Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Проблема происхождения философии

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

1.Проблема происхождения философии. Миф и логос. Философия  (любовь к мудрости). Социальные предпосылки происх. Ф. распад родовой организации, формирование государствености, отделение умственного труда от физ-го, умственный труд-цель и самоценность. Психологические пред-ки..удивление и сомнение, ф.-продукт недоумевающей мысли,удивление. Миф-бессознательно-художественная переработка народных фантазий природы и общественных форм. Миф-не первоначальная форма знаний, а особое образное синкретическое представление о явлениях природы.Логос(от гр. Слово, учение)-закон бытия, придающий порядок миру. От мифа к Логосу..Становление философс-го знания путь от мифа к логосу; от мифологических образных представлений - к знанию, к выявлению закономерностей развития мира и человека.

2.Исторические типы философии. Обобщенная хар-ка фил-х взглядов, позиций, с точки зрения их объеденённости: исторической эпохой, общекультурной основой, принципом осмысления нравственных проблем. Культурно-исторические типы ф.-совокупность философских учений, школ, направлений, существующих в конкретный период развития общества.  Критерии: внутренне единство,  относительная общность проблематики, доминирование определённого типа, философствование.

Пример::: Античная философия - первый период в истории западной философии. Он охватывает примерно тысячу лет - с VI века до н.э. до начала VI века н.э. - и включает в себя философские учения, созданные в Древней Греции и Древнем Риме.

Первых западных философов, в отличие от восточных, интересовала, прежде всего, природа как единое закономерное целое. В Древней Греции впервые в истории человечества возникла теоретическая идея природы, сформировалось отношение к миру как к "природе", были заложены основные принципы научного естествознания.

Важнейшие вопросы античной философии:

1). Вопрос о бытии, о сущем, об "архэ", т.е. о единой первооснове, первоначале, первопричине всех вещей, а также о главном законе, "логосе" мира; иначе говоря, поиск единого в многообразии мира, неизменного во всяком возникновении, уничтожении и изменении;

2). Вопрос об истине - "алетейя", или о раскрытии бытия в мышлении человека, о его познании и "созерцании" ("феория") человеком;

3). Вопрос о человеке, о его месте в космосе, о свойствах и строении души - "эвдемонии" (блаженства, счастья) или "атараксии" (безмятежности, мудрого невозмутимого спокойствия).

3. Специфика философского знания. Философия и мировоззрение. Фил-я::1)форма общественного сознания, 2)мировоззрение, 3)наука. 1) Ф-я – это исторически сложившиеся форма общественного сознания, отражающая действительность в наиболее общих свойствах и категориях. 2)Ф-я – это теоретический уровень мировоззрения. Мир-е – совокупность взглядов на окружающий мир и место человека в нём; комплекс жизненных установок, идей, убеждений, ценностей и норм. 3) Фил-я – это наука о всеобщих законах бытия и познания, о сущности человека и его взаимодействия с миром. Специфика фил-го знания. –изучает действительность как целое, - действительность включает человека активного субъекта, познающего и преобразующего себя и мир, -занимает центральное место в системе научного знания как мировоззренческое основание общетеоретическая и методологическая база для конкретных наук.

4. Разделы философии, философия науки. Онтология- учение о бытие, изучает фундаментальные основы и принципы существования мира. Гносеология- учение о возможных путях познания мира. Аксиологоия- учение о ценностях. Соц-я фил-я и фил-я истории- учение об обществе как целостной саморазвивающейся системы. Фил-я антропология- учение о природе и сущности человека. Фил-я науки- учение о структуре, средствах и методах научного познания. Фил-я познания- исследование техники как целостного феномена современной цивилизации. Фил-я религии- совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализаций её природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку; в узком смысле — эксплицированное автономное философское рассуждение о божестве и религии, особый тип философствования. Фил-я  культуры- направление в философии, возникшее вследствие того, что общество стало рассматриваться как целостность в единстве разнообразных аспектов, и культура часто рассматривает внутреннюю связь с духовным миром человека, что несомненно представляет интерес философии. Фил-е науки:: Логика- фил-я наука об общественных формах и средствах мысли, законах и принципов рассуждения. Этика- теория морали, учение о нравственных ценностях. Эстетика- учение о прекрасном. История фил-и-  исследование значения и роли философских идей.

5.Основные проблемы и понятия Др.Вос.Ф.(Индия):: Брахмаизм- единство мира, слияние брахмы (бытия, основы) и Ятамана (души). Категории: Драхма- нормы, образ жизни. Сансара- переселение души. Карма- воздаяние за добро и зло. Мокша- освобождение от сансары(путём жертвоприношения, практики йоги и др.) Нирвана- слияние с абсолютом, вечное блаженство, покой. Джайнизм-  VI веке до н. э  вождержание от  нанесения вреда живому(«ахинса») отрицание гражданской активности во имя активности нравственности, путь к достижению нирваны. Основатель-Вархамана (Махавира Джина). Принцип: не принеси вреда живому. Основы: нет Бога как высшей силы, -мир состоит из 4-х элементов (земля, вода, огонь, воздух). –закон кармы. –природа живого дуалистична: тело и душа. Буддизм VI века до н. э. в южной Азии. - постижение истины, выход из сансары в нирвану. Создатель-Будда. Принцип: товрить добро и способствовать добру на всей земле, предотвращать и пресекать зло, учение о 4-х истинах (жизнь-страдание, причина-страсти, избавление от страстей- осовобождение от страданий, освобождение от страданий – путь к нирване). Хинална-«малая колесница» индивидуальный путь спасения.

6. Основные проблемы и понятия Др.Вос.Ф.(Китай). Конфуцианство- нравственно-практическое учение, изложено в «лунь юй»-«Беседы и высказывания». Триада: знание-действие- нравственность. Принципы: правило золотой середины, во всём соблюдай меру. –золотое правило морали, -семейная модель государства, -морально-этические принципы: знай историю своего народа, почитай родителей, исполняй ритуал. Даосизм V — III веках до н. э. - учение о дао и дэ…Дао- единая космическая основа начало и закон бытия, правельный путь. Противоборство инертного Инь и активного творческого Янь. Принцип недеяния- отказ от неестественного (цивилизации, законов), близость к природе и самосовершенствование.

7.Восточная и западная фил-я: сравнительная хар-ка: Восточная философия эволюционирует медленно, если вообще эволюционирует. Вся духовно-культурная атмосфера почитания старших и учителя обусловливают то, что истина на Востоке не доказывается, а принимается на веру от учителя. Вера в то, что: есть учитель, есть истина, есть тайна, недоступная непосвящённым. Восточная философия - скорбная философия растворения человека в природе до бесчувственного состояния: достижения "нирваны", ухода из чувственного мира земных циклов "сансары", приобщение к "дао". Восточная философия стремится понять, схватить, озариться, воспринять мир в его целостности без анализа его составляющих. Западная философия эволюционирует быстро. Вся духовно-культурная атмосфера Запада - авторитет учения, а не учителя. Причем чем больше личность учителя отстранена от создаваемого им учения, тем лучше, поскольку больше оснований для принятия этого учения как объективного знания. "Объективное знание" - идеал и религия западной культуры. На Западе истинность учения обязательно должна аргументироваться, обосновываться. Таким образом, на Западе доминирует убеждение:

1) есть знание 2) есть методы обоснования истинности знания без ссылки на "совершенномудрого" учителя,

3) тайны разгадываются эмпирико-рационалистскими методами.

Все это предполагает активную познавательную деятельность западных "учеников" с обязательным сомнением в том, что изрекает западноевропейский "совершенномудрый учитель".

8.Основные проблемы и понятия античной философии.. Античная фил-я- философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран. Основные понятия: Космос – вселенная, мир как организованное и упорядоченное целое. Макрокосмос (природа, стихии). Микрокосмос (человек).Онтос- бытие. Термин ввёл Парменид для обозначения единого начала мира. Природа- абсолютное естевство всех вещей, образец гармонии, мера полноты бытия, совершенство, превосходящее человека. Логос- знание, учение, установка на рациональное  постижение природных вещей. Эйдос(идеи)- Сверхчувственные идеальные модели, образцы, в соответствии с которыми творит сворит свой мир(у Платона), форма у Аристотеля. Душа(псохе)- образ и производное мировой души. Проблемы  космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность

реального виделась как (природа) и как космос (порядок), основной

вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль (софисты) была определяющей

темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика

(Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает,

что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного;

методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и

природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как

выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера

решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика

протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия

обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика

(гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются

мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода

греческой философии.

9.Греческая натурфилософия.     Философия (Натурфилософия) в Древней Греции возникает на рубеже VII — VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает на VI в. до н. э.При анализе греческой философии выделяют три периода: первый — от Фалеса до Аристотеля; второй — греческую философию в римском мире и, наконец, третий — неоплатоновскую философию. Милетская школа (6 в. До н.э.)- первая материалистическая , выводит картину мира из единого природного начала (вола, аперон, воздух).Фалес- вода «питание всех существ». Анаксимен- воздух «воздух поддерживает всё и управляет». Анаксиманд- апейрон (неопределённое, вечное бесконечное нечто, из которого происходят все вещи). Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, т. е. уровне понятий и логических умозаключений. единство противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах философии”. диалектике Гераклита в известной степени присуща идея становления и единства противоположностей. Одной из важнейших ветвей италийской философии была пифагорейская. Здесь он основал сообщество, основной задачей которого было управление государством. Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании. Другая ветвь италийской философии — школа элеатов. Она сформировалась и развивалась в Элее. Главные представители школы Ксенофан (565 — 470 гг. до н. э.), Парменид, Зенон, Мелисс. Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии. Парменид резко отличает постигаемую разумом подлинную истину и мнение, опирающиеся на чувственное познание. Итогом развития материалистических представлений о мире стало атомистическое учение Демокрита. Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено.

11. Бог, человек и мир в средневековой философии. (5-15в.) Предпосылки: борьба с евреями и языческой философией, распр. Христианского верования, утверждение христианства-  гос. Религии. Человек- интеллектуальное существо следующее логосу и уподобляющееся Богу. Логос- высшая сила и наместник Божий. Теоцентризм- принцип построения философской картины мира, где единачальником выступает Бог. Моноцентризм- единобожие. Бог- сверхчувственная сущность абсолютный дух, творец и единое начало мира. Креоцинизм- принцип творения мира Бога из ничего. Проведенциализм- понимание истории как проявление воли Бога, существование предусмотренного Богом плана.  Теодиция- доказательство бытия Божьего. Эсхатологизм- христианский догмат о конечности  мира и человека, о втором пришествии Христа на земле, о судном дне. Этапы: апостольский период(первая половина 2 в.), апологетика(2-3 в),патристика(4-7 в.),схоластика(10-15в).Апостольский период- Разработка догматов христианского вероучения. Апологетика- христианство- единственная истинная философия. Вера- мировоззренческая и психологическая установка, которая всё принимает без доказательства. Откровение- знание, полученное иррациональным путём, имеющее божественный источник. Отрицание необходимости рационального объяснения откровения. Истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде. Отличительным признаком является тесная связь с теологическим учением христианства, которое с возникновением феодализма становится господствующим мировоззрением в Западной Европе. Через отношение "бог — человек" рассматриваются различные вопросы: устройство мироздания, место в нем человека, система морально-ценностных представлений. Поэтому средневековая философия носит теоцентрический характер (гр. theos — бог), а основной ее функцией становится обоснование религиозных постулатов. По мнению просвещенных кругов того времени, философия приобретает статус "служанки богословия". Но и в этих условиях осуществляется такая собственно философская функция как сомнение, т.е. установка на рационалистический анализ различных толкований вероисповедных положений с целью нахождения истины. В развитии средневековой философии выделяются два основных периода: патристика и схоластика. Патристика (лат. pater — отец) — совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. (т.н. отцов церкви).

13. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философ.. Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях — общих идеях, об отношении единичного к общему и о реальности существования общего. В зависимости от ответа на этот вопрос в средневековой философии формируются три позиции. Реализм, представители которого утверждали, что общее существует реально, в виде идеальной или реальной «вещи» и не является простым конструктом человеческого ума. Реализм поддерживался церковью, поскольку не конфликтовал с официальным вероучением и служил дополнительным обоснованием бытия Бога. Представителями реализма были Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.

Противоположная реализму позиция — номинализм. Номиналисты утверждали, что универсалии являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Номиналисты не отвечают на вопрос о первичности материи или духа, для них, как и для всех сред­невековых философов первичной остается духовная реальность. Номинализм получил широкое распространение в поздней схоластике, его представители — Иоанн Росцелин и Уильям Оккам.

Концептуализм — философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр.

Основными принципами средневекового философского мышления считаются геоцентризм — Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм — вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм — вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм — вера в конец света и действенное ожидание его.

14. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.(14-16 в).

Предпосылки: Кризис феодализма и становление капиталистических отношений, великие географические открытия, рост городов, развитие промышленности. Превышение творческой активности. Понятия: Ренесанс- название эпохи возраждения, связанное с возникновением интереса в античности. Пантеизм- философское течение отождествляющее Бога и мировое целое. Геоцентризм- картина мира, в которой Земля- цент Вселенной(Аристотель, Птолимей). Гелиоцентризм- картина  мира в которой солнце-центр Вселенной (Коперник, Дж.Бруно). Пилозаизм- натурфилософское учение о живой материи, всеобщий одущевлённости бытия (Дж.Бруно). Основной чертой нового философского сознания был антропоцентризм — постановка человека в центр рассмот­рения, взгляд на него как на самое совершенное существо мироздания, видение главной задачи наук и искусств в изу­чении человека, в постижении его природы.

- на место Бога был поставлен человек, а представителей философии, искусства и науки, исповедовавших идеи антропоцентризма стали называть гуманистами. Появление антропоцентризма и гуманизма знаменовало собой разрыв многовековой связи человека с Богом, отделение их друг от друга, которое называется секуляризацией. Причем происходило не только отделение человеческого от божественного, светского от религиозного, но и постановка человека на место Бога, а значит — потеснение или даже полное вытеснение последнего.

15.Ф. Нового времени. период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках,Предпосылки: -модернизация от аграрной к индустриальной цивилизации. –научная  революция. –буржуазная революция. –утверждение свободомыслия и атеизма. –поместить веру в границу разума. Направления: учение о методе научного познания (эмпиризм, сенсуализм, рационализм). Учение о субстанции (монизм, дуализм, плюрализм). Соц.-пол. Теория (теория естественного права и общественного договора). Эмпиризм- основным источником знания является чувственный опыт. Сенсуализм- знания из ощущений. Рационализм- приоритет разума к познанию. Представители: Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль, Эм, Спиноза, Лейбниц.

16.Эмпиризм в философии Нового времени.. (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Лок, Дж.Беркли, Д.Юм). Главный источник – опыт. Связь со средневековом номинализмом. Против концепции врождённых идей как источник познания. Против категории «субстанции» как чисто абстрактного понятия. Индуктивный метод, опытное познание. Индукция (от лат. Поведение) – восхождение от частного к общему. Бекон. Знание сила. Формы эмпиризма: Имманентный эмпиризм::: Имманентным эмпиризмом называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму (Протагор, Пиррон, Монтень), или к безмолвному предположению трансцендентного (системы Юма и Милля).

Трансцендентный эмпиризм

Его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.

17. Рационализм в философии Нового времени.  Главный источник знаний – разум. Связь со средневековым реализмом. Основа познания – суждение, выражение идей. Субъстанция одна из основных категорий. Дедуктивный метод, теоретическое познание. Дедукция- выведение частного из общего. РАЦИОНАЛИЗМ

точка зрения рассудка, соответственно – разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной. Декарт, Спиноза, Лейбниц и Вольф; против них выступали эмпиристы Локк, Юм, Кондильяк. Кант устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма; Фихте, Шеллинг, Гегель частично возвращаются к объективистскому рационализму, скорее даже панлогизму. Целиком рационалистичными являются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм. Рационализм – метод мышления эпохи Просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, ибо он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. В эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и науками вообще.

18. Учение о субстанции. (монизм, дуализм, плюрализм). Монизм (от греч. mones – один, единственный) – принцип рассмотрения многообразия явлений из единого начала, единой основы. Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – признает существование множества независимых и несводимых друг к другу начал бытия. Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – исходит из признания двух равноправных начал – духа и материи.

Монады (от греч. единица, единое) – исходные элементы бытия; у Лейбница – бестелесные «простые субстанции», «истинные атомы природы», «элементы вещей».

Субстанция (от лат. substanzia – нечто, лежащее в основе) – предельное основание, является причиной единства многообразных вещей, процессов, явлений (в материализме – природа, материя; в идеализме – Дух).

Спиноза(монизм), Лейбинц (плюрализм). Декарт. Локк.

19. Социально-философская и политическая мысль эпохи Просвящения. Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Субъективный идеализм (Беркли, Юм) Ощущение –основа познания. Идея- это ощущение или  результат воздействия разума на ощущение. Существовать- быть воспринимаемым.  Материализм и атеизм (Гольбах) Природа есть причина всего. Отвергал идею существования мира. Механицизм (Ламетри) Механицизм – метод познания, признающий механические формы движения материи единственно объективными. Деизм (Вольтер) Свобода вероисповидания и естественные религии (Бог- творец, но не более того). Утопический социализм (Бабер, Сен-Симон) теория идеального общества на основе равенства и социальной справедливости. Натурализм (Руссо) Концепция естественного человека. Назад к природе.

20.Немецкая классическая философия.— так в советской и российской философской литературе называется этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Л. Фейербаха. Достижения

Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания (см. Критика чистого разума). В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори. Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования. Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой. Представители: Фейербах, Фихте, Гегель, Шилинг. Субъективный идеализм- направление, отрицающие объективное  существование мира, сводит знания к субъективным ощущениям людей. Объективный идеализм- течение, признающее существование единого всеобщего сверхиндивидуального начала мира. Трансцедентальный- сверхестественный мир, за пределами сознания.

21.Концептуальные идеи Канта. Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципах полезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и на различного рода чувствах. Ни благоразумие, ни умение еще не составляют нравственности. Как говорил Вл. Соловьев, анализируя нравственные идеи Канта, человек, с технической ловкостью удачно действующий в какой-нибудь специальности или благоразумно устраивающий свое личное благополучие, может, несмотря на это, быть совершенно лишен нравственного достоинства. Такое достоинство приписывается лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно Подчиняет моральному долгу или требованиям совести. Лишь такая воля, желающая добра ради него самого, а не ради чего-нибудь другого, есть чистая, или добрая, воля, имеющая цель сама в себе. Ее правило, или нравственный закон, не будучи обусловлен никакой внешней целью, есть категорический императив, выражающий абстрактную обязанность.

Кант призывает: определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно.

Кант сформулировал моральный закон — нравственный императив: «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом». Он выдвинул идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

В философии Канта нравственное слия-ется с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие на земле. С точки зрения религиозного развития человечества в истории, господство нравственного миропорядка в земной, чувственной жизни, есть высшее благо. При этом в опыте идеал церкви превращается в эмпирически объяснимые формы, выступившие в истории.

Отрицание божественного существования, согласно Канту, — полнейший абсурд.

22. Этика Канта.

«Категорический императив»- основной закон этики Канта, «всеобщее правило поведения»- Поступай так, чтобы максима твоего действия на основе твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства. Необходимо соизмерять поступки с принципом: если начнут поступать все люди, главный критерий нравственного поступка совесть и чувство долга.

24. Диалектика Гегеля. Объективный идеализм: Диалектика- основополагающий закон развития и существования мирового духа сотворённого им мира. Категории- наиболее общее понятие, «мысленные схемы», при помощи которых, разум «способен познавать действительность». Категории диалектики- качество, количество, мера, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, часть и целое. Разрабатывая свою теорию диалектики, Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории.

Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.

Именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философском мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение последующих философских учений.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания.

23. Философская система Гегеля.  Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия. Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление

(абсолютную идею) как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея есть начало и развивающееся содержание всего мирового процесса. Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие.

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа.

Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием “абсолютной идеи”, которая вначале “отчуждает” свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным.

Если логика, по Гегелю, есть “наука об идее в себе и для себя”, то философия природы характеризуется им как “наука об идее в ее инобытии”.

Гегель не объясняет, как происходит переход от “чистой” логической идеи к природе, он просто декларирует, что “абсолютная идея”, познав вое собственное содержание, “решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы”. Значит ли это, что было время, когда еще не существовало природы и “абсолютная идея” существовала сама по себе, так сказать, в чистом, обнаженном виде ? На этот вопрос у Гегеля нет сколько- нибудь убедительного ответа. “Абсолютная идея”, по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени.

Главными формами природного бытия “абсолютной идеи” являются механика, физика, органика.

Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, “возвращается” к самой себе в качестве “абсолютного духа”, т.е. “абсолютной идеи”, преодолевшей свое “отчуждение”, снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания “абсолютной идеи”

(искусство, религия, философия).

25. Рационализм в западной философии 19-20 веков. Диалектический материализм – философская теория, метод познания, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе переработки предшествующих научных знаний и идея немецкой классической философии (сочетает материалистический взгляд на мир и диалектику – учение о всеобщих связях и развитии мира). Исторический материализм – теория и метод общественного развития, составная часть марксистской философии. Иррационализм (от лат. неразумный, бессознательный) – направление в философии, ограничивает или отрицает возможности разума в познании, считает основой познания внерациональные средства – интуицию, воображение, волю, веру, мистическое «озарение» и др.

Экзистенциализм – философское течение 20 века, обратившее внимание на проблему «бытия человека в мире»: суть бытия открывается человеку в «пограничных ситуациях» - переживаниях страха смерти, одиночества, совести, заботы и др.

Герменевтика – искусство и теория толкования текстов, одно из течений в Западной философии 20 века, разрабатывающее  методологию социального познания через «понимание», т.е. «непосредственное переживание действительности».

Феноменология – одно из влиятельных направлений в западной философии 20 века, исследует природу сознания: феномены (букв. явления) – это возникающие в сознании смыслы предметов; сознание контролирует мир, вносит в него свои смыслы.

Философия жизни – иррационалистическое философское течение к. 19-нач.20 века, выдвигает главной категорией «жизнь» как целостную интуитивно-постигаемую реальность.

Постмодернизм – сложное, неоднозначное явление в западноевропейской культуре последней четверти 20 века, предпринимает переосмысление философии модернизма, т.е. рациональной классической философии. Суть: в отказе от целостности бытия, обращения к частностям,  к плюрализму, множественности истин.

12. Патристика и схоластика. Спор об универсалиях. Схола́стика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Отличительные черты

1.Составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу.

2.Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.

3.Высокая культура цитирования.

 Основные проблемы

Вера и знание

Доказательство бытия Бога

Общее и единичное (проблема универсалий). Фома Аквинский.(Два пути к Богу- вера и разум, которые дополняют друг друга. Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Основные проблемы: -Сущность Бога и его тройственность. –Свобода воли человека и возможность спасения его души. –История- осуществление заранее предусмотренного плана, план спасения человека. Августин Аврелий (Вера и разум едины, но вера превосходит над разумом). Универсалии- общие понятия. Реализм- действительный. Номинализм- имя. Реализм: универсалии первичны, реальны, порождают вещи. Аквинский. Истинное знание возможно лишь в богословии «истина веры». Номинализм: реальны лишь единичные вещи, а общие понятия это имена вещей, существующий в мышлении. Скотт. Истинное знание возможно и вне богословия. Концептуализм (Пьер Абеляр)- в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом- концепция, двойственность истинны. «Понимаю, чтобы верить».




1.  л
2. Редкие и исчезающие виды животных
3. і. Значення національної ідеї як способу організації національного життя випливає з принципової риси людськ
4. Подходим к Арктуру
5. Задание 1 [4] Определить относительные показатели [5] Задание 2 [6] Рассчитать средние показ
6. Основные школы древнекитайской философии конфуцианство и даосизм
7. Правило соединения двух дисков в геометрически неизменяемую систему
8. реферату- Службові листиРозділ- Діловодство Службові листи План Вимоги до тексту та реквізити службових
9.  Відділи з яких складається тіло комахи- головогруди черевце; голова груди черевце; голова тулуб;
10. Лабораторная работа 1
11. государственная политика занятости и ее эффективность
12. Требования к мониторам и работоспособность оператора П
13. Совершенствование процесса управления ценовой политикой в ООО
14. Перечень вопросов для студентов 5 курса специальности Реклама по дисциплине Информационные технологии в рекламе
15. История морского флота
16. Воркута 4 Правила содержания домашних животных 4
17. Реферат- Психология личности несовершеннолетних нарушителей
18. статья будет полезна как опытным игрокам так и тем кто впервые решил принять участие в турнирных сражениях
19. Человек вступая во взаимодействие с организационным окружением получает от него стимулирующие воздейств
20. Открытые системы и самоорганизация