Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Многообразие мира, различие между объектами выражается с помощью категории единичного. Единичное – это конкретный объект во всей неповторимой совокупности его свойств. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается или именем собственным (Пушкин, Москва, Солнце и т.п.) или с помощью указательного местоимения и понятия (этот дом, то дерево и т.п.).
Сходство объектов выражают с помощью категории общего. Общее – это те свойства и отношения, которые присущи определённому классу объектов. Общее познаётся в ходе абстрагирования в виде понятий и обозначается нарицательными именами (человек, растение, причина, болезнь и др.).
Кроме категории общего используется понятие всеобщего – предельно широкого общего, которое уже нельзя подвести под более широкое понятие. Например, конкретный стул – единичное, мебель – общее, материальный предмет – всеобщее. По своему содержанию единичное богаче общего.
Общее – это часть, нередко сущность единичного. То, чем одно единичное в данном классе объектов отличается от другого, называется особенным. Таким образом, единичное – это общее плюс особенное.
По проблеме соотношения единичного и общего шёл многовековой спор между «номинализмом» и «реализмом». Согласно первому, мир представлен лишь единичными объектами, а общее существует лишь субъективно – в виде имён и понятий. Противоположный взгляд – общее существует объективно, самостоятельно, вне единичных объектов и творит их. Общее, по мнению «реалистов», - это идеи, предшествующие вещам. Обе позиции являются односторонними. Правильное решение проблемы заключается в двух принципах: 1) общее существует объективно, но только в единичных вещах, 2) каждое единичное обязательно содержит в себе общее.
Одна из закономерностей развития состоит в переходе единичного в общее.
Так, отдельные полезные мутации, накапливаясь в ходе естественного отбора, становятся достоянием вида в виде новых признаков. Новые способы лечения, положительно зарекомендовавшие себя, со временем становятся достоянием всех врачей.
Знание взаимосвязи общего, особенного и единичного имеет большое методологическое значение для организации эффективной деятельности.
Сущность и явление
мы различаем в объектах главное, определяющее – сущность и производное, зависимое от неё – явления. Сущность – это совокупность причин и законов, определяющих существование и развитие объектов. Постичь сущность объекта – значит, понять причины его возникновения и законы его существования и развития. Явления – конкретные свойства, события, процессы, представляющие собой форму обнаружения сущности. Например, сущностью болезни служит этиология и патогенез – причины и внутренние механизмы развития заболевания, а явлениями – симптомы (повышенная температура, кашель, изменение цвета кожных покровов и др.).
Согласно диалектике, связь сущности и явления может быть выражена двумя положениями: 1) сущность является, 2) явление существенно. Нет такой сущности, которая бы так или иначе не была представлены в явлениях.
Однако явление и сущность не совпадают. Взаимодействуя с множеством других объектов, данный объект в каждом взаимодействии обнаруживает лишь одну из сторон своей сущности. Поэтому сущность объекта одна, а явлений много.
, разные болезни могут иметь некоторые одинаковые симптомы. Однако полностью симптоматика одной болезни не совпадает с симптоматикой другой. В противном случае это была бы одна и та же болезнь. Различия в симптомах служат объективной основой для дифференцирования болезней.
В одних условиях явление адекватно представляет сущность, в других – нет
. Неадекватное явление называется видимостью, или кажимостью. В этом случае сущность резко не совпадает с формой своего проявления, кажется чем-то другим.
В силу неисчерпаемости любого объекта сущность имеет многоуровневый характер, и познание идёт от менее глубокой к более глубокой сущности. Так, например, сначала наблюдали явления наследственности (от кошек рождаются котята, от собак – щенята и т.д.), затем установили, что носитель наследственности – хромосомы (сущность первого порядка), потом обнаружили, что генетический код воплощён в структуре ДНК, составляющей хромосомы (сущность второго порядка). Познание движется не только от явления к сущности, но и от сущности к явлению. На этом основывается предсказующая функция науки. Классическим примером подобного рода служит предсказание Д.И.Менделеевым существования ряда ранее неизвестных науке химических элементов. Ещё пример движения от знания сущности к знанию явлений – предсказание врачом новых симптомов после постановки диагноза болезни.
. Если две системы явлений полностью совпадают, то и их сущности одинаковы.