Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Билет № 1
1 Г. Ф. Гендель. Характеристика творчества. Жизненный и творческий путь (до 1706 года).
Георг Фридрих Гендель
(1685-1759)
Свыше 30 лет жизни Гендель посвятил опере.
Первая опера «Альмира» (Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская)поставлена в 1705 г.В том же году была исполнена опера «Нерон» (Любовь, приобретённая кровью и злодейством).Последняя опера «Деидамия»поставлена в 1741г.
Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в городе Галле.
В семилетнем возрасте Георг своей игрой на органе удивил самого герцога Саксонского. Успех выступления перед герцогом положил начало систематическим занятиям музыкой Генделя с лучшим музыкантом и педагогом города Галле, органистом Фридрихом Вильгельмом Цахау.
Под руководством Цахау Гендель изучал огранную полифонию, импровизационный стиль немецких композиторов (Фробергера, Керля, Пахельбеля) К десятилетнему возрасту относятся первые сочинения. Для своего любимого инструмента гобоя Гендель написал шесть трио для двух гобоев и баса. В 12 лет Гендель поехал в Берлин ко двору курфюрста Бранденбургского. Успех был настолько велик, что курфюрст пожелал оставить Генделя у себя на службе и предварительно съездить в Италию для музыкального совершенствования. Отец Генделя (Георг Гендель) был против профессии музыканта. Он мечтал о карьере юриста.
1697 смерть отца. Гендель продолжал учиться в гимназии и, закончив полный курс, поступил в университет на юридический факультет
Одновременно с прохождением курса юридических наук Гендель поступил на службу в качестве церковного органиста
Из огромного количества произведений, написанных в Галле ни одно не сохранилось.
Успехи на музыкальном поприще заставили Генделя оставить университет.
Весной 1703 года Гендель переехал в Гамбург.
В это время гамбургская опера, возглавляемая Рейнхардтом Кайзером, находилась в
расцвете. Гендель решил стать
оперным композитором.
Особенно интересна и плодотворна
была дружба с Маттезоном (1681-1764) играл на многих инструментах, сочинял и ставил свои оперы на гамбургской сцене, выступал в качестве певца и капельмейстера, сам писал либретто.
Первые гамбургские сочинения Генделя: оратория «Страсти по Евангелию от Иоанна» и две оперы «Альмира», «Нерон».
Чтобы овладеть итальянским оперным стилем Гендель направился в Италию, где прожил около четырех лет (с 1706 года). Вскоре прославился как исполнитель на органе и клавесине.
2 Й. Гайдн. Симфоническое творчество. Симфония №103.
Симфония №103 («С тремоло литавр»)Тип симфонии эпико-жанровый (в симфонии присутствует жанровый, песенно-танцевальный тематизм, чередование различных эпизодов, объединенных единой линией симфонического развития).I часть (Adagio-Allegro con spirito) определяет тип симфонии, формирует основные образные и интонационные направления. Медленное вступление (Adagio) носит сосредоточенный задумчивый характер. Тремоло литавр (solo) переходит в сумрачное движение низких струнных и деревянных духовых (фагот). ГП (Allegro con spirito) танцевальная мелодия. При всей самостоятельности вбирает в себя мотивные элементы вступления. Характер главной темы определяет тип симфонии, выявляет ее основную образную линию. ПП новая фаза в развитии жизнерадостного движения. Она наделена разработочными приемами. ЗП изящный лендлер. Новый мелодический образ подчеркивается сменой фактуры с четким разделением на мелодию и гармонический фон, а также новой инструментовкой (вместе со скрипками выступает гобой). Разработка состоит из трех разделов: 1)Построен на материале главной партии. Начальный мотив развивается имитационно, становится основой секвенции, контрапункта.2)Развивается тема вступления, которая необычайно преображается, вовлекается в стремительное движение, дробится, переходит из тональности в тональность, приобретает активный, энергичный характер. 3)Заключительная партия звучит целиком в ре-бемоль мажоре. Звучание скрипок без гобоя придает теме новый, лирический характер. Здесь же устанавливается доминантовый предыкт к основной тональности. Реприза сокращена. В ней отсутствует ПП. После ЗП происходит поворот в лирико-драматическую, минорную сферу. Напряжение разрешается с началом коды.
Кода в неразрывном единстве, синтезе обозначены признаки всех ведущих тем I части: вступления, ГП, ЗП.
II часть (Andante)
Форма двойные вариации. Обе темы выдержаны в народном колорите. В обеих темах присутствует восходящее движение от Т к D, пунктирный ритм, альтерированная IV ступень.
III часть Менуэт. Форма сложная трехчастная da capo (с контрастным трио в центре).
IV часть Финал.
1 тема основана на «золотом ходе» валторн,
2 тема плясовая фольклорная (у скрипок)рондо-соната. Гайдн объединил принципы сонатной формы и рондо.