сатана очеловечен и превращен в страдальца. Емц отказано в прощении навсегда. Бог может быть слишком жестоким.
Истоки образа сатаны связь с трагическими героями Возрождения (Марлоу, Шекспир), связь с библейскими образами. Сатана это герой в образе которого развит буржуазный индивидуализм. Титаны Возрождения были гармоничны в индивидуализме, а Мильтон видит последствия инд-ма, и они показании с отрицательной стороны. Сатана решает, что ему все дозволено. Это самоутверждение причина духовной гибели героя.
«Потерянный рай» поэма борьбы. В начале 9-й книги Мильтон избрал сюжет более значительным и героическим, чем все его предшественники, обращается к жанру эпопеи. Выбрал сердцевинные моменты человеческой истории. По жанру можно назвать героическим эпосом. Эпические черты:
гиперболизм
пространное описание вооружений и одеяний
параллелизм (войско, пэры)
эпичность диалогов
Мильтон, однако, отступает от эпической традиции. А эпосе события преобладают над персонажами и герои не изменяются. Адам преодолевает кризис в конце. Герои изменяются. В центре одно событие, над которым высится личность сатаны и первых людей. Поэма создана на стыке родов литературы: поэма лироэпический жанр + драматические моменты. У Мильтона яркие речевые характеристики персрнажей.
1666. Мильтон начал писать поэму «Возвращенный рай» противовес первой поэме. Вторая о спасении чел-ва Христом. Вторая уступает первой. Нет героических сцен, грандиозных картин и нет титанических образов. В творчестве Мильтона больше проявляется классицистический метод поэма получается правильной и скупой. Более узкий взгляд на историю человечества. Сатана теряет обаяние гордого мятежника. В противовес Сатане появляется образ Иисуса. Сатана не смог соблазнить Иисуса и сам был им посрамлен. Там было грехопадение, здесь искупление; там бунт, здесь восхваление стойкости закона. Иисус придерживается божественного закона вопреки всему, т.е. главное верность закону. Т.о. теряется бунтарский смысл 1-й поэмы. В «Возвращенном рае» все однозначно: есть доблесть, стойкость и верность закону, и их нельзя ничем поколебать.
Христос противопоставляется английской аристократии и сатане. В этой поэме сатана лишен мятежного ареола. Мильтон считает, что после грехопадения сатана воцарился на земле, т.е. в этой поэме сатана является диктатором. Прямые аналогии эпохи реставрации и царства сатаны. С-не противопост-ся И.Х, но это тоже фигура бледная и схематичная. И.Х здесь готовый идеальный герой, напоминающий во многом пуританина. Так как ему не свойственны колебания, то он как герой лишен развития.
1 Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина Барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху Барокко становится джентльмен от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху Барокко естественность это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (state of nature), которое характеризуется анархией и войны всех против всех. Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» («Юности честное зерцало», 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу в учтивом флирте, ссоры в утончённой дуэли. Для Барокко характерна идея спящего Бога деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию в «Системе природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
6