Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 2 Экономическая мысль до появления экономической теории

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Экономическая мысль до появления экономической теории.

Лекция 2

Экономическая мысль до появления экономической теории.

В странах Древнего Востока отмечаются ранние проявления экономической мысли, что объясняется благоприятными экономическими условиями, теплым климатом. Основой экономики того времени являлось земледелие. Постепенное возникновение в  большом количестве малых городов, совершенствовались методы агрокультуры, которые помогали повышать урожаи, строились ирригационные системы, что стало причиной накопления капитала, материального богатства. Страны древнего Востока ране пережили экономический подъем, процесс политического объединения и расцвет культуры. В IV  веке до н.э. у них зародился рабовладельческий строй, стали появляться государства, опираясь на натуральное хозяйство начали развиваться товарно-денежные отношения, а так же начинают взаимодействовать государственная, общинная и частная формы собственности. Экономическая мысль пыталась решить острые проблемы, возникающие в обществе, и отражалось в хозяйственном законодательстве и экономических требованиях народных масс, философских учениях и специальных сочинениях.

Главное противоречие экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Община удерживала свои лидирующие позиции в области сельского хозяйства, распределения воды и ремонта оросительных каналов. Государства находились в состоянии перманентной гражданской войны по причине порабощения крестьян, как должников и порабощение иноземцев. Эти слои населения объединялись, опираясь на поддержку бедных слоев населения, и оказывали сопротивление, в виде восстаний. С момента появления государство играло важную роль в экономической истории. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни определило специфику азиатского способа производства. Деспотическое и назойливое вмешательство  государство нарушало экономику, ущемляло интересы, как высшего сословия, так и средних слоев населения. Впервые в истории возникает проблема определение пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.

Хозяйство страны опиралось на натуральное хозяйство, но активно начинает развиваться торговля.

Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:

  1.  рабство,
  2.  община,
  3.  государство,
  4.  натуральное и
  5.  товарное производство.

1.Древний Египет и Вавилония.

На территории древней Азии образовались крупные государства, Древний Египет и Вавилония.

В Древнем Египте, например, по экономической мысли были написаны важные труды:

- «Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикару» (XXII век до н.э.), в котором были отражены экономические функции государства, «правила»  государственного управления, методы управления хозяйством;

-  «Речение Ипусера» (нач. XVIII века до н.э.), был описан социальный переворот, в результате которого произошло разрушение централизованной системы управления, к которой привел бесконтрольный рост ссудных операций, долговое рабство и ростовщичество, где бедняки получили власть и имущество богатых, которых заставили впоследствии работать.

В Вавилонии – древневосточном государстве, расположенном в междуречье Тигра и Ефрата. Имели известность: а) законы царя Эшнунны (XX век до н.э.), в которых толковались хозяйственные вопросы; б) кодекс законов (1792-1750 гг до н.э.) который вводил жесткие правовые нормы, из-за боязни потеря суверенитета государства и ослабления армии. Торговля трактуется как нормальное явление, где разрешается наем ремесленников и работоторговля.

2.Экономическая мысль Древней Индии.

Экономическая мысль Древней Индии воплощена в древнейших памятниках-ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний.

Первая-«Махабхарата», повествует о воинах бхарата, 1 тыс.до н.э.

Вторая-«Рамаяна»- о подвигах Рамы, 1 тыс.до н.э.

Третья-«Законы Ману» 3 тыс.до н.э., которые рассказывают о:

  1.  социально-экономических условия через экономические взгляды жрецов и рабовладельцев;
  2.  о превращении свободного человека в раба (даса) и закрепление его бесправного положения в обществе;
  3.  о существование наследственных каст;
  4.  об экономической политики, которая отводилась государству (обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного человека и др.) В 3 тыс до н.э. главной отраслью является земледелие, ремесла и торговля.

В трактате «Артхашастра» проводилась идея вмешательства государства в экономику и регламентацию общественных отношений.

3.Экономическая мысль Древнего Китая.

Экономические противоречия приводили к ряду реформ и политических переворотов. Большое место в экономической мысли Древнего Китая занимает конфуцианство (древнекитайское учение Конфуция), благодаря которому происходили следующие сдвиги: разложение первобытнообщинного строя, становления рабовладения, земледелие пришло в упадок, разрушались общинные связи, нарастали имущественные дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций создал учение о естественном праве, на котором базировалась философская и социально-экономическая концепция, а также считал, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов»(низшее сословие), уделом которых является физический труд. В основе отношений между рабами и рабовладельцами лежит доверие. Труд преумножает богатство народа и государя, а регламентация патриархально-семейных отношений- основа стабильного общественного строя. 

Моисты критиковали конфуцианство, так как проповедовали природное равенство, отрицали сословность и привилегии знати; обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщего участия в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Трактат «Гуань-цзы» 4-3 тыс.до н.э. показывает заботу о крестьянах (об ограничении обязательной трудовой повинности, оградить их от спекулянтов и ростовщиков; изменить систему налогов, повысить цену на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа возлагали на государство, которое должно вмешиваться в дела экономики, стабилизировать цены, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.)

4.Учение Ксенофонта.

Учение Ксенофонта (444-356 гг.до н.э.) Греческий мыслитель, современник Платона выступал как сторонник аристократической Спарты и противник Афинской демократии, дал описание социально-экономического устройства Спарты, которые нашли свое отражение в «Домострое» (Экономикос). Основной отраслью рабовладельческой экономики – земледелие, к ремеслам относился отрицательно, так как считал, что это занятия для рабов, а также появление и развитие товарно-денежных отношений. Признавал деньги как необходимое средство обращения и рассматривал их как сокровище, накопление.

Наметилось понимание двоякого назначение вещи:

  1.  с одной стороны –как потребительская стоимость,
  2.  с другой стороны – как меновая стоимость; где ценность вещи зависит от полезности, а цена непосредственно от спроса и предложения.

5.Учение Платона.

Учение Платона (427-347 гг до н.э.) древнегреческий философ. Основной задачей учения – выход из кризиса рабовладельческого государства. 

Смысл учения состоит в следующем: 1)преувеличение роли государства –регламент политической или экономической жизни; 2) сохранение классов- одни должны работать, другие воевать, а третьи – управлять. В работе «Политика или государство» Платон рассматривал общество, как сообщество людей, порожденное самой природой, и впервые высказал о деление людей на бедных и богатых, где греки-свободные граждане, а варвары и другие племена – рабы.

6.Учение Аристотеля.

Учение Аристотеля (384-322 до н.э.) ученик Платона, в произведении «Никамахова этика», разработал проект идеального государства, где рассматривал и признавал необходимость деления общества на свободных и рабов, на физический и умственный труд.  Главной отраслью хозяйства является земледелие и одобрительно относился к ремеслу, с естественным разделением труда связывал необходимость обмена, допускал мелкую торговлю, а крупную осуждал.

В его идеальном государстве люди делились на следующие сословия:

  1.  философы, должны быть управляющими государства;
  2.  воины, должны были защищать народ;
  3.  земледельцы, ремесленники, мелкие торговцы должны были обеспечивать материальные блага.
  4.  Рабы же не включались ни в одно сословие и приравнивались к инвентарю.

7.Экономическая мысль Древнего Востока.

Характеристика эпохи. Первые цивилизации появившиеся около 3 тыс. лет до

н.э. (Египет, государства Междуречья) сформировали определенный тип государства, который получил преимущественное распространение в странах Азии: древние государства Европы (Крит), Америки (государства майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет).  

Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали

здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Значительную долю в экономике составляло натуральное хозяйство и товарно-денежные отношения. Высшие слои населения были представлены чиновниками, так как социальные отношения в большей степени регламентировались и контролировались государством. В духовной жизни общества огромную роль играла религия.

Предмет и метод. Основными источниками об экономической жизни Древнего

Востока, были юридические документы того времени и сочинения о государственном управлении, одной их сфер которого была экономика. Предметом экономической мысли была макроэкономика, т.е. хозяйственные отношения в масштабах государства. Метод этих сочинений был нормативный, то есть в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений обосновывались существующими традициями и религиозными представлениями.

Основные теоретические положения.

1.Богатство. Главной проблемой экономической науки на всех стадиях ее развития

является богатство (выгода, прибыль, полезность). В экономической теории проблема богатства рассматривается на различных уровнях- человек, фирмы, общества. Древневосточная экономическая мысль рассматривала прежде всего богатство государства.

2.Способы увеличения богатства. Богатства государства прежде всего пополняется за счет сбора налогов, в древневосточных сочинениях давали рекомендации, как сделать поступления налогов наиболее полным. Рекомендации относились к разным слоям общества, из которых выделялись три. В древнекитайском сочинении «Шан цзюнь шу» (IV век до н э.) утверждалось: «земледелие, торговля и управление –три основные функции государства. Земледельцы обрабатывают землю, торговцы доставляют товары, чиновники управляют народом». А. Крестьяне считались основой государства, так как они были производителями главных предметов потребления и основными налогоплательщиками. Наиболее результативной формой управления, по мнению Шан Ян считал, «круговую поруку», то есть взаимную ответственность членов крестьянской общины. Предлагал распространить принцип «круговой поруки» на все сферы государственного управления. Б.Торговцы, которых признавали как необходимость все авторы древневосточных сочинений, но проявляли антипатию к торговцам. Контролировать доходы торговцев было значительно сложнее, чем доходы крестьян. В некоторых сводах законов древневосточных государств, прямо указывались цены на основные товары. В.Чиновники. Авторы древневосточных сочинений прекрасно видели, что сбор налогов- только половина дела. Важно также, чтобы их не растаскивали по дороге в царскую казну.

3.Государственное регулирование экономики. Прямое государственное регулирование экономических отношений путем законов и указов в сфере рыночных отношений, фиксирование цен на товары и использование государственной монополии. Сторонники государственной монополии доказывали, что она приносит большой доход государству и является фактором безопасности, так как контролируются стратегически важные товары. Противники указывали на неэффективность государственного производства, поскольку здесь работают рабы и преступники. Помимо конкретных рекомендаций в области рыночного регулирования присутствует идея общетеоретического принципа экономического равновесия, проявляющегося в соотношении спроса и предложения на рынке.

8.Экономическая мысль Античного мира

Характеристика эпохи. Античное общество Древней Греции и Древнего Рима в период расцвета имели рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности, с применением рабского труда. Политической системой была демократия. Античное общество отличалось высокими достижениями в области культуры и науки.

Предмет и метод. Предметом изучения экономической мысли античности было прежде всего частное хозяйство, то есть микроэкономика. В методе присутствовал как нормативный подход (идея «естественного порядка, морально-этические оценки»), так и позитивный. Были также элементы анализа и систематизации.

Основные теоретические положения.

1.Богатство. В античном обществе речь шла о богатстве не государства, а человека, которое трактовалось как предметы потребления. У Аристотеля говорится о «совокупности средств…необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Отсюда древнегреческие философы делали вывод, что человек богат, когда его потребности удовлетворены, и, следовательно, чем скромнее у человека потребности, тем ему легче стать богатым.

2.Разделение труда рассматривалось древнегреческими мыслителями с разных сторон.

Например, Ксенофонт отмечал связь разделения труда с разметами рынка (спроса) и с качеством продукции.

Платон, наиболее обобщенно подходил к разделению труда, видевший в нем «основной принцип строения государства». «Государство возникает из нужд человека, никто не может сам удовлетворить своих нужд». Поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, люди должны жить единым обществом. Где каждый будет специализироваться на том, к чему у него способность. А затем, обмениваясь с другими людьми результатами труда, удовлетворять свои потребности.

3.Товар. Древнегреческие философы вводят понятие «ценность». Прежде всего, ценностью объявляется продукт, имеющий определенную полезность. Далее различают продукт и товар. Товар в свою очередь имеет не только полезные свойства, но и способность к обмену. Она тоже придает товару ценность. Платон и Аристотель понимали важную теоретическую проблему измерения ценности товаров.

4.Деньги. По мнению Аристотеля, деньги - «вещь вполне условная», об их происхождении Аристотель писал: «По общему уговору появилась монета». Таким образом, деньги-это «искусственная», то есть созданная людьми, вещь для удобства торговли.

Греческие философы  выделяли три функции денег:

  1.  средство обращения, когда деньги связывают два обмениваемых товара;
  2.  средство измерения («монета, словно мера, делает вещи соизмеримыми») и
  3.  средство накопления.

5.Учение об экономике и хрематистике было первым опытом систематизации хозяйственных отношений. Аристотель разделил все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их «экономика» и «хрематистика». Критерием деления он сделал цель деятельности. Для «экономики» такой целью были названы предметы потребления, для «хрематистики»-деньги (по - гречески-хремата). Стремление к предметам потребления, по мнению Аристотеля, естественно, то есть заложено в природе человека. Именно поэтому стремление к предметам потребления конечно, оно прекращается с насыщением потребностей. В то же время в природе человека нет потребности к деньгам, это желание неестественно. К «экономике» Аристотель относил земледелие, ремесло и торговлю производителей, которые продают свои товары, чтобы приобрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относилась профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи. Сюда же относится и ростовщичество. «Здесь, -замечает Аристотель,- процент есть деньги от денег, так что из всех отраслей приобретения это -наиболее противна природе». Таким образом, в сочинениях античных философов отчасти присутствует теоретический подход к экономической проблеме. Исследование соизмеримости товаров является примером научного анализа, а учение об экономике и хрематистике – примером систематизации экономических явлений.




1.  С какими катионами Sподгруппы молекулы АТФ аденозинтрифосфата и АДФ аденозиндифосфата образуют компле
2. Загальні положення 1
3. А. Фет Осенняя роза Осыпал лес свои вершиныСад обнажил свое челоДохнул сентябрь и георгиныДыханьем ноч
4. CH2OH HOSO2OH RCH2OSO2OH H2O RCH2OSO2OH NOH RCH2OSO2ON H2O В последние годы производство синтетических моющих сре
5. Литература - Социальная медицина (СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА)
6. Методические рекомендации для студентов заочного отделения I курса по написанию контрольной работы по ру
7. 1989 сМалая Зоркальцева ул
8. Определение платежеспособности
9. РОБОЧА НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА ЖАНРОВА ПАРАДИГМА СУЧАСНОГО ЗАРУБІЖНОГО РОМАНУ
10. Ж~йелерді~ ~~рылымды~ сенімділігін есептеу
11. История и теория дизайна Факультет Дизайна 3 кредита Пятый семестр 201
12. Плоскость проведенную через направления и называют плоскостью колебаний электрического вектора
13. Промышленная электроника вечерней и заочной форм обучения Минск 2010
14. Розвиток німецьких антропонімів в історичному та мовно-географічному аспектах
15. статья] [к содержанию] [следующая статья] Г
16.  Примерные темы курсовых проектов Анализ эффективности реальных инвестиций
17. социальное обслуживание населения используется сравнительно редко.html
18. Тема 1 Лекция 1 ИНФОРМАЦИОННОВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И СЕТИ
19. Платон мне друг но больший друг истина
20. Тема Проектирование узла который состоит из деталей соединенных болтами Выполнил- студент ка.html