Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

историческая ситуация в России

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Вопрос 24. Философия в России в ХХ веке (религиозная философия, естественнонаучный материализм, марксизм).

Большого влияния на общий процесс формирования идей русская философия не оказывала. Рефлексия на самобытные условия, культурно-историческая ситуация в России. Можно выделить несколько направлений; религиозно-философское крыло – самое мощное. Исходит из необходимости интерпретировать мир, исходя из концепций взаимоотношений Бога и человека.

В России получает развитие марксистская философия (идеи Ленина, Плеханова, Струве, Богданова). В рамках естественно-научных исследований – Павлов, Сеченов (философские письма). Уникальная философская концепция космизма: Вернадский, Фёдоров, Циолковский. Русская философия развивалась в основном за рубежом, русская философская мысль проникала на запад (Бердяев, С. Л. Франк). В.С. Соловьёв – представитель религиозного философского течения. Базовый принцип христианства – прощение и смирение. Бог един, следовательно, мир един. Философия всеединства. Задачи философии и богословия одинаковы. Любое знание о мире – знание о Боге. Сущность бытия определяется логосом. Бытие – самоопределение логоса. Сущность и сущее – первая материя. Сущность+сущее+бытие.

Содержание сущего – идея, благо; представление – истина; чувство – красота. Платоновская идея: единство истины, добра и красоты. Дух, ум и душа – субъект познания. Воля; представление, чувство.

Учение о софии. Софийность.

София – тело Божие и Материнство Божества. София связывается с премудростью, это то, что остаётся за пределами рациональных конструкций; реализация Божественного начала в мире. Объединение всех государств, религий, культур. Русская идея обосновывается как уникальность и божественность русского народа. Миссия русского народа – объединение. Суть религии – вероучение и культ. Объединяются разные формы знания. Эволюция – способ совершенствования богочеловечества. Высший нравственный закон – закон Божий.

С. Н. Булгаков принял сан священника (1922, философски пароход), П. Флоренский (1918, 1937 – расстрелян), Трубецкой (не дожил). В 1922 году был составлен список инакомыслящих. Они были в течение двух суток собраны на 2 корабля и отправлены за границу. Формировал пароход Луначарский, он знал личности приемников Ленина. Акция спасения русской интеллигенции.

Софийность – основание человеческой деятельности (хозяйство, культура). Человек – центр антропокосмоса. Мир потенциально софиен, поэтому хаотичен. София – душа этого мира. Мир во времени определён софией во времени. София не может быть основанием эмпирии. Существовать, значит, быть мыслимым Богом. Софии – метод познания. София – душа мира, сопряжена с тварностью этого мира. Религиозно-философские идеи Розанова. Разрабатывает философию пола.

Русский марксизм представлен Плехановым, Лениным, Богдановым. Стадия империализма. Теория слабого звена. Ленин разрабатывает учение о возможности победы революции в одной отдельно развитой стране. Теория общего дела. Учение об опыте. Тектология – теория систем и теория организации.

Эмпириомонизм. Философия опыта позволяет смотреть на мир, исходя из принципа его системности. (Это всё, что было в лекциях. Остальное – Интернет.)

ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Несколько дополняя обычную периодизацию истории русской религиозной философии, мы можем установить четыре главных периода в ее развитии.

Первый период охватывает 30-е и 40-е годы, середина XIX века. Этот период стоит под знаком влияния на русскую мысль германского идеализма, и связан больше всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, которыми была заложена основа современной религиозной философии и начертана ее программа.

Второй период совпадает с последней четвертью XIX века. В центре тут - Вл. Соловьев, кроме того - Достоевский и Л. Толстой, К. Леонтьев, Н. Федоров и другие. В этот период Вл. Соловьевым была создана первая в истории русской мысли философская система.

Третий период захватывает конец XIX века, но совпадает более всего с тем временем начала XX века, за которым уже утвердилось имя русского культурного ренессанса. Он связан с целой плеядой имен: братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких, В. В. Розанова Д. С. Мережковского, Вячеслава Иванова, Льва Шестова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. Б. Струве, С. Л. Франка, С. А. Алексеева-Аскольдова, Н. О. Лосского, П. И. Новгородцева, П. А. Флоренского В. А. Тернавцева, В. Ф. Эрна и других. Это время выхода двух знаменитых сборников - "Проблем идеализма" и "Вех", основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петербурге, Москве и Киеве, время "духовной битвы", по слову о. Серпы Булгакова, против безбожного и материалистического миросозерцания значительных кругов тогдашней русской интеллигенции. Это годы подготовки целого ряда религиозно-философских систем.

Четвертый период - период эмиграции, начинающийся после революции 1917 года, которая внесла в русское сознание новые мотивы и критерии. Некоторые религиозные мыслители покинули Россию во время гражданской войны или сразу после ее окончания - П. Б. Струве, кн. С. Н. Трубецкой, Л. И. Шестов, Н. С. Арсеньев, В. В. Зеньковский, Н. Н. Алексеев, Д. С. Мережковский. Другие были в 1922 г. высланы за границу, как идеологически чуждый советской власти элемент. Это Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, о. С. Булгаков, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов. Таким образом, за небольшим исключением (о. П. Флоренский и В. А. Тернавцев скончались в Советской России, С. А. Аскольдов вырвался из СССР во время второй мировой войны и скончался в конце ее в Германии), в эмиграции оказались почти все виднейшие представители русской религиозной философии. Их философское творчество, обогащенное духовным опытом революции, расцвело в эмиграции новым цветом. Многие их произведения были переведены на иностранные языки. Наибольшая известность выпала при этом на долю Н. А. Бердяева, который был и редактором выходившего в Париже русского религиозно-философского журнала "Путь". Годы эмиграции - это период завершения многих религиозно-философских систем, период окончательного оформления русской религиозной философии, как особой школы философской мысли, и, в то же время, период постепенного выхода русской религиозной философии на мировую сцену.

ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМАТИКА РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Как это согласно выражают прот. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев и другие авторы, русские религиозные философы, начиная с Хомякова в особенности, исходили из той мысли, что православие означает иное восприятие и понимание христианства, нежели католичество и протестантизм, а потому на основе его, в свете его, может быть найден новый подход к основным вопросам культуры и жизни, построено новое мировоззрение. Н. О. Лосский выразил это в следующих словах (статья "Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии"): "Основная задача русской религиозно-философской литературы есть построение православно-христианского мировоззрения, раскрывающее богатое содержание и жизненную действенность главных догматов христианства, которые во многих умах превратились в омертвевшие формулы, оторванные от жизни и миропонимания". Таким образом, речь шла о построении действенного и целостного мировоззрения, в котором все его планы - религиозный, философский, культурный, политический, социальный и даже экономический (как у С. Н. Булгакова, П. Б. Струве) - взаимно перекрывались. В результате, русская религиозная философия охватывала не только основные вопросы духовной культуры, но и главные вопросы социально-политической жизни.

Всеохватность русской религиозной философии может быть иллюстрирована следующим приблизительным списком ее ключевых тем и проблем:

Проблема свободы. Свобода и необходимость.

Соборность (в отличие от авторитарности и индивидуализма).

Онтологизм (в его противопоставлении дуализму культуры и бытия). Онтологический реализм (противополагаемый также и отвлеченному идеализму).

Религиозный космологизм (ожидание просветления и преображения мира).

Гуманизм и его кризис. Религиозный антропологизм (в противоположность антирелигиозному или арелигиозному гуманизму).

Учение о Богочеловечестве (выводы из христологического догмата).

Учение о Царстве Божием. Эсхатологиэм.

Проблема смерти и бессмертия. Проблема зла и страдания. Проблема этическая. Искание правды и смысла жизни.

Критика эмпиризма, рационализма и критицизма. Знание и вера. Познание целостным духом.

Проблема творчества. Религиозное осмысливание и оправдание культуры. Культура и цивилизация. Техника и прогресс. Нигилизм. Построение христианской - православной - культуры.

Смысл истории. Личность и массы.

Мещанство и буржуазность.

Социальная правда и социальный вопрос. Социализм и коммунизм. Марксизм.

Проблема революции - социальной и духовной. Революция, как религиозная проблема.

Проблема власти. Анархизм и деспотизм. Либерализм и демократия.

Теократия. Проблема христианского государства.

Православие, католичество и протестантизм.

Православие и русский исторический процесс. Православие и русская душа. Православие и русская культура. Церковь и жизнь. Церковная иерархия и церковный народ.

Русские болезни и их преодоление. Церковный раскол. Реформа Петра Великого. Отсутствие органической связи между властью и обществом, между интеллигенцией и народом (беспочвенность русского культурного слоя).

Путь России и русского народа в мире. Россия и Европа, Восток и Запад. Славянофильство и западничество. Народничество и марксизм. Большевизм.

Этот перечень тем можно было бы значительно расширить и развить. Можно попытаться эти темы и обобщить. Так именно поступил Н. А. Бердяев, разбив темы по векам и исходя из окончательных результатов работы русской мысли. Вот как он в своей "Русской идее" определяет русскую тему XIX века: "Бурное стремление к последним результатам мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое и острое сознание пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех результатов мирового прогресса, революции, цивилизации и пр.". А вот и определение основной темы русской мысли начала XX века: это есть "тема о божественном космосе и о космическом преобразовании, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории".

Русская религиозная философия действительно охватывала все основные вопросы культуры и жизни.

Естественнонаучной материалистической философии прежде не уделялось должного внимания, тем не менее, она представляет значительный пласт русской духовности. Наряду с непосредственным экспериментальным изучением природы, ее сторонники разрабатывали теоретические вопросы мировоззрения. Философские размышления естествоиспытателей не были лишь обыденной демонстрацией идейной приверженности — они участвовали в философской борьбе своей эпохи. Они тяготели к выводам более общего плана, чем их конкретный предмет исследования. Опираясь в своем творчестве на существующие философские концепции, ученые приходили к заключениям, которые в целом меняли картину мира и требовали специального осмысления — построения новой философской системы. Между их философскими воззрениями и теми проблемами, которые они решали средствами точной науки существует глубокое соответствие.

С одной стороны, содержание теорий естественнонаучного материализма было обусловлено позитивистским мировоззрением, однако, с другой стороны, естественнонаучная философия XIX-XX вв. складывалась на фоне традиционного антропологизма русской мысли. Это обстоятельство способствовало довольно быстрому разочарованию в философии «первого» (раннего) позитивизма. Его сторонников не устраивал «чрезмерный объективизм» Конта, пренебрежение психологическими особенностями познающего субъекта (это ярко проявилось в критике Конта Михайловским). Русские философы и ученые всегда ориентировались на какие-то высшие нравственные задачи и не могли принять науку как простое накопление новых знаний об окружающей действительности. Это была та плеяда ученых-естественников, которая отдавала все силы, каждый в своей области, на изучение маленького кусочка жизни с той уверенностью, что изучить до конца механизм жизни этого кусочка — значит найти пути для проникновения в наиболее сложные загадки человеческого бытия. Это была та интеллигенция (новый социальный слой в России, (которую объединяла не только форма деятельности (умственный труд), но и сознание ответственности за общество, за духовное воспитание нации, нравственность. По словам В.В. Зеньковского, персонализм — защита идеи личности — особенно отмечал время 2-ой пол XIX в. Ведущей линией персонализма этой эпохи является «этический идеализм». Это проявилось в стремлении русских теоретиков вывести все сложное (явления духовного и нравственного порядка, прежде всего) из простого, как свидетельство торжества «научности» в мышлении.

Ярким примером такой мировоззренческой установки являются теоретические концепции представителей русской школы нейрофизиологии — отсюда эпитет естественнонаучного материализма («физиологический»): И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский. Этико-антропологическая концепция Ухтомского (вершина развития идей «школы».

Целью всей творческой деятельности Ухтомского было «из естественной необходимости необходимо вывести нравственную». Его внимание сконцентрировалось на святоотеческой идеи о цельности человеческого существа. Патристика утверждала, что физиология человека — это то, что есть, что естественно, что устроено самой природой; христианские заповеди — это то, что должно быть, для реализации чего человек пребывает в бытии. Природа предрасположена к тому, чтобы человек осуществлял свое предназначение: стремился к совершенству — это естественный порядок вещей. Ухтомский по-человечески хотел верить, а как ученый намеревался доказать, что высоконравственное поведение, которое он отождествлял с христианской заповедью «возлюби ближнего своего как самого себя», возможно с неизбежность физиологического инстинкта. Для этого необходимо было показать единство проявления соматического и психического (телесного и духовного), обосновать общность их природы. С этой позиции Ухтомский опровергал необходимую материальность природы и, по-видимому, нашел наиболее оптимальным говорить о ее энергийности. В этом выразилась приверженность его к идеям, так называемого, «второго» позитивизма.

В целом, считает Ухтомский, природа есть система реальности, действительность и ничего более. Поэтому для «чистого научного духа» понятие «природа» — достаточно формально. Приписывание ему материальности — «то от лукавого» (Ухтомский), поскольку, нельзя назвать ни одного материального признака существующего, который был бы необходимо ему присущим.

Понятия «природа» и «действительность», «естественный» и «действительный» — взаимно распределены. А именно: то, что действительно, то есть необходимо существует — есть природа; и наоборот, все, что есть природа — то есть необходимость и действительность. Признав это, наука становится на новый путь развития. Она более не стеснена рамками материальных определений и имеет возможность непосредственно познавать факты. «Все имеет свою природу и всякое бытие носит в себе свой закон» (это, по мнению Ухтомского, должно быть новым постулатом современной науки.

Таким образом, естественнонаучный (физиологический) материализм в целом и философская антропология Ухтомского в частности иллюстрируют своеобразную рецепцию западноевропейского позитивизма. Специфика заключается в приспособлении его идей к русскому воззрению.

Русский марксизм

1. Ортодоксальный марксизм: Г.В.Плеханов (1856-1918). Оказавшись в 1880 г. в эмиграции, Плеханов не только приобщается к марксизму, но и создает первую русскую социал-демократическую группу «Освобождение труда». Он сразу берет на вооружение идею диктатуры пролетариата и обращает ее в орудие критики народничества.

Первый пункт его возражений касается крестьянской общины. Она, с его точки зрения, слишком узка, одностороння, чтобы стать основой для социалистической организации производства. Материальные условия жизни разобщают крестьянство, раздробляют его на мелкие хозяйственные единицы, препятствуя осознанию и пониманию необходимости «экономического переворота». Для этого нужен «развитой рабочий класс, обладающий политическим опытом и воспитанием, освободившийся от буржуазных предрассудков и умеющий самостоятельно обсуждать свое положение». Но появление его можно ожидать не раньше, чем рухнет старая общинная система. Пока же его еще нет, бесполезно верить «в близкую возможность социалистического правительства в России». Социализм, как твердо убежден Плеханов, есть прежде всего диктатура пролетариата.

В данной связи подробно разбирается ткачевская идея захвата власти революционной партией. Согласно Плеханову, это может быть лишь следствием неразвитости пролетариата, отсутствия в нем осознанного стремления к собственному освобождению. Созревший пролетариат не позволит захватить власть даже самым искренним своим «благожелателям». Он сам возьмет инициативу в свои руки, с тем чтобы, покончив со своими врагами, устроить общественную жизнь на началах «пан-анархии», т.е. всевластия. Анархия, по мнению Плеханова, неприемлема для рабочего класса, поскольку она «принесла бы ему новые бедствия», заново подчинив его деспотической власти.

2. Большевизм: В.И.Ленин (1870-1924). Между Плехановым и Лениным изначально сложились те отношения, что и между Лавровым и Ткачевым: молодой марксист находил слишком «барской» позицию старого ветерана русской социал-демократии. Его не устраивало ни его «постепенство», ни желание исподволь, путем просвещения и воспитания, готовить рабочий класс к самостоятельным политическим действиям. И тем более - ждать, пока пролетариат составит большинство населения страны, без чего Плеханов не допускал и мысли о возможности социалистической революции. Все это неминуемо должно было обернуться расколом русского марксизма, и он действительно произошел на II съезде РСДРП, состоявшемся в Лондоне в июле 1903 г. Социал-демократическое движение разделилось на меньшевиков, сохранивших верность Плеханову, и большевиков, ставших на сторону Ленина. Теоретически Ленину было ясно: социализм может быть только «рабочим», т.е. пролетарским, и никаким иным. Он много и с удовольствием критикует «народнический социализм», повторяя, впрочем, аргументы Плеханова. Ошибкой этой идеологии он признает то, что она, исходя из веры в коммунистические инстинкты общинного крестьянства, именно в нем «видела... прямого борца за социализм...». В результате народники отходили от прямой политической деятельности и «шли в народ», чтобы агитировать его «на борьбу с правительством». Они мало обращали внимания на «политико-экономическую структуру деревни», а потому упускали из виду «разложение, раскрестьянивание наших крестьян и кустарей», т.е. превращение их в мелкого буржуа.

Ленин не может не признать, что в России марксистская партия должна действовать иначе, чем на Западе. Она не может ждать, пока пролетариат достигнет «определенного уровня культуры», чтобы подняться до социализма, но должна сама внести идеи социализма в рабочее движение. И лучше всего это сделать «революционным путем», т.е. осуществив захват власти. Тогда партия как «авангард пролетариата», со всей прямотой пишет Ленин, не ограничивая себя «никакими законами, никакими абсолютно правилами» и опираясь только на насилие, «освободит эксплуатируемых от их рабского положения, улучшит их условия жизни немедленно за счет экспроприированных капиталистов». Затем, «в ходе острой классовой борьбы», совершится «просвещение, воспитание, организация самых широких трудящихся и эксплуатируемых масс вокруг пролетариата, под его влиянием и руководством, избавление от их эгоизма, раздробленности, пороков, слабости, порождаемых частной собственностью, превращение их в свободный союз свободных работников».




1. Контрольная работа- Организация теоретико-прикладного социологического исследования
2. Церковь и государство в Республике Беларусь
3. Внеучебная деятельность студентов СФУ-Extrcurriculr ctivities students of SibFu
4. . Пациентка остается в сознании
5. Атлас 1
6. Реферат- Установки погружных центробежных насосов (УЭЦН)
7. Испытательный срок при приёме на работу
8. Реферат по зарубежно
9. Понятие отрасли Комплекс специализированных предприятий объединенных по при
10. Комиссия 1 27
11. Объекты шпионажа
12. Міне аралас ~рей сезімі ж~не ~уестік та~даныспен мен осы жайлы ~зімні~т~сінігімді айт~ым келіп отыр
13. Гидрогеохимическая проявленность ореолов техногенного замещения подземных вод в связи с Ларинским полигоном ТБО г
14. Тема Приклади та задачі на засвоєння таблиць додавання і віднімання чисел 2 ~ 5 з переходом через розряд
15. а и эстетического соответствие костюма эстетическому идеалу времени художественные особенности костюма
16. Людовик XIV
17. Изумительны эти необыкновенные растения оживающие под снегом
18. світове господарство
19. На тему- управление дебиторской задолжности и движение денежных средств предприятия.
20. цював За цією довіреністю він отримав в касі підприємства 6000 грн