Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Философия и искусство.
Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не
только потому, что он сложен по своему смыслу, но еще и потому,
что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего странного в том, что Леонардо да Винчи
называл живопись "истинной философией", поскольку живопись, по
его словам, самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная
миссия признавалась за поэзией и за архитектурой. Искусство в
эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных
мыслей о мире, и поэтому оно шло рука об руку с философией. Для 16 века на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Шеллинг и романтизм вообще, ставя искусство (особен
но музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией.
Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении
искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти фор-
мы и установить между ними иерархическую субординацию сменилось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их совмещению или даже почти равенству. Однако в отличие от
ушедших исторических эпох это очередное сближение искусства
и философии происходило уже на иных основаниях. Уже не поэзия,
не живопись и не музыка, а художественная проза признавалась
естественной сферой этого содружества, и уже не искусство
уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимость философии, но философия стала уподобляться художественной прозе, что, напротив, предполагает исходное превосходство искусства. Сначала Шопенгауэр и Ницше, затем Риккерт и Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и что то и другое есть целостное "созерцающее" постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодом этого совмещения стал новый жанр литературы - "интеллектуальная романистика" (Т.Манн и другие).
Вопрос о соотношении искусства и философии действительно является очень сложным и многоплановым. Между этими двумя
видами духовной деятельности человека, несомненно, есть глубокое родство, но нет полного внутреннего равенства.
Искусство и философия, таким образом - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, не-
смотря на всю близость (но не равенство) своих содержа-
тельных областей, на свою равную направленность, на предельно
общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не
всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме
(хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается
такому - педагогическому растворению и обезличиванию.
Сказанное, конечно, не значит, что художественная проза
не должна "философствовать", а философия должна оперировать
только сухими рассудочными схемами. Любое сближение противоположностей рождает новое.