У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

правовых норм которыми Советское

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.2.2025

78)  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОВЕТСКОГО НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА

Право наследования в объективном смысле'это совокупность гражданско-правовых норм, которыми Советское .государство устанавливает в случае смерти гражданина-переход определенных его субъективных гражданских прав (правомочий) и субъективных гражданских обязанностей как наследственного целого к другому лицу или к другим лицам. В нормах советского права наследования интересы отдельной личности сочетаются с интересами социалистического общества.

Самый переход прав и обязанностей умершего лица к другому лицу или к другим лицам на основании норм права наследования называется наследованием.

Не всякий переход субъективных гражданских прав и обязанностей гражданина после его смерти к другому лицу или к другим лицам есть наследование. Переход гражданских прав и обязанностей в порядке наследования характеризуется следующими признаками: а) основанием перехода является сложный фактический состав, предусмотренный нормой наследственного права;

б) переходящие права и обязанности образуют определенное единство, называемое наследством или . наследственной массой;

в) лицо, 'приобретающее права и обязанности (наследник), яв-

) В. И. Серебровский предложил различать выражения:  «наследственное право» и «право наследования». Под наследственным правом В. И. Серебровский понимает право в объективном смысле, то есть совокупность норм, регулирующих наследование; под правом наследованиясубъективное право наследника (В. И. Серебровский, Очерки советского наследственного права, Изд. Академии наук СССР, 1953, стр. 44).

Однако в живом русском языке, в языке закона и судебной практики давно укоренились оба выражения право наследования и наследственное правокак равнозначащие, как синонимы..

Так, ст. 430 ГК. говоря о «лишении права наследования», имеет в виду субъективное право наследника. В п. 1 постановления Пленума Верховного суда СССР от 20 июня 1947 г. упомянуты наследники, которые «не оформили своих наследственных прав»; под наследственными правами здесь, конечно, разумеются те же субъективные права наследников.

Является непосредственным общим (универсальным), а не частичным (сингулярным) правопреемником умершего гражданина. Например, сын гр-на П. принял открывшееся после смерти отца наследство. На момент принятия наследства сыну было известно, что имущество отца состоит из дома в г. Ялте и домашней обстановки. Это имущество он только и имел в виду, принимая наследство. Позднее выяснилось, что умершему причитается получить денежный долг с одного из соседей, а вместе с тем сам умерший не рассчитался полностью за саженцы виноградных лоз, приобретенные незадолго до смерти у другого соседа. Хотя наследник, принимая наследство, не знал ни о праве требования, ни о долге умершего отца, он как наследник, то есть универсальный преемник, оказывается после принятия наследства и кредитором по денежному требованию и должником по договору покупки саженцев.

Наследование есть одно из проявлений гражданской правоспособности. Советский закон при определенном составе фактов признает за каждым лицом, гражданином или организацией конкретное наследственное правомочие. Это один из случаев признания за лицом конкретных субъективных прав, абстрактно возможных для этого лица в силу его правоспособности (правосубъектности).

Таким образом, правоспособность лица выступает как предпосылка приобретения этим лицом конкретного субъективного наследственного права, которое называют правом наследования.

Наследственным правом в субъективном смысле называют как то право, которое признано за лицом, только призываемым к наследованию, так и то право, которое признано за лицом, принявшим наследство и таким образом уже ставшим правопреемником умершего гражданина на основании норм наследственного права.

Обладателя и того и другого .права одинаково называют н а-следником. Между тем правомочия наследника, призванного к наследованию, и правомочия наследника, уже принявшего наследство, это правомочия разного рода, качественно между собой отличающиеся. Наследник, только призванный к наследованию, имеет лишь правомочие принять наследство или отказаться от него. Такой наследник еще не правопреемник умершего гражданина, это только возможный его правопреемник. Наследником в этом смысле делаются независимо от своей воли.

Наследник, уже принявший наследство, это правопреемник наследодателя в тех правах и обязанностях, которые были у наследодателя и могут быть объектом наследственного правопреемства в силу норм советского наследственного права, то есть входят в состав наследства. Наследником во втором смысле этого слова по советскому гражданскому праву нельзя стать п о-мимосвоейволи. Принятие наследства это односторонняя сделка, то есть волевой акт наследника, а без принятия наследства невозможно приобретение наследства, то есть невозможно правопреемство после умершего гражданина. Следовательно, правомочие наследника может развиваться право принять наследство может по воле наследника преобразоваться в правопреемство. Призванный к наследованию может стать обладателем тех прав и обязанностей, которыми обладал при жизни умерший гражданин.

Объектом наследования или наследством, наследственной массой называется все то, что по нормам наследственного права переходит к наследнику, принявшему наследство, из состава прав и обязанностей умершего лица. В основном объек-' том наследственного правопреемства являются имуществен-:

ные права умершего гражданина, прежде всего ему принадлежавшее право собственности. В особых случаях, указанных законом, в порядке наследования переходят и некоторые личные неимущественные права наследодателя '.                      

Вместе с тем в порядке наследования могут переходить не все имущественные права наследодателя; советское право некоторые из них признает непередаваемыми ввиду их неразрывной связи с личностью умершего или по другим соображениям 2. Обязанности наследодателя, входящие в состав наследства, подчиняются тем же правилам, что и права наследодателя: имущественные обязанности, как правило, передаваемы по наследству и вклю- , чаются в наследственную массу; напротив, личные неимуществен- ,| ные обязанности, как правило, по наследству не передаваемы и | в наследство не входят. Если актив наследства недостаточен для :• полного удовлетворения всех кредиторов, то требования кредите- ;

ров наследодателя удовлетворяются по соразмерности, в преде- § лах действительной стоимости актива наследства, с соблюдением.1 при этом общих правил закона об очередности удовлетворения! кредиторов (ст.ст. 99 и 101 ГК РСФСР и ст. 266 и ел. ГПКИ РСФСР). В силу примечания к ст. 434 ГК РСФСР наследники не| обязаны удовлетворять требования кредиторов, выходящие за пре-| делы актива наследственной массы: личным своим имуществом! наследники перед кредиторами наследодателя не отвечают.

79) Брачно-Семейное право в Советском государстве.

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) был утвержден ВЦИК 16 сентября1918 г. Становление советского семейного права шло в острой борьбе с церковью, Священный собор которой с августа 1917 по сентябрь 1918 г. вынес ряд определений: осуждалась широкая свобода развода, а гражданский брак расценивался как прелюбодеяние и многоженство. Собор призвал граждан России не вступать на путь греха и строго хранить церковные правила о браке. При отсутствии гражданских определений брака за образец принимались определения, содержавшиеся в официальном сборнике источников церковного права – Кормчей Книге. Несмотря на архаичность древних дефиниций, смысл их воспроизводился церковно-правовой доктриной без особых изменений. В этих условиях для советского права было весьма важно вновь подтвердить те начала, которые были установлены первыми советскими декретами, и тем самым показать непоколебимость выбранной позиции по отношению к церкви. С изданием Кодекса спешили и по другой причине. В то время на местах появились течения, своеобразно объяснявшие политику свободы брачных отношений, провозглашенную декретами Советской власти. Более того, анархисты, возглавившие cовдепы в ряде губерний (Саратовской, Владимирской и др.), издали в 1918 г. так называемые «декреты о социализации женщин». Подобные левацкие увлечения представляли серьезную опасность для Советского государства и требовали от него более развернутого разъяснения политики в области регулирования отношений между полами. Это и было сделано изданием КЗАГСа.

Подготовленный Наркоматом юстиции проект Кодекса рассматривался ВЦИК 16 сентября 1918 г. Кодекс состоял из четырех разделов и 246 статей. В разделе Кодекса "Брачное право", так же как и в Декрете о гражданском браке, указывалось на признание государством лишь гражданского брака, но в отличие от Декрета Кодекс содержал положения, определявшие судьбу церковных браков, заключенных до опубликования Декрета: они были легализованы, однако по этому вопросу на местах и даже в центре существовали разногласия. Зачастую церковный брак рассматривался лишь как свидетельство фактических брачных отношений. Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как разноверие, монашество, обет безбрачия. Кодекс 1918 г. распространял принцип единобрачия на всех граждан России (ст. 68), установил единый возраст для вступления в брак – 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, причем верхний предел не ограничивался.

По Кодексу был расширен круг лиц, между которыми могли заключаться браки, за счет снятия запрета вступать в брак со свойственников и с дальних родственников. Без особых разрешений стали допускаться браки между двоюродными братьями и сестрами, между тетками и племянниками, между дядями и племянницами. Запрет относился лишь к родственникам по восходящей и нисходящей линии, а также к полнородным и неполнородным братьям и сестрам, хотя при обсуждении Кодекса было высказано предложение снять такой запрет.

Кодекс не требовал от вступающих в брак разрешения родителей, опекунов или попечителей, а лицам, состоявшим на военной или гражданской службе, не было необходимости испрашивать дозволения начальства. В отличие от церковных правил, по которым не допускалось вступление в четвертый брак, гражданский брак мог заключаться последовательно любое число раз. Нарушение условий вступления в брак влекло за собой его недействительность. Новое право перестало рассматривать как преступление многие прежде каравшиеся деяния: прелюбодеяние, как называемое «кровосмесительство» и др.

Вопрос о прекращении брака был развит Кодексом в духе Декрета

о расторжения брака. Осенью 1918 г. на сессии ВЦИК, принявшей Кодекс, были приведены статистические данные: только в одной Москве в июле 1918 г. было подано около 5 тыс. заявлений, из которых можно было увидеть, как женщины наравне с мужчинами «прибегали к способу раскрепощения себя».

Кодекс по-новому решил вопрос о фамилии супругов, предоставляя возможность выбора или фамилии мужа, или жены, или соединенной фамилии. Равноправие женщины с мужчиной подчеркивалось и решением вопроса о гражданстве супругов. В Кодексе оговаривалось, что перемена гражданства (ст. 103) могла последовать только по специальному желанию жениха или невесты. Впервые в истории этот принцип был закреплен в советском праве, а через 40 лет он стал нормой международного права и был включен в принятую в рамках ООН Конвенцию о гражданстве замужней женщины. Аналогично решался вопрос о месте жительства супругов. Жена не обязана была следовать за мужем в случае перемены им места жительства, тем самым супруги были уравнены в правах.

В области имущественных отношений супругов Кодекс сохранял принцип раздельной собственности мужа и жены. Кодекс закреплял важный принцип, о котором в первых советских декретах не говорилось: «Основой семьи признается действительное происхождение» (ст. 133). Это означало, что только реальное происхождение ребенка от своих родителей могло порождать права и обязанности детей и родителей, а также братьев и сестер. Внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке.

Отцовство устанавливалось местным отделом ЗАГСа, а в случае споров – судом. На установленного отца возлагалась обязанность участвовать в расходах, связанных с беременностью, родами и содержанием ребенка (ст. 143). Если обнаруживалось, что мать ребенка в момент зачатия находилась в близких отношениях одновременно с несколькими лицами, то, несмотря на то, что биологически возможен лишь один отец, суд мог возложить обязанности участия, в указанных расходах, на всех ответчиков (ст. 144).

Кодекс возложил обязанность по взаимному содержанию не только на родителей, но и на других восходящих и нисходящих родственников, а также на полнородных и неполнородных братьев и сестер. Кодекс законов об актах гражданского состояния отменил институт усыновления, так как под видом усыновления делалась попытка эксплуатации детского труда. В этом свете отмена усыновления была демократическим нововведением. Кодекс 1918 г. явился основным законодательным актом в области семейного права рассматриваемого периода. Он действовал без каких-либо изменений на протяжении 8 лет и содействовал уравнению женщин в правах с мужчинами и развитию их гражданского самосознания.

Кодекс подробно регламентировал порядок регистрации отдельных актов гражданского состояния. За формулами закона стояли далеко идущие планы советского государства. Основная цель организации государственного учета актов гражданского состояния – сбор информации о положении населения. До революции регистрация основных событий в жизни людей – рождений, венчаний, смертей – осуществлялась церковью. Сама же церковь со времени Петра 1 была включена в государственный аппарат. В условиях отделения церкви от государства изменен порядок контроля над массами. Стремясь вытеснить церковь, Советское государство стало создавать новые правила регистрации новорожденных, предписывая родителям не позднее, чем в трехдневный срок подать заявление в отдел ЗАГСа о рождении ребенка. Сложились довольно разнообразные обрядовые формы, появились имена, призванные увековечить в людях революционные события: Октябрина, Диамара (диалектический марксизм), Рем (революционный марксизм) и т.д.

Аналогичными правилами регламентировался и порядок смерти, причем в Кодексе не было запрета церковного отпевания умершего. Каких-либо условий, по которым суд должен был выполнить постановление о признании лица умершим, Кодекс не содержал.




1. 40 Цена- 135900 руб
2. Иван андреевич крылов как драматург, комедия трумф и её политический смысл
3. ВАРИАНТЫ- 1 вариант- 1
4. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата наук з державного управління
5. на тему- Расчет интегральной балльной оценки и категории тяжести труда на рабочем месте
6. Методические рекомендации по подготовке к практикумам и семинарским занятиям
7. Роль лісу в екологічній стабілізації ландшафтів1
8. Вариант30 СанктПетербург 2004 ЗАДАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТ
9. Лабораторная работа по дисциплине Теория автоматического управления Тема работы- расчет оптимального
10. Вторичная переработка зольной пыли для получения портландцемента