Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
19. Война и внешняя политика Временного правительства в 1917 г.
Февральская революция 1917 г. привела к свержению самодержавия в России. В ночь на 15 марта в результате переговоров руководства Петроградского Совета рабочих депутатов и Временного комитета Государственной думы было образовано Временное правительство. Николай II отрекся от престола в пользу великого князя Михаила, а уже 16 марта последовало отречение великого князя. В тот же день была опубликована декларация о программе и составе Временного правительства. Пост министра иностранных дел получил депутат Государственной думы, лидер конституционных демократов Павел Николаевич Милюков. Он обладал обширными познаниями в области истории международных отношений и современной ему внешней политики, был лично знаком со многими российскими и иностранными дипломатами.
16 марта руководящие чиновники царского Министерства иностранных дел, не работавшего в связи с революционными событиями в Петрограде, получили предписание явиться на службу к 12 часам следующего дня. Форма одежды - пиджаки, а не парадные мундиры. 17 марта Милюков вступил в управление министерством. Сначала он встретился с товарищами министра - Нератовым и Половцовым, затем были приглашены начальники отделов и директора департаментов. Новый министр иностранных дел произнес речь, в которой просил сотрудничества со стороны присутствующих. Вслед за этим последовало указание о вызове на службу всех остальных чиновников.
В тот же день Временное правительство обратилось к союзным и нейтральным странам с просьбой о признании. В телеграммах российским дипломатическим представителям за рубежом Милюков подтверждал верность России всем международным обязательствам, принятым на себя "павшим режимом". Союзники заверялись в решимости России вместе с другими державами Антанты "сражаться с общим врагом до конца, непоколебимо и неутомимо". Временное правительство было юридически признано союзными и нейтральными странами.
Преемственность характера и главных целей внешней политики Временного правительства определила и бережное отношение его к аппарату царского МИДа. Позднее Милюков напишет, что ценил заведенную машину с точки зрения техники и традиций и ставил себе в заслугу, что был единственным из министров, который не уволил никого из служащих.
Вскоре Временное правительство всерьез рассчитывало обновить состав российских представителей за границей. Одними из первых вынуждены были уйти в отставку посланники в Лиссабоне и Копенгагене - Боткин и Букеведен, а также поверенный в делах в Берне Бибиков. Послу в Испании князю Кудашеву также предложили подать в отставку. Ключевые дипломатические посты в союзных и нейтральных державах правительство доверило не профессиональным дипломатам, а представителям "политической общественности", лояльным к республиканской власти в России.
Между тем либеральные взгляды некоторых дипломатов Временного правительства существенно изменились после февраля 1917 г. под влиянием политической нестабильности в России, в том числе и вследствие корниловского мятежа. В частности, Неклюдов под впечатлением ликвидации государственного переворота, послал незашифрованную телеграмму Керенскому, в которой упрекнул его в том, что он губит Россию, и заявил о своей отставке.
Апрельский кризис, приведший к смене правительства, возник на почве конфликта по вопросам внешней политики. Непосредственным поводом послужила нота Милюкова союзным правительствам, сопровождавшая декларацию Временного правительства от 9 апреля. В правительственной декларации наряду с подтверждением верности обязательствам перед союзниками говорилось, что "цель свободной России - не господство над другими народами, не отнятие у них национального достояния, не насильственный захват чужих территорий, но утверждение прочного мира на основе самоопределения народов". Опасаясь ухудшить отношения с западными державами, Милюков согласился передать декларацию союзникам, но при этом сопроводить ее нотой, разъясняющей намерения русского правительства. В ней подчеркивалось "стремление довести мировую войну до решительной победы", а также выражалась уверенность, что "передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем". "Нота Милюкова", опубликованная в столичных газетах, вызвала многочисленные демонстрации протеста и привела к политическому кризису. Его тут же назвали "Милюковым-Дарданелльским", и 15 мая он подал в отставку.
После отречения Николая II в результате Февральской революции был членом Временного комитета Государственной думы, выступал за сохранение в стране конституционной монархии, однако большинство лидеров «Прогрессивного блока» высказались против.
В первом составе Временного правительства (март-май 1917) был министром иностранных дел. Одним из первых распоряжений Милюкова на посту было распоряжение посольствам оказывать помощь возвращению в Россию эмигрантов-революционеров.
Выступал за выполнение Россией своих обязательств перед союзниками по Антанте и, следовательно, за продолжение войны до победного конца. Его нота с изложением этой позиции, отправленная союзникам 18 апреля, вызвала негодование левой части политического спектра большевики и их союзники устроили демонстрации в столице. Воспользовавшись возникшим кризисом, оппоненты Милюкова в правительстве, в частности, Г. Е. Львов и А. Ф. Керенский добились создания коалиционного кабинета министров с социалистами, в котором Милюкову был отведён второстепенный пост министра народного просвещения. Отказался от этой должности и вышел из состава правительства.
В первом составе Временного правительства был министром финансов. Совместно с А. Ф. Керенским и Н. В Некрасовым настаивал на созданиии коалиционного правительства с представителями социалистических партий. Во втором четвёртом составах правительства был министром иностранных дел. В качестве министра иностранных дел выступал в поддержку выполнения Россией своих союзнических обязательств, что означало продолжение её участия в Первой мировой войне, хотя формально и принял лозунг «мира без аннексий и контрибуций», отказавшись от непопулярного тезиса своего предшественника П. Н. Милюкова о «завоевании Константинополя и проливов». В октябре 1917 вступил в конфликт с военным министром А. И. Верховским, считавшим, что армия более воевать не может.
2 июля 1917 совместно с министром почт и телеграфов И.Г. Церетели посетил Киев для переговоров о разграничении полномочий Центральной Рады и Исполнительного комитета киевской городской Думы, игравшей роль представительства Временного правительства в Киеве. Делегация признали законодательные полномочия Центральной Рады. При этом делегация без согласования с Временным правительством очертила географические рамки юрисдикции Рады, включив в них несколько юго-западных губерний России. Эти события вызвали правительственный кризис в Петрограде: 2 (15) июля в знак протеста против действий киевской делегации ушли в отставку все министры-кадеты
11 октября 1917 года на заседании правительства вместо формулы "война до победного конца" выдвинул другую - "война до боеспособности армии". Временное правительство поручило ему выступить в парламенте с заявлением, что оно действует в полном согласии с союзными державами. Доклад Терещенко о внешней политике 16 октября не встретил одобрения ни в одной из фракций парламента, а все газеты, в том числе и правые, подвергли его выступление критике как совершенно неопределённое и неудовлетворительное.