Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Немецкая классическая философия
Философия Канта
Кант (1724-1804) жил в Кёнигсберге. Периоды творчества:
Гипотеза Канта-Лапласа докритический период (планеты из пыли и газа).
«Критика чистого разума»2
«Критика практического разума»1
Мышление самого себя; природа.
Мышление:
1). Практический разум не самого себя и др.людей отвеч. за нравственность (этика)1;
2). Исследовательская деятельность, научная теоретический разум2 .
Главное отличие человека от животного забота о дальних людях, т.е. гуманизм и сострадание. Человек становится человеком, когда соотносит свое поведение с общими интересами. Это категория императив поступай так, чтоб твое поведение стало правилом для остальных людей. Человек цель, а не средство.
Ошибка Канта: выводит понятие «категории императива» из мышления одного человека, а не из понимания «культуры».
По Канту, религия дело веры, не постигаема разумом, но это регулятор нравственности.
Как возможно познание? Человек не может понять Бог, свобода, вера это вещь в себе, то, что существует независимо от человека. Человек может познать явления. Хаос природы может упорядочить человеческое мышление (связывает пространство и время). Пространство и время то, что человек приписывает природе, их по сути не существует. Эти понятия присущи человеку с рождения априори («до опыта»). Мышление синтезирует знания априори и знания постериори («после опыта»), что помогло ему создавать образы конкретных предметов. Мышление обладает некоторыми категориями, свои наблюдения он вписывает в категории упорядочивание хаоса природы.
В теоретической сфере разум определяется в виде рассудка. Существует человек и окружающий мир. Человек обладает разумом, который делится на практический разум и рассудок.
Кант выделяет чувство прекрасного в человеке, это чувство априори более высокое чувство художественный вкус, его Кант связывает с понятием синтеза.
В немецкой философии человек как индивид сводится к мышлению.
Философия Гегеля
Георг Гегель (1770-1831).
Гегель, строя свое учение, исследуя мышление индивида, он создает свою философию в других условиях, чем Кант. Кант в период установления феодализма, а Гегель в эпоху Французской революции и наполеоновских войн. Гегель не мог выводить истоки мышления изпонятия категорического императива. Гегель искал прочных оснований, за которыми возникала общечеловеческая культура Философская система и метод Гегеля ДИАЛЕТИКА.
Философская система Гегеля. Рассуждая об истоках мышления, Гегель считал, что оно воплощено не только в сознании, но и в практической действительности: в зданиях, технике, произведениях искусства. Т.е. человек есть результат его собственной активности, т.е. культуры.
Но возникает вопрос: что является источником активности и культуры? Рассмотрим историю человечества, что все это результат развития всё происходит из истории. Но что движет историю? Источником не может быть деятельность сверхъестественных существ, т.к. Гегель не верит в Бога. Источником не могут быть и действия самих людей и люди, так как в истории всегда получалось не то, что они задумали, а нечто иное. В истории есть логика, т.е. история подчиняется разумным принципам.
Источником исторического развития является некий ни божественный, ни человеческий разум. Гегель назвал его АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ некий принцип развития, который реализуется через деяния людей, но помимо их воли и сознания. АД культура, отчужден от людей, т.е. создаваемая ими и противоположная им. По Гегелю исторический процесс стадии познания духом самого себя, которое воплощается в сменяющих друг друга образах культуры и реализуется как принцип развития.
Процесс познания проходит 3 стадии:
Гегель утверждает, что реально видел АД в образе Наполеона. Наиболее совершенным воплощением Д. Гегель считал не Наполеона и политиков (они оставались марионетками АД), а мыслителей и самого себя (как человека, который разгадал все хитрости АД), а также всех людей, которые перечитали «Науку логики». Дойдя до стадии конечного развития, Дух остановился и созерцает результаты своей активности история останавливается на современной Гегелю стадии буржуазной демократии в форме конституционной монархии. За эти выводы Гегель был назначен ректором Берлинского университета.
2). ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
Диалектика учение о развитии в наиболее общем виде. До Гегеля представления о развитии без ограничений было известно только то, что «всё течет». Заслуга Гегеля конкретизация учения о развитии и превратил его в главный метод философского познания, создав «Диалектику Гегеля». Конкретизируя учения о развитии Гегель опирается на следующие принципы:
А). Развитие происходит по спирали, т.е. с повторением пройденных этапов на более высоком уровне;
Б). Развитие совершается как движение от абстрактного к конкретному;
В). Развитие совершается согласно трём законам диалектики Гегеля:
Диалектика Гегеля осталась недостаточно конкретной, так как она дает слишком общее описание явлений является ретроспективной: ученый в своей конкретной области проводит исследования, опираясь на знания своей науки, но не привлекая законы Гегеля, и только потом можно сделать вывод, что конкретные закономерности его сферы соответствуют законам диалектики. Диалектика Гегеля нуждается в дальнейшей конкретизации.