Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

з курсу ldquo;Риторикаrdquo; Визначення риторики як науки сутність зв~язок з супутніми дисциплінами

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Питання на залік з курсу “Риторика”

  1.  Визначення риторики як науки, сутність, зв‘язок з супутніми дисциплінами.

Термин "риторика" происходит от древнегреческого слова "оратор" и означает теорию ораторского искусства, науки красноречия.

Среди разнообразия определений риторики можно выделить две главные традиции, имеют очень давнюю историю.

o Первая традиция наиболее ярко представлена ​​в творчестве древнегреческого философа Аристотеля (IV в . до н. э ) . В ее пределах риторика определяется как " искусство убеждения " . Согласно этой традиции главная задача оратора - убеждение аудитории.

o Вторая традиция наиболее ярко представлена ​​в творчестве древнеримского ритора Квинтилиана ( I в. . н.э.). В ее пределах риторика определяется как "искусство говорить изящно " . Согласно этой традиции задача оратора - красота , изысканность , изящество выражения мысли. Убеждение же выступает как возможная , но далеко не главная цель оратора.

Каждая из этих традиций , несомненно , включает в себя рациональное зерно. Вместе с тем , упор только на одном аспекте ораторской деятельности приводит к потере целостности в понимании предмета и задач риторики.

Во всех вышеупомянутых случаях ведущую роль играет убеждение, на чем собственно и настаивал Аристотель, когда определял риторику.Таким образом, можно зафиксировать две главные цели оратора, между которыми простирается поле риторики. Это убеждение и информирование в процессе публичного виступу.Предмет риторики - это публичное выступление в процессе коммуникации.

Факторы, от которых зависит успех публичного выступления, представляют в виде так называемого риторического треугольника:

Філософія, логіка, психологія, педагогіка, мовознавство, етика, естетика.

Риторика связана с другими науками как пранаука , из которой вышло искусство речевого общения во всех научных сферах. Ближайшее риторика связана с философиею.Риторику и логику объединяет не только общий генезис ( логос ) , но и то , что основой каждой есть мислення.Спильнимы для риторики и этики моральные законы. Риторика всегда стояла и стоит на страже добра: "Риторика - больше для людей добро " ( Платон) . Моральный облик оратора и ритора обеспечивает им успех или неуспих.Риторика является прародительницей для лингвистических наук . Она - предшественница грамматики , культуры речи , поэтики , стилистики , лингвистики текста , социолингвистики , психолингвистики . Крепкие и давние связи риторики с грамматикой . Грамматика в античные времена определялась как искусство (у греков - techne , у римлян - ais ) хорошей речи .

  1.  Риторика і ораторське мистецтво. Риторика як «воля до влади».

Во ораторским искусством следует понимать прежде всего высокая степень мастерства публичного выступления, качественную характеристику ораторской речи, искусное владение живым словом.

Именно желание того, чтобы другой человек принял какое-то положение, осуществила какой-то поступок соотносится с такой философской категорией, как "воля к власти". Она получила широкое распространение благодаря работам известного немецкого философа Фридриха Ницше.Риторика дает возможность любому человеку цивилизованно реализовать свою "волю к власти". Именно в процессе публичных выступлений человек может добиться преимущества над другими людьми.Серед других путей реализации "воли к власти" (принуждение, манипулирование, внушения и т.д.) убеждение

  1.  Передумови зародження риторики та специфіка розвитку в Стародавній Індії.

Как и все с древней жизни , в мифологии находил свое возрождение и дар красноречия

В древнеиндийской мифологии было две богини красноречия . Дочь бога любви Камы богиня слова Вач считалась повелительницей богов , царицей богов , обладательницей несметных богатств , богиней мудрости. В известном эпосе " Ригведа " ей посвящен отдельный гимн. Богиня священного речи Сарасвати была и богиней мудрости и красноречия . считается изобретательницей санскрита и алфавита деванагари , покровительницей наук и искусств. А еще Сарасвати считалась богиней чистой воды , большого потока . Это свидетельствует , что в представлении древних индийцев речь была близка к воде , должна была быть чистой и литься , как вода , свободно , естественно.

Следует обратить внимание на то , что в мифологии и древних эпосах всех народов боги и герои красноречия , слова , голоса, речи и пения были удивительно красивыми , изысканными , одаренными . Народ связывал с языком , с ее влиянием на человека все лучше , чего достигал , что хотел иметь и как его представлял.

  1.  Ораторське мистецтво в Стародавньому Тибеті.
  2.  Передумови зародження риторики в Стародавній Греції.

В греческой мифологии риторику олицетворяла одна из девяти художественных муз прекрасноголоса богиня Каллиопа , дочь Зевса и богини памяти Мнемосины . От имени Мнемосины позже в риторике называться раздел , в котором будут разрабатываться приемы запоминания речей период их подготовки к произнесению - мнемоникой . Каллиопа была покровительницей культуры - риторике парувального слова и пения , поэзии и науки. Она учила петь Ахилла . Скульптурным изображением этой богини стала красивая женщина с навощенных дощечкой и с палочкой ( стилосом ) принадлежности в руках. Одним из ее сыновей - прекрасных певцов - был популярен в греческой мифологии Орфей . Словесными и музыкальными чарами Орфей влиял на богов , людей , птиц , зверей , всю природу.

Божественным голосом чародейство были наделены мифические существа - сирены - полуженщины , полуптицы . Это дочери музы трагедии богини Мельпомены. Они жили на скалах необитаемого острова , волшебным голосом заманивали мореплавателей. Никто не мог устоять против этих чар.

В греческой мифологии был бог насмешки и злословия Мом , злостно разглагольствовал о богах и людей. Зевс прогнал его с Олимпа , и в этом проявилось негативное отношение к сквернословие в греческом обществе .Предсказательница Зевса , богиня слухов Осса , была наделена божественным голосом и называлась "дитя золотой надежды" .

Богиня колдовства Геката , по мифам , помогала людям в общественных делах защищать себя словом.Этот мифологический материал свидетельствует , как благоговейно греки относились к Слову , почитали доброе слово и осуждали зло как ценили большую силу живого слова и верили в нее.В Греции покровительницами красноречия были три богини : богиня убеждения Пейто (гр. Peitho - убеждение ) , спутница Афродиты и Гермеса , и две богини Эриды (гр. Eris ) - богини споров. Одна Эрида - гармоничная , то есть такая, что стремится к гармонии в общении , согласии , компромисса и хочет достичь цели , истины . Вторая Эрида - дисгармоничная , которая идет к победе через конфликт и даже смерть , поэтому ее считали злой , в отличие от первой Эриды . Оттуда же идет традиция различать два основных вида споров : конструктивный , сейчас - это компромиссный , консенсусный путь решаемой проблемы (греки называли его диалектикой ) и деструктивный , конфликтный (у греков - агональное , до агонии , т.е. предсмертного состояния организма ) , его называли эристикой или атональной эристикой . Впоследствии эристикой стали называть оба вида словесных споров

  1.  Внесок Арістотеля, Горгія, Коракса в розвиток риторики як науки.

В 5 в . до н.э. Коракс открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (не дошедших до нас) учебник риторики.

идея Горгия фактически реализацией одного из основных постулатов философии софистики - релятивизма : все относительно - как очаруешь , а отсюда - как убедишь , так и будет.

Именно Горгий утвердил принцип " риторика - мастер убеждения" и разработал ряд средств , которыми оратор может , насолоджуючы душу слушателя и немножко усыпив разум ( "обман мысли") , вести его за собой. Эти средства впоследствии получили название горгийськи ( горгианськи) фигуры : антитеза . Образцом эпидейктическом красноречия стали два произведения Горгия : " Похвала Елене » и « Оправдание Паламеда " .

Изюминкой " аристотелевской теории риторики - ориентация на интеллектуальную наслаждение, которое оратор должен вызвать у слушателей. Именно этим объясняются многочисленные размышления и советы , высказанные Аристотель по поиску способов убеждений и доказательств , композиции речей ( диспозиции ) и стиля языкового выражения и провозглашения промов.Аристотель же ценил в искусстве не прекрасные непонятные чары , а интеллектуальное удовольствие .

Особое значение Аристотель придавал предмету , начала речи , потому, что в поэтическом произведении , по его словам , называется прологом , а в игре на флейте - прелюдией . Они как бы прокладывают путь всей речи .

Аристотель высказал свое мнение и о такой " горгиевську " фигуру , как период , сначала называя его составом ( " слогом " ) .

  1.  Маєвтика  Сократа як метод ефективної комунікації.

давньогрецький.Основою философии и этики Сократа стали добродетель и благо и осуждения зла.Сократ обогатил практическую риторику своими разработками политической полемики и эристики ( с греческого - спорить , состязаться) - споры в процессе поиска истины , спору.Основною признаком эристики Сократа была ирония ( в переводе с греческого - придурювання , притворство ) - скрытый глум.Для бесед Сократа главным было соблюдение логического принципа , чтобы в беседе или речи следующее следовало из попереднього.Сократ считал , что любая речь должна быть построена , будто живое существо , у нее должно быть тело с головой и ногами , к тому же тело и конечности имеют подходить друг к одного.Сократ запомнился потомкам большим скептиком . Будучи мудрым человеком своего времени , он не побоялся сказать : "Я знаю , что ничего не знаю".

Майевтика была предложена Сократом как искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусно заданных наводящие вопросов .

То есть в ходе диалога Сократ вместо прямого утверждения некоторое истины задает такие вопросы и в такой последовательности , что его собеседник , Отвечая на них , сам приходит к утверждению истины ( как бы « рождает истину »).

  1.  Логографія. Лісій як представник логографії.

Афинский. Логограф— составитель судебных речей в Афинах (с конца V в. до н.э.)(писал по заказу судебные речи) от имени клиентов применительно к их характеру, образованности и т.п. — для личных выступлений сторон на суде. Виднейшим из Л. был Лисий.Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против Эратосфена, одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации

  1.  Риторична система Демосфена. Шлях самовдосконалення оратора.

Болезненный мальчик- сирота , которого разорили наглые опекуны , дойдя совершеннолетия , начал отстаивать свои права на наследственное майно.Проте в выступлениях перед большой публикой потерпел неудач . Демосфен понял , в чем проигрывал. Надо думать , как подать , сыграть речь , потому что сами собой упражнения успеха не принесуть.Все жизни подчинял цели стать прекрасным оратором.вин начал физически закаляться , тренировать дыхание и голос : поднимался в горы , читая стихи , набрав в рот камней , перекрикивал шум моря , отрабатывал жесты и мимику. Чтобы избавиться нервного подергивания левого плеча , подвешивал над ним меч. Такие тренировки приучили Демосфена всегда готовиться к речи . Он не выступал без предварительного обдумывания речи , и поэтому над ним пиджартову вал и . Демосфен же доказывал , что истинный сторонник демократии должен готовиться к речи , потому что это знак уважения к народу.Демосфен всю жизнь был страстным сторонником демократии и патриотом Афин. В этом ему не было равных , побеждал он искренностью и пристрастю.Вин считал , что первым условием успеха оратора есть живость , второй - живость и третьей - живость . Демосфен гневными посланиями против царя Филиппа начал в риторике отдельный жанр - филиппики .

  1.   Софістика як явище давньогрецької культури. Софізми.

софистика - Как философское учение , возникшее на этапе распада , разрушения мифологической свидомости.софистика подвергала сомнению возможность вероятного познания истины , существования надежных критериев истины и вообще критически недоверчиво относилась к попыткам ее познания , поэтому направила внимание на ближайшее , конкретный и доступный объект объект познания - человека , его разум и духовную сферу.Софисты ( в переводе с греческого - учителя мудрости , мастера) , исходя из идеи , что объективной истины нет, а может быть только субъективное суждение об истинности , провозгласили , что истинной будет и мысль, убедительнее . Поэтому учителя софистики свою задачу видели в том , чтобы научить убеждать других , уметь умышленно делать мнению , идею слабой или сильною.На развитие риторики влияли философские школы софистов : диалектики , элеаты , пифагорийци.Основою диалектики есть идея учения Гераклита Эфесского о движении и изменчивость мира ( " все течет , все меняется " ) . Софисты распространили эту идею на вещи и людей , на то , что о любую вещь и обо всем может быть несколько думок.Елеаты отстаивали многообразие мнений , скептицизм относительно истины и пытались утверждать свои мысли с помощью гимнастики ума , искусной выстраивания доказив.Пифагорийци под влиянием учения Пифагора о гармонии небесных тел искали гармонию в человеке и находили ее через язык.

Однако главной причиной развития риторики был демократический строй Древней Греции: верховный суд , народное собрание и совет пятисот

  1.  Класична риторика: загальна характеристика.

Классическая риторика была наукой наук, на ней основывались не только ораторское искусство, но и музыка, и живопись, и литература. В дореволюционной России риторика входила в школьные курсы, а в советское время она оказалась забытой, что стало последствием отсутствия необходимости изощренного воздействия интеллектуального порядка, которое было ей присуще.

Риторика в классическом понимании задает наиболее эффективные формулы речевого воздействия. В античные времена это послужило развитию ораторского искусства, а в Средние века привело к возникновению гомилетики — науке о построении проповеди. Риторика, как теория ораторской речи, может рассматриваться и как предтеча политической теории, руководства по ведению политической борьбы.

И до сих пор устная коммуникация занимает ведущее место, что объясняется следующими тремя причинами:

а) динамический характер живого общения, позволяющий приблизить процессы создания и восприятия текста, свести их в одну временную точку;

б) восприятие в толпе резко повышает эффективность, поскольку люди, находящиеся в подобном со стоянии, локоть к локтю, психологически переведены в возбужденное состояние. Профессиональные ораторы стараются заставить людей сесть в аудитории близко друг к другу для достижения эффекта толпы;

в) традиционные средства коммуникации всегда более консервативны и запоздалы по отношению к новым идеям. Они, как правило, находятся под контролем властных структур, поэтому «еретикам» (тем более ниспровергателям) туда пробраться трудно.

Классическая риторика имеет три логически взаимосвязанные части:

Инвенция — отбор аргументов, эмоциональных отсылок.

Диспозиция — расположение отобранного. Элокуция — вербальная реализация отобранного, вплоть до фонетического уровня

  1.   Розвиток риторики в Давньому Римі. Риторичне вчення Цицерона.

Если в Древней Греции занятия риторикой имели массовый характер , то в Древнем Риме это было сферой законодательства , политики , власти - консулов ​​и сенаторов. Политики спорили между собой , отстаивая свои проекты и интересы. А народ ( плебс ) реагировал только шумом. I в. до н. е. характеризуется тем , что в это время был создан учебник по риторике , который называется " К Геренния " .

Цицерон настаивает на связи риторики и философии . первенство принадлежит образованному оратору . В частности , свои ораторские успехи он связывал не из талантом , а с образованием. Без знаний нет настоящего красноречия . Что касается соотношения риторики и философии известный римский оратор отмечает , что философия - это важнейшая часть образования оратора , но часть . Он считает , что в Риме наступили времена для создания идеального просвещенного оратора , оратора -политика , который был бы одновременно и философом .

  1.   Особливості риторичної системи Квінтіліана.

Квинтилиан был сторонником педагогической риторики . Он видел изменения в риторике и упадок традиционного красноречия и причину этого явления видел в плохом обучении и воспитании ораторов. По мнению Квинтилиана , решающее значение для расцвета красноречия имеет личность каждого оратора , его образование и нравственность , занятия философией , выработки вкуса , достоинство в поведении и изысканность в речи . Об этом он написал в большой работе " Ораторское образование" . Квинтилиан высоко ценил красноречие Цицерона , изучал его произведения и использовал их в своей риторической школе . Цицерон видел в образе оратора философа , мыслителя , господина , благодетеля.

  1.   Особливості риторики в епоху Середньовіччя.

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторского искусстве.В теоретическом смысле Средневековая риторика почти ничего НЕ прибавляет к античным разработкам , держится правил Аристотеля и поздних теоретиков ( на Западе - Цицерона ) и лишь перерабатывает их в расчёте Преимущественно на сочинение писем и проповедей.Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпало с самым понятием литературы : в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику , прочно забытую средневековой традицией . В средневековой риторике сохранялось учение об убеждение как об основной задаче и о трех задачах ( « учить , побуждать , развлекать ». Создание произведения , в свою очередь , разделялось на три части: Инвенция - нахождение идей как творческий процесс.Диспозиция , предписывала порядок расположения частей . Элокуция , облекает « идеи» , найденные и эксплицированные посредством Инвенции .

  1.  Гомілетика. Схоластика. Патристика.
  2.   Особливості риторики в епоху Відродження.

В эпоху Возрождения и классицизма риторика перерабатывалась в теорию, применимую ко всякой художественной прозе.

Жёстко-нормативный характер утверждается за европейской риторикой особенно в Италии, где, находит себе применение теория трёх стилей. В истории итальянской риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты. Законодательное направление особенно ярко выражается в деятельности академии делла Круска, задача которой состоит в охранении чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приёмам Горгия в антитезах, ритмическом строении речи, подборе созвучий.Только в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние века.

Из Италии это направление передаётся Франции и другим европейским странам. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона. Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном, ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской риторики можно найти и в истории Французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.

  1.  Місце риторики в суспільному житті в 17-19 ст.

Один из основателей философии Нового времени - английский философ Фрэнсис Бекон.Головне , на что опирается философия Нового времени - это человеческий разум. А риторика , по мнению Ф. Бэкона , как раз и изучает ум , правда , не в его естественной качества ( эта задача диалектики ) , а его ходячему використанни.У целом для представителей философии Нового времени характерно установление и обоснование тех способов доказывания, преимущественно используются в математических науках. Показательной в этом плане является работа французского философа Блеза Паскаля (1623-1662) "О геометрический разум и об искусстве убеждать " . Он различает два пути , с помощью которых человек овладевает понятиями. Это путь разума и путь воли.Новий время - это период , когда бурно развивается парламентское красноречие . В частности , важной политической традиции , сначала в США , а затем и в других странах , стали выступления президентов во время их вступления в посаду.Таким образом , именно в этот период риторика окончательно превращается в дисциплину , которая занимается красотой , изяществом речи. Она все больше отделяется от реальной практики общения и соответственно теряет статус самостоятельной науки . Постепенно складывается негативное представление о риторичность как бессодержательность , высокопарное болтовня т.п. .

  1.   Неориторика: загальна характеристика. Аргументативна та лінгвістична риторика.

Неориторика оформляется в 50 -х гг ст.в главные направления в неориторици с такими условными названиями: аргументативних риторика - направление исследует различные способы аргументации , обоснования в публичных выступлениях. работы Х. Перельмана и Л. Олбрехт - Титекы дала значительный импульс развития собственно теории аргументации и неформальной логики. Идеалом аргументативного дискурса критическая дискуссия. Она направлена ​​на преодоление различия во мнениях через обсуждение того , нужно принимать определенную точку зрения или нет. В критической дискуссии выделяются четыре стадии : стадия конфронтации , стадия открытия дискуссии , стадия аргументации и завершающая стадия.Взагали выступление оратора может состоять из введения , описание проблемы ; аргументация , критика предполагаемых возражений мысли оратора ; завершения ,

Лингвистическая риторика - исследует разнообразные средства выразительности и убедительности речевых сообщений и пытается экстраполировать их на другие типы знаковых систем. Исследуются риторической фигуры и их реализации в различных типах сообщений.представители- Р. Варта, У. Эко и Льежской школы.

Одним из основных стимулов развития неориторики было становление семиотики как общей теории знаковых систем . Отличительной чертой этой дисциплины на сегодняшний день является ее междисциплинарный характер. Это означает , что любое явление или процесс , рассматриваемые с точки зрения их знакового воплощения , могут быть предметом исследования семиотики .

  1.  Р. Барт «Риторика образа».

Рола́н Барт-французский философ-постструктуралист и семиотик.

  1.   Загальна характеристика історичних етапів розвитку риторики.

1 Возникновение риторики (V в. до н. э.)

2 Риторика Аристотеля

3 Эллинистическая и римская риторика

4 Позднеантичная и средневековая риторика

5 Византия

6 Риторика Возрождения и Нового времени

7 Риторика в XIX и XX веке

8 Риторика в России Нового времени

9 Современная школьная риторика в России

  1.   Розвиток риторики на території України.

Окончательное формирование ораторского искусства происходит уже в эпоху Киевской Руси. Немаловажным фактором в этом процессе было , конечно , принятие христианства . Вместе с ним приходит и искусство красномовства.Першим большим христианским проповедником в Киевской Руси был митрополит Иларион . Проявляя традиционную в Киевском государстве любовь к хорошему Слова , Иларион свою торжественную проповедь , произнесенную в 1049 г. в храме Святой Софии в Киеве в присутствии княжеского рода и киевлян , называет " Словом о законе и благодати" . Второй период подъема риторики в Украине приходится на конец XVII - начало XVIII в . Это времена расцвета риторики как учебной дисциплины , когда она преподавалась в Киево - Могилянской академии.Интереснымы личностями были Ивана Вышенского , Сковорода.он оставил богатое научное и литературное наследие , которая имела и имеет влияние на формирование и обогащение стилистической системы украинского языка . Его научные трактаты в жанре монологов и диалогов с традиционными средствами классической риторики и выразительными вкраплениями живомовних элементов , его литературное творчество

  1.   Жанри комунікації.
  2.   Типи підготовки до промови.

Существуют три типа подготовки к публичному выступлению:

o написание полного текста речи;

o запись основных положений (тезисов и аргументов);

o произнесения речи экспромтом.

Первый тип рекомендуется для ответственных, официальных ситуаций.

2й является оптимальным для опытного оратора. Текст не фиксируется раз и навсегда. Речь допускает изменения во время выступления в зависимости от того, как аудитория ее воспринимает.

3й-Преимуществом импровизированной речи можно считать развитие уверенности в себе.

  1.   Переконання як базова категорія риторики. Модуси переконання - етос, логос і пафос.

такие модусы: логос, этос и пафос.

Логос - это средства влияния, которые апеллируют к разуму.

Этос апеллируют к моральным принципам, нормам человеческого поведения.

Пафос апеллируют к чувствам.

  1.   Основні розділи риторики.

1) инвенция (подбор материала);

2) диспозиция (расположение материала);

3) элокуция (словесное выражение);

4) Мемория (запоминание речи);

5) акция (произнесения речи).

  1.   Загальна характеристика інвенції. Фази інвенції.

В первом разделе риторики (инвенции) рассматриваются аспекты разработки предметной сферы речи. На этом этапе оратор должен определить свою стратегию, сформировать замысел речи, развернуть ее тему через подбор соответствующего материала.

  1.   Попереднє моделювання аудиторії.

Закон моделирования аудитории требует от оратора изучения социально - демографических , социально- психологических и индивидуально - личностных признаков аудитории с целью последующего обеспечения контакта с аудиторией в процессе виступу.До социально - демографических признаков относятся: пол , возраст , гражданство , национальность , образование , профессия , состав семьи , зайнятисть.До общественно - психологических : Это такие признаки , как потребности , мотивы поведения , отношение к оратору и предмету речи и уровень понимания того , о чем йдеться.Потребы очень важным понятием в психологии человека , потому что они определяют его жизненные выборы и мотивы поведения . Потребности бывают неосознанные и осознанные . К осознанным потребностям относятся личные , профессиональные и общественные , в том числе и громадянськи.Ставлення к предмету речи и оратора проявляется со стороны слушателей. Реакция их на оратора и предмет речи может быть безразлична , согласительный , конфликтная или конструктивна.Моделювання аудитории означает , что говорящий должен хорошо знать слушателей ( желательно все их признаки и полностью ) , готовиться к встрече с ними , предвидеть, где и когда могут возникнуть недоразумения , а главное , воздействовать на слушателей с помощью материала и мастерства речи так , чтобы дисциплинарные мотивы менялись интеллектуально - познавательными и морально - этическими , потребности слушателей осознавались как профессиональные и общественные , равнодушие изменилась конструктивностью т.п. .

  1.   Поняття топіка. Техніка топосу.

Топос (гр. topos - место) , топики - это риторический понятие, обозначающее общие места в речи . К ним относятся типичные время- пространственные речевые ситуации и описания их , которые легко запомнить и которые почти во всех говорящих одинаковые ( Моя семья я ; В магазине ; В транспорте и т.д. ) . Античная риторика любила топос и разрабатывала заголовки для них ( логограммы ) и схемы , которые легко можно было приспособить к аналогичным ситуациям , а люди , которые разрабатывали такие логограммы , назывались логографами.У риторике используются выражения детальный топос (широкий набор правил и формул речевого поведения ) , техника топоса (умение быстро приспособиться к речевому общению , войти в рамки топосов , удачно задать точно ответить )

  1.   Загальна характеристика диспозиції. Класична структура промови.

1) инвенция (подбор материала);

2) диспозиция (расположение материала);

3) элокуция (словесное выражение);

4) Мемория (запоминание речи);

5) акция (произнесения речи).

Во втором разделе риторики (диспозиции) рассматривается структура ораторской речи. На этом этапе оратор должен организовать материал, изобретенный в процессе инвенции, т.е. расчленить его и обеспечить определенную последовательность в речи.

вступление, основная и выводы. Эта классическая схема сформировалась еще в античные времена. Выделяют также зачин и концовку

  1.   Вступ та його функції.

цель вступления - это установление контакта с аудиторией. Если в первые минуты оратору это не удалось сделать , тогда вряд ли его выступление в целом будет успешным.

Наиболее распространенными являются три приема , которые используются во введении:

o привлечение внимания аудитории ;

o " начало издалека" ;

o " неожиданный вступление " .

2й прием используется преимущественно в конфликтной аудитории. Задача оратора при таких условиях заключается в том , чтобы настроить аудиторию на позитивное восприятие речи .

3й прием предусматривает непосредственное обращение оратора к основной проблеме . Как правило , подобный прием используется в тех ситуациях , когда аудитория уже живо заинтересована в рассмотрении определенной темы , страсти слушателей в разгаре. Тогда оратору нужно начать речь с сильной риторической фигуры. В основном такой фигурой выступает риторический вопрос .

  1.   Види завершення.

Наиболее распространенными являются три приема, используемых в этой части:

· Формулирование выводов

· Рассмотрение перспективы

· Апеллирование

1й-заключается в том, что оратор возвращается к важнейших пунктов главной части.

2й-заключается в том, что оратор определяет гипотетический развитие предмета речи.

3й-заключается в том, что оратор пытается эмоционально завершить свою речь и повлиять на чувства аудитории. Чаще всего используется тогда, когда человек пытается сформировать у слушателей намерен определенным образом действовать.

  1.   Загальна характеристика елокуції. Риторичні фігури і тропи.

Элокуция - третий раздел классической риторики , в котором раскрываются законы языкового выражения предмета общения . учение о стиле и учение о тропах и фигуры). Разработки первого и второго этапов - инвенции и диспозиции - в Элокуция приобретают языкового фигурального выражения. языковых средств, которые способны трансформировать основные значения слова в переносные (тропы ) , и языковых средств , которые способны трансформировать значение синтаксических структур и элементов мысли ( фигуры). На этапе Элокуция развилось учение о стиле. Поэтому этот раздел риторики называют самым красивым и эффективным .

  1.   Загальна характеристика  меморії. Типи сприйняття.

Мемория (от лат. "Memoria" - "память") - это раздел риторики, изучающий особенности запоминания ораторской речи.

Выделяют три способа запоминания:

o механический;

основу которого составляет многократное повторение того, что надо запомнить.

o логический;

основу которого составляет осознание смысловой связи между элементами материала.

o мнемотехнический.

Основывается на том, что материал переводится в другую знаковую систему, в другие образы, которые человеку легче сохранить в памяти

  1.   Загальна характеристика акції. Імідж оратора. Релаксація.

акция ( от лат . " actio " - "действие" ) - это раздел риторики , рассматривающий произнесения оратором речи .

На этапе акции оратор должен грамотно представить аудитории результат своей работы , выполненной на предыдущих этапах.

Оратор не может быть равнодушным к предмету промови.Найповниший образ классического оратора античных времен возникает из трактатов об ораторском искусстве Цицерона : "... Первым и непременным условием для оратора есть природное дарование . Для красноречия необходима особая живость [ гибкость ] ума и чувства " .

После выступления , произнесения речи наступает этап релаксации ( отв. лат . Relaxatio - уменьшение , ослабление ) , то есть приходит физическое и интеллектуально - психологическое напряжение. Хороший оратор обязательно использует это состояние , чтобы " по свежим следам" еще раз пережить выступление , проанализир

  1.   Мова простору.

знаки невербального общения разнообразны. Они включают:

o язык жестов и поз;

o язык мимики;

o парамовленневи характеристики;

o язык пространства;

o язык одежды и язык цветов и т.п..

Для оратора при выступлении важное значение имеет также владение пространством. Язык пространства состоит из нескольких компонентов. В частности выделяют четыре зоны дистанции в общении:

o интимная, между близкими людьми.

o личное, между друзьями.

o социальная;

o публичная.

  1.   НЛП.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) изучает успех, наиболее успешных людей в различных областях деятельности и возможность скопировать их образ мыслей и поведение другими людьми, для достижения успеха. НЛП помогает понять, как зависит наше поведение от нашего мышления, и как поведение окружающих нас людей зависит от нашего собственного поведения. Оно учит нас, как можно научиться думать лучше и добиваться большего.

  1.   PR – зв‘язки з громадськістю.

Связи с общественностью ( англ. public relations , PR ) - искусство достижения взаимопонимания и согласия между людьми , социальными группами , классами , нациями , государствами на основе целенаправленного формирования общественного мнения и управления ею.

В узком смысле - это систематическая деятельность компании, направленная на изменение убеждений, отношения , мыслей ( мнений ) и поведения различных групп людей (целевых групп ) в отношении компании , ее продуктов , услуг , а также конкретных проблем , идей и действий .

Учитывая целевые аудитории ( СМИ , конечные потребители , чиновники , общественные организации ) целесообразно выбирать те или иные инструменты PR , или их сочетание .

Сотрудничество со СМИ - предоставление интервью и комментариев по определенным вопросам , распространение новостей в виде пресс - релизов или креативных рассылок , написание и размещение статей на платной основе. Иногда бывает и так , что специалисты по PR выполняют функции журналистов - пишут статьи на узкоспециализированную тематику , в которой мало кто , кроме них , понимает . В этом аспекте близким является понятие « Паблисити » , в котором сотрудничество со СМИ является его основным компонентом.

Интернет продвижение - использование агентов влияния на коммуникационных площадках Интернета , вирусное распространение информации.

Специальные события - мероприятия ( хэппенинги ) , целью которых является краткосрочное привлечение внимания основном СМИ , иногда конечных потребителей и других целевых аудиторий . К ним можно отнести как пресс - конференции , пресс -туры , круглые столы , так и презентации бытовой техники в формате вечеринки , благотворительные мероприятия , фотосессии.

Продакт плейсмент - как непреднамеренная демонстрация в фильмах , телевизионных передачах , компьютерных играх , музыкальных клипах или книгах коммерческих продуктов или логотипов . Этот прием можно рассматривать как PR - так и рекламный инструмент.

Сарафанное радио - распространение слухов через агентов влияния . Может происходить как « в реальной жизни » , так и Интернете.

Конкурсы и розыгрыши призов - могут происходить на базе СМИ или отдельно .

  1.  Поняття суперечки, види суперечок.

спор - это коммуникативная ситуация , где имеется активное отношение к позиции собеседника , что выражается в ее критической оценке.

Обязательными участниками спора является пропонент , оппонент и аудитория .

 несколько классификаций споров. Во-первых , спор по форме может быть дискуссией , полемикой ( борьбу принципиально противоположных мнений по какому-либо вопросу ) , диспутом или дебатами . Если участники дискуссии или диспута , отстаивая противоположные мнения , пытаются прийти к консенсусу , какой-то единой мысли , найти общее решение , установить истину , то цель полемики совсем другое . Здесь нужно одержать победу

  1.   Риторичні погляди Платона в межах діалогів «Федр» або «Горгій».
  2.   Основні засади вчення Д.Карнегі.

Дейл Карнеги , американский писатель , лектор , стоявший у истоков создания теории общения , который перевел теоретические разработки психологов в практическую область и разработал собственную теорию бесконфликтного и успешного спилкування.В ходе работы Карнеги постепенно разрабатывал уникальную систему обучения навыкам общения . Настоящий успех и признание читателей пришли к Карнеги в 1936 году , когда на книжных полках многих магазинов появилась книга « Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» . Он убеждал читателей , что понравиться может каждый и каждому , главное хорошо преподнести себя собеседнику . Книга «Как прекратить волноваться и начать жить » посвящена способам преодоления стрессов и тому, как активизировать в себе здравый глузд.жив по принципу того , что нет плохих людей. А есть неприятные обстоятельства , с которыми можно бороться , и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим людям .




1. 2011} Про затвердження Порядку заборони зупинення та вилучення з обігу лікарських засобів на
2. РЕФЕРАТ Специальность 073100 Метеорология сту
3. Восемь помыслов и борьба с ними по творениям св
4.  Українське козацтво
5. Business meetings re usully with the Queen~s Privte Secretry nd they strt t 9
6. Глубинные аспекты мужской психологии
7. Роль НАТО в области международного сотрудничество
8. измов начала 20века
9. Простые и составные числа. Каноническое разложение на множители.
10. Планирование бюджетных доходов
11. Положение в таблице Менделеева- 4 группа главная подгруппа 2 период.html
12. rdquo; Тиссо Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших мет
13. Тарих ~айталанады Болаша~ты аны~тау ~шін ~ткен ша~ты зерттеу керек
14. Можно ли избежать столкновение цивилизаций
15. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Научная библиотека
16.  Правило Рунге для подвійного перерахунку похибок
17. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Дніпроп
18. 140 гБлагодаря выше перечисленным свойствам кулирная гладь это идеальный материал для изготовления маек ф
19. предложение актуальное членение интонация ориентация на участников речи Информативные ~ описание по
20. ТЕМА 55. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ ПЛАН Введение 1