Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

методическое пособие Специальность- 050602 030800 ~ Изобразительное искусство Череповец 2008

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный институт

Кафедра  изобразительного искусства и методики преподавания

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ И РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Учебно-методическое пособие

Специальность: 050602 (030800) –

Изобразительное искусство

Череповец

2008

 

Рассмотрено на заседании кафедры изобразительного искусства и методики преподавания, протокол № 2 от 09.10.2008.

Одобрено редакционной комиссией Гуманитарного института ЧГУ, протокол №…….. от …………..

Составитель: Е. А. Сполохова, канд. филол. наук, доцент каф. ИЗО и МП

Рецензенты: Медведев Д.В., доцент кафедры ИЗО и МП (ГОУ ВПО ЧГУ), Новиков А.Е., канд. филол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

Научный редактор:

© Череповецкий государственный

университет, 2008

Введение

История изобразительного искусства  является дисциплиной, преподаваемой на очном отделении для специальности 050602 (030800) «Изобразительное искусство» с первого по пятый год обучения включительно, играет важную роль в профессиональной подготовке выпускника. Преподавание дисциплины направлено на формирование базы необходимых систематических знаний по истории изобразительного искусства, представления об идейно-стилевых особенностях этапов исторического процесса, развитие способности к самостоятельному освоению материала. Студент должен знать панораму мирового художественного процесса, его главные направления и тенденции; представлять не только общие, но и локальные исторические типы художественного мышления; уметь применять теоретические знания  на практике; грамотно работать с учебной литературой; самостоятельно находить нужную информацию. Практические занятия по истории изобразительного искусства  формируют навыки отбора и анализа учебной литературы, анализа артефактов, навык по иллюстративному материалу определять произведения искусства, характерные для определенной эпохи, художественного стиля, автора. Пособие разработано в соответствии с учебной программой дисциплины, с учетом количества часов, отводимых на практические занятия  по истории изобразительного искусства на 3 курсе очного отделения для специальности 050602 (030800) «Изобразительное искусство»: V семестр – 14 часов, раздел «Западноевропейское искусство XVII века», VI семестр - 14 часов, раздел «Западноевропейское и русское искусство XVIII века». Пособие включает задания для 14 занятий, список экзаменационных вопросов, список рекомендованной литературы. Подготовка к практическим занятиям предполагает изучение указанной учебной литературы, освоение обязательного терминологического минимума, знакомство с творческой биографией изучаемых в этом разделе авторов и с произведениями изобразительного искусства XVII - XVIII веков. Пособие предназначено для домашней и аудиторной работы.

Западноевропейское XVII века. V семестр

Занятия 1 - 2

Итальянское искусство XVII века

Вопросы

Общественно-политическая и религиозная обстановка в Италии XVII века, ее влияние на искусство.

Специфические черты искусства барокко в итальянской архитектуре. Раннее (с 1580 до конца 1620 г.) барокко (Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна). Высокое (зрелое – до конца XVII века) барокко. Позднее (первая половина XVIII века) барокко.

Скульптура барокко. Творчество Джованни Лоренцо Бернини.

Болонская школа живописи. Братья Карраччи. Франческо Альбани. «Кабинетные картины». Гвидо Рени.

Творчество Микеланджело Меризи да Караваджо.

Зрелое барокко в живописи. Джованни Ландфранко. Гверчино. Пьетро да Кортона. Сальватор Роза. Бернардо Строцци.

Позднее барокко в итальянской живописи.

Литература

  1.  Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – СПб., Азбука-классика, 2005. - С. 296 – 350.
  2.  Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. - СПб., 1995. - Статья «Барокко», «Болонская школа».
  3.  Гнедич  П.П. История искусств. Западноевропейское барокко. Классицизм. – М., 2005. – С. 32 – 54.
  4.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С. 90 – 115.
  5.  Ермильченко Н.В. Знаменитые соборы Западной Европы. Энциклопедия живописи для детей. – М., Белый город. – 2004. – С. 38 – 41, 42 – 43.
  6.  Ильина Т. В.  История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С. 162 – 168.
  7.  История искусства зарубежных стран. XVII – XVIII века./ Под ред. В.И. Раздольской. – М., 1988. – С. 15 – 35. Иллюстрации 1 – 18.
  8.  История искусства зарубежных стран. Т. 3. – М., 1964. – С. 15 – 33.
  9.  Художественная галерея.  - № 102, 2006, № 186, 2008.
  10.   Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII и XXI веков / Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2000. – С. 10 – 24.
  11.   Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура  XVII и XVIII веков. - СПб., 2004. - С. 134 – 178.        

Практическая часть

I. Ответьте на вопросы:

Как вы понимаете слова Б. Р. Виппера: «Задача художника – дать зрителю почувствовать запах, вкус изображенного, заставить его коснуться стола и края одежды, ослепить его внезапной белизной скатерти. Смотреть, по Караваджо, - значит, тыкаться глазами. И Караваджо упорно ищет этих препон для глаза, этих содроганий наших чувственных органов»?  

В чем заключается сложность трактовки понятия «барокко»? Аргументируйте свой ответ ссылками на изученные источники.

II. Выполните задания

Законспектируйте указанные страницы ист. 1, подготовьтесь к обсуждению материала. Обратите внимание на иллюстративный материал, представленный в книге.

Ознакомьтесь со словарными статьями «Барокко», «Болонская школа», кратко законспектируйте.

Ознакомьтесь с историей создания произведений итальянского искусства XVII века, подготовьтесь к проверочной работе.

Список произведений для ознакомления:

Виньола Джакомо Бароцци, делла Порта Джакомо: Церковь Иль Джезу в Риме.

Мадерна Карло: собор св. Петра (западный притвор).

Бернини Джованни Лоренцо: площадь св. Петра, киворий в соборе св. Петра в Риме, фонтан «Четыре реки» на площади Навона в Риме, Экстаз св. Терезы, Давид, Аполлон и Дафна, Похищение Прозерпины, Портрет кардинала Боргезе.

Сальви Николо: фонтан Треви в Риме.

Карраччи Анибале: Венера и Адонис, Похлебка (Поедатель бобов).

Рени Гвидо: Самсон – победитель, Аполлон и Марсий, Атланта и Гиппомен, Избиение младенцев, Аврора, Несс и Деянира, Похищение Елены, Святой Себастьян, Крещение Христа, «Се человек!», Экстаз святого Франциска, Мадонна и младенец со святыми покровителями Болоньи, Мария Магдалина, Поклонение пастухов, Смерть Клеопатры, Смерть Лукреции.

Гверчино: Мучение святой Екатерины.

Ландфранко Джованни: Видение святой Маргариты Кортонской.

Кортона Пьетро: Похищение сабинянок, Победа Александра Македонского над Дарием.

Роза Сальватор: Ложь, Пейзаж с разрушенным мостом, Лесной пейзаж с тремя философами, Одиссей и Навсикая, Шабаш, Автопортрет (около1641 года), Неаполитанский пейзаж (Неаполитанская марина); Искушение святого Антония, Пейзаж со святым Иеронимом, Бренность человеческая.

Строцци Бернардо: Исцеление Товита, Старая кокетка.

Караваджо Меризи Микеланджело: Обращение святого Павла, Призвание апостола Матфея, Успение Марии, Юдифь и Олоферн, Распятие апостола Петра, Спящая (кающаяся) Мария Магдалина, Христос в Эммаусе, Вакх, Больной Вакх, Амур-победитель, Спящий амур, Лютнист.

Креспи Джузеппе Мария: Вступление в брак,  На кухне, Деревенская девушка.

Занятие 3

Искусство Фландрии XVII века

Вопросы

  1.  Искусство Фландрии. Обзор. Характерные черты фламандской живописи.
  2.  Питер Пауль Рубенс. Творческая эволюция художника. Античная тематика в творчестве художника. Формирование мастерской Рубенса, ее значение в развитии фламандского искусства.
  3.  Творчество Антониса Ван Дейка.
  4.  Творчество Якоба Йорданса.
  5.  Франс Снейдерс как крупнейший мастер натюрморта в искусстве XVII века.
  6.   Творчество Андриана Браувера как мастера жанровой картины XVII века. Роль Браувера в развитии европейского пейзажа.
  7.   Давид Тенирс как яркий представитель фламандского искусства середины XVII века.

Литература

  1.  Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. - СПб., 1995. Статья «Фламандское барокко».
  2.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С. 121 – 135, 183 – 217.
  3.  Ильина Т. В.  История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С.180 – 203.
  4.  История искусства зарубежных стран. XVII – XVIII веков./ Под ред. В.И. Раздольской. – М., 1988. – С. 36 – 47.
  5.  История искусства зарубежных стран. Т. 3. – М., 1964. – С. 34 – 47.
  6.  Художественная галерея.  – №57, 2005; №120, 2007; №135, 2007; №1183, 2008.
  7.  Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII и XXI веков / Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2000. – С. 44 – 62.
  8.  Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура  XVII и XVIII веков. - СПб., 2004. - С. 160 – 168, 224 – 255.        

Практическая часть

  1.  Ответьте на вопросы:

1. В чем, по мнению исследователей, заключается принципиальное отличие фламандского барокко от итальянского?

2. Каковы особенности барочного аристократического портрета? Покажите это на примере портретов кисти Рубенса и Ван Дейка.

  1.  Выполните задания

1. Ознакомьтесь со словарной статьей «Фламандское барокко», кратко законспектируйте.

2. Ознакомьтесь с историей создания произведений фламандского искусства XVII века, подготовьтесь к проверочной работе.

Примерный список произведений для ознакомления:

  1.  Рубенс Питер Пауль: Похищение дочерей Левкиппа, Автопортрет с Изабеллой Брант, Портрет Изабеллы Брандт, Персей и Андромеда, Шубка, Портрет супругов Рубенс, Портрет Елены Фоурмен с детьми, Воздвижение креста, Снятие с креста, Сусанна и старцы, Вирсавия, Прикованная Андромеда, Вирсавия, Портрет камеристки, Охота на гиппопотамов и крокодилов, Аллегория мира и войны, Союз земли и воды, Вакх, Бракосочетание Марии Иедичи с королем Франции Генрихом IV, Коронация Марии Медичи.  
  2.  Ван Дейк Антонис: Авопортрет (ок. 1622 – 1623), Автопортрет с Эндимоном Портеро, Самсон и Далила, Портрет семьи Ломеллини, Портрет леди Венеции Дигби, олицетворяющей благоразумие, Портрет трех старших детей Карла I, Конный портрет Карла I, Карл I на охоте, Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон, Семейный портрет (ок. 1620 – 1621 гг.), Рыцарь с красной повязкой, Ребенок с птицей.
  3.  Йорданс Якоб: Праздник бобового короля, Король пьет, Сатир в гостях у крестьянина, Диоген, Семейный портрет (семья Йорданс), Святое семейство с Иоанном крестителем, Портрет дамы, Аллегория плодородия, цикл «Знаки Зодиака», Четыре Евангелиста, Старуха со свечой, Как поют старики, так свистят молодые, Диоген, ищущий человека.
  4.  Снейдерс Франс: Фруктовая лавка, Рыбная лавка, Фрукты в чаше на красной скатерти.
  5.  Браувер Андриан: Сцена в кабачке, Кабачок, Драка крестьян во время игры в карты, Курильщики, Два курящих крестьянина,  Операция, Горький напиток, Шарлатан, Ссорящиеся крестьяне, два дерущихся крестьянина, Выпивохи, Отцовские обязанности, Крестьянская пирушка, Деревенский скрипач.
  6.  Тенирс Давид: Освящение сельской церкви, Стрельба по птицам в Брюсселе, Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее, Картежники, Курильщик, Ведьмы готовятся к шабашу, Обезьяны в кухне, Обезьяны в школе, Голгофа, Слух, Обоняние, У очага, Приготовление колбас, Крестьянский танец, Курильщик у стола, Кабачок у реки.

Занятие 4 - 5

Искусство Голландии XVII века

Вопросы

  1.  Искусство Голландии XVII века: общая характеристика.
  2.  Голландский групповой портрет. Его истоки и основные типы (портреты стрелковых гильдий, портреты регентов и анатомий).
  3.  Становление голландского национального пейзажа первой половины XVII века. Голландская пейзажная живопись периода расцвета. Творчество Паулюса Поттера и Якоба Ван Рейсдала.
  4.  Развитие натюрморта в Голландии. Истоки жанра. Различная тематика натюрморта в разных центрах голландского искусства.
  5.  Голландская живопись первой трети XVII века. Формирование национальной школы. Ее истоки. Гарлемская академия.
  6.  Утрехские караваджисты и их искания (Гераро Хотхорст, Гендрик Тербрюнген). Питер Ластман и новая интерпретация библейских сюжетов.
  7.  Делфтская школа голландской живописи. Творчество Яна Вермера (Вермера Делфтского).
  8.  Мастера голландского натюрморта 17 века. Творчество Питера Класа, Виллема Класа Хеды, Франса Снейдерса, Виллема Калфа, Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), Абрахама Ван Бейерена, Яна Давида де Хема, Балтазара Ван дер Аста, А. Переда - и Сальгадо и др.
  9.  Творчество Франца Халса.
  10.   Рембрандт Ван Рейн как центральная фигура голландской школы XVII века и величайший художник – реалист в западноевропейском искусстве. Раннее творчество (лейденский период). Искусство Рембрандта в 40-е годы. Позднее творчество.
  11.   Голландская бытовая живопись (на примере творчества Андриана Ван Остаде, Яна Стена, Габриела Метсю, Герарда Терборха).

 Литература

  1.  Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – СПб., Азбука-классика, 2005. - С. 7 – 77.
  2.  Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. - СПб., 1995. - Статьи «Голландский стиль»,  «Голландское барокко»», «Малые голландцы».
  3.   Даниель С.М. Европейский классицизм. – СПб., 2003. – С. 116 - 122.
  4.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С. 182 – 217.
  5.  Звездина Ю. Время в старинном натюрморте. // Юный художник. - №2. – 1992. – С.32 – 35.
  6.  Ильина Т. В.  История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С.180 – 203.
  7.  История искусства зарубежных стран. XVII – XVIII веков./ Под ред. В.И. Раздольской. – М., 1988. – С48 – 62.
  8.  История искусства зарубежных стран. Т. 3. – М., 1964. – С.48 – 64.
  9.  Кузнецов Ю. И.  Голландская живопись XVII- XVII веков в Эрмитаже. – Л., 1984.
  10.   Художественная галерея.  – №62, 2005; №68, 2006; №95, 2006; №101, 2006; №189, 2008.
  11.   Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII и XXI веков / Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2000. – С.63 – 85.
  12.   Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура  XVII и XVIII веков. - СПб., 2004. - С. 160 – 168, 224 – 255.        

Практическая часть

  1.  Ответьте на вопросы:
    1.  В чем, по мнению Б. Виппера, заключается проблема истолкования термина «натюрморт»? Какие этапы становления натюрморта выделяет ученый?
    2.  Расскажите о символах и аллегориях голландской живописи XVII века, опираясь на статью Ю. Звездиной. Проанализируйте с этой точки зрения произведения Класа, Хеды, Калфа и других художников (см. список).
    3.  Что, по мнению С. Даниэля, позволяет проводить аналогию между творческой манерой Вермера и классицизмом эпохи Пуссена? Обозначьте ключевые позиции текста (источник 3).
  2.  Выполните задания
  3.  Законспектируйте в рабочих тетрадях словарные статьи «Голландский стиль, «Голландское барокко»», «Малые голландцы» (по источнику 2).
  4.  Ознакомьтесь с историей создания произведений голландского искусства XVII века, подготовьтесь к проверочной работе.

Примерный список произведений для ознакомления:

  1.  Рейсдал Якоб: Замок Бентхейм, Лесной пейзаж, Пейзаж с руинами замка и церковью, Мельница в Вейке, Еврейское кладбище, Скалистый пейзаж с водопадом, Вид Харлема, Две мельницы, Болото.
  2.  Поттер Паулюс: Ферма.
  3.  Хонтхорст Гераро: Детство Христа, Музыкант.
  4.  Тербрюгген Гендрик: Концерт.
  5.  Ластман Питер: Авраам на пути в Ханаан.
  6.  Вермер Ян (Делфтский): Офицер и смеющаяся девушка, Служанка с кувшином молока (Молочница), Вид Делфта, Любовное письмо, Головка девушки, Девушка с жемчужиной, Девушка в голубом, читающая письмо, Девушка с письмом, Женщина с кувшином воды, У сводни, Аллегория живописи (Искусство живописи), Концерт, Уличка.
  7.  Клас Питер: Завтрак с ветчиной.
  8.  Хеда Виллем: Завтрак с ежевичным пирогом, Завтрак с омаром, Завтрак с крабом.
  9.  Снейдерс Франс: Натюрморт с цветами, фруктами и овощами.
  10.   Бейерен Абрахам: Рыбная лавка, Закуска.
  11.   Стейнвек: Тщета человеческой жизни.
  12.   Переда-и- Сальгадо: Натюрморт с часами.
  13.   Брейгель Старший (Бархатный): Натюрморт с украшениями и венком цветов, или роскошь.
  14.   Калф Виллем: Уголок кухни, Десерт, Натюрморт с кубком из перламутровой раковины.
  15.   Хальс Франц: Стрелковая гильдия святого Георгия, Групповой портрет регентов приюта для престарелых, Групповой портрет регентш приюта для престарелых, портрет Малле Бабе, Цыганка,  Улыбающийся кавалер, Семейный портрет Исаака Массы и его жены, Горшечник – музыкант, Кормилица с ребенком, Группа детей, Веселый собутыльник, Портрет Рене Декарта.
  16.   Ван Рейн Рембрандт : Жертвоприношение Авраама, Флора, Автопортрет с Саскией на коленях, Автопортрет 1665 – 1668 г., Анатомия доктора Тулпа, Блудный сын, Даная, Святое семейство, Бегство в Египет, Ночной дозор, Купальщица, Хендрикье у окна, Читающий Титус, автопортреты, Еврейская невеста, Прощание Давида с Ионафаном, Портрет жены брата, Старик в красном, Ассур, Аман и Эсфирь, Давид и Урия.
  17.   Ван Остаде Адриан: Драка, Крестьянское общество.
  18.   Стен Ян: Автопортрет в образе лютниста, Визит врача, Родины, Гнев Артаксеркса, Танец яиц, Семья за молитвой, Кавардак, Школа для мальчиков и девочек, День святого Николая, Больная и врач, Девушка, предлагающая устрицы, Брак в Канне, Старик поет, молодые подпевают, Музыка на террасе.
  19.   Метсю Габриел: Больная и врач.
  20.   Терборх Герард: Бокал лимонада.
  21.   Хох Питер:  Интерьер голландского дома, Дама с двумя кавалерами, Дворик, Дельфтский дворик, Хозяйка и служанка, Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками,  Зал совета бургомистров в ратуше Амстердама.

Занятие 6

Искусство Испании XVII века

Вопросы

  1.  XVII век как эпоха расцвета самобытного испанского искусства.
    1.  Специфика испанской архитектуры (конец XVI - XVII век).  Эскориал.
    2.  Живопись Эль Греко.
    3.  Творчество Франсиско Сурбарана и Хусепе де Риберы.
    4.  «Живописец истины» Диего Веласкес.
    5.  Испанская скульптура XVII века.
    6.  Бартоломео Эстебан Мурильо.

Литература

  1.  Гнедич П.П. История искусств. Западноевропейское барокко. Классицизм. – М., 2005. – С. 5 – 31.
  2.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С. 136 – 170.
  3.  Ильина Т. В.  История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С.180 – 203.
  4.  История искусства зарубежных стран. XVII – XVIII веков./ Под ред. В.И. Раздольской. – М., 1988. – С.63 - 77.
  5.  История искусства зарубежных стран. Т. 3. – М., 1964. – С.65 – 78.
  6.  Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII и XXI веков / Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2000. – С.24 – 43.
  7.  Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура  XVII и XVIII веков. - СПб., 2004. - С. 179 –224.        

Практическая часть

  1.  Ответьте на вопросы:

1. В чем заключаются особенности испанского аристократического портрета? Покажите это на примере произведений Пантохи де ла Круса, Санчеса Коэльо.

2. Что значит «бодегон»? Приведите примеры произведений, к которым может быть применим этот термин.

  1.  Выполните задания

1. Прокомментируйте цитату: « Говоря уже о более позднем этапе испанской истории – о сопротивлении испанцев Наполеону, - Маркс писал: «… Наполеон, который – подобно всем людям своего времени – считал Испанию безжизненным трупом, был весьма неприятно поражен, убедившись, что если испанское государство мертво, то испанское общество полно жизни, и в каждой его части бьют через край силы сопротивления». Это глубокая характеристика Испании, верная не только для времени нашествия Наполеона, но верная и для  XVII столетия. Мертвое государство, но живое общество. А значит, и живое искусство». - Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. – М., 1991. – С. 143.

2. Ознакомьтесь с историей создания произведений испанского искусства XVII века, подготовьтесь к проверочной работе.

Примерный список произведений для ознакомления:

  1.  Эррера Хуан: Эскориал.
  2.  Эль Греко: Крещение Христа, Погребение графа Оргаса; Апостолы Петр и Павел; Лаокоон, Вид Толедо, Портрет аристократа, Святое семейство.
  3.  Сурбаран Франсиско: Отрочество Марии; Молитва святого Бонавентуры, Святой Лаврентий.
  4.  Рибера Хусепе: Натюрморт с апельсинами и лимонами; Диоген; Архимед, Святая Инесса; Хромоножка, Мученичество св. Варфоломея.
  5.  Веласкес Диего: Менины; Конные портреты Филиппа IV и принца Бальтазара Карлоса, портрет Филиппа IV в красном, портреты инфанты Маргариты, папы Иннокентия X, шута Себастьяна Моро, шута Эль Примо, карлика Франсиско Лескано, ребенка из Вальекаса; Сдача Бреды; Пряхи; Старуха, готовящая яичницу; Завтрак; Вакх, или Пьяницы; Венера с зеркалом, Эзоп.
  6.  Мурильо Бартоломео Эстебан: Непорочная дева (Непорочное зачатие), Богоматерь с младенцем,  Святое семейство, Мальчик с собакой; Дети, поедающие макароны, Продавщица фруктов.

Занятие 7

Искусство Франции XVII века

Вопросы

  1.  Искусство Франции XVII века: специфика, основные направления, школы.
  2.  Гравюра во Франции XVII века. Творчество Жака Калло.
  3.  Творчество Жоржа де Латура.
  4.  Братья Ленен.
  5.  Никола Пуссен: истоки творчества. Рационализм и эмоционально-чувственное начало в творчестве Пуссена. Морально-философское содержание произведений. Творческий метод. Взгляды художника-теоретика на искусство. Проблема героического пейзажа в творчестве Пуссена. Пуссен – портретист.
  6.  Клод Лоррен и проблема классического пейзажа.
  7.   Симон Вуэ и создание придворного искусства во  Франции XVII века. Школа Вуэ. Основание Академии живописи и скульптуры. Доктрина академизма. Творчество Шарля Лебрена.
  8.  Архитектурно-художественный комплекс Версаля (Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр).

Литература

  1.  Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. - СПб., 1995. - Статья «Академизм».
  2.  Гнедич  П.П. История искусств. Западноевропейское барокко. Классицизм. – М., 2005. – С. 55 – 89.
  3.   Даниель С.М. Европейский классицизм. – СПб., 2003. – С.12 – 116, 123 -  128.
  4.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С. 216 – 235.
  5.  Ильина Т. В.  История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С.180 – 203.
  6.  История искусства зарубежных стран. XVII – XVIII веков./ Под ред. В.И. Раздольской. – М., 1988. – С.78 - 106.
  7.  История искусства зарубежных стран. Т. 3. – М., 1964. – С.79 – 103.
  8.  Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII и XXI веков / Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2000. – С. 86 -0 97.
  9.  Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура  XVII и XVIII веков. - СПб., 2004. - С. 160 – 168, 224 – 255.        

Практическая часть

  1.  Ответьте на вопросы, опираясь на исследование С. Даниэля «Европейский классицизм»:

1. Что, по мнению С. Даниеля, свидетельствует о «сознательном эклектизме» раннего Пуссена? Представьте эту гипотезу, опираясь на анализ конкретных произведений (с.14 - 20).

2. В чем заключается «теория модусов» Пуссена? (С. 36 – 44.)

3. Каковы особенности изобразительной риторики Пуссена? Как проявляется в его творчестве феномен «театрализации» культурного пространства? Какова роль зрителя в художественной концепции Пуссена по сравнению с концепцией Луи Ленена? (С. 55 – 76.)

4. В чем заключается сходство и различие пейзажной живописи Пуссена и Лоррена (эпическая и лирическая линии в развитии европейского пейзажа)? Каковы ключевые мотивы творчества Лоррена? (С. 88 – 110.)

5. Как, по мнению С. Даниэля, соотносится классицизм и бытовой жанр в творчестве братьев Ленен? (С. 111 – 116.)

  1.  Выполните задания

1. Законспектируйте в рабочих тетрадях словарную статью «Академизм» (по источнику 1).

2. Подготовьте индивидуальное сообщение на тему «Архитектурно-художественный комплекс Версаля».

3. Ознакомьтесь с историей создания произведений испанского искусства XVII века, подготовьтесь к проверочной работе.

Примерный список произведений для ознакомления:

  1.  Лево Луи, Ардуэн- Мансар Жюль, Ленотр Андре: Версаль.
  2.   Перро Жюль Клод: Лувр (восточный фасад)
  3.  Ардуэн- Мансар Жюль: собор Дома Инвалидов, Вандомская площадь.
  4.  Калло Жак: Дерево повешенных (серия офортов «Большие бедствия войны»), Два комедианта, серия офортов «Нищие».
  5.  Де Латур Жорж: Иосиф-плотник, Воспитание Богоматери, Магдалина со свечой и зеркалом, Шулер.
  6.  Ленен Луи: Семейство молочницы, Кузница, Привал всадника, Крестьянское семейство, Посещение бабушки, Крестьянская трапеза.
  7.  Пуссен Никола: Мученичество св. Эразма, Смерть Германика, Избиение младенцев, Ринальдо и Армида, Танкред и Эрминия, Аркадские пастухи, Пепел Фокиона, Танец под музыку Времени, Пейзаж с пораженным молнией деревом, Царство Флоры, Пан и Сиринга, Рукоположение.
  8.  Лоррен Клод: Утро в гавани, Моисей, спасенный из Нила, Пейзаж со сценой бракосочетания Исаака и Ревеки (Мельница), Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, Отплытие царицы Савской.
  9.  Вуэ Симон: Минерва.
  10.   Лебрен Шарль: Портрет канцлера Пьера Сегье, Дедал и Икар.
  11.  Жирардон Франсуа: Аполлон и нимфы (Купающиеся нимфы) – рельеф бассейна нимф королевского парка в Версале.

Западноевропейское и русское искусство XVIII века. VI семестр

Занятие 1

Искусство Франции XVIII века

Вопросы

Эстетические идеалы французского рококо. Архитектура, скульптура, живопись первой половины XVIII века.

Идеалы эпохи Просвещения и их преломление в изобразительном искусстве.

Неоклассицизм во Франции.  

Литература

Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. – СПб., 1995. – Статьи «Рококо» и «Неоклассицизм».

Даниель С. И. Европейский классицизм. – СПб., 2003. – С. 6 – 9, 130 – 223.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С. 219 – 255.

Ильина Т. В.  История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С. 221 – 233, 244 - 248.

История искусства зарубежных стран. Т. 3. – М., 1964. - С. 105 – 128.

История искусства зарубежных стран. XVII – XVIII века./ Под ред. В.И. Раздольской. – М., 1988. – С. 109 - 136.

Художественная галерея. - № 51, 2005; № 63, 2005, № 93, 2006, № 94, 2006;  № 175, 2008.     

Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура  XVII и XVIII веков. СПб., 2004. - С. 278 – 407.        

Практическая часть

  1.  Ответьте на вопросы:

1. Можно ли назвать рококо «большим стилем» («великим стилем»)? Почему? Ответ аргументируйте.

2. В чем заключается специфика употребления термина «неоклассицизм» относительно западноевропейского и русского искусства? Как изменяются временные рамки?

II. Выполните задания

1. Законспектируйте статьи «Рококо» и «Неоклассицизм», ист. 1, указанные выше страницы ист. 8, подготовьтесь к собеседованию.

2. Ознакомьтесь с источником 5 и в рабочих тетрадях подготовьте краткие письменные сообщения:

  •  об архитектуре Франции первой половины XVIII века (общая характеристика; деятельность Жака Куртона, специфика отеля Мантион в Париже; Жермен Боффран, отель Субиз; Эммануэль Эре де Корни, комплекс парадных площадей в Нанси); см. страницы 107 – 109, иллюстрации 94, 95;
  •  о развитии портрета во Франции XVIII века; см. страницы 121 – 124;
  •  о французском пейзаже XVIII века; см. стр. 122 – 124;

3 .  Ознакомьтесь с творческой биографией и живописью Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара, Жана Батиста Симеона Шардена, Жана Батиста Греза, Жака Луи Давида.

4. Подготовьтесь к проверочной работе по атрибуции произведений французской архитектуры, скульптуры, живописи XVIII века. (Необходимо уметь определить автора, название, характерные черты стиля эпохи и творческой манеры конкретного мастера, особенности трактовки сюжета.)

Примерный список произведений для ознакомления:

Ватто Антуан: Жиль, Вывеска Жерсена, Паломничество на остров Киферу, Затруднительное предложение, Общество в парке, Савояр.

Буше Франсуа: Осенняя пастораль, Лежащая девушка, Купание Дианы, Портрет мадам де Помпадур, Марс и Венера, застигнутые Вулканом.

Фрагонар Жан Оноре: Поцелуй украдкой; Счастливые возможности качелей; Выигранный поцелуй.

Шарден Жан Батист Симеон: Прачка, Возвращение с рынка, Молитва перед обедом, Карточный домик, Мыльные пузыри; Натюрморт с атрибутами искусства.

Грез Жан Батист: Паралитик, или Плоды хорошего воспитания; Балованное дитя; Отцовское проклятие, или Неблагодарный сын; Разбитый кувшин; Мертвая птичка; Верность; Портрет Дени Дидро; Портрет графа П.А. Строганова в детстве.

Давид Жак Луи: Смерть Марата; Клятва Горациев; Сабинянки; Портрет мадам Рекамье, Парис и Елена, Леонид при Фермопилах.

Кусту Гийом: Мария Лещинская в виде Юноны.

Пигаль Жан Батист: Меркурий, завязывающий сандалию.

Фальконе Этьен Морис: Грозящий Амур, Милон Кортонский, Пигмалион и Галатея, Аполлон и Дафна.

Гудон Жак Антуан: портрет мадам Гудон, Вольтер, сидящий в кресле, Портрет композитора К.В. Глюка, Графиня Дюбарри в образе Дианы, Озябшая (Зима).

Габриэль Жак Анж: Площадь Согласия, Малый Трианон.

Суффло Жак Жермен: церковь святой Женевьевы, или Пантеон.

Леду Клод Никола: планировка города Шо, заставы Парижа, в том числе павильон заставы Ла Виллет.

Булле Этьен Луи: Проект Кенотафа Ньютона.

Занятие 2

Искусство Англии XVIII века

Вопросы

Специфика развития пластических искусств в Англии XVIII века. «Георгианский стиль».

Особенности английского Просвещения, их преломление в изобразительном искусстве.

Расцвет английской национальной школы живописи. Открытие Королевской Академии искусства (1768). Английский  портрет и пейзаж XVIII века (тенденции, черты, детали, ведущие мастера).

Творчество Уильяма Хогарта, Джошуа Рейнолдса,  Томаса Гейнсборо, Джорджа Стаббса.

Литература

Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. – СПб., 1995. – С. 155 – 156. - Статья «Георгианский стиль».

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С.255 - 266.

Ильина Т. В.  История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С.  233 -242.

История искусства зарубежных стран. Т. 3. – М., 1964. - С. 137 – 147.

История искусства зарубежных стран. XVII – XVIII века./ Под ред. В.И. Раздольской. – М., 1988. – С. 144 - 158.

Художественная галерея. № 53, 2005; №85, 2006;  №107, 2006.  

Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура  XVII и XVIII веков. СПб., 2004. - С. 278 – 407.        

Практическая часть

  1.  Ответьте на вопросы:

В чем заключается «сценичность» и «театральность» произведений Хогарта? Какие приемы использует художник, добиваясь эффекта театральной постановки? Приведите примеры.

Что значит пейзажный  (английский) парк? В чем его отличие от регулярного (французского) парка? Приведите примеры.

  1.   Выполните задания

1. Ознакомьтесь с указанными источниками и подготовьтесь к устному опросу по вопросам темы. Наиболее важные положения законспектируйте в рабочих тетрадях.

2. Подготовьте индивидуальные сообщения (на 5 – 7 мин.):

  •  о развитии английской архитектуры 18 века;  
  •  об архитектурных особенностях собора св. Павла в Лондоне.

3. Подготовьтесь к проверочной работе по произведениям английской живописи XVIII века (ознакомьтесь с историей создания картин, сюжетными, живописными, композиционными особенностями, выясните, каков «статус» изучаемых произведений в творческой биографии художников).

Примерный список произведений для ознакомления:

  1.  Хогарт Уильям:  Серия «Модный брак» (Брачный контракт; Утро в доме молодых; Будуар графини); серия «Карьера мота» (В тюрьме Флит; В таверне (Оргия); Вифлеемский госпиталь); серия «Выборы» (Подкуп голосов; Триумфальное шествие); Дети Грехем; Девушка с креветками.
  2.  Рейнолдс Джошуа: Портрет Джонатана Баттола (Мальчик в голубом); Портрет Нелли О' Брайен; Портрет коммодора Кеппела; Джорджиана, герцогиня Девонширская, со своей дочерью, Джорджианой Кавендиш; Сара Сиддонс в образе музы Трагедии; Младенец Геракл, удушающий змей; Амур, развязывающий пояс у Венеры; Три сестры Монтгомери в виде граций, украшающих цветами изваяние Гименея;
  3.  Гейнсборо Томас: Лунный пейзаж с домиком; Телега с урожаем; Деревенский домик с поросятами; Портреты дочерей художника (детский, взрослый); Утренняя прогулка; Портрет мистера Эндрюса с женой; Портрет герцогини де Бофор.
  4.  Стаббс Джордж: Гепард и олень с двумя индусами; Белая лошаль, напуганная львом; Косцы; Чистка Хемблтонца; Уистлджакет; Лев, терзающий лошадь; Лось; «собачьи портреты», «портреты» экзотических животных, Пейзаж с охотьничьими собаками.

Занятие 3

Искусство Италии,  Испании и Германии XVIII века

Вопросы

Общая характеристика художественной жизни Италии и Испании XVIII века. Роль Рима и Венеции

Италия. Творчество Джованни Батиста Пиранези и Алессандро Маньяско, Джузеппе Марии Креспи.

Венеция. Джованни Батиста Тьеполо. Пейзажная живопись. Джованни Антонио Каналетто. Франческо Гварди

Творчество скульпторов Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена.

Германия XVIII века. Деятельность Иоганна Иохима Винкельманна. Антон Рафаэль Менгс. Мария Анна Ангелика Кауфман. Готфрид Шадов.

Литература

Даниель С. И. Европейский классицизм. – СПб., 2003. – С. 6 – 9, 130 – 223.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С.115 – 119.

Ильина Т. В.  История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С.  216 – 221, 252.

История искусства зарубежных стран. Т. 3. – М., 1964. - С. 129 – 134, 148 – 156.

История искусства зарубежных стран. XVII – XVIII века./ Под ред. В.И. Раздольской. – М., 1988. – С. 137 - 143.

Художественная картинная галерея. № 61, 2005; №31, 2005, № 166, 2007, №178, 2008.

Якимович.А. К. Новое время. Искусство и культура  XVII и XVIII веков. СПб., 2004. - С. 278 – 407.        

Практическая часть

  1.  Ответьте на вопросы:

Какое архитектурное сооружение стало прототипом Бранденбургских ворот в Берлине? Каковы характерные стилевые черты Бранденбургских ворот?

Как стиль барокко отразился в немецкой архитектуре XVIII века?  

Почему Пиранези называют «архитектором мечты»?

Что такое ведутта? Назовите ведущих мастеров ведутты XVIII века.  

II. Выполните задания:

Законспектируйте с. 130 – 223 источника 1.

Подготовьтесь к устному опросу по вопросам темы.

Ознакомьтесь с творчеством Тьеполо, Каналетто, Гварди, Кановы, Менгса, Кауфман, Шадова, подготовьтесь к работе по атрибуции (в устной и письменной форме).

Подготовьте индивидуальные сообщения:

о жизни и творчестве Антона Рафаэля Менгса;

о деятельности Винкельманна, его эстетических воззрениях;

о творчестве скульптора Кановы;

о наиболее понравившемся произведении одного из перечисленных выше художников, скульпторов.

Примерный список произведений для ознакомления:

Пиранези Джованни Батиста: серия офортов «Темницы» (Круглая башня и др.).

Маньяско Алессандро: Привал бандитов.

Креспи Джузеппе Мария: Цикл «Таинства» (Крещение, Вступление в брак, Причастие и др.), Деревенская девушка, На кухне.

Тьеполо Джованни Батиста: Пир Клеопатры, Встреча Антония и Клеопатры, Триумф Амфитриты, Девушка с попугаем, Аллегория с Венерой и Временем, Мученичество святой Агаты.

Каналетто Джованни Антонио: Дворец дожей в Венеции, Прием французского посольства в Венеции, Двор каменотеса, Регата на большом канале.

Гварди Франческо: Венецианский дворик, Вид на мост Риальто, Ридотто, Концерт, Рио деи Мендиканти.

Канова Антонио: работы из цикла «Амур и Психея» (Эрот, слетающий к Психее, Поцелуй Амура), Орфей и Эвридика, Дедал и Икар, Тесей, победивший Минотавра,  Геракл и Лихас, Полина Боргезе – Бонапарт.

Торвальдсен Бертель: Ясон, Меркурий, Венера с яблоком, Ганимед, кормящий Зевсова орла, Джордж Гордон Байрон, Раненый лев.

Шадов Готфрид: Гробница графа Александра фон дер Марка, Генерал-фельдмаршал Г.Л. Блюхер, Луиза и Фредерика.

Менгс Антон Рафаэль: Персей и Андромеда, Автопортрет, Парнас.

Кауфман Ангелика: Портрет Иоганна Иохима Винкельмана, портрет Иоганна Вольфганга Гете. 

 Лангханс Карл: Бранденбургские ворота.

Практическое занятие 4

Русское искусство первой трети  XVIII века

Вопросы

Своеобразие художественной жизни России  в первой трети XVIII века.

Развитие архитектуры. «Петровское барокко». Художественный феномен Санкт-Петербурга. Ландшафтная архитектура. Летний сад как образец одного из первых регулярных парков в России.

Развитие скульптуры: монументальной (круглой, рельефной), садово-парковой, скульптурного портрета, медальерной пластики. Творчество Б. - К. Растрелли.

Петровская гравюра. А. Схонбек. А. Зубов, И. Зубов, А. Ростовцев, П. Пикарт, Ф. Васильев, Х. Марселиус, Я. Бликландт.

Монументально-декоративная и станковая живопись. Преображенская серия портретов. Творчество И.-Г. Таннауэра, Г. Гзеля, Луи Карвакка,  Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Миниатюра на эмали как особый вид портретной живописи.

Литература

Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. – СПб., 1995. – С. 410- 413, 414 – 419, Статьи «Петербургский стиль», «Петровская гравюра», «Петровское барокко».

Даниэль С.М. Европейский классицизм. – СПб., 2003. – С. 224 – 238.  

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С. 267 – 309.

Ильина Т. В.  Русское искусство XVIII века. – М., 2001. – С.  4 – 117.

Ильина Т. В.  История искусств. Отечественное искусство. – М., 2004. – С.  87 – 107.  

История русского искусства / Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой.  – М., 1987. - С. 36 – 49.

Якимович  А. К. Новое время. Искусство и культура  XVII и XVIII веков. СПб., 2004. - С. 378 – 395.

Практическая часть 

Ответьте на вопросы:

Какие факторы обусловили резкие изменения в изобразительном искусстве России XVIII века?

Как в живописном портрете XVIII века сочетаются черты парсуны и традиции западноевропейского портретного жанра? Приведите примеры.

  1.  Выполните задания:

В рабочих тетрадях законспектируйте указанные страницы ист. 1 и 2., подготовьтесь к обсуждению материала.

Ознакомьтесь с историей создания, характерными чертами, стилистическими особенностями памятников архитектуры, скульптуры и живописи начала XVIII века, на отдельном листе заполните таблицу, опираясь на данные указанных источников:

Название, автор(ы), время создания

Скульптурное (живописное) оформление зданий (авторы, названия, особенности)

Что располагается в  здании сегодня, где сейчас находится произведение скульптуры, живописи

Характерные стилевые черты, особенности

Интересные факты, связанные с историей создания и бытования памятника

Примерный список произведений для ознакомления:

  1.  Зарудный Иван: Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), 1701 – 1707.
  2.  Трезини Доменико: Петропавловский собор, 1712 – 1733; Петровские ворота в Петропавловской крепости, 1717 – 1718; Летний дворец Петра в Летнем саду, 1707 -1712;  здание Двенадцати коллегий, 1722 – 1742.
  3.  Фонтана Джованни Марио, Шедель Иоганн Готфрид.: Меншиковский дворец на Васильевском острове, 1710 – 1727.
  4.  Маттарнови Г. – И., Гербель Н. Ф., Кьявери Г., Земцов М. Г.: Кунсткамера, 1718 – 1734.
  5.  Дворцово-парковый ансамбль Петергофа (в частности, Монплезир, 1714 – 1723, Шлютер А.,  Браунштейн И.Ф., Леблон Ж.- Б. – А., Микетти Н.).
  6.  Растрелли Бартоломео Карло:  бюст А. Д. Меньшикова, 1716 – 1717; бронзовый бюст Петра I, 1723 – 1730; бюст неизвестного, 1732; конная статуя Петра I, 1716 – 1720 (памятник отлит Растрелли Ф. - Б. в 1741 – 1744 гг.);  Анна Иоанновна с арапчонком, 1732 – 1741.
  7.  Шлютер Андреас: Рельефы Летнего дворца, 1710- е годы;
  8.  Никитин Иван: портрет Прасковьи Иоанновны, 1714; портрет напольного гетмана, 1720- е годы; Петр I на смертном ложе, 1725; портрет канцлера Г.И. Головкина, 1720-е годы.
  9.  Матвеев Андрей: Портрет Петра I, около 1725; автопортрет с женой, 1729 (?); портрет А.П. Голицыной, 1728.
  10.   Мусикийский Г.С.: портрет семьи Петра I, 1716 – 1717; портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади, 1723 (миниатюры на эмали).

Занятие 5

Русское искусство середины  XVIII века

Вопросы

Общая характеристика художественной жизни России  в середине XVIII века. «Елизаветинское рококо». «Ломоносовская пора национальной культуры».

Архитектура середины  XVIII века. Деятельность Франческо Бартоломео Растрелли, Саввы Ивановича Чевакинского, Дмитрия Васильевича Ухтомского.

Станковая живопись. Творчество Ивана Яковлевича Вишнякова, Алексея Петровича Антропова, Ивана Петровича Аргунова.

Литература

Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. – СПб., 1995. – С. 215 – 217. - Статья «Елизаветинское рококо».

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С. 280 - 309.

Ильина Т. В.  Русское искусство XVIII века. – М., 2001. – С.  4 – 117.

Ильина Т. В.  История искусств. Отечественное искусство. – М., 2004. – С.  87 – 107.  

История русского искусства / Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой.  – М., 1987. - С. 36 – 49.

Якимович  А. К. Новое время. Искусство и культура  XVII и XVIII веков. -  СПб., 2004. - С. 378 – 395 («Архитектура отважного знания»).        

Практическая часть

  1.  Ответьте на вопросы:

Чем, по Б. В. Випперу, характеризуется «ломоносовская пора национальной культуры»? (См. ист. 3, стр. 126.)

О каких «архаизмах» творческой манеры Вишнякова, Антропова, Аргунова пишет Т.В. Ильина? (См. ист. 3, 4.)

В чем заключается своеобразие «растреллиевского барокко»?

II.  Выполните задания:

  1.  В рабочих тетрадях законспектируйте указанные страницы ист. 1., подготовьтесь к обсуждению словарной статьи.
  2.  Подготовьте индивидуальное сообщение «Творчество иностранных живописцев при дворе Елизаветы Петровны» (5 мин.)
  3.  Подготовьтесь к проверочной работе по теме занятия, ознакомьтесь с историей создания, характерными чертами, стилистическими особенностями памятников архитектуры, скульптуры и живописи середины XVIII века.

Примерный список произведений для ознакомления:

  1.  Вишняков Иван: Портреты Сарры Элеоноры Фермор и Вильгельма Георга Фермора.
  2.  Антропов Алексей: портреты М.А. Румянцевой, статс-дамы А.М. Измайловой, атамана Ф.И. Краснощекова, Петра III.
  3.  Аргунов Иван: портреты К.А. Хрипунова, И.И. Лобанова-Ростовского, калмычки Аннушки, портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.
  4.   Растрелли Франческо Бартоломео: Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, Воскресенский собор Смольного монастыря.
  5.  Ухтомский Дмитрий: Колокольня Троице-Сергиевского монастыря (Сергиев Посад).
  6.  Чевакинский Савва: дворец Шереметева на Фонтанке, Никольский морской собор.

Практическое занятие 6.

Русское искусство второй половины  XVIII века

Вопросы

Общая характеристика художественной жизни России  второй половины XVIII века. «Екатерининский классицизм».

Архитектура конца XVIII века. Деятельность Василия Ивановича Баженова, Матвея Федоровича Казакова, Ивана Егоровича Старова, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, Юрия Фельтена, Чарлза Камерона.

Скульптура. Творчество Михаила Ивановича Козловского. Скульптурный портрет «государственного человека» в творчестве Федота Ивановича Шубина. История создания скульптурной композиции Этьена Мориса Фальконе «Медный всадник».

Историческая живопись. Антон Павлович Лосенко. Григорий Иванович Угрюмов.

Портретная живопись. Федор Степанович Рокотов, Дмитрий Григорьевич Левицкий, Владимир Лукич Боровиковский.

Пейзажная живопись. Сильвестр Феодосиевич Щедрин, Фёдор Яковлевич Алексеев.

Бытовая живопись. Иван Иванович Фирсов, Михаил Шибанов.

Литература

Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. – СПб., 1995. – С. 211 – 214. - Статья «Екатерининский классицизм».

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С. 280 - 309.

Ильина Т. В.  Русское искусство XVIII века. – М., 2001. – С. 193 – 373.  

Ильина Т. В.  История искусств. Отечественное искусство. – М., 2004. – С.  119 – 164. 

История русского искусства / Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой.  – М., 1987. – С.50 – 70.

Практическая часть

  1.  Ответьте на вопросы:

Справедливо ли, на ваш взгляд, выражение «казаковская Москва»? Ответ аргументируйте.

Каковы особенности развития портретного жанра в живописи Левицкого, Рокотова, Боровиковского?

В чем заключается специфика развития исторического жанра живописи в творчестве Лосенко?

  1.  Выполните задания

В рабочих тетрадях законспектируйте указанные страницы ист. 1.

Подготовьте индивидуальное сообщение «Академия художеств и ее роль в развитии русского искусства XVIII века». (5 мин.)

Примерный список произведений для ознакомления:

  1.  Баженов Василий: дом-дворец Пашкова, Михайловский (Инженерный) замок.
  2.  Казаков Матвей: здание Сената (Присутственные места), церковь Филиппа Митрополита, здание Голицинской больницы.  
  3.  Старов Иван: Таврический дворец.
  4.  Кваренги Джакомо: Конногвардейский манеж, Смольный институт, Александровский дворец, Странноприимный дом.
  5.   Ринальди Антонио: Мраморный дворец, Китайский дворец, павильон «Катальная горка», дворец Петра III в Ораниенбауме.
  6.  Фельтен Юрий: Чесменская церковь.
  7.  Камерон Чарлз: комплекс сооружений в Царском Селе (павильон «Агатовые комнаты», «Холодные бани», «Висячий сад», «Камероновы галереи»), Большой дворец и павильон «Храм дружбы» в Павловске.
  8.  Козловский Михаил: Поликрат, памятник А. В. Суворову, Самсон, разрывающий пасть льву, Яков Долгорукий, разрывающий царский указ.
  9.  Шубин Федор: портреты А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, Павла I.
  10.   Фальконе Этъен  Морис: Медный всадник.
  11.   А.П. Лосенко: Владимир и Рогнеда, Прощание Гектора с Андромахой, Чудесный улов рыбы, Авраам приносит в жертву сына своего Исаака, портреты президента Академии Художеств И.И. Шувалова, поэта и драматурга А.П. Сумарокова, актера Ф.Г. Волкова.
  12.   Угрюмов Григорий: Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года, Взятие Казани Иваном Грозным, Испытание силы Яна Усмаря.
  13.   Рокотов Федор: Портреты В. Е. Новосильцевой, В. И. Суровцевой, В. И. Майкова, А. П. Струйской, портрет неизвестной в розовом платье.
  14.   Левицкий Дмитрий: серия портретов «Смолянки» (Г. И. Алымова, Е. Н. Молчанова, М. А. Дьякова, Е. И.  Нелидова, Е.Н. Хрущева и Е.Н. Хованская, А.П. Левшина), портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия, портреты П. А. Демидова, А.Ф. Кокоринова, Урсулы Мнишек, дочери Агаши в русском костюме.
  15.    Боровиковский Владимир: Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, портреты М.И. Лопухиной, В.И. Арсентьевой, Е.А. Нарышкиной, сестер Гагариных.
  16.   Щедрин Сильвестр: Малая гавань в Сорренто, На острове Капри.
  17.   Алексеев Фёдор: Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости.
  18.    Фирсов Иван: Юный живописец.
  19.   Шибанов Михаил: Крестьянский обед, Празднество свадебного сговора.

Вопросы к экзамену

  1.  Общая характеристика западноевропейского искусства XVII века.  Проблемы стиля в искусстве XVII века.
  2.  Формирование системы жанров в западноевропейском искусстве XVII века
  3.  Классицизм как архетип художественного мышления. Стиль Классицизма в искусстве XVII века.
  4.  Барокко. Проблемы истолкования термина. Историко-региональные варианты барокко.
  5.  Искусство Италии XVII века: специфика, основные направления, школы, ведущие представители.
  6.  Итальянское академическое искусство XVII века. История термина «академизм». Болонская академия и ее доктрина. Представители.
  7.  Творчество Караваджо. Караваджизм.
  8.  Творчество братьев Карраччи. Их роль в Болонской академии.
  9.  Гвидо Рении как представитель второго поколения мастеров Болонской академии.
  10.   Изобразительное искусство Италии XVII века. Маньеризм и попытки преодолеть кризис искусства конца XVI века.
  11.   Итальянское барокко в живописи, скульптуре и архитектуре XVII века. Представители. Ключевые памятники искусства.
  12.   Искусство Фландрии. Обзор. Характерные черты фламандской живописи.
  13.   Питер Пауль Рубенс. Творческая эволюция художника.
  14.   Рубенс – портретист. Создание им нового типа барочного аристократического портрета.
  15.   Рубенс – монументалист. Античная тематика в творчестве художника.
  16.   Формирование мастерской Рубенса, ее значение в развитии фламандского искусства.
  17.   Творчество Антониса Ван Дейка.
  18.   Творчество Якоба Йорданса.
  19.   Франс Снейдерс как крупнейший мастер натюрморта в искусстве XVII века.
  20.   Творчество Андриана Броувера как мастера жанровой картины XVII века. Роль Броувера в развитии европейского пейзажа.
  21.   Давид Тенирс как яркий представитель фламандского искусства середины XVII в.
  22.   Искусство Голландии XVII века: общая характеристика.
  23.   Голландский групповой портрет. Его истоки и основные типы (портреты стрелковых гильдий, портреты регентов и анатомий).
  24.   Становление голландского национального пейзажа первой половины XVII века.
  25.   Развитие натюрморта в Голландии. Истоки жанра. Различная тематика натюрморта в разных центрах голландского искусства.
  26.   Голландская живопись первой трети XVII  века. Формирование национальной школы. Ее истоки. Гарлемская академия.
  27.   Утрехские караваджисты и их искания (Гераро Хотхорст, Гендрик Тербрюнген). Питер Ластман и новая интерпретация библейских сюжетов. Делфтская школа голландской живописи.
  28.   Творчество Яна Вермера (Вермера Делфтского).
  29.   Питер Класс и Вилен Хеда - крупнейшие мастера голландского натюрморта первой половины XVII века.
  30.   Творчество Франца Халса.
  31.   Рембрандт Ван Рейн как центральная фигура голландской школы 17 века и величайший художник – реалист в западноевропейском искусстве. Обзор творчества. Раннее творчество (лейденский период).
  32.   Искусство Рембрандта в 40-е годы.
  33.   Позднее творчество Рембрандта.
  34.   Голландская бытовая живопись (на примере творчества Андриана Ван Остаде, Яна Стена, Габриела Метсю, Герарда Терборха).
  35.   Голландская пейзажная живопись периода расцвета. Творчество Паулюса Поттера и Якоба Ван Рейсдала.
  36.   Искусство Франции XVII века: специфика, основные направления, школы, представители.
  37.   Архитектурно-художественный комплекс Версаля.
  38.   Творчество Жоржа де Латура.
  39.   Творчество  братьев Ленен. Гравюра во Франции XVII века.
  40.   Творчество Жака Калло.
  41.   Пуссен как величайший художник Франции XVII века. Истоки творчества. Рационализм и эмоционально-чувственное начало в творчестве Пуссена. Морально-философское содержание произведений.
  42.   Творческий метод Пуссена. Взгляды художника-теоретика на искусство.
  43.   Проблема героического пейзажа в творчестве Пуссена.  
  44.   Пуссен – портретист.
  45.   Клод Лоррен и проблема классического пейзажа.
  46.   Симон Вуэ и создание придворного искусства во  Франции XVII века. Школа Вуэ.
  47.   Господство официально-придворного искусства во Франции XVII века. Основание Академии живописи и скульптуры. Доктрина академизма. Творчество Шарля Лебрена.
  48.   Творчество Хусепе Риберы.
  49.   Творчество Франсиско Сурбарана.
  50.   Творчество Диего Веласкеса.

Список рекомендованной литературы

Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – СПб., 2005.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. I. - СПб., 1995; Т. II. – СПб., 1996; Т.III. – СПб., 1997.

Гнедич П. П. История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм. – М., 2005.

Даниель С.М. Европейский классицизм. – СПб., 2003.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы  XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991.

Ермильченко Н.В. Знаменитые соборы Западной Европы. Энциклопедия живописи для детей. – М., Белый город. – 2004. – С.38 – 41, 42 – 43.

Звездина Ю. Время в старинном натюрморте. // Юный художник. - №2. – 1992. – С.32 – 35.

Ильина Т. В.  Русское искусство XVIII века. – М., 2001. – С. 193 – 373

Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004.

История искусства зарубежных стран. Т. 3. – М., 1964.

История искусства зарубежных стран. XVII – XVIII веков./ Под ред. В.И. Раздольской. – М., 1988.

История русского искусства / Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой.  – М., 1987. – С. 50 – 70.

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII и XXI веков / Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2000.

Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура  XVII и XVIII веков. - СПб., 2004. - С. 160 – 168, 224 – 255.        

Дополнительно: монографии и альбомы по отдельным темам курса, соответствующие номера журнала «Художественная галерея», информация интернет-сайтов (на усмотрение студентов).

Оглавление

Введение……………………………………………………………3

Занятие 1 -2…………………………………………………………

Занятие 3……………………………………………………………

Занятие 4 – 5 ………………………………………………………

Занятие 6 ……………………………………………………………

Занятие 7 …………………………………………………………

Занятие 8…………………………………………………………..

Занятие 9……………………………………………………………

Занятие 10…………………………………………………………..

Занятие 11………………………………………………………….

Занятие 12……………………………………………………………

Занятие 13……………………………………………………………

Занятие 14…………………………………………………………….

Вопросы к экзамену…………………………………………………

Список литературы…………………………………………………

* См. также соответствующие словарные статьи по изданию: Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. – СПб., 2000




1. концерт музыкалитература
2. Налоги и государственный бюджет
3. деталь 1 2 3 4 Шарикоподшипник Муфта компенсирующая Шайба пружинная Редуктор
4. по теме- ldquo;Средства коммуникации и тип культуры
5. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 ПРОГРАММИРОВАНИЕ УСЛОВНЫХ ОПЕРАТОРОВ ПРОСТЫХ И ВЛОЖЕННЫХ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ
6.  Экономика и её роль в жизни общества 1
7. Россия как единое политическое сообщество народов
8. Операции коммерческих банков с драгоценными металлами
9. Відсутність припою додає каркасам цих протезів високу міцність
10. Кулинария из рубленого мяса
11. з курсу Анатомія для спеціальності 5
12. Формирование основных понятий вращательного движения в средней школ
13. ФІНАНСОВИЙ АНАЛІЗ ДЛЯ СТУДЕНТІВ ДЕННОЇ ФОРМИ НАВЧАННЯ освітньокваліфікаційний рівень ~ спеціаліст
14. калейдоскоп; объемный календарь кристалл; карманный календарьблокнот двух видов; календарьмагнит
15. Тема 1 Природа и сущность этики
16. это такое коммуникативное качество речи которое предполагает соответствие ее смысловой стороны плана сод
17. тематик фізик мовознавець та дипломат
18. Статья 131 Государственная регистрация недвижимости 1
19. Реферат- Расчет конденсатора
20. монополистов присваивающих ренту при добыче и экспорте полезных ископаемых решающим образом влияют на бюд