Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

моде и не дается никаких уточнений подразумевается мода на одежду во всех других случаях необходимо конкр

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Мода, дух времени, массовое сознание.

Уже не один век мода играет не последнюю роль в мире идей, влияет на литературные и музыкальные вкусы) определяет кулинарные пристрастия, ощущается в различных сферах человеческой деятельности.

Активное использование средств массовой информации, демократизация и научно-технический прогресс способствовали еще более широкому распространению моды, возникновению новых разнообразных форм ее проявления.

Когда речь идет просто о «моде» и не дается никаких уточнений, подразумевается мода на одежду, во всех других случаях необходимо конкретное лексическое («музыкальная мода», «интеллектуальная мода») или контекстуальное пояснение.

199

Действительно, естественная лаборатория моды исследует манеру одеваться, иначе говоря, коренное отличие человека от животного, способствующее созданию человеческой общности.

Нет народов, живущих совершенно обнаженными: одни носят пояса, набедренные повязки, украшения; другие окрашивают тело, наносят татуировки и шрамы, употребляют грим: для третьих характерны особые прически или оружие, выполняющее часто декоративную функцию, за исключением периода войн и охоты.

Известно, что там, где климат позволяет обходиться без одежды, которая перестает выполнять защитную функцию, человек все же носит одежду «классического» типа или наносит на тело ритуальные изображения, а часто потребность одеваться выражается в особом внимании к деталям и аксессуарам (впрочем, использование необязательных аксессуаров нагим человеком это тоже способ одеваться). Сегодня в развитых странах изменчивая мода определяет фасоны, расцветку, материалы и аксессуары (сумочки, обувь, украшения, часы, ручки и т. д.). Даже прическа подчиняется прихотям моды: она стала важнейшим элементом костюма. И наконец, явление, не имеющее исторических прецедентов,представители всех общественных классов, всех возрастных групп, мужчины и женщины одеваются согласно циклическим изменениям моды.

Давно стал общеизвестным факт, отмечавшийся на протяжении веков в литературе: слово «мода» неизбежно подразумевает «круговорот моды». Лабрюйер посвящает моде главу в книге «Характеры или нравы нашего века». Вот что он пишет: «Едва одна мода приходит на смену другой, и уже она вынуждена отступить перед еще более новой, которая уступает место следующей за ней и далеко не последней, таково наше легкомыслие». Мода в его понимании «легкомысленные и недолговечные обстоятельства в потоке зыбкого времени». С тех пор каждая новая эпоха повторяет этот диагноз и представляет себе, что мода изменяется гораздо стремительнее, чем в старые времена. Случилось то, что должно было случиться, и вот уже Жиль Липовецкий

отмечает, что современная мода подчинена «империи эфемерности».

Справедливо утверждение, что мода пронизана «неистовым чувством времени» ( Ролан Барт), но не менее важно уточнить, что связь моды не будем выходить за рамки естественной лаборатории со временем не является простой линейной зависимостью. Можно выделить три ее временных типа:

1) короткие циклы, иногда носящие мимолетный характер (от нескольких недель до нескольких лет);

2) средние циклы (продолжающиеся годы) отражают достаточно долговременные тенденции, определяющие смену конкретных форм и образцов одежды, например укорачивание юбок с конца 50-х годов до середины 60-х годов или изменение положения брючных стрелок, расположенных до 1890 года сбоку, а затем впереди, когда появляются мужские костюмы (конец XIX — начало XX в.), стрелка практически исчезает с распространением джинсов, но появляется вновь в виде боковой складки на широких джинсах конца 70-х годов. Наиболее популярными являются в настоящее время два вида: стрелка впереди («городской» или «выходной» костюм) и отсутствие стрелки (джинсы, спортивная одежда).

3) длительные циклы могут рассматриваться как «окончательные» культурные достижения, которые не ощущаются обществом, пока не наблюдается резких отклонений от нормы. Так, в XIX в. длинные брюки традиционного «народного» покроя вытесняют старинные мужские штаны до колен, которые носили дворяне, и вся мужская мода на протяжении века основывается на этом предмете костюма.

Мода вовсе не развивается спиралеобразно ускоренными темпами и внутри каждого цикла, отнюдь не эфемерность выступает типичным явлением: однодневная мода потерпела крах. Любая получающая признание мода приживается (подобно черенку или культуре) на многие годы (примером может служить современная французская мода: мужское и женское трико, зеленый, лиловый и темно-красный цвета, рубашки в полоску, подложные плечи для мужчин и женщин) (4). В большинстве случаев новая мода возникает, не вытесняя старой: снижение интереса значительно более длительный процесс, который трудно предвидеть. Из года в год ассортимент предлагаемой продукции изменяется постепеннорезкие сдвиги случаются редко, -— в первую очередь выпускаются изделия, дополняющие уже существующую продукцию. Если бы мода ориентировалась на сиюминутные потребности, то сезонные распродажи не пользовались бы таким успехом: спрос основан на уверенности в том, что вещи, купленные в конце сезона, не выйдут из моды и в последующие годы.

Следует также заметить, что «базовые модели» определение, идущее на смену эпитету «классические» для обозначения неподвластных времени видов одежды, которые всегда в моде, служат проявлением антимоды: об этом красноречиво свидетельствует, например, 501 модель джинсов фирмы «Levi Strauss», «Базовые виды» одежды относятся к среднему циклу, хотя, возможно, со временем попадут в разряд «долгожителей».

Демократизация моды не разладила ее механизма, а усилила процесс регулирования производства и сбыта в торговой сети, без чего было бы невозможно осуществление масштабных экономических мероприятий и увеличение массового потребления моды.

В 1699 году англичанин Джон Веллерс критиковал негативное влияние «непостоянства» моды на рост «числа нуждающихся». Происходил следующий процесс: зимой галантерейщики и хозяева ткацких фабрик «не рисковали затрачивать свои капиталы, чтобы поддержать рабочих заработком, пока не наступит весна и не выяснится, какова мода»; весной наблюдается всплеск предложения работы, и начинается отток рабочей силы кз деревни. Непредсказуемость моды на средние сроки превращала ее, по словам Маркса, комментирующего в «Капитале» Джона Беллерса, в «убийцу» и делала ее «несовместимой с системой крупной промышленности». Сегодня совместимость моды и крупного промышленного производства не вызывает сомнения, о чем свидетельствует, например, развитие производства готового по половому, возрастному, социальному, профес-

202

сиональному, культурному и другим признакам, по месту и времени, состоянию здоровья, обычаям, по политико-идеологической и религиозной принадлежности групп населения; мода отражает их эволюцию. Именно эти эволюционные процессы составляют смысл и ценность моды, но вместе с тем усложняют ее оценку.

Со времен Великой французской революции большинство социальных, идеологических и половых групп имело возможность вписать свою страницу в историю «моды», создавая ее пейзаж, позволяющий судить о последовательных событиях, которые совпадают с долговременными тенденциями, уводят их в сторону, нарушают, поворачивают вспять или же порождают. Этот пейзаж не является ни следствием неизбежного чередования элементов предрешенной структуры («структурализм») просторное облегающее, короткоевинное, ни результатом прохождения трансисторических социальных циклов (теория, согласно которой должны существовать обязательные социальные траектории моды). Мода это передовой рубеж на поле боя, стратегическая ставка, от которой в значительной мере зависит распределение ролей и власти, часто она становится движущей силой эволюции социальных условий. В течение одного века женщины захватили мужской гардероб, не забыв ни о своих специфических,  исторически  приобретенных  функциях (обольщение, искусство показать себя, материнство): театр моды символизировал двоякое стремление женщин добиться равноправия с мужчинами, не растеряв природных достоинств, равноправия сложением, а не вычитанием. Мода была не только показателем женской эмансипации, но и общим знаменателем эмансипации подростков через всемирный взрыв рик-моды, ускоривший длительную тенденцию к разобщению поколений, отмеченную еще Токвилем.

Итак, одежда и музыка стали двумя аренами вторжения, разделения (даже расчленения) и захвата власти.

203

Борис Грушин

Массовое сознание специфический тип общественного сознания, получивший широкое распространение в большинстве современных обществ. Подобно групповым (классовым, национальным, этническим, профессиональным и иным формам общественного сознания, оно выделяется не в зависимости от содержательных характеристик, познавательных способностей, экспрессивных свойств, но прежде всего на основе особенностей его носителя, субъекта. При этом если носителем названных форм общественного сознания являются те или иные группы общества, то в массовом сознании в качестве такового выступают особые совокупности индивидов, именуемые массами. Типичные, характеризующиеся различными масштабами примеры масс: участники широких политических или социокультурных движений современности (например, в защиту окружающей среды, протеста против атомной угрозы); аудитории тех или иных средств и каналов массовой информации (например, читатели определенной газеты); потребители социально «окрашенных» (престижных, модных и т. п. ) товаров и услуг; поклонники эстрадных «звезд»; «болельщики» одной и той же футбольной команды.

К числу наиболее существенных особенностей всякой массы следует отнести: 1) статистический характер образующего ее множества индивидов (состоящее из дискретных единиц, это множество не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих его элементов); 2) стохастическую (вероятностную) природу данного множества, находящую выражение в том, что «вхождение» в него индивидов носит неупорядоченный, «случайный» характер, осуществляется по принципу «может быть, а может и не быть» (в результате такое множество всегда отличается размытыми, открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом); 3) ситуативный характер данного множества, связанный с тем, что оно образуется и существует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможно вне ее (что делает такое множество

относительно неустойчивым, временным образованием, меняющимся от случая к случаю); 4) откровенно внегрупповую (или межгрупповую) природу данного множества, проявляющуюся в том, что оно «разрушает» границы между всеми существующими в обществе социальными группами, отличается разнородным, «смешанным» социальным составом (включая в себя представителей различных классов и профессий, лиц с неодинаковым имущественным положением, образованием, уровнем культурного развития и т. д.); 5) неспособность данного множества выступать структурным элементом более широкого социального целого (общества в целом), описывать его сколько-нибудь строгим и исчерпывающим образом (в том числе в силу неизбежного «пересечения» подобных множеств друг с другом).

В содержательном отношении присущее данному субъекту сознание представляет собой широкую совокупность знаний, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отражающих все, без исключения, стороны жизни общества, способные вызвать тот или иной отклик в массах и доступные массовому восприятию. Поэтому в нем находят место все предметно выделяемые формы общественного сознания философия, политика и искусство, право и мораль, наука и религия. Вместе с тем по своему содержанию массовое сознания не совпадает с общественным сознанием в целом, значительно уже последнего, поскольку за его границами оказывается множество явлений, затрагивающих сугубо групповые, специализированные интересы (например, основное содержание науки, элементы профессиональной этики и т. п.).

Структура массового сознания представляет собой чрезвычайно сложное, конгломеративное образование, возникающее на «пересечении» всех известных (выделяемых по различным основаниям) типов общественного сознания чувственного и рационального, обыденного и специализированного, абстрактного и художественного, созерцательного и связанного с волевыми действиями, рационального и иррационального. На основе причудливого переплетения всех этих форм в его составе возникает множество разнообразных элементов в диапазоне от «позитивного знания» до «ложных

образов действительности», от «моментальных эмоций» до «устойчивых настроений», от «фрагментарных мнений» до более или менее широких «полей суждений». Бросающиеся в глаза свойства структуры массового сознания ее разорванность, пористость, противоречивость, способность к быстрым, изменениям в одних отношениях и известному «окостенению» (связанному в том числе с образованием так называемых стереотипов сознания) в других.

Как и сами массы, сознание в современных типах обществ возникает и формируется в первую очередь в процессе массовизации основных условий и форм жизнедеятельности людей (в сферах производства, потребления, общения, социально-политического участия, досуга), порождающем одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности, навыки, склонности и так далее. С другой стороны, действие этих непосредственных условий и форм бытия закрепляется и получает свое дальнейшее завершение в производстве и распространении соответствующих видов массовой культуры, прежде всего связанных с функционированием средств массовой информации и пропаганды. С их помощью указанные интересы, потребности, устремления широких слоев населения оформляются в виде серий одних и тех же образов действительности, способов познавательной деятельности и моделей поведения.

Будучи духовным продуктом объективных процессов, особого рода человеческой практики, массовое сознание оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни общества, выступая в качестве важного регулятора форм поведения людей, в том числе посредством механизмов общественного мнения, общественного настроения. Эта функция массового сознания постоянно возрастает по мере усиления роли масс в экономической, политической и культурной жизни отдельных стран и мира в целом.

В социальной науке Запада массовое сознание освещается с различных позиций откровенно антидемократических, отождествляющих массы с темной, не способной к развитию «чернью», «толпой»  (Я. Буркхард, Г. Лебон, X. Ортега-и-Гассет); социально-критических, рас-

сматривающих массу как негативное порождение современного антигуманного капиталистического общества (Э. Фромм, Д. Рисмен, Р. Миллс, Г. Маркузе); позитивистских, связывавших явление массы с научно-техническим прогрессом, деятельностью средств массовой информации и пропаганды (Г. Блумер, Э. Шилз, Дон Мартиндейл). Однако выраженная идеологическая ангажированность многих из этих направлений  (проявляющаяся ярче всего в стремлении доказать, что массовое общество приходит на смену классовому) создала поистине непреодолимые препятствия для собственно научного, строго объективного анализа массового сознания раскрытия его действительной природы, подлинных механизмов возникновения и функционирования, фактических свойств и роли в жизни современных обществ.

Следует признать, что систематическое, развернутое решение данной задачи стоит в повестке дня и марксистской социальной науки. Хотя первые формулировки и первые решения ее мы находим уже в ранних (а затем и позднейших) работах К. Маркса и Ф. Энгельса, длившееся затем десятилетиями господство леденящего разум догматизма практически полностью исключило данный предмет из поля зрения научного рассмотрения марксистов. Сегодня ситуация меняется, и, как кажется, принципиально. Поэтому будем ждать результатов этих изменений. А точнее говоря, не только ждать, но и готовить их.




1. ~аржылы~ жа~дай дегеніміз немесе
2. И вспыхнет пламя- АСТ Астрель ВКТ Москва Владимир 2010 Оригинальное название- Suznne Collins Ctching Fire 2009 ISBN 9
3. I. Модель динамики инфляции и процентной ставки в России в 1995 году с учетом эффекта ликвидности на рынке ГКОО
4. на тему- ’23 Платежный баланс Преподаватель кандидат экономических наук доцен
5. Управление банковскими услугами на примере филиала ОАО Далькомбанк Иркутский
6. 15 до 5 6070 Сахарный песок от 0 до 30 70 К
7. Следить чтобы при выполнении упражнений для рук пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии п
8. і Ґюстав Флобер французький письменник представник реалізму другої половиниXIX ст
9. Данный текст копирован с документа найденного в катакомбах Дара во время второй исследовательской экспеди
10. О чем молчат красоты мира
11. Тема 3 Понятие логистической системы Задание{1} На схеме и
12. Варіант 1 Дайте характеристику терміну групова динаміката опишіть її властивості за К
13. Державно-правовий розвиток Німеччини другої половини XIX століття
14. Задание- В таблице выбрать соответствующий номер варианта
15. ВКонтакте дарит каждому участнику группы
16. Тема - Перенесення проектів землеустрою в натуру
17. 95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18. і Агульная формула работы з мастацкім творам выглядае так- першы сінтэз аналіз другі сінтэз
19. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента
20. Тема Заробітна плата Поняття заробітної плати на підприємстві розглядаючи заробітну плату при