Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Крещение К началу IX в

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

1.Крещение

К началу IX в. у восточных славян завершился расписание первобытнообщинного строя , разрушения родоплеменных связей. Общины в то время состояли не только из родственников, но и чужих (пришедших) рода людей. Они не могли существовать на основе старых племенных обычаев и были слишком слабыми , чтобы спастись от военных и иных угроз. Гарантом безопасности в таких условиях становился князь с женой, имевшие оборонительный пункт (город ). На смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные. Возникли племенные союзы, на базе которых образовалась в 882 г. Киевская Русь. С ее зарождением укрепились внутрихозяйственные и внутригосударственные связи, сформировался зарубежный рынок, развилась культура. Определенное влияние на славянские духовность и культуру, которые отражают характер взаимоотношений между людьми, имели славянские просветители Кирилл и Мефодий, которые создали в 863 г. славянский алфавит (кириллицу), а вскоре на его основе и книжно-письменну славянскую язык , охватившая значительную часть славянских народов. Она стала одной из важнейших предпосылок становления и развития самобытной славянской цивилизации с ее особой духовностью, отличающийся склонностью к добру и справедливости, сочувствия и поддержки.

 Развитие феодальных отношений, интересы единства страны требовали реформирования языческих представлений Древней Руси, принятие общей религии . В 988 г. христианство признается официальной государственной религией. С его принятием появляется и новая влиятельная организация церковь. Киевская Русь выбрала византийскую религию не только потому, что у нее с Византией были давние торгово - экономические связи , но главным образом потому , что христианство было очень созвучно характера и морали древнерусского народа с его природной духовностью. Этому в немалой степени способствовало учение о спасении души и человеколюбие.

 Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на все сферы жизни общества, на общественные отношения, что сказалось на характере, формах помощи и поддержки человека. С момента введения религии начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой философия любви к ближнему. "Возлюби ближнего твоего, как самого себя " - эта формула стала моральным призывом, что определяет сущность поступка индивида.

Основными объектами помощи были определены больные, нищие, вдовы, сироты. Появились законодательные акты, регулирующие отношения по опеке над различными категориями населения. К древнейшим источникам права относятся уставы князей Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого. Возникли и новые субъекты помощи: князь, церковь, приход, монастыри. В истории социальной помощи Киевской Руси следует различать два периода. Первый - связан с распространением христианства в Киевской Руси. Он условно определяется со времени крещения Владимира Великого до II пол. XII в. образования княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. Второй этап второй половины ХП в. в XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно слились с церковно - монастырскими формами опеки. Простейшие виды благотворительности заключались сначала почти исключительно в питании нищих. Практиковались они, как свидетельствуют летописи , отдельными " злидарелюбцямы ",  из среды , которых выделялись князья , духовенство и лучшие люди земли . Все они , находясь под свежим и здоровым влиянием только воспринятого христианского вероучения, охотно повчались большим религиозным заповедям, главные из которых призывали любить Бога и ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного, и вообще так или иначе проявить милость и злидарелюбство. Исходя из этого, благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна самому злидарелюбцю , чем нищий.

2.письменность и образование

Исследователи языка утверждают, что уже во второй половине 9 - начале 10 вв. у наших предков существовало письмо. Тот давний алфавит был создан на основе греческого - да это и не удивительно учитывая давние связи восточных славян с греками; в Византии, с которой молодая Русская держава имела тесные отношения, государственным также был греческий. Доказательством существования собственной оригинальной азбуки у древних украинский является находка надписи на стенах Софийского собора. Киевский книжник в 11 в. тщательно выписал на стенах только построенного храма азбуку, отличавшаяся от распространенной в те времена кириллической, созданной для передачи на письме одного из южнославянских языков с применением греческих букв братьями Кириллом и Мефодием и перенесенной на наши просторы с принятием христианства.

С принятием христианства на наших землях распространилась старославянский, или староболгарский книжный язык - язык православной церкви.  Существенно отличаясь от народноразговорного языка, она все же имела с ней общие черты, поскольку основывалась на близком, тоже славянском языке, и поэтому была понятна, особенно образованным людям - духовенству, князьям и боярам. Ученые говорят, что в Киевской Руси существовало два варианта письменного литературного языка: церковнославянский, которой писались важнейшие богослужебные книги, и церковнославянский со значительными вкраплениями живой речи (для более позднего времени ее называют книжной староукраинским ) - ею писали различные документы и литературные произведения светского направления.

Впрочем, обе письменные языки существенно отличались от живой тогдашней украинского языка, которым пользовались в устной речи.

Но так было не только в русских землях, но и везде в Европе, где литературной (книжной) языком для многих народов был латинский

Образование

Грамотными в княжеские времена были не только чиновники и люди из среды духовенства, но и ремесленники и рядовые дружинники. Забота об образовании со времен введения христианства перебрали государство и церковь. В княжение Владимира Святославича в Киеве уже существовала школа для обучения детей из ближайшего окружения князя. Года 1086 внука Ярослава Мудрого Янка Всеволодовна основала в Киевском Андреевском монастыре школу для женщин. Находки берестяных грамот, бронзовых и костяных писал убеждают, что книжная наука развивалась не только в стольном граде, но и в разных частях Руси. К примеру, берестяные грамоты найдены в Звенигородi и Бресте, бронзовые писала для писания на восковых табличках - в Звенигородi, Перемишлi, Галичi, Остроге

3. Развитие литературы

Устное народное творчество

Еще до возникновения письменности у восточных славян существовало богатое устное народное творчество: обрядовые песни, легенды, загадки, сказания, заклинания, эпические и лирические песни. Со времен Киевской Руси и Галицко-Волынского государства к нам дошли легенды и предания, дружинне, праздничные, свадебные песни, сказки, колядки, пословици, поговорки, магические заклинания и заговоры.

Замечательными памятниками древнерусской творчества были былины

по объему и в художественном и историческом аспектах считаются былины Киевского, или Владимирова, цикла.

Повести в них связанные со стольным градом Киевом и его князем Владимиром Красным Солнышком. Былины киевского цикла складывались в 10-11 вв. Они опевали мужество и храбрость богатирей, которые самоотверженно защищали родную землю от врагов. В 13-14 вв. былины наполняются новыми сюжетами, связанными в частности с реалиями Галицко-Волынского государства: про князя Романа, Михаила Козарина и др.

Переводные литературные памятники

Начала литературной жизни в нашей стране, кроме устно-поэтического творчества, имели еще один источник - литературные произведения других народов, через переводы церковнославянском языке пришли после введения христианства. С приобщением русских земель к христианскому миру нашим предкам открылась богатейшая сокровищница человеческого опыта и мудрости – Библия. Попутно отметим, что переводы Священного Писания не только имели неоценимое влияние на мировоззрение тогдашнего люда, но и стали толчком к словесного творчества, поскольку Библия - неисчерпаемый источник вечных тем, идей, образов. Кроме Библии, переводились и апокрифы - произведения на библейскую тематику, которые по разным причинам не были признаны церковью.

Другим популярным жанром переводной литературы были жития - рассказы о жизни и подвигах святых

Переводились и книги светского направления. Особенно популярным на Руси был сборник крылатых выражений, пословиц из Библии и произведений античных писателей «Пчела».

Большой популярностью пользовались хроники византийских историков Георгия Амартола и Иоанна Малалы, много сюжетов из которых использовали русские летописцы, рассказывая в своих трудах о первоосновы человечества, древнейшие народы и государства.

Оригинальная литература

Оригинальная, т.е. собственная, незаимствованная литературное творчество наших предков во времена Киевской Руси была основана летописям.

Первым летописи, дошедший до нас, является «Повесть временных лет». Он создан в начале 12 в. При составлении «Повести временных лет» использовано древнейшие летописи. «Повесть ...» сохранилась во многих списках. Старые из них - Лаврентиевський (1377 г.) и Ипатиевський (первая половина 15 века). В «Повести ...» изложены события от 860 г. до 1111

Один из поздних списков этого летописного свода сохранила имя автора-составителя - монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

Основное содержание летописи - княжеская борьба за киевский стол, борьба русичей против половцев выдающейся достопримечательностью летописания Галицко-Волынского государства является Галицко-Волынская летопись .Летопись состоит из двух частей. В первой речь идет о событиях в Галицкие земли с 1205 г. до конца 50-х гг 13 века. Она есть, собственно, жизнеописанием князя Даниила Романовича. Вторая часть Галицко-Волынской летописи связана с Волынской землей и волынскими князьями.

Из других жанров оригинальной литературы стоит упомянуть о церковные проповеди.  Виднейших автором обучающих проповедь был один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерский торжественные  проповеди складывались для образованния людей - князей, бояр, духовенства.

Замечательным образцом торжественной проповеди является « Слово о законе и благодате митрополита Илариона .

В записях Лаврентиевського списке под 1096 приведено достопримечательность, известную под названием «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» обращено к детям Мономаха. По убеждению Мономаха, князь подает своим детям пример взiрцевого правителя, учит достойны этого высокого звания поведении и образа жизни.

Выдающейся достопримечательностью русской литературы является «Слово о полку Игоревом». Долгое время эта жемчужина древнеукраинской литературы была неизвестна: ее случайно обнаружили в начале 90-х гг 18 века в одной из рукописей 16 века.

«Слово ...» написано на основе конкретного исторического факта - неудачного похода в 1185 г. новгород- северского князя Игоря Святославича против половцев. По мнению исследователей, «Слово ...» создано по свежим следам события - где-то в августе - сентябре 1187

Автором поэмы мог быть старший сын галицкого князя Ярослава Осмомысла, родной брат Игоревой жены Ярославны князь Владимир. Одной из самых популярных книг на Руси был «Киево-Печерский патерик». Его заключили в начале 13 в. монахи Киево-Печерской лавры, которые стремились подчеркнуть чрезвычайную роль своего монастыря, обосновать его превосходство среди других. Из книги узнаем об истории Киево-Печерского монастыря, его первых подвижников, в частности основателей монастыря святых Антония и Феодосия, художника Алипия.

4.Архитектура и искуство

Строительство крепостей и городских укреплений

Для древней Руси характерными были деревянные и земляные оборонительные укрепления. Такие укрепления надежностью не уступали каменным, их было трудно разрушить и легко починить. Главной частью городских крепостей в те времена были срубы – огородные. Внутри их засыпали землей, а по бокам скрепляли земляными откосами со вспомогательными срубами.

Для предоставления откоса большей стремительности его иногда укрепляли со внешней стороны сырцового кладкой. Собственно, откосы и образовывали земляные валы. Недоступности укреплением оказывали и рвы

Образцом древнерусских оборонительных укреплений, сохранившихся до наших дней, могут служить валы Белгорода (ныне село Белогородка Киевской области) - мощной крепости, заложенной Владимиром Великим.

Кольцо городских укреплений имело несколько ворот. Ворота размещали в деревянных башнях или между двумя башнями. Надвратной башни иногда были каменными (Софийские ворота «города Владимира» в Киеве), в особых случаях над воротами строились жестокие церкви. Перед воротами через рвы были перекинуты деревянные мосты (Овруч), иногда поднимались специальными устройствами.

2. Градостроительство

Крупные города состояли преимущественно из трех частей. Первая - это детинец, старейшая часть города, крепость, укрепленная стенами, валами и рвами. Детинец города строились на возвышенностей, поэтому в старину его называли Горой. На ребенку, или Горе строились княжеские и боярские дворы, важнейшие церкви и соборы. Размеры детинца были разными: от 10 гектаров в крупнейших городах (Киеве, Переяславе) до 0,5-1 гектара в менее важных центрах. Вторую часть города составлял окольный "город" (другое название - разделение )

Чаще всего его строили с напольной стороны детинца и тоже окружали укреплениями. Эта часть города того достигала в крупных городах 50-100 гектаров. Именно здесь жили ремесленники и купцы, здесь был торговая площадь, многочисленные церкви и монастыри. Вне городскими укреплениями были пригород - стороны, или конце. Их заселяли ремесленники определенной специальности: кожевники селились у воды, гончары - у выхода глин т.д. Застройка древнерусских городов была менее плотной, чем застройка городов Западной Европы и Византии. Зато оставалась земля для приусадебных садов.

Здания располагали рядами, между которыми оставляли проезд - улицу. Направление улиц древнерусского города нередко зависел от рельефа местности. Сходились они к торговой площади, возле городских ворот или детинца. Главная улица в основном пролегала от главных ворот окольного "города" до детинца. Улицы вимощевали деревянными настилами. Впрочем, случалось мощения крупными каменными глыбами, обтесанными с лицевой стороны, или битым кирпичом. Основным материалом для городского строительства было дерево.

3. Каменно- храмовое строительство Киевской Руси

Камень в строительстве наши предки начали применять в 10 в. древнейшую каменную постройку - княжеский дворец, была открыта археологами на Старокиевской горе.

В летописи это сооружение упоминается под 945 г. течение 989-996 гг в Киеве из камня строили храм Богородицы , известный под названием Десятинной церкви - первый христианский каменный храм Киевской Руси.

Каменное строительство особенно оживилась во время княжения Ярослава Мудрого. В Киеве тогда было построено крупнейший собор государства - Софию Киевскую , Золотые Ворота, храмы Георгиевского и Ирининской монастырей.

Строительство разворачивалось не только в стольном городе. В Чернигове князь Мстислав Владимирович 1036 заложил Спасо-Преображенский собор

Выдающимся памятником древнерусской архитектуры был Успенский собор Печерского монастыря, построен в течение 1073-1078 гг. Он стал своеобразным образцом храмовых сооружений. Так, в 1108-1113 гг великий киевский князь Святополк-Михаил Изяславич построил Михайловский Златоверхий собор, в значительной степени, хотя в несколько уменьшенном виде, повторял Успенский собор. Примечательно, что большинство известных ныне строящихся архитектурных памятников был сооружен во времена раздробленности. Только в Киеве тогда построили 19 каменных сооружений. Над городом засияли, в частности, купола церкви Спаса на Берестове (1125 г.), Богородицы Пирогощи на Подоле (1136 г.), Кирилловской церкви и т.д.

Многие храмы появилось в Чернигове Совершенством и мастерством исполнения поражают Борисоглебский собор, Успенский собор Елецкого монастыря, Ильинская и Пятницкая церкви. Возводя храмы, русские мастера применяли византийские приемы, унаследованные от архитектуры Древнего Рима. Например, от стародавнеримськой техники происходит способ кладки из тонкого кирпича - плинфы - на известняковом растворе с примесью толченого кирпича.

Из достопримечательностей тогдашнего изобразительного искусства всего впечатляют монументальные изображения мозаики и фрески, которыми украшались храмы.

Шедеврами мирового уровня является мозаики Софийского и Михайловского соборов в Киеве Техника исполнения мозаик, а также их художественные особенности подвергшихся воздействию византийских традиций, однако исследователи уверены, что их создавали и русские мастера.

Еще большей самобытностью отличались русские фрески - основной вид тогдашнего монументальной живописи. Как и мозаики, фрески в русских храмах создавались по византийским традициям. Кроме мозаик и фресок, храмы украшали иконами. Первые иконы привозили на Русь из Византии. Случалось такое и позже. Так, уважаемой на Руси была икона Вышгородской Богоматери. Ее привезли в середине 12 в. из Константинополя. Она украшала храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде, откуда князь Андрей Боголюбский 1155 вывез ее во Владимир на Клязьме. От него берет свое начало знаменитая художественная школа Киево-Печерского монастыря.

Музыкальное творчество

Самым популярным искусством во времена Киевской Руси и Галицко-Волынского государства была музыка. Об музыкальные инструменты того времени исследователи знают немало.

Это были: струнные щипковые инструменты - гусли, гусли; смычковые - гудок и дерг; духовые - рога (их изготовляли из рогов быка, барана, козла, тура), трубы, свистки, зурны, свирели, дудки, флейты, органы; ударные - бубны, тарелки или кимвал, разнообразные колокольчики и погремушки. Любимый инструмент русичей - гусли, под сопровождение которых талантливые творцы былин воспевали подвиги отважных князей и дружинников.

Особую любовь русичей зажили певцы былин и преданий, которые в речитативно-декламационный форме в сопровождении музыкальных инструментов пели героически-эпических песен. Яркий представитель таких исполнителей - Боян, которого упоминает автор «Слова о полку Игореве».

Исследователи предполагают, что он жил в 11 в. при дворе Святослава Ярославича. В Галицко-Волынской летописи под 1241 г. упоминается галицкий «славутний певец» Митуса.Не были равнодушными русичи и к спектаклям скоморох.




1. Реферат Накануне Тургенева 2002 Один з найвідоміших своїх романів Іва
2. Тема- Строение атома
3. Тема 1 Философия круг ее проблем и роль в обществе
4.  Насінництво овочевих культур
5. Контрольна робота виконується на стандартних аркушах паперу розміром 210 х 297 з полями - зліва 2530 мм справа 5
6. Обзор источников римского права
7. лекция медицинских рефератов историй болезни литературы обучающих программ тестов.1
8. Сonditio sine qu non
9. Башкирский государственный педагогический университет им
10. Мюзикл
11. 2012 Бу хик~яд~ с~з революция чорында бик тынычсыз заманда кайбер кешел~рне ниг~ кулга алуларын да а~латм
12. Концепции управления маркетингом
13. Задание цветов Зрительный аппарат человека- устройство и чувствительность
14. Гідравліка гідро та пневмоприводи
15. My Drk ngel АВТОР- Фелиша БЕТА- NQ.
16.  СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Разделение общества на большие группы
17. Долина Смерти 3
18. Салалы~ материалтану ж~не конструкциялы~ материалдар технологиясы п~ні бойынша 5В012000 ~ К~сіптік білім бе
19. X в клеточке номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа
20. Тема- Робота з засобом ldquo;Підбір параметраrdquo; Мета- засвоїти методи рішення задач за допомогою методу ldquo;