Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

На тему- Древнегреческая мифология

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

                     Чеченский  Государственный  Университет

             Кафедра истории древнего мира и средних веков

  Курсовая работа

     

По дисциплине «история древнего мира»

                                     

                            На тему:

      «Древнегреческая мифология»

                                                                     

                                                                        Подготовила Джабраилова Эсет

                                                                                                     

                                                                                              студентка 1 курса исторического ф-та

                                                                                               

                                                                                              Специальность: история

                                                                                              

                                                                                               Руководитель: Багаев Муса Харонович

                                                    Грозный 2014                

                                      Древнегреческая мифология

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………3

Глава 1.  Общая характеристика древнегреческой мифологии………………….5

1.2. Мифы о богах………………………………………………………………………………………..8

Глава 2. Образ древнегреческого героя Тесея в литературе и искусстве….17

Заключение  ………………………………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…............................................................28

Введение

Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем фактом, что мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

Мифология как наука о мифах имеет богатую и продолжительную историю. Первые попытки переосмысления мифологического материала были предприняты еще в античности. Изучением мифов в разные периоды времени занимались: Эвгемер, Д. Вико, Ф. Шеллинг, В. Мюллер, А.Н.Афанасьев, А.А. Потебня, К. Леви-Строс, Л. Леви-Брюль, Э. Кассирер, З.Фрейд, К. Юнг, А.Ф. Лосев, В.Н. Топоров, Е.М. Мелетинский, О.М.Фрейденберг, М. Элиаде и многие другие. Но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе. Безусловно, в трудах исследователей существуют и точки соприкосновения. Отталкиваясь именно от этих точек, нам представляется возможным выделить основные свойства и признаки мифа.

Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады-воительницы, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими периодами являются: древнейший хтонический, или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология – своего рода единственная форма первобытного мышления – гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение древнегреческой мифологии.

Задачи исследования:

1) Дать общую характеристику древнегреческой мифологии;

2) Определить источники древнегреческих мифов;

3) Проследить основные этапы развития древнегреческой мифологии;

4) Рассмотреть образ Тесея в древнегреческой мифологии и его интерпретацию в литературе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.   

ГЛАВА I. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ИСТОЧНИКИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1. Источники греческой мифологии

Мифология – это предания или сказания различных народов мира, изображающие природу и всех окружающих древних людей предметов как живых существ, владеющих магическими свойствами и огромной силой. Представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления3.

В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации.  

Древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, и смысл мифов следует искать в них самих.

Сущность хтонического периода развития греческой мифологии заключается в следующем. Во время создания первых мифов люди всецело зависели от природных условий. Все непонятное представлялось им проявлением божественной силы, спастись от гнева которой невозможно. Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде, все окружающее материализуется, одушевляется, наделяется непонятными слепыми силами.4 Земля представляется живой, все из себя рождающей. Поэтому древнейшая мифология и называется хтонической. Средоточие силы – фетиш, и вся мифология представляла собой фетишизм. Духовная жизнь человека тоже отождествляется с фетишизмом. Первые боги – ужасные создания, нередко выглядящие как люди с головами или туловищами животных. Однако к олимпийским богам иногда можно было обращаться с просьбами и надеяться на их выполнение. В мифологии олимпийского периода появляются герои, которые успешно борются с демонами и чудовищами. Это связано с тем, что многие природные процессы люди уже в состоянии объяснить. Вместо мелких богов и демонов появляется один верховный бог – Зевс, которому подчиняются все остальные божества. Так в мифологии отражается переход к патриархату.

Также мифология включает в себя рассказы о героях, занимающих место между людьми и богами, которые совершали деяния недоступные обычным людям. Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы – художественной и научной. Основными источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явление, в реальности которого у автора не возникает сомнений. Иное отношение к мифологии мы наблюдаем у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В классической лирике (7-5 вв. до н.э.), где мифология служит средством для передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной мере блекнет, но в нем выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты. Греческая драма (V в. до н.э. – Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом внеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения в лирике. В трагедии судьба, рок – вся эта трудно усваиваемая бездна античного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Из комедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (5 в. до н.э). Эллинистическая поэзия – Феокрит, Бион, Мосх (4-3 вв. до н.э.) и другие авторы – дает ряд мелких и изящных мифологических образов. Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами, содержат гимны Каллимаха (3 в. до н.э.). Из поэтов-александрийцев особенно интересен Аполлоний Родосский (3 в. до н.э.), изложивший в поэме «После Гомера» события после смерти Гектора до взятия Трои и Нонн Панополитанский (5 в), который в поэме «Дионисовы песни» сообщает много фактов в связи с рождением и жизнью Диониса. Источниками для изучения греческой мифологии являются также труды Филострата Старшего и Филострата Младшего (3 в. н.э.). Каллистрата (4 в.) и эпиграмматистов (Мелеагр, 1 в. до н.э., и др.).

Из собраний гимнов важны так называемые Гомеровские гимны, пять из которых (к Аполлону – два, к Гермесу, Афродите и Деметре) возникли в классический период (но позже «Илиады» и «Одиссее»), остальные – в эллинистическую эпоху. В так называемых Орфических гимнах, восходящих к 6 в. до н.э., содержатся эпитеты богов, помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов – гимны Прокла (5 в. н.э.) резюмируют работу античной мифологической мысли над рядом центральных образов.

Сведения по греческой мифологии содержатся и в произведениях римских авторов 1 в. до н.э. - 2 в. н.э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). «Метаморфозы» Овидия представляют собой по существу мифологическую энциклопедию.

1.2. Мифы о богах

В греческой мифологии проявляются представления людей о происхождении мира, причем прослеживается аналогия с другими древними религиями.

Прежде всего остального в мире существовал бесконечный Хаос. Это не была пустота - он содержал в себе истоки всех вещей, богов и людей. Греки представляли себе хаос в виде некоей разверстой пасти (само это слово родственно греческому "зевать")5. Вначале из Хаоса возникла мать-земля - богиня Гея и небо - Уран. От их союза произошли циклопы - Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”). Высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный. Вторыми Уран и Гея породили сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров - Котта, Бриарея и Гиеса (“гнев”, “сила”, “пашня”). И наконец, на свет появилось великое племя титанов.

Их было 12 - шесть сыновей и дочерей Урана и Геи. Океан и Тефия породили все реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой зари (Эос). От Иапета и Асии произошел могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.

Не понравилось Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов восстать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы.

Греки называли период правления Крона золотым веком. Однако этому новому владыке мира было предсказано, что он, в свою очередь, будет свергнут своим сыном. Поэтому Крон решился на ужасную меру - стал проглатывать своих сыновей и дочерей. Первой он проглотил Гестию, затем Деметру и Геру, далее Аида и Посейдона. Само имя Крон означает “время” и не зря люди говорят, что время поглощает своих сыновей. Последнего ребенка - Зевса его несчастная мать Рея подменила завернутым в пеленку камнем. Крон проглотил камень, а юный Зевс был спрятан на острове Крит, где его вскормила своим молоком волшебная коза Амалфея6.

Когда Зевс стал взрослым, он сумел хитростью освободить своих братьев и сестер, и они начали борьбу с Кроном и титанами. Десять лет они сражались, но победа не давалась ни той, ни другой стороне. Тогда Зевс по совету Геи освободил томящихся в Тартаре сторуких и циклопов. Отныне циклопы стали ковать Зевсу его прославленные молнии. Сторукие же обрушили на титанов град камней и скал. Зевс и его братья и сестры, которые стали называться богами, одержали победу. Они, в свою очередь сбросили титанов в Тартар (“туда, где скрыты корни моря и земли”) и приставили стеречь их сторуких великанов. Сами же боги начали править миром.

Считаем целесообразным охарактеризовать некоторые, наиболее известные, божества.

Зевс олицетворяет переход к патриархату поскольку воспринимается как верховное божество отец богов и людей, главу олимпийской семьи богов. Его появление символизирует переход к олимпийскому периоду, поскольку Зевс для утверждения в качестве верховного бога вынужден бороться с чудовищами – Тифоном и гигантами. В то же время Зевс близок людям и, как нам представляется, лишь номинально обладает всеобщей властью. Он порой борется за власть с другими богами (Герой, Посейдоном, Афиной), периодически у него появляются дети от смертных женщин(Геракл, Персей, Минос, например). Верховенство Зевса проявляется также в насаждении им моральных устоев и государственности(именно Зевс вложил в людей стыд и совесть как предвестники морали; мораль – предтеча права, а право возникает одновременно с государством).

Во внешнем облике перечисленные и другие важнейшие качества Зевса проявляются в том, что его обычно изображают в виде могучего великана в расцвете сил с длинными волосами и бородой(символ житейской мудрости). Атрибуты Зевса – эгида, скипетр, иногда молот(символы верховенства власти).

Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов(на Аполлона – пророчество, на Деметру – плодородие и.т.п.). В честь Зевса устраивались Олимпийские игры как символ единения и взаимного согласия полисов7.

Тем не менее, некоторые элементы в образе Зевса являются рудиментами хтонической мифологии. Зевс нередко появляется в образе животных(похитил Европу, приняв облик быка), одна из ипостасей Зевса – чудовище Минотавр; Зевс живет в полигамном браке: у него три жены – Метида, Фемида и Гера(только с приходом патриархата люди все меньше вспоминают о многоженстве верховного бога).

Афина Паллада – в греческой мифологии богиня справедливой войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел; воительница, покровительница городов и государств, наук и ремесел, ума, сноровки, изобретательности, дочь Геры (или океаниды Метиды)8. Любимая дочь Зевса.

Метида была первой женой Зевса. Зевс проглотил ее, так как по предсказанию мойр (либо по словам самой Метиды) после Афины она должна была родить сына, который станет властителем неба. Но через некоторое время он почувствовал страшную головную боль и приказал Гефесту разрубить себе голову. Из расколотого черепа Зевса и вышла в полном вооружении, в шлеме, с копьем и щитом воительница Афина Паллада.

Являлась одной из наиболее почитаемых богинь Греции, соперничая по значимости с Зевсом. Силой и мудростью была ему равной. Отличалась независимостью и гордилась тем, что навсегда осталась девой.

Афина изображалась в образе Паллады (победоносной воительницы) или Полиады (покровительницы городов и государств). От имени Паллада произошло слово «палладий»(деревянное изображение Афины, обладавшее чудотворным действием). Город, владевший палладием, считался под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда, рассказывавшая о том, что он упал с неба. После Троянской войны Эней привез его в Рим и с тех пор палладий хранился в храме Весты.

Атрибуты - олива, сова (символ мудрости) и змея (рудименты хтонической мифологии, когда все живое пугало человека и представлялось ему олицетворением могущества). Являлась покровительницей змей (в храме в Афинах обитала огромная змея - страж Акрополя).

Ее постоянный эпитет – «светлоокая» (точнее, «совоокая») - свидетельствует о том, что в глубокой древности богиню представляли в виде совы, которая позже стала священным животным (отсюда поговорка «носить сов в Афины» — делать лишнее дело). Также носила эпитеты «Тритонида» из-за места рождения у озера Тритон в Ливии, «Пестровидная змея», «Работница», «Городская», «Градозащитница».

Афина - покровительница Афин. В споре за обладание Аттикой и за право дать имя городу (впоследствии Афины) победила Посейдона. Спор, состоявшийся на холме Ареса, решали двенадцать богов, включая Зевса - чей дар Аттике был более ценен. Посейдон выбил трезубцем из бесплодной скалы соленый источник (по другой легенде - создал лошадь), а Афина глубоко вонзила в землю копье и выросла священная олива (маслина).

Афина считалась основательницей государства, изобретательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Научила ткачеству, прядению и кулинарии. Кроме того, Афина учредила законы и ареопаг - высший суд в Афинах9.

Помогала Гераклу, Прометею в похищении огня для людей, а также покровительствовала аргонавтам, Одиссею, Ахиллу, Персею. Когда Персей победил горгону Медузу, ее голову он подарил Афине, и та украсила ею свой щит – эгиду.

Среди жертв Афины - царевна Арахна, превращенная богиней в паука, и Тиресий, случайно увидевший ее во время купания и ослепленный за это богиней.

Афине были посвящены праздники первого прорастания хлеба, начала жатвы, дарования росы для посевов, отвращения дождя.

Афродита – богиня любви и красоты, дочь Зевса и Дионы. Однако древнее хтоническое происхождение богини выражено в мифе, согласно которому она произошла из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену. Кроме того, это богиня плодородия.

Покровительство любви проявляется прежде всего в облике богини. Афродита – признанная красавица, признания которой добиваются многие боги. Но словно в подтверждение тому, что любовь не зависит от внешности, супругом Афродиты является самый некрасивый бог Олимпа – хромой Гефест.

Поступки Афродиты тоже в первую очередь связаны с покровительством в любви. Например, она обещает Парису любовь Елены и выполняет это обещание. Помогая любящим, Афродита наказывает тех, кто отвергает любовь. Она покарала Иполлиту и Нарцисса.

Фетишистским рудиментом в образе Афродиты является ее пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения.

Святилища богини имелись в разных областях Греции.

Гермес – вестник богов, проводник душ умерших, покровитель путников, воров и торговцев. Он – посредник между богами и людьми и иногда насылает вещие сны. С развитием скотоводства Гермес воспринимается также как покровитель пастухов, умножающий приплод скота. Позднее его также считали покровителем торговли.

Покровительство Гермеса проявляется в поступках бога. Он вручил Нефеле – матери Геллы и Фрикса златорунного барана, на котором дети спаслись от мачехи; Персею вручил меч для убийства Медузы горгоны; Одиссею помог избежать колдовства Кирки.

Рудиментом хтонической мифологии в образе Гермеса является прежде всего его имя, которое можно перевести как «груда камней» -- своеобразный символ бессмертия. Другие фетишистские рудименты – золотые крылатые сандалии и золотой волшебный жезл, при помощи которого Гермес насылает на людей сны.

Гермес почитался на анфестериях – празднике пробуждения весны и почитания умерших.

Гера в греческой мифологии супруга и сестра Зевса. Брак Геры с братом – рудимент древней кровнородственной семьи. Гера олицетворяет, как уже было сказано ранее, устойчивую моногамную семью. Именно этим объясняется ее ненависть к внебрачным детям Зевса – в частности, к Гераклу, которому Гера чинит всяческие препятствия. Благодаря моногамному браку с Зевсом Гера получает верховную власть над другими богинями. Еще одна важная функция Геры – помощь роженицам. Она вытекает из основной миссии богини – охраны прочности брачных уз. Гера – мать богини родов Илифии, которую она подослала, чтобы ускорить роды Никиппы и тем самым способствовать воцарению Эврисфея вместо Геракла.

В то же время образ Геры свидетельствует о падении матриархата. Когда Гера в отместку Зевсу рождает без супруга Гефеста, ребенок получается уродливым, и со зла Гера сбрасывает его с Олимпа, отчего Гефест становится хромым.

Архаичность Геры проявляется в том, что ее сыном считается один из самых кровавых богов доолимпийского периода – бог войны Арес. Кроме того, в хтонический период Геру обычно изображали с глазами коровы, что также является рудиментом древней мифологии.

Деметра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия; дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса.

В мифе о Деметре, оформившемся в древнем центре её культа - аттическом поселении Элевсине, отразилось первобытное представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира; дочь Деметры - Персефона (Кора) была похищена богом подземного мира Аидом, и разгневанная Деметра лишила землю плодородия; поэтому Зевс приказал Персефоне две трети года проводить с матерью на земле, на время же между летней жатвой озимых и появлением осенью первых ростков нового посева Персефона должна была возвращаться в царство мёртвых.

Распространённый во многих местностях Греции культ Деметры слился в Древнем Риме с культом италийского растительного божества Цереры.

Аполлон – сын Зевса и Лето. В образе этого бога слились архаические и хтонические черты, поэтому божество выполняет противоречивые функции – как губительные, так и благодетельные. Однако считается, что Аполлон появился уже в олимпийский период, поскольку он с Артемидой родился на плавучем острове Астерия, поскольку Гера запретила Лето вступать на твердую землю за измену Зевса, что свидетельствует о повышении роли семьи10. Аполлон – достаточно жестокий бог: он своими стрелами посылает внезапную смерть старикам, участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом, борется с Гераклом, губит детей Ниобы, сдирает кожу с сатира Марсия за дерзость последнего. В то же время он врач, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны, защитник от бед, прорицатель, основатель и строитель городов, покровитель певцов и музыкантов.

В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в ее историческом развитии. Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже отождествлении с вороном, лебедем, волком, мышью, бараном11.

В олимпийский период Аполлон помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов. Образ божества также претерпевает изменения: отныне Аполлон воспринимается как идеал мужской красоты.

Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Культ Диониса появился в Греции в олимпийский период. Это проявилось в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов. Дионис обучает людей виноградарству и виноделию, стремится избавить их хотя бы на время от забот. Это проявляется в облике вечно юного красавца Диониса. В то же время архаическое зооморфное происхождение Диониса отразилось, в частности, в мифе о пиратах, которые хотели продать Диониса в рабство, но оковы спали с рук божества, а снасти оплели виноградные лозы. Разбойники превратились по желанию Диониса в дельфинов.

Глава 2. Образ древнегреческого героя Тесея в литературе и искусстве

Имя Тесей указывает на силу. Тесей принадлежит к поколению героев до троянской войны. Рождение Тесея необычно. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рождённого из семени Гефеста Геей и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропa. Предки Тесея — мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей — представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога. Со стороны матери Тесей происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец от самого Зевса.

Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь с ней сблизился Посейдон или же сочетался с ней накануне на острове Сферос. Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона. Родился в местечке Генетлий у гавани Келендерис. Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, положив их под большой камень, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта), претендовавших на власть из-за бездетности Эгея. Эфра скрывает истинное происхождение Тесея и Питфей распространил слух, что мальчик рождён от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу.

Ещё до ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос спереди, как абанты, богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Этот род стрижки назвали «Тесеевым». Когда ему шёл шестнадцатый год, вынул сандалии и меч отца из-под камня. Скала Тесея (ранее жертвенник Зевса Сфения) находилась по пути из Трезена в Эпидавр.

Тесей отправился в Афины не легким путем — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники и потомки чудовищ. По дороге Тесей победил и убил:

Разбойника Перифета, сына Гефеста, убивавшего путников медной палицей.

Разбойника Синиса, (по прозвищу Сгибатель сосен), жившего в сосновой роще и расправлявшегося с путниками, привязывая их к двум согнутым соснам.

Кроммионскую свинью,

Разбойника Скирона, заставлявшего путников мыть ему ноги у обрыва и сбрасывающего их пинком в пропасть, где несчастных съедала гигантская черепаха.

Разбойника Керкиона, заставлявшего путников бороться насмерть.

Разбойника Дамаста (по прозвищу Прокруст).

Описывая подвиги Тесея, Плутарх («Тесей») особо отметил его справедливость:

«(…) Тесей подражал Гераклу. Геракл казнил нападавших тою же казнью, какую они готовили ему (…) Таким образом и Тесей карал злодеев, терпевших от него лишь ту муку, какой они подвергали других, и несших справедливую расплату в меру собственной несправедливости.»

В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол.

Есть рассказ, о том, как Тесей прибыл в Афины, когда строился храм Аполлона Дельфиния, и рабочие насмешливо назвали его девушкой, тогда он подбросил повозку, показав свою силу. Тесей явился в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом.

Тесею также пришлось бороться с 50-ю Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Тесей утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Пришёл в Афины 8 крония (гекатомбеона) (конец июля), 6 мунихиона (конец апреля) отплыл, вступил в город при возвращении 7 пианепсиона (конец октября). Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с критским царем Миносом, требовавшим каждый девятый год дани 7 юношами и 7 девушками как искупление за смерть своего сына Андрогея. При Тесее дань отправлялась в третий раз (см. Спутники и спутницы Тесея). По другим версиям, либо ежегодно 7 человек, либо каждые 7 лет по 14.

Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы померяться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. По Гелланику, жребия не было, а Минос сам прибыл в Афины и выбрал Тесея.

Корабль отправился под чёрным парусом, но Тесей повез с собой запасным белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей убил Минотавра. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея. По версии, спасся из лабиринта благодаря сиянию, излучаемому венцом Ариадны. Ночью Тесей с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Застигнутый там бурей Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Однако Ариадну похитил влюбленный в неё Дионис. По версии ряда мифографов, Тесей был вынужден оставить Ариадну на острове, поскольку ему во сне явился Дионис и сообщил, что девушка должна принадлежать ему.

  На Крите Дедал научил Тесея и его спутников священному танцу. Возвращаясь с Крита, устроил на Делосе состязания в честь Аполлона и победителей увенчивал пальмовым венком. Посвятил Аполлону ксоан Афродиты работы Дедала, который Ариадна захватила с Крита.

  Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына. По легенде, именно поэтому море называется Эгейским. Также существует версия о том, что Минос принёс жертвы богам и бог Аполлон сумел устроить внезапную бурю, унесшую «победный» белый парус — именно поэтому Тесей был вынужден вернуться под чёрным парусом и свершилось давнее проклятье Эгея. По Симониду, Эгей ждал не белый, а «пурпурный парус, окрашенный соком цветов ветвистого дуба». 30-вёсельный корабль Тесея, согласно легенде, хранился в Афинах до эпохи Деметрия Фалерского, фактом своего хранения породив одноименный парадокс. Учредил государственное устройство и демократию в 1259/58 г. до н. э..

По некоторым данным, устроил Истмийские игры в честь Меликерта.

Посейдон обещал ему исполнить три желания.

По афинской версии, во главе афинской армии разбил фиванцев Креонта, отказывавшихся выдать трупы павших.

Вместе с Гераклом участвовал в походе за поясом амазонок.

Тесей участвовал в Калидонской охоте. Некоторые авторы называют его среди аргонавтов, что сомнительно, так как мачехой Тесея была Медея, бывшая жена лидера аргонавтов Ясона.

Участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе Пирифоя, ближайшего друга Тесея. Знаки дружбы Тесея и Пирифоя погребены близ Полой Чаши в Колоне. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Этим поступком Тесей переступил меру возможного, установленного богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем. Он так и остался бы в Аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Тесея и отправил его в Афины. Геракл освободил его из Аида, на скале осталась часть его седалища.

Столь же дерзким поступком Тесея было похищение им Елены, отбитой братьями назад и позднее ставшей причиной Троянской войны. Взяв в жены Елену, Тесей соорудил храм Афродиты Нимфии в области Трезена. Вернувшись из своего похода в царство Аида, он нашёл престол занятый Менесфеем.

Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Когда его прогнали афиняне, отправился на Крит к Девкалиону, но вследствие ветров был занесен на Скирос. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Тесея когда-то была земля. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землей, коварно убил Тесея, столкнув его со скалы. Похоронен Тесей на Скиросе. Отдельным сюжетом является история о том, как Федра, жена Тесея, влюбившись в своего пасынка Ипполита, безуспешно склоняла его к любви. Не сумев добиться Ипполита, она оговорила его перед отцом, после чего Тесей проклял сына и тот погиб. Затем Федра повесилась, а Тесей узнал правду. Античные авторы издавна стремились рассмотреть образ Тесея не как мифического героя, а как реального исторического персонажа (основным источником служит Плутарх). Их истолкование выглядит следующим образом:

Евсевий Кесарийский в своей хронографии называет Тесея 10-м царём Афин, правившим 30 лет после Эгея с 1234 по 1205 гг. до н. э. Плутарх в жизнеописании «Тесей» приводит свидетельства реального существования такого древнего царя в Афинах. Многие подробности взяты Плутархом от Филохора, автора III в. до н. э.

    В правление Тесея афиняне убили сына Миноса Андрогея, за что должны были платить дань Криту афинскими мальчиками. Однако Тесей сам отправился на состязание, учреждённое Миносом в память о погибшем сыне, и победил в борьбе сильнейшего из критян Минотавра, в результате чего дань мальчиками отменили.

     Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину, стал действительным основателем Афин. Вот как об этом пишет Плутарх («Тесей»):

«Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя дем за демом и род за родом, он объяснял повсюду свой план, простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещания, а людям влиятельным он сулил государство без царя, демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов, в остальном же принесет всем равенство, — и одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. (…) Он воздвиг единый, общий для всех пританеи и дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами (…)

Стремясь еще увеличить город, Тесей призывал в него всех желающих, предлагая права гражданства (…) Но он не допустил, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство — он впервые выделил сословия благородных, землевладельцев и ремесленников, и благородным предоставил судить о богопочитании, занимать высшие должности, а также учить законам и толковать установления божеские и человеческие, хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия (…) О том, что Тесей, по словам Аристотеля, первым проявил благосклонность к простому люду и отказался от единовластия, свидетельствует, по-видимому, и Гомер, в „Перечне кораблей“ называющих „народом“ одних только афинян.»

    Тесей похитил одну из амазонок, Антиопу и имел от неё сына Ипполита. Из-за похищения Антиопы амазонки вторглись в Аттику, и только с большим трудом афиняне разгромили воительниц. После смерти Антиопы Тесей взял в жёны Федру. Затем Тесей в возрасте уже за 50 лет с друзьями отправился в Эпир за дочерью царя молоссов (эпирского племени), где был схвачен и брошен в тюрьму. Когда он смог вернуться в Афины, то нашёл недовольный народ, подстрекаемый против него Менесфеем. Потерпев поражение в борьбе с врагами, Тесей удалился на остров Скирос, и там погиб, то ли убитый царем Скироса Ликомедом, то ли просто сорвавшись со скалистого обрыва.

       По Евсевию Тесей был изгнан из Афин остракизмом, правилом против тирании, которое он же первым и ввёл в качестве закона. Афинский трон занял Менесфей. Культ Тесея, как героя-предка, существовал в Аттике. Особенный всплеск его в историческую эпоху произошёл после явления тени царя на Марафонской битве, что, как считается, помогло грекам одержать победу.

      Согласно Гегесианакту, стал созвездием Коленопреклоненного, а лира Тесея — созвездием Лиры.

    Действующее лицо трагедии Эсхила «Элевсиняне» (фр.54а Радт), переговорами добился выдачи тел павших под Фивами; трагедий Софокла «Эдип в Колоне», «Тесей» (фр.730с Радт); трагедий Еврипида «Ипполит», «Геракл», «Умоляющие», «Эгей» и «Тесей», Ахея Эретрийского «Тесей», Гераклида «Тесей», Акция «Тесей» (?), Сенеки «Федра» и «Геркулес в безумье», Расина «Федра»

   Современная дилогия Мэри Рено «Тезей» (романы «Царь должен умереть» и «Бык из моря») трактует жизнь Тезея с максимально реалистичной точки зрения, используя знания о крито-минойской культуре, культе Матери-Богини и традиционном жертвоприношении царя.

   В 1971 году про Тесея в СССР был снят мультфильм «Лабиринт».

А. Бушков посвятил Тесею две книги: «Лабиринт» и «Провинциальная хроника начала осени». По мотивам » с Генри Кэвеллом в роли Тесея и Микки Рурком в роли царя Гипериона.

Заключение

          Таким образом, изучение мифов Древней Греции позволяет исследовать представления людей о природе, а также отследить ряд реальных исторических событий. Мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах. Греческие мифы подвергались различным философским и поэтическим толкованиям. Приход христианства положил конец почитанию божеств, однако сами древнегреческие мифы, образы древних божеств и рассказы о них продолжали бытовать в Средневековье и продолжают привлекать к себе внимание и в наши дни.

          Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы – художественной и научной. Основными источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера.  

Мифология Древней Греции в своем развитии прошла следующие этапы: доолимпийский, олимпийский, поздний героизм. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму.

  Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь. В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как «Авгиевы конюшни», «Эдипов комплекс», «Ахиллесова пята», «Кануло в лету», «Содом и Гоморра», «Все в Тартарары», «Взгляд Горгоны», «Геростратова слава» и другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии.

      Не отдавая себе отчета, мы порой говорим о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке.

  Многие великие художники и скульпторы черпали свое вдохновение из сюжетов мифов Древней Греции. Это и «Персей и Андромеда» Рубенса, «Пейзаж с Полифемом» Пуссена, «Даная» и «Флора» Рембрандта и картины наших художников («Дедал, привязывающий крылья Икару») П. Соколова, («Встреча Аполлона и Дианы») К. Брюллова, («Посейдон, несущийся по морю») И. Айвазовского. Тесей является действующим лицом трагедии Эсхила «Элевсиняне», переговорами добился выдачи тел павших под Фивами; трагедий Софокла «Эдип в Колоне», «Тесей»; трагедий Еврипида «Ипполит», «Геракл», «Умоляющие», «Эгей» и «Тесей», Ахея Эретрийского «Тесей», Гераклида «Тесей», Акция «Тесей», Сенеки «Федра» и «Геркулес в безумье», Расина «Федра».

Значительная часть греческого мифа представляет собой политико-религиозную историю. Беллерофонт, например, садится на Пегаса и убивает Химеру. Персей (в одном из, вариантов той же легенды) летит по воздуху и обезглавливает мать Пегаса — Медузу Горгону. Имя Персей правильнее было бы писать Птерсей, т.е. разрушитель; он представлял патриархальных эллинов, которые вторглись в Грецию и Малую Азию в начале II тысячелетия до н.э. и бросили вызов власти триады богинь. Пегас считался священным конем женской триады, потому что конь, чьи подковы напоминают по форме луну, фигурировал в церемониях, связанных с вызыванием дождя и возведением на престол царя-жреца. Его крылья символизировали скорее не быстроту, а его небесную природу. Таким образом, религия и мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, богах и героях.

Список литературы

       

  1.  Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 2003
  2.  Зурабова К., Сухачевский В. Мифы и предания. – М., 2002.
  3.  Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1954
  4.  Мифы народов мира(в 2-х т). – М., 1982
  5.  Морган Л. Древнее общество. – М., 2000
  6.  Советский энциклопедический словарь. – М., 1978
  7.  Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебное пособие. – М.: Наука, 2009. – 420 с.
  8.  Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М.: Изд-во АСТ, 2007. – 1008 с.
  9.  Гусманов И. Г. Греческая мифология: Боги: Учебное пособие. Изд. 2-е. – М.: Флинта, Наука, 2001. – 328 с.
  10.   Коган П.С. Очерки по истории древнегреческой литературы. – М., 2010. – 256 с.

12.Котрелл, Артур и Сторм, Рэчел Энциклопедия Мифология: Мифы и легенды Древненго Мира: Греции, Рима, Египта, Скандинавии, Персии, Индии, Китая и стран Дальнего Востока / Пер. с англ. – М.: РОСМЭН-Пресс, 2003. – 512 с.

3

4

5

6 Соловьев Н. Культура Древней Греции. – М., 2004. – С. 22.

7 Мифы народов мира, т.1, с. 466

8 Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1954. – с.55.

9 Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1954. – с.58.

10

11




1. МДОУ общеразвивающего вида де
2. Вербальные средства общения
3. Словарная работа на уроках русского языка
4. Здравоохранение как социальная система человеческого общества
5. Радиотехнические цепи и сигналы ОТЧЕТ по лабораторной работе ’4 Исследование фильтров ниж
6. тема адміністративних судів в Україні
7. Юридическая работа на предприяти
8. Годы Великого бедствия по своим разрушительным последствиям сравнимы с- B монгольским нашествием Закон
9.  Сутність капіталу його класифікація Під капіталом розуміють суму коштів необхідних для започаткування
10. ТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ В MTLB Вариант 19 Выполнил- Ипатов Н
11. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук
12. копии документов удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи паспорт свидетельство о рождении р
13. Реферат- Психология толпы
14. Реферат- Прополис
15. Тема- Порядок организации и проведения инвентаризации Научный руководитель Седо
16. Конкуренция, ее сущность и формы
17. Создай свой имидж.
18. днем видно только одно Светило ~ Солнце
19. Философии и социальноэкономических наук Музейзаповедник Царицыно
20. Учет расчетов по оплате труда и анализ фонда оплаты труда на примере ресторана Индиго