У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

низкого качества жизни.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

ЭВТАНАЗИЯ

И СОДЕЙСТВИЕ СУИЦИДУ

Пациенты, которые испытывают боль, находясь в терминальном состоянии, живут в условиях «низкого качества жизни». При отсутствии каких-либо компенсирующих ценностей некоторые из этих пациентов могут полагать, что такая жизнь хуже смерти. Они могут искать возможность для самоубийства или просить других помочь им уйти из жизни. Они могут "просить своего лечащего врача сделать их смерть быстрой и безболезненной. В других случаях пациент может быть неспособен выразить -свое желание кому-либо, но страдания его настолько очевидны, что родные или опекуны просят врача прекратить его мучения, помочь уйти из жизни. В этом смысле и принято говорить об .эвтаназии.

Слово «эвтаназия», которое в переводе означает «хорошая (легкая) смерть», используется в нескольких различных ситуациях, что приводит к определенной путанице. В общем понимании это означает «убийство из жалости», то есть сознательное и открытое убийство страдающего с целью избавления от страданий. Этически слово употребляется по-разному, часто не совсем точно, хотя о том, что такое точное

80

 употребление, пока специалисты по биоэтике не договорились. Различают «добровольную» и «недобровольную», «активную» и «пассивную» эвтаназию. Иногда употребляются термины «бездействие» и «активное действие» или «воздержание» и «действие». Филологи не согласны с таким определением этих терминов. В то же время, если бы они были четко определены, только использование корректных слов не создало бы различий между нравственными и безнравственными решениями. Пожалуй, сила аргументов, использующихся в попытках оправдать действия такого рода, в особых случаях является решающей. Мы хотели бы заметить, что аргументы по этому делу обсуждались в течение многих веков и обсуждаются по сей день. Клиницисты должны более четко подходить к этому вопросу, поскольку они больше знают о физиологической стороне дела, чем этики. Но лучше рассмотреть ситуацию на конкретных примерах.

Пациентка, страдающая от прогрессирующей болезни, ослепла, прикована к постели, ее сознание притуплено, и выглядит она так, как будто постоянно испытывает боль. Ее муж попросил врача помочь ей уйти из жизни, тем самым прекратив ее мучения. Врач выписал сильное седативное, назначил его внутривенно.

Пациентка умирает от рака, у нее метастазы во многие органы, она сильно страдает от непрекращающихся болей, которые вызываются костными метастазами, несмотря на то, что она получает соответствующие дозы морфина (25мг). Она пребывает в полном сознании и все еще жива. Она умоляет своего доктора «усыпить ее навсегда». Врач выписывает ей 500мг морфина гидрохлорида внутривенно.

В обоих случаях врач использовал средства, которые быстро и необратимо прервали жизненные процессы. Этот факт отличает эти случаи от случаев, рассмотренных выше, в которых врач прекратил или не стал проводить вмешательства для поддерживания угасающих жизненных процессов. По этой причине последние случаи могут быть названы «активной эвтаназией», в то время как предыдущие — «пас-

81


сивной эвтаназией». В этих двух разных ситуациях важно не ошибиться в том, что в первых случаях врач «ничего не делает», тогда как в других он что-то делает. В вышеприведенных случаях долг продолжать лечение был проигнорирован либо по просьбе пациента, либо из-за невозможности достичь каких-то положительных результатов. И там, и там действия врача целенаправленно убили пациента: это не соответствует долгу врача. В первом случае пациент не просил о смерти, это означает недобровольную эвтаназию. Во втором случае добровольность просьбы заставляет подумать об автономности пациента и говорить о добровольной эвтаназии.

Этот термин используется для обозначения ситуации, в которой дееспособный человек просит об активной эвтаназии, как это описано во втором случае. Это следует отличать от решения оборвать жизнь неправоспособного человека (недобровольная эвтаназия). Все — и врачи, и этики склонны отказываться от признания недобровольной эвтаназии. В настоящее время споры об эвтаназии касаются «активной добровольной эвтаназии», или, как это звучит в большинстве современных языков, «способствовании суициду». Сторонники добровольной эвтаназии защищают только врачей, решившихся на проведение активной эвтаназии дееспособным и правоспособным лицам по их просьбе. Они аргументируют это тем, что у людей должно быть право умереть, когда и как они захотят (право на достойную смерть). Эта позиция была принята в Нидерландах, и она отстаивается в Великобритании и США. Более того, в 1998 г. в Дании и в 2000 г. в Нидерландах были приняты законы, разрешающие добровольную эвтаназию по медицинским показаниям. Вот аргументы, которые высказывались в пользу этих законов:

а) обычно разница между «убийством и позволением умереть», «действием и воздержанием» и т. д. лишь иллюзия. Так, прекращение лечения и целенаправленное убийст-

82

 во с нравственной точки зрения — одно и то же, и если первое разрешено, второе тоже должно быть узаконено;

б) самостоятельные люди имеют моральное право, власть
над своей жизнью, и должны быть разрешены средства для
ее прекращения, включая содействие тех, кто может сделать
это безболезненно и эффективно;

в) ни один человек не должен быть обречен выносить
боль, страдать, и те, кто освобождает его от страданий по его
собственной просьбе, действуют нравственно.

С другой стороны, существует сильная нравственная оппозиция в отношении активной эвтаназии во многих странах мира, в том числе в России. Она основывается на следующих соображениях:

а) запрет на целенаправленное убийство, исключая слу
чаи самообороны или защиты других, был главным принци
пом христианской, иудейской, буддистской, индуистской и
других религий. Он был также основополагающим принци
пом светской морали. Древнейший принцип западных госу
дарств, в которых допускалось жертвоприношение, — не за
щищать обвиняемых в убийстве;

б) с точки зрения медицинской морали традиционно
подчеркивалось сохранение и предохранение жизни и улуч
шение ее качества вместе с отказом от целенаправленного
убийства. Это подтверждает положение из «Клятвы Гиппо
крата»: «Я не назначу смертельного яда кому-либо, когда
меня попросят сделать это, и не посоветую сделать этого».
Современная медицина следует этому принципу. Совет по
этическим и юридическим делам при Американской меди
цинской ассоциации утверждает: «активная эвтаназия... не
является частью практической медицины вне зависимости
от того, проводилась она с согласия пациента или без тако
вого». Американский колледж врачей добавляет: «даже если
узаконить такие действия, они будут нарушать этические
стандарты медицинской практики». Запрет на активную эв-

83


таназию содержится в Основах законодательства об охране здоровья граждан РФ;

в) задачи медицинской профессии — благополучие па
циентов и поддержка здоровья — могут быть существенно
подорваны в глазах общественности, пациентов и даже в
глазах самих просящих о смерти пациентов в случае соучас
тия врачей в смерти тяжело больного человека;

г) просьба о быстрой смерти часто звучит в условиях
сильного стресса, который может быть снижен благодаря
умению справляться с сильной болью либо какими-то поло
жительными вмешательствами, применяющимися в боль
ницах для безнадежных больных;

д) если изначально участие врачей в суициде пациентов
ограничивалось добровольностью принятия решения паци
ентами, впоследствии нетрудно представить себе ситуацию,
которая будет не чем иным, как изощренным способом
принуждения к суициду. Как писал когда-то уже упоминав
шийся нами Хейяр: «Если разрешить эвтаназию, то мир
разделится на две неравные части — врачи и те, кто их бо
ится».

Даже когда быстрая смерть по просьбе страдающего пациента кажется проявлением милосердия и великодушия, признание такой практики с этической точки зрения может заронить семя страха за последствия в обществе.

Программа «эвтаназия», возникшая в Германии в первой половине XX столетия при благотворительной поддержке многих врачей, была первой программой, разработанной специально для безнадежно больных; постепенно она переросла в геноцид.

Эти аргументы были предметом спора защитников и противников активной, добровольной эвтаназии. Мы считаем, что аргументы в пользу отрицательной стороны убедительнее и приводят нас к заключению, что терпимость активной, добровольной эвтаназии не является этически оп-

84

 равданной политикой. Врачи должны воздерживаться от участия в активной эвтаназии пациента по его просьбе, но они могут проводить комплекс мероприятий по поддержанию жизни и делать все, чтобы обеспечить комфорт. Профессия врача не должна давать права на проведение активной, пускай и добровольной, эвтаназии, и не поддерживать попытки легализовать ее. Некоторые считают эти указания абсолютными. Мы же полагаем, что они веские, однако допускаем, что существуют исключительные обстоятельства, при которых мотивы благоразумны (т. е. действительно неодолимая боль на последних стадиях заболеваний может вызвать у пациента добровольную просьбу умертвить его) и многие врачи решают содействовать четкой просьбе пациента о быстрой и безболезненной смерти. Теперь мы соглашаемся с фактом, что для общих запретов могут быть сделаны исключения, мы верим в то, что предыдущий обзор соответствующим образом выделенных главных мыслей, принадлежащих дилетантам, профессионалам и представителям закона, побудит внимательно изучить обстоятельства любого соответствующего случая.

Предыдущие рассуждения не отменяют необходимость в посмертном исследовании, которое должно гарантировать, что предыдущее обследование не было формальным или безответственным. Врачи и члены семьи должны быть готовыми отстаивать свои интересы в соответствующих юридических, профессиональных или общественных форумах. Если такая политика будет принята, законные запреты пре-пятствования суициду могут быть изменены, чтобы препятствовать появлению морально не обоснованных исключений. Некоторые упрощения сегодняшних законов об убийстве человека, такие, как позволение убийства «из сострадания» или упрощение древних принципов закона, позволяющих жертве не отстаивать необходимость убийства, могут быть целесообразны. Мы не верим в то, что какие-

85


либо общие этические утверждения или юридические допущения, которые изолируют содействие суициду от законных проверок, имеют право на существование.

Фраза «достойная смерть»» иногда может фигурировать при обсуждении разрешения умереть или убить кого-либо намеренно. В то же время фраза двусмысленна и не должна иметь силу аргумента в этической дискуссии без четкого определения ее значения. Под этой фразой обычно подразумевают, что пожелание пациента прекратить дальнейшее медицинское вмешательство должно уважаться, «достойная смерть» имеет важное нравственное значение. Это уважение к воле умирающего пациента.

Ее первоначальное значение заключается в том, что умирающий человек должен быть избавлен от боли и беспокоящих его бесполезных вмешательств; она имеет несомненный моральный смысл: указывает на моральный долг переключиться с интенсивной терапии на уход в тех ситуациях, когда лечение бессмысленно. Если эта фраза подразумевает активную эвтаназию или содействие суициду, она должна быть интерпретирована в свете предшествующих замечаний. Если она используется для обозначения того, что страдающий пациент должен быть «избавлен от мучений», то она не пригодна для рассмотрения с точки зрения этики. Фраза «достойная смерть» наиболее применима для обозначения заботы об умирающем из сочувствия и нравственности.

До сих пор мы не обосновывали и не оправдывали состав преступления в случаях эвтаназии, как в случае соучастия в убийстве. Более половины государств имеют специальные законы, препятствующие содействию в суициде. Мы же обсудили вопрос об этическом оправдании ситуации типа «дать умереть безнадежному больному», привели примеры таких случаев. Продление жизни вынудит врача, согласно его долгу, продолжать вмешательства с использованием ме-

86

 дицинских средств, хотя дальнейшее лечение не принесет пользы. Но пациент имеет право на непрекращающуюся борьбу за его жизнь. Это, очевидно, ограждает врача от уголовной и гражданской ответственности. Решение убить пациента, используя какие-либо смертельные средства, даже когда смерть неизбежна, не освобождает от клинического разбирательства о бесполезности медицинской помощи. Такое решение может принять человек без медицинских знаний, он может использовать для убийства огнестрельное оружие, нож, яд. «Сострадание», подразумеваемое убийцей, не будет принято во внимание судом. В настоящее время просьба пациента, даже высказанная в здравом уме и без принуждения, не является оправданием. И все-таки некоторое изменение законов необходимо. Важно только, чтобы это изменение согласовывалось с принципами биоэтики, охраняющими права пациента и свободу врача выполнять свой долг.

Однако, как мы пытались показать, одна свобода у пациента практически отсутствует — это свобода умереть. Самоубийство — это целенаправленное, обдуманное лишение себя жизни. Очевидно, что человек, предпринявший попытку самоубийства, полагал условия своей жизни невыносимыми. Как этическая проблема попытка самоубийства может обсуждаться в рамках предпочтений пациента. Однако с тех пор как врачи столкнулись с этой проблемой у безнадежно больных, пациентов с очень низким качеством жизни,-в условиях реанимации, эта проблема-приобрела смысл и в контексте клинической этики, а не просто в биоэтике.

Подозреваемые в суициде часто встречаются в реанимации. Когда попытка самоубийства очевидна, например в случае оставления записки, необходимо сделать все возможное для реанимирования, пока есть медицински обоснованные надежды на оживление.

87


Пациентка 24 лет была доставлена в отделение реанимации — она сильно порезала запястья и находилась в состоянии передозировки наркотика. Она не чувствовала боли. Ее уже привозили несколько раз до этого, такие случаи встречаются в психиатрии при депрессиях. В последний раз она кричала, что в следующий раз ей должны позволить умереть.

Эта пациентка должна пройти курс лечения. Обычная практика спасения самоубийц является этически корректной, несмотря на то, что она не согласуется с желанием пациента.

Этическая основа для спасения самоубийцы хорошо описана в психологических терминах, утверждающих, что часто это «крик, взывающий о помощи», и реже — недвусмысленное решение умереть. Показательно, что неудавшиеся попытки самоубийства, с которыми имеют дело в реанимации, двойственно обоснованны. Многие самоубийцы пытались убить себя «наполовину». Попытка самоубийства может быть не проявлением самостоятельного решения, а результатом ссоры, эмоционального конфликта.

Попытки суицида часто возникают при патологических психических состояниях, которые излечимы, либо они возникают под влиянием конфликта, поддающегося разрешению. Иногда эти проблемы можно предвидеть. Врачи обязаны с точки зрения морали распознать суицидальные склонности пациента и приложить усилия для помощи ему или направить его к специалисту.

Иногда спрашивают, является ли отказ пациента от лечения эквивалентом суицида. Если бы это было так, врач чувствовал бы себя обязанным предотвратить суицид и избежать соучастия. Вот существенные этические различия между суицидом и отказом от лечения:

а) при отказе от лечения врач не отнимает жизни больных, скорее, они не разрешают ему помочь им выжить. Люди, которые не признают суицида, могут сказать: «Я не

88

 хочу убивать себя сам. Я только хочу позволить себе умереть»;

б) в случае отказа от лечения смерть неминуема при не
излечимых заболеваниях; при суициде, несмотря на невоз
можность излечения, причина смерти — нанесенное себе
повреждение. При отказе от лечения пациент может не до
биваться летального исхода; смертельное состояние — вот
причина смерти;

в) в то время как отказ от лечения и суицид приводят к
смерти, нравственные установки полностью различны в об
стоятельствах, мотивах и желаниях;

д) церковь, которая непоколебимо отвергает суицид, разрешает отказ от лечения даже в случае намечающегося летального исхода, когда лечение дает лишь малую надежду и сопровождается болезненными вмешательствами;

г) многие судебные решения и принятые законы сейчас
различают законный отказ от лечения и суицид. Многие
акты о смерти недвусмысленно утверждают, что смерть на
ступила в результате решения отказа от лечения, но это
нельзя рассматривать как суицид.

Качество жизни описано в приведенных примерах человеческой жизни. Это показывает, насколько неопределенным оно пока является, если для его экспликации необходимо описание, поскольку объяснение пока не разработано. Однако без данного понятия уже невозможно представить ни биоэтику, ни клиническую этику, оно определяет шкалу оценок в этих нормативных дисциплинах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принято считать, что больше всего на свете человека страшит неизбежность смерти. Но на самом деле страх смерти — это страх за жизнь. Малейшие признаки ее ухудшения расцениваются всеми без исключения людьми как сигнал бедствия, как напоминание о конечности существования. Следовательно, повышение качества жизни — это прежде всего избавление от психологической тюрьмы, куда человека загоняет страх. Кроме того, это еще и возможность свободного, независимого и творческого социального самоутверждения. Вот почему критерием нравственного отношения к жизни как ценности является забота о сохранении и повышении ее качества.

Мы постарались показать, насколько тесно в понятии «качество жизни» связаны философские, естественно-научные, медицинские и этические проблемы человеческого существования. Это-то и позволяет данному понятию выступать интегративным критерием аксиологических принципов биоэтики.

В реализации первого принципа — «Не навреди» — классификация вреда по четырем видам может и должна

90

 исходить именно из представления о качестве жизни. Более того, существующие в клинике измерительные процедуры позволяют эксплицировать реальный вред и дать соответствующую моральную оценку. Так, снижение качества жизни зависит от вреда, нанесенного по небрежности или по злому умыслу так же, как от вреда, нанесенного неквалифицированными действиями, вреда, нанесенного бездействием. А вот вред, вызванный объективной необходимостью, может и не повлиять отрицательно на качество жизни, поскольку связанные с ним действия имеют целью его повышение.

Второй принцип — «Делай добро» — подразумевает активные действия по предотвращению вреда. Он реализуется в большей степени в профилактической медицине и связан только с повышением качества жизни, тогда как в клинике чаще всего первой задачей является не дать этому качеству ухудшиться.

Введение в биоэтику критерия моральных оценок в виде понятия «качество жизни» позволяет снять проблему жесткого патернализма, поскольку психосоматические показатели берутся в таком случае только в соотнесении с социальным статусом пациента. Социальный статус как бы «заказывает» определенные физиологические параметры здоровья, а психологический комфорт или дискофморт устанавливает их соответствие. Поэтому, ориентируясь на критерий качества жизни, врач не может не относиться с уважением к автономии пациента (третий принцип биоэтики), принимаемые решения могут быть только коллегиальными, что отвечает стандартам современной биомеди-• цины.

И наконец, применение стандарта качества жизни в биоэтике позволяет в значительной степени преодолеть релятивизм четвертого ее принципа — принципа справедли-" вости. Бесконечные споры о том, что считать критерием

91


справедливости, кого считать оценивающим субъектом, кто несет моральную ответственность, если этот принцип нарушен, и т. п. не имеют решения, если отсутствует общий критерий справедливости. Нам представляется, что в понятии «качество жизни» соотнесение индивидуального психосоматического состояния с индивидуальным же социальным статусом как раз и дает инвариант оценки справедливого отношения к пациенту. Этот интересный вопрос, безусловно, нуждается в рассмотрении и более подробном, и более конкретном, но перспективы здесь открываются большие.

Практическая значимость применения критерия качества жизни в биоэтике может положительно сказаться, в первую очередь, на деятельности этических комитетов и этических консультантов, поскольку позволяет корректно оценивать целый ряд спорных ситуаций, которые возникают между пациентом и врачом, между пациентом и медперсоналом, а также внутри самого медицинского коллектива. Известно, что если суд руководствуется в своих решениях буквой закона, то этический комитет руководствуется здравым смыслом и знанием принципов биоэтики. Их эмпирическое обоснование, безусловно, поможет разрешению конфликтных ситуаций.

Особый интерес представляют специальные проблемы биоэтики, если рассмотреть их в контексте феномена качества жизни. Несомненно, к таким проблемам относится решение вопроса об информированном согласии пациента. Возможно, исследования в этой области позволят скорректировать представления как о степени информированности, так и о том, в какой момент уважение автономии пациента превращается во вред, причиненный бездействием. К сожалению, в последнее время, отрекаясь от скомпрометировавшего себя принципа «врач всегда прав», мы бросились в другую крайность, провозгласив «пациент всегда прав».

92

 Никто не бывает прав всегда. Разве что Господь Бог. Поэтому мера правоты врача и пациента — принципиальный для биоэтики момент. А обнаруживается эта мера в исследованиях качества жизни. Хотя они находятся у нас пока в самом начале, предстоит много работы и клиницистам, и специалистам в области биоэтики, и социальным работникам, и особенно представителям социологии медицины, в рамках которой разрабатываются измерительные процедуры для изучения качества жизни.




1. Контрольная работа- Принцип природосообразности в трудах известных педагогов.html
2. На тему- Разработка технологического процесса изготовления изделия Тележка для газовых баллонов
3. установочная конференция по педагогической практике; 08
4. Лекция 8 ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В настоящее время под сексуальным насилием
5. помочь ученику в изучении своей собственной природы в той мере насколько это связано с её интеллектуальной
6. отцов и детей Заключение.
7. Соціально-демографічна характеристика злочинців, які вчинили статевий злочин щодо неповнолітнього
8. зачем та подбросила служанкам письмо Бали Михримах рассказывает что она сказала служанкам что это письмо
9. Гаскар по ТХЭКВОНДО WTF среди возрастных групп 19972000 г
10. Тема 8 Возникновение права Необходимым условием существования любого общества является регулирование о
11. Статья- Коллективные модели управления финансами в домашнем хозяйстве
12. на тему - ~Казимир Малевич~ студенток КПИ315 группы 2122 Огур
13. А и маслом сладкого Миндаля 250мл
14. Англоамериканская модель менеджмента
15. Что бы разум и сердце произвести ни захотели тебе оно о сочувственник мой посвящено да будет
16. Спортивный праздник
17. страховой и семейной медицине на рыночные отношения в здравоохранении
18. Контрольная работа- Саудівська Аравія
19. тема открытого образования Философия Части IIIIV Курс лекций п
20. Детская школа искусств Сценарий концерта преподавателей Детской школы искусств 25 февраля 2010 год