Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Историческая трансформация структуры народной художественной культуры

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Вопрос 2. Историческая трансформация структуры народной художественной культуры. Современная структура народной художественной культуры.

Народная художественная культура формируется в архаическое время существования этноса. В дальнейшем народная культура продолжает свое формирование в русле слияния целостной нации, сохраняя при этом исходные установки ведущей своей составляющей – мифа. Это время бытования народной художественной культуры в качестве актуальной – ежедневно востребованной человеком, ее носителем. В ситуации смены мифа происходит ассимиляция мифологических структур прежнего и наступающего мифов и тогда можно говорить не столько о бытовании народной художественной культуры в качестве актуальной, сколько о процессе перехода ее в ранг традиции.

Специфика народной художественной культуры состоит в том, что она существует в контексте сегодняшнего дня исключительно в качестве традиции: живой традиции, воспроизводимой ее носителями (обряды и фольклор русских деревень сегодня), и традиции, консервируемой учеными и профессиональными коллективами. В то же время народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной культуры. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная – любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая не имеет связи с образованностью. Малая по своим размерам и исторически более древняя этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру.

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Аудитория народной культуры – это всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

3.1.Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры.

3.2. Влияние принятия Русью христианства на народную художественную культуру.

3.3. Реформы Петра I и народная художественная культура.

3.4. Народная художественная культура на рубеже XIX и XX веков, в XX-м и начале XXI века.

3.1.Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры.

Источники по восточнославянскому фольклору можно разделить на несколько групп:

1) Сведения по «высшей» мифологии, содержащиеся в «поучениях против язычества» и русских летописях Х – XIII веков. Хронологически и тематически к ним примыкает знаменитое «Слово о полку Игореве», но и здесь мы встречаемся в основном с именами богов и кратким описанием их функций. К группе древнейших источников можно было бы отнести и «Велесову книгу», приписываемую новгородским жрецам Х века, если бы не сомнения в ее подлинности.

2) Памятники материальной культуры. Это археологические находки: медные застежки плаща – фибулы, ювелирные изделия, скульптурные изображения, в том числе знаменитый Збручский идол, а также традиционные орнаментальные композиции вышивки, резьбы по дереву.

3) Сведения по «низшей» народной мифологии, сохранившейся в некоторых аспектах до наших дней в форме суеверий и т.д. Этнографы, начиная с XVIII века, собрали богатейший материал, включающий описания крестьянских праздников, обрядовых песен, поверий, заговоров. Интересный материал дает сопоставление функций древних богов и заменивших их в аграрно-календарном цикле православных святых.

К VI веку н.э. относятся первые письменные сведения о славянах. К этому времени у славян начала складываться более или менее устойчивая религиозная система, в которой за каждым божеством закреплялись определенные функции. Основа языческой религии – многобожие, пантеизм. В контексте язычества особенно важно, чтобы все виды деятельности человека – государственная, хозяйственная, военная, семейная – находились под покровительством высших сил.

3.2. Влияние принятия Русью христианства на народную художественную культуру.

Основу заимствованной славянами вместе с христианством византийской картины мира составил синтез античной эллинистической философии, христианского религиозного учения и религиозно-мистических идей ближневосточного происхождения. Христианская картина мира византийских греков заметно отличалась от западной религиозности: если в картине мира латинян главное внимание уделялось крестным страданиям Христа, страшным мукам грешников в аду, то в православной картине мира на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты жизни Христа, его воскресение, устремление души верующего к божественному свету, к победе добра над злом. Эти различия во многом породили дальнейшее расхождение между византийской и западноевропейской культурами, в частности, отраженные в литературе и искусстве.

Крещение киевских славян началось с приказа Владимира уничтожить языческие кумиры. Насильственное изменение картины мира всегда вызывает сопротивление. Крещение Руси знаменует собой кульминацию столкновения на восточноевропейских просторах нескольких великих культурно-религиозных традиций. Если до принятия христианства языческие взгляды на мир были одинаково характерны как для простого крестьянина, так и великого князя, то после этого события в общественных взглядах произошли изменения. Городская знать довольно быстро усвоила христианское образы, а большинство простых людей, формально принявших крещение, по существу оставались язычниками, лишь поверхностно усвоившими основы православного вероучения. Такая ситуация сохранялась на Руси в течение нескольких веков, и только к ХVII веку, по мнению некоторых исследователей, православие стало преобладать в сознании народа, потеснив язычество. Феномен, когда древние языческие суеверия и элементы христианского вероучения уживаются вместе, называется двоеверием. Уникальная ситуация двоеверия сложилась и на Руси.

Принятие Древней Русью православия привело к кардинальным изменениям в картине мира. Очень многие языческие верования не исчезли, а лишь обрели христианизированную форму.

Синтез двух религий – старой и новой – действительно породил у славян-христиан некую новую картину мира: небо в ней было занято силами небесными, праведными и божественными, а преисподняя, подземный мир, болота, ямы и овраги – силами нечистыми и темными. Земля превратилась в место борьбы двух миров и начал, а человек и его душа стали средоточием этой борьбы. При этом воля Божья и промысел Божий господствовал над всем и определял все. И если народные образы божественной силы восходили к христианству, то образы нечистой силы – к славянскому язычеству.

Тем не менее, византийско-христианский элемент в новой картине мира славян самым существенным образом изменил образ окружающей действительности. Если бы нам удалось реконструировать картину мира жителя Киевской Руси, сложившуюся вскоре после крещения, то мы бы увидели, что в этой картине, как и в Византии, все мироздание ориентируется по вертикали – от земли к небу – и выглядит как сосуществование двух иерархий – земной и небесной. Небесная иерархия возглавляется Богом – творцом всего сущего, а во главе земной иерархии стоит глава государства. В ходе дальнейшей истории эта особенность картины мира служила постоянным источником преклонения перед носителем власти, рассматривавшимся в качестве наместника Бога на земле.

После крещения – в период с конца X по XII век – наиболее мощно проявилось влияние Византии на русскую художественную культуру. Основную задачу по формированию и поддержанию новой картины мира государство возлагало на церковь. А потому церковь вмешивалась в художественную жизнь не менее или даже более чем государство. В этом основная причина того, почему скульптура в допетровской Руси почти не существовала, по крайней мере, старательно исключалась из художественной практики: по древнему постановлению православной церкви объемная скульптура запрещалась, поскольку напоминала языческих идолов – так ваяние было исключено из сферы религиозного искусства.

Принятие христианства приводит к подавлению древнеславянского музыкального искусства, но вместе с тем начинает развиваться церковная музыка. Русская православная церковь целиком переняла у Византии богослужебный ритуал, тексты церковных песнопений в славянском переводе, систему осьмогласия, приемы распева отдельных песнопений. Древнейшее церковное пение явилось на Русь вполне готовым и было исключительно византийского происхождения. Отсюда проистекала другая особенность русского музыкального искусства – отсутствие на Руси инструментальной церковной музыки: православная русская церковь, как и греческая, допускала в богослужении только вокальную музыку. При этом инструментальная музыка Древней Руси и представляет собой пласт народной художественной культуры.

Помимо двух основных источников формирования новой картины мира (христианского и языческого) существовал еще и третий источник – византийская и отчасти западная народная и городская культура, которая придавала национальной славянской картине мира специфический характер. Вполне возможно, что именно влиянию этой культуры мы обязаны юродством, впоследствии ставшим на Руси одним из социальных институтов, скоморошеством, городской карнавальной, ярмарочной и лубочной культурой.

3.3. Реформы Петра I и народная художественная культура.

Время реформ Петра как этап перехода русской культуры от средневекового типа к типу культуры нового времени и период смены ее знаковой системы. В то же время это и время нового расслоения культуры России, а именно – художественной культуры. Официальная линия развития профессионального искусства теперь является ориентированной на западноевропейскую художественную традицию, а народно-национальная линия продолжила существование народной художественной культуры в ее прежних и новых формах. При этом официальная линия в большей степени транслируется крупными центрами, начиная с новой государственной столицы, а традиционные формы народной художественной культуры продолжают поддерживаться в деревнях и в среде провинциальных городов.

Таблица 3.1.

Сферы художественной культуры в России XVIII века

«официально-государственное»

направление

«народно-национальное»

направление

Сфера сугубо профессионального искусства

Сфера народного профессионального и «любительского» искусства

Деятельность иностранных мастеров, их местных учеников, русских мастеров-пенсионеров, выпускников АХ

Деятельность русских сельских и городских мастеров

Характерно: четкая стилевая определенность (барокко, рококо, классицизм), подчиненность архитектуре как ведущему виду искусства – ведущая роль архитекторов

Характерно: сохранение славянских, древнерусских традиций; область народных промыслов; частичная ассимиляция с западноевропейской традицией

Искусство авторское

Редко авторское, чаще анонимное искусство

Ориентир на западноевропейские художественные традиции

Ориентир на продолжение собственно русских традиций и их синтез с новыми тенденциями

Доминирует в Петербурге, откуда транслируется в крупные центры – города, поместья

Доминирует в сельской местности, в малых провинциальных городах, остается и в крупных городах; в рамках городской культуры смешивается и с западными тенденциями

Народно-национальное искусство XVIII - XIX веков к концу XIX века консервируется в качестве традиции народных промыслов в сфере декоративно-прикладного искусства. Нельзя говорить о том, что древнерусская знаковость в других сферах искусства была полностью трансформирована. Так, традицию древнерусских скоморохов в XVIII – XIX веках продолжали так называемые балаганы, напоминающие сегодняшний цирк. Из традиции выступавших в балагане раешников в России получили массовое распространение лубочные картинки. Они тяготели к серийности и могли составлять целые лубочные книжки-картинки, снабженные характерными подписями. Уже во второй половине XVIII века это привело к появлению массовой народной лубочной литературы, включавшей в себя переделки сказок, былин, произведений древнерусской литературы (исторических сказаний, рыцарских романов, приключенческих повестей), житий святых, а также песенники, сборники анекдотов, сонники. Фактически это была массовая культура того времени, развлекавшая народ, а заодно приобщавшая его к чтению.

3.4. Народная художественная культура на рубеже XIX и XX веков, в XX-м и начале XXI века.

Век XIX, рубеж XIX – XX веков – время возрождения народной художественной культуры силами и стараниями образованного сообщества - активистов этнографического и фольклористического движений, профессиональными художниками. Впоследствии народная культура способствовала формированию такого направления в изобразительном искусстве и архитектуре, как неорусский стиль.

ХХ век – время консервации традиционных видов русского декоративно-прикладного искусства в качестве народных промыслов: школы и традиции – превращение в элемент рынка, промысел. Развитие фольклористики в среде университетов.

Современные судьбы разных видов и жанров народной художественной культуры многообразны, различны их удельный вес в современном народном репертуаре, отношение к ним аудитории, функции в современном народном быту. Вместе с тем намечаются и общие тенденции затухания традиционных жанров в целом. Тенденции эти, явные в судьбе заговоров, обрядовой поэзии и былин, менее выражены в сказке и лишь слабо намечены в традиционной лирической песне.

Народная культура нашего времени отличается от общепринятых классических фольклорных форм. Сегодня фольклор теряет свое универсальное положение и начинает приобретать новые формы. С одной стороны – он образует современные вторичные формы народной культуры, а с другой стороны – обретает роль культурного наследия.

В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные, оппозиционные друг другу тенденции:

1) процессы глобализации – процесс постоянного заимствования культурных ценностей в мире, образование неких единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству. При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов: они способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей, но в то же время обостряется возможность утраты народами своей культурной самобытности.

2) процессы регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов – потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве.

В то же время нельзя утверждать, что народная художественная культура полностью трансформируется и теряет свою актуальность, поскольку в вариативности, постоянной трансформации в границах традиции и есть суть народной культуры.




1. Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подход
2. то определенного эффекта то есть действенность результата
3. Анализ финансового состояния предприятия
4. .08.10 г. 1. Методологические основы и принципы изучения истории ее периодизация
5. Абиотическими факторами называются- Факторы неорганической природы влияющие на организмы
6. Аристотель 5в
7. ТЕМА- УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ФОРМУ 2 ЛИЦА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ И ПОВЕЛИТЕЛЬНУЮ ФОРМУ ГЛАГОЛОВ
8. по теме Интернет для учащихся 1011 классов
9. Алексеенко Д
10. Вариант 11 В1 На автозаправке клиент отдал кассиру 1000 рублей и залил в бак 21 литр бензина по цене 27 руб
11. Секция Б В Дом по ул
12. это такое усложнение условий жизни и деятельности которое приобрело для личности группы особую значимость
13. Подвиг
14. . Рассчитать индикаторную погрешность титрования 01 ~ раствора СH3СООН 01 ~ раствором КОН с метиловым ор.
15. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук ЛЬВ
16. Поверхностные и пленочные абсорберы
17. Тема- Введение. Нарушение восприятия
18. Тема дипломної роботи проекту Керівник посада Група БФ20 а
19. варианты- двусемядольные двусемянодольные или Магнолиопси~ды класс покрытосеменных растений у которы
20. Всё изменяется Уносит нас течение реки2 Уильям Батлер Йейтс В моем сне у меня есть сын